Научная статья на тему 'Особенности формирования новой экономики'

Особенности формирования новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ" / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Д.И.

В статье выявлена эволюция формирования новой экономики, а также раскрыты особенности формирования новой экономики: глобализация экономики, глокализация рынков, мгновенная реакция рынка, индивидуализация, виртуализация рынка, информационное посредничество, совмещение рыночных стадий, человеческий капитал, снижение цены материальных ценностей по сравнению с интеллектуальными, растущий спрос на гламуроемкую трендовую продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования новой экономики»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

2. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 N° 559-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2016.

3. Д. Медведев: Закон о госконтроле даст возможность снизить административную нагрузку на бизнес // Интерет-ресурс, 05.04.2016, 17:43 в рубрике «Лента новостей.

4. Модернизация системы контрольно-надзорных полномочий в Российской Федерации : аналит. докл. / колл. авт.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — с. 89.

© Смирнова Л.Н., 2016

Филиппова Д.И.,

ассистент кафедры экономики и права

СурГПУ,

г. Сургут, Российская Федерация E-mail: filippova003@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье выявлена эволюция формирования новой экономики, а также раскрыты особенности формирования новой экономики: глобализация экономики, глокализация рынков, мгновенная реакция рынка, индивидуализация, виртуализация рынка, информационное посредничество, совмещение рыночных стадий, человеческий капитал, снижение цены материальных ценностей по сравнению с интеллектуальными, растущий спрос на гламуроемкую трендовую продукцию.

Ключевые слова

Информация, новая экономика, технологии, трансформация, «человеческий капитал», экономическое

развитие.

Начало XXI века было обусловлено не только становлением новой исторической эпохи, но и переходом к новому направлению экономического развития в России. Усиление роли знаний, интеллектуального труда, инновационных технологий, компьютеризация, развитие коммуникационных сетей и создание глобальной сети Internet привело к модификации существующей экономической системы. Изменение социально-экономического порядка, в свою очередь, привело к возникновению новых видов экономической деятельности, ускоренное развитие которых послужило толчком к формированию новой экономики.

Стоит отметить, что впервые о формировании нового экономического порядка писал Ж. Б. Сэй в работе «Трактат по политической экономии» опубликованной в 1803 г. Он указывает, что создание нового продукта обусловлено решением трех различных операций. Во-первых, изучение определенного явления для накопления знаний. Во-вторых, создание инновации путем использования полученной информации. В-третьих, реализация уникального продукта, т.е. донесение его до потребителя.

Ключевые аспекты новой экономики были указаны в 1911 г. Й. Шумпетером в труде «Теория экономического развития». В данной работе автор определил, что понятия экономический рост и экономическое развитие не являются тождественными. Под экономическим ростом он понимает трансформацию экономических показателей и приспособление экономики к ним. Экономическое развитие автор трактует как создание уникального в качественном отношении явления, которое, в свою очередь, заключено в следующих направлениях [15, с. 158]:

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

- создание нового, неизвестного потребителю блага;

- внедрение инновации;

- изучение новых рынков сбыта;

- получение нового источника полуфабрикатов или сырья;

- проведение необходимой реорганизации.

Таким образом, автор приходит к выводу, что экономическому росту способствует не накопление имеющихся технологий, а новое применение имеющихся средств и создание уникальных явлений. Главным субъектом, участвующим в создании инновации, Й. Шумпетер считает предпринимателя, которому свойственны инициатива, авторитет и дар предвидения [15, с. 171].

Следует отметить, о неизбежности циклического развития экономик стран и мировой цивилизации писал Н. Д. Кондратьев в труде «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны», изданном в 1922 г. [7, с. 381]. Автор указывает, что каждому циклу соответствует свой технологический уклад. Важно отметить, что пятому циклу экономического развития характерны развитие информационных технологий, глобализация человеческих знаний и расширение коммуникационных сетей. В результате накопления знаний, разработки информационных технологий нового поколения и их широкого распространения стало возможным становление новой экономики, нового типа общества построенных на этом стратегически важном ресурсе [2, с. 5-12].

Дальнейшее развитие гипотезы о цикличности экономического развития экономик стран было осуществлено С. Кузнецом в работе «Вековые движения в производстве и ценах» [12, с. 77-98]. В 1971 г. С. Кузнец получил нобелевскую премию за работы по экономическому росту, в которых он идентифицировал новую экономическую эру, названную им «современным экономическим ростом» [15, с. 77-98].

Важным вкладом С. Кузнеца в экономическую науку было введение понятия «новая экономика» [5, с. 88]. Он сделал вывод, что эпохальные инновации обеспечивают революционное ускорение темпов экономического роста, под которым он подразумевал долгосрочное увеличение способности хозяйства обеспечивать все более разнообразные потребности населения с помощью наиболее эффективных технологий и соответствующих им институциональных и идеологических изменений [4, с. 3-10].

Вопросам формирования новой экономики также уделил внимание Ф. Ф. Хайек. В работе «Дорога к рабству» автор указывает на то, что потребности людей постоянно растут, и это, в первую очередь, приводит к их изобретательности на пути удовлетворения своих нужд. Изобретательность в свою очередь, предполагает применение человеком новых знаний и методов, а также готовность быстро и эффективно действовать в условиях риска [14, с. 16].

Данный процесс, по мнению Хайека, может существовать лишь в экономической системе, которой свойственно свободное предпринимательство, т.е. при отсутствии барьеров на пути человеческой находчивости в стремлении удовлетворения своих потребностей и улучшения собственного благосостояния. Здесь важную роль играет институт конкуренции, который побуждает экономических агентов к целенаправленной деятельности по получению прибыли и регулирует их взаимоотношения, предоставляя им равные возможности при реализации своих предпринимательских способностей. Таким образом, автор доказывает, что индивидуальная инициатива, существующая в условиях совершенной конкуренции, способствует формированию новой экономики.

Стоит отметить, что термин «новая экономика» некоторыми авторами сегодня трактуется как синоним постиндустриальной ступени развития, в которой органически переплетаются традиционный сектор экономики с новыми элементами, придавая всей системе принципиально новое качество [8, с. 22-27].

Е. Масуда, автор труда «Компьютопия», также определяет информационное общество как этап развития постиндустриального, при котором производство информации, ее распределение и использование будет определять структуру всей материальной базы общества [9, с. 115]. Масуда рассматривает влияние информации на структурное изменение экономики страны, и то, как экономика государства зависит от производства, обработки, хранения и распространения информации.

Ф. Махлуп, в свою очередь, доказал, что производство и распространение знаний являются функцией формационного сектора экономики, к которому относят образование, право, издательское дело, средства

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161

массовой информации и производство компьютеров [10, с. 62]. Следовательно, новая экономика рассматривается Махлупом как отдельный сектор экономики, который производит информацию, являющуюся основой развития производства.

Так, Д. Белл в работе «Грядущее постиндустриальное общество» отмечает, что основой постиндустриального общества служит снижение роли материального производства, развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры [3, с. 13].

В. С. Сизов своей работе «Новая экономика и ее региональные аспекты» дает следующее понятие новой экономики - это экономика, в которой неосязаемая, как правило, интеллектуальная составляющая представляется гораздо более важной, чем материальное содержание, т.е. наукоемкость становится отличительной чертой товаров, производимых в сфере новой экономики [11, с. 4-9].

Не смотря на то, что некоторые исследователи считают новую экономику синонимом постиндустриальной фазы развития общества, у нее есть ряд отличительных черт формирования (рис. 1).

Первой особенностью новой экономики выступает глобализация мировой экономки - неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным.

Рисунок 1 - Особенности формирования новой экономики

Глокализация подразумевает информатизацию экономики, развитие новых технологий интернационализация и трансферт. Под глокальными компаниями следует понимать, прежде всего, транснациональные корпорации, которые в процессе конкурентной борьбы за те или иные доли мирового рынка, защищая свои ключевые компетенции, применяют местные ресурсы и интернационализируют их [1, с. 4-26].

В условиях информатизации общества скорость реакции рынка на изменения, происходящие в мире, становиться очень быстрой, порой мгновенной. Это обусловлено быстротой взаимодействия экономических агентов.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Кроме того, особенностью новой экономики является один из главных ее движущих факторов -«человеческий капитал». Это объясняется информатизацией общества и развитием новых технологий, когда больше всего цениться человек с его неповторимыми талантами и креативными идеями, т.к. именно он, обладая уникальной информацией, является движущей силой социально-экономического развития [13, с. 10].

Индивидуализация представляет собой комплекс мер, предназначенных для поиска индивидуального подхода к каждому отдельному клиенту, и последующее их применение, чаще всего, в условиях конфиденциальности.

Следующей особенностью выступает виртуализация рынка. На данном этапе развития общества экономический агент может самостоятельно, выйдя в глобальную сеть Internet, получить интересующую его информацию о каком-либо товаре или услуге и произвести операции по купле-продаже, не выходя при этом из собственного дома.

Информационное посредничество играет важную роль в формировании новой экономики. Посредники занимаются сбором и обработкой информации, при этом они отсеивают «излишний шум» и тем самым создают ценную базу знаний, которой может воспользоваться любой интересующийся за определенное вознаграждение.

Совмещение рыночных стадий предполагает исследование рынка сбыта, размещение рекламы, оформление сделки, совершение операций по купле-продаже чаще всего объединены.

Следующей отличительной особенностью новой экономики предстает снижение цены материальных ценностей по сравнению с интеллектуальными. Это объясняется тем, что в основе инновационных технологий лежат новые, креативные идеи человека, нестандартные подходы к решению поставленных задач и применение новых управленческих алгоритмов.

Под растущим спросом на гламуроемкую трендовую продукцию понимается тот факт, что уникальность продукта определяется не только фактором наукоемкости, но и соответствием инновации логике гламурного капитализма [6, с. 44-61]. Это доказывает Д. В. Иванов в научной публикации «Гламурный капитализм: логика «сверхновой» экономики». Д. В. Иванов отмечает, что в новой

экономике ключевую роль занимают гламуроемкие трансбрендовые продукты, которые создаются в сверхновых индустриях (например, красота, мода и др.). Главными факторами здесь выступают гламур и тренд. Под гламуром автор понимает универсальную логику новой экономики, согласно которой продукт должен соответствовать «большой пятерке» (роскошь, экзотика, эротика, «розовое», «блондинистое») и «горячей десятке» - применение различных рейтингов, которые выстраивают по уровню значимости те или иные товары, услуги, бренды, книги, страны и т.д.

Таким образом, Д. В. Иванов, проведя корреляционные анализы результатов деятельности ведущих высокотехнологичных компаний (Apple, Google, Microsoft, HTC и т.д.) пришел к выводу, что гламуроемкие трендовые продукты успешнее закрепляются на рынке, чем те компании, которые, отказываясь от политики гламурного капитализма, предпочитают производить большие вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

Стоит отметить, что характеристика новой экономики не ограничивается перечисленными факторами, т.к. новая экономика представляет собой постоянно развивающуюся систему. Таким образом, новая экономика представляет собой уникальную фазу социально-экономического развития, ключевую роль в которой отводят синергии знаний и промышленности. Посредством данного процесса происходит постоянная трансформация технологий, которые, в свою очередь формируют общество.

Список использованной литературы

1. Авдокушин, Е. Ф. О предпосылках и сущности «новой экономики [Текст] / Е. Ф. Авдокушин // Вопросы новой экономики. - 2009. - № 3. - С. 4-26.

2. Балашова, М. А. Информационное общество: теоретическая база и российская практика [Текст] / М. А. Балашова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 5. - С. 5-12.

3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл; пер. с англ. под ред. А. В. Жукова. - М. : Academia, 1999. - 788 с.

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

4. Бондаренко, В. М. Наследие С. Кузнеца и перспективы экономического роста в XXI веке [Текст] / В. М. Бондаренко // Горизонты экономики. - 2013. - № 4. - С. 3-10.

5. Дятлов, С. А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование [Текст] / С.А. Дятлов. - Спб. : Астерион, 2008. - 416 с.

6. Иванов, Д. В. Гламурный капитализм: логика «сверхновой» экономики [Текст] / Д. В. Иванов // Вопросы экономики. - 2011. - № 7. - С. 44-61.

7. Кондратьев, Н. Д., Яковец Ю. В., Абакин Л. И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды [Текст] / Н.Д. Кондратьев, Ю.В. Яковец, Л.И. Абакин. - М. : Экономика, 2002. - 764 с.

8. Кузнецов, А. В. Новая экономика и постиндустриальное общество: сопоставление понятий [Текст] / А. В. Кузнецов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 22-27.

9. Масуда, Й. Компьютопия [Текст] / Й. Масуда; пер. с англ. под ред. Л. Я. Розовского. - М. : Идея-пресс, 1998. - 358 с.

10. Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний в США [Текст] / Ф. Махлуп; пер. с англ. под ред. А. К. Овчинниковой. - М. : Прогресс, 1966. - 462 с.

11. Сизов, В. С. Новая экономика и ее региональные аспекты [Текст] / В. С. Сизов // Вопросы новой экономики. - 2013. - № 3. - С. 4-9.

12. Филатов, И. В. Теоретическое наследие С. Кузнеца и проблемы модернизации постсоциалистических стран [Текст] / И. В. Филатов // Социально-экономическая трансформация в России / под ред. Е. А. Киселёвой. - М.: МОНФ, 2001. - С. 77-98.

13. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. - М. : Классика-XXI, 2005. - 430 с.

14. Хайек, Ф. А. Дорока к рабству [Текст] / Ф. А. Хайек; пер. с англ. под ред. Н. Я. Петракова. - М. : Экономика, 1992. - 176 с.

15. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития [Текст] / И. А. Шумпетер; пер. с англ. под ред. В. С. Автономова. - М. : Диретмедиа Паблешинг, 2008. - 454 с.

© Филиппова Д.И., 2016

Яковлева Татьяна Александровна

канд. экон. наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ e-mail: IakovlevaTA@mail.ru

РОЛЬ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ

Аннотация

Разработка эффективной системы мотивации персонала предприятия является одной из основополагающих задач в управлении бизнесом, ориентированного на рост его стоимости. Посредством абстрактно-логического метода были установлены взаимосвязи между элементами стимулирования сотрудников и общими результатами предприятия. По результатам исследования было доказано, что с помощью системы мотивации возможно влиять на показатель стоимости предприятия.

Ключевые слова:

Система мотивации, элементы стимулирования, управление стоимостью предприятия, бизнес-модель, общая рентабельность хозяйственной деятельности, инновационная активность, подверженность рискам,

ключевые операционные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.