Научная статья на тему 'Особенности информационно-образовательного обеспечения формирования «Нового» человека в инновационной экономике'

Особенности информационно-образовательного обеспечения формирования «Нового» человека в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / INNOVATIVE ECONOMY / A SUPPLY WITH INFORMATION / THE EMOTIONAL PERSON / INTELLECTUAL PROPERTY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпакова Ольга Николаевна

В статье обосновываются предпосылки формирования нового типа человека, адекватного формирующейся инновационной экономической системе. Одновременно раскрываются аспекты информационного и образовательного обеспечения этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFORMATION- EDUCATIONAL MAINTENANCE OF FORMATION OF THE «NEW» PERSON IN INNOVATIVE ECONOMY

In article preconditions of formation of new type of the person adequate to formed innovative economic system are proved. Aspects of information and educational maintenance of this process simultaneously reveal.

Текст научной работы на тему «Особенности информационно-образовательного обеспечения формирования «Нового» человека в инновационной экономике»

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «НОВОГО» ЧЕЛОВЕКА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

УДК 001.895 + 007 + УДК 330.11

Ольга Николаевна Колпакова,

докторант кафедры Управления инновациями и инвестиционной деятельностью ГОУ ВПО «БАГСУ» E-mail: uiid@mail.ru

В статье обосновываются предпосылки формирования нового типа человека, адекватного формирующейся

инновационной экономической системе. Одновременно раскрываются аспекты информационного и образовательного обеспечения этого процесса.

Ключевые слова: инновационная экономика, информационное обеспечение, образование, эмоциональный человек, интеллектуальная собственность, творчество.

Olga Nikolaevna Kolpakova,

doctoral candidate of chair of Management of innovations and investment activity of SEI HPE «BAPSM» E-mail: uiid@mail.ru

FEATURES OF INFORMATION-EDUCATIONAL MAINTENANCE OF FORMATION OF THE «NEW» PERSON IN INNOVATIVE ECONOMY

In article preconditions of formation of new type of the person adequate to formed innovative economic system are proved. Aspects of information and educational maintenance of this process simultaneously reveal.

Keywords: innovative economy, a supply with information, formation, the emotional person, intellectual property, creativity.

Экономически развитые страны органично встроили инновационную инфраструктуру в свои национальные инновационные системы. В результате сформировалась система государственно-частного инновационного партнерства, при котором государственная власть и бизнес выступают как равноправные партнеры, взаимно дополняя друг друга. Государство поддерживает научно-технический сектор и систему образования, являющиеся источниками инноваций, создает инновационную инфраструктуру и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства, а бизнес берет на себя весь коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции, но и основную часть прибыли. Государство получает свои дивиденды от сбора налогов, решения социальных проблем и, самое главное, от укрепления своих позиций по отношению к другим государствам на мировой арене. Важно отметить, что такое взаимодействие государства и бизнеса целиком отвечает и интересам гражданского общества в целом.

Главной характеристикой перехода экономическими системами на новые рельсы развития является непрерывное обновление номенклатуры товаров и услуг. Характеризуя экономику 19-20 вв. И. Шумпетер говорил о «неподвижной экономике» [4], что в действительности отражает существо дела. «Неподвижность» была присуща наиболее глубоким пластам экономики - межотраслевым связям, которые определяются общественным разделением труда.

Коган A.M. характеризовал предыдущий тип экономического развития следующим образом: «Промежуток времени от технического нововведения, создающего возможность появления нового вида товаров, до его реализации составляет около 30 лет. Номенклатура товаров была многократно меньше, чем теперь, и оставалась по преимуществу стабильной. Так, одна из отраслей, текстильная промышленность, использовала в основном 4 вида сырья: хлопок, шерсть, лен и шелк. При сложившейся рыночной конъюнктуре, ценовых пропорциях, предпочтение отдавалось контактам с производителями хлопка, когда цены менялись, предпочтение отдавалось шерсти: производство хлопка сокращалось, а шерсти росло. Но как бы не изменялась конъюнктура рынка, новых отраслей-поставщиков сырья для текстильной промышленности не возникало, выбор ограничивался теми же четырьмя» [3].

Сейчас ситуация кардинально меняется. Происходит непрерывное обновление номенклатуры товаров, и как следствие межотраслевая структура рынка также обновляется непрерывно.

Потенциальную и реальную систему общественного труда объединяет реальный человек. Но в потенциальной системе общественного труда действует новый обобщенный реальный человек. Потенциальное пространство, в котором действует этот человек, имеет некоторое своеобразие, которое естественно заставляет человека проявлять свои новые способности.

В чем же это своеобразие состоит?

Во-первых, человек имеет дело с потенциальными, пока не существующими отраслями и межотраслевыми связями.

Во-вторых, изменение той или иной потенциальной межотраслевой связи выступает как мультипликатор, дает цепную реакцию, происходит изменение других связей, каждое в свою очередь вызывает цепную реакцию. В результате система общественного труда становится чрезвычайно динамичной и идущая от нее информация стремится к бесконечности. Современные е технологии не только повышают способность равновесных цен накапливать необъятную информацию, но одновременно ускоряют технический прогресс, тем самым интенсифицируют обновление потенциальных межотраслевых связей и информационный поток лавинообразно нарастает. Предположим, в какой-то период появились технологии, которые обеспечивают аккумуляцию ценами необходимой информации. Но даже если бы это произошло, она бы возросла за данный период под воздействием тех же самых новейших технологий. Оптимальный выбор в пространстве потенциальных межотраслевых связей делает реальный человек.

Очертим контуры этого оптимального выбора, задаваясь двумя главными воп-

росами.

1. С какой целью делается этот выбор?

2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать этот выбор?

Есть два вида полезности товаров: для рыночной экономики как целостной системы (макрополезность) и для субъектов рынка (микрополезность).

Выбор на потенциальном уровне рынка происходит именно по критерию макрополезности для рыночной системы в целом.

Находясь в реальном секторе экономики, человек выбирает межотраслевые связи, руководствуясь собственническими интересами, интересами выгоды. Он знает цены и делает выбор в пользу более дешевого ресурса для своего производства.

В потенциальном секторе экономики работают совершенно другие экономические законы. Механизм конкуренции в реальном секторе вынуждает каждого бороться за необходимые ему ресурсы, не считаясь ни с интересами других, ни с рыночной системой в целом. Этот очевидный факт побуждает задуматься о существовании другого механизма, уравновешивающего негативное воздействие своекорыстного интереса хозяйствующих субъектов на рыночную систему. Своекорыстный интерес первичен у каждого частного собственника, который заинтересован в том, чтобы продать свой товар дороже, а купить дешевле.

Это порождает неэквивалентные отношения, суть которых в улучшении своего положения на рынке за счет других. Если бы неэквивалентность доминировала, межотраслевые связи деформировались бы, это бы разрушило рынок.

Его защитная реакция на частнособственническую обособленность субъектов рынка, порождающую тенденцию к дезинтеграции отраслей, -доминирование эквивалентных отношений. Эти отношения побуждают субъектов рынка соизмерять свою хозяйственную деятельность с интересами рыночной системы. Приспособленная к ней - производит товары, способствующие ее эффективному развитию, получает больше, кто не сумеет это сделать - получает меньше и может быть отвергнут системой, обречен на разорение. Реализуются эквивалентные отношения в денежной (прежде всего в устойчивых ценовых пропорциях, в равновесных ценах), кредитной и других

формах, зарождаются - в потенциальной среде рыночной экономики. На потенциальном уровне рынка еще не существует реальных отраслей и пока что существует только идея о возможном производстве какого-либо нового товара. Еще невозможно предсказать будет это выгодно или нет. Какими же новыми качествами должны обладать люди, которые принимают решения на потенциальном уровне экономики?

Люди, способные придумать идею и воплотить ее в жизнь, отличаются от других не только трудолюбием, целеустремленностью и умом.

Существует еще пока не до конца разработанный уникальный пласт новых человеческих возможностей, а именно:

1) способность предвидеть (интуиция);

2)создавать новые формы, творчески относиться к жизни;

3) сильное стремление к выживанию.

Все эти человеческие возможности характерны для «высокоэмоционального человека».

Такой человек должен быть не только способным к творческому мышлению, но и обладать экономико-правовой грамотностью в вопросах охраны результатов его интеллектуальной деятельности.

И в этом огромную роль играет информационное обеспечение. При этом одним из наиболее важных источников является патентная информация, которая представляет собой совокупность сведений о результатах научно-исследовательской, проектно-конструкторской и других видах творческой деятельности, заявленных или признанных изобретениями, полезными моделями, про-

мышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности, а также сведений об охране прав изобретателей, заявителей и владельцев охранных документов.

Патентная информация выступает в качестве своеобразного эталона научно-технического уровня экономических исследований и разработок, поэтому без использования патентной информации невозможно внедрение оригинальных разработок-технологий, позволяющих снизить затраты на производство, улучшить качество изделий, прогнозирование, планирование, управление производством.

Изначальной функцией патентной информации является оповещение потребителей о появлении нового объекта промышленной собственности, а также о состоянии его правовой охраны.

Но, к сожалению, как показал анализ, основными источниками информации об инновациях являлись внутренние источники предприятия. Ими пользовались 57% предприятий. Другие источники информации распределились следующим образом (табл. 1).

Несмотря на достаточно широкие возможности использования патентной информации, предоставляемой системой Интернет, базами данных патентных ведомств ведущих стран мира, предприятия не используют ее в должной степени. Это объясняется и нехваткой специалистов, и нехваткой знаний об информационном обеспечении. Весь спектр патентной информации, как на бумажных носителях, так и в электронном виде, широко представлен в фондах областных патентных библиотек.

В то же время налицо выявляются

Таблица 1. Источники информации об инновациях

Источник информации об инновациях Количество предприятий (%)

Внутренние источники 57%

Научные организации отраслевого профиля 45%

Научно-техническая литература 45%

Выставки, ярмарки, другие рекламные средства 40%

Поставщики материалов, оборудования, комплектующих 38%

Потребители продукции (работ, услуг) 38%

Конференции, семинары, симпозиумы 33%

Конкуренты 29%

Консалтинговые, информационные фирмы 29%

Вузы 26%

Другие организации, предприятия 21%

Научные организации академического профиля 19%

Официальные издания, описание изобретений 19%

проблемы, характерные для большинства патентных библиотек, - низкая степень посещаемости, введение платных и дополнительных услуг для получения прибыли, за счет чего увеличивается нагрузка на персонал, необходимость объединения усилий с другими элементами инфраструктуры для продвижения своих услуг, т.е. информационные центры превращаются в элементы инфраструктуры инновационной деятельности, функции которых будут выполняться только при содействии и взаимосвязи с другими элементами и при условии активной позиции.

Творческая деятельность должна основываться на адекватной информации о реальном состоянии предприятия, его внешней и внутренней среды, на отлаженном научно-методологическом аппарате анализа мировых тенденций развития науки и техники, возможности доступа и контроля информации в области интеллектуальной собственности вне субъекта хозяйствования и внутри его с использованием информационных систем, на создании нормативной базы, используемой для рационального перераспределения ресурсов, а также в качестве ориентиров при выработке дальнейших действий в отношении интеллектуальной собственности и, наконец, на основе доступа к правовой базе взаимоотношений в области интеллектуальной собственности, что в совокупности должно составлять научно-методическое, информационное, правовое обеспечение.

Создание на предприятиях современной нормативной базы для формирования информационно-аналитического обеспечения позволит повысить уровень экономической работы с этими объектами, поставить ее на достаточно прочную методическую основу и в результате существенно увеличить доходность интеллектуальной деятельности. В качестве источников внешней информации, необходимых при проведении исследований рынка новшеств может стать достаточно широкий спектр печатных изданий.

В качестве альтернативных и дополнительных источников информационного обеспечения проведения маркетинговых исследований можно рекомендовать ряд специализированных сайтов сети Internet, где можно не только найти необходимую информацию, но и поместить собственные материалы

Патентно-информационное обеспечение реализуется в основном в двух

направлениях: текущее и ретроспективное. Текущее патентно-информационное обеспечение представляет собой передачу информации на конкретное рабочее место в соответствии с ее поступлением и на основании специального запроса. Ретроспективное патентно-информационное обеспечение представляет собой проведение тематических, фирменных, фирменно-тематических и других видов поисков в соответствии с планом или на основании дополнительного задания на проведение патентных исследований.

Выходит на ведущее место образовательная сфера инновационной инфраструктуры, которая представлена университетами, центрами подготовки персонала, иными носителями науки, в функции которых входит создание системы подготовки специалистов в области инновационно-технологической деятельности и инновационного предпринимательства. Интеграции научных исследований и образовательного процесса будет служить поддержка структур постоянного формирования высококвалифицированных кадров. Велика роль высокоинтеллектуального, высококвалифицированного специалиста в инновационном процессе, в реализации высокотехнологических проектов, в разработке и внедрении инновационной инфраструктуры. В постиндустриальном обществе все в большей мере признается социо-техническая философия как наиболее перспективная, где центральное творческое начало отводится квалифицированным специалистам.

Важность образовательного процесса при формировании инновационной культуры российского общества подчеркивается в работах Ковчуго Е.А., Бромберга Г.В. [2], Зинова В.Г. [1] и др. Специалист инновационного предприятия, менеджер по инновациям должен обладать достаточными знаниями в области интеллектуальной собственности. Эту функцию может реализовать только ВУЗ посредством обучения по специальности «Менеджер по инновациям», или вводя такие предметы как «Патентоведение», «Защита объектов интеллектуальной собственности», «Инновационный менеджмент» в базовый курс подготовки в высших и сред-неспециальных учебных заведениях, формируя тем самым кадры для субъектов управления интеллектуальной собственностью, способных самостоятельно выступать в качестве тако-

вых, и инновационную культуру общества.

При этом курс должен носить не только теоретический, но и практический характер с ориентацией на создание, защиту и коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности в хозяйственном комплексе, например, на решение проблем по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в регионе и критическим технологиям.

Вузы решают три основные задачи:

- накопление знаний, а теперь о поданных заявках и о патентах стран мира на изобретения и полезные модели;

- обучение накопленным знанием о патентах позволит обучать не только технике, которая уже действует, но и той технике, которая должна появиться на рынке через 3-7 лет;

- создание новых знаний на базе объектов промышленной собственности стран мира позволит создавать инновации, обладающие мировой новизной и высоким изобретательским уровнем.

Как видно из вышеизложенного, появившаяся возможность обучения студентов технике не только настоящего, но и будущего ставит вопрос об изменении требований к студенту, а также необходимость повышения квалификации бывших выпускников через каждые 5-7 лет, а факультеты и кафедры превратятся в источники информации для разработчиков инноваций на предприятиях, серьезных маркетинговых исследований и создания на этой базе новых знаний, патентов на изобретения и полезные модели.

Мировой опыт последних десятилетий показывает, что ведущую роль в развитии человеческого капитала, конкурентных преимуществ стран и инновационных достижений приходится на систему дополнительного профессионального образования.

Региональные возможности в этих направлениях ограничиваются крайне малым количеством учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку кадров по курсу «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», где одной из дисциплин читается «Оценка интеллектуальной собственности», при этом преподавательский состав формируется из числа столичных привлеченных специалистов (что крайне финансово невыгодно для учебных заведений), либо концентрируется на одном-двух специалистах в силу отсут-

ствия собственных кадров, имеющих ученые степени и обладающих профессиональными навыками в соответствующей сфере.

Квалификацию «Патентоведа», «Специалист в области интеллектуальной собственности» можно получить также в редких регионах. В тоже время и здесь есть определенные трудности. Массовых заказов на обучение кадров в этом направлении нет, а индивидуальное обучение крайне невыгодно ни той, ни другой стороне.

Высокий уровень знаний, соответствующий аттестации в качестве патентного поверенного, получаемый в курсе обучения «Кандидат в патентные поверенные», на региональном уровне получить невозможно в силу монополизации этого направления в Российском институте интеллектуальной собственности.

В тоже время при наличии базового патентного образования существует возможность дальнейшего его совершенствования, используя дистанционное обучение (по курсу Всемирной Академии ВОИС, Прожект Хармони, по курсам регионального и муниципального уровней).

Узкотематические семинары в рамках региональных программ на базе центров повышения квалификации носят эпизодический характер.

Несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы по активизации и поддержке инновационной деятельности в России тормозит формирование эффективной многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной областях, в том числе в сфере малого предпринимательства, включая создание системы воспитания и подготовки молодых специалистов по организации и управлению в инновационной сфере.

Одним из вариантов решения дан-

ной проблемы является создание экспертных советов, главной задачей которых должно стать проведение экспертизы законодательных предложений субъектов, имеющих право законодательной инициативы, в области кадрового обеспечения инновационной деятельности и разработка предложений по совершенствованию правового поля в данной области.

В состав экспертных советов целесообразно привлечь специалистов сферы малого инновационного предпринимательства и системы образования, что позволит сформировать и в последствие совершенствовать нормативно-правовую и законодательную базы инновационной деятельности и систему кадрового обеспечения.

Таким образом, в отношении развития образовательного вида обслуживания можно выделить следующие моменты:

- основные сложности при формировании грамотных кадров в области интеллектуальной собственности связаны с системой высшего и среднеспе-циального образования, на уровне которых необходимо ввести базовый курс с ориентацией на практическое его применение в рамках региональной направленности;

- серьезной проблемой является отсутствие или малое количество преподавателей среди профессорско-преподавательского состава, специализирующихся в области интеллектуальной собственности и в тоже время отсутствие у профессионалов практиков опыта преподавательской деятельности и ученых степеней. Формирование кадрового потенциала для преподавания должно быть одним из направлений поддержки со стороны региональных и местных властей;

- образовательный процесс должен иметь свои особенности (по ресурсам, срокам, этапам, тематике) не только по горизонтали, но и по вертикали.

В тоже время, если целевой установ-

кой нашего общества при переходе к инновационной экономике становится формирование инновационной культуры и грамотности в области интеллектуальной собственности, формирование нового (творческого) человека, то реализация всеобъемлющей подготовки в области интеллектуальной собственности в системе базового высшего и профессионального образования не будет внедрена и эффективна без понимания ее важности со стороны органов управления. Поэтому нами предлагается рассматривать образовательный процесс как встречное движение снизу-вверх (подготовка в ВУЗах), так и сверху-вниз (повышение квалификации сотрудников органов региональной власти, сотрудников органов муниципальной власти, от которых зависит формирование направления развития региона и муниципальных образований).

Литература

1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. - М.: Дело, 2003. - 512 с.

2. Ковчуго Е.А., Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность: от обучения до создания. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2004.

3. Коган А.М. Макрорегулирование современной экономики: проблема «невидимой руки». - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

References

1. Zinov V.G. Intellectual property management. - M.: Delo, 2003. - 512 pp.

2. Kovchugo E.A., Bromberg G.V Intellectual property: from training to creation. - M.: IPC of Rospatent, 2004.

3. Kogan A.M. Macroregulation of modern economy: problem of «an invisible hand». - M.: Finansy i statistika, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Shumpeter I. Theory of economic development. - M.: Progress, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.