Научная статья на тему 'Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы'

Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1540
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / VALUE / VALUE RELATIONSHIPS / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н.

В статье представлен авторский подход к формированию ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы средствами системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы»

Слизкова Е.В.1, Шарайкина А.Н.2 ©

'Канд. пед. наук, доцент; 2студент педагогического факультета,

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье представлен авторский подход к формированию ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы средствами системнодеятельностного подхода.

Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, младший школьник, воспитательный процесс, начальная школа.

Keywords: value, value relationships, junior high school student, the educational process, a primary school.

Интеграция рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей, формированию новых мировоззренческих линий, способов восприятия действительности, как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом в современном мировосприятии становится человек, который умеет красиво жить без особых трудовых усилий и ресурсных затрат. Формирование ценностных отношений у младших школьников это еще один шаг к актуализации внутренних возможностей личности, ее жизнеспособности и нравственной устойчивости с более ранней точки отсчета.

Основным критерием в отношении человека к окружающему его миру, к людям, их взглядам являются ценностные отношения. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных отношений [1;3] личности и выявление путей их формирования выступают объектом социально - психологопедагогического анализа, синтеза и обобщения. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, необходимых для гармоничного их нравственного развития в наши дни [5, 74 - 77].

Социально-философские основы и смыслы развития понятий: «ценностей и ценностных отношений» освещены в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И. Канта, М. Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях В. И. Вернадского, В. С. Соловьева, Н. Л. Бердяева, раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах О. Г. Дробницкого и В. П. Тугаринова, отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентаций содержат работы П. М. Ершова, А. Г. Здравомыслова, Е. В. Золотухиной-Аболиной, М. Рокича, В. Франкла, В. А. Ядова. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А. И. Адамский, Н. П. Аникеева, А. А. Бодалев, П. П.

Блонский, З. И. Васильева, О. С. Газман, А. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, Р. М. Рогова, Т А. Стефановская и др.) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс) психологов и педагогов [7].

Система ценностных отношений является важнейшей характеристикой нравственной личности и ее гражданской идентичности [4,441 - 445]. Степень развитости ценностных отношений, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности,

©© Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н., 2014 г.

цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных отношений» вне зависимости от поколения и возраста. От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных отношений на развивающуюся личность, составляющих содержательную часть характеристики человека, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных отношений детей младшего школьного возраста.

Приоритетным направление системы образования сегодня является: Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, являющихся законодательной основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Основной педагогической целью по формированию ценностных отношений у детей младшего школьного возраста является воспитание [2] нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Решать данную проблему следует в следующих направлениях: в области формирования личностной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования семейной культуры.

В области формирования личностной культуры - это формирование способности к духовному развитию; укрепление нравственности; формирование основ морали; формирование основ нравственного самосознания личности (совести); принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям [6]; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни; формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры - это формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры - это формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника

почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

В целом практика показывает, что воспитательную работу по формированию ценностных отношений в начальной школе следует строить, основываясь на следующей совокупности принципов: деятельностном; психологической комфортности и принципе

творчества.

Успешность реализации принципов обусловлена выбором воспитательных форм и методов работы с младшими школьниками. Примером служат разработанные и апробированные нами в образовательном процессе начальной школы, следующие воспитательные мероприятия: педагогические дебаты «Система воспитательной работы по формированию ценностных отношений в начальной школе»; классные часы: «Я - гражданин России», «Дружба - главное

чудо»; коллективные творческие дела: «Ярмарка качеств», «Если добрый ты»; акции: «Я - и мир вокруг меня», «Посади дерево»; шефством: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Наследники тимуровцев»; концертные программы: «Музыкальный мир глазами ребенка», «В стране счастливого детства»; родительские лектории: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» и «Семья как фактор социализации личности».

Выбор данных видов совместной деятельности выбран не случайно, для продуктивной работы по формированию ценностных отношений у младших школьников нами осуществлено научное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

В качестве предмета диагностики нами выбраны ценностные отношения ребенка младшего школьного возраста к семье, к учебе, к сверстникам. Для эффективности диагностического уровня сформированности ценностных отношений в начальной школе нами определены критерии и показатели.

Критерии и показатели оценки ценностных отношений:

1) когнитивный - наличие знаний о понятиях «ценность», «ценностные отношения», сформированность мировоззрения личности;

2) эмоционально-мотивационный - переживание чувства ответственности, долга и совести за выполнение поручений, осознанность личностью совершаемых ею поступков;

3) поведенческий - характерные особенности личности, с точки зрения ценностных отношений.

На основе выделенных критериев и показателей выделены уровни сформированности ценностных отношений у младших школьников:

Высокий уровень: обладает знаниями о понятиях «ценность», «ценностные отношения», ориентируется на чувства уважения, ответственности, достоинства и долга. Всегда применяет эти знания.

Средний уровень: обладает знаниями о понятиях «ценность», «ценностные отношения», о некоторых представлениях о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; но не всегда применяет эти нормы.

Низкий уровень: запас знаний о понятиях «ценность», «ценностные отношения», о ценностных основаниях ответственного поведения очень скуден; не применяет нормы вежливости и правила поведения, почти никогда не переживает чувства ответственности, долга и совести за выполнение поручений.

В соответствии с критериями, показателями и уровнями оценки изучаемого явления нами определен диагностический инструментарий: «Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения учащихся начальных классов к семье и семейным традициям» (адаптированная методика Н.П. Капустиной); тест - опросник на выявление мотивации учащихся (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) и методика «Незаконченные предложения».

Динамика результатов такова:

- методика «Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения учащихся начальных классов к семье и семейным традициям» (адаптированная методика Н.П. Капустиной) свидетельствует о том, что в экспериментальной группе низкий уровень воспитанности ценностного отношения учащихся начальных классов к семье и семейным традициям выявлен у 20% учеников, средний - у 40%, высокий - у 40%; в контрольной группе низкий уровень воспитанности ценностного отношения учащихся начальных классов к семье и семейным традициям выявлен у 24% испытуемых, средний - у 36%, высокий - 4%;

- тест-опросник на выявление мотивации учащихся (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) представлен следующим образом: в экспериментальной группе внутренние мотивы обучения в школе преобладали у 40 % учащихся, тогда как у 48 % младших школьников преобладают внешние положительные мотивы и у 12% - внешние отрицательные мотивы; в контрольной группе у 32% учащихся преобладали внутренние мотивы обучения, у 52% учащихся - внешние положительные, у 16% - внешние отрицательные;

- методика «Незаконченные предложения» результаты следующие: в экспериментальной группе низкий уровень представлений о нравственных качествах выявлен у 20% учеников, средний - у 40%, высокий - у 40%; в контрольной группе низкий уровень представлений о нравственных качествах выявлен у 20% испытуемых, средний - у 52%, высокий - 28%.

Результативность данных констатирующего этапа позволила нам на этапе формирующего эксперимента реализовать систему формирования ценностных отношений в воспитательном процессе начальной школы, теоретически обоснованную и состоящую из следующих блоков: первый блок - вводный; второй блок - формирующий и третий блок -заключительный.

Для первого блока характерны занятия на тему: «Знакомство», которые рассчитаны на два занятия. Данные занятия вводные, поэтому они будут происходить немного отвлеченно от темы. На первом занятии вводного блока необходимо разработать совместно с группой правила поведения на занятиях соответствующего типа.

Для второго блока целесообразнее начинать работу с проведения родительского собрания по проблеме воспитания ценностных отношений у младших школьников. Определить на сколько родители знают своего ребенка; выявить отношение детей к окружающему миру, к

самому себе и другим людям.

Третий блок представляет собой развитие умений подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения; развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

В ходе реализации представленной системы формирования ценностных отношений дети экспериментальной группы по-разному реагировали на проводимые занятия. На первых занятиях большинство детей активно участвовали в играх, незначительная часть младших школьников вели себя настороженно. Однако игровой характер занятий способствовал проявлению активности всех детей.

Таким образом, в целом процесс формирования ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы следует рассматривать как целостный механизм, которому свойственна системность и наличие связанных между собой компонентов, активно включенных в совместную деятельность.

Литература

1. Ершова, С.М. Теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностные отношения»// Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 8. - С.52 - 59.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания// Педагогическое общество России. - 2002. - 480 с.

3. Михальцова, Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций обучающихся: теория и практика// Профильная школа. - 2010. - № 6. - С.52 - 60.

4. Слизкова Е.В. Формирование гражданской компетентности школьника в условиях образовательного учреждения//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т.7. - №25. - С.441 -445.

5. Слизкова Е.В. Стандарт второго поколения начального общего образования: преемственность и инновационность//Современные подходы к повышению качества образования.- Ишим, 2013.- С.74 -77.

6. Слизкова Е.В., Герасенкова О.Н. Программа профилактики и коррекции дезадаптации у первоклассников//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. - №2-2. - С.181-184.

7. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3 - 5 классы): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.