Научная статья на тему 'Обеспечение роста экономики России за счет повышения эффективности государственного финансового контроля'

Обеспечение роста экономики России за счет повышения эффективности государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / КОНТРОЛЬ / РИСК / СУБЪЕКТ / УЩЕРБ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Л.Н.

Создание условий для обеспечения национальной безопасности России в области экономики является основой стабильного и устойчивого развития, социального прогресса государства. Одним из этих условий выступает повышение эффективности функций управления в виде государственного финансового контроля, что позволит предотвратить и значительно снизить размеры ущерба, возникающие при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение роста экономики России за счет повышения эффективности государственного финансового контроля»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161

Таким образом, видно, что кредит без залога и поручительства, а также под залог недвижимости под наименьшую процентную ставку годовых нам предлагает ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ».

Таким образом, проанализировав современное состояние потребительского кредитования, мы пришли к выводу, что объем кредитов, предоставленных физическим лицам в России, в 2015 году вырос в 6,02 раза по сравнению с 2006 годом, но при этом темп роста предоставляемых кредитов в период с 2006 по 2015 год уменьшился. В 2016 году банки снизили ставки учетного процента, чтобы потребители могли брать кредиты в иностранной валюте. Уже сейчас валютный кредит можно взять под 10,5% в год. Несмотря на это, сейчас в основном востребованы кредиты в рублях, но возникает необходимость в оформлении ссуд в иностранной валюте. Это касается тех, кто ведет собственный бизнес. Перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, но на данный момент существует множество проблем, сдерживающих развитие потребительского кредитования в России. Лишь после устранения этих проблем и совершенствования кредитной системы можно говорить о дальнейшем развитии и тенденциях к росту потребительского кредитования в России. Список использованной литературы:

1. Колесов А.И. О некоторых вопросах развития потребительского кредитования // Деньги и кредит. - №7. - 2009

2. Жабина О. А., Ухварина Н. Э., Красовская Т. В. Перспективы потребительского кредитования на современном этапе в РФ // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 365-366.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: - URL: www.gks.ru (дата обращения: 03.04.2016).

© Кривенко О.С., Махова А.В., 2016

УДК 338

Л.Н. Смирнова

к.э.н., зам. начальника кафедры БУАиА Санкт-Петербургского университета МВД России

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОСТА ЭКОНОМИКИ РОССИИ ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация

Создание условий для обеспечения национальной безопасности России в области экономики является основой стабильного и устойчивого развития, социального прогресса государства. Одним из этих условий выступает повышение эффективности функций управления в виде государственного финансового контроля, что позволит предотвратить и значительно снизить размеры ущерба, возникающие при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов.

ABSTRACT

Creation of conditions for ensuring the national security of Russia in the field of Economics is the basis of stable and sustainable development, social progress of the state. One of these conditions is the increase of efficiency of management functions in the form of state financial control that will prevent and significantly reduce the amount of damages arising in the implementation of activity of managing subjects.

Ключевые слова

Безопасность, государство, контроль, риск, субъект, ущерб, эффективность.

Keywords

Security, the state, control, risk, subject, damage the efficiency.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Государственные интересы России требуют обеспечения национальной безопасности в области экономики и максимальной защиты интересов граждан за счет создания условий, направленных на поддержание экономики государства в безопасном состоянии. Анализируя угрозы национальной безопасности России, существующие в настоящее время, Правительство Российской Федерации отмечает, что «к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относится «сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений..» [1,с. 10]. Эти угрозы наносят значительный ущерб экономике России, по нашему мнению, их снижение напрямую связано с повышением эффективности функций управления.

Государственный финансовый контроль определяется как функция управления, которая является одним из инструментов повышения эффективности использование материальных и финансовых ресурсов страны. Необходимо отметить, что именно эта цель актуальна практически для всех стран мира, в том числе и для Российской Федерации.

До настоящего времени еще не закончена разработка научной концепции единой системы государственного финансового контроля, нет четкого разграничения функций, сфер полномочий и ответственности многочисленных контролирующих органов существующих в России. На сегодняшний день государственный финансовый контроль реализуется, главным образом, в регламентированной законодательством деятельности ряда специальных государственных органов. Многочисленные контрольно-надзорные органы осуществляют сплошную проверку экономических субъектов с определенной периодичностью, что приводит к неэффективному расходованию ресурсов из-за того, что «количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке.

Однако, несмотря на большое количество органов контроля, нарушений выявляется достаточно, однако эффективность деятельности контрольно-надзорных органов невелика. Исследователями установлено, что «текущая система контрольно-надзорной деятельности, по разным оценкам, «стоит» российской экономике в терминах непосредственных издержек бизнеса от 1,5 (по оценкам НИУ ВШЭ, 2011) до 7,5% ВВП (по оценкам «ОПОРЫ России», 2013). Еще год назад этим было можно пренебречь. Сейчас багаж крайне неэффективной, во многом искусственно созданной системы государственного регулирования должен быть кардинально пересмотрен для быстрого оживления экономики, прежде всего малого и среднего бизнеса» [4,с.3].

Следовательно, одной из основных задач обеспечения роста экономики России выступает не только повышение эффективности и результативности использования материальных и финансовых ресурсов, но и повышение эффективности и результативности конрольно-надзорной деятельности всех органов контроля России. Добиться этого можно за счет исключения дублирования функций контрольно-надзорных органов, результаты деятельности которых при проверке одного и того же субъекта могут быть различны.

В целях изменения сложившейся ситуации Д. Медведевым подписано распоряжение от 1 апреля 2016 г. № 559-р, которым утвержден план мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 гг. [2,с.1]. Планом предусмотрена подготовка предложений по устранению устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований. Основной акцент делается на то, что реализация Плана мероприятий («дорожной карты») позволит внедрить в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированный подход при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Т.е. периодичность проведения контроля должна зависеть от риска причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу, безопасности в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Более тщательной проверке необходимо подвергать тех, кто действительно опасен или в силу высокой вероятности нанесения ущерба, или в силу масштабов деятельности. А для тех подконтрольных хозяйствующих субъектов, у которых степень риска имеет низкий или средний уровень, режим контроля должен быть существенно упрощен. Это позволит существенно сократить масштабы контрольно-надзорной деятельности, т.е. отказаться от всеобъемлющего контроля экономических субъектов.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Следовательно, возникает необходимость «внедрения дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых направлениях» [2,с.2].

Для последовательного внедрения риск-ориентированного подхода требуется расширение арсенала инструментов, применяемых контрольно-надзорными органами, которые будут осуществляться без взаимодействия контрольно-надзорных органов с юридическими лицами. В связи с чем, Планом мероприятий предусмотрено: принятие соответствующих нормативных правовых актов для осуществления новых видов мероприятий по контролю и инструментов контрольно-надзорной деятельности; совершенствование системы подготовки кадров в интересах контрольно-надзорных органов; организация научных исследований в целях определения рисков; обеспечение внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и организации дополнительного профессионального образования для сотрудников контрольно-надзорных органов.

Еще одним немаловажным вопросом является оценка эффективности деятельности самих контрольно-надзорных органов, которая строится на количественных показателях выявленных нарушений и применяемых санкций к нарушителям, т.е. со стороны инспекторов (ревизоров) больше внимания уделяется именно этому вопросу. Требуется пересмотреть подход к оценке деятельности контрольно-надзорных органов. Эти вопросы так же включены в План мероприятий.

При своевременном и полном выполнении мероприятий Плана деятельность контрольно-надзорных органов будет рассматриваться с точки зрения размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений. Кроме этого, будет больше возможностей контрольно-надзорным органам проводить разъяснительную работу по содержанию обязательных требований подлежащих соблюдению экономическими субъектами в части расходования материальных и финансовых ресурсов.

Как отметил Д. Медведев, выступая 5 апреля 2016 года на совещании комиссии по информационным технологиям: «Надеюсь, это даст возможность снизить административную нагрузку на бизнес, сделает проверки не менее действенными и уже в 2016 г. будет подготовлен проект закона о федеральном, областном и муниципальном контроле в нашей стране» [3,с.1].

Таким образом, снизить негативные социальные или экономические эффекты (общественно опасные последствия), возникающие в результате несоблюдения законодательства Российской Федерации объектами контроля и надзора, а также минимизировать неоправданное вмешательство в деятельность подконтрольных субъектов можно за счет:

1) перехода от применения подхода всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу планирования проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям,

2) изменения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору).

Эти мероприятия позволят предотвратить и значительно снизить размеры ущерба, возникающие при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов, тем самым обеспечить национальную безопасность в области экономики.

Список использованной литературы 1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683

"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Интернет-портал «Российской газеты» 31 декабря 2015 г.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

2. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2016.

3. Д. Медведев: Закон о госконтроле даст возможность снизить административную нагрузку на бизнес // Интерет-ресурс, 05.04.2016, 17:43 в рубрике «Лента новостей.

4. Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации : аналит. докл. / колл. авт.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — с. 89.

© Смирнова Л.Н., 2016

Филиппова Д.И.,

ассистент кафедры экономики и права

СурГПУ,

г. Сургут, Российская Федерация Е-mail: filippova003@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье выявлена эволюция формирования новой экономики, а также раскрыты особенности формирования новой экономики: глобализация экономики, глокализация рынков, мгновенная реакция рынка, индивидуализация, виртуализация рынка, информационное посредничество, совмещение рыночных стадий, человеческий капитал, снижение цены материальных ценностей по сравнению с интеллектуальными, растущий спрос на гламуроемкую трендовую продукцию.

Ключевые слова

Информация, новая экономика, технологии, трансформация, «человеческий капитал», экономическое

развитие.

Начало XXI века было обусловлено не только становлением новой исторической эпохи, но и переходом к новому направлению экономического развития в России. Усиление роли знаний, интеллектуального труда, инновационных технологий, компьютеризация, развитие коммуникационных сетей и создание глобальной сети Internet привело к модификации существующей экономической системы. Изменение социально-экономического порядка, в свою очередь, привело к возникновению новых видов экономической деятельности, ускоренное развитие которых послужило толчком к формированию новой экономики.

Стоит отметить, что впервые о формировании нового экономического порядка писал Ж. Б. Сэй в работе «Трактат по политической экономии» опубликованной в 1803 г. Он указывает, что создание нового продукта обусловлено решением трех различных операций. Во-первых, изучение определенного явления для накопления знаний. Во-вторых, создание инновации путем использования полученной информации. В-третьих, реализация уникального продукта, т.е. донесение его до потребителя.

Ключевые аспекты новой экономики были указаны в 1911 г. Й. Шумпетером в труде «Теория экономического развития». В данной работе автор определил, что понятия экономический рост и экономическое развитие не являются тождественными. Под экономическим ростом он понимает трансформацию экономических показателей и приспособление экономики к ним. Экономическое развитие автор трактует как создание уникального в качественном отношении явления, которое, в свою очередь, заключено в следующих направлениях [15, с. 158]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.