Научная статья на тему 'Особенности проектирования матрицы «Инновационность инфраструктуры - Инновационность продукта»'

Особенности проектирования матрицы «Инновационность инфраструктуры - Инновационность продукта» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURAL PROVISION FOR INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоменко Екатерина Борисовна, Григорьева Ольга Николаевна

Рассмотрены методические аспекты формирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности организации. Предложена матрица «Инновационность инфраструктуры Инновационность продукта», которая призвана содействовать определению комплексного показателя инновационности управления предпринимательской деятельностью и разработке стратегии развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хоменко Екатерина Борисовна, Григорьева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING FEATURES OF INFRASTRUCTURE INNOVATIVENESS - PRODUCT INNOVATIVENESS MATRIX E.B. KHOMENKO, O.N. GRIGORYEVA

The article discusses the methodological formation aspects of the infrastructural provision for the company innovation activity. The authors propose an Infrastructure Innovativeness Product Innovativeness matrix, which is designed to assist in determining the integrated index of business management innovation and elaboration of the company development strategy.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования матрицы «Инновационность инфраструктуры - Инновационность продукта»»

УДК 338.49

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАТРИЦЫ «ИННОВАЦИОННОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ - ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОДУКТА»

А О

Е.Б.Хоменко1, О.Н.Григорьева2

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.

Рассмотрены методические аспекты формирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности организации. Предложена матрица «Инновационность инфраструктуры - Инновационность продукта», которая призвана содействовать определению комплексного показателя инновационности управления предпринимательской деятельностью и разработке стратегии развития организации. Ил. 3. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: инфраструктура предпринимательства; инновационное предпринимательство; инфраструктурное обеспечение инновационного предпринимательства.

DESIGNING FEATURES OF "INFRASTRUCTURE INNOVATIVENESS - PRODUCT INNOVATIVENESS" MATRIX E.B. KHOMENKO, O.N. GRIGORYEVA

Izhevsk State Technical University named after M.T. Kalashnikov, 7 Studencheskaya St., Izhevsk, Republic of Udmurtia, 426069.

The article discusses the methodological formation aspects of the infrastructural provision for the company innovation activity. The authors propose an "Infrastructure Innovativeness - Product Innovativeness" matrix, which is designed to assist in determining the integrated index of business management innovation and elaboration of the company development strategy. 3 figures. 2 sources.

Key words: entrepreneurship infrastructure; innovative entrepreneurship; infrastructural provision for innovative entrepre-neurship.

В современных условиях все более возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также творческому потенциалу организаций и административных структур. Возросшие требования к креативности обусловлены увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента. Креативный менеджмент - это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач [2, с. 88-90]. Он основан на современных технологиях творчества и командной работы. Задача креативного менеджмента - управление процессом принятия творческих решений в коллективе. Эта методика показывает эффективность там, где не «справляются» остальные системные стратегии, и является весьма актуальным способом сочетания консервативного логического мышления с законами современного менеджмента и полётом творческой фантазии.

Креативный подход в принятии решений позволит не только «оживить» рыночные отношения, но и более грамотно решить важнейшую задачу: достигнуть экономического эффекта за счёт рационального распределения функций между государственными структу-

рами, бизнесом и рынком и сбалансированности социальной, экономической, культурной и политической жизни.

Применение процессно-функционального подхода в управлении предполагает параллельное использование и взаимодополнение технологий процессного и функционального подходов. Функции и процессы являются равнозначными понятиями управленческой деятельности и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга. Функциональный подход отвечает на вопрос «Что делать?», процессный - «Как делать?». При этом результатом и функционального, и процессного подходов является проектирование одновременно организационной структуры и порядка взаимодействия в её рамках.

Таким образом, методической основой формирования инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности организации на каждом этапе инновационного процесса, на каждой стадии жизненного цикла инноваций каждым компонентом внутрифирменной инновационной инфраструктуры, по нашему мнению, является применение системно-креативного и про-цессно-функционального подходов. Использование данных подходов призвано способствовать наиболее полной реализации целевой функции инновационной инфраструктуры: обеспечение в экономике региона

1Хоменко Екатерина Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, тел.: (3412) 599694, (3412) 591958, 89068171242, e-mail: Ekaterina_izh@mail.ru

Khomenko Ekaterina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory, tel.: (3412) 599694; (3412) 591958, 89068171242, e-mail: Ekaterina_izh@mail.ru

Григорьева Ольга Николаевна, магистр менеджмента, аспирант, тел.:89124604109,e-mail:olgissimo@yandex.ru Grigoryeva Olga, Master in Management, Postgraduate, tel.: 89124604109, e-mail: olgissimo@yandex.ru

благоприятных условий для непрерывного инновационного процесса путём постоянной генерации бизнес-идей и их внедрения в хозяйственную практику.

Системное и креативное мышление помогает находить и принимать эффективные решения; помогает продвигать продукт, перераспределять власть в канале распределения; позволяет устанавливать лояльность целевой аудитории.

Авторами данной статьи на основе системно-креативного и процессно-функционального подходов была разработана модель стратегического управления формированием инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности предпринимательских структур (модель «СУФИОИнД») [1, с. 343], где в качестве регуляторов, обеспечивающих её функционирование, выделены инфраструктурные фильтры.

Инфраструктурные фильтры (ИФ) - это комплексы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, призванные содействовать осуществлению инновационного процесса посредством применения методов стратегического управления [1, с. 343].

Состав инфраструктурных фильтров определён в соответствии с этапами инновационного процесса, стадиями жизненного цикла инноваций (ЖЦИ) и выбранной стратегией развития бизнеса. На каждом этапе стратегического управления и инновационного процесса осуществляется запрос к инфраструктурным фильтрам, в результате функционирования которых на внутрифирменном и межфирменном уровнях происходит переход к новому этапу стратегического управления, инновационного процесса вследствие трансформации знаний.

Развитие инновационной инфраструктуры происходит в прямой связи с развитием самой организации и выпускаемыми ею товарами. Следует подчеркнуть, что на каждой стадии жизненного цикла организации в зависимости от динамики и разнообразия факторов, определяющих сложность рыночной ситуации, возникают проблемы и потребности различного характера, в том числе и связанные с необходимостью инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности. Развитие инновационной инфраструктуры в идеале должно носить опережающий характер по отношению к основной деятельности организации, тогда как на практике инфраструктура промышленности носит запаздывающий характер. Однако организация произ-

водства инновационного продукта невозможна без уже сформированной инновационной инфраструктуры. В этой связи целесообразно ввести понятие «жизненный цикл инновационной инфраструктуры организации» как процесс изменения состояния (состава и структуры, функций и задач) организационных подсистем, обеспечивающих создание общих условий осуществления инновационной деятельности субъекта предпринимательства, посредством их формирования, совершенствования, стабилизации и деградации (рис. 1).

На стадии становления инновационной деятельности организации определенный уровень инновационной инфраструктуры уже сформирован, то есть она должна находиться в стадии совершенствования. Стабилизация инновационной инфраструктуры наступает лишь после того, как стадия зрелости самой организации завершится и наступит стадия упадка, это связано с тем, что достижение определенного уровня инновационности инфраструктуры возможно только после получения положительного экономического эффекта от внедрения результатов инновационной деятельности. Деградация инновационной инфраструктуры может ускорить наступление ликвидации организации, поэтому на данной стадии актуализируется необходимость применения методов стратегического управления, призванных содействовать возобновлению роста инновацинности инфраструктуры (переход к стадии формирования на основе модернизации состава и структуры инфраструктурного обеспечения инноваций) и организации в целом.

На рис. 2 представлена разработанная авторами матрица «Инновационность инфраструктуры - Инно-вационность продукта», где на осях координат представлены оценки уровней инновационности инфраструктуры организации и выпускаемого продукта, технологии.

Матрица «Инновационность инфраструктуры -Инновационность продукта» призвана содействовать разработке стратегии развития организации исходя из стадий жизненных циклов инновационного продукта, технологии и инновационной инфраструктуры, на основе следующих деловых (эталонных) стратегий предпринимательской деятельности: стратегии концентрированного роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегии сокращения.

Объем производства, продаж

Жизненный цикл инновационной инфраструктуры

Жизненный цикл отдельного товара

Жизненный цикл организации

период времени

Рис. 1. Жизненный цикл инновационной инфраструктуры организации в условиях развития организации

и непрерывной замены выпускаемых товаров

Инновационность инфраструктуры организации

1 квадрант

Стадия совершенствования инновационной инфраструктуры Стадия разработки и внедрения инновационного товара

4 квадрант

Стадия формирования инновационной инфраструктуры Стадия упадка инновационного товара

2 квадрант

Стадия стабилизации инновационной инфраструктуры

Стадия зрелости инновационного товара

3 квадрант

Стадия деградации инновационной инфраструктуры

Стадия роста (развития) инновационного товара

Инновационность продукта

Рис. 2. Матрица «Инновационность инфраструктуры - Инновационность продукта»

Деловые стратегии отражают различные подходы к росту предпринимательской структуры и связаны с изменением состояния ее элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы в отрасли, технология, инфраструктура. Каждый из элементов может находиться в одном из двух состояний (существующее или новое).

В зависимости от положения в квадрате матрицы может быть предложен состав инфраструктурных факторов развития инновационной деятельности субъектов предпринимательства:

квадрант 1 - стратегии концентрированного роста; квадрант 2 - стратегии диверсифицированного роста;

квадрант 3 - стратегии интегрированного роста; квадрант 4 - стратегии сокращения, а если поставлена цель совершенствования инновационной инфраструктуры, то реализуются другие стратегии в зависимости от миссии и задач организации.

По нашему мнению, для комплексной оценки ин-новационности инфраструктуры и продукта могут применяться следующие показатели: коэффициент инфраструктурных затрат (Kic) и коэффициент инфраструктурной эффективности (KIE), характеризующие инновационность инфраструктуры. Инновационность продукта может отражать коэффициент новизны инновационного продукта (KNP) и коэффициент инвестиционной эффективности инновационного продукта (KinE).

Коэффициент инновационности инфраструктуры (KII) зависит от двух показателей - коэффициента инфраструктурных затрат (KIC) и коэффициента инфраструктурной эффективности (KIE).

Коэффициент инфраструктурных затрат, отражающий долю инвестиционных затрат в инфраструктуру (In(I)) организации в общем объеме затрат организации (TC).

K,C=

ln(T) TC

Коэффициент инфраструктурной эффективности, характеризующий эффективность вложений в инфраструктуру на развитие инновационного продукта может быть определен как отношение прибыли от реализации инновационного продукта Рг(1 Р) к общему объему инфраструктурных затрат (ТС|).

„ Рг(1Р) К|Е=_тоГ ■

Затраты на инновационную инфраструктуру (ТС|) включают в себя:

1. Затраты на повышение квалификации работников.

2. Затраты на НИОКР.

3. Затраты на маркетинг (маркетинговые бюджеты).

4. Затраты на транспортировку, складирование и хранение (логистические).

5. Затраты на внедрение информационных технологий и поддержание информационного поля организации - сайт, Интранет, ПО и др. (информационные).

6. Затраты на косметический и капитальный ремонт зданий и сооружений, помещений.

7. Затраты на аренду зданий и помещений.

Следующий показатель, необходимый для построения матрицы - коэффициент инновационности продукта (К|Р) - требует вычисления коэффициента новизны инновационного продукта (КМР) и коэффициента инвестиционной эффективности инновационного продукта (Кщв).

Коэффициент новизны инновационного продукта определяется экспертами по характеру воздействия на рыночно-технологические возможности организации, в том числе в зависимости от радикальности инноваций - по шкале от 0 до 1.

По характеру воздействия на рыночно-технологические возможности организации инновации

могут быть:

1. Архитектурные (новый рынок, новые продукты, технологии).

2. Революционные (старый рынок, новые продукты, технологии).

3. Нишесоздающие (новый рынок, старые новые продукты, технологии).

4. Регулярные (старый рынок, старые новые продукты, технологии).

Коэффициент инвестиционной эффективности инновационного продукта, определяемый как отношение прибыли от реализации данного инновационного продукта (Рг(1Р)) к инвестиционным затратам на данный инновационный продукт (1п(!Р)):

На основе четырех вышеперечисленных показателей строятся соответствующие графики в виде квадрантов, каждая сторона которых представляет собой измерительную шкалу для фиксирования значения конкретного показателя на определенный момент времени (рис. 3).

Для упорядочения движения точки и обеспечения

либо момент времени значения всех показателей достигнут предельных положительных значений, то точка пересечения переместится в верхний правый угол, что будет означать максимальное значение агрегированной инновационности инфраструктуры и продукта. Построив на графике диагональную шкалу с градациями в процентах от 0 до 100 и опуская перпендикуляр из точки пересечения на эту шкалу, мы определяем выраженную в процентах степень инновационности управления предпринимательской деятельностью на данный момент времени.

У данного метода существуют следующие уникальные возможности. Во-первых, устраняется проблема размерности показателей, формирующих оценку уровней инновационности. Пределы изменения показателей и соответственно градации шкал могут быть заданы в любых единицах измерения.

Во-вторых, преодолевается проблема элиминирования одних показателей другими. Например, увеличивая до предела значение одного показателя на графике, мы не можем существенно повысить общую оценку.

Кт,

Ктс

1,0

0,8

0,6

04

0,2

0,2,

0,4,

0,6,

1,0

1 ¡1 МГ: 2 /80% [ХбО%

/20% у/ 4 1 3

0,2

0,4'

0,6'

0,8

1,0

1.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,8

°>6 к„

0.4

0,2

Рис. 3. График для определения комплексного показателя инновационности управления предпринимательской

деятельностью

возможности анализа выбирают и фиксируют один из углов графика, по отношению к которому движение точки будет расцениваться как повышение инновационности управления предпринимательской деятельностью.

На соответствующих измерительных шкалах (сторонах квадрата) фиксируются значения на регламентированный период. Зафиксированные значения на противоположных сторонах квадрата соединяются прямыми, точка пересечения которых (М!') характеризует агрегированную инновационность управления предпринимательской деятельностью. Если в какой-

В-третьих, метод позволяет производить оценку в соответствии с системным законом наименьших относительных сопротивлений, согласно которому устойчивость, результативность и другие показатели системы определяются самым слабым ее элементом.

Предлагаемая матрица позволяет комплексно оценить уровень инновационности управления предпринимательской деятельностью на текущий момент и определить стратегию развития организации на долгосрочную перспективу, соответствующую положению в одном из четырех квадрантов.

Библиографический список

1. Главатских О.Б., Григорьева О.Н., Хоменко Е.Б. Инфраструктурное обеспечение инновационного предпринимательства в экономике региона: монография / под общ. ред. Е.Б. Хоменко. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 418 с.

2. Махмутова Р.И., Теплякова Т.Ю. Креативный менеджмент

в современной России // Инструменты управления в инновационной экономике на основе системно-креативного подхода: Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского гуманитарного института, 2011. 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.