Научная статья на тему 'Системообразующие экономические факторы образовательного производства вуза'

Системообразующие экономические факторы образовательного производства вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕДМЕТЫ ТРУДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ТРУДА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ВУЗА / EDUCATIONAL PRODUCTION / INFORMATION OBJECTS OF THE LABOR / INTELLECTUAL OBJECTS OF THE LABOR / ECONOMIC FACTORS OF EDUCATIONAL PRODUCTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухочев В. И.

В статье автор обосновывает выдвинутую ранее гипотезу о том, что образовательная деятельность вуза с точки зрения экономики является образовательным производством нематериальных благ. За основу доказательства взяты основные системообразующие экономические факторы, присущие любому производству материальных благ. Наличие этих системообразующих экономических факторов (предметы труда, средства труда и сам труд) в образовательной деятельности вуза как раз и доказывает, что образовательная деятельность вуза есть образовательное производство нематериальных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системообразующие экономические факторы образовательного производства вуза»

В заключение выскажем ряд предложений,

которые, на наш взгляд, приведут отечественную систему квалификаций высшего образования при условии соответствующей корректировки обсуждаемого Законопроекта к структуре, понятной как в России, так и за рубежом. Последовательность уровней высшего образования и квалификаций в их пределах должна выглядеть следующим образом. Бакалавриат и специалитет - первый уровень высшего образования, соответствующий первому циклу Европейской рамки квалификаций. К освоению образовательных программ бакалавриата (как академического, так и прикладного) допускаются лица, имеющие документ об успешном завершении среднего общего и среднего профессионального образования.

Прием на программы специалитета с 01.01.2013 г. прекращается. Программы специалитета, срок обучения по которым составляет 6 лет, могут быть преобразованы в программы, при успешном освоении которых выпускникам присваивается квалификация «магистр», обладатели которых могут поступать в на программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуру, адъюнктуру). Перечень таких программ определяется Постановлением Правительства РФ исходя из приоритетов модернизации экономики. Введение так называемой «сквозной» магистратуры, результаты обучения в которой соответствуют второму циклу Европейской рамки квалификаций и дают право поступления в аспирантуру, также целесообразно рассмотреть для МГУ им. М.В. Ломоносова как старейшего действующего университета страны, входящего в число 300 вузов - лидеров мировых рейтингов. Это предполагает право присвоения квалификации «магистр» по результатам успешного освоения соответствующей образовательной программы, на основе собственных образовательных стандартов, через 6 лет после поступления в университет и возможности поступления в аспирантуру.

Образовательные программы магистратуры -второй уровень высшего образования, соответствующий второму циклу Европейской рамки квалификаций. К освоению образовательных программ магистратуры допускаются лица, имеющие документ об успешном завершении образовательных программ бакалавриата (как академического, так и прикладного) и специалитета. Лица, поступающие на образовательную программу магистратуры впервые, не рассматриваются как получающие второе высшее образование, они обязаны быть допущены к конкурсу на места за счет федерального бюджета и иметь отсрочку от службы в армии. По окончании образовательной программы магистратуры присваивается квалификация магистра, дающая возможность поступления на образовательную программу аспирантуры.

Образовательные программы аспирантуры - третий уровень высшего образования, соответствующий третьему циклу Европейской рамки квалификаций. Целью обучения по образовательной программе аспирантуры является осуществление самостоятельного научного исследования, результаты которого представляются в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, защищаемой на диссертационном совете, состав которого утверждается ВАК Минобрнауки России. К освоению образовательных программ аспирантуры допускаются лица, имеющие документ об успешном завершении образовательных программ магистратуры.

На наш взгляд, эти предложения позволят проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создать для отечественных вузов институциональную среду, адекватную требованиям международного признания дипломов о высшем образовании.

Список литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

2. Федеральный закон от 24.10.2007 г. № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

3. Федеральный закон от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

4. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный сайт Государственной думы // http://asozd2.duma.gov.ru/main.ns f/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=121965-6&02. Дата обращения 13.09.2012 г.

5. Приказ Рособрнадзора от 13.10.2010 г. № 2551 «О лицензировании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на право осуществления образовательной деятельности».

6. Письмо Минобрнауки № 09-484 от 04.04.2012 г. «О требованиях к уровню образования соискателей ученых степеней».

7. Волков А., Ливанов Д. Ставка на новое содержание // http://www.vedomosti.ru/opinion/news/3499241/ stavka_na_novoe_soderzhanie?full#cut. Ведомости. Дата обращения 03.09.2012 г.

8. Прокуратура Петербурга проводит проверку в студенческом городке, где студентов поселили

в бассейне // http://www.fontanka.ru/2012/09/ll/117/ Дата обращения 11.09.2012 г.

9. Ливанов ДВ. Физика твердого тела // Российская газета. 22.05.2012 г.. Федеральный выпуск № 5787 (114) //http://www.rg.ru/2012/05/21/livanov-site.html.

10. Шендерова С.В. Институциональный механизм многоуровневого высшего образования в Российской Федерации: формирование и развитие. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2011. - 211 с. // http://elibrary. finec.ru/materials_files/368296571.pdf.

11. A Framework for Qualification of the European Higher Education Area. Bologna Working Group on Qualification Framework. - Copenhagen, Ministry of

Science, Technology and Innovation. 2005. - 197 p. P. 36; EHEA official website // http://www.ehea.info/ article-details.aspx?ArticleId=123#qualificationsh. Дата обращения 13.09.2012 г.

12. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA). - Helsinki, 2005.

13. /7///A'//\\ ww.shanghairanking.com/AR\VU2012.html.

14.to/r//www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/reputation-methodology.html.

15. Aft^://www.usnews.com/education/worlds-best-universities-rankings.

t

I

Сухочев В.И.

доктор экономических наук, профессор,

ректор Кумертауского института экономики и права,

Россия, г. Кумертау

УДК 330.123:001.92:378

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ВУЗА

В статье автор обосновывает выдвинутую ранее гипотезу о том, что образовательная деятельность вуза с точки зрения экономики является образовательным производством нематериальных благ. За основу доказательства взяты основные системообразующие экономические факторы, присущие любому производству материальных благ. Наличие этих системообразующих экономических факторов (предметы труда, средства труда и сам труд) в образовательной деятельности вуза как раз и доказывает, что образовательная деятельность вуза есть образовательное производство нематериальных благ.

Ключевые слова: образовательное производство, информационные предметы труда, интеллектуальные предметы труда, экономические факторы образовательного производства вуза.

BACKBONE BUSINESS FACTORS OF EDUCATIONAL MANUFACTURE OF HIGH SCHOOL

In article the author proves the hypothesis put forward earlier that educational activity of higher education institution from the point of view of economy is educational production of the non-material benefits. The major backbone economic factors inherent in any production of material benefits are taken for a basis of the proof. Existence of these backbone economic factors (objects of the labor, means of labor and work) in educational activity of higher education institution just also proves that educational activity of higher education institution is educational production of the non-material benefits.

Key words: educational production, information objects of the labor, intellectual objects of the labor, economic factors of educational production of higher education institution.

Государственная Дума РФ большинством голо- во Всемирную торговую организацию (ВТО). Всту-сов ратифицировала договор о вступлении России пление России в ВТО не исключает возможности

того, что на российском образовательном рынке появятся иностранные вузы, которые могут составить серьезную конкуренцию для российских вузов. Мы прекрасно осознаем, что конкуренция даже в такой специфической отрасли, как образование, - необходима. Однако мы должны учитывать и то, что часть российских вузов может не выдержать конкурентной борьбы. Российская высшая школа только что вышла из финансового кризиса, вызванного переходом от социалистической плановой системы хозяйствования к рыночной и еще не успела окрепнуть, как тут же вступила в полосу затяжного демографического кризиса. На наш взгляд, исполнительные органы власти при решении вопроса о допуске иностранных вузов в Россию должны учитывать эти факторы. Ослабление российской образовательной системы и усиление зависимости образованности российской нации от иностранной высшей школы ослабит в целом образовательную безопасность России и может привести к глобальным негативным последствиям, вплоть до ослабления экономической безопасности и обороноспособности России.

В своей первой статье (см. «Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика», № 1 (1), 2012, стр. 91. - Ред.) мы выдвинули предложение, как не допустить интервенции иностранных

вузов на российский образовательный рынок. Для этого во взаимоотношениях со странами - членами ВТО в области образования Россия должна воздержаться от руководства Соглашением GATS (Генеральное соглашение о торговле услугами). Это возможно лишь только в том случае, если российская наука сможет доказать, что вузы, в том числе и иностранные, оказывают не образовательные услуги, а производят образовательные продукты и товары.

В статье, опубликованной в первом номере журнала, основываясь на экономической природе генезиса образования, мы выдвинули гипотезу о том, что с экономической точки зрения образовательная деятельность вуза по своей сути есть образовательное производство промежуточных и конечных образовательных продуктов и товаров. В данной статье для обоснования выдвинутой гипотезы выявим основные системообразующие экономические факторы образовательного производства вуза.

Общеизвестно, что в экономике любого государства развитие производства материальных и нематериальных благ зависит, в первую очередь, от количества и качества применяемых в этом производстве экономических факторов. Никто не будет оспаривать вывод о том, что основными системообразующими экономическими факторами любого производства

Авторская структура основных системообразующих экономических факторов образовательного производства вуза

материальных и нематериальных благ являются предметы труда, средства труда и сам труд [1, с. 33]. Применяя эту схему общеизвестных, системообразующих экономических факторов к образовательной деятельности высших учебных заведений, попытаемся ответить на вопрос: что в образовательном производстве вузов является предметами и средствами труда и в чем специфика труда преподавателей высших учебных заведений? Для усиления доказательной базы построим экономическую модель структуры основных системообразующих экономических факторов образовательного производства вуза (предметы труда, средства труда, труд) (см. рис.). Обоснуем данную модель.

Из основ экономической теории известно, что предметы труда - это то, на что направлен как умственный, так и физический труд человека, это то, что составляет материальную основу будущего готового продукта, это то, что человек видоизменяет с помощью средств труда [1, с. 33]. На основе исследований, результаты которых изложены в первой статье, можно сделать вывод, что предметами труда в образовательном производстве вуза являются знания, накопленные за всю историю развития человеческой цивилизации, а также неисследованные области знаний. Именно на них направлены усилия профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. В первую очередь, преподавателям вузов необходимо выделить из общего объема знаний только строго определенные знания, а затем эту выделенную совокупность знаний обобщить, систематизировать и конкретизировать в рамках определенной образовательной программы (специальности), содержание которой определяется федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом, рабочими программами и т. д., поскольку высшее учебное заведение транслирует студентам не все знания, накопленные и выработанные человечеством, а только ту их часть, которая относится к конкретной образовательной программе. И уже затем, в процессе подготовки специалистов, посредством трансляции передать этот систематизированный и конкретизированный объем знаний конкретной образовательной программы студентам.

Кроме того, преподаватели высших учебных заведений должны подготовить студентов к процессу приема и усвоения знаний, научить их учиться, творчески мыслить, анализировать, уметь применять полученные знания на практике, а также сформировать у них общегражданские качества и профессиональные компетенции. Причем все это необходимо осуществлять путем целенаправленного воздействия на интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества студентов. Следовательно, интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества

студентов также, с полным основанием, можно отнести к особым специфическим предметам преподавательского труда, поскольку из стен высших учебных заведений выпускаются индивиды с усовершенствованными индивидуальными качествами, приращенным умственным потенциалом и интеллектом и которые для общества представляют большую ценность, чем абитуриенты - вчерашние выпускники общей школы.

Таким образом, предметы труда в образовательном производстве вуза условно можно разделить на две группы. Первая группа - это общие знания, накопленные и систематизированные человечеством, которые можно назвать информационными предметами труда. Вторая группа - это интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества студентов, которые можно назвать интеллектуальными предметами труда.

Общеизвестно, что предметы труда любого производства материальных и нематериальных благ составляют основу будущего конечного продукта. Поскольку в образовательном производстве вузов имеются две группы предметов труда (информационные и интеллектуальные), то естественно возникает вопрос: а что тогда является конечными продуктами образовательного производства (образовательными продуктами) высшего учебного заведения? Систематизированный и конкретизированный преподавателями в рамках определенной образовательной программы объем знаний, который с помощью образовательной услуги транслируется студентам, или усовершенствованный интеллект, приращенный умственный потенциал и улучшенные индивидуальные качества выпускников вуза? До сих пор данный вопрос является дискуссионным, и современная экономическая и педагогическая науки пока не предлагают однозначного ответа на этот вопрос. Учитывая значимость и объемность данной проблемы, этот вопрос требует отдельного дополнительного исследования, которое невозможно провести в рамках одной статьи.

Общеизвестно, что средствами (орудиями) труда в любом материальном или нематериальном производстве является то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда [2, с. 80]. Как показали проведенные ранее исследования, предметами труда в образовательном производстве вузов являются знания, а также интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества студентов. А что тогда можно отнести к средствам труда, которые преподаватели высшего учебного заведения используют для конкретизации, обобщения и систематизации знаний в рамках отдельных образовательных программ, для передачи этих систематизированных знаний студентам и для воздействия на интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества студентов?

Для накопления и систематизации знаний, а также передачи этих знаний студентам и формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций и гражданских качеств преподаватели высшего учебного заведения используют, в первую очередь, свои личностные интеллектуальные факторы, так называемый свой интеллектуальный человеческий капитал. Во вторую очередь, наработанные практикой педагогические факторы, то есть педагогические методы и приемы для организации более качественного процесса передачи знаний, умений, навыков и формирования у студентов компетенций и гражданских качеств. В третью очередь, вещественные, материальные факторы - компьютеры, лабораторное оборудование, наглядные пособия, учебники и т. д.

Следовательно, средства труда в образовательном производстве вуза можно условно разделить на три группы. Первая группа - интеллектуальные средства труда (человеческий капитал преподавателей), вторая - педагогические средства труда (педагогические и воспитательные приемы и методы), третья - вещественные средства труда (компьютеры, наглядные пособия, оборудование и т. д.).

Третьим основным системообразующим экономическим фактором любого производства материальных и нематериальных благ является труд. Что такое труд? Из основ экономической теории известно, что труд - это процесс расходования умственной и физической энергии человека в процессе воздействия на предметы труда в ходе производства материальных и нематериальных благ, это целесообразная деятельность людей [1, с. 33]. В то же время каждый труд как процесс имеет свою специфику.

В чем же специфика труда профессорско-преподавательского персонала высших учебных заведений? Во-первых, педагогический труд по своей сути является умственным, интеллектуальным трудом. Задача любого преподавателя - это выделение из общей совокупности знаний только строго определенных знаний, относящихся к преподаваемой учебной дисциплине, систематизация этих знаний в рамках дисциплины, трансляция этих знаний студентам, а также выработка новых знаний в рамках сферы своих научных интересов и формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Помимо этого, предметами труда в образовательном производстве вузов являются не только знания, но и интеллект, умственный потенциал и индивидуальные качества студентов. Следовательно, для качественной трансляции и усвоения студентами знаний преподаватели используют весь имеющийся у них арсенал педагогических приемов и методов, чтобы студенты в полной мере с высоким качеством усвоили транслируемые знания.

Во-вторых, задача преподавателей вузов научить студентов самостоятельно усваивать и осваивать новые знания и умения и приобретать навыки, а также сформировать у студентов востребованные работодателями общекультурные и профессиональные компетенции, то есть научить студентов успешно применять полученные знания, умения и личные качества в своей будущей профессиональной деятельности.

В-третьих, в соответствии с воспитательными целями высшего учебного заведения преподаватели помимо процесса трансляции студентам знаний также обязаны сформировать у них востребованные гражданским обществом личные моральные качества.

Таким образом, наличие в образовательной деятельности вузов всех основных системообразующих экономических факторов (предметы труда, средства труда и сам труд) подтверждает авторский вывод о том, что процесс аккумулирования, систематизации, конкретизации знаний в рамках отдельной образовательной программы, процесс трансляции этих систематизированных знаний от преподавателей к студентам, а также процесс формирования у студентов гражданских качеств и общекультурных и профессиональных компетенций имеет все характерные черты современного образовательного производства нематериальных благ. Таким образом, на основании этих исследований можно сделать вывод, что образовательная деятельность вуза есть образовательное производство нематериальных благ.

Список литературы:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК ВЕЛБИ. Из-во «Проспект», 2008.

2. Гукасъян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. -Спб.: Питер, 2007.

Тарабрин О.А.

доктор педагогических наук, профессор, директор Толъяттинского филиала Международного института рынка, Россия, г. Тольятти

Михайлова Е.Б.

старший преподаватель кафедры экономики, финансов и кредита Толъяттинского филиала Международного института рынка, Россия, г. Тольятти

УДК 378.1-044.252:332.1:001.895

ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА В ИННОВАЦИОННУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ РЕГИОНА

Теоретические исследования ученых подтверждают наличие и необходимость вовлечения в интеллектуальную деятельность ресурсов учебного заведения (структурного, человеческого, организационного, интеллектуального), но ими не уделяется внимания самому процессу формирования результата интеллектуальной деятельности, который, по нашему мнению, непосредственно зависит от распределения и за-действованности ресурсов и ориентации на потребности рынка, в связи с чем нами предлагается модель ресурсно-рыночного подхода к созданию и введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. По нашему мнению, предложенный подход будет результативным только в том случае, если он обеспечит приспособление к динамически меняющейся внешней ситуации. Он может выступать в качестве инновационного рычага, преобразующего небольшие затраты в интеллектуальной сфере вуза в значительный прирост прибыли и усиление конкурентоспособных позиций.

Ключевые слова: ресурсно-рыночный подход, объекты интеллектуальной собственности, интеллектуальнообразовательная среда вуза, инновационный рычаг.

INTEGRATION OF HIGH SCHOOLS INTO THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Scientific research confirms the necessity of involving resources (structural, human, organizational, intellectual) of an educational institution into intellectual activity, but scientists do not pay attention to the very process of forming the result of intellectual activity. In our opinion it directly depends on distribution and engagement of resources and is orientated to the market needs; according to this, we offer a model of the market recourses approach to creating and introducing objects of intellectual property into economic circulation. We consider the offered approach to be productive only in case it provides the adaptation to dynamically varying external situation. It can act as an innovative lever, transforming small expenses in intellectual sphere of HIGH SCHOOL into a significant profit and strong competitive position.

Key words: the resources-market approach, the objects of the intellectual property, the intellectual-educational environment of high school, the innovative lever.

В настоящее время возникает необходимость акцентировать внимание на существовании объектов гуманитарной сферы и вовлечение их в трансфер образовательных технологий, несмотря на то что достаточно долгое время с вузами ассоциировались в большей степени объекты промышленной собственности.

Интеллектуальный труд, затраченный в определенной конкретной и полезной форме, есть конкретный труд, источник потребительной стоимости (полезности) объектов интеллектуальной собственности. Экономическое содержание потребительных свойств определяют преимущества того или иного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.