Научная статья на тему 'Исследование качества образовательных программ международных научно-образовательных центров'

Исследование качества образовательных программ международных научно-образовательных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов С.С., Евдокимов А.Д., Краснощеков В.В.

Рассмотрены проблемы повышения качества подготовки в высшей школе за счет развития международных научно-образовательных центров. Проанализирована концепция развития таких центров, созданная в 1990-е годы, и ее трансформация в настоящее время. На примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого проанализированы различные виды образовательных программ, реализуемых в центрах, и их влияние на качество подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонов С.С., Евдокимов А.Д., Краснощеков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование качества образовательных программ международных научно-образовательных центров»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 http://cyberleninka.ru/article/n/redaktirovanie-perevoda-kak-neotemlemaya-chast-sovremennogo-standarta-kachestva

8. Миссия Тольяттинского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://site.tltsu.ru/about_the_university/ms/

9. Мисуно Е.А. Письменный перевод специальных текстов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Е.А. Мисуно, И.В. Баценко, А.В. Вдовичев, С.А. Игнатова. - М.: ФЛИНТА , 2013. - 256с.

10.Письменные жанры профессиональной сферы общения [Электронный ресурс]//Сайт Академик. URL: http://ped_recheved.academic.ru/155/

11.Попов С.А. Технический перевод и деловая коммуникация на английском языке: учебное пособие/ С.А. Попов/ Новгород. гос. ут-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 153с.

12. Рогозин: План по импортозамещению дает старт новой индустриализации страны [Электронный ресурс] /Информационное агентство России ТАСС. - 4 августа 20014 года. URL: http://itar-tass.com/politika/1358808

13. Рубцова М.Г. Чтение и перевод английской научной и технической литературы: лексико -грамматический справочник/ М.Г. Рубцова. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 384 с.

14. Технический перевод в повседневной жизни: Учебное пособие для студентов инженерно-технических специальностей/ Авт.-сост.: М.Н. Макеева, С.В. Нагорная, О.В. Чуксина. - Тамбов: Тамб. гос. тех. ун-т, 2004. - 160с.

© Косс Е.В., Кириллова А.В., 2015

УДК 378.1

С.С. Антонов

начальник отдела международных научных и внешнеэкономических связей Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

А.Д.Евдокимов

экономист отдела международных научных и внешнеэкономических связей Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В.В. Краснощеков

заместитель директора института международных образовательных программ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МЕЖДУНАРОДНЫХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

Аннотация

Рассмотрены проблемы повышения качества подготовки в высшей школе за счет развития международных научно-образовательных центров. Проанализирована концепция развития таких центров, созданная в 1990-е годы, и ее трансформация в настоящее время. На примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого проанализированы различные виды образовательных программ, реализуемых в центрах, и их влияние на качество подготовки в вузе.

Ключевые слова

Качество высшего образования, международные научно-образовательные центры, сетевые

образовательные программы.

Вызовы XXI века требуют инновационного развития экономики России. Поэтому актуальной является задача подготовки кадров для инновационной экономики. Выступая на X съезде Российского союза ректоров 30 октября 2014 г., Президент России В.В.Путин отметил, что «сегодня ... на первый план ... выходит

максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью». Решение этой задачи может быть достигнуто через «создание прорывных технологий, обеспечение производств востребованными кадрами» (http://kremlin.ru/events/president/news/46892). Институционально задача

подготовки инновационных кадров для экономики знаний в университете может быть решена с помощью научно-образовательных центров. Это подразделения вузов, созданные во взаимодействии с компаниями, ведущие научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую и образовательную деятельность. Согласно современным взглядам интернационализация вуза - это включение международного аспекта во все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований, а также увеличения финансирования вуза за счет развития всех форм международной активности [4, с. 29-30]. Одним из направлений интернационализации университета, охватывающим все ее аспекты, является создание и функционирование международных научно-образовательных центров (МНОЦ). Таким образом, МНОЦ находятся на стыке двух тенденций развития высшей школы России - подготовки кадров для инновационной экономики и интернационализации.

Структура целей МНОЦ представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Цели международного научно-образовательного центра

Очевидно, что МНОЦ являются выражением идеи государственно-частного партнерства в образовании на наднациональном уровне [3]. МНОЦ формируются на базе одного или нескольких институтов СПбПУ, являются структурными подразделениями университета, осуществляют свою деятельность на основании приказа ректора и Положения о центре. Функционирование и текущая деятельность по научным и образовательным направлениям реализуется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, заключенным между СПбПУ и компанией-партнером. На базе МНОЦ формируются лаборатории, оснащенные современным оборудованием и программным обеспечением, полученным от компании-партнера. Эти лаборатории используются как для исследований, так и в учебном процессе. МНОЦ также может служить формой целевого финансирования подготовки специалистов: вместо формальной оплаты обучения конкретного студента компания финансирует специализированные программы обучения, создание образовательной среды.

Концепция МНОЦ, разработанная в середине 1990-х [2; 6], в настоящее время претерпела существенные изменения, отраженные на рис. 2 и рис. 3.

Рисунок 2 - Компоненты деятельности НОЦ по концепции 1990-х гг.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

В 1990-е годы концепция НОЦ развивалась в социально-экономических условиях, отличных от сегодняшних. Во-первых, система высшего образования функционировала в условиях выживания, произошел резкий отток научных и педагогических кадров в бизнес, за границу, престиж высшей школы был крайне низок, диплом выпускника имел малую ценность у работодателей. Во -вторых, бизнес был нестабилен, инвестиции в науку минимальны, ВПК практически заморожен. Цель МНОЦ - сохранить кадровый потенциал вузов, ориентировать выпускников на работу в инновационных отраслях.

Рисунок 3 - Компоненты деятельности НОЦ по современным взглядам

В настоящее время основой деятельности МНОЦ является соединение образовательной и исследовательской деятельности, которое приводит к валоризации знаний выпускника, т.е. повышению их ценности [7]. Таким образом, компетентностный подход к подготовке является адекватным ответом на вызовы экономики знаний. Несомненно, деятельность МНОЦ способствует улучшению всех компонентов триады управления качеством подготовки в вузе А.И.Субетто [8].

Первые МНОЦ были созданы в Политехническом университете в 90-х годах прошлого века, на базе факультета технической кибернетики (теперь - Институт компьютерных наук и технологий), с ведущими компаниями IT-профиля: Intel, Motorola и LG Electronics. Сейчас структурными подразделениями СПбПУ являются более 30 МНОЦ (http://www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/the-isec/ise-centers/).

МНОЦ проводит образовательную деятельность в трех основных формах: участие в реализации основных образовательных программ (ООП); реализация программ дополнительного профессионального образования (ДПО); участие в реализации программ академической мобильности. В последнем случае возможно два варианта - разработка собственных образовательных программ мобильности и поддержка участия студентов в программах мобильности. Очевидно, что все образовательные программы, реализуемые МНОЦ, являются примером реализации инновационных программ сетевого взаимодействия, согласно терминологии Федерального Закона об образовании в Российской Федерации (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html).

Информация об образовательной деятельности 16 ведущих МНОЦ СПбПУ приведены в табл. 1. За рамками исследования осталась научная деятельность МНОЦ. Порядок упоминания центров в табл. 1 соответствует году создания МНОЦ, указанному после названия центра.

Таблица 1

Образовательная деятельность международных научно-образовательных центов СПбПУ

МНОЦ Основные партнеры Реализация ООП Реализация программ ДПО

Научно-образовательная лаборатория «Политехник -Motorola», 1995 (5) Исходно -Motorola Inc, США; после разделений и слияний работа ведется с Петербургским центром разработки программного обеспечения Motoro^ Подготовка выпускников для работы в российских отделениях правопреемников компании Motorola Inc Нет

Продолжение таблицы 1

НОЦ «LG - Политехник», 2004 (5) LG Electronics, Республика Корея Подготовка выпускников для работы в компании LGE Russia R&D Centre Повышение квалификации и переподготовка персонала компании LGE Russia R&D Centre

Международный академический центр компетенции «SAP -Политехник», 2005 (4) Компания SAP AG, Германия Координация университетских программ SAP в России и СНГ по вопросам использования программного обеспечения SAP в учебном процессе и научных исследованиях Курс SAP "Интеграция бизнес-процессов" для студентов и преподавателей

Специализированный НОЦ «Политехник - Altair Engineering», 2006 (1) Компания Altair Engineering, США Участите студентов в НИР по тематике «Технологии виртуального прототипирова-ния в машинострое-нии» Нет

МНОЦ «FMC - Политехник», 2007 (4) Компания FMC Kongsberg Subsea AS, Норвегия Нет Подготовка выпускников для работы в компании FMC

МНОЦ «Schlumberger -Политехник», 2008 (3) Компания Schlumberger, США Нет Подготовка выпускников для работы в российских отделениях компании Schlumberger

Российско-Германский центр лазерных технологий, 2008 (2) Университет Фридриха-Александра, Эрланген, Баварский лазерный центр, Германия Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации по программе «Лазерные технологии»

МНОЦ «Weatherford -Политехник», 2009 (1) Компания Weatherford International Ltd., США, Швейцария Участие в программах подготовки магистров Повышение квалификации выпускников и специалистов

Совместный мультипользовательский региональный центр «Политехник -National Instruments», 2010 (5) Компания National Instruments, США, имеет отделения в 41 стране мира Участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации педагогических работников и переподготовка специалистов по технологиям National Instruments

МНОЦ «Schneider Electric -Политехник», 2013 (5) Компания Schneider Electric, Франция Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации и переподготовка по технологиям Schneider Electric

МНОЦ «Политехник - ЕМС», 2013 (4) Компания EMC Corporation, США Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ, стипендиальные программы и гранты для студентов Повышение квалификации преподавателей по технологиям ЕМС

Научно-технологический центр «Motul - Политехник», 2013 (1) «Motul Deutschland GmbH», Германия Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Повышение квалификации преподавателей и специалистов

МНОЦ «Металлообрабатывающие автоматизированные производства», 2014 (1) Компания стратегических партнеров DMG-Mori Seiki, Германия, Япония Проведение лабораторных работ, участие студентов в НИР в лабораториях МНОЦ Нет

МНОЦ «Новые сцинтилляционные материалы для медицинской и промышленной томографии», 2014 (4) Компания Philips Electronics Nederland B.V., Нидерланды Встраиваемые модули в учебный процесс магистратуры, стипендиальные программы и гранты для студентов Нет

Продолжение таблицы 1

МНОЦ «ТВиСТ - Политехник», 2014 (1) Компания Ecomatic AS, Эстония Встраиваемые модули в учебный процесс ООП нескольких направлений (план) Переподготовка специалистов по ЖКХ

МНОЦ «Autodesk - Политехник», 2014 (3) Компания Autodesk, США Встраиваемые модули в учебный процесс магистратуры Краткосрочные программы для всех категорий слушателей

Цифры в скобках после названия центра означают интегральную оценку образовательной деятельности по пятибалльной шкале («1» - наименьшая степень образовательной активности центра, «5» -наибольшая). Оценки были выставлены специалистами отдела международной научной и внешнеэкономической деятельности СПбПУ. Эта оценка показывает фактически степень реализации заявленной образовательной активности МНОЦ. Видно, что ряд центров, созданных в последние 2 -3 года, не успели полностью реализовать свой потенциал (последние 7 позиций в табл. 1): многие активности значатся в статусе запланированных. Компании FMC Kongsberg Subsea AS и Schlumberger в последние годы имеют затруднения организационного, правового и финансового характера, что неизбежно сказалось на снижении исходно активной образовательной деятельности центров.

Видно, что образовательная деятельность МНОЦ обширна, охватывает как ООП, так и программы ДПО, таким образом, полностью отвечает признакам программ сетевого взаимодействия [1; 5]. В то же время элементы академической мобильности, использующие ресурсы МНОЦ, не являются профилирующими, и развиваются только в 4 из 16 представленных МНОЦ, реализующих образовательную деятельность (Табл. 2), в пятом МНОЦ программы мобильности пока только запланированы.

Таблица 2

Академическая мобильность в международных научно-образовательных центах СПбПУ

МНОЦ Реализуемые программы академической мобильности

Международный академический центр компетенции «SAP - Политехник» Модули Международных политехнических летних школ, 2012-2015

МНОЦ «FMC - Политехник» Краткосрочные стажировки на зарубежных предприятиях компании FMC

МНОЦ «Schlumberger - Политехник» Краткосрочные стажировки на зарубежных предприятиях компании Schlumberger

МНОЦ «Политехник - ЕМС» Краткосрочные стажировки студентов (предусмотрены положением о центре)

МНОЦ «Новые сцинтилляционные материалы для медицинской и промышленной томографии» Летняя школа «Новые материалы для детекторов ионизирующих излучений» в СПбПУ, 2015

При этом стажировки, организуемые МНОЦ «FMC - Политехник» и «Schlumberger - Политехник», хотя и содержат элементы профессиональной подготовки, в большей мере служат маркетинговым целям, формируя привлекательный для студентов имидж МНОЦ. В этих стажировках могут принимать участие только студенты, обучающиеся на базе МНОЦ. В то же время МНОЦ «SAP - Политехник» и «Новые сцинтилляционные материалы для медицинской и промышленной томографии» действительно встраивают свои курсы-модули в программы академической мобильности СПбПУ - летние школы.

Рассмотрим влияние образовательной деятельности МНОЦ на компоненты триады объектов управления качеством вуза А.И.Субетто [8]: качество образовательных программ, качество образовательного процесса, качество выпускника.

Все рассмотренные МНОЦ, корме двух (табл. 1), участвуют в разработке ООП, создавая модули, отражающие инновационное развитие науки и производства. Таким образом, повышается качество образовательных программ университета. Вопрос о влиянии на качество развития дополнительных программ дискуссионный и остается за рамками настоящей работы.

Качество образовательного процесса впрямую повышается за счет повышения качества оборудования и программного обеспечения, а также за счет привлечения высококвалифицированных преподавателей -

ученых и практиков. Косвенно качество образовательного процесса повышается за счет повышения квалификации преподавателей, участвующих в обеспечении учебного процесса программ ДПО и программ академической мобильности.

Качества выпускников повышается, во-первых, за счет дополнительных компетенций выпускников, развитие которых обеспечивается валоризацией знаний в инновационной научной и производственной среде. Во-вторых, за счет участия работодателей в разработке и реализации программ МНОЦ повышается удовлетворенность работодателей, существенно влияющая на репутацию вуза, а, значит, и на его место в рейтингах. Продвижение вверх в рейтингах ведет к привлечению более подготовленных абитуриентов, что повышает качество выпускников.

Вывод. Международные научно-образовательные центры реализуют широкий спектр образовательных сетевых программ, развитие которых приводит к повышению качества подготовки в высшей школе. Список использованной литературы:

1. Алексанков А.М., Краснощеков В.В., Мазуренко А.В. Проблемы и перспективы повышения качества программ академической мобильности // Инновационная наука. - 2015. - № 10, часть 3. - С. 127-136.

2. Арсеньев Д.Г., Кораблев В.В., Алексанков А.М. Международные научно-образовательные центры университетов - современные формы инновационного развития университетов// Международное сотрудничество в образовании и науке. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 187-193.

3. Государственно - частное партнерство в образовании. Мировой опыт и Россия: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gouo.ru/inform/metod6/GHP_edu.pdf (дата обращения - 10.11.2015).

4. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего/ М.Л.Агранович, И.В.Аржанова, В.А.Галичин и др. М., Логос, 2010. - 280 с.

5. Никончук Е.Г., Шевченко Е.В., Шендерова С.В. Организация и реализация сетевых форм обучения. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 100 с.

6. Организация и функционирование научно-образовательных центров в вузе / Под ред. Д.Г.Арсеньева и А.М.Алексанкова. Изд. 2-е измененное и дополненное. СПб., Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 76 с.

7. Степанова Т.Е. Закон валоризации знаний // Креативная экономика. — 2012. — № 12 (72). — а 3-8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.creativeconomy.ru/articles/26588 / (дата обращения -10.11.2015).

8. Субетто А. И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ. 11620, 02.11.2004 г. -Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120200.htm#800 (дата обращения 27.10.2015).

© Краснощеков В.В., Антонов С.С., Евдокимов А.Д., 2015

УДК 377.5

О.Н. Кузьмина

педагог-организатор Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),

г. Челябинск, Российская федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Мир вступил в новое тысячелетие, в новый век. Человечество стоит перед большими свершениями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.