Научная статья на тему 'Особенности функционирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий Росатома'

Особенности функционирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий Росатома Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ / АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ / МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE SYSTEM / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURAL MAINTENANCE / INNOVATIVE ACTIVITY / THE INNOVATIVE POLICY / THE FORMATION MECHANISM / NUCLEAR BRANCH / MODEL OF THE MECHANISM OF INFRASTRUCTURAL MAINTENANCE OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мулюков Марат Мусаевич

В статье описываются особенности функционирования инновационной инфраструктуры и ее инфраструктурного обеспечения. Рассматриваются общие и специфические факторы, влияющие на формирование инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, особенности формирования модели механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности атомной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мулюков Марат Мусаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING OF INFRASTRUCTURAL MAINTENANCE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF ROSATOM

In article features of functioning of an innovative infrastructure and its infrastructural maintenance are described. The general and specific factors influencing formation of infrastructural maintenance of innovative activity, feature of formation of model of the mechanism of infrastructural maintenance of innovative activity of nuclear branch are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий Росатома»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОСАТОМА

УДК 001.895

Марат Мусаевич Мулюков,

соискатель ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»

Эл. почта: uiid@mail.ru

В статье описываются особенности функционирования инновационной инфраструктуры и ее инфраструктурного обеспечения. Рассматриваются общие и специфические факторы, влияющие на формирование инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, особенности формирования модели механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности атомной отрасли.

Ключевые слова: инновационная система, инновационная инфраструктура, инфраструктурное обеспечение, инновационная деятельность, инновационная политика, механизм формирования, атомная отрасль, модель механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности.

Marat Musaevich Muljukov,

the competitor of GOU ВПО «the Bashkir academy of public service and management at the President of Republic Bashkortostan» E-mail: uiid@mail.ru

FEATURES OF FUNCTIONING OF INFRASTRUCTURAL MAINTENANCE OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF ROSATOM

In article features of functioning of an innovative infrastructure and its infrastructural maintenance are described. The general and specific factors influencing formation of infrastructural maintenance of innovative activity, feature of formation of model of the mechanism of infrastructural maintenance of innovative activity of nuclear branch are considered.

Keywords: innovative system, an innovative infrastructure, infrastructural maintenance, innovative activity, the innovative policy, the formation mechanism, nuclear branch, model of the mechanism of infrastructural maintenance of innovative activity.

1. Введение

Развитие и рост экономики в современных условиях предопределяются уровнем развития инновационной активности, производством, внедрением и эффективным использованием в хозяйственной деятельности инноваций различной направленности. Совершенствование инновационной деятельности является сложной научно-практической проблемой. Необходимым условием ее разрешения и достижения устойчивого, динамического, опережающего развития инновационной деятельности выступает адекватное инфраструктурное обеспечение с современным, гибким и адаптивным механизмом воздействия. Все более актуальным становится исследование особенностей функционирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий атомной отрасли, обоснованное прежде всего изменением внешней среды микро-, мезо- и макроуровней.

2. Теоретические подходы к функционированию инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности

Фактором эффективного развития инновационной системы является инновационная инфраструктура. Существуют различные толкования понятия «инновационная инфраструктура».

В соответствии с определением, данным А.Н. Мяриным, инфраструктура инновационной деятельности или инновационная инфраструктура - это комплекс организационно-экономических институтов, непосредственно обеспечивающих условия реализации инновационнык процессов хозяйствующими субъектами (в том числе специализированными инновационными организациями) на основе принципов экономической эффективности как национальной экономики в целом, так и ее экономических субъектов, в условиях конъюнктурных колебаний рынка. [3]

С позиции Ж.Ю. Улановой, инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовык форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. [6]

М.А. Хачеян рассматривает инновационную инфраструктуру с позиций функционального подхода, в соответствии с которым инновационная инфраструктура - организационно-экономический комплекс, непосредственно обеспечивающий условия эффективной реализации новшеств (интеллектуальной продукции) хозяйствующими субъектами. Функциональное значение инновационной инфраструктуры состоит в следующем [8]:

1. Функция обеспечения условий для эффективной организации инновационного цикла;

2. Функция стимулирования инновационного развития за счет эффективной организации цикла «возникновение новшества - внедрение новшества - распространение новшества - совершенствование новшества»;

3. Интеграционная функция: организация взаимодействия научного и предпринимательского сектора, что позволяет ускорить внедрение новшеств в рыночную среду;

4. Социальная функция: в результате инновационной деятельности создаются возможности для оптимизации потребительского выбора и роста благосостояния, решения экологических проблем.

Функциональный подход к определению содержания инновационной инфраструктуры позволяет включать в состав этой инфраструктуры только те элементы, которые реально обеспечивают создание и использование инноваций. Такой подход делает необходимыми систематический мониторинг и оценку результатов работы инновационной инфраструктуры и открывает возможности перехода к управлению формированием этой инфраструктуры по результатам [2].

Все организации, относящиеся к инновационной инфраструктуре, находятся

в определенной технологической и экономической связи, выражающей единство этапов инновационной деятельности.

Обобщая вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.

Функционирование инновационной системы основывается на инфраструктурном обеспечении инновационной деятельности. Инфраструктуру обеспечения инновационной деятельности следует рассматривать в статике (элементы, подсистемы) и в динамике (процессы, механизмы воздействия на инновационную деятельность, взаимосвязи, взаимодействия). С точки зрения выполняемых специализированных функций в обеспечении инновационной деятельности предлагается выделить ее виды: технологическая инфраструктура; инфраструктура подготовки кадров; консалтинговая инфраструктура; информационная инфраструктура; финансовая инфраструктура; сбытовая инфраструктура.

Формирование и развитие инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности зависит от ряда факторов. В качестве общих факторов, которые формируют инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, можно выделить следующие:

- степень государственного участия в управлении инновационными процессами;

- уровень развития рыночной инфраструктуры;

- степень интеграции науки и производства;

- уровень конкурентоспособности инновационной инфраструктуры на мировых рынках;

- уровень экономического развития страны и т.д.

Рассмотрим воздействие общих и специфических факторов на формирование инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности.

Государственное участие в управлении инновационными процессами связано с необходимостью обеспечения безопасности и формирования государственных научно-технических приоритетов и создания благоприятных условий для предпринимательства.

Аньшин В.М., Дагаев A.A. и др. рассматривают макроинновационную безопасность с различных позиций, а именно как состояние, как процесс и как система [1].

Макроинновационная безопасность как состояние - это наличие или отсутствие экономических, производственных и технологических условий, которые позволяют экономике страны осуществлять формирование инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности на основе собственных ресурсов.

Макроинновационная безопасность как процесс - это совокупность действий и механизмов по созданию и упрочнению условий, обеспечивающих устойчивое научно-техническое развитие экономики в настоящем и будущем на основе собственных ресурсов. Под устойчивым научно-техническим развитием понимается такое протекание инновационных процессов, которое характеризуются:

- темпами роста количества запатентованных изобретений, разработанных внутри страны, не ниже среднемировых;

- отношение затрат на НИОКР к валовому внутреннему продукту на уровне, не меньше, чем средний уровень по группе стран;

- долей расходов на военные НИОКР в общем объеме НИОКР, достаточной для обеспечения среднего научно-технического уровня военной техники;

- возрастанием или стабилизацией доли страны на мировом рынке высокотехнологичных товаров.

Системный аспект проблемы предполагает выделение основных сфер и направлений, обеспечивающих макро-инновационную безопасность нации. Они подразделяются на следующие группы: поддержка сферы фундаментальных и стратегических исследований; обеспечение взаимосвязи науки и производства; развитие системы технологического трансферта, в том числе из сферы оборонных НИОКР в гражданскую экономику; уровень развития системы информационного и патентно-лицензионного обеспечения НИОКР.

Каждый из перечисленных факто-

ров может быть развернут в широкую систему составляющих.

Следующий фактор формирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности - сложившаяся в стране рыночная инфраструктура - может положительно или отрицательно влиять на развитие рынка научно-технической продукции. Практическая реализация изобретений требует значительных материальных вложений, которые формируются из долгосрочных кредитов, а также посредством механизма рынка ценных бумаг.

Важным фактором, влияющим на формирование и развитие инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, является преобладающая форма организации НИОКР, связанная с уровнем интеграции науки и производства. Существуют две формы осуществления инновационной деятельности - в составе производственных единиц и вне них.

Первая форма осуществления инновационной деятельности отличается тем, что на рынок выводится интеллектуальный продукт, который имеет технологически завершенную форму, а так же прошедший апробацию на производстве. Выпущенный на рынок таким способом продукт обладает меньшей новизной и прогрессивностью. Вторая форма осуществления инновационной деятельности характеризуется реализацией научно-технической продукции на рынке самостоятельной научной организацией, которая отличается высокой прогрессивностью и новизной, а также более низкой стоимостью.

Конкурентоспособность научно-технической продукции на мировых рынках определяет внутреннюю и внешнюю ориентацию ее рынка. Недостаточная конкурентоспособность интеллектуального продукта, созданного на базе инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, на мировом рынке предопределяет ряд мер воздействия на рынок научно-технической продукции с целью его расширения и улучшения качественных характеристик, а именно:

- искусственное расширение государственного рынка НИОКР с целью стимулирования разработки высокотехнологичных проектов НИОКР;

- расширение нерыночного сектора интеллектуального продукта, увеличение государственных расходов на образование;

- увеличение импорта передовых

технологий с целью их адаптации в отечественном производстве;

- расширение импорта научно-технических идей с целью их дальнейшего доведения до стадии технологической завершенности на основе собственных разработок.

Фактор экономического развития страны оказывает очевидное воздействие на формирование и развитие инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в рыночных условиях в соответствии со следующими направлениями:

- падение уровня развития производственной сферы приводит к снижению платежеспособного спроса на инновации (при возрастании физической потребности в них). Рынок научно-технической продукции стагнирует и сужается;

- падение уровня экономического развития ведет к снижению доходов государства, а следовательно, и его расходов на науку;

- снижение расходов на науку ведет к сужению государственного рынка научно-технической продукции;

- падение объемов производства и дефицит государственного бюджета ведут к инфляции, увеличению стоимости кредитов, что отрицательно сказывается на рынке долгосрочных проектов НИОКР, являющихся, как правило, высокотехнологичными и наиболее перспективными.

Существует шесть ключевых факторов успеха для развития инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности:

- интенсивность НИОКР;

- доступность и качество человеческих ресурсов;

- эффективность процесса коммерциализации и передача технологий;

- доступность адекватных финансовых ресурсов;

- доступность и качество инфраструктуры;

- доступность и качество сети поставщиков.

Развитие инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности опирается на результаты фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемых в вузах, НИИ, фирмах и компаниях.

Масштаб и качество НИОКР в вузах, НИИ, компаниях и взаимоотношения между ними являются одним из ключевых конкурентных преимуществ атомной отрасли. Большое значение для

усиления динамики в НИОКР играет гибкость в формировании и развитии междисциплинарных научно-исследовательских коллективов.

Для развития инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности большое значение имеет доступность и качество квалифицированных кадров, необходимы специалисты различного профиля.

Доступность квалифицированного управленческого персонала зависит от многих факторов, например, наличия подразделений крупных международных компаний, культурных факторов и отраслевых факторов, влияющих на мобильность подобных специалистов между компаниями, общей развитости рынка труда и наличия возможностей для повышения квалификации.

Для эффективного функционирования инфраструктурного обеспечения требуется скоординированное управление инновационной деятельностью со стороны государственных структур, что ведет за собой возникновение государственной инновационной политики.

Государственная инновационная политика включает в себя комплекс мероприятий и методов воздействия государственный структур на предприятия и физические лица, которые прямым или косвенным способом связаны с регулированием их взаимоотношений в области создания и коммерциализации интеллектуальной собственности [4].

Инструментом государственной политики в области функционирования инфраструктуры инновационной деятельности является нормативно-правовое регулирование инновационных процессов, для активного участия в которых предприятий и организаций необходимо законодательное нормативное регулирование двух основных вопросов: распределение прав на объекты интеллектуальной собственности и стимулирование участников инновационного процесса.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической бе-

зопасности;

- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

- создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

- активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Основными задачами государственной инновационной политики являются:

- определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;

- обеспечение прогрессивных структурных преобразований экономики;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры;

- осуществление мер по поддержке продвижения на рынки новой продукции, в том числе поддержка экспорта продукции новой и (или) новых технологических процессов, созданных российскими производителями;

- обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы для развития инновационной деятельности.

Учитывая особенности нормативно-правового регулирования инновационных процессов необходимо сформировать механизм инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности.

3. Направления совершенствование инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий атомной отрасли

Эффективная деятельность предприятий Росатома в сфере инноваций основывается на скоординированном, качественном и своевременном управлении со стороны высшего менеджмен-

та. Управление инновационной деятельностью осуществляется посредством определенного механизма взаимодействия обеспечивающих структурных подразделений атомной отрасли.

При формировании механизма инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности предлагается использовать совокупность подходов. Преимущественным предлагается использовать системный подход, который позволит отказаться от локальных решений и охватить наибольшее количество факторов, а также экономических и организационных связей. Это даст возможность ориентировать инновационную деятельность и отрасль в целом на развитие, обеспечение конкурентоспособности и спрос. Системный подход базируется на принципе целостности управляемого объекта, то есть управления как единого целого, единой системы. Интеграционные процессы, происходящие в отрасли координируют совокупный общественный труд во всему воспроизводственному циклу инноваций в совокупности образует единый производственный цикл. Исходя из этого положения, возможно создать систему инфраструктурного обеспечения по всему циклу от производства до потребления (логистический подход), что устранит разобщенность, создаст условия для более рационального сочетания принципов управления, позволит оперативнее координировать деятельность подсистем и элементов и достигать цели системы. Источником перечисленных преимуществ является интеграционный эффект, выражающийся в концентрации ресурсов, возможностей их использования, в координировании труда, в усилении процессов ритмичности, в единстве экономических интересов, что, в свою очередь приведет к динамическому и эффективному развитию инновационной деятельности в отрасли.

Поскольку в соответствии с вышеизложенным, воздействие механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предлагается распространить на весь воспроизводственный цикл, постольку при формировании данного механизма следует использовать логистический подход, предполагающий управление всеми видами потоков, существующими в экономических системах. С функциональной точки зрения данный подход будет выполнять следующие функции: системообразующую; результирую-

щую (направление на достижение конечной цели); интегрирующую (координация деятельности всех элементов и подсистем); регулирующую (эффективное распределение ресурсов, целенаправленное их использование и экономия, минимизация затрат при прочих равных условиях). Использование логистического подхода позволит реализовать принципы системного подхода, всеобщей оптимизации, гибкости и адаптивности, обеспечения устойчивости, минимизации затрат, тотальности качества, компромисса при перераспределении затрат между звеньями логистической цепи. Логистический подход также позволит сформировать единую информационную систему, образовательную среду и трансфер инноваций.

Построение механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельностью на принципах системного и логистического подходов коренным образом отличается от традиционно используемого в настоящее время, который предусматривает простое суммирование положительных результатов, разобщенность целей и интересов субъектов, ориентацию на внутренние цели и критерии.

По нашему мнению принципиальное значение имеет установление связей между элементами и подсистемами системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, иерархическая структура, дерево целей. При построении существующих структур управления основным постулатом выступала первичность производства, в том числе и инноваций. Однако, современное состояние рыночной экономики делает нецелесообразным использование данного принципа. Считаем, что первичным моментом должно являться подчинение производства обмену и потреблению, то есть последующим стадиям воспроизводственного цикла. Это обуславливается тем, что производство и инновационная деятельность, в конечном счете, должны ориентироваться на потребности, зависят от спроса, емкости рынка, возможностей потребителей и пр. Первичность производства безусловна с точки зрения создания любого продукта, однако, продукт не признанный в потреблении не обладает потребительной стоимостью и не реализует свою стоимость. Обмен, рассматриваемый как процесс отчуждения продуктов труда на эквивалентной основе, позволяет интегри-

ровать фазы воспроизводства в единую систему. С позиции управления, обмен - это фактор внешней среды, который можно котролировать лишь в небольшой степени. При этом, именно эквивалентный обмен позволяет осуществлять инновационную деятельность, а значит и производство. Причем сфера обмена является одновременно сферой закупок средств производства и рабочей силы. В связи с тем, что на сферу обмена в нашем случае решающее влияние оказывает система существующих потребностей в отрасли и в обществе в целом, она характеризуется высокой степенью энтропии и подвержена влиянию случайных факторов различного характера по отношению к формируемой системе. Все это предполагает использование также маркетингового подхода, который выступает как управление, ориентированное на рынок и обладает одновременно интегрирующими и системообразующими качествами. Маркетинговый подход позволяет снизить энтропию обмена и осуществлять сознательное управление рынком, прежде всего через стратегию и тактику, обратную связь и механизмы адаптации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности следует руководствоваться как общими принципами управления, так и специфическими, такими как: обеспечение целенаправленного развития отрасли; обеспечение единства стратегического, тактического и оперативного управления инновационной деятельностью; обеспечение единства информационного, финансового и ресурсного потоков по всем стадиям воспроизводственного цикла инноваций; обеспечение развития механизмов защиты интеллектуальной собственности; обеспечение социальной и экономической ответственности и безопасности на макро-, мезо- и микроуровне; обеспечение экономичности инновационной деятельности.

Таким образом, использование законов, закономерностей, предлагаемых подходов и принципов позволит сформировать устойчивый, адаптивный, саморазвивающийся механизм инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности отрасли.

Механизм инфраструктурного обеспечения устойчивости и развития инновационной деятельности отрасли является наиболее сложным элементом инновационной системы (рис. 1).

В самом общем виде принципиальное функционирование предлагаемого механизма заключается в следующем. Общий контур составляет инновационная система, которая включает в себя два контура: 1 контур - обеспечивающая инфраструктура, 2 контур - объект управления. Прямое воздействие (ау) осуществляется через разработку и доведение до объекта управления значений целевого блока (стратегии, цели, «дерева целей»), обеспечивающих устойчивость и развитие инновационной деятельности. При этом объект управления переходит в новое состояние, характеризуемое значением Ьу. Новое состояние связано с изменениями во внутренней среде объекта управления.

При изменениях во внешней среде (йу) обеспечивающая инфраструктура предпринимает меры (йу) по достижению параметра Ьу.Прямое воздействие ау во времени дискретно и изменяется в связи с изменениями в целевом блоке, подверженного, в свою очередь, воздействию внешней среды (потребностей, конкуренции и др.). Обратная связь су представляет собой поток информации о состоянии объекта управления и о его реакции на воздействие ЩЪ

Инновационная система в целом (обеспечивающая инфраструктура и объект управления) должны стремиться к выполнению условия ку устойчивое развитие инновационной деятельности отрасли. Базовым значением, определяющим значение ку, является величина Ьу, определяемая в свою очередь уровнем спроса (йу) и состоянием параметра ау. Реакцию системы и нарушение устойчивости могут вызвать изменения в следующих соотношениях:

Гщ > а^ - при заданном значении гу происходит изменение поведения конкурентов, их целей и стратегий;

к < а и Ь < а - организационная

1] 1] 1] 1] г

модель инфраструктурного обеспечения не соответствует цели устойчивого инновационного развития отрасли, что, соответственно, вызывает дисбаланс необходимости и достаточности выполнения функций и использования методов по регулированию организационно - экономических отношений;

Ь1] > а^ - значение фактически достигнутого уровня Ьу превышает фактические возможности обеспечивающей инфраструктуры, недостаточность и некачественное выполнение функций и методов воздействия на объект управ-

Рис.1. Динамическая модель механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности атомной отрасли

ления, не учитывание при выработке а1] параметров йу и гу;

й > а^ - потребности рынка превышают возможности современного состояния инновационной системы, инфраструктура не обеспечивает конкурентоспособное инновационное развитие отрасли, неадекватные действия инфраструктуры, возможность выявления резервов.

Предлагаемая модель механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности представляет собой динамику инновационной системы. Статика же системы отражается в организационной модели инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности. Методологической основой представленной модели являются системный, логистический, маркетинговый и инновационный подходы. По своей сущности действие механизма представляет собой направленные информационные потоки. Размерность и качественную определенность данных потоков достаточно сложно определить полностью и на продолжительное время. Это связано с высокой степенью неопределенности внешней среды ин-

новационной деятельности, развитием, насыщенностью, уплотнением и «вязкостью» информационного пространства. Данные характеристики усложняют и затрудняют процесс выработки управленческого решения, организация реализации которого возможна лишь после окончательного формирования количественно определенных параметров устойчивого развития инновационной деятельности отрасли.

Таким образом, предлагаемая модель механизма инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности позволит реализовать цель и условия достижения устойчивости и развития инновационной деятельности атомной отрасли.

4. Заключение

Развитие атомной отрасли предполагает использование инноваций в их инфраструктуре. Взаимодействие элементов инновационной инфраструктуры атомной отрасли описывается с помощью рассмотренного механизма, основанного на специфических законах, присущих данной отрасли и зависящего от ряда внутренних и внешних факторов.

Таким образом, функционирование инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предприятий атомной отрасли имеет определенные, присущие именно данной отрасли особенности, которые следует учитывать при формировании управленческих решений по поводу выфаботки направлений совершенствования инновационной деятельности.

Литература

1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Ань-шина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. -528 с.

2. Коломиец О.А. Комплексная оценка результатов инвестирования в развитие инновационной инфраструктуры / / «Финансы и кредит». - № 21 - 2008.

3. Мярин А.Н. Проблемы и перспективы развития субъектов инновационной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия) // Наука и образование. - 2006. - № 3(43).

4. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы»;

5. Спицин А. Инновационные приоритеты развития // Экономист. - 2006.

- № 5. - С. 31-35;

6. Уланова Ж.Ю. Теоретические основы формирования и развития инновационной структуры . - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

7. Фомичев Ю., Наумов А. Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности: проблемы и пути их решения // Интеллектуальная собственность - 2004. - № 3. -С. 2-10

8. Хачеян М.А. Создание и развитие инновационной инфраструктуры как элемент государственной инновационной политики // Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: перспективы развития теории и практики управления сложными социально-экономическими системами и процессами: тез. доклад. науч.-практ. конференции. СПб.: ОЦЭиМ, 2007.

References

1. Innovative management: the Manual / Under the editorship of VM. Anshin, A.A.Dagaev. - М: Business, 2003. - 528 with.

2. Kolomiets O. A. A complex estimation of results of investment in development of an innovative infrastructure//«the Finance and the credit». - № 21 - 2008.

3. Myarin A.N . Problem and prospects of development of subjects of an innovative infrastructure in territory Republics Sakhas (Yakutia)//Science and education. - 2006. - № 3 (43).

4. The governmental order of the Russian Federation from July, 24th, 1998 № 832 «About the concept of an innovative policy of the Russian Federation for 19982000»;

5. Spitsin A. Innovative priorities of development//the Economist. - 2006. - № 5. - with. 31-35;

6. Ulanova .Theoretical of a basis of formation and development of innovative structure. - SPb: Publishing house Spb, 2004.

7. Fomitchyov M, Naumov A. Involving in economic circulation of objects of intellectual property: problems and ways of their decision//Intellectual property -2004. - № 3. - With. 2-10

8. Hacheyan MA Creation and development of innovation infrastructure as part of the state innovation policy / / Actual problems of management in Russia today: prospects for development theory and practice of management of complex socio-economic systems and processes: Proc. report. scientific-practical. conference. SPb, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.