Научная статья на тему 'Ассоциации в формировании художественно-образных представлений у начинающих вокалистов'

Ассоциации в формировании художественно-образных представлений у начинающих вокалистов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / НАЧИНАЮЩИЕ ВОКАЛИСТЫ / СХОДСТВО / ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ / КАУЗАЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / ASSOCIATIONS / ARTISTIC IMAGE / BEGINNERS IN VOCAL SINGING / SIMILARITY / CONTRAST / CAUSALITY / RESULT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратенко Н. Р.

Данная статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств и адресована студентам, педагогам, чья деятельность связана с работой, направленной на формирование голоса. В статье на основе собственного опыта, с учётом мнений многих выдающихся исследователей, педагогов и вокалистов, раскрывается метод диагностирования типов ассоциаций у детей в процессе обучения пению, а также возможность использования конкретного типа ассоциаций при формировании художественного образа у начинающих вокалистов в возрастной категории от 7 до 13 лет. При диагностике типов ассоциаций использован метод творческого задания. Это позволило производить уровень замера и диагностирование типов ассоциаций в процессе вокального творчества детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSOCIATION IN THE FORMATION OF ART AND FIGURATIVE REPRESENTATION IN BEGINNERS OF VOCAL SINGING

In the article the author presents the results of practical work with young singers in a music school. The research might be found useful to students and teachers, whose activity is connected with the work aimed at forming a singing voice. On the basis of the author’s own teaching experience, taking into account the views of many prominent researchers, teachers and singers, discloses a method of diagnosing type associations in children learning to sing, the possibility of using a single type of associations in the formation of the artistic image for novice singers between the age of 7 to 13. Diagnosing type associations is used as a method of creative task. This makes it possible to produce the level of measurement and diagnosing types of associations in the process of vocal creativity of children. The author describes each type of associations that young students may have: based on comparison, opposition, common features and causation.

Текст научной работы на тему «Ассоциации в формировании художественно-образных представлений у начинающих вокалистов»

модель в начале XIX века [54]; шеллак - естественная смола, природный лак [176]; хлороз - разновидность малокровия [70]; робер - карточная игра [81]; Маттерхорн - вершина в Швейцарии [267]; расселский плис - ткань в рубчик с хлопковой основой и шерстяным наполнением [264]; «Споуд» - марка английского фарфора, по имени основателя фирмы Дж. Споуда [7]; «Хилл-мн» - марка английских автомобилей, существовавших до 1976 года) [29]. Приведённые примеры свидетельствуют не только о тематическом многообразии информации, представленной в тексте художественного повествования, позволяя преподавателю выбрать необходимый спектр культурологического исследования, виды заданий в зависимости от специализации, тематики изучаемого материала, а также об интеллектуальной широте самого автора.

Сведения о культурной жизни Англии: науке, образовании, искусстве, своеобразии повседневной жизни, убранстве чопорного англичанина, его манерах привычках, круге чтения и прочих сторонах культуры - вплетены в ткань художественного текста Алана Бредли, не нарушая основной линии захватывающего детективного сюжета. Так, например, описывая процесс поисков Флавией, главной героиней романа «Сладость на корочке пирога», улик преступления, автор достаточно скрупулёзно представляет жизнь Англии 20-х годов ХХ века в материалах еженедельных газетных хроник: «Станица за страницей праздничные новости - рождественские гости с континента, отложенное собрание дамского общества, «упитанный поросенок» на продажу, день рождественских подарков пройдёт в ассоциации фермеров, ярмарки, лагеря бойскаутов» и пр. [2, с. 76].

Интересными в культурологическом плане представляются описания комнаты одной из героинь произведения, представительницы высшего сословия Англии середины ХХ века. «Комната купалась в свете. Сквозь высокие окна на трёх стенах потоки солнечных лучей, рассеиваемые бесконечными оборками итальянских кружев, лились в комнату. На трюмо лежали щётки и расчёски фирмы Фаберже. Флакончики духов от Лалик были украшены разноцветными браслетами из темного и светлого янтаря, маленькая плитка и серебряный чайник стояли наготове для утреннего чая. В вазе из тонкого хрусталя поникла одинокая жёлтая роза. Серебряный портсигар лежал около ручного зеркальца, на тыльной стороне которого был вытеснен образ Флоры с картины Боттичелли «Весна» [2, с. 170]. Данное с такой

Библиографический список

тщательностью описание не только оттеняет утонченный вкус героини, отношение автора к ней, а также свидетельствует о своеобразии элитарной культуры в мире английской аристократии.

Не менее зримый образ утончённой культуры Англии середины прошлого века представлен в описании интерьера женской половины: «изящное кресло», «кругленький столик» с фотоальбомом, в котором «страницы сделаны из чёрной мягкой бумаги».

Однако на страницах произведений автора дана не только зримая картина культуры Англии, в которой развиваются события. Подчёркивая, например, незаурядность главной героини, её аналитический ум, наблюдательность, начитанность, осведомлённость, Алан Брэдли постоянно вводит в её мучительные размышления разного рода экскурсы и атрибуты других культурных пространств: «Доггер стоял целую вечность, словно живая статуя. Я видела в библиотеке гравюры, изображающие это древнее развлечение, когда актёры покрывали себя извёсткой и пудрой и принимали неподвижные позы, часто не особенно приличные, изображая сцены из жизни богов» [2, с. 173].

Персонажи и события, представленные на страницах произведений Брэдли, не только приобретают чёткие социально-психологические очертания, но и позволяют читателю приобщиться к самым разнообразным аспектам и артефактам культуры. Детективные произведения Алана Бредли можно назвать своеобразной «энциклопедией жизни» и культуры повседневности современной ему Англии.

Таким образом, художественная литература как пространство и средство конструирования личности выбрана не случайно, поскольку «это особая сфера искусства, которая, наряду с образно-эстетической формой освоения мира, благодаря чему литературный персонаж приобретает историко-культурные очертания» [3, с. 65], несет и важные человекотворческие функции. Культурологии как достаточно новой, по сравнению с другими, области знаний и интегративной дисциплине тоже свойственна эта функция, что их сближает и позволяет использовать сходные пути и методы постижения. Вряд ли в наш компьютеризированный информационный век книга превратиться в «факультет ненужных вещей». Художественные тексты еще долго будут давать пищу для сердца и ума. Учебные занятия, в частности по гуманитарным дисциплинам, под пристальным и методически грамотным вниманием преподавателя помогут студенту разобраться в «пёстрой путанице мыслей».

1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Москва, 1994.

2. Бредли А. Сладость на корочке пирога. Москва: АСТ, 2013.

3. Кардапольцева В.Н. Женственность в аспекте творчества: научная монография. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2012. References

1. Ajhenval'd Yu. Silu'ety russkih pisatelej. Moskva, 1994.

2. Bredli A. Sladost' na korochke piroga. Moskva: AST, 2013.

3. Kardapol'ceva V.N. Zhenstvennost' v aspekte tvorchestva: nauchnaya monografiya. Ekaterinburg: Izd-vo UGGU, 2012.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

УДК 37.02

Kondratenko N.R., senior teacher, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: vivaclassic.ekb@yandex.ru

ASSOCIATION IN THE FORMATION OF ART AND FIGURATIVE REPRESENTATION IN BEGINNERS OF VOCAL SINGING.

In the article the author presents the results of practical work with young singers in a music school. The research might be found useful to students and teachers, whose activity is connected with the work aimed at forming a singing voice. On the basis of the author's own teaching experience, taking into account the views of many prominent researchers, teachers and singers, discloses a method of diagnosing type associations in children learning to sing, the possibility of using a single type of associations in the formation of the artistic image for novice singers between the age of 7 to 13. Diagnosing type associations is used as a method of creative task. This makes it possible to produce the level of measurement and diagnosing types of associations in the process of vocal creativity of children. The author describes each type of associations that young students may have: based on comparison, opposition, common features and causation.

Key words: associations, artistic image, beginners in vocal singing, similarity, contrast, causality, result.

Н.Р. Кондратенко, преподаватель ФБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, E-mail: vivaclassic.ekb@yandex.ru

АССОЦИАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У НАЧИНАЮЩИХ ВОКАЛИСТОВ

Данная статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств и адресована студентам, педагогам, чья деятельность связана с работой, направленной на формирование голоса. В статье на основе собственного опыта, с учётом мнений многих выдающихся исследователей, педагогов и вокалистов, раскрывается метод диагностирования типов ассоциаций у детей в процессе обучения пению, а также возможность использования конкретного типа ассоциаций при формировании художественного образа у начинающих вокалистов в возрастной категории от 7 до 13 лет. При диагностике типов ассоциаций использован метод творческого задания. Это позволило производить уровень замера и диагностирование типов ассоциаций в процессе вокального творчества детей.

Ключевые слова: ассоциации, художественный образ, начинающие вокалисты, сходство, противоположность, каузальность, результат.

Сегодня в Екатеринбурге функционирует 37 школ искусств. Во многих школах существуют хоровые отделения и уже практически становятся все менее значимыми вокальные отделения. Однако постановка голоса во все времена являлась очень востребованным предметом и сейчас пользуется огромным спросом у учащихся детских школ искусств. Возникает вопрос, как за такое малое количество времени, отведённое новыми федеральными государственными требованиями, можно результативно заниматься с учащимся, желающими научиться петь.

Известно, что в вокальном искусстве, как и в любом художественно-творческом процессе трудно разграничить техническую и художественную составляющую. Постановка голоса неразрывно связана с художественно-образной частью изучаемого материала ещё и потому, что вокальное творчество является частью огромного пласта музыкального искусства и музыкальной культуры.

Формированию художественного образа как неотъемлемой части исполнительства уделяют внимание современные вокалисты-педагоги Н. Ангуладзе, М.Г. Владимирова, С.В. Зализняк, Е.В. Образцова. О ценности художественного образа произведения писал и великий итальянский певец Энрико Карузо, рассказывал на открытых уроках великий певец Лучано Паваротти. «Для итальянской вокальной школы точкой опоры является понимание пения как проявителя душевных движений: Il canto che nell anima si sente - пение, которое слышится в душе» [1, с. 97]. «Пение, есть истина, изливающаяся из сердца. Звук бельканто ни что иное, как sentimеnto fato suono - чувство, превратившееся в звук» [там же].

В XIX веке советский певец и педагог С.М. Сонки, приверженец итальянской вокальной школы, преподававший в России, работал над художественным образом, равно как и над техникой. Педагог по оперному классу Московской консерватории И.И. Силантьева на своих открытых уроках много рассказывала о первоисточнике вокального произведения, обращая пристальное внимание на литературный источник: прозаический или поэтический текст. Техническая сторона, требующая постоянного внимания, в момент формирования художественного образа как бы отдаляется на второй план, и слушатель не замечает некоторых недостатков голосообразования, погрузившись вместе с исполнителем в смысл самого произведения. «Что касается образных представлений, то механизмами их формирования может быть идентификация, когда ребёнок олицетворяет себя с другим человеком, с героем или даже с определенным событием. В этом-то ему и помогает ассоциативность» [2, с. 45].

Здесь же хотелось бы привести пример открытого урока преподавателя по сольфеджио Академии хорового искусства имени В.С. Попова Л.Р. Тухмановой. Работая с учащимися 3 класса, педагог просила исполнять каждую ноту гаммы C-dur, ассоциируя ее с конкретными предметами. Необходимо отметить, что Л.Р. Тухманова предлагала примеры таких ассоциаций сообразно возрасту учащихся: ноту «ля» учащиеся ассоциировали с вкусной и сладкой конфеткой, ноту «до» - с домом, в котором надежно, уютно и тепло и пр. Дети действительно исполняли тон более точно, с более естественным свободным и интонационно верным звучанием.

Согласно определению ассоциации в психологии - это закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. В психологии и медицине известны и так называемые мнемические процессы. К мнемическим процессам относятся такие явления как представление и память. Mne-ma и есть по-итальянски память. «Мнемические процессы - это

процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Благодаря им человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности. Без мнемических процессов наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» [3]. Именно благодаря этому явлению исполнитель одновременно удерживает в памяти технику и художественную трактовку. Техника, наработанная систематическими мышечными упражнениями, впоследствии автоматически становится связанной с образом. В основе такого мнемического процесса лежат и простые ассоциации. Мы слышим смысл слова, которое произносится исполнителем благодаря ассоциациям, а точнее тем или иным типам ассоциаций. Развитое ассоциативное мышление важно для вокалиста. Образ слова тесно связан с мышечным вокальным движением. Вокальные педагоги не любят повторять произведения, которые выучены учащимся ранее на неправильно наработанные вокальные навыки, так как закрепленные в памяти факты, их последовательность тесно связаны с техникой исполнения.

Если вернуться к истокам понятия «ассоциации», то в психологии и философии оно возникло достаточно давно, со времен древнегреческого философа Аристотеля. Позже ассоциации описывали в своих трудах Э. Бен, Д. Гартли, З. Фрейд, Д. Юм. Родоначальником ассоциативной психологии был сторонник теории познания Д. Юм. Из психологии мы знаем еще и такое определение, что под ассоциацией подразумевается связь, которая возникает в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями.

Известны четыре вида ассоциаций. Ассоциации по сходству, по противоположности, по смежности и по каузальности. Рассмотрим каждый из видов ассоциаций в отдельности. «Ассоциация по сходству характеризуется внешним сходством. Чаще всего это два или несколько событий, по внешним признакам которых, когда они подвергаются анализу можно определить их схожесть» [4, с. 118]. Это могут быть временные или предметные сходства. Например, событие произошло в одно и то же время года, или в это время года также в утренние часы пролетали птицы или шумело море. Причинно-следственная связь в этом виде ассоциаций появляется, только подвергая эти два или более явления сравнительному анализу или даже философскому анализу познания (гносеологическому анализу).

Ассоциация по противоположности - это контрастное проявление чего-либо. Например: радость и грусть, солнечный день и дождливый день. Самый простой и яркий вид ассоциаций, может быть абсолютно одинаковый по силе. Этот вид ассоциаций чаще всего используют дети в возрасте с 6 до 8 лет при описании какого-либо явления природы.

Ассоциации по смежности характеризуются по признаку пространственно-временных отношений. Главным фактором в этом виде ассоциаций является время. Два одинаковых события, произошедшие в разное время, когда одно из этих событий произошло позже первого, вызывает ассоциацию с первым событием. «Мы обычно заключаем о существовании причины следующим образом: сначала фиксируем пространственную смежность расположения двух событий и их регулярное чередование, а затем на основании этого заключаем о существовании причинной связи» [5, с. 28].

Ассоциации по каузальности формируются на основе причинно-следственных связей. «Откуда мы можем знать, кто посылает нам восприятие действительности. Бог и дает нам основания утверждать, что наши восприятия и их причинно-следственная связь действительно упорядочены по какой-то схеме» [5, с. 231]. Этот вид ассоциаций наиболее важен при рассуждениях, касающихся взаимосвязи причины и следствия, и включает в себя целый комплекс всех вышеуказанных ассоциаций. Он как-бы обобщает все типы, благодаря чему у исполнителя формируется чувственный образ целого. Юм считает, что чувственный образ - это временно выборочный, как-бы подменяющий конкретный, абсолютно точный. «Ассоциация рассматривается как диалектическое единство абстрактного и конкретного (например, в ассоциациях по каузальности), а также общего, особенного и единичного» [5, с. 238].

Выше было указано, что возникновение ассоциативности у детей связано с механизмом идентификации. В свою очередь идентификация возможна только на основе такой способности ребенка, как подражательность и представление себя кем-то другим. Подражательность «является далеко не случайной психологической чертой характера детей, а выступает как основное свойство ребенка» [2, с. 47]. Поэтому ассоциативность, на основе которой возникает подражательность, является такой характерной чертой личности, которая уже сформирована у ребенка в дошкольном возрасте. Все это позволяет производить уровень замера или диагностирование типов и видов ассоциативных связей или ассоциаций в процессе вокального творчества детей.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния типов ассоциаций на формирование художественного образа при исполнении произведений у начинающих вокалистов в условиях школы искусств.

При диагностике типов и видов ассоциаций в процессе вокального творчества детей мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Определить методы диагностирования типов ассоциаций у детей в процессе вокального творчества;

2. Выявить возможность использования конкретного типа ассоциаций при формировании художественного образа у начинающих вокалистов в возрастной категории от 8 до 10 лет.

3. Выявить возможность использования конкретного типа ассоциаций при формировании художественного образа у начинающих вокалистов в возрастной категории от 11 до 13 лет.

В эксперименте принял участие 21 учащийся школы искусств города Екатеринбурга в двух возрастных группах: 8 учащихся - с 8 до 10 лет, 13 учащихся - с 11 до 13 лет. Все учащиеся были примерно равны по уровню вокальной подготовки (начинающие). Это значит, что простые вокализы из сборников А.П. Бубнова «Вокализы для начинающих обучаться пению» и Н. Татариновой «Вокализы-упражнения» учащимися могут быть исполнены с листа. Время проведения эксперимента с 2012 года по 2014 год в разные периоды обучения. Среднее время на эксперимент - до одного года.

В своей работе мы использовали метод творческого задания. С целью понять, какой вид ассоциаций наиболее развит у детей двух возрастных групп, за основу взяли упражнение, кото-

Библиографический список

рое использует на своих уроках педагог Л.Р Тухманова. Учащимися исполняется простой вокализ с названием нот, ассоциируя каждую ноту с каким-либо предметом или явлением.

По результатам этого эксперимента было выявлено, что все учащиеся первой возрастной группы используют ассоциации по сходству и по противоположности в равной степени. Детям наиболее понятны эти простые типы ассоциаций. Море - синее, небо - голубое, день светлый, ночь темная. Учащиеся второй возрастной группы также используют эти два типа простых ассоциаций, однако 4 человека из 13 используют ассоциации по каузальности и ассоциации по смежности. Например, исполняя первую часть простого вокализа в первой октаве, учащийся представлял набережную реки в теплый летний вечер, однако во второй фразе вокализа его образ сменила яркая солнечная осень, связанная с совершенно другими обстоятельствами. Этот образ был сформирован учащимся в его сознании при чтении одного из литературных произведений. Следует отметить, что при исполнении даже простого вокализа четверо учащихся продемонстрировали яркое формирование образа предложенного произведения. В этот момент подростки идентифицировали себя с главным героем книги, оставившим яркий след в их памяти. Идентификация себя с каким-либо героем свойственна типу ассоциации по смежности, а образное исполнение пауз, глубокое и задумчивое, сменяющееся более ярким и подвижным движением последующей фразы свидетельствует о проявлении типа ассоциации по каузальности. Герой, с которым себя идентифицировали учащиеся второй возрастной группы, как правило, это герой повести, рассказа всегда наделен определенными качествами, достоинствами. Эти качества учащиеся идентифицировали применительно к себе. Исполняя произведение, художественный образ их героя был наделен этими достоинствами.

В заключении можно сказать - используемый метод творческого задания позволил изучить влияние типов ассоциаций на формирование художественного образа в процессе вокального творчества детей. Учащиеся в возрасте от 8-10 лет применяют при исполнении произведения контрастные ассоциации. Для них более понятны грусть и радость, день и ночь, горячо и холодно, высоко - низко. Ассоциации по каузальности и смежности более воспринимаемы детьми в возрасте 13 лет - в их образе меняется время, пространство, обстоятельства, которые их окружали в период художественно-творческого процесса. Подростки более осознанно исполняют вокализ в сравнении с детьми младшего и среднего школьного возраста. Они в большей степени способны погрузить своим исполнением слушателя в переживания, не только пережитые ими в процессе идентификации себя с героем повести, но и происходившие с ними в жизни, на основе собственного жизненного опыта. Данный эксперимент позволил более подробно изучить применение типов ассоциаций для разных возрастных групп детей и использовать эти знания как инструмент при формировании художественного образа исполняемого произведения начинающими обучаться пению. Установить логическую последовательность мысли и, как следствие, уметь убедительно донести смысл творческого замысла композитора - одно из необходимых качеств при освоении музыкального материала учащимися детской школы искусств, как младшего школьного возраста, так и подростков.

1. Ангуладзе Н. Homo cantor. Москва: АГРАФ, 2003.

2. Тагильцева Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей. Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009; 3 (67): 45-51.

3. Мнемические процессы. Индивидуальные особенности представления. Available at: http://www.glazavezde.ru

4. Большая советская энциклопедия. Москва, 1976; Т. 23.

5. Юм Д. и современная философия. Москва: Альфа-М, 2012.

References

1. Anguladze N. Homo cantor. Moskva: AGRAF, 2003.

2. Tagil'ceva N.G. Iskusstvo v razvitii samosoznaniya detej. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, naukiikul'tury. 2009; 3 (67): 45-51.

3. Mnemicheskie processy. Individual'nye osobennosti predstavleniya. Available at: http://www.glazavezde.ru

4. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva, 1976; T. 23.

5. Yum D. isovremennaya filosofiya. Moskva: Al'fa-M, 2012.

Статья поступила в редакцию 23.03.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.