Научная статья на тему 'Конституционные основы финансового права России и проблемы имплементации международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами права Всемирной торговой организации (вто) в российское законодательство'

Конституционные основы финансового права России и проблемы имплементации международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами права Всемирной торговой организации (вто) в российское законодательство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1350
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИИ / ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ О ТОРГОВЛЕ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ / СОГЛАШЕНИЕ О ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПОСТАВКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ РОССИЙСКИХ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

В статье освящается вопрос о том, что имплементируя международные нормы ВТО о торговле финансовыми услугами в российское финансовое, гражданское, банковское право, нужно помнить, что Конституция РФ является гарантией национального бюджетного суверенитета и финансовой безопасности. В данной работе говорится, что расширение рынка финансовых услуг по правилам ВТО, потребует защиты российских финансовых организаций от иностранных конкурентов и принятия новых законов по регулированию рынка капиталов, инвестиций и корпоративного финансового контроля. Показано, что в современном мире содержание международно-правового и внутригосударственного регулирования торговли финансовыми услугами обусловлено активизацией позиций государств-членов ВТО по защите национальных финансовых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Отмечается характер опасности исходящей от процессов проникновения иностранных банков и других финансовых организаций развитых стран на рынки развивающихся государств. Поэтому имплементация международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами по праву ВТО в российское финансовое законодательство должна проходить с учетом конституционных основ защиты законных интересов российского государства, его граждан и организаций на едином экономическом пространстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional fundamentals of the financial law of Russia and problems of implementation of international legal rules on trade in financial services law of the World trade organization (WTO) in the Russian legislation

The article is sanctified question that implementing international standards of the WTO on trade in financial services in the Russian financial, civil, banking law, we must remember that the Russian Constitution is a guarantee of the national budgetary sovereignty and financial security. In this paper says that the expansion of the financial services market under WTO rules require protection of the Russian financial institutions from foreign competitors and enactment of new laws to regulate the market of capital, investments and corporate financial control. It is shown that in the modern world the content of international law and domestic regulation of trade in financial services is due to activation of the positions of WTO members concerning the protection of national financial markets in the conditions of counteraction to the world financial crises. Marked nature of the danger of the processes of penetration of foreign banks and other financial institutions in developed countries to the markets of developing countries. Therefore, the implementation of international legal rules on trade in financial services on WTO law in the Russian financial legislation should be adjusted to the constitutional bases of the protection of legitimate interests of the Russian state, its citizens and organizations on a single economic space

Текст научной работы на тему «Конституционные основы финансового права России и проблемы имплементации международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами права Всемирной торговой организации (вто) в российское законодательство»

8.4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О ТОРГОВЛЕ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ ПРАВА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ВТО) В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Петрова Галина Владиславовна, доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового прав

Место работы: Московский государственный

институт международных отношений (МГИМО) Университет МИД России

Аннотация: В статье освящается вопрос о том, что имплементируя международные нормы ВТО о торговле финансовыми услугами в российское финансовое, гражданское, банковское право, нужно помнить, что Конституция РФ является гарантией национального бюджетного суверенитета и финансовой безопасности. В данной работе говорится, что расширение рынка финансовых услуг по правилам ВТО, потребует защиты российских финансовых организаций от иностранных конкурентов и принятия новых законов по регулированию рынка капиталов, инвестиций и корпоративного финансового контроля.

Показано, что в современном мире содержание международно-правового и внутригосударственного регулирования торговли финансовыми услугами обусловлено активизацией позиций государств-членов ВТО по защите национальных финансовых рынков в условиях противодействия мировым финансовым кризисам. Отмечается характер опасности исходящей от процессов проникновения иностранных банков и других финансовых организаций развитых стран на рынки развивающихся государств. Поэтому имплементация международноправовых норм о торговле финансовыми услугами по праву ВТО в российское финансовое законодательство должна проходить с учетом конституционных основ защиты законных интересов российского государства, его граждан и организаций на едином экономическом пространстве

Ключевые слова: конституционные основы

финансового права России, имплементации международных норм о торговле финансовыми услугами, соглашение о торговле услугами Всемирной торговой организации, трансграничная поставка финансовых услуг, защитные меры для российских участников финансовых рынков.

THE CONSTITUTIONAL FUNDAMENTALS OF THE FINANCIAL LAW OF RUSSIA AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LEGAL RULES ON TRADE IN FINANCIAL SERVICES LAW OF THE WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) IN THE RUSSIAN LEGISLATION

Petrova Galina Vladislavovna, doctor of legal sciences, professor of the department of administrative and financial law

Place of employment: Moscow state institute of international relations (MGIMO) University MFA of Russia

Annotation: The article is sanctified question that implementing international standards of the WTO on trade in financial services in the Russian financial, civil, banking law, we must remember that the Russian Constitution is a guarantee of the national budgetary sovereignty and financial security. In this paper says that the expansion of the financial services market under WTO rules require protection of the Russian financial institutions from foreign competitors and enactment of new laws to regulate the market of capital, investments and corporate financial control.

It is shown that in the modern world the content of international law and domestic regulation of trade in financial services is due to activation of the positions of WTO members concerning the protection of national financial markets in the conditions of counteraction to the world financial crises. Marked nature of the danger of the processes of penetration of foreign banks and other financial institutions in developed countries to the markets of developing countries.

Therefore, the implementation of international legal rules on trade in financial services on WTO law in the Russian financial legislation should be adjusted to the constitutional bases of the protection of legitimate interests of the Russian state, its citizens and organizations on a single economic space

Keywords: constitutional basis of the financial law of Russia, the implementation of international standards on trade in financial services, the agreement on trade in services of the world trade organization, the cross-border supply of financial services, protective measures for the Russian participants of financial markets.

Спустя двадцать лет после принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации в кругах научной и деловой финансовой общественности происходит ее фундаментальное «переосмысление» как акта высшей юридической силы и понимание глубины конституционных основ для развития новых норм и принципов российского финансового права.

Конституции Российской Федерации содержит

колоссальный потенциал для доктринального

построения системы норм финансово-правового регулирования торговли финансовыми услугами в связи со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и появлением у нее

международных обязательств как члена ВТО. В этой связи происходит объективное расширение предмета финансового права. Таким образом, развитие научной мысли о предмете финансового права обусловлено возникновением новых общественных отношений, связанных с активизацией финансовой деятельности российского государства на национальном и

международном уровне, формированием новых национальных и международных публичных денежных фондов, совершенствованием международных и интеграционных валютно-финансовых, кредитнорасчетных, долговых отношений, развитием торговли финансовыми услугами.

Правовые основы единства функционирования экономического пространства для торговли финансовыми услугами заложены Конституцией Российской Федерации в части 1 статье 8, которая устанавливает, что «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Также единство экономического пространства для торговли финансовыми услугами вытекает из смысла пункта «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки», а также внешнеэкономическая деятельность (пункт «л» статьи 71).

Согласно части 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств», что соответствует положениям права ВТО о свободе торговли.

В совместном ведении федерации и субъектов федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов согласно пункту «и» статьи 72 Конституции РФ, что является стабилизирующим финансово-экономическим блоком регуляторов налогово-бюджетного федерализма.

В интересах обеспечения национальной политической и финансово-экономической

безопасности конституционные положения допускают меры защиты российского рынка товаров и услуг. Так часть 2 статьи 74 определяет, что «ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Решение проблем имплементации международноправовых норм о торговле финансовыми услугами права ВТО в российское финансовое законодательство имеет необходимые

конституционные основания. Особенно они важны в связи с реформой мировой валютной системы и международной деятельностью по обеспечению стабильности банковских систем. Это вытекает из независимого статуса Банка России, международного уровня конвертируемости российской национальной валюты, правительственных функций по координации финансовых рынков. Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и

денежной политики согласно пункту «в» статьи 114 Конституции Российской Федерации.

Вступлению России в ВТО предшествовали

радикальные и фундаментальные изменения в

законодательстве, регулирующем финансовую

деятельность государства, капитализацию на

финансовых рынках, торговлю финансовыми услугами. Практически расширены до размеров

кодексов ФЗ «О рынке ценных бумаг», «Об

инвестиционных фондах», «О защите конкуренции», Приняты новые федеральные законы «О центральном депозитарии» от 09.12.2011 № 414-ФЗ, «О клиринге и клиринговой деятельности» от 07.02.2011 №7-Фз, «Об инвестиционных товариществах» от 07.02.2011№ 335-ФЗ и другие. Этот процесс отразил имплементацию в российское право значительного количества норм международного финансового и инвестиционного права о торговле финансовыми услугами.

Приложение 1В ( пункт 7) Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) является базовым международным договором, на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли услугами, в том числе, торговли финансовыми услугами.

Финансовые услуги не выделены в самостоятельную, обособленную группу услуг Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО). Они являются интегрированной частью группы «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)», которая в свою очередь относится к более крупной категории - разделу «Финансовые услуги». В группу «Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)» входят 12 подвидов услуг, среди которых:

- прием от населения депозитов и других подлежащих выплате денежных средств; выдача ссуд всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих операций; финансовый лизинг;

- все виды услуг по платежам и денежным переводам, включая кредитование, платежные и дебетовые карточки, дорожные чеки и банковские векселя; гарантии и обязательства;

- торговля (поставка) финансовыми инструментами денежного рынка (включая чеки, переводные векселя, депозитные сертификаты); иностранной валютой; производными финансовыми инструментами, в том числе, но не исключительно, фьючерсами и опционами;

- сделки «своп» и форвардные сделки; переводными ценными бумагами; прочими оборотными финансовыми инструментами и финансовыми активами, включая золото и серебро в слитках; участие в выпусках всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение, в качестве агента (государственного или частного), и предоставление услуг, относящихся к таким эмиссиям; брокерские операции на денежном рынке;

- управление активами, такими как наличность или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление пенсионным фондом, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги;

- услуги по осуществлению платежей и клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные продукты и другие оборотные инструменты;

- предоставление и передача финансовой информации и обработка финансовых данных и соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг, консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги по кредитным вопросам, исследования и рекомендации по прямым и

портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.

Российская Федерации при присоединении к ВТО сделало оговорки об ограничениях по торговле финансовыми услугами в связи с особенностями российского рынка финансовых услуг. Объем и содержание обязательств в рамках ГАТС зависит от намерений члена ВТО и фиксируется в национальном списке обязательств и изъятий. РФ ввела исключения из ГАТС в целях защиты публичного порядка: для защита общественного порядка, морали, здоровья граждан, для соблюдения законов и правил по предотвращению недобросовестной практики в области финансовых услуг, для обеспечения обложения прямыми налогами, для предотвращения двойного налогообложения.

Член ВТО ограничивает поставку (предоставление), на территорию государства, к которому не применяются ГАТС, а также поставщиков финансовых услуг. В ГАТС поставка услуг означает их производство, распределение, маркетинг, продажу и поставку.

Способы поставки финансовых услуг в рамках ВТО имеют следующее содержание:

1)трансграничная поставка как непосредственная поставка услуги с территории одного члена ВТО на территорию другого члена ВТО, то есть когда поставщик и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.

2) потребление услуги за рубежом;

3) коммерческое присутствие, когда филиал, представительство, дочерняя компания имеют 50% контроля рынка финансовых услуг и влияния.

В рамках ГАТС имеются специфические права и обязательства по доступу на рынок финансовых услуг. Если член ВТО не воспользовался предоставленным ему правом на изъятия, считается, что он отказался от ограничения числа поставщиков и общего числа операций с услугами: ограничений на особую форму юридического лица, либо создания совместного

предприятия; лимитов на участие иностранного

капитала.

При совершенствовании российского финансового права путем имплементации норм ВТО о торговле финансовыми услугами в российские законы необходимо учитывать, что государство-член ВТО

обязано создать организационно-правовые условия для внутренних процедур торговли финансовыми услугами с созданием специальных органов (помимо судебной системы) для защиты иностранных

поставщиков услуг и принятия справедливых мер.

Российская Федерация при внедрении из права ВТО международно-правовых норм, принципов, обычаев торговли финансовыми услугами должна как член ВТО выполнять взятые на себя следующие международные обязательства.

Во-первых, как член ВТО обязана принять меры либерализации в области валютных операций, связанных с услугами, демонополизации и устранения видов деловой практики, сдерживающих конкуренцию.

Во-вторых, как член ВТО обязана соблюдать требования, направленные на сокращение субсидирования финансовых услуг, для избежания негативного воздействия субсидий на международную торговлю услугами. В-третьих, как член ВТО обязана обмениваться информацией обо всех субсидиях, предоставленных национальным поставщиком услуг.

Наиболее сложными моментами согласования норм ВТО и норм российского финансового права являются следующие:

- ограничения и изъятия из обязательств по ГАТС в части торговли финансовыми услугами не дают четких гарантий, что деятельность субъектов финансовых рынков не подпадет под ограничительные меры Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах, где выделяется три категории государственного финансового воздействия и государственной поддержкой доходов (красные -запрещенные, желтые - дающие повод для разбирательства, зеленые - разрешенные).

- ограничения и изъятия из обязательств по ГАТС в части торговли финансовыми услугами не дают четких гарантий, что деятельность субъектов финансовых рынков не подпадет под ограничительные меры Соглашения по торговым аспекта инвестиционных мер (ТРИМС)

- переделы и критерии недопустимых и допустимых субсидий очень размыты, то есть субсидии оказывают неблагоприятное воздействие на члена ВТО, если они наносят ущерб его национальной экономике, аннулируют выгоды, извлекаемые из членства в ВТО, ущемляют его интересы.

- отсутствие системного признания обычаев торговли финансовыми услугами, особенно сформировавшихся в ВТО

- под влиянием ВТО формируется новый унифицированный режим торговли финансовыми услугами, влияющий на внутреннее право государств и правовое регулирование рынка финансовых услуг в целом.

- идет становления новых основ унификации договорных основ коммерческих связей на тынке торговли финансовыми услугами возникают базовые категории международного делового общения, применимые в настоящее время, без которых невозможно представить осуществление современных финансовых операций.

- возникает необходимость гармонизации и унификации государствами на межправительственном уровне международных частноправовых норм о о торговле трансграничными финансовыми услугами. Это касается унификации и материально-правовых и коллизионноправовых норм.

- формируется новая унифицированная система норм торговли банковскими услугами, представляющая собой «автономный правопорядок», границы которого определяются не территорией государства, а транснациональными банковскими корпорациями, мировыми рынками банковских услуг, профессиональными банковскими сообществами.

Влияние финансово-правовых норм права ВТО на финансовые рынки государств становится системообразующим фактором при расширении предмета не только финансового, но и инвестиционного, банковского, корпоративного и валютного права. Это определяется следующими экономико-правовыми аспектами.

Во-первых, меры предосторожности в связи с финансовыми услугами, предусмотренные ВТО подразумевают, что государство-член ВТО вправе принимать меры, направленные на защиту инвесторов или вкладчиков и меры для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, поэтому рынок финансовых услуг тесно связан с международным оборотом долговых обязательств.

Во-вторых. ВТО для своих членов допускает ограничения в целях защиты платежного баланса, но при условии, что они применяются без дискриминации, должны соответствовать статьям МВФ, должны быть временными и постепенно устраняться, не должны наносить чрезмерного ущерба интересам другого члена, не должны выходить за рамки необходимости.

В-третьих, имеет место погашение внешних долгов путем использования права ВТО о торговле

финансовыми услугами, то есть зачет долгов путем конверсионно-обменных (финансовый бартер) операций с финансовыми инструментами. ВТО совместно с МВФ следит за погашением внешних долгов государства и стабильностью платежной и финансовой системы государств.

В-четвертых, особое регулирующее влияния на международно-правовые и финансовые механизмы взаимодействия государств по праву ВТО и МВФ при конверсии внешнего долга с использованием финансовых инструментов имеют международноправовые нормы и принципы Соглашений в рамках ВТО, Соглашений о Международном Валютном Фонде, Международном Банке Реконструкции и Развития, Международной Финансовой Корпорации.

В-пятых, сложившийся в ВТО порядок использования обычных норм права не всегда обеспечивает стабильность мировой торговли финансовыми услугами. Для того чтобы минимизировать возможное злоупотребление формирующимся «обычным» правом, ВТО предусматривает, что торговые обычаи финансовых услуг не должны использоваться в качестве «механизма уклонения» государства-члена ВТО от национальных контрактных или общих обязательств в рамках соглашения о торговле финансовыми услугами.

В-шестых. добросовестная конкуренция на рынке банковских услуг по правилам ВТО требует урегулирования и бюджетного кредитования банковского сектора. В этой связи возникает необходимость согласовать Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» с требованиями ВТО о лимитах бюджетных вливаний банкам в целях обеспечения добросовестной конкуренции. Закон направлен на поддержание стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков. Российская Федерация вправе осуществлять меры по повышению капитализации банковских кредитных организаций, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков порядке и на условиях, которые установлены законом.

Имплементация в российское финансовое право международно-правовых норм о торговле финансовыми услугами по праву ВТО должна учитывать транснациональные аспекты

взаимодействия финансовых организаций различных юрисдикций в целях предотвращения злоупотребления правом и недобросовестной конкуренции.

В торговле финансовыми услугами часто происходит «манипуляция» принципами выбора

транснациональными банками того или иного национального применимого права, что порождает массу негативных последствий, включая коррупцию. Иногда банкам выгодно применять собственное, российское акционерное право, которое часто к «удовлетворению» иностранного коммерческого банка-партнера или даже государства снижает уровень гражданско-правовой ответственности иностранного банка-эмитента перед российским банком за последствия сделки с капиталом.

Международное коллизионное финансовое право становится реальностью, поскольку большинство

валютно-финансовых операций имеют

трансграничный характер. Несмотря на то, что

множественность коллизионных привязок во внешнеэкономических финансовых сделках банков является «типичным правопорядком в транснациональной деятельности», регулирование этого вопроса отсутствует в российском законодательстве. Выбор оснований применимого

иностранного права в торговых сделках с финансовыми инструментами без ограничений

рамками публичного порядка приводит к умышленному или неумышленному «злоупотреблению правом и ущемлению имущественных интересов одного из иностранных участников банковского оборота. Как правило, законодательство развивающихся государств редко содержит специальные нормы о принципах применения иностранного права к банковским сделкам.

Концепции избираемого «применимого права» в условиях конкуренции правопорядков становятся способом выбирать «не эффективные» с точки зрения защиты интересов субъектов национального рынка нормы, а «удобные» нормы права той страны, которые позволяют без ограничений вывести капитал, использовать в качестве «гарантии или залога иностранный бюджет» и др. Транснациональные финансовые сделки с капиталом породили «эффект стагнации и инфляции правопорядков», когда

фактически банковское законодательство направлено на разрешение споров в судебном порядке, но не стремится «обновить», унифицировать,

«разграничить» публичный и частный режим осуществления отдельных видов банковских сделок с капиталом в рамках международных фондов, особых прав заимствования МВФ, оборота финансовых

инструментов.

В связи с вышеизложенным, можно сказать, что Конституция Российской Федерации, имеет

регулятивный потенциал как для обеспечения

финансово-правового регулирования торговли финансовыми услугами в связи со вступлением

России во ВТО, так и «защитный потенциал» от посягательств на национальную финансово-правовую и финансовую систему с появлением у нее международных обязательств как члена ВТО.

Поскольку происходит трансформация сферы финансового права, изменяется и содержание

принципа автономии воли как формы выражения диспозитивного метода воздействия на трансграничные финансовые и банковские договорноправовые отношения. Все чаще допускается

возможность замещения и участия в торговле

международными финансовыми услугами государств ассоциативных саморегулируемых субъектов. При

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этом имеет место «неофициальная кодификация и систематизация» международного и национального финансового права и, как следствие, переход от межгосударственного к частноправовому

инструментарию регулирования международных финансовых и коммерческих контрактов с участием банков.

Необходима согласно права ВТО справедливая оценка в торговле международными валютнофинансовыми и банковскими услугами средств защиты интересов участников межбанковских операций на рынке финансовых услуг. Документы, образующие транснациональное «мягкое право»,

представляют собой письменную форму выражения обычая международной банковской торговли услугами, служащую доказательством

существования и широкого применения обычая в международной деловой практике.

Путем закрепления в источниках

транснационального «мягкого права» банковские обычаи международной торговли имеют регулятивный эффект, что в значительной мере облегчает их применение как сторонами банковских сделок, так и международным коммерческим арбитражем или судом. Тот факт, что подобного рода документы обладают универсальностью, всеобщим признанием и представляют собой результат деятельности по систематизации и объективизации вовне обычных (и не только) правил, позволяет рассматривать их в настоящее время в качестве одного из современных способов (форм) кодификации обычаев торговли международными банковскими услугами.

Согласно права ВТО, стоимость банковского актива, резервов, финансовых обязательств в валютной кредитной операции иностранного банка или российского банка за рубежом определяется и изменяется на систематической основе с учетом международных стандартов Базель-2.

Систематическое изменение стоимости активов банка производится путем доначисления процентного дохода или расхода таким образом, что позволяет привести стоимость финансового

актива или обязательства на дату их полного или частичного погашения к соответствующим суммам, подлежащим выплате.

Формирующиеся унифицированные обычаи торговли международными банковскими услугами, как источники права, исходят от организационнофинансовых структур, как субъектов нормотворчества, имеют достаточность признания со стороны

центральных банков государств, общественные, вне государственные механизмы гарантирования их применения (деловая репутация, практика

международных коммерческих арбитражей, регистрация обычаев в торгово-промышленных

палатах); (СВИФТ, Принципы УНИДРУА, Унифицированные правила МТП и пр.).

Унифицированные принципы, нормы и правила торговли международными банковскими услугами в процессе правоприменения выполняет функцию первичного нормативного регулирования

трансграничных банковских торговых услуг, поскольку обычай непосредственно применяется для регулирования банковских услуг по существу, а также для определения подлежащего применению права в отдельных банковских сделках, функцию восполнения пробелов национального банковского права и международных договоров. поскольку исключает необходимость обращения к праву, применимому в силу норм международного частного права

На основе проведенного анализа международной, отечественной и зарубежной арбитражной практики применения обычаев международной торговли банковскими услугами выделены следующие тенденции их развития:

1)избрание обычаев в качестве применимого к существу спора права;

2) расширение сферы действия обычаев и распространение ее не только на трансграничные

торговые банковские услуги, но и на внутринациональный оборот применительно к гражданско-правовым банковским сделкам, лишенным традиционного для международного частного права иностранного элемента;

3) постепенная трансформация обычаев торговли международными банковскими услугами в формальный источник права и придание им силы норм закона;

4) применение обычаев в практике разрешения международных коммерческих споров перед диспозитивными нормами национального или международного правопорядка;

Банковские услуги с участием иностранных организаций представляют собой «особый гражданско-правовой и частноправовой институт», который формируется по нормам и обычаям мирового банковского и коммерческого оборота на основе межотраслевого взаимодействия частных, публичных, коллизионных, международных, зарубежных норм национального банковского, гражданского,

предпринимательского законодательства,

международного частного права. Банковские услуги с иностранным элементом имеют гибкую структуру, которая приспособлена «ориентироваться» на обычные и коллизионные нормы о применимом праве иностранного и российского международного частного права, легко адаптирована к законодательству, правовым традициям и экономике принимающего государства.

В современных доктринах обосновывается концепция, согласно которой автономия воли, предполагая свободу выбора банками- контрагентами по сделке норм той или иной правовой системы для

регулирования возникающих между ними отношений, приобретается с разрешения центральных банков

государств , делегирующих банкам-контрагентам часть своих полномочий, посредством которых и формируется контрактное банковское право. Существование автономии воли допускает возможность расширения роли частных субъектов в контрактной деятельности на рынке банковских услуг.

Конституционные основы регулирования финансового рынка России направлены на укрепление российской национальной валюты и банковской системы. В этой связи развитие современных видов банковских услуг с участием российских и иностранных банков нуждается в дальнейшей систематизации и доработке особенностей коллизионных режимов договорно-правового

регулирования для противодействия мировому финансовому кризису и захвату российского банковского сектора недобросовестными

иностранными «банками-партнерами».

Большой осторожности требует согласование норм о торговле финансовыми услугами различных юрисдикций, в условиях, когда действующие нормы предоставляют обычные для общемировой доктрины международного финансового и банковского права гарантии российским банкам за рубежом, иностранным в России. Это - применение стабилизационной оговорки, гарантии компенсации имущественного ущерба при утрате банком собственности, вывоз прибыли банка и др. Представляется, что указанные виды договоров должны быть регламентированы в соответствие с нормами МВФ, ГАТС-ВТО, МТП, ЮНСИТРАЛ и включены отдельной главой

«Международные банковские операции» в ФЗ «О банках и банковской деятельности».

В заключении следует сказать, что имплементируя международные нормы ВТО в российское финансовое право, нужно помнить, что Конституция РФ является гарантией национального финансово-бюджетного суверенитета и безопасности. Поэтому необходимо помнить, что расширение рынка финансовых услуг по правилам ВТО требует защиты российских финансовых организаций от иностранных конкурентов и принятия новых законов по регулированию рынка капиталов, инвестиций и корпоративного контроля. В этой связи следует разработать проект закона «Об иностранных контролирующих финансовых и иных компаниях».

Список литературы:

1. Генеральное соглашение о торговле услугами ГАТС/ ВТО (Приложение о торговле финансовыми услугами) www/ wto/ publication. gate.

2. Зенкин И.В. Всемирная торговая организация в схемах. М. Международные отношения. 2006 г.

3. Зенкин И.В. Право ВТО. Курс лекций. М. академия внешней торговли. 2011.

4. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учебник. М.: Высшая школа экономики. 2012

5. Петрова Г.В. Международное финансовое право. М.:Юрайт. 2012

6. Петрова Г.В. Концептуальные подходы к правовому регулированию финансовых рынков. В сборнике статей «Право и бизнес» по итогам 1-ой Международной научнопрактической конференции, посвященной 80-летию профессора В.С.Мартемьянова. М.: Юристъ. 2012.

7. Международное частное право. Учебник под ред. Петровой Г.В. М.: Юрайт. 2012.

8. Сорос Джорж. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса» (перевол с англ.) 2-е издание. М.; ООО «Юнайдед Пресс» 2010

9. Супрунович Е.В. Секьюритизация активов: опыт и перспективы. Интернет-ресурс: / http /www.finnews.ru-3732.

10. Шумилов В.М. Международное финансовое право. М. Международные отношения. 2011.

11. Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации. М.:Юрайт 2012.

Reference list:

1. General agreement on trade in services, GATS/ WTO (Annex on trade in financial services) www/ wto/ publication. gatc

2. Zenkin I.V. World trade organization in the schemes. M. International relations. 2006

3. Zenkin I.V. WTO Law. Course of lectures. M. Academy of foreign trade. 2011.

4. Erpeleva N.U International banking law: Textbook. M: state University-Higher school of Economics. 2012

5. Petrova G.V. International financial law. M:Yurayt. 2012

6. Petrova G. V. Conceptual approaches to the legal regulation of financial markets. The collection of articles «The right and Business» in the first International scientific-practical conference devoted to 80 anniversary of professor V.S.Mаrteмianov. M: Urist. 2012.

7. International private law. The textbook edited by Petrova G V. M.: Yrait. 2012.

8. George Soros. The era of errors. The world is facing a global crisis» (перевол s angl.) 2nd edition. M.; LLC «Unfed Press» 2010

9. Suprunovich E.V. Securitization of assets: experience and prospects. Internet-resource: / http /www.finnews.ru-3732.

10. Shumilov V.M. International financial law. M. International relations. 2011.

11. Shumilov V.M. Law of the World trade organization. M:Yrait 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.