Научная статья на тему 'Противостояние или гармонизация: правовой режим ЕАЭС, СНГ, НАФТА в контексте требований. Генерального соглашения ВТО по торговле капиталами и финансовыми услугами'

Противостояние или гармонизация: правовой режим ЕАЭС, СНГ, НАФТА в контексте требований. Генерального соглашения ВТО по торговле капиталами и финансовыми услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ТОРГОВЛЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ И ДРУГИМИ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ВТО ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ СНГ / СЕВЕРАМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / HARMONIZATION OF INTERNATIONAL REQUIREMENTS ON TRADING IN SECURITIES AND OTHER FINANCIAL SERVICES / HE WTO GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES / CISFTA / NORTH AMERICAN FREE TRADE ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саукина Юлия Олеговна

В статье рассмотрены вопросы соотношения правовых режимов в рамках интеграционных союзов и сообществ в контексте их соответствия требованиям ВТО о финансовых рынках. Договор о ЕАЭС, Договор о ЗСТ СНГ, финансовая политика СНГ нацелены на разработку согласованной линии относительно использования общих финансовых ресурсов и услуг, развитие общих товарных и финансовых рынков отдельных видов продукции, развитие взаимодействия в области инвестиций, в том числе формирование сети международных коридоров на пространстве СНГ, повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных операций с национальными валютами и др. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Мексика, Канада и другие ассоциированные государства этого региона, имеет специфику регулирования «компромиссов» между требованиями ВТО и НАФТА в части финансовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саукина Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confrontation or harmonization: the legal regime of the EAEC, CIS, NAFTA requirements in the context of the WTO General Agreement on Trade in capital and financial services

The paper deals with the relation of legal regimes within integration unions and communities in terms of their compliance with WTO requirements on financial capacity markets. EAEC Treaty on the Treaty on the free trade area of the CIS, CIS financial policy aimed at developing a coherent line on the use of general financial resources and services, the development of common commodity and financial markets of certain products, development of cooperation in the field of investment, including the formation of a network of international corridors in the CIS, improving tariff policy and eliminate the influence of national fiscal and administrative barriers to international operations with national currencies and others. Severamerikanskaya Free Trade Area (NAFTA), which includes the US, Mexico, Canada and other associated states of the region, has specificity of regulation «compromise» between the requirements of the WTO and NAFTA in terms of financial services.

Текст научной работы на тему «Противостояние или гармонизация: правовой режим ЕАЭС, СНГ, НАФТА в контексте требований. Генерального соглашения ВТО по торговле капиталами и финансовыми услугами»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Противостояние или гармонизация: правовой режим ЕАЭС, СнГ, НАФТА в контексте требований Генерального соглашения ВТО по торговле капиталами и финансовыми услугами

САУКИНА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА

заведующая юридическим отделом ООО «University Plaza», эксперт Института проблем безопасности СНГ

В статье рассмотрены вопросы соотношения правовых режимов в рамках интеграционных союзов и сообществ в контексте их соответствия требованиям ВТО о финансовых рынках. Договор о ЕАЭС, Договор о ЗСТ СНГ, финансовая политика СНГ нацелены на разработку согласованной линии относительно использования общих финансовых ресурсов и услуг, развитие общих товарных и финансовых рынков отдельных видов продукции, развитие взаимодействия в области инвестиций, в том числе формирование сети международных коридоров на пространстве СНГ, повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных операций с национальными валютами и др. Северамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Мексика, Канада и другие ассоциированные государства этого региона, имеет специфику регулирования «компромиссов» между требованиями ВТО и НАФТА в части финансовых услуг.

Ключевые слова: гармонизация международных требований по торговле ценными бумагами и другими финансовыми услугами, Генеральное соглашение ВТО по торговле услугами, Зона свободной торговли СНГ, Северамериканская зона свободной торговли.

Confrontation or harmonization: the legal regime of the EAEC, CIS, NAFTA requirements in the context of the WTO General Agreement on Trade in capital and financial services

SAUKINA YULIYA OLEGOVNA

Head of the Legal Department of LLC «University Plaza», expert of the Institute of CIS security problems

Abstract: The paper deals with the relation of legal regimes within integration unions and communities in terms of their compliance with WTO requirements on financial capacity markets. EAEC Treaty on the Treaty on the free trade area of the CIS, CIS financial policy aimed at developing a coherent line on the use of general financial resources and services, the development of common commodity and financial markets of certain products, development of cooperation in the field of investment, including the formation of a network of international corridors in the CIS, improving tariff policy and eliminate the influence of national fiscal and administrative barriers to international operations with national currencies and others. Severamerikanskaya Free Trade Area (NAFTA), which includes the US, Mexico, Canada and other associated states of the region, has specificity of regulation «compromise» between the requirements of the WTO and NAFTA in terms of financial services.

Key words: harmonization of international requirements on trading in securities and other financial services, the WTO General Agreement on Trade in Services, CISFTA, North American free trade zone.

80

№1 2015

Таможенный союз гармонизирует национальное законодательство России, Белоруссии, Казахстана в важнейшей сфере интеграционных отношений - в сфере торговли в соответствии с положения права ВТО о таможенном регулировании и таможенной политике.

В контексте обеспечения безопасности и эффективности деятельности таможенных органов государств Таможенного союза ТК ТС регламентирует обеспечение информационной безопасности, управления рисками.

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза анализ риска проявляется как систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

Таможенные органы применяютсистему управления рисками для определения транс-

граничного движения товаров, работ услуг. Регулирование внутреннего рынка ЕАЭС предусматривает, что ЕАЭС принимает меры по обеспечению функционирования внутреннего рынка в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС. Внутренний рынок охватывает экономическое пространство, в котором согласно положениям Договора о ЕАЭС обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры,за исключением случаев, предусмотренных Договором о ЕАЭС.

Проблемы обеспечения международной и национальной экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций по

81

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

движению товаров, продукции и услуг через таможенные границы государств СНГ нашли правовое урегулирование в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС), принятом 10 апреля 2010 года.

Генеральное соглашение ВТО по торговле услугами (ГАТС/ВТО) является основным источником международно-правового регулирования торговли финансовыми услугами. Оно закрепляет право на транснациональную торговлю банковскими и иными финансовыми услугами при условии, что национальное право, обычаи банковского оборота и иные унифицированные нормы внедоговорного регулирования не будут толковать ограничительные меры в качестве средства для невыполнения обязательств.

Согласно ГАТС/ВТО помимо защитных и ограничительных мер для охраны национального банковского сектора государства вправе применять и другие меры, затрагивающие финансовый сектор и деятельность его иностранных участников. К ним могут быть отнесены требования к кредитным организациям о предоставлении займов для определенных отраслей экономики или для отдельных предприятий по преференциальным процентным ставкам в зависимости от промышленной политики страны. Однако целью таких мер не должно быть ограничение доступа на рынок и дискриминация остальных участников финансового сектора.

Законодательством государств-членов о банковских услугах устанавливаются размер и формы обеспечения заявки на участие в организованных торгах, а также меры обеспечения исполнения договора (контракта). В случае если договор (контракт) о поставке ценных бумаг и финансовых инструментов содержит требование о предоставлении поставщику аванса, поставщик вправе от него отказаться.

Законодательством государств - членов о поставке ценных бумаг и финансовых инструментов должно быть установлено не менее двух способов (видов) обеспечения заявки на участие в торгах

и обеспечения исполнения договора (контракта). При этом в качестве обеспечения заявки на участие в поставке ценных бумаг и финансовых инструментов и обеспечения исполнения договора (контракта) принимаются в том числе: гарантийный номинальный счет в банке, счет экскроу, опцион, банковская гарантия, которые вносятся на гарантийные банковские счета, и др.

Требования к банковским гарантиям устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС. Законодательство государств-членов должно обеспечивать своевременный возврат заказчиком обеспечения заявки на участие в организованных торгах ценными бумагами и обеспечения исполнения договора (контракта) потенциальным поставщикам и поставщикам в случаях, предусмотренных таким законодательством.

Договор (контракт) о поставке ценных бумаг должен содержать следующие обязательные условия: 1) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных таким договором (контрактом) обязательств; 2) порядок оплаты, а также осуществления заказчиком приемки результата поставки для оценки его соответствия (в том числе по количеству (объему), комплектности, качеству) требованиям, установленным договором (контрактом).

В законодательстве государств-членов о поставках ценных бумаг должен быть предусмотрен запрет: 1) на установление условий договора (контракта), которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков и поставщиков в случаях, не предусмотренных законодательством государств-членов; 2) на односторонний отказ заказчиков и поставщиков от исполнения договорных обязательств в случае надлежащего исполнения другой стороной обязательств по договору (контракту) и в случаях, не предусмотренных законодательством государства-члена о рынке ценных бумаг; 3) на изменение условий исполнения договорных обяза-

82

№1 2015

тельств, в том числе изменение цены договора (контракта), за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов. Не допускается уменьшение количества ценных бумаг, их объема услуг без пропорционального снижения цены договора (контракта).

Договор о ЕАЭС предусматривает национальный режим и особенности его обеспечения. Каждое из государств-членов принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений своего законодательства об обороте ценных бумаг. Объем обеспечиваемых прав и законных интересов лиц в сфере торговли финансовыми услугами определяется Договором о Евразийском экономическом союзе. В целях обеспечения прав и законных интересов лиц, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства государства-члена о рынке ценных бумаг каждое из государств-членов в соответствии со своим законодательством обеспечивает наличие уполномоченных регулирующих и (или) контролирующих органов власти.

При этом допускается выполнение этих функций одним органом, к компетенции которого относится в том числе: 1) осуществление контроля в сфере ценных бумаг (в том числе путем проведения проверок); 2) рассмотрение жалоб и обращений в отношении действий (бездействия) профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торгов, операторов электронных торговых площадок (электронных площадок), операторов веб-порталов, фондовых бирж, комиссий и иных лиц при осуществлении поставки ценных бумаг, нарушающих законодательство государства-члена о финансовых услугах. При этом действия (бездействие) заказчиков, организаторов торгов, операторов электронных торговых площадок (электронных площадок), операторов веб-порталов, фондовых бирж, комиссий и иных лиц при осуществлении поставок ценных бумаг, совершенные до окончания срока подачи заявок,

вправе обжаловать не только любой потенциальный поставщик, но и иное лицо в порядке, установленном законодательством государства-члена об обороте ценных бумаг.

Договор о ЗСТ СНГ и финансовая политика СНГ (статьи 6-7) нацелены на разработку согласованной линии относительно использования общих финансовых ресурсов и услуг, развитие общих товарных и финансовых рынков отдельных видов продукции, развитие взаимодействия в области инвестиций, в том числе формирование сети международных коридоров на пространстве СНГ, повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных операций с национальными валютами и др.

Договор о ЗСТ СНГ и членство государств в ВТО взаимосогласованы (статья 8), поскольку государства СНГ, учитывая необходимость надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли, в целях формирования условий для свободного движения товаров, понимая необходимость интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств, признают общепринятые нормы международного права и ориентируются на нормы соглашений ВТО, в частности Генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС.

Договор о ЗСТ СНГ о таможенных платежах (статьи 8-11) устанавливает, что государства СНГ - участники Договора не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории государства - участника Договора о ЗСТ СНГ, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории государства - участника Договора о ЗСТ СНГ. Предусма-

83

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

тривается механизм изменения ставок пошлины в зависимости от изменения экономических, статистических или иных показателей, за исключением таможенной стоимости товара. Государства - участники Договора о ЗСТ СНГ не изменяют внешнеэкономический экспортно-импортный механизм таким образом, который приведет к повышению уровня тарифной защиты, не применяют таможенные пошлины в отношении экспорта или импорта товара таким образом, чтобы это привело к увеличению ставки пошлины по сравнению с той, которая применялась присоединившимся государством в отношении других государств - участников Договора о ЗСТ СНГ. В рамках двусторонних договоренностей государства - участники Договора о ЗСТ СНГ могут условиться об иных способах урегулирования отношений, не предусматривающих введения запрета на реэкспорт.

Северамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Мексика, Канада и другие ассоциированные государства этого региона, имеет специфику регулирования «компромиссов» между требованиями ВТО и Таможенным союзом НАФТА в части финансовых услуг.

В соответствии с требованиями ВТО в последние годы финансовой реформы в США банкам и иным финансовым учреждениям США предложено ограничить объемы сделок по предоставлению займов, кредитов, инвестиций на зарубежных финансовых рынках, если они не отвечают интересам стабильности банковской системы США. Это заставило банки расширить договорные отношения и вести международные операции через зарубежные отделения, находящиеся в странах с льготным налоговым климатом. В 1978 году в США был принят Закон о международной банковской деятельности, в развитие которого Совет управляющих ФРС США в 2008 году выпустил новые Указания о международных банковских операциях относительно соз-

дания зарубежных отделений банков - членов ФРС и осуществления ими капиталовложений за границей.

Совет управляющих ФРС США выполняет следующие обязанности по контролю над зарубежными операциями американских банков: 1) выдает лицензии для заграничных отделений американских банков - членов ФРС и определяет виды операций и сделок на зарубежных рынках; 2) регистрирует уставные документы по Закону Эджа о кредитовании экспортных сделок; 3) определяет виды зарубежных капиталовложений банков - членов ФРС, корпораций и компаний, имеющих собственные банки.

Особенности гражданско-правового регулирования сделок банков с ценными бумагами на зарубежных рынках устанавливаются в США Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС.

Сделки с ценными бумагами с участием федеральных резервных банков. Основными участниками таких сделок являются «федеральные резервные банки», специально уполномоченные ФРС США покупать ценные бумаги и иные активы на американском и зарубежном финансовых рынках. При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС), американские или с иностранным капиталом промышленные, финансовые компании, а также физические лица.

Если стороной договора купли-продажи ценных бумаг выступает банк - член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные на национальном или иностранном рынке ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Если стороной договора купли-продажи ценных бумаг вы-

84

№1 2015

ступает банк - не член ФРС, продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. То есть покупка банком ~ членом ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики.

Если стороной договора купли-продажи ценных бумаг является физическое лицо или нефинансовая компания, то наблюдается сокращение депозитов соответствующего банка ~ члена ФРС в резервном банке данного округа, поскольку чеки при операциях на открытом рынке выписываются только на резервные банки, т.е. уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках ~ членах ФРС.

Основные правовые институты, нормы, принципы законодательства о денежно-платежных отношениях и платежных системах закреплены в Федеральном законе РФ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ и его основных положениях. Они отличаются от валютно-расчетных отношений, предусмотренных ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 года тем, что регулируют различные формы перевода денежных средств, включая электронные, в рамках единой платежной системы РФ. Новые дополнительные условия контроля кредитно-расчетных операций установлены в новом банковском законодательстве о консолидированном надзоре за банками, банковскими группами и банковскими холдингами, расширяющем надзорные полномочия Банка России с 1 января 2014 года.

Государственное финансово-правовое регулирование рынка валютно-расчетных и кредитных услуг с учетом международных норм и принципов содержится в ФЗ «О рынке ценных бумаг»,

ФЗ «О центральном депозитарии», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», ФЗ «Об инвестиционных фондах» и др.

Трансграничные финансовые услуги оказываются частными коммерческими (финансовыми) субъектами при поставке ценных бумаг, финансовых инструментов, кредитно-расчетных и иных финансовых услуг через территории двух или нескольких юрисдикций, если имеют в соответствии с национальным законодательством статус кредитных и некредитных финансовых организаций, квалифицированных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Они выступают операторами на рынке финансовых услуг через организованные торги(валютные и фондовые биржи), депозитарии, кредитные, клиринговые организации, инвестиционные фонды, стабилизационные, резервные,страховые фонды, трастовые финансовые компании. Их виды, правовой статус, права и обязанности определены в национальном финансовом праве стран мира, интеграционном праве ЕС, интеграционном праве ЕАЭС и др.

Субъектами поставки трансграничных финансовых услуг выступают национальные и трансграничные финансовые объединения корпоративного типа, например Банк развития и внешнеэкономической деятельности РФ, Федеральная финансовая корпорация США, Азиатско-Тихоокеанский банк развития, Трансъевропейская банковская клиринговая система, Европейский центральный банк, Всемирный банк непрерывных расчетов, Всемирное депозитарное хранение, Всемирная ассоциация центральных банков, межгосударственные интеграционные банки развития в рамках валютных и платежных союзов, многонациональные финансовые корпорации, объединенные перекрестным владением долей собственности и ценных бумаг и другие международные финансовые учреждения. Финансовые структуры ассоциативного, корпоративного, «клубного» типа как субъекты рынка

85

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

трансграничных финансовых услуг часто выступают как саморегулируемые организации профессиональных участников фондового, кредитного и страхового рынков.

На основе общих подходов к правовому обеспечению управления рисками в банковской деятельности, выработанных в рамках Базельского комитета по вопросам достаточности капитала в

период 1988-2007 годов, усиление роли международного банковского регулирования призвано, с одной стороны, защитить интересы банков (в широком смысле), с другой стороны, обеспечить возможность банкам - участникам договорных отношений самим регулировать свои правоотношения, четко и определенно выражая свои намерения в условиях договоров.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.