Научная статья на тему 'Научные подходы к обучению певцов-профессионалов: методология, содержание и структура'

Научные подходы к обучению певцов-профессионалов: методология, содержание и структура Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
520
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА / COMPONENT STRUCTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ШКОЛА БЕЛЬКАНТО / SCHOOL BEL CANTO SINGING TRAINING / ПЕВЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ARTISTIC AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сладкопевец Роман Вадимович

В работе описаны научные подходы к моделированию инновационной образовательной среды с учетом традиций обучения певцов-профессионалов, модернизации содержания, структуры и методологии обучения пению, художественно-педагогический анализ вокального репертуара. Раскрываются структурные компоненты анализа вокальных произведений, методы музыкального обучения. Автор указывает на то, что одним из способов, для лучшего формирования художественно-эстетического вокально-технического потенциала профессионального вокалиста, является правильный подбор репертуара, который, в свою очередь, способствует решению определенных певческих, учебных и художественных задач. При этом особое внимание обращается на анализ вокальных произведений с целью определения проблем и сложностей вокального исполнения и воспитания, и их решения в практической работе. На основе теоретического анализа были выделены различные аспекты музыкально-педагогического разбора вокального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO TEACHING SINGERS-PROFESSIONALS: METHODOLOGY, CONTENTS AND STRUCTURE

The paper describes the scientific approach to the modeling of innovative educational environment with the tradition of singer-learning professionals, upgrading the content and structure, methodology of teaching singing, artistic and pedagogical analysis of the vocal repertoire. Revealed the structural components of the analysis of vocal works, methods of music education. he author indicates that one of the ways for the best formation of artistic-aesthetic vocal-technical potential, professional vocalist is the right choice of repertoire, which, in turn, contributes to the solution of certain singing, educational and artistic tasks. Special attention is drawn to the analysis of vocal works with the aim of identifying the problems and difficulties vocal performance and education, and their solutions in practical work. On the basis of theoretical analysis were highlighted various aspects of the musical-pedagogical parsing vocal works.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к обучению певцов-профессионалов: методология, содержание и структура»

^ Образование в сфере культуры

Примечания

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Ленинград, 1961. 454 с.

2. Гиндуллин Р. М. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях русских народных инструментов : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2008.

3. Кузнецов В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. Москва : Музыка, 2000. 246 с.

4. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. Москва : Музыка, 1986.

5. Цагарелли Ю. А. Диагностика музыкального воображения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986.

6. Шульпяков О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. Санкт-Петербург : Композитор, 2006.

7. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50).

8. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Tomus III. Budapest: Akademia Kiado, 1962.

^научные подходы к обучению певцов-профессионалов: методология, содержание и структура

УДК 78.01

Р. В. Сладкопевец

Московский государственный университет культуры и искусств

В работе описаны научные подходы к моделированию инновационной образовательной среды с учетом традиций обучения певцов-профессионалов, модернизации содержания, структуры и методологии обучения пению, художественно-педагогический анализ вокального репертуара. Раскрываются структурные компоненты анализа вокальных произведений, методы музыкального обучения. Автор указывает на то, что одним из способов, для лучшего формирования художественно-эстетического вокально-технического потенциала профессионального вокалиста, является правильный подбор репертуара, который, в свою очередь, способствует решению определенных певческих, учебных и художественных задач. При этом особое внимание обращается на анализ вокальных произведений с целью определения проблем и сложностей вокального исполнения и воспитания, и их решения в практической работе. На основе теоретического анализа были выделены различные аспекты музыкально-педагогического разбора вокального произведения.

Ключевые слова: методология, обучение, компонентная структура, традиции, школа бельканто, певческая подготовка, репертуар, художественно-педагогический анализ.

R. V. Sladkopevets

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

SCIENTIFIC APPROACHES TO TEACHING SINGERS-PROFESSIONALS: METHODOLOGY, CONTENTS AND STRUCTURE

The paper describes the scientific approach to the modeling of innovative educational environment with the tradition of singer-learning professionals, upgrading the content and structure, methodology of teaching singing, artistic and pedagogical analysis of the vocal repertoire. Revealed the structural components of the analysis of vocal works, methods of music education. he author indicates that one of the ways for the best formation of artistic-aesthetic vocal-technical potential, professional vocalist is the right

СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств

SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of pedagogy and psychology, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: romansladkopevets@gmail.com © Сладкопевец Р. В., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

choice of repertoire, which, in turn, contributes to the solution of certain singing, educational and artistic tasks. Special attention is drawn to the analysis of vocal works with the aim of identifying the problems and difficulties vocal performance and education, and their solutions in practical work. On the basis of theoretical analysis were highlighted various aspects of the musical-pedagogical parsing vocal works. Keywords: methodology, training, component structure, traditions, school bel canto singing training, repertoire, artistic and pedagogical analysis.

В царской России в 80-х годах XIX века пение стало обязательным предметом в школах Духовного ведомства, известность получила методика пения по буквенной системе А.Ка-расева и цифровая система А. Касторского, С. Миропольского; метод сочинения мелодии на заданный текст Д. Зарина и методика обучения А. Маслова.

В конце XIX — начале XX века происходит реформирование системы обучения в консерваториях. С.Танеев, руководивший в это время консерваторией, ввел дифференциацию в систему подготовки музыкантов: произошло разграничение виртуозного и педагогического отделений. Впоследствии, в 1906 году С.Танеев совместно с Б.Яворским и Н.Брюсовой создали в Москве Народную консерваторию, в которой работали известные музыканты: А.Кастальский, Н. Метнер, Н.Данилин, П.Чесноков, А.Гольденвейзер, К.Игумнов и другие, способствуя распространению общего музыкального образования [1, с. 135].

В результате реформирования музыкального образования 1922 году консерватория разделилась на три отдела: творческий — для под го тов ки ком по зи торов или для науч но-музыкальной специализации; исполнительский и инструкторско-педагогический — для подготовки преподавателей музыкальных учебных заведений, музыкальных работников [6, с. 19—20]. Консерваторская система отечественного академического образования позволила дать хорошую музыкально-теоретическую, вокально-хоровую и инструментальную подготовку на ИПФ [1; 2; 3, с. 53].

Учебный репертуар должен способствовать формированию художественно-эстетического вокально-технического потенциала профессионального вокалиста и включать вокально-технические, учебно-педагогические, художественные задачи.

Уже в Х1Х веке в профессиональной подго-

товке музыкан тов, реген тов, вокалистов использовался методический принцип — изучение музыкально-теоретической базы обязательно сочетался с практической деятельностью. Занятия по анализу музыкальных произведений, первоначально названному «теорией композиции», наряду с анализом хо ровых про из ве де ний круп ных форм, включали в себя самостоятельные работы по сочинению музыки в простых формах, самостоятельные обработки хоровой музыки [2, с. 36]. С этой целью все общеобразовательные (и церковные) предметы (с 1902 года) перенесли на утренние часы для большей эффективности.

Актуальными являются идеи о том, что про фессиональная под го товка оперных певцов должна иметь научную базу, а обучение вокальной технике (технике пения) — основываться на дос товерном зна нии устройст ва и работы певческого инструмента.

Изначально анализ педагогического репертуара способствует решению определенных певческих, учебных и художественных задач. Классический репертуар сочетает передовые педагогические принципы и художественные требования выбора произведения, способствует вокальному, общему и художественному развитию вокалиста, требует от педагога-вокалиста основательных знаний и опыта в постановке голоса, исполнительской практике, музыкально-теоретических, исторических дисциплинах, психофизиологических особенностях развития.

Из всех исполнительских специальностей методика анализа музыкальных произведений наиболее разработана в хороведении. Поскольку хоровое и сольное пение очень близки по при роде, то при опре делении ком по-нентных составляющих художественно-педагогического анализа вокальных произведений представляется целесообразным опираться

^ Образование в сфере культуры

ф

на структуру хорового анализа [4, с. 56].

Содержательным является художественно-педагогический анализ вокальных произведений с целью определения проблем и сложностей вокального исполнения и воспитания и их решения в практической работе.

Выбор произведения начинают с общего анализа. Обычно это сведения об эпохе написания литературного текста и музыки, биографии поэта и композитора, особенностях ис пол ни тель ской ин тер пре та ций, оцен ки зна-че ния про из ве де ния в му зы каль ной культу ре.

Стилистическое понимание и создание исполнительской интерпретации зависят от трактовки драматургической концепции, образной сферы, а также идеи и темы произведения. Это влияет на постановку исполнительских задач и определение типа звукоиз-влечения (бельканто). Определяется жанр произведения — оперный, песенный, романс, цикл (часть), вокализ и т.д., каждый из которых имеет свои разновидности. Для интерпретации музыкального произведения, помимо музыкально-слуховых представлений, развитого творческого мышления, владения средствами музыкально-художественной выразительности и серьезной интеллектуальной и профессиональной подготовки, необходимо знать стилисти ческие особен ности музыки данного композитора, что позволяет глубже проникнуть в эмоциональный мир этого сочинения. Интерпретация, как «сложный процесс активизации человеческой психики», отражает «субъективные качества личности» [5, с. 196].

Жанр произведения дает представление о характере музыки, темпе, ритмических особенностях и стиле исполнения. Анализ поэтического текста и инструментального сопровождения обнаруживает его общность или раз ли чие с харак те ром музы ки. Ана ли зи руя музыкальные формы, необходимо обратить внимание на логику композиторского мышления: особенности построения тематического комплекса, принципы формообразования, раскрывающие художественный образ, ори-ги нальность ком позиторского сти ля и особенности каждого конкретного сочинения.

Музыкально-теоретический анализ позво-

ляет выявить особенности музыкальной формы, то нальный план, гар мо нию, мет роритм и темп, которые необходимо учитывать при анализе музыкального изложения каждой части эпизода, предложения, особенностей раз ви тия вокаль ной пар тии по вер ти ка ли и горизонтали, определении роли аккомпанемента [10, р. 23].

Это помогает в детализации исполнительской интерпретации и определению ключевых ее моментов, выявлению музыкальных и вокальных сложностей, которые могут возникнуть в про цес се изу чения.

Таким образом, различные аспекты музыкально-теоретического анализа вокального произведения нельзя отделить друг от друга. В результате, выяснение строения музыкальной формы часто сочетается с анализом ладотональности и гармонии, метроритм рассматривается вместе с темпом и др. Учет структуры, наряду с анализом выразительных средств, полнее раскрывает образно-эмоциональный смысл произведения, а изучение литературного текста способствует лучшему пониманию характера музыки и заданий. Так, в изучении теоретических предметов должна сохраняться опора на такие дидактические принципы, как поэтапность, системность и сис те матич ность изу че ния ма териа-ла, а так же после довательность, дос туп ность и прочность. Действительно, если преподавать тео рию му зы ки хао тич но, бес сис тем но и не дос туп ным для по ни ма ния дан ной груп пы учащихся языком, то эффективность такого обучения будет крайне невысока.

Прочность знаний базируется на таких педагогических установках, как движение от общего к частному, от простого к сложному, от тонального к атональному, от гомофонии к полифонии, от простых форм к сложным и т.д. Для активизации творческого воображения и мышления, развития художественного вкуса и расширения кругозора уместно обращаться к методу сравнения (в сочетании со словесным и наглядно-слуховым методом) [3, с. 145].

Предметом этого сравнения могут послужить раз лич ные ком позиторские ин терпре-тации одного и того же текста, сюжета, худо-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

жественного образа и т.п. При этом студенты должны искать черты оригинальности в воплощении композиторского замысла. Для примера могут использоваться как целые сочи не ния (на при мер, роман сы рус ских композиторов А.Бородина, Ц. Кюи, А.Лядова, Н. Римского-Корсакова), так и отдельные, специально подобран ные отрывки из произведений, основанных на одинаковых программах («Ромео и Джульетта», «Гамлет»). Метод аналитической реконструкции музыкального произведения полезен для музыкально-творческого развития учащихся. Этот метод направлен на раскрытие логики процесса композиторского творчества на примере конкретного музыкального произведения. Вначале внимание студентов акцентируется на особенностях построения тематического комплекса сочинения во всем многообразии его музы кально-вы ра зи тельных средств, а затем, после соответствующего анализа, реконструируется (воссоздается) логика построения целого. При этом особое внимание обращается на проявления оригинальности авторского за мыс ла, особен ности формообразования и, в итоге, на художественные образы сочинения. Метод аналитической реконструкции предполагает рассмотрение особенностей мелодического построения, ладовой и ритмической структуры, гармонии, фактуры и формы музыкального произведения.

В аналитической работе над мелодическим построением следует обращать внимание студентов на выразительные возможности интонации, спо соб ной пе ре да вать раз нохарак тер-ные состояния души; приемы интонационного развития (повторение, варьирование, сек-ве ни ро ва ние и т.д.); осо бен но сти по строе ния мас штабно-син таксических струк тур и зву-ковысотных последовательностей, направления мелодического движения (плавное, скачкообразное), особенности подготовки кульминационного построения и т.д.

Полезно проанализировать и сравнить ха-рак тер ные осо бен но сти строе ния ме лоди че-ских линий композиторов различных стилистических направлений (например, сравнить протяжные мелодии широкого «рахманин-ского» дыхания и подчеркнуто-размашистые

«прокофьевские» темы). Для развития логики музыкального мышления также полезно проводить аналитическую работу над особенностями строения разножанровых народных песен (сва дебных, про тяж ных, игровых), а также над сольными инструментальными скрипичными произведениями, оперными фрагментами, вокальной музыкой. Интонационная индивидуальность мелодии неразрыв но свя за на с ее ла до вым и рит ми че ским обогащением.

В тематическом комплексе, помимо мелодии в ее ла довом и рит ми че ском свое обра зии, большое зна че ние при над ле жит гар мо нии, которая должна соответствовать логике движения мелодии, учитывать закономерности голосоведения. Для раскрепощения гармонического мышления учащихся необходимо постоянно анализировать музыкальные произ-ве де ния со вре мен ных ав торов.

В работе над фактурой также необходимо активизировать фантазию студентов за счет показа соответствующих примеров из музыкальной литературы. В качестве образца мож но пред ложить уча щимся сравнить раз-лич ные фактурные решения произведений определенного жанра как на примерах сочинений од ного ком по зи тора, так и раз лич ных композиторов.

Выбирая произведение, преподаватель планирует, над какими сложностями вокального интонирования, мелодического и ритмического дви же ния дол жен рабо тать уче ник (плавное голосоведения, прыжки, фиоритуры, формы под виж но сти и т.п.).

При рассмотрении тесситуры выясняются вопросы взаимодействия тесситуры и дина ми ки, тес си ту ры и тем па, тес си туры и ритма. Так, тесситурные условия, ритм и темп затрудняют интонирования интервалов. Выявление дикционных особенностей текста (чередование и сочетание гласных и согласных) связано с их влиянием на качество вы-пол нения и ин тонирова ния.

Ана лиз дик ции осу ще ст в ля ет ся во взаимосвязи со средствами музыкальной выразитель но сти и в за ви си мо сти от хо ро ше го произношения от темпа, штрихов, ритма, тесси-ту ры, ню ан сов [9]. Кроме того, вни ма ния тре-

ф

^ Образование в сфере культуры

Ф

буют вокальное произношение неудобных слов и словосочетаний и соответствие ударений в словах с сильными долями такта. Сюда же вхо дят ана лиз слож ных соче та ний слов в тексте и окончаний слов, где возможно нечеткое произношение (между музыкальными предложениями, эпизодами, частями и перед пауза ми).

Преодоление вокально-интонационных трудностей невозможно без учета типа голоса, характера вокализации (кантилена, подвижность, речитатив, ариозность), особенностей формирования мышечных, резонансно-вибрационных, артикуляционно-речевых ощущений (в зависимости от тесситуры пения), координации движений и певческой свободы органов голосового аппарата (атака звука и манера звукообразования, открытие рта и ре зонанс ные точ ки фор ми ро ва ния тембра го ло са, опо ра ды ха ния пев ца и ам пли туда движения пресс-диафрагмы, взаимодействия ды ха ния и ре зонаторов в пе нии), фор ми ро-ва ние низ ких, цен траль ных и вы со ких зву ков диапазона, использование регистровой природы го ло са, под хо дя щих для пе ния ми ми ки, положения туловища, головы, осанки ученика-певца [2, с. 103].

Обобщающей частью художественно-педагогического анализа является исполнительный ана лиз, направлен ный на создание определенной интерпретаторской версии. Главной целью исполнительного плана является предвидение тембральной озвучки соответствия с драматургией и образностью произведения. Это отражается в определенной манере звуковедения, динамике и фразировки, ти пе ды ха ния, да же откры тии рта, предстают как средства выразительности. Такой подход помогает почувствовать исполнительское динамику в сценическом времени и пространстве, учитывая эмоционально-психологиче-

скую сферу и драматургический план выполнения, процесс художественного развертывания про из ве де ния (му зы кальное раз ви тие до и после кульминации, выход на кульминацию, как проявление катарсиса, завершение, что может быть логичной точкой, срывом, недосказанностью). Большую роль в выполнении поставленных задач и в целом в вокально-художественном развитии личности играют его индивидуальные качества

Профессиональное музыкальное образование рассматривается сегодня как социальная деятельность по созданию благоприятных условий для саморазвития человека, его интел-лек туаль ных, ду хов но-нрав ст вен ных и фи зи-ческих потенциалов.

Постмодерное общество нуждается в свободной личности, самостоятельно решающей воз ни каю щие про бле мы, го товой к са мореа-лизации и творчеству, самоорганизации и самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации и профессиональной мобильности в образовательном пространстве России [7, с. 32].

Профессиональное музыкальное образование направлено на глубину понимания человека как существа целостного, свободного и готового к самореализации, но и к самосовершенствованию.

В вокальной педагогике, освобождаясь от традиционной нормативности и назидательности, необходимо сохранять ориентацию на главную цель — познание и совершенствование человека посредством музыкального образования. Таким образом, реформирование отечественного музыкального профессионального образования будет способствовать профессионально-компетентностному, духовному развитию личности, от которого непосредственно зависят перспективы и тенденции общественной динамики.

Ф

Примечания

1. Бобылев Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях 1862— 1917 гг. // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии : Науч.-практ. конференция: 17—21 ноября 1992 г. / ред.-сост. Л. С. Дьячкова ; РАМ им. Гнесиных. Москва, 1994. Вып. 2. С. 135—144.

2. Бодина Е. А. Воспитательная функция музыки: Эволюция и современные тенденции реализации : дис. на соиск. учен. ст. д-ра пед. наук / Е. А. Бодина. Москва, 1992. 420 с.

3. Вилинская И. Н. Значение репертуара в воспитании певца // Вопросы вокальной педагогики. Москва : Музыка, 1967. Вып. 3. С. 45—90.

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. Москва : Академия, 2001. 368 с.

5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 155 с.

6. Дмитриева Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе : сб. статей / сост. О. Апраксина. Москва : Музыка, 1982. С. 96—111.

7. Мамардашвили М. К. Современная европейская философия. Москва, 1992.

8. Терентьева Н. А. Основы творческого музицирования : учебное пособие. Санкт-Петербург : Образование, 1995. 60 с.

9. Merriam Alan P. The Anthropology of Music. Noithwestern university press. Evanston, 1964. 358 p.

10. Katarina P. The Road to Bel Canto.On my re-training to Chiaroscuro Master's thesis at the Academy of Music. Orebro University, Sweden 2009. 52 р.

Особенности реализации вариативного подхода

в вузе при подготовке музыкантов-педагогов

УДК 78.01 В. С. Корина

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья аккумулирует результаты исследовательской деятельности автора по проблеме реализации вариативного подхода в вузовской подготовке музыканта-педагога, в процессе разработки образовательных модулей и индивидуальных образовательных маршрутов в инструментальном классе (фортепиано). Актуальность научного внимания к проблеме вариативности профессиональной подготовки в вузе обусловлена отсутствием четкой научно-методологической и методической позиции по отношению к категории вариативности. Вариативный подход к проблеме профессиональной подготовки музыкального и музыкально-педагогического профилей позволяет осуществлять эффективную деятельность по проектированию, моделированию, методической и технологической разработке и организации образовательного процесса в вузе, что будет отвечать современным требованиям общества, соответствовать потребностям и интересам студентов, обеспечивать высокое качество подготовки музыкантов-педагогов, готовых к работе в современных рыночных условиях.

Ключевые слова: вариативный подход, подготовка музыкантов-педагогов в вузе, класс фортепиано, образовательный модуль, индивидуальный образовательный маршрут.

V. S. Korina

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

THE SPECIAL ASPECTS OF VARIATIVE APPROACH TO THE MUSIC-PEDAGOGIC TRAINING AT THE UNIVERSITY

The article accumulates the results of author's research on the problem of variative approach to the music teacher training, working-out the educational modules and individual educational itinerary of students for the piano lessons at the university. The actuality of scientific attention to the problem of professional training variation determines the lack of methodological and methodic position to the category "variation". Variative approach to the problem ofprofessional training ofmusical and musical-pedagogical training lets to project, model, organize the methodic and technical components of educational process at the university. This rises to modern demands of society, needs and interests of students, provides the high quality of training of music teachers, ready to the activity in modern market conditions. Keywords: variative approach, training of music teachers at the university, the piano class, educational module, the individual educational itinerary.

166 КОРИНА ВЕРОНИКА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры

музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств

KORINA VERONIKA STANISLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of music education, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: nika-korina@rambler.ru © Корина В. С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.