Научная статья на тему 'Некоторые аспекты раскрытия художественного образа в вокально-исполнительской деятельности'

Некоторые аспекты раскрытия художественного образа в вокально-исполнительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / VOCAL PEDAGOGY / VOCAL PRODUCTION / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ / LITERARY TEXT / АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ / AUTHOR'S INTENT / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / ИСПОЛНИТЕЛЬ / PERFORMER / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / MUSICAL IMAGE / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА / STYLISTIC FEATURES OF MUSICAL TEXT / ВОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грибкова О.В., Мерабова К.С., Пустовая Н.В.

В статье рассматривается проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора в вокальной педагогике. Авторами показаны основные этапы работы над литературным текстом вокального произведения, которые позволяют приблизить исполнителя к авторской трактовке. Выделяются методы построения роли персонажа, т. к. для раскрытия его образа требуется детальный анализ текста. Выявлено, что выразительное прочтение текста дает возможность найти нужную интонацию произносимых слов. Особое внимание обращено на самостоятельное изучение литературного текста, что готовит исполнителя к индивидуальной работе при определенном выстроенном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE DISCLOSURE OF THE ARTISTIC IMAGE IN VOCAL PERFORMING ACTIVITIES

The article deals with a problem of disclosure of the artistic image, the intent of the composer in vocal pedagogy. The authors have shown the main stages of work on a literary text of vocal works that bring the artist to the author’s interpretation. The researchers work out methods of constructing the role of the character, because for the disclosure of his image required a detailed analysis of the text. The work reveals a problem that expressive reading of the text gives you the opportunity to find a tone of spoken words. Special attention is paid to independent study of a literary text that prepares the individual contractor to work at a certain arranged order.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты раскрытия художественного образа в вокально-исполнительской деятельности»

References

1. Abdulkerimov I.Z. Sovremennye tendencii internacionalizacii vysshego obrazovaniya. Problemy sovremennoj 'ekonomiki. 2012; 3 (43).

2. Rushanin V.Ya. Rossiya i Kitaj: dialog v sfere kul'tury i obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. 2015; 3 (43).

3. Gorelov V.I. Stilistika sovremennogo kitajskogo yazyka. Moskva: Prosveschenie, 1979.

4. Ukolova L.I., Gribkova O.V., Merabova K.S. Pevcheskaya kul'tura kak chast' obrazovatel'nogo prostranstva v vospitanii duhovnoj kul'tury lichnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 28.05.17

УДК 378

Gribkova O.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: Groli@mail.ru

Merabova K.S., postgraduate, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: kmerabova@yandex.ru

Pustovaia N.V., Professor, Moscow State Institute of Music n. a. A. G Schnittke (Moscow, Russia),

E-mail: pustovayanv@ schnittke.ru

SOME ASPECTS OF THE DISCLOSURE OF THE ARTISTIC IMAGE IN VOCAL PERFORMING ACTIVITIES. The article deals with a problem of disclosure of the artistic image, the intent of the composer in vocal pedagogy. The authors have shown the main stages of work on a literary text of vocal works that bring the artist to the author's interpretation. The researchers work out methods of constructing the role of the character, because for the disclosure of his image required a detailed analysis of the text. The work reveals a problem that expressive reading of the text gives you the opportunity to find a tone of spoken words. Special attention is paid to independent study of a literary text that prepares the individual contractor to work at a certain arranged order.

Key words: vocal pedagogy, vocal production, literary text, author's intent, artistic image, performer, musical image, stylistic features of musical text.

О.В. Грибкова, д-р пед. наук, проф. Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: Groli@mail.ru

К.С. Мерабова, аспирантка Московского городского педагогического университета, г. Москва,

E-mail: kmerabova@yandex.ru

Н.В. Пустовая, проф. Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, г. Москва,

E-mail: kmerabova@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАСКРЫТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора в вокальной педагогике. Авторами показаны основные этапы работы над литературным текстом вокального произведения, которые позволяют приблизить исполнителя к авторской трактовке. Выделяются методы построения роли персонажа, т. к. для раскрытия его образа требуется детальный анализ текста. Выявлено, что выразительное прочтение текста дает возможность найти нужную интонацию произносимых слов. Особое внимание обращено на самостоятельное изучение литературного текста, что готовит исполнителя к индивидуальной работе при определенном выстроенном порядке.

Ключевые слова: вокальная педагогика, вокальное произведение, литературный текст, авторский замысел, художественный образ, исполнитель, музыкальный образ, стилистические особенности музыкального текста.

Модернизация образования и происходящие изменения в художественно-творческом сознании детей требует серьёзного рассмотрения этого вопроса. Учащийся должен получить систему универсальных знаний для успешной адаптации в жизни; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению задач; быть зрелой личностью, способной критически оценивать информацию и действительность.

К сожалению, в системе общего образования наблюдается недооценка значимости воспитательной роли предметов художественно-эстетического цикла, в частности, вокального творчества, направленность и характер социального воздействия которого, являются важнейшими критериями в системе духовно-культурных ценностей.

В научных исследованиях по вокально-хоровому воспитанию и исполнительству Л.М. Абеляна, В.Л. Живова, О.А. Опрак-синой, Г.А. Струве, В.Г. Соколова, П.Г. Чеснокова певческий процесс рассматривается как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания - впевания каждой интонации. Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через тесное общение с каждым звуком, с каждой интонацией.

Реализация педагогики сотрудничества и сотворчества базируется на личностно ориентированной системе обучения, признании индивидуальности ученика. Смысл и содержание вокального сочинения становятся основой для обсуждений, в которых рождается личностный смысл, личностная «интерпретация» произведения, поиск личностно значимых смыслов, созвучных духовному миру учащегося, его художественно-эстетическому

опыту. Совместное осознанное проживание каждой интонации, инвариантный подход к интерпретации каждой фразы способствуют раскрыть замысел и постичь его в исполнении.

Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерные стилистические особенности для данного автора, данного жанра, данной эпохи - всегда актуальна в музыкальной педагогической работе. Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своём исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, её эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство, которое связано, прежде всего, с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство - особый вид искусства. В нём объединяются три составляющие: идея, заложенная в произведение автором музыки, идея автора текста и, наконец, - деятельность исполнителя, который должен выразить то, что заложено поэтом и композитором. Показателем исполнительского мастерства является способность убедительно раскрыть заложенный в произведении художественный образ.

Хочется заметить, что у многих начинающих вокалистов отмечается поверхностное отношение к литературному тексту вокального произведения. Многие ученые и музыкальные деятели

занимались проблемой исследования литературного текста в вокальном произведении.

И.И. Силантьева предлагала метод работы над текстом в процессе формирования и присвоения персонажного осознания. Понимание и восприятие текста как основу реструктуризации и изменения состояния осознания певца в работе над ролью. Автор указывала на важность артикуляции прочтения исполнителем литературного текста с соответствующими художественному образу интонациями, о способе нахождения исполнителем образного решения через исследование взаимосвязи текста и подтекста в поэтической строке [1].

В научной литературе нет определенной схемы работы с текстовым материалом вокального произведения. Начинающему вокалисту нужно помогать учиться осмысленно и определенно произносить текст исполняемых произведений. Разбор текста является одним из способов понятия и постижения внутреннего мира героя. Путь перевоплощения в сценического героя начинается с произведения персонажного осознания внутри сознания самого исполнителя. В результате исполнителю будет легче настроиться эмоционально и попасть в предлагаемые обстоятельства для удачного воплощения образа. До конца вжиться в образ поможет и музыкальный материал вокального произведения. Для работы над литературным текстом вокального произведения следует придерживаться следующего порядка:

• выразительное чтение текста вокального произведения;

• уточнение всех непонятных слов, фраз в тексте;

• уточнение всех обозначений и ремарок авторов;

• определение содержания произведения (места действия, времени действия, характера героя и т. д.);

• определение сценической задачи;

• выстраивание общей драматургии (текстовой и музыкальной);

Выразительное чтение текста помогает исполнителю найти нужную интонацию произносимых слов, но это не означает, что с первого раза интонация будет правильной. Скорее всего, возникнут у исполнителя трудности с точностью и правдивостью интонации некоторых слов или фраз. Часто эти трудности преодолеваются при помощи работы по определению содержания произведения, обстоятельств (места действия, времени действия, характера героя и т. д.)

Уточнение всех непонятных слов, фраз в тексте помогает исполнителю-вокалисту, расширить свой интеллектуальный уровень; учит его работать со словарями и дополнительной литературой, а также осознать свое отношение к тому или иному слову, фразе и, таким образом, приблизиться к более точному пониманию текста.

Уточнение всех обозначений и ремарок автора приближает исполнителя к наиболее близкой интерпретации замысла произведения, помогает «вжиться» в образ, тем самым сделав мысли

Библиографический список

и чувства персонажа своими, чтобы в процессе исполнения передать эти ощущения и убедить в них слушателей [2].

Основа содержания произведения - это отражение внутреннего мира человека со всем богатством и разнообразием его состояний и ощущений, переживаний и размышлений. Это первая и главная особенность содержания музыки. Слово привносит ту конкретность в содержание, которая не присуща музыке в «чистом» виде. Другая особенность содержания определяется его интонационной формой. Известно, что интонация - это сопутствующий компонент естественной человеческой речи. Поэтому основной задачей, стоящей перед исполнителем на данном этапе, является уточнение, конкретизация смысла, заключенного в словах. После определения обстоятельств (места действия, времени действия, характера героя) исполнителю необходимо поставить перед собой и решить дальнейшие задачи. Чтобы убедить себя, понять и принять логику персонажа, исполнителю-вокалисту необходимо сделать ряд действий: выделить понятную для себя идею образа; выбрать близкую своему мировоззрению концепцию его бытия; подобрать необходимые аргументы в оправдание всех действий и поступков персонажа; построить поступки в определенной логической последовательности; найти приемлемые мотивации поведения; разумно и правильно с точки зрения логики и эмоционального состояния персонажа оправдать изменения в его поведении в течение всего произведения.

Наилучшие условия для выявления внутреннего содержания персонажа в вокальном произведении создают точки напряжения. Они имеют большое значение для исполнителя и должны быть учтены им при работе над текстом. В них прослеживается вся динамическая линия персонажной судьбы. Эта линия должна обязательно быть исследована исполнителем.

В вокальном произведении отправной точкой принято считать начало музыкального вступления, когда у слушателя создается общее впечатление об атмосфере событий. Точка кульминации соотносится с моментом высшего напряжения всех сил. Очень важно при исполнении партии постоянно оценивать события с точки зрения персонажа, что должно получать воплощение в жесте, движении, мизансцене, интонации, не нарушая при этом логики ощущений. Надо отметить, что персонажная судьба становится правдивой и понятной только при предварительном выяснении ее предыстории. Иногда она оказывается значительно более интересной, чем можно судить по нотам и тексту. Все это зависит от творческого воображения исполнителя. Чем подробнее разобран текст, тем богаче интонационная палитра, тем интереснее и убедительнее будет исполнение. Это и является конечной целью любого как начинающего, так и опытного вокалиста, а умело подобранный, высокохудожественный репертуар обеспечивает творческую активность, полноценное музыкальное развитие, способствует нравственному и эстетическому воспитанию, обогащая духовный мир личности.

1. Силантьева И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. Автореферат диссертации ... доктора искусствоведения. Москва, 2007.

2. Сэнтли Чарльз. Искусство пения и вокальной декламации: учебное пособие. Пер. с англ. Н.А. Александровой. Санкт-Петербург: «Лань», 2016.

3. Уколова Л.И., Грибкова О.В., Мерабова К.С. Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 132 - 135.

References

1. Silant'eva I.I. Problema perevoploscheniya ispolnitelya v vokal'no-scenicheskom iskusstve. Avtoreferat dissertacii ... doktora iskusstvovedeniya. Moskva, 2007.

2. S'entli Charl'z. Iskusstvo peniya i vokal'nojdeklamacii: uchebnoe posobie. Per. s angl. N.A. Aleksandrovoj. Sankt-Peterburg: «Lan'», 2016.

3. Ukolova L.I., Gribkova O.V., Merabova K.S. Pevcheskaya kul'tura kak chast' obrazovatel'nogo prostranstva v vospitanii duhovnoj kul'tury lichnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 132 - 135.

Статья поступила в редакцию 26.05.17

УДК 372

Kokaeva H.V., postgraduate, Department of Russian Philology, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: hatuna.1990@mail.ru

THE SPECIFICITY OF THE MONOLOGUE IN THE OSSETIAN AND RUSSIAN LANGUAGES IN TEACHING RUSSIAN SPEECH AT A NATIONAL SCHOOL. The article deals with a text as syntactic unit of high level, in which units of other levels realize their purposes, Russian and Ossetian language systems, are compared considering interlingual interference; the most contrasting discrepancies in them are discussed. Ossetian-Russian bilingualism belongs to the correlated type of bilingualism, when the mastery of the Russian language is based on the knowledge of the native (Ossetian) language and on its own merits. This explains the spe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.