Научная статья на тему 'Проблемы развития отрасли по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов в Республике Башкортостан'

Проблемы развития отрасли по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ АВТОСЕРВИСНЫХ УСЛУГ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ / АВТОСЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ / ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ / КООПЕРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА / МЕТОДИКА ПЯТИ СИЛ ПОРТЕРА / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ / АВТОРИЗИРОВАННЫЕ ФИРМЕННЫЕ СЕРВИСНЫЕ ЦЕНТРЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАСТЕРА / INDUSTRY OF VEHICLES AND MOTORCYCLES' REPAIR / SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION / CAR SERVICE / CAR SERVICE ENTERPRISE / FACTORS OF ECONOMIC ADVANCEMENT OF THE INDUSTRY / DEALERSHIP NETWORK / COOPERATIVE CAR SERVICE ENTERPRISES / PORTER'S FIVE FORCES MODEL / GENERAL PURPOSE COMPANIES / AUTHORIZED SERVICE CENTERS / INDIVIDUAL MASTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевалдина Елена Ивановна, Шевалдина Юлия С.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с современными проблемами развития отрасли по ремонту автотранспортных средств (АТС) и мотоциклов в Республике Башкортостан. Изучены основные государственные программы по развитию авторемонтной отрасли, а также определена роль государства в регулировании экономического развития данной отрасли. Установлено, что органы государственного управления не в достаточной степени решают вопросы создания эффективных механизмов гарантированного обслуживания, в первую очередь для социально незащищенных слоев населения, несмотря на то, что на социально значимых направлениях данной сферы услуг отношения между государством и предприятиями стали становиться все более регламентированными законодательно и «прозрачными» для контроля и оценки эффективности. Рассмотрены факторы, благоприятствующие развитию рынка, и сдерживающие развитие факторы. Среди главных экономических моделей предприятий автосервиса легковых автомобилей в статье изучены следующие типы: предприятия общего назначения, производящие ремонт всех видов легковых автомобилей и имеющие централизованные склады с набором запасных частей; дилерские центры, специализированные предприятия или авторизированные фирменные сервисные центры, имеющие прямые связи с заводами-изготовителями и обеспечивающие ремонт и техобслуживание нескольких фирм по их поручению; частные предприниматели и индивидуальные мастера, не имеющие юридической регистрации; подразделения промышленных предприятий, осуществляющие обслуживание собственных легковых автомобилей. При оценке конкурентоспособности и привлекательности индустрии по ремонту АТС и мотоциклов в РБ использована методика пяти сил Портера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development the industry of repair vehicles and motorcycles in the Republic of Bashkortostan

This article deals with issues connected with the modern problems of the development the industry of vehicles and motorcycles’ repair in the Republic of Bashkortostan. It considers the main government programs for the development the industry of vehicles’ repair, and defines the role of the state in regulating economic advancement of the industry. It reveals the fact that the government does not completely resolve problems of establishment effective guaranteed service mechanisms, first of all, for vulnerable social groups, despite the fact of more regulated by law and «transparent» for monitoring and evaluation of the efficiency relations between the state and enterprises in socially important areas of the service industry. It studies factors favoring the development of the market and the factors constraining this development. Among the principal economic models of car service enterprises the article examines the following types: general purpose companies repairing all types of cars and having centralized storage’s with a spare parts kit, dealerships, specialized centers or authorized service centers having direct contacts with manufacturers and providing repair and maintenance of several firms on their demand, private entrepreneurs and individual masters without legal seat, industrial units engaged in maintenance. Porter’s five forces model is used in estimating competitiveness and attractiveness of vehicles and motorcycles’ repair industry in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития отрасли по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов в Республике Башкортостан»

Шевалдина Е.И. Шевалдина Ю.С.

кандидат социологических наук, доцент студентка I курса специальности «Государственное

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный и муниципальное управление»

университет экономики и сервиса», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный

Россия, г. Уфа университет экономики и сервиса»,

Россия, г. Уфа

УДК 248.05

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПО РЕМОНТУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье рассматриваются вопросы, связанные с современными проблемами развития отрасли по ремонту автотранспортных средств (АТС) и мотоциклов в Республике Башкортостан. Изучены основные государственные программы по развитию авторемонтной отрасли, а также определена роль государства в регулировании экономического развития данной отрасли. Установлено, что органы государственного управления не в достаточной степени решают вопросы создания эффективных механизмов гарантированного обслуживания, в первую очередь - для социально незащищенных слоев населения, несмотря на то, что на социально значимых направлениях данной сферы услуг отношения между государством и предприятиями стали становиться все более регламентированными законодательно и «прозрачными» для контроля и оценки эффективности. Рассмотрены факторы, благоприятствующие развитию рынка, и сдерживающие развитие факторы. Среди главных экономических моделей предприятий автосервиса легковых автомобилей в статье изучены следующие типы: предприятия общего назначения, производящие ремонт всех видов легковых автомобилей и имеющие централизованные склады с набором запасных частей; дилерские центры, специализированные предприятия или авторизированные фирменные сервисные центры, имеющие прямые связи с заводами-изготовителями и обеспечивающие ремонт и техобслуживание нескольких фирм по их поручению; частные предприниматели и индивидуальные мастера, не имеющие юридической регистрации; подразделения промышленных предприятий, осуществляющие обслуживание собственных легковых автомобилей. При оценке конкурентоспособности и привлекательности индустрии по ремонту АТС и мотоциклов в РБ использована методика пяти сил Портера.

Ключевые слова: индустрия автосервисных услуг, система государственного регулирования, техническое обслуживание автомобилей, автосервисное предприятие, экономические факторы развития отрасли, дилерская сеть, кооперация предприятий автосервиса, методика пяти сил Портера, предприятия общего назначения, авторизированные фирменные сервисные центры, индивидуальные мастера.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT THE INDUSTRY OF REPAIR VEHICLES AND MOTORCYCLES IN THE REPUBLIC

OF BASHKORTOSTAN

This article deals with issues connected with the modern problems of the development the industry of vehicles and motorcycles' repair in the Republic of Bashkortostan. It considers the main government programs for the development the industry of vehicles' repair, and defines the role of the state in regulating economic advancement of the industry. It reveals the fact that the government does not completely resolve problems of establishment effective guaranteed service mechanisms, first of all, for vulnerable social groups, despite the fact of more regulated by law

and «transparent» for monitoring and evaluation of the efficiency relations between the state and enterprises in socially important areas of the service industry. It studies factors favoring the development of the market and the factors constraining this development. Among the principal economic models of car service enterprises the article examines the following types: general purpose companies repairing all types of cars and having centralized storage's with a spare parts kit, dealerships, specialized centers or authorized service centers having direct contacts with manufacturers and providing repair and maintenance of several firms on their demand, private entrepreneurs and individual masters without legal seat, industrial units engaged in maintenance. Porter's five forces model is used in estimating competitiveness and attractiveness of vehicles and motorcycles' repair industry in the Republic of Bashkortostan.

Key words: industry of vehicles and motorcycles' repair, system of public administration, car service, car service enterprise, factors of economic advancement of the industry, dealership network, cooperative car service enterprises, Porter's five forces model, general purpose companies, authorized service centers, individual masters.

Государственные органы управления экономикой и, в частности, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан, Министерства транспорта Российской Федерации и Республики Башкортостан уделяют достаточное внимание развитию деятельности по ремонту АТС и мотоциклов.

Изменения, происходящие в сфере деятельности по ремонту АТС и мотоциклов, проявились, прежде всего, в следующих аспектах. Органы государственного управления вместе с законодательной властью усовершенствовали механизмы «рамочного» административно-экономического управления отраслью, которые соответствуют современным условиям. При этом в сферу управления и контроля стали вовлекаться все субъекты деятельности независимо от форм собственности, ведомственной и отраслевой принадлежности. Это способствовало общему повышению организованности рынка услуг по данному виду деятельности, увеличению защищенности потребителей и добросовестных предпринимателей.

Главным средством госуправления долгосрочным развитием отрасли стали следующие целевые программы: государственная программа утилизации подержанных автомобилей 2014 года выпуска («Программа по обновлению парка автотранспорта»), государственная программа «Создание автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок» на 2009-2013 годы, государственная программа «Развитие пассажирского автотранспорта на 2009-2010 годы», государственная программа модернизации транспортной системы России на 2002-2010 годы, государственная программа «Развитие транспортной системы России на 20102015 годы», первая программа обновления автопарка, проводившаяся по приказу Минпромторга РФ от 14.01.2010 г. № 8 «Об утверждении порядка эксперимента по стимулированию приобретения новых

автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию», - которые были обеспечены действительными государственными гарантиями (льготы, кредиты, правовая поддержка и т. д.), и иные программы регионального уровня. Программы стали главным инструментом содействия федерального уровня и субъектов Федерации при решении проблем развития в этой сфере.

Государство, учитывая принцип конкурентоспособности и свободного рынка, постепенно улучшало систему контроля и регулирования деятельности по ремонту АТС и мотоциклов, началось развитие и практика реального коммерческого регулирования. Возросла роль субъектов Федерации в организации и регулировании деятельности по ремонту АТС и мотоциклов на соответствующих территориях. Определяющим в решении этого вопроса стало развитие федерального законодательства, которое отдало большинство решений на откуп регионам, а также установило достаточно серьезные и единые принципы осуществления и регулирования деятельности по ремонту АТС и мотоциклов на территории России.

Значительную роль в развитии системы регулирования, привлечении и использовании инвестиций, профессиональном обучении, других аспектах деятельности данной отрасли стали играть созданные «снизу» ассоциации предприятий и предпринимателей, работающих в различных отраслях, связанных с ремонтом. Органы государственного управления при этом решают вопросы создания эффективных механизмов гарантированного обслуживания, в первую очередь - для социально незащищенных слоев населения. На социально-значимых направлениях данной сферы услуг отношения между государством и предприятиями стали становиться все более регламентированными законодательно и «прозрачными» для контроля и оценки эффективности. Наблюдается более активное включение негосударственных предприятий в обслуживание «социальных» секторов рынка услуг по ремонту.

Произошло насыщение и развитие рынка ремонтных услуг на основе создания условий конкуренции предприятий, а также дальнейшее изменение структуры

собственности в направлении разгосударствления и приватизации. Отрасль стала опираться, прежде всего, на мелкие и средние негосударственные предприятия.

В связи с увеличением темпов роста экономики в Башкортостане, которые сейчас выше чем во многих регионах, нельзя обойтись без развития логистики, транспортных коммуникаций и обновления автомобильного парка. Последнее обстоятельство требует некоторого реформирования всей системы технического обслуживания, которая осуществляет эксплуатацию,

Количество легковых ав!

поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего периода его эксплуатации.

Интенсивный темп увеличения автопарка в Башкортостане обусловлен следующими причинами: возрастание покупательской способности, привоз новых и подержанных автомобилей из-за рубежа, увеличение сроков «жизни» автомобилей. Данный факт свидетельствует о необходимости последующего развития профессионального сервисного обслуживания на промышленной основе.

Таблица 1

мобилей на 1 000 человек

Показатели 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Российская Федерация 178,6 240,5 253,8 270,6 287,3 301,7

в % к предыдущему году 134,6 105,5 106,6 106,1 105,0

Уральский федеральный округ 174,9 254,1 265,8 283,6 304,1 307,5

в % к предыдущему году 145,2 104,6 106,6 107,2 101,1

Приволжский федеральный округ 149,8 209,3 225,0 237,8 258,0 259,1

в % к предыдущему году 139,7 107,5 105,6 108,4 100,4

Республика Башкортостан 179,6 236,9 252,4 277,8 253,1 307,3

в % к предыдущему году 131,9 106,5 110,0 91,1 121,4

Наш рынок стал частью общероссийского рынка, ориентированного на потребителей, и все, что выгодно потребителям, уже внедряется теми предприятиями, которые хотят развиваться и иметь перспективы развития. В мире сотни тысяч автосервисов заняты этим бизнесом и весьма прибыльны, а это возможно только при современных организации и управлении компанией.

Достойный сервис по мировым стандартам предусматривает: высококачественное обслуживание и ремонт техники, доставку машин после обслуживания точно в обговоренный день и час, разумные цены, доброжелательное обслуживание самих заказчиков, эффективную, аккуратную и быструю офисную работу - оформление заказ-нарядов, подготовку документации и т. д.

Для продвижения региона на федеральном и мировом уровнях нужно учитывать влияние следующих тенденций:

• рост технологических требований к ремонту;

• рост экологических требований к отремонтированной технике;

• автоматизация технологических процессов;

• изменения в политике производителей автомобилей;

• изменения в политике страховых компаний;

• изменения в законодательстве;

• создание сетей фирменного сервиса (в перспективе);

• рост технологических требований к ремонту.

Основными направлениями повышения уровня

качества услуг автосервисных предприятий являются:

• совершенствование технологии выполняемых услуг;

• сокращение времени выполнения заказов;

• повышение общей культуры и репутации предприятия.

Условия развития рынка услуг по ремонту АТС и мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в Республике Башкортостан привели к его разделению на три сегмента.

Первый сегмент - дилерская сеть с долей рынка в 25 %. Основными характеристиками данного сегмента является высокое качество обслуживания и высокая цена. Гарантийное обслуживание предполагает регулярное посещение сервисного центра для проведения профилактики и, если потребуется, ремонтных работ как автомобиля, так и его отдельных запчастей. Цена услуг авторизированных центров выше, чем в независимых или частных мастерских. Средний оборот одного автосервисного центра около 140-150 тыс. долларов в месяц [1].

Второй сегмент, занимающий 60 % рынка, - это независимые автосервисные предприятия и предприятия по ремонту техники.

Третий сегмент, занимающий 15 %, - индивидуальные мастерские, которые составляют инфраструктуру технического сервиса, обеспечивающую обслуживание АТС, мотоциклов и бытовой техники послегарантийного периода эксплуатации. Деятельность большинства независимых предприятий, которые составляют три четверти от общего количества, характеризуется низкой организацией производства работ и рентабельностью.

Противоположная ситуация по сравнению с Европой. Например, в Германии по данным за 2011 год, большую часть рынка занимают дилеры - 50 %, независимые ремонтники - 25 %, а остальные 25 % - сервисы при заправках и самодельщики.

В Европе активное развитие получили PitStop сервисные станции, интегрированные, к примеру, в моечные и заправочные комплексы. Это достаточно удобный и современный формат, который позволяет автолюбителю или мотоциклисту получить сервисные услуги комплексно [2].

Зарубежные сети по ремонту не стремятся пока на российский рынок. Помимо BOSCH AUTO SERVICE, которая уже работает на нашем рынке, ведущими в Европе являются сервисные сети AUTOFIT, 1А AUTO-SERVICE, PIT-STOP AUTO SERVICE. Эти сети созданы производителями запасных частей и оборудования или крупнейшими оптовыми компаниями при содействии соответствующих союзов и ассоциаций.

Инвестиционная политика в отрасли по ремонту АТС и мотоциклов предусматривает, прежде всего, техническое и технологическое перевооружение, а также улучшение инфраструктуры. По мере снижения инфляции вложения в развитие сектора станут все более привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов. Прямые государственные инвестиции в сферу ремонта сохранятся в ограниченном масштабе только на социально значимые виды деятельности. Лизинг получит распространение не только как форма целевой государственной поддержки, но и как естественный механизм кредитования предприятий и предпринимателей.

Ситуацию с инвестициями в отрасли в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием

потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Так, например, прогнозируя рост автомобильного рынка и изменение предпочтений потребителей, в Российской Федерации с 2005 года для привлечения инвестиций иностранных автопроизводителей был введен режим «промышленной сборки», предусматривающий поэтапную локализацию производства автомобильной техники и компонентов на территории России. В результате часть прямого импорта автомобильной техники была замещена продукцией, произведенной в Российской Федерации. Это также способствует развитию отечественного ремонтного рынка, так как появляется больше специалистов, занимающихся ремонтом иностранных автомобилей и мотоциклов [3].

Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сферу ремонта, положительные, в первую очередь, для конечных потребителей, оказались недостаточными для ее полноценного развития. По этой причине для развития отдельных направлений сферы услуг по ремонту были приняты программы развития. Так, например, отдельно по автотранспорту правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики 10 ноября 2009 года было принято решение о разработке программы развития сферы автотранспорта России на период до 2020 года.

На данный момент наблюдается стабильный рост рынка продаж, что также влияет и на сферу технического обслуживания АТС и мотоциклов.

Таблица 2

Оценка темпов роста и объемов рынка отрасли (доля в ВРП) в РБ, ПФО, УрФО, РФ и мире: 2014 год

Вид деятельности РБ ПФО УрФО РФ

Объем услуг по ОКУН, млн. руб. S 651,6 62 677,0 29 54S,S 329 324,1

Темп роста объема услуг, % 109,4 12S,5 110,7 100,0

Доля отрасли в ВРП, % 16,7 13,7 11,1 1S,0

Темп роста доли отрасли в ВРП, % 109,2 102,2 100,0 9S,9

Факторы, благоприятствующие развитию рынка:

- увеличение количества автомобилей и мотоциклов соответственно увеличивает объем работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов;

- повышение среднего уровня покупательской способности населения;

- тенденция ускорения темпа жизни, когда выбор отдается скорости и качеству.

Сдерживающие факторы рынка:

- недоработанная нормативно-правовая база;

- сложность подбора квалифицированного пер-

сонала, соответствующего всем необходимым требованиям;

- нехватка площади, а также высокая стоимость аренды земли;

- теневой бизнес (гаражный бизнес).

Кроме экономического эффекта, возникающего при развитии авторемонтной сети, имеется эффект социальный. Он складывается из следующих составляющих:

- создание рабочих мест и снижение безработицы. Здесь имеются в виду как прямые рабочие места, так и сопряженные (обусловленные технологической

цепочкой и необходимостью создания вспомогательных и поддерживающих производств) и косвенные (обусловленные повышенным спросом на товары по воспроизводству привлеченной рабочей силы);

- снижение непроизводительных затрат общественного времени (уменьшение времени очередей на обслуживание, на перегон автомобилей, на их вынужденный простой из-за технической неисправности и т. д.);

- повышение уровня технического обслуживания автомобилей, снижающее вероятность ДТП (за счет предоставления комплекса более квалифицированных услуг, заменяющих самообслуживание автотранспортных средств).

В настоящее время в сфере ремонтных услуг имеют место тенденции возрастания объема предоставляемых услуг; выхода отечественных представителей на международный рынок и, соответственно, необходимости повышения конкурентоспособности ремонтных услуг.

Все вышеперечисленные факторы говорят о необходимости пересмотра общей парадигмы управления для предприятий в сфере ремонтных услуг. Стратегическая роль в выживании и дальнейшем развитии предприятия в современных экономических условиях отводится персоналу.

На ремонтных предприятиях фактором, тормозящим развитие кадровой деятельности, выступает ряд экономических и социально-психологических стереотипов сознания менеджера и работника кадровых служб, профессиональное развитие которых происходило в иной социально-экономической формации.

Качество услуг, применение гибких цен и гарантий на выполнение работы является основой имиджа, деловой репутации любого авторемонтного предприятия. Однако не меньшее значение в создании деловой репутации и повышении конкурентоспособности имеет культура обслуживания (внимательное отношение к клиентам, внешний вид и манера общения персонала, вид здания, рабочего места и др.). Необходимо стремиться к тому, чтобы вызвать у клиента доверие, желание и потребность в услугах СТО.

В целом отсутствие положительных управленческих традиций кадровой сферы, отсутствие прогрессивных технологий и методов работы с персоналом, отсутствие профессиональных работников, соответствующих требованиям современной науки и практики в области кадрового менеджмента являются характерными чертами ремонтных предприятий в области кадровой политики. Средний возраст работников ремонтных предприятий составляет 40-45 лет для средних и 35-40 лет для мелких предприятий. Менеджеры и специалисты в основном имеют среднее специальное образование; на мелких предприятиях определилась тенденция увеличения доли молодых, 25-30 лет,

менеджеров и специалистов, имеющих высшее управленческое либо экономическое образование [4].

В Башкортостане производят подготовку специалистов, работающих в отрасли по ремонту АТС и мотоциклов, в следующих учебных заведениях:

УГНТУ. Механический факультет (механика и конструирование машин, технологические машины и оборудование), архитектурно-строительный факультет (автомобильные дороги и технологии строительного производства), октябрьский филиал (механика и технология машиностроения).

УГУЭС. Факультет техники, технологии сервиса и пищевых производств (бытовые машины и приборы, технологические машины и оборудование).

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (башкирский филиал), факультет автомобильного транспорта.

Автотранспортный колледж. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

На базе автотранспортного колледжа открыта специализация кузовного ремонта совместно с концерном Dupont.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего в России насчитывается 354 учебных заведения, занимающихся подготовкой специалистов по ремонту АТС и мотоциклов.

При оценке конкурентоспособности отрасли по ремонту АТС и мотоциклов в РБ, в РФ и мире по методике пяти сил Портера для оценки привлекательности индустрии предлагается подвергнуть анализу следующие пять сил:

• Угроза появления на рынке новых игроков (конкурентов).

• Угроза со стороны товаров-заменителей.

• Влиятельность покупателей.

• Влиятельность поставщиков.

• Конкуренция среди работающих в индустрии фирм.

Привлекательность индустрии, отрасли, услуги будет тем выше, чем слабее эти пять сил.

Угроза появления на рынке новых участников (конкурентов)

Теоретически любая индустрия, позволяющая заработать доход выше среднего (или получить возврат на капитал выше, чем стоимость капитала), привлекает к себе неограниченное количество игроков. На практике, массового паломничества в данную индустрию может и не случиться, если она защищена от вторжения барьерами на вход (entry barriers). В качестве таких барьеров могут выступать:

1. Высокие требования по первоначальному капиталу.

2. Экономия масштаба.

3. Преимуществo абсолютной стоимости (преимущество по себестоимости, полученное теми участниками рынка, которые вошли в индустрию раньше

других, за счет приватизации наиболее дешевых источников сырья или за счет «экономии обучения»).

4. Узнаваемость брендов и покупательская лояльность.

5. Доступ к каналам распространения.

6. Государственные и юридические барьеры.

7. Репрессии со стороны уже работающих в индустрии фирм.

Последние десять лет были благоприятными для отрасли по ремонту АТС и мотоциклов, но вот в последний год оборoт организаций по ремонту АТС и мотоциклов пошел на спад и достиг уровня 2010 года. Это значит, что снизилась привлекательность данной индустрии, усилились барьеры на вход. Причин этому может быть несколько. Во-первых, это появление государственных и юридических барьеров. Политическая ситуация в мире не благоприятна для экономического рoста, что сказывается на различных отраслях хозяйства.

Угроза со стороны товаров-заменителей

Цена, которую покупатели готовы заплатить за товар или услугу, зависит от доступных на рынке альтернатив. Отсутствие близких заменителей продукта (как, например, в случае с бензином, запасными частями), означает относительную нечувствительность покупателей к цене. В обратном же случае, когда на рынке существуют близкие товары-заместители, покупатель будет склонен переключиться на такие товары в случае увеличения цен на оригинальные товары.

Основным фактором, определяющим насколько близко находится товар-заместитель к оригинальному товару, является сравнение соотношений цена и качество для оригинального товара и товара-заместителя. Чем более схожи эти характеристики, тем бoльше склонность покупателя к переключению на товар-заменитель. Количество организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт, возрастало вплоть до 2013 года, что связано с программой льготного кредитования, когда гражданам предоставлялись субсидированные государством кредиты, и с программой утилизации автомобилей. Соответственно, выросло количество не только продаваемого автотранспорта, но и количество дополняющих товаров (деталей, узлов, моторного топлива). Начиная с 2013 года наблюдается снижение количества таких организаций. Но это связано не с наличием товарoв-заменителей, а с экономическим кризисом. То есть спрос понижается, и продавцы уходят с рынка, не выдерживая конкуренцию [5].

Влиятельность покупателей и продавцов

В любой индустрии организации осуществляют деятельность на двух рынках - на рынке входящих ресурсов (input) и рынке исходящей продукции (output). В первом случае организация покупает сырье и мате-

риалы, компоненты, финансовые услуги и рабочую силу. Во втором случае фирма продает готовые товары и услуги покупателям. В обоих случаях эта деятельность создает добавочную стоимость как для покупателей, так и для продавцов. То, каким образом эта добавочная стоимость распределяется между покупателем и продавцом, зависит от их относительной экономической влиятельности (relative economic power).

Влиятельность покупателей зависит от следующих факторов:

1. Чувствительность к цене (чем выше чувствительность покупателей к цене продукта, тем менее привлекателен данный рынок для продавца).

2. Размер и концентрация покупателей по сравнению с продавцами (чем меньше покупателей на рынке и чем больше объем их покупок, тем большей влиятельностью они обладают).

3. Своевременная информированность покупателей (чем выше информированность покупателей о продавцах, их ценах и затратах, тем лучшими возможностями для снижения цены эти покупатели обладают).

4. Возможности для вертикальной интеграции (способность покупателя, вместо покупки товаров или материалов у поставщика, организовать их выпуск самостоятельно).

Влиятельность продавцов (поставщиков) зависит от тех же самых факторов, что и влиятельность покупателей, за тем лишь исключением, что теперь фирмы в индустрии выступают покупателями, а поставщики - продавцами.

Ситуация на рынке по ремонту АТС и мотоциклов складывается следующим образом: спад в период экономического кризиса в 2009 году и резкий последующий рост, а затем понижение в 2013 году. Падение связано с тем, что потребители, оценив, свои финансовые возможности, стали сокращать свои расходы на те услуги, которые они могут сами себе оказать. Так же и в сфере услуг по ремонту АТС и мотоциклов, граждане частично отказались от компаний, профессионально этим занимающихся, в пользу самостоятельного ремонта и обслуживания. Из-за падения на рынке возникла большая конкуренция, и многие обслуживающие компании прекратили свою деятельность. Также повысилась цена, что повлияло на привлекательность данного рынка для покупателей [8].

Конкуренция среди работающих в индустрии фирм

Общее состояние конкуренции в отрасли по ремонту АТС и мотоциклов определяется следующими параметрами:

• Концентрация конкуренции.

• Разнообразие конкурентов (чем больше различие между конкурирующими фирмами, тем менее комфортна данная индустрия для ее участников).

• Различия продуктов (чем меньше различий между продуктами, тем сильнее борьба за покупателя,

тем менее комфортна данная индустрия для ее участников).

• Барьеры на выходе (например, когда стоимость производственных мощностей высока, и большая ее часть будет потеряна при выходе из индустрии -игроки менее склонны покидать данную индустрию, - обстоятельство, которое приводит к чрезмерной концентрации и низкой марже в индустрии).

• Экономия масштаба (если потенциальная экономия за счет масштаба производства значительна,

Показатели, влияющие I по ремонту автотранспор

фирмы склонны к агрессивной ценовой политике для достижения необходимого объема продаж).

• Соотношение постоянных и переменных затрат (если доля постоянных затрат значительно выше доли переменных затрат в себестоимости продукта или услуги, фирмы будут склонны продавать дополнительные единицы продукции практически по любой цене, покрывающей переменные затраты, - последствия для прибыльности индустрии могут быть самыми плачевными).

Таблица 3

объем и структуру услуг ых средств и мотоциклов

Показатели 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Население РБ, тыс. человек 4 066,3 4 072,3 4 072,1 4 064,2 4 060,9 4 069,7

в % к предыдущему году - 100,3 99,8 99,8 99,9 100,2

Население Уфы, тыс. человек 1 036,0 1062,3 1 065,7 1 072,3 1 077,7 1 096,7

в % к предыдущему году - 102,9 100,1 100,6 100,5 100,1

Среднедушевые доходы населения РБ, руб. 6 886,5 17498,9 19 029,8 21 267,5 23 892,3 -

в % к предыдущему году - 100,5 108,7 111,7 112,3 -

Наличный парк АТС в РБ, единиц 1 055 167,0 1 217 868,0 1 275 165,0 1 246 234,0 1 543 522,0 1 602 133,0

в % к предыдущему году - 100,9 104,7 97,7 123,8 103,7

Наличный парк АТС в ГО г. Уфа, единиц 287 044,0 325 317,0 333 552,0 330 870,0 410 799,0 478 285,0

в % к предыдущему году - 99,8 102,5 99,1 124,1 116,4

Количество АТС на 1 000 человек, РБ 259,4 299,2 313,1 306,6 380,0 393,6

в % к предыдущему году - 104,6 104,6 97,9 123,8 103,5

Количество АТС на 1 000 человек, Уфа 277,0 306,2 312,9 308,5 381,1 436,1

в % к предыдущему году - 95,8 102,1 98,5 123,5 114,4

По результатам исследования можно выделить три модели развития отрасли по ремонту АТС и мотоциклов:

1. Развитие на основе внутренних ресурсов расширения материально-технической базы, расширения спектра оказываемых услуг, внедрения инноваций. Реализация такой модели связана с определенными проблемами:

- кадровые проблемы. Как и во многих других отраслях, рынок предприятий автосервиса испытывает большой дефицит кадров. Причинами такого положения являются быстрый рост рынка автомобилей и практически разрушенная система среднего специального образования;

- проблемы материально-технического обеспечения. Развитие предприятия по оказанию услуг технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования требует серьезных капитальных вложений. И самой основной проблемой является отсутствие собственных площадей, что осложняет деятельность предприятий автосервиса на долгосрочную перспективу;

- финансовые проблемы. Многие автосервисные предприятия относятся к малым предприятиям. При

этом высокие процентные ставки по кредитам сделали финансовые ресурсы доступными далеко не для всех желающих. Основным барьером, который стоит на пути расширения операций банков с предприятиями малого бизнеса, является их высокий уровень риска.

2. Кооперирование авторемонтных предприятий и, следовательно, укрупнение бизнеса в целом как результат его концентрации. Несмотря на то, что наиболее распространенной и значимой формой организации крупного предпринимательства является корпорация, объединение малых организаций в условиях интеграции является достаточно перспективным направлением их развития. Поэтому второй подход основан на базе партнерства или интеграции бизнеса по двум направлениям: аутсорсинг, когда ведущая организация передает ресурсы и ряд функций участникам корпорации - специализированным организациям - и оставляет за собой только те функции, выполнение которых реализует главные конкурентные преимущества [7].

3. Вхождение в сеть дилерских автосервисов. Официальный дилер является непосредственным представителем завода, который сделал автомобиль. Проблема реализации такой модели связана с тем, что

официальные дилеры проходят серьезную аккредитацию у производителя. Чтобы получить статус дилера, необходимо сделать серьезные денежные вложения в помещение, качественное оборудование, подбор и обучение персонала. Каждый год дилер должен проходить проверку на соответствие дилерским стандартам.

Список литературы:

1. Автомобильная промышленность и рынок автомобильной техники России: итоги 2009 и прогноз на 2010 год // Автомобильная промышленность. - 2010. - № 3. - С. 1-3.

2. БачуринА.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие / А.А. Бачурин. - М.: Академия, 2014. - 387 с.

3. Российский статистический ежегодник «Россия в цифрах».

4. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. mogem.ru/okved_34_1.htm\.

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// protown.ru/information/hide/6144.html.

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://rian. ru/files/ratings/b_mash1.pdf.

8. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. rosinvest.com/news/758968/.

List of literature:

1. Automotive industry and car market of Russia: results of 2009 and forecast for 2010 // Automotive. - 2010. -№. 3. - P. 1-3.

2. Bachurin A.A. Analysis of production and economic activities of the motor transport organizations: textbook. the grant / A.A. Bachurin. - Moscow: Academy, 2014. - 387 p.

3. Russian statistical Yearbook «Russia in figures».

4. Strategy of automobile industry development of the Russian Federation for the period till 2020.

5. Electronic resource. - URL: http://www.mogem.ru/ okved_34_1.htm\.

6. Electronic resource. - URL: http://protown.ru/informa-tion/hide/6144.html.

7. Electronic resource. - URL: http://rian.ru/files/ratings/ b_mash1.pdf.

8. Electronic resource. - URL: http://www.rosinvest.com/ news/758968/.

Беззубко Б.И.

ассистент кафедры «Экономит и менеджмент», Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, Украина, г. Краматорск

УДК 338:331.5

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: КАТЕГОРИИ, ПРОЦЕДУРЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В статье рассматриваются понятийно-категориальный аппарат государственного механизма стратегического планирования развития территорий, существующие модели системы государственного управления СПД на региональном уровне, методики расчета оценки качества разработки и реализации стратегических документов. Совершенствование стратегического планирования способствует комплексному развитию территории, аккумуляции всех видов ресурсов на решение наиболее актуальных задач развития территории, способствует повышению конкурентоспособности территории. Это вызывает повышенное внимание со стороны как ученых, так и специалистов-практиков к развитию государственных механизмов стратегического планирования территорий. Государственные механизмы СПТ можно трактовать как категорию управления, включающую цели управления, элементы объекта и его связи, на которые осуществляется воздействие, действия в интересах достижения целей, методы воздействия, материальные и финансовые ресурсы управления социальным и организационным потенциалами. Планирование социально-экономического развития территорий как единая система должно базироваться на методологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.