Научная статья на тему 'Экономико-правовые проблемы регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию'

Экономико-правовые проблемы регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SERVICES / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CREDIT INSTITUTIONS / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / LIABILITIES / ГАТС / GATS / СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / FINANCIAL SERVICES SECTOR / ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / SERVICES TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдуллина Венера Камилевна

В настоящей статье приведены результаты анализа экономико-правовых проблем регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в свете членства во Всемирной торговой организации (далее ВТО). Были рассмотрены модели регулирования финансовых рынков в рамках Всемирной торговой организации, установлены основные нормативные правовые акты, регламентирующие международную торговлю финансовыми услугами. Были установлены основные итоги раундов переговоров стран-членов в рамках ВТО, касающихся регламентации международной торговли финансовыми услугами. Были проанализированы возможные ограничения доступа на рынок в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами ВТО и основные направления либерализации рассматриваемого рынка услуг. Особое внимание было уделено анализу специфических обязательств по финансовым услугам Российской Федерации, как члена этой организации, а также анализу влияния правового регулирования финансовых услуг на финансовый сектор. Была рассмотрена официальная статистика Центрального банка Российской Федерации по участию иностранного капитала в российских кредитных организациях, за 2010-2017 гг., которая показала увеличение доли иностранного капитала в кредитных организациях. На основании этих данных был сделан вывод о том, что российский финансовый сектор стал более подверженным влиянию политике иностранных государств, о чем свидетельствует влияние экономических санкций на финансовый сектор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шайдуллина Венера Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL ISSUES OF FINANCIAL SERVICES REGULATION IN RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF JOINING THE WORLD TRADE ORGANIZATION

This article presents the results of an analysis of legal and economic problems with financial services regulation in the Russian Federation in the light of membership in the World Trade Organization (WTO). Models of financial markets regulation within the WTO were considered and basic normative legal acts regulating financial services international trade were established. Also, the main results of the WTO member countries' negotiations on the regulation of international trade in financial services were established. Possible limitations of market access were analyzed in accordance with the General Agreement on Trade in Services of the WTO and the main directions of liberalization of the market of services under consideration. Particular attention was paid to analysis of specific obligations on financial services of the Russian Federation as a member of this organization. Moreover, there is an analysis of the impact of legal regulation of financial services on financial sector. The official statistics of the Central Bank of the Russian Federation on the participation of foreign capital in Russian credit institutions for 2010-2017, which showed an increase in the share of foreign capital in credit institutions, was considered. Based on these data, it was concluded that Russian financial sector has become more susceptible to the influence of foreign policy as evidenced by the impact of economic sanctions on the financial sector.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые проблемы регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию»

юридические науки

Шайдуллина Венера Камилевна ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ...

УДК 341.161

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

© 2018

Шайдуллина Венера Камилевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125468, Россия, Москва, улица Ленинградский проспект, 49, e-mail: vk.shaydullina@gmail.com)

Аннотация. В настоящей статье приведены результаты анализа экономико-правовых проблем регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в свете членства во Всемирной торговой организации (далее - ВТО). Были рассмотрены модели регулирования финансовых рынков в рамках Всемирной торговой организации, установлены основные нормативные правовые акты, регламентирующие международную торговлю финансовыми услугами. Были установлены основные итоги раундов переговоров стран-членов в рамках ВТО, касающихся регламентации международной торговли финансовыми услугами. Были проанализированы возможные ограничения доступа на рынок в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами ВТО и основные направления либерализации рассматриваемого рынка услуг. Особое внимание было уделено анализу специфических обязательств по финансовым услугам Российской Федерации, как члена этой организации, а также анализу влияния правового регулирования финансовых услуг на финансовый сектор. Была рассмотрена официальная статистика Центрального банка Российской Федерации по участию иностранного капитала в российских кредитных организациях, за 20102017 гг., которая показала увеличение доли иностранного капитала в кредитных организациях. На основании этих данных был сделан вывод о том, что российский финансовый сектор стал более подверженным влиянию политике иностранных государств, о чем свидетельствует влияние экономических санкций на финансовый сектор.

Ключевые слова: финансовые услуги, кредитные организации, Всемирная торговая организация, обязательства, ГАТС, сектор финансовых услуг, торговля услугами.

ECONOMIC AND LEGAL ISSUES OF FINANCIAL SERVICES REGULATION IN RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF JOINING THE WORLD

TRADE ORGANIZATION

© 2018

Shaydullina Venera Kamilevna, candidate of juridical sciences, Senior Lecturer of the Department of legal regulation of economic activity Financial University under the Government of the Russian Federation (445020, Russia, Moscow, Leningrad Avenue 49, e-mail: vk.shaydullina@gmail.com)

Abstract. This article presents the results of an analysis of legal and economic problems with financial services regulation in the Russian Federation in the light of membership in the World Trade Organization (WTO). Models of financial markets regulation within the WTO were considered and basic normative legal acts regulating financial services international trade were established. Also, the main results of the WTO member countries' negotiations on the regulation of international trade in financial services were established. Possible limitations of market access were analyzed in accordance with the General Agreement on Trade in Services of the WTO and the main directions of liberalization of the market of services under consideration. Particular attention was paid to analysis of specific obligations on financial services of the Russian Federation as a member of this organization. Moreover, there is an analysis of the impact of legal regulation of financial services on financial sector. The official statistics of the Central Bank of the Russian Federation on the participation of foreign capital in Russian credit institutions for 2010-2017, which showed an increase in the share of foreign capital in credit institutions, was considered. Based on these data, it was concluded that Russian financial sector has become more susceptible to the influence of foreign policy as evidenced by the impact of economic sanctions on the financial sector.

Keywords: financial services, credit institutions, The World Trade Organization, liabilities, GATS, financial services sector, services trade.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Финансовым услугам отводится решающая роль в экономическом развитии любого государства, особенно в развитии мировой торговли. Финансовая услуга, выступая в качестве сектора услуг, обеспечивающих осуществление международной торговли, одновременно является и предметом торговли. Среди огромного количества существующих соглашений, деклараций, протоколов и договоренностей, подписанных в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО), отсутствуют документы, которыми регулировалось бы кредитно-валютное сотрудничество стран на международном рынке. В связи с этим, в качестве основного документа, регулирующего финансовые услуги, выступает Генеральное соглашение о торговле услугами (далее - ГАТС) [1]. Актуальным является рассмотрение влияния правового регулирования финансовых услуг в условиях вступления Российской Федерации в ВТО на отечественный финансовый сектор.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Особенностями правовой регламентации финансовых услуг в свете

членства Российской Федерации в ВТО занимались такие правоведы, как К.С. Мороз [5], Л.В. Санникова [7] и Н.В. Рахманина [6]. Однако, данные исследования требуют актуализации на 2018 год. Данная статья является продолжением начатых исследований.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является определение экономико-правовых проблем регулирования финансовых услуг в Российской Федерации в свете членства в ВТО на отечественный финансовый сектор и выработка практических рекомендаций по их устранению.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В ГАТС содержатся положения об общих и специфических обязательствах членов ВТО, касающихся сферы услуг (в т. ч. финансовых услуг). Общие обязательства, такие как транспарентность законодательства и предоставление поставщикам услуг членов ВТО режима наибольшего благоприятствования, обязательны для исполнения всеми странами-членами ВТО. Необходимо подчеркнуть, что специфические обязательства, в частности, предоставление иностранным поставщикам национального режима и снятие ограничений доступа на рынок, принимаются каждой страной-участником ВТО в индивидуальном порядке [9]. Увеличение уровня та-

Shaydullina Venera Kamilevna juridical

ECONOMIC AND LEGAL ISSUES ... science

ких обязательств выступает в качестве предмета переговоров, причем, не только в рамках присоединения государства к ВТО, но и в процессе последующих переговоров между странами-участниками ВТО.

В понимании ГАТС, ограничениями доступа на рынок могут выступать такие меры государственного регулирования:

1. Ограничение числа поставщиков услуг. К примеру, в течение года может быть зарегистрировано ограниченное количество зарубежных банков.

2. Ограничение стоимостного объема активов или транзакции. Например, зарубежный банк может выдать резидентам лишь ограниченный объем кредитов.

3. Ограничение объема оказываемых услуг или количества выполняемых операции. Например, может быть разрешено наличие определенного количества филиалов зарубежных банков или установлен общий объем на банковские кредиты в национальной валюте.

4. Ограничение общего числа граждан, которые могут быть приняты на работу в иностранный банк. К примеру, не больше десяти сотрудников-иностранцев на один филиал.

5. Ограничение по видам совместных предприятий или юридических лиц. Например, иностранный банк может осуществлять свою деятельность только в виде дочернего предприятия.

6. Ограничение на размер иностранного капитала. К примеру, допустимая доля иностранного капитала - не больше 49 процентов.

Принятие специфических обязательств страной-членом ВТО в том или ином секторе услуг означает его обязательство по исключению или ограничению вышеуказанных мер ограничения доступа на рынок рассматриваемого сектора услуг.

В целях регулирования торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации, все услуги классифицируются в рамках двенадцати секторов. Одним из таких секторов является сектор финансовых услуг. В соответствии с классификацией секретариата ВТО, финансовые услуги включают в себя следующие группы операций:

а) банковские и иные операции (помимо страхования);

б) страховые операции;

в) прочие услуги [4].

В свою очередь, банковские и иные финансовые услуги (помимо страховых услуг) делятся на следующие подсектора: кредитование, включая залоговые и потребительские кредиты, а также факторинг; прием от населения депозитов и иных возвратных средств; обязательства и гарантии; все виды денежных переводов и платежи; финансовый лизинг; финансирование коммерческих операций; выпуск ценных бумаг, включая услуги по эмиссии, размещению и выписке; брокерские услуги; торговля за счет клиентов и за свои счет драгоценными металлами, ценными бумагами, активами, иностранной валютой и прочими инструментами (фьючерсы, опционы, векселя, чеки); управление коллективными инвестициями, пенсионными средствами и активами клиентов; трастовые и депозитарные услуги; обработка и передача финансовых сведений, включая предоставление программного обеспечения; услуги по ответственному хранению; клиринговые услуги и взаиморасчеты по финансовым активам, включая производные продукты, ценные бумаги и прочие оборотные средства; оказание консультационных и иных вспомогательных финансовых услуг (консультации в сфере инвестиций, анализ кредитования и др.).

К документам ГАТС, которые непосредственно относятся к регулированию торговли финансовыми услугами, относятся: Договоренность об обязательствах по финансовым услугам; Приложение и Второе приложение по финансовым услугам; ст. XI ГАТС «Платежи и переводы».

В вышеуказанном Приложении содержится опре-394

деление термина «финансовые услуги» для целей Генерального соглашения (ГАТС). Отдельно приведены виды банковских и прочих финансовых услуг, а также дано определение термину «поставщик финансовых услуг». Анализ содержания Приложения показывает, что под финансовой услугой понимается любая услуга финансового характера, которая предлагается поставщиком финансовых услуг государства-участника ВТО. В качестве поставщика финансовых услуг, как отмечается в документе, может выступать любое юридическое или физическое лицо, поставляющее или намеревающееся поставлять финансовые услуги (кроме организаций государственной формы собственности).

В Приложении содержится принципиально новое для рассматриваемого сектора понятие - «меры предосторожности». В соответствии с Приложением, государства-члены ВТО в некоторых случаях могут вводить ограничения в сфере торговли финансовыми услугами для принятия мер предосторожности. Введение мер предосторожности необходимо в целях обеспечения стабильности и целостности финансовой системы и защиты инвесторов, держателей полисов, вкладчиков и доверенных лиц поставщиков финансовых услуг.

В Приложении содержится отдельный запрет на требование от членов ВТО, в рамках их обязательств, раскрытия информации, относящейся к счетам и делам индивидуальных клиентов, или иной информации, считающейся конфиденциальной.

Договоренность об обязательствах по финансовым услугам включает в себя определение таких понятий и терминов, как «новая финансовая услуга», «коммерческое присутствие» и «поставщик финансовых услуг». В документе в детализированном виде рассмотрена процедура выполнения принятых на себя специфических обязательств в рассматриваемом секторе. Кроме того, конкретизированы виды услуг, которые разрешено поставлять иностранным поставщикам на условиях внутреннего национального режима, а резидентам - приобретать такие услуги. Отдельно оговорено право зарубежных поставщиков финансовых услуг на создание и расширение «коммерческого присутствия» на территории государства-члена ВТО, в т. ч. посредством приобретения существующих предприятии, и право на урегулирование формы и степени участия зарубежных поставщиков финансовых услуг на своих территориях.

На завершающем этапе в рамках Уругвайского раунда торговых переговоров страны-участники так и не смогли прийти к полному согласию по поводу либерализации торговли финансовыми услугами. Позднее переговоры продолжились, но лишь в конце декабря 1997 года государствами-членами ВТО было заключено соглашение по финансовым услугам (5-й протокол к ГАТС).

Согласно экспертным оценкам, протокол охватывает свыше 95 процентов международной торговли страховыми и банковскими услугами, финансовой информацией и ценными бумагами.

Выделим наиболее важные положения, содержащиеся в Протоколе:

- обеспечение прав организаций, которые действуют в секторе финансовых услуг, учреждение дочерних структур и филиалов на территории всех стран-участников ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования;

- осуществление свободной трансграничной торговли финансовыми услугами и возможность свободного перемещения персонала, занятого в данном экономическом секторе;

- предоставление этим организациям национального режима на внутреннем рынке.

Обязательства, связанные с торговлей финансовыми услугами, в рамках ГАТС, по состоянию на конец декабря 1997 года, то есть на момент завершения переговоров по финансовым услугам, которые были начаты в рамках Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

юридические науки

Шайдуллина Венера Камилевна ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ...

Уругвайского раунда, были приняты 84 государствами-участниками ВТО. Из них 71 государством (85%) были приняты на себя обязательства по страховым, банковским и иным финансовым услугам, а 13 государств - по одному из двух основных видов данных услуг.

Но общее количество обязательств в части предоставления допуска на внутренний рынок и национального режима при значительном количестве ограничений, которые существуют в данном секторе, не может выступать в качестве показателя существенной либерализации рассматриваемого сектора. В перечнях обязательств по финансовым услугам государств-членов ВТО содержится немало ограничений, затрагивающих типы юридических лиц, которые имеют право зарегистрироваться как поставщики услуг, и ограничений по поводу участия зарубежного капитала в предприятиях и организациях, занимающихся предоставлением финансовых услуг. Согласно оценкам экспертов, свыше 60 процентов всех ограничений (по предоставлению доступа на рынок и внутреннего национального режима) в области финансовых услуг сосредоточены в сфере поставок услуг путем «коммерческого присутствия», т. е. относятся к деятельности зарубежных дочерних структур, представительств и филиалов. Так, большинство государств-членов ВТО ощущают острую потребность в контроле деятельности зарубежных поставщиков финансовых услуг на внутреннем рынке [9]. Наряду с этим, реальный режим допуска на рынок финансовых услуг может характеризоваться большей либеральностью в сравнении с режимом, содержащимся в обязательствах членов Всемирной Торговой Организации.

В рамках текущего Дохийского раунда ВТО проводятся активные переговоры о будущей либерализации сектора финансовых услуг. Сингапур, Япония, ЕС и Соединенные Штаты, являющиеся основными экспортерами финансовых услуг, наиболее заинтересованными в улучшении условии доступа на этот международный рынок. Главным требованием к партнерам по переговорам является закрепление в обязательствах существующего режима доступа на рынок финансовых услуг. Согласно данным, представленным Секретариатом ВТО, сегодня в финансовом секторе принято больше обязательств, чем в других секторах услуг (помимо туризма). Так, в частности, обязательства по финансовым услугам были приняты всеми странами, присоединившимися к ВТО после Уругвайского раунда. Дополнительные обязательства были приняты 7 членами ВТО, включая Китай, Японию, Соединенные Штаты и ЕС. Изъятия из режима наибольшего благоприятствования в этом секторе сделаны более чем двумя десятками членов ВТО (27 странами), в число которых вошли наиболее крупные экспортеры финансовых услуг - Сингапур, Швейцария, ЕС и Соединенные Штаты.

Закон РФ № 395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» [3] разрешает зарубежным банкам открывать дочерние банки на территории России, но предусматривает возможность установления некоторых ограничений в отношении максимальной доли иностранного участия. Позиция Российской Федерации, которую получилось отстоять на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации, заключается в сохранении запрета на деятельность в Российской Федерации филиалов зарубежных банков и в сохранении возможности введения квоты иностранного капитала в российской банковской системе. Наряду с этим, иностранным банкам разрешено принимать участие в капитале российских банков, а также учреждать на территории России дочерние структуры со стопроцентным иностранным капиталом. При этом они обязаны работать на условиях внутреннего национального режима, то есть на тех же условиях, на которых работают российские банки. Можно предполагать, что подобной позицией обеспечивается соблюдение баланса интересов отечественных потребителей банковских услуг и ин-

тересов российских банков.

Проводя анализ присутствия на рынке РФ банковских услуг зарубежных поставщиков (табл. 1), сделаем ряд выводов. Так, количество российских банков с иностранным капиталом стабильно уменьшается, однако их доля в банковском секторе незначительна. По состоянию на конец 2017 года, количество отечественных банков со стопроцентным иностранным капиталом находилось на уровне 18,5 процентов от общего количества российских банков. При этом количество банков с иностранным капиталом со 100% участием нерезидентов составило 7,5% [8].

В 2002 году был снят двенадцатипроцентный лимит на участие иностранцев в уставном капитале российских банковских организаций. Этот лимит так и не был установлен, и те зарубежные банки, которые желали работать на рынке России, выйдя на него путем открытия дочерних компаний, уже работают на нем. Прежде всего, основная угроза увеличения иностранного участия на отечественном финансовом рынке заключается в том, что иностранные кредитные организации имеют возможность осуществлять операции с меньшими издержками, и соответственно, могут предлагать более выгодные условия предоставления кредитов, чем отечественные банки [2]. Таким образом, существует риск снижения конкурентоспособности отечественных коммерческих банков на российском рынке.

Таблица 1 - Участие иностранного капитала в российских кредитных организациях

Значение/год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 20Г

Количество кредитных организаций, зарегистрированных ЦБ РФ; имеющих право проводить банковские операции 1173 1146 1094 1074 1052 1024 978 931

в I. ч. с иностр аниьш капиталом 226 220 236 244 245 225 199 174

из них: со стопроцентным иностранным капиталом 82 80 76 73 78 75 68 67

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В связи с этим, запрет на деятельность в Российской Федерации филиалов зарубежных банков объясняется следующим. Режим функционирования филиалов имеет определенные отличия от режима функционирования дочернего банка, который, являясь российским банком (хоть и с иностранным участием), обязан работать на условиях, единых для всех российских банков. Филиалы иностранных банков, в свою очередь, не выступают в качестве российских кредитных учреждений, поэтому требования законодательства Российской Федерации на них не распространяются. В связи с этим запрет на деятельность филиалов зарубежных банков в России не позволяет этим банкам получить неоправданно высокие преимущества перед отечественными банками.

В заключении стоит отметить, что вступление России в ВТО, несомненно, сделало кредитно-финансовый сектор государства более открытым внешнему миру. Однако в связи с этим отечественный финансовый сектор стал более подверженным влиянию внешних шо-ков и политической ситуации иностранных государств, о чем свидетельствует влияние экономических санкций на финансовый сектор. В перспективе необходимо проводить экономико-правовые исследования последствий введения финансово-экономических санкций против России и их влияния на мировую финансовую систему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Генеральное соглашение по торговле услугами [Электронный ресурс] // URL: http://ind.kurganobl.ru/ assets/files/WTO/services.pdf (дата обращения 2.01.2018).

2. Гончаров А. Запас еще полностью не выбран [Электронный ресурс] // URL: http://www.trust.ru/ docs/03162014090100000900.pdf. (дата обращения 02.01. 2018).

3. Закон РФ № 395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. №27. 1996.

4. Коренева А.Ю. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере оказания финансовых услуг

Shaydullina Venera Kamilevna ECONOMIC AND LEGAL ISSUES ..

juridical science

// Актуальные проблемы российского законодательства. 2017. № 17.

5. Мороз К.С. Понятия «услуга» и «финансовая услуга» для целей государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право и управление. 2015. № 3.

6. Рахманина Н.В. Финансовые услуги в россии: гражданско-правовой аспект // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2015. № 1.

7. Санникова Л.В. Особенности правового регулирования международной торговли финансовыми услугами в рамках ВТО // Труды Института государства и права РАН. 2016. №5 (57).

8. Статистика Центрального банка Российской Федерации: банковский сектор [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=pdko (дата обращения 2.01.2018).

9. Шайдуллина В.К. Сравнительно-правовой анализ международных и региональных обязательств Российской Федерации в сфере финансовых рынков // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2017. Т. 70. № 1.

Статья поступила в редакцию 25.12.2017

Статья принята к публикации 27.03.2018

396

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.