Научная статья на тему 'Экономическая эффективность практической реализации организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью инновационных предприятий'

Экономическая эффективность практической реализации организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INTELLECTUAL PROPERTY / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / INNOVATIVE ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасилев

В статье рассмотрен комплексный подход к оценке экономической эффективности механизма управления интеллектуальной собственностью в малых инновационных предприятиях. Основное внимание уделено обоснованию принципов и показателей эффективности организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью в малых инновационных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хасилев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF THE PRACTICAL IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY OF INNOVATIVE ENTERPRISES

The article presents a comprehensive approach to assessing the economic effectiveness of intellectual property management in small innovative enterprises. Emphasis given to the justification of the principles and performance of organizational and economic mechanism of intellectual property management in small innovative enterprises

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность практической реализации организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью инновационных предприятий»

ности российской экономики лишь в случае соблюдения определенных условий:

1) Повышение квалификации работников государственного аппарата регулирования инновационной деятельности. Неэффективность государственного аппарата влечет за собой дополнительные непроизводительные издержки для бизнес-сообщества.

2) В виду того, что институциональные преобразования (будь то введение законодательной нормы о размещение региональных законопроектов в СМИ и Интернете или учреждение организационной структуры по координации инновационной деятельности в регионе и т.д.) всегда предполагают введение нового института или изменение уже действующего в соответствие с предложенным алгоритмом

Наряду с концентрацией мер государственной поддержки и стимулирования на приоритетных направлениях должны быть предприняты и общие меры по сохранению и активизации научно-технического потенциала, созданию условий для подъема инновационной активности:

• увеличение государственных субсидий на научные исследования, освобождение от налогов затрат на НИОКР;

• концентрация средств государственной поддержки в осуществлении федеральных программ развития и распространения ключевых технологий современного и новейшего технологических укладов;

• стимулирование инновационной активности посредством государственной поддержки рискованных проектов освоения перспективных нововведений, способных обеспечить российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке;

• формирование механизма стимулирования передачи технологий из оборонного производства в гражданское;

• создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов НИОКР;

• сохранение информационной инфраструктуры научно-исследовательских работ, поддержание сети научно-технических библиотек, субсидирование затрат научно-исследовательских организаций на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы;

• субсидирование затрат отечественных предприятий и организаций на импорт технологий, а также на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом;

• поддержание функционирования опытных стендов, экспериментальных установок и опытных производств;

• разработка и реализация программ развития территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

Государство сможет реализовать свои промышленные приоритеты, используя в основном конкретные налоговые (включая амортизационную политику) и таможенные рычаги.

Основой для координации должно быть программно-целевое планирование экономического развития, результаты которого корректируются правительством в ходе регулярных консультаций с представителями бизнеса. Подобные планы, разработанные для отдельных отраслей или секторов экономики, должны давать действующим предприятиям и частным инвесторам информацию о намерениях правительства, а также задавать определенные базовые ориентиры и приоритеты промышленной политики.

Необходимо учитывать, что процесс организационных изменений циклически повторяется при появлении технологических, продуктовых и управленческих новаций. Следовательно, существует взаимосвязь циклов организационного развития с новациями. Сказанное в свою очередь означает, что взаимодействие инновационных циклов и организационного развития должно быть сбалансированным по времени и ресурсам, чтобы не допустить больших экономических колебаний или банкротства в период инновационного развития.

Поскольку необходимость организационных преобразований обусловлена нарушением равновесного состояния экономики, фактор нарушения равновесия выполняет роль своеобразного пускового механизма, инициирующего эволюционное развитие. Анализ периодичности нарушения равновесия позволит обеспечить своевременное планирование предстоящих организационных изменений, приводящих производственную систему в равновесное состояние на качественно новом уровне.

Реализация такого подхода будет способствовать переходу к инновационному пути развития, ускорению использования результатов научных исследований в интересах развития российской экономики и укрепления ее позиций на мировых рынках инновационной продукции.

Литература:

1. Пилясов А. Региональная собственность в России: свои и чужие// Отечественные записки, 2005 - №1.: http:// www.strana - oz.ru/ ?numid=22 @ article=1007

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Хасилев, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрен комплексный подход к оценке экономической эффективности механизма управления интеллектуальной собственностью в малых инновационных предприятиях. Основное внимание уделено обоснованию принципов и показателей эффективности организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью в малых инновационных предприятиях.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, организационно-экономический механизм, инновационные предприятия.

ECONOMIC EFFICIENCY OF THE PRACTICAL IMPLEMENTATION OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY OF INNOVATIVE ENTERPRISES

Khasilev, The post-graduate student, GOU DPO OASIS

The article presents a comprehensive approach to assessing the economic effectiveness of intellectual property management in small innovative enterprises. Emphasis given to the justification of the principles and performance of organizational and economic mechanism of intellectual property management in small innovative enterprises.

Keywords: intellectual property, organizational and economic mechanism, innovative enterprises.

В современных условиях ориентации на рыночные модели развития проблема экономического обоснования тех или иных действий предприятий приобретает особую актуальность. Поэтому в данной статье ставится задача обоснования экономической эффективности практического применения организационно-экономического механизма управления интеллектуальной собственностью (ИС) в малых инновационных предприятиях (МИП).

Нами предлагается рассматривать эффективность многоаспектно, как предлагают в своих исследованиях Завлин П.Н. и Валдайцев

Таблица 1. Виды эффекта от реализации инноваций

Вид эффекта Факторы, показатели

Экономический Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций

Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность

Финансовый Расчет показателей базируется на финансовых показателях

Ресурсный Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса

Социальный Показатели учитывают социальные результаты реализации инноваций

Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду

С.В. [22, 45], то есть учитывать научно-технический, социальный, экономический эффекты (табл. 1). Размер эффекта от реализации инноваций в рамках МИП непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся: а) в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов); б) в технологической смысле (рост производительности труда и улучшение его условий); в) в функциональном смысле (рост эффективности управления); г) в социальном смысле (улучшение качества жизни).

Научный эффект механизма управления ИС очевиден вследствие приращения научной информации. При этом научный эффект отражает возможность удовлетворения потребностей в новой информации и многократного ее применения.

В то же время идет приращение научно-технической информации, так как предполагается создание и применение новых технических разработок для обновления или коренной перестройки производства продукции или предоставления услуг, возникают новые знания в области технического развития мирового сообщества и государства, в частности.

В качестве признаков научно-технического эффекта можно использовать приведенные в работах [35, 45] научно-технический уровень предлагаемых результатов, перспективность (первостепенная важность, важность, полезность), возможный масштаб внедрения (отраслевой, региональный, внутри одного предприятия) и степень вероятности успеха (большая, умеренная, малая).

Для оценки научного эффекта целесообразно использовать методы экспертных и балльных оценок. При этом следует производить оценку по таким критериям, как достоверность научного знания, перспективность, область возможного применения и степень вероятностного успеха. Оценка технического эффекта может производиться на основе конкретных технико-эксплуатационных параметров (производительность, мощность, объем памяти, дальность действия, качество звучания, уровень унификации и стандартизации, масса, габариты и т. д.).

В силу того, что социальные цели должны превалировать в формировании государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, социальные последствия реализации механизма управления ИС в МИП также должны находить отражение в его социальном эффекте.

В этом аспекте его результатами должны стать:

- достижение высокого уровня социальной защищенности авторов и правообладателей ОИС;

- качественно новый уровень образованности в результате формирования интеллектуально-образовательной среды;

- качественно новый уровень производительности труда и снижение материалоемкости, посредством внедрения новых разработок и проведения маркетинговых исследований, достижение высокой конкурентоспособности услуг и продукции, так и самой сервисной организации;

- элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки философии организации.

Экономический эффект от использования предложенного механизма возможен в том случае, если стоимостная оценка прибыли от его практического применения превышает затраты, связанные с ним. Сам экономический эффект от механизма представляет собой итог от совместной деятельности науки и производства. Следовательно показателем отдачи затрат является экономическая эффективность науки, представляющая количественное отношение эффекта, полученного от внедрения предложенного как научной идеи механизма к совокупным затратам на его реализацию.

Определение экономической эффективности от внедрения организационно-экономического механизма предполагает выполнение ряда этапов:

1. Формулирование целей внедрения, исходя из стратегических целей МИП.

2. Разработка системы оценок эффективности механизма.

3. Определение исходного состояния МИП для оценки и проведение оценки.

4. Внедрение механизма, сбор и анализ данных, разработка корректирующих мероприятий.

Важно отметить, что принята следующая классификация видов экономических эффектов: потенциальный, ожидаемый, фактический [15, 105]. Для МИП при решении о реализации механизма управления ИС рекомендуется применять расчет потенциального экономического эффекта.

В этом случае оценку экономического эффекта предлагается проводить адаптируя методику, изложенную в «Методических рекомендациях по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса», утвержденных постановлением ГКНТ и Президиума АН СССР от 3.03.1988 г.№ 6-/5 и «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» [76], утвержденных Госстроем, Минфином, Минэкономики и Госпромом России (№ 7-12/47 от 31.03.1994г).

Эт=Пт=Рт-Зт,

где:

Эт- экономический эффект (доход, прибыль Пт) от внедрения механизма управления интеллектуальной собственностью в МИП за расчетный период;

Рт- оценка результатов от внедрения механизма управления ИС в МИП за расчетный период Т;

Зт - оценка затрат на внедрение механизма управления ИС в МИП за расчетный период Т,

Т - расчетный период.

При этом необходимо учитывать изменение стоимости затратных и доходных статей ввиду инфляции и неопределенности экономической ситуации в стране. Поэтому при расчете потенциального экономического эффекта необходимо вводить коэффициент дисконтирования, служащий для приведения будущих финансовых потоков к дате расчета.

Затраты на внедрение предлагаемого механизма управления ИС в сервисной организации варьируются в зависимости от целей и степени развития управления ИС.

В качестве затрат на внедрение механизма управления ИС в МИП рекомендуется рассматривать затраты на коммунальные платежи, оплату труда собственных специалистов, оплату услуг привлекаемых специалистов, затраты на формирование интеллектуально-образовательной среды (в том числе на обучение специалистов в области ИС, проведение семинаров, деловых игр и т.п.), затраты на материальное стимулирование авторов инновационных разработок; затраты на формирование информационного (патентного, аналитического), правового обеспечения, в том числе создание или приобретение автоматизированных информационных систем, затраты на защиту объектов интеллектуальной собственности в Федеральном институте промышленной собственности и Российском авторском обществе, затраты материально-технического характера, и другие виды затрат.

В качестве статей дохода рекомендуется использовать ту прибыль, которую получает МИП от коммерциализации интеллектуальной собственности, в т.ч. от производства продукции/услуг на базе ОИС, от продажи ОИС как товара, получения в качестве компенсации упущенной выгоды при несоблюдении сторонними организациями прав сервисной организации на интеллектуальную собственность. При этом необходимо учитывать, что механизм управления ИС в организации - непрерывный процесс и что для каждого ОИС предлагается рассчитывать отдельный цикл реализации механизма. Однако, применяя синергетический подход, в частности свойство эмерджентно-сти, рекомендуется оценивать прибыль от использования и передачи прав на ИС не по отдельности, а в сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности монополию на производство нового продукта/услуги или на использование новой технологии; иначе говоря, они передаются и составе портфеля прав ИС.

Для расчета дальнейшего эффекта при существующих и планируемых затратах, а также существующих и планируемых доходах автором разработана с учетом приведения сумм затрат и будущих денежных потоков к настоящему времени расчета следующая формула:

N Т

Эфэ = (^ [ Дрп + Дрт + Дс ]£ * Кд1 + ^ [ Дрп + Дрт + Дс ]£ * К £ * Ки£) -

г = Т £ = 1

N N

(^[Рс/ п + Рот + Рмт + Роб + Рох]£ * Кдt + ^ДРс/ п + Рот + Рмт + Роб + Рох]£ * Кнс£ * Ки£)

г=Т г=Т

где :

Эфэ - фактический экономический эффект;

Дрп -денежные потоки от реализации продукции, созданной на базе ОИС;

Дрт - денежные потоки от реализации товара ОИС (доходы от продажи лицензий/патентов);

Дс - денежные потоки, возникающие в результате судебных разбирательство как возмещение упущенной прибыли и компенсация морального ущерба;

Кд - коэффициент дисконтирования;

Рс/п - расходы на создание/приобретение ОИС;

Рот - расходы на оплату труда собственным и привлеченным специалистам, включая авторские вознаграждения и стимулирование творческой деятельности и обучение специалистов;

Рмт - расходы материально-технического характера;

Рох -расходы на защиту и охрану ОИС;

Роб - расходы на научно-методическое, информационное, правовое обеспечение;

Ки -коэффициент индексации цен;

Кнс - коэффициент наращивания ставок;

Т - текущий год;

N - расчетный период.

При этом все составляющие формулы являются необязательными и могут варьироваться в зависимости от реальной ситуации. Такая методика расчета может рекомендоваться на определенном этапе реализации механизма управления ИС, когда в его развитие уже вложены деньги и доход уже запланирован.

Эффективность от внедрения организационно-экономического механизма управления МИП также можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:

- по последствиям - экономическая, социальная и экологическая;

- по месту получения эффекта - локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная;

- по степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся);

- по цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).

Все вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности малого инновационного предприятия.

Следует отметить, что измерение эффективности механизма управления МИП предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от малого инновационного предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом, общим критерием экономической эффективности является рост производительности общественного труда.

На уровне малого инновационного предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.

Эффективность механизма управления находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:

- обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства;

- определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;

- стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности организационно-экономического механизма управления МИП:

1) обобщающие показатели:

- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;

- прибыль на единицу общих затрат;

- рентабельность производства;

- затраты на 1 рубль товарной продукции;

- доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

- народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

2) показатели эффективности использования труда (персонала):

- темп роста производительности труда;

- доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;

- абсолютное и относительное высвобождение работников;

- коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

- трудоемкость единицы продукции;

- зарплатоемкость единицы продукции;

3) показатели эффективности использования производственных фондов:

- общая фондоотдача;

- фондоотдача активной части основных фондов;

- рентабельность основных фондов;

- фондоемкость единицы продукции;

- материалоемкость единицы продукции;

- коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств:

- оборачиваемость оборотных средств;

- рентабельность оборотных средств;

- относительное высвобождение оборотных средств;

- удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

- рентабельность капитальных вложений;

- срок окупаемости капитальных вложений и др.

Учет всей совокупности показателей деятельности МИП должен производится в рамках бухгалтерского учета, что позволит оптимально соотносить затраты и доходы МИП от ОИС.

Литература:

1. Бережнов Г.В. Инновационно-активная деятельность предприятия // Креативная экономика. - № 1. - 2008.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

3. Гунин В.И. и др. Маркетинг на стадии коммерциализации интеллектуальных продуктов в инновационном процессе // Маркетинг: методы, формы исследования экономистов. - № 3-4. - 2000.

4. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг / Под редакцией Е.А. Ковчуго. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело», 1993.

6. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2008. - 368 с.

РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Шамшилов Р.А., соискатель ГОУ ВПО ГАСИС

В статье рассматриваются существующие виды рисков в деятельности инновационных предприятий, раскрыты причины их возникновения и возможные предупреждения.

Ключевые слова: риски, инновационные предприятия, риск-менеджер.

RISKS OF INNOVATIVE ENTERPRISES AND THEIR CAUSES

Shamshilov R., The competitor, GOU VPO OASIS

The article deals with existing types of risks in the activities of innovative enterprises, disclosed their causes and possible prevention.

Keywords: risk, innovative enterprises, the risk manager.

Управление рисками сегодня — один из динамично развивающихся видов профессиональной деятельности. В штате многих западных фирм есть особая должность менеджер по риску (риск-менеджер), в чьи обязанности входит обеспечение снижения всех видов риска. Риск-менеджер наряду с соответствующими специалистами участвует в принятии рискованных решений и ищет способы того, как избежать нежелательных рисков. Эти действия названы системой управления рисками.

Управление рисками требует знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия и т. п. Деятельность предприятия в этой области направлена на защиту своей фирмы от действий рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимательства: в зависимости от ситуации выбрать из нескольких проектов оптимальный, учитывая при этом, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска для фирмы. Качественное управление риском

повышает шансы предпринимательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе и уменьшает опасность ухудшения ее финансового положения [2,4,5].

В силу того, что в рыночной экономике хозяйственные риски неизбежны, первое правило в управлении риском гласит: «не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно низкого уровня» [1,5,14].

Все риски делят на две большие группы:

1. Чистые риски, которые порождают такие факторы, как налоговое законодательство, природно-географические условия, общественная мораль, социальные устои и др., причем изменить их действие при принятии управленческих решений невозможно.

2. Спекулятивные риски, которые нередко имеют неопределенный характер проявления, а их аналитические оценки изменяются с течением времени.

Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.