Научная статья на тему 'Анализ современных тенденций развития корпоративного образования в АПК России на примере Международной промышленной академии'

Анализ современных тенденций развития корпоративного образования в АПК России на примере Международной промышленной академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CORPORATE FORMATION / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / AGRO-INDUSTRIAL SECTOR / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овечкин А.Б.

Изложена концепция сотрудничества Международной промышленной академии с крупными холдингами АПК и других отраслей в вопросах корпоративного обучения персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овечкин А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of modern lines of development of corporate formation in agrarian and industrial complex of Russia on an example of the International industrial academy

The concept of cooperation of the International industrial academy with large holdings of agrarian and industrial complex and other branches in questions of corporate training of the personnel is stated.

Текст научной работы на тему «Анализ современных тенденций развития корпоративного образования в АПК России на примере Международной промышленной академии»

УДК 658.386.08:378

Анализ современных тенденций развития корпоративного образования

в АПК России на примере Международной промышленной академии

А. Б. Овечкин, канд. экон. наук, профессор Международная промышленная академия

Неуклонно развивающаяся интеграция отраслей агропромышленного сектора экономики России, их положительная динамика и устойчивость даже в период финансового кризиса, переход к развернутым технологиям глубокой переработки сельхоз-сырья, позволяющим расширять ассортимент продукции, укрупнять производство, повышают привлекательность этого бизнеса. По-прежнему сюда приходят специалисты из других отраслей, многие из которых уже являются грамотными управленцами, менеджерами, маркетологами. Возрастает и приток молодых специалистов, владеющих основами профессии, но нуждающихся в практическом опыте и более глубоких узкоориентированных знаниях. Конечно, таким специалистам нужно полное глубокое освоение производственных, маркетинговых или управленческих технологий. Но важно также овладение и общими принципами построения технологических процессов, эффективного контроля качества на всех этапах производства, новейших техники и приборов, которое

Ключевые слова: корпоративное образование; агропромышленный сектор; повышение квалификации; образовательные программы

5 %

■ % ^

32 %

% 32 %

51 %

Корпоративные

образовательные

программы

Отраслевые образовательные программы ПК и Пп

Конференции и семинары

НИР

Агробизнесклуб

Рис. 1. Формы сотрудничества в сфере дополнительного профессионального образования крупных компаний и МПА

Key words: corporate formation; agro-industrial sector; improvement of professional skill; educational programs

станет для них ключом к осознанному менеджменту и, следовательно, эффективному развитию бизнеса.

Рост профессионализма среди сотрудников крупных агропромышленных компаний - сегодня одно из приоритетных направлений их развития, диктуемый значительным прогрессом, все более усложняющимися технологиями производства и переработки сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, относительно низкой текучестью кадров, стабильными и сравнительно высокими заработками, большим вниманием к развитию служебной карьеры управленческого и инженерно-технического персонала, росту его квалификации. В последние годы во многих вертикально-интегрированных компаниях агропродовольствен-ной сферы значительно активизировалась работа по обучению персонала, повышению квалификации различных категорий управленцев, специалистов и рабочих. Во многих компаниях созданы и успешно работают специальные подразделения (департаменты по работе с персоналом или кадровой политики), которые и осуществляют разработку и реализацию системы корпоративного обучения, активно сотрудничают в этих вопросах с профильными вузами и учебными заведениями допол-

нительного профессионального образования, в том числе и с Международной промышленной академией.

Учитывая тенденцию к укрупнению, созданию холдингов и управляющих компаний, концентрирующих производство в смежных отраслях и различных регионах, Международная промышленная академия разработала концепцию сотрудничества с крупными холдингами АПК и других отраслей в вопросах корпоративного обучения персонала.

Опыт подобного сотрудничества имеет глубокие основы, так как уже в 90-е г. XX столетия - первые годы реформирования политической, экономической и общественной жизни страны - в Международной промышленной академии (тогда Институте перерабатывающей промышленности) были разработаны и реализованы дополнительные образовательные программы (конференции, семинары, повышение квалификации) для специалистов многих крупных компаний, в числе которых «Росхлебопродукт», «Росмука», «Аг-рос», Тюменская нефтяная компания, Группа компаний «Содружество», «Вимм-Билль-Данн», «Эле-нар-бройлер», «Военно-страховая компания» и многие другие.

Постепенно расширялся спектр разрабатываемых программ, отраслей и категорий специалистов. Менялись формы обучения: от краткосрочных к длительным и далее модульным, дистанционным.

Сегодня МПА постоянно сотрудничает практически с 40 крупными компаниями, специализирующимися в области производства и хранения зерна, свиноводства и птицеводства, мукомольного, хлебопекарного, кондитерского и молочного

PERSONNEL FOR FOOD PRODUCTION

производства, выработки пищевых ингредиентов и масложировой продукции, а также в финансовой сфере. Формы сотрудничества в образовательной сфере разные. Это и непосредственно корпоративные образовательные программы повышения квалификации (ПК) и профессиональной переподготовки (ПП) специалистов, и направление слушателей в плановые группы академии, т. е. участие в отраслевых образовательных программах ПК и ПП, участие в международных и всероссийских форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах и смотрах качества продукции, научно-исследовательская работа или участие в работе Международного клуба агробизнеса «Агробизнесклуба» (рис. 1).

В настоящее время обучение в академии строится на основе модульных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что учиться в академии могут специалисты практически всех категорий. Нами лицензированы и аккредитованы программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки директоров, технологов и экономистов, бухгалтеров, менеджеров и маркетологов, руководителей экономических, инженерных, технологических, транспортных и кадровых служб предприятий.

Спектр предлагаемых программ, в рамках которых, несомненно, проходит повышение уровня знаний и профессиональных компетенций руководителей и специалистов крупных компаний, достаточно широк. Это и краткосрочные образовательные научно-практические отраслевые и межотраслевые мероприятия (конференции, форумы, семинары, симпозиумы), продолжительные программы повышения квалификации (от 72 ч) и профессиональной переподготовки (от 500 ч) специалистов, смотры качества продукции, научно-исследовательская работа (в том числе и инженерный аудит), аспирантура, а также участие в работе Международного клуба агробизнеса.

Многие крупные отраслевые корпоративные структуры предпочитают сотрудничество по целому ряду направлений. Другие разрабатывают совместно с профессорско-преподавательским коллективом академии специализированные образовательные программы. Часто сотрудниче-

>s

ш

с;

ш

Н-<

3

>>

>s s

I <

z

0

CL К

1 О X

15

iz

<

im

Рис. 2. Система контроля знаний и оценки качества освоения программы повышения квалификации

ство предполагает систематическое обучение топ-менеджеров и специалистов на специализированных программах, не исключающее участие и в образовательных мероприятиях по плану МПА.

Анализ показывает, что корпоративное образовательное мероприятие - это мощнейшее средство формирования корпоративной культуры и «разрушения» внутрикорпоративных барьеров и перегородок. Корпоративное образовательное событие несет в себе серьезную образовательную программу, которая создается специально под цели и задачи компании. Она не только позволяет сформировать у сотрудников полезные для организации знания и умения, но также служит средством внедрения корпоративной идеологии и механизмом мягкой «настройки» персонала компании на приоритетные в данный момент цели и задачи. При этом корпоративное образовательное событие, особенно реализуемое на базе учебного заведения, предполагает «выдергивание» со-

трудника из привычной деловой среды и погружение в образовательный процесс, который сочетает целую гамму событий - семинары, тренинги, лекции, мастер-классы и «круглые столы» с участием ведущих ученых и специалистов отрасли, а также руководства компании.

Корпоративные образовательные программы разрабатываются в МПА и корректируются с учетом специфики конкретной компании, по желанию которой программа может иметь специализацию, непосредственно интересующую заказчика. Особенность корпоративных программ повышения квалификации -их максимально возможная адаптация к технологиям, производственным процессам, условиям предприятий, входящих в холдинг, а также условиям сегмента рынка, в котором функционирует компания.

Методы обучения, используемые в корпоративных образовательных программах, традиционны, но также имеют специфику, связанную с областью деятельности компании: лек-

ции, бизнес-кейсы и деловые игры (разбор практических ситуаций преподавателем с аудиторией), практические работы (решение практических задач на основе данных предприятия заказчика), «круглые столы» в режиме «вопрос - ответ», технические экскурсии и практические занятия на предприятиях и в лабораториях.

В целом программы дополнительного профессионального образования для топ-менеджеров и специалистов крупных отраслевых холдингов и компаний, имея свои особенности, строятся на основе классических принципов повышения квалификации или профессиональной переподготовки и содержат все стадии образовательного процесса. Причем обязательное условие успешной реализации этих программ - продуманное сквозное комплексное учебно-методическое обеспечение.

Важнейшие критерии работы учебного заведения - это показатели, характеризующие качество получаемого в нем образования. Международная промышленная академия всегда уделяет большое внимание повышению качества образовательных программ, а также развитию системы оценки качества усвоения предложенного слушателям материала (рис. 2). Это и анкетирование, и тестирование, и классические процедуры зачетов и экзаменов по отдельным дисциплинам, защиты выпускных аттестационных работ и т.д. Здесь важны все формы контроля, хотя в различных программах отдаются предпочтения разным формам.

К примеру, тестирование. Проведение входного тестирования показывает уровень знаний и умение ориентироваться в предложенном перечне вопросов не только руководителю программы или преподавателю курса, но и самому слушателю. Здесь очень часто возникает дополнительный интерес к тому, что получится по результатам выходного тестирования. Появляется дополнительная мотивация к более внимательному вдумчивому обучению.

Еще один проверенный на практике вид контроля освоения программы повышения квалификации - открытый экзамен в форме «круглого стола». Преимущества этого экзамена в открытом обсуждении, а следовательно, повторении материала программы, возможностях выявления узких мест в ее освоении. Здесь важно участие в «круглом столе» ав-

торитетной экзаменационной комиссии из числа преподавателей и руководителей компании, что позволяет не только правильно оценить ответы слушателей, но и пояснить или развить наиболее сложные и интересные вопросы, а также позволяет руководителю компании (или ее структурного подразделения) иметь реальное представление об уровне квалификации сотрудников и их деловых навыках.

Таким образом, в академии реализуется комплексная система оценки знаний слушателей, фактически отражающая степень освоения ими программ повышения квалификации.

Подобная система реализуется и для программ профессиональной переподготовки, но обязательным здесь в качестве 3-го или дополнительного 4-го этапа является публичная защита слушателем выпускной аттестационной работы. Наша многолетняя практика показывает, что наиболее интересны выпускные аттестационные работы, выполненные на темы, касающиеся непосредственно предприятия или компании, на котором работает слушатель, конечно, в новом аспекте его деятельности или поставленных перед ним задач. Зачастую эти работы становятся основой, началом проектов технических перевооружений или реконструкции предприятий, научных исследований в рамках диссертационных работ и т. д.

В развитии этого направления ключевым мероприятием 2010 г. стала реализация серии корпоративных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки 57 ведущих менеджеров и специалистов «Объединенной зерновой компании». Это три программы профессиональной переподготовки и четыре программы повышения квалификации по нижеперечисленным направлениям: «Финансы и кредит», «Промышленная безопасность и охрана труда на предприятиях АПК», «Инженерное обеспечение предприятий хранения, переработки и использования растительного сырья», «Учет зерна и продуктов его переработки», «Бухгалтерская отчетность. Актуальные вопросы налогообложения».

Высокая занятость и регулярные командировки слушателей в регионы предопределили форму обучения - без отрыва от работы, предусматривающую аудиторные занятия в вечернее время или воскресные дни

и осуществление значительной части программ в дистанционно-консультационном режиме. Обеспечить высокую эффективность и качество обучения профессорам и преподавателям академии позволяют наличие учебно-методических комплексов и индивидуальная работа с каждым слушателем. Итоговое тестирование и защиты выпускных аттестационных работ покажут, все ли удалось.

Несомненно, корпоративное обучение имеет свои особенности, позволяющие учесть специфику работы каждой конкретной компании, область ее интересов. Но, несмотря на это, общим для всех компаний является то, что за созданием стройной системы корпоративного обучения персонала логично наступает следующий этап - формирование единой системы управления персоналом. В свою очередь, систематизация кадрового потенциала компании дает реальную возможность перейти к решению более сложных задач, таких как оптимизация численности сотрудников, их ротация, обучение (свое для каждой категории работающих и в соответствии с развитием той или иной сферы бизнеса), создание кадрового резерва, развитие корпоративной культуры и т. д.

Все эти проблемы жизненно важны для любой крупной вертикально-интегрированной компании и тесно связаны между собой. Сегодня готовить действенный кадровый резерв без внедрения корпоративной программы обучения практически невозможно. Даже самые авторитетные вузы не готовят таких специалистов, которые, сходу придя в компанию, смогут выполнять работу высококвалифицированных менеджеров, начальников цехов, серьезных управленцев или финансистов. Много времени для приобретения достаточных практических навыков и знаний молодому специалисту ни один руководитель предоставить не сможет. Какой же выход? Мировой и отечественный опыт подсказывает, что реальным инструментом, помогающим подготовить нужные крупной компании кадры, и служат корпоративные программы обучения, разработанные с учетом потребностей конкретного бизнеса и перспектив его развития. Системность организации этой работы рассматривается в бизнесе как конкурентное преимущество и важный фактор инвестиционной привлекательности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.