Научная статья на тему 'Интегративные возможности художественной литературы в контексте гуманитарных дисциплин'

Интегративные возможности художественной литературы в контексте гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЛЕ ИСКУССТВА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ / МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / FICTION / ART FIELD / SOCIOCULTURAL PROCESSES / CULTURAL STUDIES AS AN INTEGRATIVE FIELD OF KNOWLEDGE / EVERYDAY LIFE WORLD / HUMAN CREATIVE FUNCTION / POLYSEMANTIC CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кардапольцева В. Н.

В данной статье обосновывается продуктивность взаимосвязи художественной литературы в контексте дисциплин гуманитарного цикла, что определяет эффективность и результативность творческого взаимодействия разных сфер интеллектуального развития в процессе профессиональной подготовки; на основе текстов современного канадского писателя Алана Бредли раскрывается своеобразие культуры Англии XX века. Не случайно выбран жанр детектива как наиболее востребованный в молодежной среде, что позволит преподавателю заинтересовать студентов работой над художественным текстом. В статье приводятся многочисленные авторские интерпретации терминов и понятий из разных областей знаний, позволяющих актуализировать полисемантичность культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FICTION LITERATURE AND HUMANITARIAN DISCIPLINES: LINKS AND INFLUENCES

This article is dedicated to the phenomenon of productive influences and links existing between fiction literature and humanitarian disciplines. It emphasizes the efficiency and productivity of creative interaction between different spheres of intellectual development in the process of professional training. The article is based on the texts by Alan Bradley, a contemporary Canadian writer, who reveals the distinctive culture of the XX century England. The most popular among the young detective story genre was chosen on purpose, not accidentally chosen the genre of the detective as the most popular among the youth, which will allow the teacher to motivate the students work on a literary text. The article provides numerous interpretation of the author of terms and concepts from different areas of knowledge that allows you to update the polysemantic character of the culture.

Текст научной работы на тему «Интегративные возможности художественной литературы в контексте гуманитарных дисциплин»

языка и выразительности слова, поэтического текста. Прежде всего, это касается исполнения вокальной и хоровой музыки. Однако и при исполнении инструментальной музыки обращение к словесным аналогам помогает более точно передать внутренний интонационный смысл музыкальной речи. Во-вторых, в развитии музыкального мышления большое значение имеет понимание общезначимых интонационных оборотов, так называемых интонационных формул, передающих определенную смысловую информацию и встречающихся в произведениях различных стилей и жанров. Поэтому необходимо овладение семантическим анализом музыкального материала. Логический, аналитический компонент мышления в процессе изучения музыкального содержания произведения и проведения семантического анализа взаимодействует с интуитивным мышлением, которое является способностью к синтезированию и создает предпосылки для экстраполяции полученных знаний в новые музыкальные структуры. Семантика как система общезначимых музыкальных смыслов является фундаментальной основой развития профессионального мышления музыканта. Большое значение имеет понимание музыкального мышления как явления, связанного с музыкальным языком и предстающего «как реализация в деятельности специфической «музыкально-языковой способности» [4, с. 91]. В настоящее время активно разрабатываются новые

Библиографический список:

научные направления, связанные с семантическим анализом музыкального текста. Эти теоретические разработки во многом способствуют практической реализации задачи развития творческого музыкального мышления в сфере музыкальной педагогики. Понимание семантики как исторически сложившейся системы определенных смыслов помогает находить новые возможности и педагогические подходы.

Развитие творческого музыкального мышления - это процесс длительный, трудоемкий и занятия в специальных классах становятся необходимой практической основой для развития самостоятельности и творческой активности студента. Развитие творческой самостоятельности студентов консерватории связано с гармоничным сочетанием эмоций, чувств и осознанности процесса исполнения. Понимание стилистических закономерностей исполняемых произведений, осмысление целостности музыкального образа - это главные направления работы, обусловливающие достижение результативности в процессе развития творческого мышления студентов.

Фактором, способствующим реализации этих задач, является личностная активность студента, осознание значимости освоения опыта творческой профессиональной деятельности. Наиболее важным является умение видеть проблему и искать путь к самостоятельному решению художественно-творческих задач.

1. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие для вузов. Москва: Традиция, 2004.

2. Культурология. XXвек: словарь. Под ред. А.Я. Левит. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.

3. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. Москва: Интерпракс, 1994.

4. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. Проблемы музыкального мышления: сборник статей. Москва: Музыка, 1974: 90 - 125.

References

1. Morozov A.V., Chernilevskij D.V. Kreativnaya pedagogika ipsihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Tradiciya, 2004.

2. Kul'turologiya. XX vek: slovar'. Pod red. A.Ya. Levit. Sankt-Peterburg: Universitetskaya kniga, 1997.

3. Cypin G. M. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya: posobie dlya uchaschihsya muzykal'nyh otdelenij ped-vuzov i konservatorij. Moskva: Interpraks, 1994.

4. Aranovskij M.G. Myshlenie, yazyk, semantika. Problemy muzykal'nogo myshleniya: sbornik statej. Moskva: Muzyka, 1974: 90 - 125.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 378

Kardapoltseva V.N., Doctor of Sciences (Oultural Studies), Professor, Ural State Mining University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

FICTION LITERATURE AND HUMANITARIAN DISCIPLINES: LINKS AND INFLUENCES. This article is dedicated to the phenomenon of productive influences and links existing between fiction literature and humanitarian disciplines. It emphasizes the efficiency and productivity of creative interaction between different spheres of intellectual development in the process of professional training. The article is based on the texts by Alan Bradley, a contemporary Canadian writer, who reveals the distinctive culture of the XX century England. The most popular among the young detective story genre was chosen on purpose, not accidentally chosen the genre of the detective as the most popular among the youth, which will allow the teacher to motivate the students work on a literary text. The article provides numerous interpretation of the author of terms and concepts from different areas of knowledge that allows you to update the polysemantic character of the culture.

Key words: fiction, art field, sociocultural processes, cultural studies as an integrative field of knowledge, everyday life world, human creative function, polysemantic culture.

В.Н. Кардапольцева, д-р культурологии, проф. Уральского государственного горного университета, г. Екатеринбург; E-mail: [email protected]

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В данной статье обосновывается продуктивность взаимосвязи художественной литературы в контексте дисциплин гуманитарного цикла, что определяет эффективность и результативность творческого взаимодействия разных сфер интеллектуального развития в процессе профессиональной подготовки; на основе текстов современного канадского писателя Алана Бредли раскрывается своеобразие культуры Англии XX века. Не случайно выбран жанр детектива как наиболее востребованный в молодежной среде, что позволит преподавателю заинтересовать студентов работой над художественным текстом. В статье приводятся многочисленные авторские интерпретации терминов и понятий из разных областей знаний, позволяющих актуализировать полисемантичность культуры.

Ключевые слова: художественная литература, поле искусства, социально-культурные процессы, культурология как интегративная область знаний, мир повседневности, человекотворческая функция, полисемантичность культуры.

Поле искусства (в частности литературы) обладает существенной автономией, определяемой спецификой действия в нем общих закономерностей и взаимодействия с другими полями. Именно это свойство литературы, художественной в особенности, позволяет рассматривать её как важную составляющую в процессе освоения такой гуманитарной дисциплины, как культурология. В ходе исторического развития усложняются социально-культурные процессы, происходит осознание человеком своей культуротворческой природы, включенности в общемировой исторический процесс общественного развития. В связи с этим человек открывает для себя мир повседневного как часть системы культуры.

Литература, являясь средством всеобщей связи между людьми, в силу своей «провидческой способности», предугадывает «заранее приближающееся будущее», сосредотачивает своё внимание на актуальных явлениях, ещё ждущих своего научного исследования; «... именно литература движется или хочет двигаться исключительно под знаком разума и полагает своим идеалом осуществленную систему логической законченности» [1, с. 16]. Особенно это касается тех жанров, которым свойственна подчёркнутая социализация художественного человековедения, изображение человека в конкретном контексте разнообразных связей, благодаря чему литературный персонаж приобретает чёткие социально-психологические очертания. Естественно, исключительно социальными параметрами ценность литературы не ограничивается, она не только совокупность инструментов, позволяющая распределять имеющиеся в наличии социальные ценности, но участвует также в антропологической эволюции. Литературу всегда называли человековедением, человекона-строением. Ограничение поля литературы рамками социального пространства, как это было долгие годы, представляется сегодня не вполне корректным и далеко не достаточным, хотя отечественная литература с момента её появления всегда отличалась публицистичностью.

Культурология как интегративная область научных знаний предполагает погружение в разные её сферы. Художественную литературу следует рассматривать как одну из важных составляющих в освоении многовекторной и полифункциональной культуры. Достаточно продуктивным, на наш взгляд, в особенности при изучении типологии культуры, проведение семинарских и практических занятий на основе погружения в содержание текстов художественной литературы. Ни для кого не секрет, что современная молодёжь, студенчество в том числе, мало знакома с направлениями современной художественной литературы. Однако, как показывает наш многолетний опыт работы со студентами разных курсов Уральского государственного горного университета, большинство из них интересуется молодежной культурой, миром повседневности разных социокультурных пространств. Многие произведения современной художественной литературы с разной степенью достоверности воспроизводят картины времяпрепровождения современной молодёжи. Благодаря грамотно выстроенной работе преподавателя студенты могут приобщиться к богатому опыту словесного творчества, тем самым расширив свои знания о культуре в целом.

Современная художественная литература в значительной степени обращена к миру повседневности, нежели к социально-политическим аспектам, поскольку именно повседневность в большей мере, чем какая бы то ни было сфера жизни аккумулирует творческий потенциал личности, её становление и самоопределение. О поиске места, смысла, опоры в жизни, преодолении власти многочисленных житейских препятствий пишут не только отечественные авторы, но и зарубежные писатели, имена которых стали известны российским читателям совсем недавно, благодаря переводам на русский язык. В настоящее время переведено множество произведений современных зарубежных авторов, в которых представлено новое поколение молодежи - бескомпромиссное, дерзкое, целеустремленное, которое, несмотря ни на какие житейские бури, становится сильным, самодостаточным, профессионально состоявшимся, надеющимся только на себя. Об этом с убедительной достоверностью пишут такие авторы, как Керстин Гир, Николя Барро (Германия); Анна Говальда, Валерии Собат, Катрин Панколь (род. Марокко), Кейт Аткинсон (Франция); Мейв Бинчи (Ирландия); Херберг Вассму (Норвегия); Кайса Ингемарсон, Линда Олссон, Марианна Фредрикссон (Швеция) и многие другие. Все они отличаются своеобразием художественного почерка, собственной стилистикой. Однако большинство авторов объединяет некий оборонительный характер повествования, гиперреактивность и отнюдь не инфантилизм об-

разов. Ирония - одно из важных художественных средств, что помогает выявить и акцентировать культурно значимую проблему. С помощью иронии авторы как бы демонстрируют подавление индивидуального начала личности, возможность самоутверждения, разрушения власти установок по отношению к индивиду любого пола и возраста - всего того, что так необходимо представителю современной молодёжи. Эти качества хорошо знакомы любому преподавателю, работающему со студентами.

Использование художественного текста на занятиях по гуманитарным дисциплинам отнюдь не новое в методике преподавания. Однако строить занятия на основе детективного жанра, думается, не является достаточно привычным и востребованным. Детектив - один из самых излюбленных жанров современного читателя разного пола и возраста. Студентам в свободное от учёбы время интересно погрузиться в мир запутанных ситуаций и неожиданных поворотов, отвлечься от привычных и обыденных реалий жизни. Это увлекательное занятие, связанное с распутыванием замысловатых перипетий героев, можно использовать в образовательном процессе, предварительно дополнив выполнением культурологических заданий, направленных на более глубокое погружение в текст произведения, что впоследствии поможет освоить ту или иную тему по дисциплине. Любопытными в плане знакомства с зарубежной культурой могут явиться детективы Алана Бредли, современного канадского писателя, чьи произведения совсем недавно переведены на русский язык, вызвав огромный интерес и став достоянием широкого круга отечественного читателя. На фоне захватывающих, увлекательных и интригующих сцен автор с удивительной полнотой и наглядностью предлагает не только пищу для логико-аналитических упражнений ума; на страницах его произведений представлена достаточно широкая картина культурной жизни Англии.

В многочисленных подстрочных сносках указываются имена знаменитых ученых, философов, политических деятелей, писателей, музыкантов, художников, названий произведений, театров, издаваемых журналов и пр. Вот пример подстрочных сносок из романа Алана Бредли «Сладость на корочке пирога» [2] (в квадратных скобках указаны номера страниц, на которых приведены данные сноски): Марш - английский химик, разработавший тест для определения наличия мышьяка [24]; А.А. Милн - английский писатель, автор историй о Винни Пухе [19]; Невилл Чемберлен - представитель династии Чемберленов, из которых вышел ряд британских политиков, государственный деятель, лидер консервативной партии, премьер-министр в 1937-1940 гг. [65]; «Пираты Пензаса» - оперетта У. Гилберта и А. Салливана, с именами которых связан расцвет этого жанра в Англии [71];«Ко-лодец и маятник» - рассказ Эдгара Аллана По [169]; Джордж Бруммель (1778-1840) - английский денди, законодатель мод, ввёл в моду черный мужской костюм с галстуком, ставший деловой и официальной одеждой [119]; Доктор Харви Криппен -(1862-1910) - американский врач, ставший фигурантом в одном из самых громких криминалистических дел ХХ века, обвинен в убийстве жены [104]; «Гомонт» - сеть английских кинотеатров [9]; «Панч» - еженедельный юмористический журнал, издававшийся в Лондоне, «Лилипут» - также юмористический британский журнал, где печатались анекдоты, рассказы, фотографии и пр. [309]. Погружаясь в мир интриг и преступлений, следуя фабуле авторского повествования, студенты в устной или письменной форме реализуют те или иные задачи. Следуя продуманным заранее заданиям преподавателя, они открывают для себя много интересного и познавательного, расширяя знания в области науки, искусства, узнавая новые имена, сферу деятельности героев, место и роль в истории становления культуры, при этом используя на конкретных примерах разнообразные научные методы (семиотический, герменевтический, биографический, аксиологический и пр.)

В сносках также даётся интерпретация множества терминов, понятий из разных областей знаний, толкование фирм, географических обозначений, позволяющих актуализировать своеобразие и полисемантичность составляющих культуры и социокультурных ареалов: уитабикс - фирменное название пшеничных батончиков из спрессованных хлопьев, подаются к завтраку с молоком [19]; ивовый узор - традиционный синий рисунок на белом фарфоре с изображением птиц, стилизованных фигур китайцев под ивами или на мосту; создан английским гончаром Томасом Тернером в 1780 г. [36]; голландская дверь -дверь, разделённая на верхнюю и нижнюю половины, каждая из которых может открываться отдельно [71]; веллингтоны - высокие сапоги по имени графа Веллингтона, который ввёл эту

модель в начале XIX века [54]; шеллак - естественная смола, природный лак [176]; хлороз - разновидность малокровия [70]; робер - карточная игра [81]; Маттерхорн - вершина в Швейцарии [267]; расселский плис - ткань в рубчик с хлопковой основой и шерстяным наполнением [264]; «Споуд» - марка английского фарфора, по имени основателя фирмы Дж. Споуда [7]; «Хилл-мн» - марка английских автомобилей, существовавших до 1976 года) [29]. Приведённые примеры свидетельствуют не только о тематическом многообразии информации, представленной в тексте художественного повествования, позволяя преподавателю выбрать необходимый спектр культурологического исследования, виды заданий в зависимости от специализации, тематики изучаемого материала, а также об интеллектуальной широте самого автора.

Сведения о культурной жизни Англии: науке, образовании, искусстве, своеобразии повседневной жизни, убранстве чопорного англичанина, его манерах привычках, круге чтения и прочих сторонах культуры - вплетены в ткань художественного текста Алана Бредли, не нарушая основной линии захватывающего детективного сюжета. Так, например, описывая процесс поисков Флавией, главной героиней романа «Сладость на корочке пирога», улик преступления, автор достаточно скрупулёзно представляет жизнь Англии 20-х годов ХХ века в материалах еженедельных газетных хроник: «Станица за страницей праздничные новости - рождественские гости с континента, отложенное собрание дамского общества, «упитанный поросенок» на продажу, день рождественских подарков пройдёт в ассоциации фермеров, ярмарки, лагеря бойскаутов» и пр. [2, с. 76].

Интересными в культурологическом плане представляются описания комнаты одной из героинь произведения, представительницы высшего сословия Англии середины ХХ века. «Комната купалась в свете. Сквозь высокие окна на трёх стенах потоки солнечных лучей, рассеиваемые бесконечными оборками итальянских кружев, лились в комнату. На трюмо лежали щётки и расчёски фирмы Фаберже. Флакончики духов от Лалик были украшены разноцветными браслетами из темного и светлого янтаря, маленькая плитка и серебряный чайник стояли наготове для утреннего чая. В вазе из тонкого хрусталя поникла одинокая жёлтая роза. Серебряный портсигар лежал около ручного зеркальца, на тыльной стороне которого был вытеснен образ Флоры с картины Боттичелли «Весна» [2, с. 170]. Данное с такой

Библиографический список

тщательностью описание не только оттеняет утонченный вкус героини, отношение автора к ней, а также свидетельствует о своеобразии элитарной культуры в мире английской аристократии.

Не менее зримый образ утончённой культуры Англии середины прошлого века представлен в описании интерьера женской половины: «изящное кресло», «кругленький столик» с фотоальбомом, в котором «страницы сделаны из чёрной мягкой бумаги».

Однако на страницах произведений автора дана не только зримая картина культуры Англии, в которой развиваются события. Подчёркивая, например, незаурядность главной героини, её аналитический ум, наблюдательность, начитанность, осведомлённость, Алан Брэдли постоянно вводит в её мучительные размышления разного рода экскурсы и атрибуты других культурных пространств: «Доггер стоял целую вечность, словно живая статуя. Я видела в библиотеке гравюры, изображающие это древнее развлечение, когда актёры покрывали себя извёсткой и пудрой и принимали неподвижные позы, часто не особенно приличные, изображая сцены из жизни богов» [2, с. 173].

Персонажи и события, представленные на страницах произведений Брэдли, не только приобретают чёткие социально-психологические очертания, но и позволяют читателю приобщиться к самым разнообразным аспектам и артефактам культуры. Детективные произведения Алана Бредли можно назвать своеобразной «энциклопедией жизни» и культуры повседневности современной ему Англии.

Таким образом, художественная литература как пространство и средство конструирования личности выбрана не случайно, поскольку «это особая сфера искусства, которая, наряду с образно-эстетической формой освоения мира, благодаря чему литературный персонаж приобретает историко-культурные очертания» [3, с. 65], несет и важные человекотворческие функции. Культурологии как достаточно новой, по сравнению с другими, области знаний и интегративной дисциплине тоже свойственна эта функция, что их сближает и позволяет использовать сходные пути и методы постижения. Вряд ли в наш компьютеризированный информационный век книга превратиться в «факультет ненужных вещей». Художественные тексты еще долго будут давать пищу для сердца и ума. Учебные занятия, в частности по гуманитарным дисциплинам, под пристальным и методически грамотным вниманием преподавателя помогут студенту разобраться в «пёстрой путанице мыслей».

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, 1994.

2. Бредли А. Сладость на корочке пирога. Москва: АСТ, 2013.

3. Кардапольцева В.Н. Женственность в аспекте творчества: научная монография. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2012. References

1. Ajhenval'd Yu. Silu'ety russkih pisatelej. Moskva, 1994.

2. Bredli A. Sladost' na korochke piroga. Moskva: AST, 2013.

3. Kardapol'ceva V.N. Zhenstvennost' v aspekte tvorchestva: nauchnaya monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo UGGU, 2012.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 37.02

Kondratenko N.R., senior teacher, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

ASSOCIATION IN THE FORMATION OF ART AND FIGURATIVE REPRESENTATION IN BEGINNERS OF VOCAL SINGING.

In the article the author presents the results of practical work with young singers in a music school. The research might be found useful to students and teachers, whose activity is connected with the work aimed at forming a singing voice. On the basis of the author's own teaching experience, taking into account the views of many prominent researchers, teachers and singers, discloses a method of diagnosing type associations in children learning to sing, the possibility of using a single type of associations in the formation of the artistic image for novice singers between the age of 7 to 13. Diagnosing type associations is used as a method of creative task. This makes it possible to produce the level of measurement and diagnosing types of associations in the process of vocal creativity of children. The author describes each type of associations that young students may have: based on comparison, opposition, common features and causation.

Key words: associations, artistic image, beginners in vocal singing, similarity, contrast, causality, result.

Н.Р. Кондратенко, преподаватель ФБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.