Научная статья на тему 'АПк россии: стратегия и тактика'

АПк россии: стратегия и тактика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусаков Владимир

Российская аграрная экономика весьма привлекательна для Беларуси: есть общие исторические основы, идет активный товарообмен, имеется текущая договоренность о взаимодействии по ряду вопросов аграрной политики и перспективах развития. Важный момент создание общего таможенного пространства, куда также входит Казахстан. Однако в целом российское сельское хозяйство существенно отличается от белорусского, поскольку за два последних десятилетия развивалось по своим принципам, в том числе в организационном построении и в характере экономических механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agro-industrial complex of Russia: strategy and tactics

The Russian agrarian economy is highly attractive to Belarus: there is a common historical basis, there is an active trade, there is current agreement about cooperation on a number of issues of agricultural policy and development prospects. Important point the creation of a common customs space, which also includes Kazakhstan. Overall, however, Russian agriculture is significantly different from Belarusian, because in the last two decades has evolved in its principles, including organizational structure and the nature of economic mechanisms.

Текст научной работы на тему «АПк россии: стратегия и тактика»

АПК России: стратегия и тактика

российская аграрная экономика весьма привлекательна для Беларуси: есть общие исторические основы, идет активный товарообмен, имеется текущая договоренность о взаимодействии по ряду вопросов аграрной политики и перспективах развития. важный момент — создание общего таможенного пространства, куда также входит казахстан. однако в целом российское сельское хозяйство существенно отличается от белорусского, поскольку за два последних десятилетия развивалось по своим принципам, в том числе в организационном построении и в характере экономических механизмов.

Владимир Гусаков,

заместитель Председателя Президиума нАн Беларуси, доктор экономических наук, академик

основополагающим отличием является частная собственность на землю, средства производства, продукцию и доходы, которые используются по усмотрению владельцев. Белорусским товаропроизводителям, лишенным права самостоятельного и беспрепятственного распоряжения прибылью своих предприятий, часто весьма трудно договариваться с российскими партнерами о взаимодействии, поскольку разговор идет на разных языках. вместе с тем следует подчеркнуть, что для налаживания тесных перспективных контактов между аграрными комплексами и предприятиями обеих стран необходимо иметь полную информацию об особенностях устройства каждой экономики, специфике действующих хозяйственных механизмов, решениях по налаживанию текущей деятельности и общей стратегии.

к сожалению, такой объективной информации у беларуси нет, несмотря на декларируемое единство и высокий уровень взаимодействия. Есть лишь некоторые фрагментарные

и отрывочные сведения, а также противоречивые оценки некоторых специалистов. кроме того, отсутствуют системные знания и комплексные меры по согласованию действий в сфере АПк. Серьезной ошибкой белорусского аграрного истеблишмента является недооценка текущего устройства и, в особенности, стратегического развития российского сельского хозяйства: часто доминирует устаревшее мнение, что АПк соседней страны находится в полуразрушенном состоянии, абсолютно неконкурентоспособен и нацелен на беспредельное поглощение всякого импорта. в связи с этим основная задача статьи — показать, что российский агросектор не только не деградирует, но и способен быстро восстановиться и достичь уровня передовых стран, полностью обеспечив продовольственную независимость огромного государства. конечно, крупные системные недостатки и просчеты есть, но они целенаправленно и поэтапно ликвидируются, и главное при этом — какие крупномасштабные решения принимаются для их ликвидации и какие делаются выводы.

Первое, на что необходимо обратить внимание, — коренной пересмотр в россии политики в отношении сельского хозяйства. вместо игнорирования проблем сельских товаропроизводителей, как это было в прошлом, развитие крупнейших из

них определено в качестве государственных целей, достижение которых обеспечит ускоренный рост национального АПк. в рф сложилось понимание того, что село — гарант продовольственной и социальной стабильности, сильное хозяйство — выгодный бизнес и инвестиции в аграрную сферу могут приносить немалые доходы. кроме того, собственное производство обеспечивает экономическую самодостаточность — большинство политиков и хозяйственников сходятся во мнении, что государство, имеющее такой высокий потенциал, может не только с успехом обеспечивать себя, но и соседние страны.

таким образом, государственная аграрная политика и стратегия приобрели совершенно иной характер, даже по сравнению с состоянием 3—4-летней давности. Это повлекло за собой череду специальных оперативных и тактических мер, направленных на модернизацию аграрной сферы. в частности, принят ряд решений о поэтапном росте государственной поддержки АПк на федеральном и региональном уровне, об ускоренном укреплении материальной базы, создании современных инновационных предприятий. Помимо этого целью стало быстрое расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала агропромышленного комплекса, формирование сквозных кооперативно-интеграционных объединений и крупных структур с законченным циклом производства готового продовольствия под потребительский спрос, вхождение в крупные международные продуктовые компании и др.

Следует подчеркнуть, что в россии действует долгосрочная государственная программа развития АПк [3], где заложены основные целевые индикаторы, приняты федеральный закон о развитии сельского

АНАЛИЗ

хозяйства [4] и ряд региональных программ и мер по восстановлению, стабилизации и повышению эффективности аграрной сферы, утверждена специальная доктрина продовольственной безопасности страны [1]. доктрина стала основным составным звеном Стратегии национальной безопасности россии, одобренной Президентом рф на период до 2020 г. Считается, что стратегия и доктрина будут служить решению ряда практических задач в области повышения доступности продуктов питания, усиления контроля за их безопасностью, обеспечения внутренних продовольственных запросов, завоевания внешних рынков.

для сравнения: ни одна страна Снг, в том числе и Беларусь, не имеет теперь такого перспективного и комплексного нормативно-правового обеспечения, как россия. например, в нашей республике действовала только государственная программа возрождения и развития села [6], а закон, который содержал бы действенные механизмы правового регулирования и экономического стимулирования, не принят до сих пор; правовые нормативы, касающиеся АПк, разбросаны в различных законодательных актах и не имеют системы.

рассмотрим, что представляет собой доктрина продовольственной безопасности рф и каковы ее основные результативные показатели [1].

в соответствии с установками доктрины объемы импорта продовольствия в россии стали постепенно снижаться (за 2 последних года примерно на 25%), а экспорта — наращиваться. для этого взят курс на масштабное восстановление национального агропромышленного комплекса. например, только производство животноводческой продукции планируется увеличить в ближайшие годы не менее чем на 30—35% — создание современных крупных животноводческих комплексов, которые смогут полностью удовлетворить потребность страны в мясе, стало одной из приоритетных задач по возрождению села. увеличение объемов получаемого мяса расценивается как фактор улучшения качества питания населения и повышения эффективности аграрной экономики. По словам дмитрия медведева, производство говядины в значительной степени влияет на

жизненные показатели и даже на уровень инфляции в стране [2]. для решения этих задач принята Программа развития животноводства, а также утверждено постановление по субсидированию приобретения высокопродуктивного племенного скота в пределах 100% ставки рефинансирования. например, только по росагролизингу закуплено 320 тыс. животных, причем половина — у лучших зарубежных производителей. в целом планируется, что россия через 5 лет будет удовлетворять не менее 85% потребности в мясе и 90% в молоке. также в планах на ближайшее будущее — поставка зерна на экспорт в объеме не менее 20 млн т в год. нужно отметить, что реализация этих задач позволит значительно снизить импортные закупки. например, в настоящее время россия ввозит почти 13 млн т молокопродуктов (в пересчете на молоко), но в перспективе страна сможет сократить импорт до 2,5—4 млн т, что автоматически означает уменьшение доли Беларуси в поставках на российский рынок.

в рф стали понимать, что вопросы глобальной продовольственной безопасности как никогда обострены. мировые тенденции таковы, что стратегическое значение продуктов питания теперь сопоставимо с финансовой, энергетической, экономической и военной безопасностью. При этом продовольствие — это весьма пластичный ресурс, ассортимент и качество которого можно освоить в относительно непродолжительный период, достаточно иметь природные предпосылки и инвестиционные ресурсы. Поэтому россия впервые за два последних десятилетия намерена наиболее полно использовать свой уникальный аграрный потенциал — 20% запасов мировой пашни, 52Уо черноземов и 20% пресной воды — и на этой базе не только обеспечить себя основными видами продовольствия, но и быстро восстановить статус одного из ведущих экспортеров в мире. При этом особо подчеркивается, что количество людей, занятых в сельском хозяйстве, традиционный аграрный уклад — условия лидерства страны на внутреннем и внешнем рынках.

Поставлена задача проанализировать ситуацию с невостребованными земельными паями и разобраться с неэффективными собственниками. При этом особое вни-

мание обращается на такие аспекты, как сохранение плодородия почв, повышение ответственности за порчу земель. наведение порядка в этой области для россии очень актуально: более 30 млн га пашни не задействовано, а за последние два десятилетия посевная площадь сократилась более чем на треть.

другой серьезной задачей, возникшей в связи со сквозной модернизацией АПк страны, является ускоренное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. определяются стратегические приоритеты, устанавливаются четкие индикаторы и конкретные инструменты развития отрасли, в том числе меры государственной поддержки всех структур пищевой и перерабатывающей промышленности. наряду с мероприятиями по материально-техническому переоснащению АПк возникла насущная необходимость снижения издержек производства, внедрения современных бизнес-технологий в управление и практику хозяйствования. Большая роль в этом отводится национальной аграрной науке — готовятся предложения по комплексному стимулированию исследований и быстрому освоению научных достижений в сфере АПк. Помимо этого решено активизировать участие россии в инициативах по международному партнерству в сфере продовольственной безопасности. Поддержку и преимущество будут получать те товаропроизводители и поставщики, которые начнут использовать наиболее прогрессивные технологии производства и продвижения продукции на привлекательные зарубежные рынки.

в россии активно поддерживается много-укладность, что становится характерной чертой для страны. тем не менее если отдельные сегменты аграрной экономики (производство молока, овощей, картофеля и др.) представлены как крупными, так и малыми структурами, то, например, в сфере производства зерна, мяса птицы, свинины и т.п. преобладают крупные хозяйства. Проводится активная политика поддержания и развития конкурентоспособного внутреннего рынка продовольствия. для этого приняты действенные меры по стимулированию всех видов и форм производства. Активно поддерживаются многообразные кооперативные структуры и продуктовые компании,

которые имеют ряд преимуществ перед разрозненными производителями, в первую очередь за счет возможности консолидировать усилия и ресурсы многих участников. они способны эффективно применять передовые технологии и технику, обеспечивать быстрое использование рыночной информации, ускоренно развивать всю инфраструктуру первичной переработки, хранения и транспортировки продукции, оперативно формировать разветвленные товаропроизводящие сети, в том числе за рубежом. в этой связи принято решение о консолидации потенциалов сельскохозяйственной и потребительской кооперации. достигнуто понимание того, что получение конкурентоспособного продовольствия невозможно без заинтересованных и паритетных отношений производителей с торговлей, поэтому прорабатывается законопроект об основах государственного регулирования торговой деятельности. Предполагается, что он создаст равные условия для всех участников цепочки «поле—ферма — прилавок».

немалые перспективы видятся в том, что страна стала участником таможенного союза. россия ставит целью получить преимущественные возможности, и это, конечно, не может не настораживать других членов таможенного союза, поскольку каждое государство надеется на максимальную выгоду при минимуме потерь. но при стремлении получить дополнительные преимущества возникают и новые риски. Поэтому каждой стране-участнице важно иметь свои объективные просчеты товарных потоков, реальные прогнозы взаимоотношений и выверенные оценки действий для поддержания стратегического паритета интересов всех участников. необходимо учесть, что российское правительство ставит перед собой задачу выработать и реализовать дополнительные меры, которые обеспечат устойчивую поддержку национального производства и экспорта сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. особое внимание в этой связи уделяется роли государственных закупочных интервенций и залоговых операций, а также введению специальных рычагов таможенно-тарифного регулирования.

однако важно иметь в виду, что в россии серьезным препятствием для развития всегда была разветвленная бюрократия. но

в последнее время наблюдается засилье бюрократических структур, вызывающее необходимость многочисленных согласований, прежде чем решить какой-то вопрос. более того, созданные ныне сбытовые и обслуживающие компании, по сути, навязывают сельскому хозяйству агрессивные и абсолютно неприемлемые условия, например, по снабжению электроэнергией и горюче-смазочными материалами, поставке техники и др. большое влияние на состояние АПк страны оказывают мощные зарубежные сбытовые компании.

Поэтому принятие доктрины продовольственной безопасности одновременно требует быстрого решения накопившихся проблем. Это планируется осуществить в ходе выполнения специального плана по обеспечению доктрины. в частности, государственной программой развития сельского хозяйства предусмотрен ряд механизмов централизованной поддержки федерального значения. так, положительное влияние оказывает практика субсидирования процентных ставок по «длинным» и «коротким» кредитам. кроме того, оптимизируется уровень софинансирования развития сельского хозяйства со стороны регионов: федеральный центр это активно поддерживает.

Подводя итоги, можно утверждать, что за последние годы россия приобрела уверенные позиции в области сельского хозяйства. оно становится конкурентоспособным не только на внутреннем рынке — готовая агропромышленная продукция агрессивно продвигается за рубеж, в том числе и в беларусь. уже можно с уверенностью говорить о новом этапе развития страны. Период, когда россия без разбора поглощала разнообразный импорт, безвозвратно преодолен, и сейчас наступает новая эра — жесткого контроля, избирательного и управляемого продвижения всех видов продуктов питания на территории страны. так, для поддержания своего баланса внутренний продовольственный рынок стал защищаться не только от низкокачественной или потенциально опасной продукции, но и от несанкционированных и несогласованных поставок.

для этого активно стали применяться специальные антидемпинговые меры и инструменты защиты, а также адаптированные к условиям россии системы технико-

технологического обеспечения АПк. в частности, по примеру развитых стран, начинает действовать система регламентов эффективной организации хозяйственной деятельности.

решено интенсивнее использовать инструменты экспортной поддержки продукции агропромышленного комплекса, в том числе с высокой добавленной стоимостью: высококачественные и брендовые товары. достижение количественных показателей в АПк стало напрямую ассоциироваться с качественным ростом не только научного, но и образовательного потенциала отрасли. Планируется кардинально усовершенствовать систему подготовки кадров для сельского хозяйства, в особенности квалифицированного персонала по наиболее востребованным специальностям, а также предпринимателей, в том числе в ведущих зарубежных центрах. все они должны хорошо владеть экономическим инструментарием и уметь эффективно вести производство в условиях рыночной конкуренции.

в такой ситуации традиционные иностранные поставщики, пользовавшиеся беспрепятственным доступом на российский рынок, столкнулись с необходимостью жесткого контроля количества и качества продовольствия со стороны российских контрольных служб. кроме того, россия оставляет за собой право регулировать поставки продукции на внутренний рынок с использованием распространенного в мире механизма прогнозных балансов и не может пойти на преобладающую зависимость от одного поставщика. немаловажно, что российские потребители хотели бы иметь возможность приобретать продукцию не только белорусских, а и известных мировых производителей. Складываются условия, в которых для выхода на российский рынок необходимо соответствовать комплексу требований, в том числе и субъективного характера. внешним поставщикам теперь надо полностью отвечать такой политике, и беларусь здесь не может быть исключением.

ушло время, когда республика и другие страны имели карт-бланш и беспрепятственно ввозили свою продукцию в россию. Следует учесть, что рф стала все чаще отказываться от специализации и регионального размещения аграрного производ-

АНАлИз

ства не только в рамках СнГ, но и Союза Беларуси и россии, взяв курс на подъем национального сельского хозяйства. Происходящие перемены означают, что пришло время активно бороться за российский рынок, повышать качество поставляемого продовольствия, обеспечивать потребительскую безопасность и привлекательность продуктов питания.

в целом складывающаяся ситуация позволяет сформулировать ряд выводов для Беларуси. Прежде всего, следует сказать, что знания о россии, о последних изменениях в экономике этой страны в кругах белорусской управленческой и деловой элиты — фрагментарные и поверхностные. необходимы системные эксперты и специалисты по россии — аналитики, макроэкономисты, логисты, — которые должны быть заняты изучением изменений в экономике и политике и выработкой на этой почве действенных рекомендаций по стратегическому поведению нашей республики. о необходимости создания такой группы свидетельствует опыт самой россии, где действует Институт по странам Снг, который детально отслеживает все, что делается в экономике заинтересованных стран, в том числе и в Беларуси.

россия имеет явные преимущества перед нами в формировании и развитии рыночных механизмов организации и функционирования инфраструктуры АПК — форм бизнеса и предпринимательства, сбытовых структур, рыночных кадров, логистики и т.п. она смогла выработать выгодные для товаропроизводителей экономические механизмы хозяйствования — прежде всего в области налогообложения и ценообразования как базиса экономического регулирования и стимулирования устойчивого роста АПК [5]. рф располагает более благоприятными природно-климатическими условиями, и ее территория позволяет организовать внутристрановую специализацию и концентрацию агропромышленного производства для сокращения и оптимизации затрат и образования конкурентных преимуществ.

в Беларуси, к сожалению, нет такого документа, как доктрина продовольственной безопасности, отсутствуют долгосрочный прогноз развития сельского хозяйства,

согласованная и научно обоснованная стратегия развития АПК. в силу этого наша республика проигрывает россии не только в решении текущих вопросов функционирования национального АПК, но и в определении стратегических приоритетов, в соответствии с которыми обычно выстраивается система централизованных экономических механизмов и рыночных приемов регулирования и стимулирования целевого развития агропромышленного комплекса.

Кроме того, нельзя рассчитывать, что мы, например, как и другие страны, будем бесконечно долго и беспрепятственно поставлять свою продукцию на российский рынок. уже в обозримой перспективе россия может выйти практически на полное самообеспечение, в связи с чем необходимо уже сейчас прорабатывать иные возможные направления своего сбыта.

немаловажным является то, что рф надеется вступить в ближайшее время во всемирную торговую организацию, и переговорный процесс подходит к завершению. Когда начнут действовать правила вто, Беларусь может оказаться в весьма затруднительном положении. вопросы эти, к сожалению, остаются непроработанными, несмотря на то что нам надо иметь прогнозные варианты сбалансированности своего экспорта и импорта. А для того чтобы сохранить национальное сельское хозяйство, важно своевременно предусматривать действенные механизмы его защиты, в первую очередь государственной (законодательной) и экономической поддержки.

Еще одним ключевым фактором является таможенный союз, где Беларусь, россия и Казахстан имеют совершенно несопоставимые экономические и производственные потенциалы, возможности и условия. Если сейчас, на начальном этапе Союза, не установить для каждой страны оптимальные долгосрочные и устойчивые квоты производства и поставок различных видов продукции, не договориться о стабильных правилах взаимных продаж, совместной защите интересов и прав каждой стороны, то, по всей вероятности, россия изначально станет доминировать на общем таможенном пространстве. впоследствии это может привести к вытеснению недостаточно конкурентоспособных товаров бело-

русского производства. Это означает, что наша страна должна располагать соответствующими расчетами и обоснованием своего места в структуре, объемах производства и сбыта на общем пространстве трех государств и получить согласование других участников. Беларуси следует развернуть широкие маркетинговые исследования российского, а вместе с ними и казахского аграрного рынков и принимать решения на их базе с учетом своих национальных интересов.

таким образом, пришло время для активных и решительных действий, учитывающих быстрое изменение мировой и региональной конъюнктуры. Здесь нельзя медлить и надеяться на традиционные (читай — устаревшие) механизмы и меры. должны осуществляться оперативные корректировки с учетом внешних и внутренних условий для достижения максимальной выгоды.

Литература

1. доктрина продовольственной безопасности российской Федерации. Указ Президента российской Федерации от 30.01.2010 №120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. — Министерство сельского хозяйства российской Федерации»: http://www.mcx.ru.

2. Материалы по обсуждению проекта доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. — Министерство сельского хозяйства российской Федерации: http://www.mcx.ru.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. — Министерство сельского хозяйства российской Федерации: http://www.mcx.ru.

4. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». — Министерство сельского хозяйства российской Федерации. http://www.mcx.ru.

5. О мерах государственной поддержки сельхозпроизводителей в зарубежных странах (Обобщенный материал). — Министерство иностранных дел республики Беларусь: поступил для рассмотрения в национальную академию наук Беларуси 2.03.2010.

6. Государственная программа возрождения и развития села республики Беларусь на 2005— 2010гг. — Мн., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.