Научная статья на тему 'Управление инновациями на авторемонтных предприятиях'

Управление инновациями на авторемонтных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / REGION ECONOMICS / SERVICES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балалаев Михаил Александрович

Рассмотрена деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Изложены предложения по внедрению инноваций на авторемонтных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INNOVATIONS ON AUTOREPAIR ENTERPRISES

Performance of auto repair and service companies is discussed. Implementation of innovations at auto repair companies is suggested.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями на авторемонтных предприятиях»

но на 66 млн р. больше. Автор предлагает перераспределить объемы отгрузки угля с выравниванием их в течение года (стб. 3). Такое перераспределение позволит энергетикам сохранить расходы на оплату перевозки угля железнодорожным транспортом на прежнем уровне, железнодорожникам — обеспечить необходимое количество полувагонов, угольщикам — добыть и отгрузить необходимый объем угля без сбоев.

На рис. 2 показана динамика отгрузки угля Иркутским филиалом ОАО «СУЭК» в адрес энергетиков по месяцам в двух вариантах: первый вариант — отгрузка в условиях действующего тарифа; второй вариант — отгрузка при условии действия сезонных коэффициентов. На рисунке видно, что, применяя такие коэффициенты, можно достигнуть приемлемого уровня равномерности погрузки угля в течение года.

Очевидно, что второй вариант более предпочтителен для всех участников перевозочного процесса.

Рассмотренные выше варианты позволяют автору говорить о том, что для достижения равномерности отгрузки угля имеет смысл применять сезонные коэффициенты, показанные в таблице (стб. 5). Это даст возможность стимулировать потребителей угля распределять заявку на него равномерно в течение года, так как в случае максимизации отгрузки в зимнее время затраты потребителей на оплату услуг по перевозке будут значительно возрастать.

Следует отметить то, что в результате выравнивания объемов отгрузки угля дефицит полувагонов в зимние месяцы будет если не ликвидирован, то, по крайней мере, минимизирован. Соответственно, у железной дороги уменьшится сумма штрафов за

неподачу вагонов для выполнения принятой заявки и не будет упущенной выгоды от не выполненных в зимний период перевозок угля. Например, только за период с сентября по ноябрь 2006 г. в результате отсутствия необходимого парка полувагонов ВСЖД не было подано под отгрузку угля 8416 вагонов, по причине чего потребителям недогружено около 572 тыс. т угля. За такую неподачу железная дорога должна была выплатить угольщикам в качестве штрафа около 6 млн р. Кроме того, ОАО «СУЭК» и железная дорога понесли убытки от нереализованного угля, а некоторые потребители оказались в критической ситуации из-за отсутствия топлива. При средней стоимости перевозки тонны угля для ОАО «Иркутскэнерго» 128 р. упущенная выгода железнодорожников (от невыполненных перевозок 572 тыс. т угля) составляет 73,6 млн р. А ведь, как правило, угольщики при дефиците вагонов в первую очередь отгружают уголь иркутским потребителям, а всем остальным — по остаточному принципу. Тариф для других потребителей, находящихся на Дальнем Востоке, а также в западных регионах России, может составлять 450-700 р. за тонну. То есть в этом случае можно говорить об упущенной выгоде от 257 до 400 млн р. только за три месяца 2006 г.

Автор считает, что для оптимизации процесса перевозки угля необходимо выработать и использовать комплекс мер, которые будут выгодны всем участникам цепочки «поставщик угля-перевозчик (железная дорога)-потребитель угля». Одним из способов оптимизации тарифных ставок может быть введение дифференцированных тарифов в зависимости от времени года, которое окажет положительное влияние на объемы погрузки угля и их распределение.

М.А. БАЛАЛАЕВ

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Рынок услуг автосервиса развивается совокупности представляет собой комплекс

на стыке многих отраслей народного хо- обслуживания автотранспорта. В течение

зяйства и в неразрывной связи с ними и в всего срока эксплуатации автотранспорт-

© МА. Балалаев, 2007

ного средства система автосервиса должна обеспечивать его исправность, безотказность и максимальный коэффициент технической готовности, а также минимальные затраты времени клиента на поддержание его работоспособности1.

Основные виды деятельности авторемонтных предприятий — ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств. Ремонтом автотранспортных средств является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния и обеспечению безотказной работы подвижного состава и его агрегатов. Техническое обслуживание автотранспортных средств включает комплекс операций по поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности его работы, безопасности его движения, защиты окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров его технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей2.

Одним из наиболее перспективных путей совершенствования и обеспечения конкурентных преимуществ авторемонтных предприятий является внедрение инноваций. Существует достаточно много определений инновации как в науке, так и в сферах хозяйственной деятельности. Достаточно понятно и четко инновация (нововведение) определяется как первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения3. При этом подчеркивается, что инновация носит системный характер и приводит к изменению всех или нескольких элементов системы, в которую она внедряется, что в результате обеспечивает существенные изменения функционирования системы (качественный прыжок).

Главная задача внедрения инновации — улучшение функционирования компании в условиях рыночной экономики за счет новых решений, открытий и изобретений. Основой

любой инновации служат новшества или изобретения, представляющие собой новые решения задач, стоящих перед разными отраслями хозяйствования. Множественность сфер хозяйствования человека, в которых применяются инновации, определяет их значительное разнообразие и обусловливает существование разных подходов в отношении классификации инновационных процессов. На основе различных исследований нами разработана типология инноваций, позволяющая систематизировать все их многообразие4. Так, инновации можно классифицировать по следующим критериям:

1. По сфере приложения, т.е. по отраслям народного хозяйства, в которые внедряются инновации: научные; организационно-экономические; социально-культурные; производственные.

2. По виду получаемого эффекта: приводящие к научному; техническому; социальному; экологическому; экономическому; интегральному эффекту.

3. По характеру удовлетворяемых потребностей: создающие новые потребности; развивающие существующие.

4. По степени радикальности: базисные (радикальные); системные; прирастающие (улучшающие); псевдоинновации.

5. По масштабу новизны: в мировом масштабе; в масштабе страны; в масштабе отрасли; в масштабе фирмы.

6. По масштабам распространения: применяемые в одной отрасли, стране, фирме; во многих отраслях, странах, фирмах; во всех отраслях, странах, фирмах.

7. По глубине изменений: приводящие к регенерированию первоначальных свойств; количественным изменениям; адаптивным изменениям; новому варианту; новому поколению; новому виду; новому роду.

8. По причинам возникновения: стратегические; реактивные (адаптивные).

9. По роли в процессе производства: основные; дополняющие.

10. По характеру связи с научным знанием: восходящие; нисходящие.

11. По источнику: вытекающие из знаний; происходящие из практической деятельности.

12. По сфере применения: для внутреннего применения; для продажи.

13. По предмету приложения: инновация — процесс; инновация — продукт; инновация — сервис; инновация — рынок.

14. По стадии жизненного цикла производства: инновация стратегического планирования; НИОКР; организационно-технологической подготовки производства; производства; послепродажного обслуживания.

15. По форме, основе инновации: в виде научного знания; предложения; ноу-хау; в документальной форме.

16. По типу подсистемы, в которую внедряется инновация: инновация научного сопровождения; целевой подсистемы; обеспечивающей подсистемы; управляемой подсистемы; управляющей подсистемы.

17. По характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы: архитектурные; революционные; нишесоздающие; регулярные.

По сути, инновация — это проект, реализуемый для достижения одной или нескольких целей предприятия в конкретных временных рамках и с заданным бюджетом посредством внедрения в существующие бизнес-процессы на предприятии новых научно-технических, организационно-экономических, производственных или иных решений. Исходя из этого любая инновация — проект, но не всякий проект — инновация. Каждый отдельный проект, в том числе инновационный, способствует осуществлению стратегии компании на определенном отрезке времени, продолжительность которого зависит от многих факторов (активности конкурентов, масштабов проекта, уровня научно-технического прогресса и др.).

Инновационный менеджмент целесообразно рассматривать прежде всего как удобный инструмент для быстрого и эффективного внедрения инноваций в производственные и непроизводственные процессы на предприятии или их вывода на рынок5. В качестве общей для инновационного и проектного менеджмента задачи можно определить реализацию стратегии регулярной деятельности всех подразделений предприятия, направленной на достижение его стратегических целей, управляемой с помощью планирования, учета, контроля и анализа показателей работы всех подразде-

лений предприятия, а также мотивации его персонала на достижение этой стратегии.

Управленческое решение включает в себя набор инструкций, действий и распоряжений, ориентированных на поддержание или изменение состояния управляемого объекта в соответствии с определенной стратегией. Другими словами, стратегия предприятия содержит информацию о том, в какое состояние нужно привести объект управления. В процессе принятия решения используется и фактическая информация о состоянии объекта управления, которая дает менеджеру возможность принять решение о том, что нужно сделать, и оценить правильность своих решений с точки зрения достижения поставленных целей. При этом важна не столько информация о состоянии объекта управления, сколько ее оценка, отражающая значение этой информации в рамках решаемых в данный момент времени задач. Трансформирование информации происходит посредством системы оценки показателей работы, принятой на предприятии.

Эффективность указанной системы зависит от ее способности на основе данных, поступающих от объекта управления, формировать информацию, соответствующую требованиям системы управления. В настоящий момент существует четыре направления оценки эффективности функционирования предприятия: оценка финансовой деятельности; оценка клиентской базы; оценка бизнес-процессов предприятия; оценка возможностей обучения и роста компании6.

Одним из способов планирования повседневной деятельности предприятия в соответствии с его стратегией является планирование в формате «цель-действие-пока-затель»7. Объективная, оперативная оценка качества проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту позволяет обоснованно и целенаправленно воздействовать на производство и отдельные аспекты инженерно-технической службы на автотранспортном предприятии. В таблице приводится система показателей, рекомендуемая для использования в управлении качеством на авторемонтном предприятии, разработанная на основе Balanced Scorecard8.

Система сбалансированных показателей авторемонтного предприятия

Показатель Измеритель Назначение показателей качества

Качество планирования ассортимента услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей Количество заказов, переданных на другие предприятия автосервиса Анализ эффективности видов обслуживания и ремонта; определение рациональной организации обслуживания и ремонта автомобилей

Качество выполнения основных операций технического обслуживания и ремонта автомобилей Количество случаев повторного (гарантийного) ремонта отремонтированных узлов и агрегатов автомобиля; количество положительных / отрицательных отзывов клиентов; количество постоянных клиентов; прирост / уменьшение количества постоянных клиентов Выявление необходимых мероприятий подготовки производства, направленных на повышение эффективности и качества операций технического ремонта; выбор производственных подразделений и объектов для усиления приемочного контроля; корректировка перечня операций технического обслуживания

Качество организации труда исполнителей Количество уволенных работников. Количество уволившихся и принятых новых работников Принятие решений по моральному и материальному стимулированию работников

Качество приемосдаточных операций (обслуживание клиентов) Количество положительных отзывов клиентов Оценка качества работы бригад; повышение требований к внешнему виду и чистоте автомобилей; уменьшение износа автомобилей

Примечания

1 Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учеб. Ростов н/Д, 2005.

2 Там же.

3 Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М., 2003.

4 Там же; Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предпри-

ятии. М., 1991; Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М., 1990.

5 Берр X. Проектный менеджмент в рыночной экономике // http://www.iteam.ru/publications/ р^ес1^есНоп_40/агНс1е_247Э/.

6 Там же.

7 Фридаг Х.Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. М., 2006.

8 Беднарский В.В. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.