Научная статья на тему 'Н. Р. Кондратенко художественно-образные представления как условие формирования голосового аппарата у начинающего вокалиста'

Н. Р. Кондратенко художественно-образные представления как условие формирования голосового аппарата у начинающего вокалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ / НАЧИНАЮЩИЙ ВОКАЛИСТ / ВОКАЛЬНЫЙ НАВЫК / ART AND FIGURATIVE REPRESENTATIONS / VOCAL APPARATUS / ASPIRING SINGER / VOCAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Н. Р.

Статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств и адресована педагогам, находящимся в поиске средств формирования голоса начинающего вокалиста. На основе опыта многих выдающихся исследователей, педагогов-вокалистов и певцов, а так же на основе собственного педагогического опыта обосновываются особенности формирования художественно-образных представлений начинающего вокалиста как средства, помогающего в работе голосового аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-FIGURATIVE REPRESENTATIONS IN CONDITIONS OF FORMATION OF THE VOCAL APPARATUS FOR STARTERS VOCALIST

This article is the result of practical work with start-vocals-hundred children in the School of Arts and addressed to teachers who are in search of means of shaping the budding singer voice. On the basis of the experience of many outstanding-ing researchers, teachers, singers and singers, as well as on the basis of their own experience substantiates peculiarities of artistic and imaginative representations of the budding singer, as a means of assisting in the work of the vocal apparatus.

Текст научной работы на тему «Н. Р. Кондратенко художественно-образные представления как условие формирования голосового аппарата у начинающего вокалиста»

Задание 2

Осуществите анализ предложенной статьи, посвященной проблемам пренатального развития: Агейкин В.А. Недоношенные дети // Медицинский научный и учебно-методический журнал. - 2003. - № 16 (октябрь). - С. 3-15.

Алгоритм выполнения задания следующий:

• назовите основную идею, отраженную в статье;

• объясните возможную причину обращения автора к исследованию этой проблемы;

• какие пути решения обозначенной проблемы предлагает автор;

• какие бы Вы предложили пути решения проблемы;

• подготовьтесь к устному выступлению.

Задание 3

Создайте кроссворд по теме «Краткая характеристика основных этапов пренатального онтогенеза человека» на основе предложенных понятий: имплантация, дробление, гистогенез, амнион, хорион, трофобласт, хорда, склеротом. Вы также можете использовать иную терминологию, относящуюся к изученному разделу 1. «Основы общей морфологии».

После выполнения заданий теста преподаватель предложил студентам проверить и оценить качество его выполнения. Индикатором качества выступали правильные ответы, которые преподаватель продемонстрировал на слайде. Каждый студент имел возможность проверить свою работу и оценить ее. Затем студенты приступили к выполнению остальных заданий контрольной работы.

Библиографический список

Вслед за выполнением всех предложенных заданий студенты объединились в творческие группы по вариантам и осуществили проверку своих выполненных работ, выбрали наиболее удачные кроссворды и подготовили их визуальное изображение, обменялись мнениями по поводу предложенной статьи и подготовились к устному выступлению.

Таким образом, на практическом этапе педагогической технологии студенты самостоятельно выполняли все задания контрольной работы, ее продолжительность составила два академических часа.

В процессе выступления перед аудиторией каждый студент имел возможность высказать свою точку зрения, вступить в дискурс и полилог с преподавателем или со своими коллегами, что обеспечивало обогащение профессионального словаря, формировало способность выступать публично, грамотно и структурно излагать свои мысли.

Завершилась контрольная работа обобщенной оценкой, которая складывалась из следующих слагаемых: оценка студентом результатов своей деятельности, оценка его деятельности коллегами и оценка деятельности студента преподавателем.

Рассматривая педагогическую технологию проведения контрольной работы как модель совместной деятельности преподавателя и студентов, можно сделать вывод, что такие учебные модели выполняют целый ряд функций, обеспечивающих не только контроль знаний, но и личностное развитие обучающихся, обнаруживая все характеристики технологий, среди которых: управляемость, эффективность и воспроизводимость.

1. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т.Б. Бабаева [и др.] // под ред. С.А. Смирнова. - М., 1999.

2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М., 2005.

3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев,

A.Г. Пашков и др. // под ред. В.А. Сластенина. - М., 2007.

4. Зинкевич, Е.Р Оценка качества образования студентов медицинских вузов // Вестник Южно-уральского университета. - 2012. -№ 26(285).

5. Педагогические аспекты балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов: учеб. пособ. для преподавателей /

B.А. Аверин, В.Ф. Боршев, Е.Р Зинкевич, Н.Ю. Заварзина, О.С. Кульбах. - СПб., 2010.

Bibliography

1. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemih, tekhnologii: ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniyj / S.A. Smirnov,

I.B. Kotova, E.N. Shiyanov, T.B. Babaeva [i dr.] // pod red. S. A. Smirnova. - M., 1999.

2. Selevko, G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. - M., 2005.

3. Pedagogika professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr. // pod red. V.A. Slastenina. - M., 2007.

4. Zinkevich, E.R. Ocenka kachestva obrazovaniya studentov medicinskikh vuzov // Vestnik Yuzhno-uraljskogo universiteta. - 2012. - № 26(285).

5. Pedagogicheskie aspektih balljno-reyjtingovoyj sistemih ocenki uspevaemosti studentov: ucheb. posob. dlya prepodavateleyj / V.A. Averin, V.F. Borshev, E.R. Zinkevich, N.Yu. Zavarzina, O.S. Kuljbakh. - SPb., 2010.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 37.02

Kondratenko N.R. ART-FIGURATIVE REPRESENTATIONS IN CONDITIONS OF FORMATION OF THE VOCAL APPARATUS FOR STARTERS VOCALIST. This article is the result of practical work with start-vocals-hundred children in the School of Arts and addressed to teachers who are in search of means of shaping the budding singer voice. On the basis of the experience of many outstanding-ing researchers, teachers, singers and singers, as well as on the basis of their own experience substantiates peculiarities of artistic and imaginative representations of the budding singer, as a means of assisting in the work of the vocal apparatus.

Key words: 8rt and figurative representations, vocal apparatus, aspiring singer, vocal skill.

Н.Р. Кондратенко, преп. МБОУК ДОД «Детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки», преп. ФГБОУ

ВПО «Уральский гос. педагогический университет», Е-mail: vivaclassic@rambler.ru

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА У НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА

Статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств и адресована педагогам, находящимся в поиске средств формирования голоса начинающего вокалиста. На основе опыта многих выдающихся исследователей, педагогов-вокалистов и певцов, а так же на основе собственного педагогического опыта обосновываются особенности формирования художественно-образных представлений начинающего вокалиста как средства, помогающего в работе голосового аппарата.

Ключевые слова: художественно-образные представления, голосовой аппарат, начинающий вокалист, вокальный навык.

Известно, что педагоги-вокалисты, работающие с детьми в школе искусств, нередко самостоятельно изобретают и вводят в практику простые приемы педагогической работы, удобные для детей, чтобы не загубить непосредственность звучания детского голоса. В данной статье мы рассмотрим особенности формирования у начинающего вокалиста художественнообразных представлений как средства, помогающего в работе голосового аппарата. Предложим упражнение, способствующее освоению учащимся технических и художественных вокальных навыков, помогающее в формировании художественно-образных представлений, а также разработаем критерии оценки эффективности применения данного упражнения в обучении учащихся вокального отделения детской школы искусств.

Методологическую основу нашей работы составляют исследования ученых в области вокальной педагогики: З.И. Аникие-вой, Л.Б. Дмитриева, И.И. Левидова, Л.Д. Работнова, С.Н. Трофимовой. Мы обращались также к работам ученых в области психологии, в частности, к трудам Л.С. Выготского - о сообразности образного восприятия возрасту субъекта; Б.М. Теплова -о пропорциональном соотношении опыта музыканта и различия звуковысотности, об анализе тембровых характеристик музыкального звука, К.Г. Юнга - о взаимосвязи координации голосо-образования и мысли объекта. В основу статьи положены наблюдения певцов и вокальных педагогов Н.Д. Ангуладзе, Б.Р Гмыря, Э. Казузо, И.П. Прянишникова, Ф.И. Шаляпина.

В справочных изданиях по психологии художественно-образные преставления охарактеризованы как воспроизводимые человеческой памятью вторичные образы, складывающиеся благодаря работе одного или нескольких видов анализаторов. Представления складываются из предшествующего опыта объекта, пропорционально его возрасту, интеллекту, способностям [1].

Исследования и наблюдения педагогов по проблеме формирования художественно-образных представлений разнятся. Основополагающим фактором у части практиков выступает техническая составляющая голосообразующего процесса. При этом основная работа педагога направлена на отработку технических вокальных навыков, которые помогают в организации координации голосового аппарата.

Интересны наблюдения профессора Л.И. Петровой. Она пишет, что «к образным представлениям прибегает почти каждый преподаватель вокала или сценической речи. Например, в прошлом веке князь С. Волконский использовал термины «голосовая волна, дуга, стрела, голос - нормально-круглый, усиленно-круглый, отрывисто-круглый». Благодаря таким представлениям в процессе работы над голосом включаются «нужные мышцы» [2, с. 125]. Л.И. Петрова цитирует педагога и исследователя в области вокальной педагогики В.П. Морозова: «Один опытный педагог, видя, что у него не получается высокая нота, советует: «Костенька, прежде чем взять эту ноту, приготовь в голове пустое место и пой с этого места!» Костенька - врач. Он великолепно знает, что звук рождается в гортани, а не в большом пустом месте в голове». Но эффект поразительный... Цель достигнута» [2, с. 126].

Современные педагоги нередко используют в своей практике не только технические вокальные приемы и упражнения, но и уделяют немало внимания устранению внутренних зажимов учащегося посредством различных психотехник. З.И. Ани-киева пишет, что «в головном мозге происходит анализ и синтез сигналов, идущих от мышц и систем, участвующих в звукообра-зованиии, составляется программа последовательной и координированной деятельности мышц» [3, с. 12]. К.Г. Юнг также наблюдал особенности координации всей системы голосообра-зования в момент погружения в образ. Он ссылался на философа Р. Декарта, который говорил, что «главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело» [4, с. 134].

Наряду с К.Г. Юнгом немало подобных наблюдений описано в психоаналитической литературе. Например, психолог З. Фрейд толковал эмоциональное состояние объекта как некий «защитный механизм» на происходящее вокруг. Все, по мнению З. Фрейда, скрыто в недрах подсознательного. Любой жест, движение, слово объекта можно объяснить мотивами, скрытыми в его детских переживаниях. Однако эмоции музыканта не могут быть близкими этим характеристикам. По мнению К.Г. Юнга, переживания музыканта близки анализу пережитого им ранее и являются результатом работы творческого мышления объекта.

Художественно-образные представления начинающего вокалиста можно охарактеризовать как представление о звуковы-сотности, сочетаемое с ритмическим рисунком исполняемого произведения. Психолог Б.М. Теплов отмечает особенности начинающих музыкантов и профессионалов, которые заключаются в том, что «у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью, в то время как начинающие музыканты могут не различать резонаторные особенности инструмента или голоса [5, с. 115].

Применение грамотно подобранных психотехник и упражнений чрезвычайно важно для начинающего вокалиста. З.И. Аники-ева также пишет, что «все ответные реакции организма на любое раздражение осуществляются посредством нервной системы, основной формой этой реакции является рефлекс» [3 с. 13]. Условные рефлекс, к коим относятся «речь, чтение, письмо, профессиональные навыки» мы так же относим и взаимосвязанную, скоординированную работу голосовых связок. [3, с. 13].

Художественно-образные представления, с точки зрения педагога и психолога Л.С. Выготского, формируются сообразно возрасту объекта. Ученый убежден в том, что психология любого художественного замысла скрыта в глубине мысли автора. Чем более многогранен опыт объекта, тем более полно его представление о предмете, теле, явлении. Каждое явление должно быть подвергнуто анализу объекта, который позволяет его разложить на несколько элементов. Только благодаря «раздвоению единого» [6, с. 14] возможно осознать суть художественного представления. Суть его скрыта в «глубинах подсознательного» [6, с. 16]. Природа всякого художественного образа, как и представления о нем, диалектична. Она наиболее подвержена увеличению элементов субъективного представления. По мнению Л.С. Выготского, то, что формируется в сознании личности и подвергнуто переживанием со стороны личности, является «сплавом интеллекта и аффекта» [6, с. 13]. Слова ученого можно применить и к формированию образного представления, которое субъект подсознательно наделяет, помимо своей воли, в силу своего воображения художественным смыслом произведения, которое разучивает и исполняет в данный момент.

Следует отметить, что в процессе формирования представления о художественном образе большое значение имеет обращение исполнителя к собственным эмоциям и переживаниям и к эмоциям и переживаниям автора. Н.Г. Тагильцева отмечает, что «процесс выявления в себе «образа художественного произведения», ощущение и осознание собственного переживания этого образа приводит к познанию и пониманию себя и другого человека.» [7, с. 46]. Этот акт познания и понимания себя и другого (автора) и дает возможность исполнителю воссоздать представление о том образе, который презентуется затем слушателю.

В своей работе над формированием целостного восприятия исполняемого вокалистом произведения многие известные педагоги Н.Д. Ангуладзе, С.В. Зализняк, В.М. Луканин, В.М. Морозов, К.И. Плужников и др. использовали приемы, направленные на формирование художественного образа, снимающие «за-цикленность» на вокальной технике.

Профессор Уральской консерватории С.В. Зализняк часто упоминала на уроках своих учеников, что технические навыки неразрывно связаны с восприятием художественного образа, они неотделимы друг от друга, и осваивать их нужно одновременно.

Приемы формирования художественно-образных представлений, основополагающим фактором которых является психологическое воздействие, использовала в своей работе искусствовед и педагог И.И. Силантьева. «Внутреннее бездействие артиста чревато мертворожденным движением, штампом. Неумение выразить внутренние движение посредством приемов пения, пластических знаков, энергетического посыла равнозначно запрету внутренним формам рождаться в мир» [8, с. 168].

На одном из занятий на курсах повышения квалификации для педагогов-вокалистов И.И. Силантьева предложила двум учащимся исполнить вокализ Г. Зейдлера, взяв за основу образного представления этого произведения эпизод из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», где происходит диалог Снегурочки и Купавы. Суть этого упражнения заключалась в переключении мысли исполнителя в сторону художественно-образного восприятия произведения. Поскольку вокализ, как правило, исполняется на один из гласных звуков, либо на слог, начинающему исполнителю сложно сформировать, не имея текста, образ, заложенный в данном произведении.

Таблица 1

Критерии оценки взаимосвязи художественно-образных представлений с работой голосового аппарата и результаты проведенного исследования

№ п/п Критерии Возрастная категория

8-10 лет/8чел. 11-15 лет/9чел.

1. Во время исполнения фрагмента вокализа учащиеся акцентируют внимание только на работе голосового аппарата 0 4

Итого в процентах: 0% 44%

2. Во время исполнения фрагмента вокализа учащиеся представляют только художественный образ, явление, не осознавая, как работает голосовой аппарат. 6 2

Итого в процентах: 75% 22%

3. Во время исполнения фрагмента вокализа учащиеся соединяют художественно-образные представления и ощущения с работой голосового аппарата (напряжение мышц живота, ощущение зевка, вибрационные ощущения в маске и груди) 2 3

Итого в процентах: 25% 33%

Мы использовали прием И.И. Силантьевой в работе с педа-гогами-вокалистами и провели эксперимент. Нами были взяты две группы детей, учащихся вокального отделения «Детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки» города Екатеринбурга, с которыми апробировано упражнение, формирующее художественно-образные представления у учащихся вокального отделения в возрасте от 8 до 10 лет и от 11 до 15 лет. В процессе проведения эксперимента разработаны критерии оценки: акцентирование внимание учащегося только на технической составляющей, акцентирование внимания учащегося только на художественной составляющей, включение в процесс голосообра-зования и технической и художественной составляющей. Упражнение состоит из трех последовательных приемов. Последовательность приемов помогает усвоить оба навыка в совокупности и постепенно, детально отрабатывая их один за другим.

Упражнение, формирующее художественно-образные представления у учащихся вокального отделения Прием 1 - формирующий навык певческого дыхания Учащемуся предлагается исполнить фразу из простого вокализа А.П. Бубновой, Н.И. Татариновой, сосредоточив внимание на технической составляющей предложенного материала. Положение учащегося - ноги на ширине плеч, немного согнуты в полуприседе, руки соединены на уровне диафрагмы в замок. Вдох объемный, но короткий, через нос и рот одновременно, так, чтобы создалось ощущение легкого «холодка» на задней стенке глотки, за маленьким язычком. Особенность ощущения вдоха такова, что живот при вдохе вот-вот будет соединен с руками. Вокализ исполняется на удобную для учащегося гласную, чаще всего «а».

Первое исполнение происходит в преддверии слов учителя и зачастую бывает неудачным. Во второй раз учащийся, как правило, работает более сосредоточенно, поэтому исполнение получается чище и ровнее, а ученик более внимателен.

Некоторым учащимся недостаточно двукратного исполнения фразы. Кратность исполнения технического задания индивидуальна для каждого ученика.

Прием 2 - формирующий навык опосредованного воздействия художественно-образных представлений на формирование голосового аппарата начинающего вокалиста.

Учащимся предлагается исполнить эту же фразу, которую он отработал технически, используя при этом художественнообразное представление явления или предмета, которому посвящено исполнение. К примеру, ученику говорится, что, он может представить утро после дождя, когда приятные лучи солнца согревают тело, и полной грудью вдохнуть глоток свежего воздуха (можно использовать любой другой образ, сообразный характеру исполняемого произведения).

Учащийся вновь исполняет фрагмент вокализа, стоя прямо, не акцентируя внимание на тех технических приемах, которые он только что выполнял. Его задача представить художественный образ. Достаточно одного исполнения, так как учащиеся, не имеющие навыков художественного исполнения, редко могут повторить материал с той же долей искренности.

Прием 3 - объединяющий формирование двух вокальных навыков: навыка певческого дыхания и навыка опосредованно-

го воздействия художественно-образных представлений на формирование голосового аппарата начинающего вокалиста.

Учащийся исполняет вокализ от начала до конца, используя оба приема: прием, формирующий навык певческого дыхания, и прием, формирующий навык опосредованного воздействия художественно-образных представлений. Суть исполнения вокализа от начала до конца заключается в том, чтобы учащийся самостоятельно использовал отработанные навыки и перенес их на другие фрагменты вокализа.

Из таблицы критериев оценки мы можем сделать следующие выводы: учащиеся вокального отделения в возрастной категории 8-10 лет не акцентируют свое внимание только на работе голосового аппарата. Этой категории детей более свойственно идти от образа исполняемого произведения. Особенно легко укладывать в образ сюжеты из сказок и былин, прочитанных им ранее. К примеру, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова становится близка и понятна детям, благодаря характеристике образа любимого героя. Описываем образ героя: Садко - светловолосый парень, идущий по берегу реки, в руках его гусли, музыкальный инструмент, с которым он неразлучен. Садко любит природу, пение птиц. Несмотря на сложный интонационный строй произведения и отсутствие поддержки в аккомпанементе, песня Садко легко воспринимается этой возрастной категорией детей, хорошо ложится на голос и зачастую исполняется мальчиками до мутации голоса на конкурсных прослушиваниях.

Учащиеся вокального отделения в возрасте от 11 до 15 лет наиболее целостно и вдумчиво соединяют оба вокальных навыка - технический и художественный. Этой возрастной группе детей наиболее свойственно подвергать анализу процесс голо-сообразования. Однако следует отметить, что у них есть вероятность «зацикливания» на технической составляющей, так как они стремятся в первую очередь отработать строение интервалов, сформировать округлость звука, минуя порой даже ритмический рисунок произведения.

Таким образом, анализ работы опытных педагогов, психологов и исследователей в области вокальной педагогики показал, что формирование художественно-образных представлений - это сложный психологический процесс, имеющий в своей основе ярко выраженную природу подсознательного явления. Эксперимент, проведенный на базе Детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки города Екатеринбурга, показал, что возрастная категория детей от 11 до 15 лет более легко проходит процесс освоения упражнения, как опосредованного влияния на формирование голосового аппарата. Дети в возрасте от 8 до 10 лет минуют освоение технических вокальных навыков, переключаясь на навык опосредованного воздействия художественнообразных представлений, который неотделим от навыка технического. Понимание всей сложности проблемы предполагает ее дальнейшее изучение и разработку новых приемов и упражнений, способствующих целостному развитию голосового аппарата начинающего вокалиста.

Результатом постепенной работы с материалом является не только желание самих детей активно участвовать в процессе голосообразования, но и осуществлять анализ художественно-

го образа исполняемого произведения. В момент анализа, фор- в жизни». Одним словом, ребенок, завершая работу над произ-

мирующего, например, образ произведения «Родина», по сло- ведением совершает поступок, формирующий, по словам прак-

вам ребенка, «происходит что-то большое, главное и важное тикующих психологов, акт «завершенного гештальта».

Библиографический список

1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - 2008 [Э/р]. - Р/д: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/113-mehanizmyi-pererabotki-predstavleniy-15706.html

2. Петрова, Л.И. О работе над координационной функцией в процессе речевого тренинга // Сборник научных трудов III международного междисциплинарного конгрессс «Голос». - М., 2011.

3. Аникеева, З.И. Современные методы диагностики и комплексного лечения заболеваний респираторного тракта у профессионалов голоса в амбулаторных условиях / под ред. Л.Б. Рудина. - М., 2011.

4. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.,1994.

5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л., 1947.

6. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 1986.

7. Тагильцева, Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей // Известия уральского государственного университет. - 2009. - Сер. 1.

Проблемы образования науки и культуры.

8. Силантьева, И.И. Вокальное искусство в контексте практической психологии // Вокальное образование начала XX века: юбилейный сборник науч. трудов. - М., 2008.

9. Вокальная школа Петербургской консерватории. Страницы истории: сборник науч. статей. - СПб., 2008.

10. Вопросы вокальной педагогики: сборник статей / под ред. Л.Б. Дмитриева. - Л., 1982. - Вып. 6.

11. Зи, Ненси. Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания / пер. с англ. Е. Винецкой. -Киев; М., 2003.

12. Луканин, В.М. Мой метод работы с певцами. - Л., 1972.

13. Ниши, К. Энергетическое дыхание. - СПб., 2001.

14. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению. - М., 1998.

15. Сонки, С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. - М., 1885.

16. Фучито Сальваторе, Бейер Барнет Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / пер. с нем. Шведе Е.Е. - СПб., 2005.

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Maklakov, A.G. Obthaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. - 2008 [Eh/r]. - R/d: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/ 113-mehanizmyi-pererabotki-predstavleniy-15706.html

2. Petrova, L.I. O rabote nad koordinacionnoyj funkcieyj v processe rechevogo treninga // Sbornik nauchnihkh trudov III mezhdunarodnogo mezhdisciplinarnogo kongresss «Golos». - M., 2011.

3. Anikeeva, Z.I. Sovremennihe metodih diagnostiki i kompleksnogo lecheniya zabolevaniyj respiratornogo trakta u professionalov golosa v ambulatornihkh usloviyakh / pod red. L.B. Rudina. - M., 2011.

4. Yung, K.G. Problemih dushi nashego vremeni. - M.,1994.

5. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M.; L., 1947.

6. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya iskusstva. - M., 1986.

7. Tagiljceva, N.G. Iskusstvo v razvitii samosoznaniya deteyj // Izvestiya uraljskogo gosudarstvennogo universitet. - 2009. - Ser. 1. Problemih

obrazovaniya nauki i kuljturih.

8. Silantjeva, I.I. Vokaljnoe iskusstvo v kontekste prakticheskoyj psikhologii // Vokaljnoe obrazovanie nachala XX veka: yubileyjnihyj sbornik nauch. trudov. - M., 2008.

9. Vokaljnaya shkola Peterburgskoyj konservatorii. Stranicih istorii: sbornik nauch. stateyj. - SPb., 2008.

10. Voprosih vokaljnoyj pedagogiki: sbornik stateyj / pod red. L.B. Dmitrieva. - L., 1982. - Vihp. 6.

11. Zi, Nensi. Iskusstvo dihkhaniya. Shestj prostihkh urokov dlya dostizheniya uspekha, zdorovjya i procvetaniya / per. s angl. E. Vineckoyj. -Kiev; M., 2003.

12. Lukanin, V.M. Moyj metod rabotih s pevcami. - L., 1972.

13. Nishi, K. Ehnergeticheskoe dihkhanie. - SPb., 2001.

14. Pryanishnikov, I.P Sovetih obuchayuthimsya peniyu. - M., 1998.

15. Sonki, S.M. Teoriya postanovki golosa v svyazi s fiziologieyj organov dihkhaniya i gortani. - M., 1885.

16. Fuchito Saljvatore, Beyjer Barnet Dzh. Iskusstvo peniya i vokaljnaya metodika Ehnriko Karuzo / per. s nem. Shvede E.E. - SPb., 2005.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 159.99

Kostenko M.A., Kostenko N.B. SPECIFICS OF THE MOTIVATIONAL ENVIRONMENT OF THE CHILDREN'S HOTLINE STAFF. Major factors of increase of motivation of work of the stuff of a children's hotline are allocated and analyzed in the article, the characteristic of features of the motivational environment of service is given.

Key words: psychosocial help, children in a difficult life situation, children's hotline, motivation, motivational theories, motivational environment.

М.А. Костенко, канд. социол. наук, доц. Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: kma-75@mail.ru; Н.Б. Костенко, канд. психол. наук, доц. Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: knb75@mail.ru

СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ

В статье выделяются и анализируются основные факторы повышения мотивации труда персонала службы детского телефона доверия, дается характеристика особенностей мотивационной среды службы.

Ключевые слова: мотивация, мотивационные теории, мотивационная среда, психосоциальная помощь, дети в трудной жизненной ситуации, служба детского телефона доверия.

В контексте модернизации системы социальной помощи ключевых мест занимает служба детского телефона доверия как детям в трудной жизненной ситуации появился ряд новых ин- первичное звено раннего выявления детского социально-психо-ституций - служб помощи семьи и детям в кризисе, где одно из логического неблагополучия. В международной практике это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.