Научная статья на тему 'Развитие системы дополнительного профессионального образования в России'

Развитие системы дополнительного профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутковский В. А.

Показаны три этапа развития системы дополнительного профессионально1 го образования в нашей стране; в качестве иллюстрации приведены факти1 ческие данные, характеризующие работу Московской промышленной акаде1 мии с 2000 г. по настоящее время (численность слушателей, их распределе1 ние по федеральным округам РФ, по странам СНГ, по странам дальнего зару1 бежья).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of system of additional professional education in Russia

Shown are three stages of development of system of additional professional education in our country, as an illustration given is real data, characterizing work of Moscow industrial academy from 2000 up to nowadays (number of students, their assignment in federal regions of RF, in countries of CIS, in foreign counties).

Текст научной работы на тему «Развитие системы дополнительного профессионального образования в России»

Развитие системы

дополнительного профессионального образования в России

В.А. Бутковский

Международная промышленная академия

С высоты профессионального и жизненного опыта, а ректором Института повышения квалификации (ныне академии) автор статьи является уже 35 лет, попытаюсь проанализировать этапы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования и спрогнозировать ее будущее.

Международная промышленная академия (в прошлом Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы хлебопродуктов и комбикормовой промышленности, Институт перерабатывающей промышленности), образованная распоряжением Совета Министров РСФСР в 1969 г., ныне признанный центр дополнительного профессионального образования (ДПО) руководителей и специалистов предприятий агропродовольственной сферы, прошла сложный путь становления, стабильности, перестройки, реформирования и нового развития.

Созданная как один из первых институтов повышения квалификации для обеспечения потребностей динамично развивающейся отрасли хлебопродуктов, Международная промышленная академия (МПА) быстро получила признание Министерства высшего и среднего специального образования страны и уже в первые 10 лет стала ведущим методическим центром системы ДПО РСФСР, в том числе по проблемам методологии использования технических средств в учебном процессе. С 1979 г. на базе МПА проводился ряд семинаров и научно-практических конференций по проблемам повышения квалификации и переподготовки кадров для руководителей и профессорско-преподавательского состава институтов повышения квалификации.

В конце 60-х начале 70-х годов ХХ в. динамичное развитие мирового научно-технического прогресса создало предпосылки для возникновения и развития системы учреждений дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов большинства отраслей промышленности.

Постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. № 515 «О совер-

шенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли» определило в качестве главной задачи повышения квалификации руководящих работников и специалистов систематическое изучение новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, эффективных методов планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления с использованием вычислительной техники, средств механизации и автоматизации производственных процессов и широкий обмен передовым научным и производственно-техническим опытом. Реализацию этой задачи согласно постановлению должны были осуществлять вновь создаваемые:

• институты повышения квалификации, организуемые министерствами и ведомствами, а также их филиалы;

• межотраслевые институты повышения квалификации, организуемые несколькими министерствами и ведомствами;

• факультеты повышения квалификации при высших учебных заведениях;

• курсы повышения квалификации при предприятиях, научно-исследовательских и конструкторских организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации и их филиалах.

Первый этап развития системы ДПО в стране характеризовался созданием программ повышения квалификации, основанных на квалификационном признаке и законодательно закрепленном требовании обязательного прохождения повышения квалификации или стажировки руководящими работниками и специалистами с обязательной периодичностью один раз в пять лет. Государственная поддержка институтов повышения квалификации (ИПК), создание региональной филиальной сети позволяли им соответствовать самым современным требованиям. Прекрасно оснащенные аудитории, лаборатории, укомплектованные самым совершенным оборудованием и приборами, видеостудии, первые компьютерные классы и высоко-

квалифицированный профессорско-преподавательский состав - такими пришли ИПК в 80-е годы XX в.

К этому времени в СССР в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства функционировало 1000 учебных подразделений, в том числе институты, их филиалы и факультеты. В институтах повышения квалификации работало более 2 тыс. штатных преподавателей и десятки тысяч совместителей.

К 1981 г. Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов отрасли хлебопродуктов и комбикормовой промышленности (ныне МПА) имел прекрасно оснащенное здание с хорошо оборудованными лабораториями, большими и светлыми аудиториями, а также благоустроенное общежитие, и ежегодно обучал более 4 тыс. руководителей и специалистов предприятий и организаций Министерства заготовок РСФСР и около 1 тыс. - министерств заготовок союзных республик.

Уже в те годы перед руководителями вузов и институтов повышения квалификации ставилась задача перехода к непрерывному профессиональному образованию. Развитию этой системы способствовали появление новых методик преподавания, переход от практики традиционных лекций и лабораторных занятий к оживленным дискуссиям, совместному с преподавателем поиску оптимальных технологических, экономических и управленческих решений. Мы не только апробировали и внедряли в практику преподавания новые методики, но зачастую разрабатывали их сами с учетом отраслевой специфики. Так появилась видеостудия, в которой было создано более 30 специальных видеофильмов, демонстрировавшихся на экранах телевизоров в учебных аудиториях. Лингафонный кабинет тоже стал необходимостью на определенном этапе нашего развития. Формировавшиеся новые международные связи требовали от специалистов знания иностранных языков, и мы включили эти дисциплины в учебные планы.

В среднем руководители и специалисты находились на обучении от 1 до 3 месяцев. За это время мы успевали, используя все многообразие существующих методов, не только теоретически познакомить их с новыми технологиями и оборудованием, вопросами экономики и управления производством и т.д., но и провести практические занятия на передовых предприятиях отрасли, расположенных в Москве и Подмосковье, а в случае необходимости организовать и стажировку.

Второй этап развития системы

ДПО пришелся на период реформирования политической и экономической жизни страны, распада Советского Союза, образования Российской Федерации. Это было время деструктуриза-ции системы ДПО.

Отказ от плановой экономики, переход на рыночные схемы поставили нас в сложнейшую ситуацию. До начала 90-х годов ХХ в. вопрос формирования контингента слушателей перед нами не стоял. Целевое направление на обучение, а в тот период мы принимали ежегодно до 11 тыс. человек, и бюджетное финансирование позволяло ректорату и профессорско-преподавательскому составу сконцентрироваться на подготовке новых программ, написании учебников, учебных и учебно-методических пособий, научно-исследовательской работе и собственно учебном процессе. С началом реформ мы лишились планового контингента и финансовой поддержки и, как следствие, начали искать новые формы дополнительного профессионального образования, ведь руководители предприятий должны были самостоятельно захотеть приехать на обучение.

Академия (в то время уже Институт перерабатывающей промышленности), сохраняя интеллектуальный и учебно-производственный потенциал, расширяет сферу деятельности и помимо специалистов предприятий мукомольно-крупяной, элеваторной, комбикормовой и хлебопекарной промышленности приглашает на обучение руководителей и специалистов предприятий кондитерской, молочной, пищеконцент-ратной, консервной, масложировой, крахмалопаточной и других отраслей. Первые краткосрочные мероприятия (конференции, симпозиумы и семинары) подтвердили правильность выбранного пути. Именно краткосрочное обучение, а также развитие международных связей и, следовательно, международные стажировки стали основными формами дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов пищевой и перерабатывающей промышленности России в период реформ. Но даже тогда мы полностью не отказались от традиционных форм повышения квалификации - двухнедельные курсы бухгалтеров и специалистов, обучающихся работе на персональном компьютере, также были актуальны в то время.

Третий этап развития системы ДПО мы отсчитываем с начала нового XXI в. Время, когда специалисты не ощущали постоянной потребности в обновлении знаний, прошло. МПА постепенно возвращается к традиционным формам обучения, организуя его на новом, более совершенном уровне.

Сегодня дополнительное профессиональное образование - один из самых мощных факторов воспроизводства квалифицированных кадров. По самым приблизительным оценкам, в Российской Федерации ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку около 1,5 млн специалистов, хотя потребность определяется цифрой до 5 млн человек. Среди них специалисты и руководители предприятий и организаций всех форм собственности, государственные служащие, незанятое население, уволенные в запас военнослужащие и члены их семей и др. В соответствии с данными государственной статистики в Российской Федерации работает более 1100 учреждений и подразделений ДПО. Возможности их учебно-производственных фондов и профессорско-преподавательских кадров позволяют полностью удовлетворить потребность специалистов в новых знаниях. Однако для этого требуется совершенствование нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования, механизмов взаимодействия учебных заведений с предприятиями и ведомствами, системы управления качеством ДПО.

Чтобы не быть вытесненным с рынка образования, учреждения ДПО постоянно находятся в процессе модернизации и реформирования своих программ и методов. Именно поэтому они располагают наиболее квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, привлекают на почасовой основе руководителей и специалистов государственной законодательной и исполнительной ветвей власти, сотрудничают с ведущими фирмами и компаниями.

На примере нашей академии скажу, что мы научились работать самостоятельно в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями, научно-исследовательскими институтами Рос-сельхозакадемии при поддержке Минсельхоза и Минобразования России.

И все же законодательная, нормативная база нужна. Хотя многие руководители уже понимают, что непрерывное дополнительное профессиональное образование должно стать важнейшей частью кадровой политики эффективной компании. Непрерывное образование может обеспечить повышение результативности бизнеса путем:

• оптимизации управленческих и технологических решений;

• эффективного внедрения новой техники;

• подготовки кадрового резерва, особенно топ-менеджеров;

6200 6540 6790 7230

Г 3671

J WBÊL

2000 г. ■ 2001 г. ■ 2002 г. ■ 2003 г. ■ 2004 г. (1-ое полугодие) Рис. 1. Численность слушателей МПА, человек

Таблица 1

Распределение слушателей МПА по федеральным округам РФ

Федеральный округ 2000 г. 2002 г. 2004 г. (1-е полугодие)

Дальневосточный 110 111 54

Приволжский 886 933 419 186

Сибирский 353 380 186 115

Центральный 3259 3381 2204 222

ИТОГО 5789 6137 3386

• сокращения потерь от аварий, неоправданного травматизма на производстве, штрафных санкций, планово-экономических и бухгалтерских ошибок и т. д.

Эти задачи могут быть решены путем целенаправленного регулярного обучения руководства и специалистов компании в академиях, институтах и на факультетах ДПО, а также путем проведения корпоративного обучения по специально разработанным программам.

В качестве иллюстрации к вышесказанному приведу фактические данные, характеризующие работу МПА в период с 2000 г. по настоящее время.

Ежегодный контингент слушателей академии достиг 7 тыс., и ректорат, и президиум академии считают его оптимальным (рис. 1).

Распределение слушателей по федеральным округам Российской Федерации, приведенное в табл. 1, показывает, что более 50 % составляют руководители и специалисты Центрального ФО, от 10 до 15 - Приволжского и Северо-Кавказского ФО, 5-7- СевероЗападного, Уральского и Сибирского ФО, около 2 % - Дальневосточного ФО. Представители всей России регулярно приезжают в Москву и участвуют в образовательных мероприятиях МПА.

В образовательных мероприятиях академии традиционно принимают участие руководители предприятий, фирм и компаний многих стран мира. Наиболее тесное сотрудничество в области образования связывает МПА со

специалистами стран СНГ. Традиции доперестроичного обучения, общность языка, близкие экономические проблемы, необходимость обучению работы в условиях рынка обусловливают неизменный интерес специалистов предприятий стран СНГ к образовательным мероприятиям, проводимым в нашей академии (табл. 2).

Важное место в жизни МПА занимают учебные мероприятия, которые проводятся при участии зарубежных преподавателей. В их числе - мероприятия Российско-Американского центра по птицеводству, Международной школы социальных отношений, программа для специалистов по торговле зерном, осуществляемая совместно с

Таблица 2

Распределение слушателей МПА по странам СНГ

Страна 2000 г. 2001г. >002 г. 2003 г. 2004 г. (1-е полугодие)

Азербайджан - - 3 1 -

Армения Р^рп ЯП\/Гк 2 121 1 79 5 71 9 111 4 39

Беларусь Грузия 3 4

Казахстан 33 26 36 36 28

Кыргызстан - 5 - 1 -

Молдова 2 2 11 15 -

Таджикистан - - - 1 -

Узбекистан 8 4 11 3 5

Украина 133 107 166 146 52

ИТОГО 302 324 307 323 128

Таблица 3 Распределение слушателей МПА по странам дальнего зарубежья

Страна 2000 г. 2001 г 2002 г. 2003 г. 2004 г. (1-е полугодие)

Австрия 10 13 9 8 -

Бельгия 6 5 12 7 13

Великобритания 1 5 13 - 3

Германия 23 37 61 31 31

Нидерланды 10 9 23 2 13

Дания 3 6 14 5 4

Израиль 1 7 2 - 4

Италия Латвия 9 9 1 23 10 28 2 25 1

1 |а | л Литва 9 3 1 2 4

Малайзия - - - - 14

Польша 3 1 10 4 7

США 7 11 54 10 5

Турция 1 2 3 5 6

Финляндия 1 4 4 1 3

Франция 8 3 10 8 15

Чехия 6 1 8 2 3

Швейцария 7 9 18 9 1

Швеция 4 7 8 12 4

Другие - 20 63 12 2

Итого 109 153 346 138 157

ГАФТА, программа по обучению специалистов торговле и переработке сои, реализуемая совместно с Американской соевой ассоциацией, и др. За последние годы проведено 20 подобных мероприятий.

Начата работа двух зарубежных филиалов академии - Баварского и Украинского, в которых организуются краткосрочные и длительные программы повышения квалификации специалистов пищевых и перерабатывающих отраслей.

Академия в последние 10 лет активно участвует в организации международных выставок, конференций и симпозиумов. Авторитет проводимых МПА международных конференций, симпозиумов и семинаров подтверждается регулярным участием в них международных организаций, в том числе Международного общества по науке и технологии зерна, Международного совета по зерну, Международной мукомольной ассоциации, Международной федерации комбикормовой промышленности, Канадского и Австралийского пшеничных комитетов, а также крупнейших концернов и фирм из Германии, Швейцарии, США, Великобритании, Франции, Италии, Чехии и др.

Если говорить в целом о международной деятельности академии, то она базируется на сотрудничестве в той или иной форме более чем с 40 странами мира. Распределение слушателей по странам дальнего зарубежья приведено в табл. 3, где перечислены государства, представители которых практически ежегодно участвуют в образовательных мероприятиях.

Таким образом, проведенный анализ позволяет представить международный состав среднегодового контингента слушателей МПА (рис. 2).

Вхождение России в общемировое пространство предполагает многоплановую интеграцию, одно из направлений которой - образование. «Современное образование нацелено на получение системных знаний», - отметил В.В. Путин на VII съезде Российского союза ректоров вузов. Профессиональная компетентность и общая образованность определяют в настоящее время главные требования, предъявляемые к руководителям всех уровней и всех категорий. Руководители предприятий отмечают, что на смену понятию «профессионализм» постепенно приходят понятия «образованность» и «компетентность».

Современный высокообразованный человек- это безукоризненный специалист в области своих профессиональных интересов, уверенно ориентирующийся и в других сферах общественной жизни, в том числе экономики и

науки, культуры и социологии. Высокообразованный человек нужен любому коллективу профессионалов, который хочет добиться новых результатов, конкурентоспособных на мировом рынке. Именно на реализацию этой цели (воспитание высокообразованных специалистов) направлена реформа образования, осуществляемая в последние годы в Российской Федерации. В реформу включены все образовательные учреждения страны, в том числе и дополнительного профессионального образования, и, конечно, наша академия.

Сегодня МПА - это учебно-производственный комплекс, включающий в себя кафедры, центры, научно-исследовательские лаборатории и зарубежные филиалы, международный клуб агробизнеса и аспирантуру, совет по международному сотрудничеству, деканат и учебно-методический отдел, научно-исследовательский сектор и редакционно-издательский совет, а также библиотеку и гостиницу. Производственная база академии - это Мельзавод №2 «Новая Победа» и учебно-производственный центр по хлебопечению «ИРЕКС».

Укрепление связей дополнительного профессионального образования с реальным сектором экономики осуществляется профессорско-преподавательским составом через участие в решении непосредственных задач развития предприятий, реализацию консультационно-образовательных проектов, научно-исследовательскую деятельность.

Именно реальный сектор экономики страны формирует в настоящее время спрос на образовательные услуги учреждений ДПО. По нашей оценке, наибольшим интересом у руководителей и специалистов предприятий агро-продовольственного сектора экономики России пользуются следующие образовательные направления: новейшие техника и технологии отраслей, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, управление собственностью, антикризисное управление, развитие малого предпринимательства, промышленная безопасность и охрана труда, логистика, экономическая и социальная политика, управление персоналом, страхование, психология делового общения.

С учетом требований к качеству предлагаемых образовательных программ учреждения ДПО на протяжении всей своей истории наряду со штатными преподавателями приглашали ведущих ученых, государственных служащих и общественных деятелей. В настоящее время в Российской Федерации в сфере ДПО работает около 130 тыс. преподавателей, из кото-

рых 33 % - штатные сотрудники, 11 -совместители, 56 % - преподаватели, работающие на условиях почасовой оплаты. Это средние цифры. В МПА данное распределение представляется следующим образом: 25, 10 и 65 % соответственно. Причем в среднем по стране в учреждениях ДПО преподают 11 % профессоров, докторов наук и 34 % доцентов, кандидатов наук. В МПА 42 % преподавателей имеют ученое звание профессора и ученую степень доктора наук и 35 % - доцента, кандидата наук.

Учебный процесс в сфере ДПО организуется по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой аудитории, их мотивацию, профессиональное образование и опыт работы. Это определяет необходимость привлечения к преподавательской деятельности специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Российской Федерации, Министерство образования РФ и Министерство сельского хозяйства РФ в последние годы уделяют дополнительному профессиональному образованию в стране большое внимание. В феврале 2000 г. принято постановление правительства «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», в котором значительное место занимают вопросы развития профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Сформирована «Концепция развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000-2005 годы», основные положения которой вошли в «Концепцию непрерывного образования на период до 2007 года». Конечно, развитие дополнительного профессионального образования как системы чрезвычайно важно и должно подкрепляться законодательными, нормативными актами и серьезным бюджетным финансированием. Причем необходимо вернуться к обязательному повышению квалификации, а в определенных случаях и профессиональной переподготовке с периодичностью один раз в пять лет, что также должно быть закреплено законодательно.

Еще один момент, на котором хотел бы остановиться. Известно, что в развитых странах предприниматели или технические советы фирм и компаний чрезвычайно заинтересованы в подготовке и своевременной переподготовке специалистов (например, в Японии сегодня такая переподготовка осуществляется ежегодно). Однако они жестко следят за тем, чтобы при повыше-

%

■Шт 9G-8G-7G-

5 % i 6G-

5G-

5 % 4G-

3G-

Ю-

ю-

- СНГ; - Дальнее зарубежье; | - РФ Рис. 2. Международный состав слушателей МПА

■ Северо-Кавказский ФО

□ Центральный ФО □Уральский ФО

□ Сибирский ФО

□ Северо-Западный ФО

□ Приволжский ФО □Дальневосточный ФО

& 2500л е

,^ 2000л

го 1500 □

у л

£ 1000-н

ен 500 л

т

0-

Руководители, Специалисты Специалисты Специалисты Другие топ- инженерно- технологи- экономических специалисты

менеджеры технических ческих служб служб и служб служб маркетинга

Рис. 3. Распределение слушателей по категориям

нии квалификации специалистов она оставалась достаточно узкой и не менялась их профессиональная направленность. В противном случае такой работник может поменять сферу своей деятельности, что чаще всего невыгодно фирме. Поэтому, осуществляя переподготовку комплексных межпрофессиональных коллективов, организаторы стремятся к тому, чтобы эти профессионалы были одинаковой квалификации, поскольку межпрофессиональная и межквалификационная коммуникация может быть мощным средством не только чисто квалификационного роста. Рыночная система экономических отношений, всемерно поддерживая и даже принуждая специалистов к узкопрофессиональному совершенствованию, построена на жестких принципах фиксации и поддержания различий существующих квалификационных уровней. Несмотря на это, именно рыночной системе нужны высококвалифицированные управленцы, умеющие решать конкретные управленческие задачи, возникающие в любой отрасли или сфере деятельности.

Для топ-менеджеров разработаны и реализуются программы профессиональной переподготовки МДА (Мастер

делового администрирования). Но даже такому специалисту необходимо дополнительно повышать свою квалификацию, ибо имеются отраслевые особенности, которые существенным образом влияют на результативность решения управленческой задачи.

Международная промышленная академия, понимая это, предлагает образовательные мероприятия практически для всех категорий руководителей и специалистов пищевых и перерабатывающих предприятий (рис. 3).

И в заключение отмечу, что современный руководитель предприятия или компании в эпоху экономических реформ, научно-технической революции не может эффективно работать без постоянного обновления знаний, без изучения новых экономических механизмов, информационных и управленческих программ, инноваций в технической и технологической сферах. Все это призвана давать система дополнительного профессионального образования. Все это можно изучить в стенах Международной промышленной академии.

Нет предела человеческим знаниям, как и нет предела развитию профессионального образования. У всех, кто занимается этим делом, большое будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.