Научная статья на тему 'Квалификация кадров - решающий фактор в обеспечении продовольственной безопасности'

Квалификация кадров - решающий фактор в обеспечении продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ДОКТРИНА / DOCTRINE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ / INTERNATIONAL INDUSTRIAL ACADEMY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификация кадров - решающий фактор в обеспечении продовольственной безопасности»

Ключевые слова: продовольственная безопасность; доктрина; дополнительное профессиональное образование; международная промышленная академия.

Представленный в Правительство России проект Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина) обобщает официальные взгляды на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной социально-экономической политики по обеспечению продовольственной безопасности страны.

В проекте Доктрины отмечается: «Продовольственная безопасность является составной частью экономической безопасности, важнейшей системой жизнеобеспечения, необходимым условием физического выживания населения страны, сохранения ее государственности и суверенитета».

Характеризуя стратегическую цель продовольственной безопасности России и основные задачи ее достижения, в Доктрине указывается, что «обязательным требованием обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является продовольственная независимость, т.е. состояние экономики страны, при котором в случае прекращения ввоза на ее территорию пищевых продуктов не возникает продовольственный кризис и производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее чем 80 % годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления».

Анализ показывает, что в России фактическое потребление многих групп пищевых продуктов значительно ниже рекомендуемых физиологических норм: молочной и мясной продукции - в среднем на 20 %, овощей и фруктов - на 25, рыбных продуктов -на 45 %. Исходя из основных индикаторных показателей понятия продовольственной безопасности страны следует отметить, что достигнутый уровень потребления обеспечивается не столько за счет собственного производства, но в значительной мере за счет импорта, который в 2008 г., по официальным данным, составил по молочным продуктам более 20 %, мясным продуктам - более 35, по сахару -40 %. Здесь уместно привести пороговые значения продовольственной безопасности страны, предлагаемые проектом Доктрины: «удельный вес отечественного сельскохозяйственного сы-

УДК 658.386.35

Квалификация кадров -

решающий фактор в обеспечении продовольственной безопасности

рья и продовольствия в общем объеме продаж на рынке должен составлять не менее: зерна - 90 %, сахара - 80, растительного масла - 80, мяса и мясопродуктов - 85, молока и молочных продуктов - 90, рыбы и рыбопродуктов - 80 %».

Тем не менее, в последние годы произошли существенные изменения в тенденциях развития сельского хозяйства. Даже в 2008 г., характеризуемом в мировой прессе как год нарастания финансово-экономического кризиса в общемировом масштабе, АПК России оказался финансово устойчивым, ориентированным на дальнейшее развитие. Итоги работы агропромышленного сектора экономики России, отраженные в первом Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», весьма обнадеживающие. В Национальном докладе отмечается: «В 2008 г. в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее высокий за все последние годы рост производства продукции -110,8 %, что на 7 % больше целевого показателя Государственной программы. Увеличение обусловлено главным образом ростом продукции растениеводства и, в первую очередь, рекордным валовым сбором зерна. Основной прирост продукции растениеводства получен за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур, в том числе по зерновым культурам и подсолнечнику, уровень которой был наиболее высоким за все предыдущие годы. Объем производства скота и птицы на убой в 2008 г. увеличился на 6,5 %, что на 3,9 % больше запланированного целевого индикатора. Положительные результаты в животноводстве достигнуты, в основном, за счет роста производства мяса свиней и птицы». Позитивные результаты достигнуты и по другим показателям Государственной программы.

Успехи отрасли, несомненно, связаны с внедрением и дальнейшим развитием высокоэффективных индустриальных инновационных технологий в сельскохозяйственных, перерабатывающих и пищевых отраслях; со стимули-

В.А. Бутковский, д-р техн. наук Международная промышленная академия

рованием малого предпринимательства, ориентированного на увеличение товарной продукции; с поддержкой создания и функционирования кооперативов, в том числе по производству и сбыту животноводческой продукции и т. д.

В числе механизмов и ресурсов продовольственной безопасности в проекте Доктрины в области совершенствования организации и управления обеспечением продовольственной безопасности определено «расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного производства».

Решить эту задачу невозможно без поднятия на новый уровень вопросов подготовки кадров, их дальнейшего профессионального роста, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

По оценкам аналитиков для ускорения интеграционно-инновационных процессов сельское хозяйство, перерабатывающая и пищевая промышленность России остро нуждаются в специалистах с высшим аграрным, ветеринарным, инженерно-техническим и экономическим образованием. Дефицит специалистов в сельском хозяйстве оценивается на уровне 80 тыс. человек. Еще порядка 60 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием требуется пищевым и перераба-

^РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ^ТЕМА НОМЕРА

тывающим предприятиям. Еще более остро стоит проблема нехватки кадров профильных рабочих профессий и специалистов со средним профессиональным образованием. И это при том, что выпуск подведомственных Мин-сельхозу России учебных заведений ежегодно составляет более 140 тыс. специалистов разного уровня и профиля, а повышение квалификации и профессиональную переподготовку проходят более 130 тыс. руководителей и специалистов АПК.

Видимо, ключевым фактором здесь является не только задача обеспечения возможности непрерывного профессионального образования для специалистов всех уровней. Хотя и в этом плане вся образовательная цепочка «школа - колледж - вуз - учебное заведение ДПО» должна развиваться последовательно, согласованно, в едином ключе инновационных процессов. Весьма важно дальнейшее решение вопросов социального обустройства сельских территорий, повышения престижности работы в агропромышленных секторах российской экономики и многих других.

В настоящее время руководители сельскохозяйственных, перерабатывающих и пищевых предприятий на 80 % имеют технико-технологическое базовое образование. Это - агрономы, механики, зоотехники, инженеры-технологи и др. Современному же производству, нацеленному на инновационное развитие, финансовый результат, выявление резервов, четкую организацию работы, требуются новые управленцы - экономисты-организаторы, владеющие в полной мере вопросами финансового менеджмента, экономического планирования, системного анализа, а также способностью к моделированию сложных производственных систем, оценке возможных рисков, инвестиционной привлекательности и т. д. Решение этой задачи лежит в области расширения подготовки соответствующих специалистов в высших учебных заведениях, создании условий для привлечения обладающих необходимым набором знаний и компетенций специалистов на предприятия отрасли, а также расширении дополнительных образовательных программ, позволяющих работающим в отрасли руководителям предприятий получить новые знания.

Такую возможность руководителям предприятий многих отраслей АПК на протяжении всех лет реформирования, последующего развития и стабилизации экономики России предоставляет Международная промышленная академия (МПА), отметившая в текущем году 40-летие образования.

Понимая всю сложность и неоднозначность происходящих в отрасли

процессов, МПА сегодня интегрирует возможности современных образовательных технологий с научными достижениями отраслевых НИИ Россельхо-закадемии и вузов, а также особенностями производства в конкретных отраслях. Не только освоение новых знаний, но осмысление их и попытка использования в конкретной практической ситуации - принцип построения образовательных программ академии.

За 40 лет работы в стенах академии прошли обучение более 210 тыс. руководителей и специалистов предприятий АПК и других отраслей промышленности России, стран СНГ и дальнего зарубежья. С 2002 г. ежегодный контингент академии составляет более 7,5 тыс. слушателей.

Опыт, накопленный Международной промышленной академией в разные периоды истории нашей страны, позволяет утверждать, что знания, которые специалист имел вчера, не являются основой его эффективной работы сегодня. Только обновление знаний обеспечивает видение перспектив завтрашнего дня. Для МПА - это аксиома.

В настоящее время академия, отвечая отраслевым потребностям, видит возможности дальнейшего развития в расширении отраслевых компетенций, сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями, НИИ и вузами, министерствами и ведомствами, в первую очередь с Минсельхозом России, Россельхознадзором, Роспотребнадзо-ром, Ростехнадзором, Росагролизин-гом, Росрезервом, Федеральным центром по оценке качества зерна и др.

Реализация инновационного сценария развития академии, сотрудничество с отраслевыми бизнес-структурами и предприятиями постепенно приводит к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных дисциплин и научных программ. Мы понимаем, что современный специалист должен быть восприимчив к новациям, иметь профессиональную подготовку, основанную на развитии практических навыков, обладать знаниями в сфере информационных технологий, экономики, менеджмента, психологии делового общения и т. д. Академия в настоящее время располагает постоянно обновляющимися техническими средствами обучения, учебными аудиториями и компьютерными классами. Дальнейшая модернизация учебно-производственной базы позволит МПА на основе новейшей вычислительной и оргтехники на практике реализовывать программы дистанционного адаптированного образования руководителей и специалистов отраслей АПК России и стран СНГ.

Структура академии меняется соответственно потребностям отраслей

АПК. Образовательные центры при кафедрах подтвердили правильность вектора развития академии. Создав Центр промышленной безопасности, кафедра инженерного обеспечения выделила программы, осуществляемые совместно с Ростехнадзором, прошедшие своевременное лицензирование и аккредитацию, в самостоятельное направление с высокой научной составляющей. При кафедре бухгалтерского учета и аудита многие годы работает Отраслевой учебно-методический центр «Профессиональный бухгалтер», выделено самостоятельное направление «Бухучет лизинговых операций», которое реализуется совместно с компанией «Росагролизинг». На кафедре пищевых производств эффективно развиваются Центр современного хлебопечения и Учебный центр современного кондитерского производства, а на кафедре зерна и продуктов его переработки Центр зерноперераба-тывающих отраслей. Есть и другой положительный опыт выделения отдельных программ в рамках работы кафедр. По каждому из вышеназванных направлений только по программам повышения квалификации в среднем в год обучается более 300 специалистов.

В последние годы академия на основе соглашений о сотрудничестве реализует программы корпоративного обучения руководителей и специалистов крупных компаний. Развитие рыночных отношений в России, быстрое изменение условий деятельности компаний, новые решения на уровне федеральной и региональной власти ведут к расширению или реструктуризации бизнеса, обусловливают выход на новые рынки, требуют формирования новой структуры компании и т.д., т. е. являются основой постоянного обновления знаний топ-менеджеров и специалистов, усиления образовательных программ в компании. Конечно, на первый взгляд наиболее логичным для крупной компании - создание собственного корпоративного учебного центра. Но зачастую кадровые службы компаний не могут организовать обучение специалистов и менеджеров всех уровней и направлений. Поэтому наиболее правильной является технология обобщения возможностей собственного учебного центра и образовательных учреждений ДПО, специализирующихся на различных программах.

Учитывая общую тенденцию к укрупнению, созданию межотраслевых и межрегиональных холдингов, академией наработана практика взаимодействия с крупными горизонтально и вертикально интегрированными агропромышленными структурами, например, такими как Группа компаний

«Разгуляй», ОАО «Липецкхлебмака-ронпром» и др.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» выдвинули на первый план вопросы развития инфраструктуры АПК, в том числе таких крупнейших государственных компаний, как Россельхозбанк и Росагролизинг, расширение сферы деятельности которых невозможно без повышения квалификации специалистов головных и региональных подразделений. МПА регулярно реализует образовательные программы для различных категорий специалистов и Рос-сельхозбанка, и Росагролизинга.

Структура, объем и уровень преподавания, кропотливая работа ректората, деканата и кафедр, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала академии, по результатам анкетирования слушателей, регулярно получают положительную оценку. В целом программы дополнительного профессионального образования топ-менеджеров и специалистов крупных отраслевых холдингов и компаний, имея свои особенности, строятся на основе классических принципов повышения квалификации или профессиональной переподготовки и включают все стадии образовательного процесса. Причем обязательным условием успешной реализации этих программ является продуманное сквозное комплексное учебно-методическое обеспечение.

Развитие в Международной промышленной академии программ дополнительного профессионального образования специалистов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК России и стран СНГ в настоящее время предполагает обучение нескольких основных категорий:

• руководители и специалисты компаний и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК России и стран СНГ;

• руководители и специалисты региональных органов управления АПК России;

• руководители органов управления АПК государств-участников СНГ через Международный центр сотрудничества и координации деятельности в сфере повышения квалификации руководителей предприятий АПК стран СНГ, положение о котором утверждено 21.12.2007 на заседании Межправительственного Совета по АПК государств СНГ;

• преподаватели высших учебных заведений России и стран СНГ, реализующих образовательные программы по

специальностям и направлениям подготовки для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности АПК России и стран СНГ.

В последние годы наиболее активно в академии проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалисты хлебопекарной, кондитерской, масложировой, молочной промышленности, а также производства пищевых ингредиентов, отрасли хлебопродуктов, комбикормовой промышленности и птицеводства. Анализ категорий специалистов показывает, что наибольшим спросом программы академии пользуются у руководителей предприятий, руководителей технологических, инженерных, экономических подразделений и главных бухгалтеров предприятий, а также технологов, энергетиков и инженеров по технике безопасности.

Одно из важнейших направлений развития инновационной составляющей образовательных программ академии - привлечение к преподаванию дисциплин финансово-экономического, управленческого и ряда других профилей представителей реального бизнеса. Развивая в академии бизнес-программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, наибольший акцент делается на привлечение к чтению лекций и проведению практических занятий наряду с блестящими учеными-теоретиками и преподавателей-практиков, представителей реального бизнеса, руководителей федеральных и региональных органов управления, отраслевых союзов и ассоциаций.

Существует мнение, что представители реального бизнеса быстрее окажут финансовую поддержку учебному заведению, чем потратят время на преподавание. Но наша практика показывает, что многие талантливые бизнесмены с удовольствием делятся своими знаниями со слушателями академии, оказывая тем самым нефинансовую поддержку и выступая в роли преподавателей.

Взаимодействие бизнес-сообщества с профильными вузами и учреждениями ДПО - тема дальнейшего научно-методического анализа. Какие специалисты нужны бизнесу сегодня? Каков перечень и уровень профессиональных компетенций, требований, предъявляемых к ним? Что должно ложиться в основу подготовки студентов по направлениям бакалавриата, специ-алитета и магистратуры, а что - программ повышения квалификации топ-менеджеров и специалистов? Как научить современных специалистов генерировать идеи, способствующие развитию бизнеса? Как привлечь к преподаванию руководителей ведомств, союзов (ассоциаций) и компаний? И это

не все вопросы, требующие постоянного внимания, без ответов на которые инновационное поступательное развитие современного профессионального образования невозможно.

Вопросы обеспечения продовольственной безопасности России в последние годы обсуждались на многих международных и всероссийских форумах и конференциях, в том числе проводимых в Международной промышленной академии.

Впервые Международная конференция «Продовольственная безопасность России» состоялась в Москве, в МПА в марте 2002 г. Более 300 участников из 60 регионов России и ряда стран мира на пленарных заседаниях и во время работы четырех тематических секций обсудили широкий спектр вопросов, касающихся обеспечения продовольственной безопасности страны.

Впервые проект Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации был представлен на Международной конференции «Проблемы обеспечения продовольственной безопасности: национальный и международный аспекты», собравшей в октябре 2008 г. в МПА 479 участников из большинства российских регионов и многих стран.

На новом этапе формирования понятия «продовольственная безопасность» в мае 2009 г. состоялась Международная конференция «Евразийское экономическое сообщество: проблемы обеспечения продовольственной безопасности», на которой были рассмотрены основные положения проекта Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества и многие другие вопросы, касающиеся продовольственной безопасности в контексте мировых и национальных тенденций. Интерес к проведению конференции подтвержден широким участием более 250 руководителей и специалистов различных уровней из 11 стран мира.

Президент России Д.А. Медведев на совещании «О завершении осенних полевых работ, итогах уборки урожая 2009 года и состоянии рынка зерна», проведенном в Малоархангельском р-не Орловской обл., отметил «Что бы ни происходило с другими отраслями промышленности, люди все равно будут испытывать потребность в пище. Значит, этот бизнес будет всегда».

Сделать этот бизнес доходным, в полной мере обеспечивающим продовольственную безопасность страны, смогут высокообразованные, высокопрофессиональные и высококомпетентные руководители и специалисты, дать отрасли которых могут и должны современные, инновационно ориентированные образовательные учреждения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.