Научная статья на тему 'Программно-нормативные основы «Школы мяча» как формы организации внеучебной двигательной деятельности младших школьников'

Программно-нормативные основы «Школы мяча» как формы организации внеучебной двигательной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОГРАММА "ШКОЛА МЯЧА" / КОМАНДНО-ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шивринская С.Е., Ольнова И.В.

В статье представлены нормативные основы, целевые установки, характеристика предмета обучения, система планирования и оценки результативности деятельности «Школы мяча» как формы организации внеучебной деятельности по физической культуре обучающихся начальной школы. Новизна представленной разработки заключается в том, что внеучебная деятельность по программе «Школа мяча» рассматривается как условие формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования посредством их связи с содержанием учебного предмета «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шивринская С.Е., Ольнова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-нормативные основы «Школы мяча» как формы организации внеучебной двигательной деятельности младших школьников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Исходя из результатов данной методики, можно сказать, что мотив «Овладение профессией» является доминирующим у студентов 2 и 3 курсов; также мотив «Получение диплома» является доминирующим у студентов 4 и 5 курсов, тогда как мотив «Приобретение знаний» находится на низком уровне почти у всех студентов, из чего следует, что стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально - важные качества у всех испытуемых слабо сформировано.

Таким образом, по результатам всех трех методик, мы можем сказать, что уровень сформированности профессиональной направленности слабо сформирован на 2, 3, 4 курсах, у 5 курса показатели немного выше, это можно объяснить тем, что у 5 курса больше практического коррекционно-педагогического опыта работы. Список использованной литературы:

1. Афонкина Ю. А. Генезис профессиональной направленности: Автореф. дис. д-ра психолог. наук. - СПб, 2003. -33 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. (Серия «Мастера психологии»). - СПб.: Питер, 2006. - С. 433-434

3. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов. изд.: Владос, 2008. - С 175

© Тахтобина А.В., 2015

УДК 372.879.6

С.Е. Шивринская

к.п.н., доцент

Череповецкий государственный университет

И.В. Ольнова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Череповец, Российская Федерация

ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ «ШКОЛЫ МЯЧА» КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлены нормативные основы, целевые установки, характеристика предмета обучения, система планирования и оценки результативности деятельности «Школы мяча» как формы организации внеучебной деятельности по физической культуре обучающихся начальной школы. Новизна представленной разработки заключается в том, что внеучебная деятельность по программе «Школа мяча» рассматривается как условие формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования посредством их связи с содержанием учебного предмета «Физическая культура».

Ключевые слова

Младшие школьники, предметные и личностные результаты обучения, универсальные учебные действия,

программа «Школа мяча», командно-игровые виды спорта

Среди важнейших составных частей физического воспитания младших школьников рассматривается специально организованная внеучебная двигательная деятельность. Значение этой деятельности повышается в связи с требованиями ФГОС к результатам освоения образовательной области «Физическая культура» на ступени начального общего образования. В органическом единстве основной (учебной) и дополнительной (внеучебной) деятельности могут быть созданы более благоприятные условия не только для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения физической культуре, но и для интериоризации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

ценностей здорового образа жизни, вовлечения обучающихся в регулярные занятия физическими упражнениями различной направленности, обеспечения оптимального объема двигательной активности.

Основным предметом обучения в «Школе мяча» являются движения с мячом, которые составляют техническую основу таких командно-игровых видов спорта, как баскетбол, волейбол и футбол.

Этот выбор обусловлен следующими факторами:

- освоение технических элементов спортивных игр позволяет существенно расширить двигательный опыт и обеспечить оптимальный объем двигательной активности занимающихся как важной составляющей здорового образа жизни;

- большой арсенал прыжковых, скоростных и силовых упражнений обеспечивает условия воспитания физических качеств и двигательных способностей занимающихся, содействует укреплению здоровья, оптимизации и коррекции физического развития, повышению уровня общей физической подготовленности;

- коллективное решение учебных задач по эффективному выполнению технико-тактических игровых и соревновательных действий содействует развитию основных психофизических свойств и коммуникативных умений личности, социальной толерантности;

- игровая деятельность, лежащая в основе спортивных игр, обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности;

- необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в совместной командной деятельности способствует воспитанию уверенности в себе и формирует навыки эффективного коллективного взаимодействия;

- собственно соревновательная деятельность формирует эмоционально-нравственную и волевую сферы занимающихся, устойчивые мотивы к занятиям физическими упражнениями;

- соблюдение правил выполнения технико-тактических приемов, как условия успешности соревновательной деятельности, содействует воспитанию общественно ценных и личностно значимых нравственных качеств занимающихся - ответственности, настойчивости, сознательной дисциплины, инициативности и творческой активности, самостоятельности и решительности;

- высокий эмоциональный уровень командных действий обеспечивает формирование интереса, устойчивых мотивов и положительного отношения к собственно физкультурно-спортивной деятельности;

- зрелищность и привлекательность спортивных игр содействует популяризации спорта как средства оздоровления и физической рекреации, как пространства самореализации и самосовершенствования;

- знакомство со спортивными традициями и ритуалами, историей развития спорта и правилами ведения соревновательной борьбы формирует у занимающихся основы общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за спортивные достижения и принадлежности к увлекательному миру спорта [2].

Таким образом, очевиден глубокий образовательный, оздоровительный, воспитательный и развивающий потенциал командно-игровых видов спорта, их уникальность как пространства становления и развития личности.

программа «Школа мяча» (далее - Программа) является программой дополнительного образования по физической культуре для обучающихся 1-4-х классов общеобразовательной школы и основана на командных спортивно-игровых видах спорта - баскетбол, волейбол, футбол.

Нормативную основу Программы составили:

• рекомендации Департамента общего образования Минобрнауки РФ по использованию примерной основной образовательной программы начального общего образования (№03-48 от 16.08.2010) в части планируемых результатов освоения учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке (раздел 2, п.2.10) - обучающиеся на ступени начального образования освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, волейбол и баскетбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия [3];

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

• положения Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» об обеспечении права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности (ст.3, п.1), о проведении дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (ст.28, п.1); о необходимости создания условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом (ст.28, п.3) [4];

• целевые установки «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» на увеличение доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 80% (раздел IV, п.2), на модернизацию физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях (раздел VII, п.2), на существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время путем реализации дополнительных образовательных программ спортивно-оздоровительных групп (раздел VII, п.2) [1].

Новизна Программы заключается в том, что при ее разработке учитывалось:

• содержание раздела «Спортивные игры» учебной программы по предмету «Физическая культура» на ступени начального общего образования как условие единства учебной и внеучебной деятельности;

• содержание программы «Школа мяча» для старших дошкольников как условие непрерывности дополнительного образования по физической культуре;

• положение программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования посредством их связи с содержанием учебного предмета «Физическая культура».

Актуальность Программы обусловлена социальным заказом общества на создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования основ здорового образа жизни, ценностного отношения к физической культуре и спорту, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Цель Программы - повышение результативности физического воспитания младших школьников посредством изучения технико-тактических основ спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) и вовлечения в соревновательную деятельность.

Задачи Программы:

• приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать интерес и положительное отношение к физкультурно-спортивной деятельности;

• содействовать повышению уровня физического развития и физической подготовленности занимающихся в соответствии с возрастными нормами и требованиями ООП НОО к результатам освоения учебного предмета «Физическая культура»;

• формировать доступные навыки технико-тактических действий изучаемых спортивных игр и способы их применения в условиях соревнований;

• воспитывать культуру спортивного поведения и командного взаимодействия на основе принципа «Fair Pley»;

• повышать активность в физкультурно-спортивной деятельности и приобщать занимающихся к спортивным традициям школы, города, страны.

Учебный план Программы.

Программа реализуется в течение 4-х лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, что составляет 34 академических часа в год и 136 часов за весь период обучения (без учета времени на соревнования и массовые мероприятия). Учебные часы на каждый вид изучаемых спортивных игр распределяются приблизительно в равных объемах. При этом допускается вариативность содержания и объема учебного времени на изучение отдельной спортивной игры в зависимости от спортивных традиций

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

школы, физкультурно-спортивных интересов и предпочтений обучающихся и возможностей материально-технической базы школы.

Основной формой работы являются учебно-тренировочные занятия в учебных группах (классах), контрольные занятия (тестирование ОФП, СФП и технико-тактических умений), участие в контрольных и официальных городских соревнованиях, массовых спортивных мероприятиях.

Планируемые результаты освоения Программы.

В результате освоения программы «Школа мяча» обучающиеся будут знать:

- значение регулярных двигательных занятий для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности;

- базовые понятия системы спортивной подготовки («физическая подготовка», «техническая подготовка», физическая нагрузка, разминка, игровая функция, соревнование и др.);

- основные правила изучаемых спортивных игр и правила взаимодействия с игроками, спортивным судьей и тренером;

- гигиенические требования к спортивной одежде и правила предупреждения травматизма при выполнении игровых и соревновательных движений с мячом; уметь:

- характеризовать основные физические качества и различать их между собой;

- выполнять изучаемые технико-тактические элементы баскетбола, волейбола, футбола;

- играть в баскетбол (стрит-баскет), мини-волейбол (пионербол), футбол (мини-футбол) по упрощенным правилам;

- планировать общекомандную цель подготовки и участия в соревнованиях, пути ее достижения;

- адекватно оценивать собственное игровое поведение и поведение партнеров по команде (группе), вносить необходимые коррективы в интересах достижения общекомандного результата спортивной подготовки;

- выполнять контрольные нормативы (упражнения) по физической и технико-тактической подготовке изучаемых спортивных игр, измерять индивидуальные показатели физического развития и сравнивать их с нормой (владение приемами самоконтроля и самооценки параметров физического развития, уровня развития физических качеств);

- помогать в подготовке мест для тренировочных занятий и соревнований (подготовка спортивного инвентаря, места для запасных и судей, и др.);

демонстрировать:

- готовность использовать движения с мячом в самостоятельной физкультурно-оздоровительной, рекреационной и спортивной деятельности;

- постоянный прирост показателей развития основных двигательных качеств;

- навыки коллективного общения и взаимодействия, высокий уровень игровой активности и интерес к физкультурно-спортивной деятельности;

- морально-волевые и нравственные качества, коммуникативные умения, приемы регуляции эмоционального состояния в игровой и соревновательной деятельности;

- навыки организации и проведении подвижных игр, подводящих к баскетболу, волейболу, футболу.

В соответствии с требованиями к результатам освоения курса внеурочной деятельности Программа

направлена на достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты:

• формирование первоначальных представлений о позитивном влиянии физических упражнений на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

• овладение умением организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность, в том числе умение использовать освоенные подвижные и спортивные игры (их элементы) в самостоятельной рекреационной и досуговой деятельности;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических качеств.

Метапредметные результаты:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеучебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения объектами и процессами.

Личностные результаты:

• развитие мотивов внеучебной деятельности и осознание ее личностного смысла;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Общее распределение учебных часов по разделам Программы

№ п/п тема кол-во часов за период обучения кол-во контрольных мероприятий

1 Знания, оценка знаний 16 в процессе занятий

2 Баскетбол 44 4

3 Волейбол 43 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Футбол 44 4

5 Тестирование физической подготовленности 5 5

6 Участие в соревнованиях - 8-12 (2-3 в год)

Общее количество часов 136 25-39

Критерии и показатели эффективности Программы:

• доля обучающихся, занимающихся по программе «Школа мяча», от общей численности обучающихся в начальных классах в %;

• количество обучающихся, демонстрирующих уровень физического развития и физической подготовленности не ниже среднего, не менее 80% от числа занимающихся в «Школе мяча»;

• количество обучающихся, освоивших предусмотренные Программой теоретико-методические знания и технико-тактические действия изучаемых спортивных игр на уровне не ниже среднего, не менее 80% от числа занимающихся в «Школе мяча»;

• количество обучающихся, приступивших к систематическим занятиям спортом на ступени среднего общего образования, от общего числа выпускников «Школы мяча».

Методы контроля результативности освоения Программы:

1) педагогическое наблюдение за развитием личности занимающихся;

2) беседы и устные опросы для оценки знаниевого компонента обучения;

3) тестирование показателей физического развития и физической подготовленности;

4) контрольные упражнения для оценки уровня освоения технико-тактических элементов изучаемых спортивных игр;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

5) контрольные соревнования.

Данная Программа разработана по заказу Комитета по физической культуре и спорту мэрии города Череповца, что определило структуру управления и показатели ее результативности, включающие:

- показатели достижений по уровням управления программой;

- показатели, которые не оцениваются учителем, но обязательно анализируются и учитываются при планировании содержания занятий, выборе средств и методов обучения и воспитания, дозировании объема и интенсивности функциональной нагрузки;

- обязательные для оценки учителем показатели результативности внеучебных занятий базовыми спортивными играми (табл.).

Таблица

Содержание мониторинга результативности программы «Школа мяча»

уровни показатели

комитет по ФКиС - количество детей, вовлеченных в регулярные занятия по программе; - количество ОУ, реализующих программу; - количество занимающихся, приступивших к регулярным занятиям в спортом после освоения программы; - качество научного и информационного сопровождения

руководитель программы на уровне начальной школы - объем двигательной нагрузки по программе (час/неделю); - участие ОУ в массовых мероприятиях и соревнованиях по программе; - количество ОУ, участвующих в организации и проведении научно-методических мероприятий по программе; - количество педагогов, прошедших КПК по программе; - разработка программно-методических материалов; - проект «Родительская лига»

педагоги ОУ - проведение открытых занятий по программе; - участие в создании методической базы программы (конспекты, сценарии, программы массовых мероприятий, информация на сайте ОУ); - подготовка команд ОУ к участию в плановых массовых мероприятиях и соревнованиях; - участие в научно-практических конференциях; - участие в работе методического семинара по программе

занимающиеся - состояние здоровья; - сформированность УУД, личностных качеств и способностей; - физическое развитие; - физическая подготовленность; - уровень владения техникой волейбола, баскетбола, футбола; - уровень теоретических знаний по программе; - уровень игровой и соревновательной культуры

Надеемся, что представленные разработки окажутся полезными для педагогов начальных классов, учителей физической культуры и руководителей образовательных организаций общего образования при решении задач организации внеучебной двигательной деятельности младших школьников.

Список использованной литературы:

1. ФЦП «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.». Распоряжение Правительства РФ от 07.08.09 № 1101-р. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/?frame=2 (дата обращения: 05.02.2014).

2. Шивринская С.Е. Концептуальные основы системы непрерывного волейбольного образования детей, подростков и молодежи г. Череповца/ Череповецкие научные чтения - 2010: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (3 ноября 2010 г.): В 3-х ч. - Ч. 2: Психолого-педагогические и социально-философские науки. - Череповец: ЧГУ, 2011. - С. 131 -134.

3.URL:http://pvschoolseven.ucoz.ru/FGOS_2012/fgos_2013_2014/pisjmo_MinObr_ot_16.08.2010_N03-48_o_rekomendacii_.pdf

4. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/

© Ольнова И.В., Шивринская С.Е., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.