МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
ученых и практиков. Косвенно качество образовательного процесса повышается за счет повышения квалификации преподавателей, участвующих в обеспечении учебного процесса программ ДПО и программ академической мобильности.
Качества выпускников повышается, во-первых, за счет дополнительных компетенций выпускников, развитие которых обеспечивается валоризацией знаний в инновационной научной и производственной среде. Во-вторых, за счет участия работодателей в разработке и реализации программ МНОЦ повышается удовлетворенность работодателей, существенно влияющая на репутацию вуза, а, значит, и на его место в рейтингах. Продвижение вверх в рейтингах ведет к привлечению более подготовленных абитуриентов, что повышает качество выпускников.
Вывод. Международные научно-образовательные центры реализуют широкий спектр образовательных сетевых программ, развитие которых приводит к повышению качества подготовки в высшей школе. Список использованной литературы:
1. Алексанков А.М., Краснощеков В.В., Мазуренко А.В. Проблемы и перспективы повышения качества программ академической мобильности // Инновационная наука. - 2015. - № 10, часть 3. - С. 127-136.
2. Арсеньев Д.Г., Кораблев В.В., Алексанков А.М. Международные научно-образовательные центры университетов - современные формы инновационного развития университетов// Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 187-193.
3. Государственно - частное партнерство в образовании. Мировой опыт и Россия: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gouo.ru/inform/metod6/GHP_edu.pdf (дата обращения - 10.11.2015).
4. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего/ М.Л.Агранович, И.В.Аржанова, В.А.Галичин и др. М., Логос, 2010. - 280 с.
5. Никончук Е.Г., Шевченко Е.В., Шендерова С.В. Организация и реализация сетевых форм обучения. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 100 с.
6. Организация и функционирование научно-образовательных центров в вузе / Под ред. Д.Г.Арсеньева и А.М.Алексанкова. Изд. 2-е измененное и дополненное. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 76 с.
7. Степанова Т.Е. Закон валоризации знаний // Креативная экономика. — 2012. — № 12 (72). — с. 3-8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/26588 / (дата обращения -10.11.2015).
8. Субетто А. И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ. 11620, 02.11.2004 г. -Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120200.htm#800 (дата обращения 27.10.2015).
© Краснощеков В.В., Антонов С.С., Евдокимов А.Д., 2015
УДК 377.5
О.Н. Кузьмина
педагог-организатор Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),
г. Челябинск, Российская федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Мир вступил в новое тысячелетие, в новый век. Человечество стоит перед большими свершениями,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
которые предстоит осуществить молодому поколению. Задача человека в XXI веке, если он хочет уцелеть на планете, сочетать несочетаемое: развивать в себе духовность и не отказываться при этом от достижений нации, техники и информационных технологий. Последнее десятилетие века характеризовалось повышенным вниманием к внутренним процессам формирования нового поколения.
Ключевые слова
Образование, молодёжь, внеучебная деятельность, принципы внеучебной работы.
Вся деятельность образования связана с личностью, с удовлетворение ее запросов, формированием и развитием молодёжи, воспитанием его гармонично развитого, социально активного. Признавая молодежь мощным фактором формирования общества, большинство ученых подчеркивает ее особую уязвимость, считая вместе с тем, что «неуравновешенное» положение молодежи - одна из важнейших гуманитарных проблем современности.
Наш Технологический колледж (ТК ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), продолжая содействовать развитию процессов социализации студентов, профессиональной ориентации, образованию, самообразованию, а также формированию их мировоззрения, нравственной, правовой и эстетической культуры, решает во многом новые, гораздо более разнообразные и сложные задачи, чем ранее. В период обучения студенты в колледже проходят важнейший этап социализации, гражданственности: у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути. Ценным становится развитие и таких личностных качеств обучаемых, как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.
Значительную роль в формировании этих качеств играет внеучебная деятельность студентов. Цель внеучебной деятельности заключается в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортной атмосферы для инновационной деятельности студентов в сфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни. Задачи внеучебной деятельности можно условно поделить на две группы: педагогические, отражающие содержательные направления внеучебной деятельности и организационные, предполагающие создание организационно-педагогических условий для становления компетентной, гуманистически ориентированной, академически мобильной, с сформированным чувством патриотизма, обладающей мировоззренческим потенциалом личности.
Организация внеучебной деятельности ставит перед образовательной организацие ряд сложных задач, от реализации которых в целом зависит вся её успешность.
1. Создание благоприятных условий для развития творческой индивидуальности, условий для развития способностей, склонностей, интересов каждого студента (предлагаем студентам на выбор участие в различных творческих студиях, проводим досуговые мероприятиях разной направленности в т.ч. гражданско-патриотической, творческой, информационной).
2. Формирование навыков созидательного труда, обучение студентов с пользой использовать свободное время (знакомство с различными видами деятельности, направленными на раскрытие способностей).
3. Гуманизация социальной среды, проявление социальной активности (проведение внеучебных мероприятий в основе которых лежит уважение к людям, забота о них, убеждение студентов в их больших возможностях к самосовершенствованию).
4. Формирование желания культурного саморазвития, участие в здоровой коллективной жизни в группе, обеспечение самореализации и мотивации поведения и деятельности (самостоятельная организация и проведение внеучебных досуговых мероприятий).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
5. Осуществление социального выбора профессиональных и общественных ценностей и формирование на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ориентации (внедрение профориентационных внеучебных мероприятий).
6. Воспитание чувства патриотизма, формирование развитого устойчивого духовного и нравственного гражданского самосознания студентов (работа ориентирована на уважение истории и культуры Отечества и родного края, уважение к родному языку).
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни (работа ориентирована на устойчивое формирование у студентов знаний и умений, чтобы сохранить свое здоровье).
Собственный педагогический опыт, его анализ и осмысление, опыт коллег показывает, что внеучебная деятельность обучающихся должна быть педагогически организована. Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков и дисциплинированная работа. Внеучебная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтизм и игривость, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность. В этом случае учебно-воспитательный процесс образовательной организации более устойчив, нежели в случае ориентации досуга только на развлечение. Постепенно внеучебной деятельности из развлекательной области переходит в раздел практического решения. Учитывая, что внеучебная деятельность это, в первую очередь, активное взаимодействие педагога с детьми, то её нельзя организовывать формально. В Технологическом колледже организуется целенаправленное взаимодействие преподавателя как с каждым студентом в отдельности так и с группой в целом. Приоритетной является развитие личности студента, учёт её интересов и потребностей, способностей студента, его творческой направленности.
Студенты, как правило, не видят возможности использования внеучебной деятельности для эффективности профессионального самоопределения и становления. Вовлекая студентов в свои мероприятия мы стараемся открыть им, что-то важное в нем самом и окружающем их мире, что помогло бы им стать по-настоящему всесторонне и гармонично развитым, общественно активным человеком, сочетающем в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Задача педагога научить применять свои способности и таланты, которые они открыли в процессе внеучебной деятельности в своей будущей профессии и трудовой деятельности. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов развития индивидуальных особенностей личности студента.
Для успешной реализации внеучебной деятельности от преподавателя колледжа требуется следующее:
• поиск новых форм и направлений для становления, функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях, не забывая традиции и позитивный опыт коллектива;
• совместное со студентами планирование внеучебной деятельности и её совершенствование на всех уровнях (общем всего колледжа, внутри специальностей, групп, индивидуальном уровне);
• создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей её направления, осуществляющей контроль, несущей ответственность за её результаты (творческие студии колледжа) а также реализация в системе внеучебной деятельности возможности студенческого самоуправления;
• разработка методического, информационного и психологического сопровождения, обеспечивающего стабильное функционирование и развитие системы внеучебной деятельности;
• использование таких методологических подходов при работе со студентами, как личностно-ориентированный, гуманистический, деятельностный, социокультурный, творческий, коммуникативный.
Рассмотрим принципы внеучебной работы. Основным принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеучебное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Так же любой вид занятий, в который включается учащийся, имеет общественную направленность, учащийся занимается делом, которое нужно и полезно. Необходимой является опора на инициативу и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в колледже, где учащиеся, вышедшие из школы, чувствуют себя взрослыми и способными к самостоятельным решениям. Если эти принципы реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается студентами как личное, нужное, за которое они готовы нести ответственность, даже если оно и было подсказано и скоординировано старшими. Желательно, чтобы учащиеся были вовлечены в активную, в том числе поисковую, деятельность, связанную с розыском необходимых материалов и способов реализации своих идей и задумок. Еще один принцип -массовость. Наша задача задействовать как можно больше учащихся, предлагая им разнообразные формы и виды деятельности. Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с обучающимися, является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Главной отличительной чертой внеучебной деятельности является ее деятельный характер. Критерием проявления компетенции является достижение учащимся положительного для себя результата. Задача педагога найти подход к каждому и помочь обучающемуся реализовать себя в колледже, для того чтобы он вышел в общество с уверенностью в своих силах и умением их реализовать.
© Кузьмина О.Н., 2015
УДК: 378. 1/4
Т.В.Попова
к. ф.-м. н., доц., Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
В.Г.Кушнер
к. и. н., доц. , Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники
В.Н.Бородько
к. ф.-м. н., доц., Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники
г. Москва, Российская Федерация
ЗАМЕТКИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОТ ИСТОКОВ ДО
СОВРЕМЕННОСТИ: Х1Х ВЕК
Аннотация
Выдающимся достижением российского технического образования в индустриально бурлившем ХIX веке явилось складывание полноценной высшей технической школы, которая изначально была ориентирована на подготовку инженеров-энциклопедистов, обладающих не только высокоуровневым естественнонаучным и специальным образованием, но и добротными гуманитарными познаниями. Освещая завершение этого процесса, авторы попытались выяснить, почему же отечественная система подготовки инженерных кадров в данный период многими зарубежными специалистами воспринималась как достойный пример для подражания.
Ключевые слова
Индустриальный век, промышленный переворот, техническое образование, высшая школа, инженерные
кадры, технические вузы, производство, наука, практика.
В отличие от романтического XVIII столетия XIX век ознаменовался бурным форсированием промышленного развития. Этот рывок, получивший наименование "промышленный переворот" (или "промышленная революция"), изменил плавный облик России до неузнаваемости.