Научная статья на тему 'Интегра Пия вуза в инновационную инфраструктуру региона'

Интегра Пия вуза в инновационную инфраструктуру региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНО-РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЙ РЫЧАГ / THE RESOURCES-MARKET APPROACH / THE OBJECTS OF THE INTELLECTUAL PROPERTY / THE INTELLECTUAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / THE INNOVATIVE LEVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарабрин О. А., Михайлова Е. Б.

Теоретические исследования ученых подтверждают наличие и необходимость вовлечения в интеллектуальную деятельность ресурсов учебного заведения (структурного, человеческого, организационного, интеллектуального), но ими не уделяется внимания самому процессу формирования результата интеллектуальной деятельности, который, по нашему мнению, непосредственно зависит от распределения и задействованности ресурсов и ориентации на потребности рынка, в связи с чем нами предлагается модель ресурсно-рыночного подхода к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. По нашему мнению, предложенный подход будет результативным только в том случае, если он обеспечит приспособление к динамически меняющейся внешней ситуации. Он может выступать в качестве инновационного рычага, преобразующего небольшие затраты в интеллектуальной сфере вуза в значительный прирост прибыли и усиление конкурентоспособных позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегра Пия вуза в инновационную инфраструктуру региона»

Для накопления и систематизации знаний, а также передачи этих знаний студентам и формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций и гражданских качеств преподаватели высшего учебного заведения используют, в первую очередь, свои личностные интеллектуальные факторы, так называемый свой интеллектуальный человеческий капитал. Во вторую очередь, наработанные практикой педагогические факторы, то есть педагогические методы и приемы для организации более качественного процесса передачи знаний, умений, навыков и формирования у студентов компетенций и гражданских качеств. В третью очередь, вещественные, материальные факторы - компьютеры, лабораторное оборудование, наглядные пособия, учебники и т. д.

Следовательно, средства труда в образовательном производстве вуза можно условно разделить на три группы. Первая группа - интеллектуальные средства труда (человеческий капитал преподавателей), вторая - педагогические средства труда (педагогические и воспитательные приемы и методы), третья - вещественные средства труда (компьютеры, наглядные пособия, оборудование и т. д.).

Третьим основным системообразующим экономическим фактором любого производства материальных и нематериальных благ является труд. Что такое труд? Из основ экономической теории известно, что труд - это процесс расходования умственной и физической энергии человека в процессе воздействия на предметы труда в ходе производства материальных и нематериальных благ, это целесообразная деятельность людей [1, с. 33]. В то же время каждый труд как процесс имеет свою специфику.

В чем же специфика труда профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений? Во-первых, педагогический труд по своей сути является умственным, интеллектуальным трудом. Задача любого преподавателя - это выделение из общей совокупности знаний только строго определенных знаний, относящихся к преподаваемой учебной дисциплине, систематизация этих знаний в рамках дисциплины, трансляция этих знаний студентам, а также выработка новых знаний в рамках сферы своих научных интересов и формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Помимо этого, предметами труда в образовательном производстве вузов являются не только знания, но и интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества студентов. Следовательно, для качественной трансляции и усвоения студентами знаний преподаватели используют весь имеющийся у них арсенал педагогических приемов и методов, чтобы студенты в полной мере с высоким качеством усвоили транслируемые знания.

Во-вторых, задача преподавателей вузов научить студентов самостоятельно усваивать и осваивать новые знания и умения и приобретать навыки, а также сформировать у студентов востребованные работодателями общекультурные и профессиональные компетенции, то есть научить студентов успешно применять полученные знания, умения и личные качества в своей будущей профессиональной деятельности.

В-третьих, в соответствии с воспитательными целями высшего учебного заведения преподаватели помимо процесса трансляции студентам знаний также обязаны сформировать у них востребованные гражданским обществом личные моральные качества.

Таким образом, наличие в образовательной деятельности вузов всех основных системообразующих экономических факторов (предметы труда, средства труда и сам труд) подтверждает авторский вывод о том, что процесс аккумулирования, систематизации, конкретизации знаний в рамках отдельной образовательной программы, процесс трансляции этих систематизированных знаний от преподавателей к студентам, а также процесс формирования у студентов гражданских качеств и общекультурных и профессиональных компетенций имеет все характерные черты современного образовательного производства нематериальных благ. Таким образом, на основании этих исследований можно сделать вывод, что образовательная деятельность вуза есть образовательное производство нематериальных благ.

Список литературы:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК ВЕЛБИ. Из-во «Проспект», 2008.

2. Гукасъян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. -Спб.: Питер, 2007.

Тарабрин О.А.

доктор педагогических наук, профессор, директор Тольяттинского филиала Международного института рынка, Россия, г. Тольятти

Михайлова Е.Б.

старший преподаватель кафедры экономики, финансов и кредита Тольяттинского филиала Международного института рынка, Россия, г. Тольятти

УДК 378.1-044.252:332.1:001.895

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА В ИННОВАЦИОННУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ РЕГИОНА

Теоретические исследования ученых подтверждают наличие и необходимость вовлечения в интеллектуальную деятельность ресурсов учебного заведения (структурного, человеческого, организационного, интеллектуального), но ими не уделяется внимания самому процессу формирования результата интеллектуальной деятельности, который, по нашему мнению, непосредственно зависит от распределения и за-действованности ресурсов и ориентации на потребности рынка, в связи с чем нами предлагается модель ресурсно-рыночного подхода к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. По нашему мнению, предложенный подход будет результативным только в том случае, если он обеспечит приспособление к динамически меняющейся внешней ситуации. Он может выступать в качестве инновационного рычага, преобразующего небольшие затраты в интеллектуальной сфере вуза в значительный прирост прибыли и усиление конкурентоспособных позиций.

Ключевые слова: ресурсно-рыночный подход, объекты интеллектуальной собственности, интеллектуальнообразовательная среда вуза, инновационный рычаг.

INTEGRATION OF HIGH SCHOOLS INTO THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Scientific research confirms the necessity of involving resources (structural, human, organizational, intellectual) of an educational institution into intellectual activity, but scientists do not pay attention to the very process of forming the result of intellectual activity. In our opinion it directly depends on distribution and engagement of resources and is orientated to the market needs; according to this, we offer a model of the market recourses approach to creating and introducing objects of intellectual property into economic circulation. We consider the offered approach to be productive only in case it provides the adaptation to dynamically varying external situation. It can act as an innovative lever, transforming small expenses in intellectual sphere of HIGH SCHOOL into a significant profit and strong competitive position.

Key words: the resources-market approach, the objects of the intellectual property, the intellectual-educational environment of high school, the innovative lever.

В настоящее время возникает необходимость акцентировать внимание на существовании объектов гуманитарной сферы и вовлечение их в трансфер образовательных технологий, несмотря на то что достаточно долгое время с вузами ассоциировались в большей степени объекты промышленной собственности.

Интеллектуальный труд, затраченный в определенной конкретной и полезной форме, есть конкретный труд, источник потребительной стоимости (полезности) объектов интеллектуальной собственности. Экономическое содержание потребительных свойств определяют преимущества того или иного

объекта или товарной продукции, созданной с их применением, в массе однородных товаров. Эти преимущества вытекают из критериев охраноспособности объектов и отличаются уникальностью, неординарностью технических решений, неизвестностью

ранее средств индивидуализации, которые не подлежат массовому воспроизводству и использованию, что позволяет нам разработать модель формирования преимуществ объектов промышленной собственности (ОПС) высших учебных заведений (рис. 1).

Критерии охраноспособности

ПРЕИМУЩЕСТВА ОПС ВУЗА

Критерии отнесения к коммерческой тайне

Рис. 1. Модель формирования преимуществ объектов промышленной собственности

высших учебных заведений

Существует мнение [2], что по признаку воздействия на рыночную систему спроса и предложения на конкурентном рынке патенты и авторское право относят к правам интеллектуальной собственности на стороне предложения, а товарные знаки и сдерживание недобросовестной конкуренции - собственности на стороне спроса. Данное утверждение развито нами в отношении позиции объектов интеллекту-

альной собственности высших учебных заведений на рынке интеллектуальной собственности. Так, на стороне предложения находятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, образовательные технологии, охраняемые в рамках авторского права и ноу-хау, а на стороне спроса - товарные знаки в отношении образовательных услуг (рис. 2).

Конкурентный рынок

Сторона предложения Сторона спроса

Объекты патентного права Образовательные технологии, охраняемые в рамках авторского права Товарные знаки в отношении образовательных услуг

Рис. 2. Модель распределения объектов интеллектуальной собственности вузов на рынке

В то же время развитие учебных заведений в рыночной инфраструктуре характеризуется отличительными особенностями, к которым можно отнести: обоснование перспективной цели создания инноваций, применение адаптивного управления и подхода, основанного на проектном управлении инновационными образовательными технологиями. Ориентация на внешние потребности должна сопровождаться внутренней организационной культурой, порождающей непрерывный инновационный процесс, и активизацией использования человеческого капитала как составной части интеллектуального капитала в целях создания и воспроизводства объектов интеллектуальной собственности (рис. 3).

Исследование внутренней организационной структуры вузов показало существование кадрового и ресурсного потенциала для построения интеллектуально-образовательной среды как основного компонента организационной системы, под ко-

торой понимается такая обстановка, такие условия, в которых взаимодействие совокупности структурных подразделений, кадров и ресурсов осуществляется в рамках философии интеллектуальной собственности, направленной на создание, защиту и коммерциализацию интеллектуального продукта, для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, формирование интеллектуально-образовательной среды вуза, которая является системообразующим фактором формирования системы управления интеллектуальной собственностью в вузе, нами предлагается рассматривать как условие встраивания учебного заведения во внешнюю инновационную инфраструктуру.

Появляется возможность говорить об интеллектуально-образовательном производстве, как о процессе воздействия человека с помощью собственного интеллектуального ресурса на информацию

Кадры

Философия вуза в области ИС: стратегия/стратегический план, приоритетные направления развития науки и техники, правила принятия управленческих решений, мероприятия, традиции, тенденции, принципы, методы, средства и стимулы, подготовка и переподготовка кадров

А

V

Ресурсы

1. Интеллектуальные

2. Материально-технические

3. Информационные: патентный фонд, результаты НИР И НИОКР, технологии, средства и т. п., секреты производства, правовое, маркетинговые исследования

4. Финансовые (собственные средства, инвестиции)

5. Нормативно-регулятивные

Инфраструктура

Отдел Орган Кафедры,

интеллектуальной управления ^^ лаборатории,

собственности ^ 7 в вузе технопарки и т. п.

Рис. 3. Интеллектуально-образовательная среда вуза

Результаты интеллектуальной собственности инновационный товар

Прикладные

исследования

^ Потребности рынка

Рынок

Рис. 4. Ресурсно-рыночный подход к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности

Затраты в инновационной сфере

ВУЗ

Конкурентоспособность

адаптация

Ресурсно-рыночный подход

Основные этапы Формы воздействия Структурно-организационные условия

- Постановка целей - Определение необходимости - Возникновения нового ОИС - Выбор форм защиты и защита ИС - Выбор форм использования ИС - Использование ИС - Коммерциализация ИС - Обновление ИС - Трансфер ИС - Экономические воздействия - Внешние воздействия - Оперативно-распорядительные воздействия - Административное воздействие долгосрочного характера - Интеллектуальнообразовательная среда - Научно-методическое, информационное, правовое обеспечение

Инновационный рычаг

адаптация

Внешняя среда

Экономические факторы Технологические факторы Социокультурные факторы Законодательноправовые и политические факторы

Рис. 5. Механизм адаптации вуза к внешней среде

о проблеме с целью получения новой информации - потенциальных объектов интеллектуальной собственности (продукта труда), необходимых для создания материальных, духовных и других благ, обеспечивающих существование и развитие человека и общества в соответствии с фазами экономического производства в условиях интеллектуально-образовательной среды вуза.

При интеллектуально-образовательном производстве эти фазы приобретают следующие содержательные формы: интеллектуальное производство; интеллектуальный обмен; обращение информации; распределение интеллектуального продукта; потребление интеллектуального товара. В условиях свободного доступа к информации, а также в условиях рыночной экономики именно фаза обмена является определяющей для дальнейшего развития инновационной деятельности вуза.

Теоретические исследования ученых [1, 3] подтверждают наличие и необходимость вовлечения в интеллектуальную деятельность ресурсов учебного заведения (структурного, человеческого, организационного, интеллектуального), но ими не уделяется внимания самому процессу формирования результата интеллектуальной деятельности, который, по нашему мнению, непосредственно зависит от распределения и задей-ствованности ресурсов и ориентации на потребности рынка, в связи с чем предлагается ресурсно-рыночный подход к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (рис. 4).

Выявленное противоречие между создаваемыми результатами интеллектуальной деятельности и потребностями рынка в объектах интеллектуальной собственности или инновационных продуктах, на наш взгляд, может быть разрешено посредством эффективного вовлечения и распределения ресурсов

Региональное развитие

в инновационную деятельность и применения патентно-информационного метода к выбору приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе.

По нашему мнению, предложенный подход будет результативным только в том случае, если он обеспечит приспособление к динамически меняющейся внешней ситуации. Он может выступать в качестве инновационного рычага, преобразующего небольшие затраты в интеллектуальной сфере вуза в значительный прирост прибыли и усиление конкурентоспособных позиций.

К факторам внешней среды, влияющим на развитие вуза, отнесем экономические факторы, технологические факторы, социокультурные факторы и законодательно-правовые и политические факторы.

Содержание механизма адаптации вуза к внешней среде представлено на рисунке 5.

Следовательно, политика встраивания вуза в инновационную инфраструктуру должна основываться

на прогнозе, включать его как один из компонентов, быть ориентирована на долгосрочное планирование с возможностью быстрой адаптации к изменениям во внешней среде с целью достижения поставленных результатов и ориентиров повышения уровня конкурентоспособности и адаптации учебного заведения.

Список литературы:

1. Астафьева Н.В. Оценка качества ресурсного обеспечения образования / А.Ю. Слепухин, Г.В. Лобаче-ва, Н.В. Астафьева // Профессионализация социального менеджмента: сб. науч. ст. - Саратов, 2008.

2. Елисеев А.Н., Шулъга И.Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг /Под редакцией Е.А. Ковчуго. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001.

Матвеева Л. Д.

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой «Турит и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа

Лебедев А.И.

кандидат исторических наук, доцент, зам. зав. кафедрой «Туризм и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики

и сервиса, г. Уфа

УДК 338.48

СОЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья посвящена вопросам интенсификации развития туристской индустрии региона путем разработки информационной системы и ее значению в формировании туристского имиджа Республики Башкортостан.

Ключевые слова: туризм, экономический эффект, местные ресурсы, историко-культурное наследие.

DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC TOURIST INFORMATION SYSTEM AND ITS ROLE IN THE IMAGE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

This article addresses the questions of the intensification of the development of the tourist industry in the region achieved by developing the information system and the role of this system in creating the reputation for tourism in the region of the Republic of Bashkortostan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: tourism, economic effect, local resources, historical and cultural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.