Научная статья на тему 'Воспитание ценностных отношений в общении со сверстниками во внеурочной деятельности'

Воспитание ценностных отношений в общении со сверстниками во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / COMMUNICATION / VALUES / RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н.

В данной статье говориться о воспитании ценностного отношения к общению младших школьников со сверстниками, при котором важную роль играет внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание ценностных отношений в общении со сверстниками во внеурочной деятельности»

1 2 ©

Слизкова Е.В. , Шарайкина А.Н.

12

К. п. н., доцент; студент педагогического факультета.

Филиала ФГБОУ ВПО «Тюменского государственного университета» в г. Ишиме

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В данной статье говориться о воспитании ценностного отношения к общению младших школьников со сверстниками, при котором важную роль играет внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ценностные отношения, общение.

Keywords: extracurricular activities, values, relationships, communication.

В условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в современном российском обществе, перед общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания социальной личности, способной эффективно действовать в изменяющихся жизненных условиях; готовой к сотрудничеству и партнерству; умеющей взаимодействовать с окружающими людьми; не допускающей унижения их достоинства, проявления грубости, жестокости; владеющей культурой межличностного общения.

Начальная школа играет очень важную роль в формировании ценностных отношений к общению со сверстниками у младших школьников, поскольку из-за недостаточного опыта общения младшие школьники испытывают трудности в межличностном взаимодействии со сверстниками, окружающими людьми, нередки случаи проявления агрессивности и конфликтного поведения[7, с. 301 - 305].

Особую роль в воспитании ценностного отношения к общению младших школьников со сверстниками играет внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и обучающиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников.

Подходы к решению проблем общения младших школьников со сверстниками отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, А. А. Добровича, В. А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, Р.С. Немова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др.

Вопросам оптимизации общения детей младшего школьного возраста представлены в исследованиях Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.Р. Мунировой, Р.В. Овчаровой, Г.А. Цукерман и др.

Особый интерес с позиции нашего исследования представляют работы, в которых рассматриваются вопросы формирования культуры межличностного общения младших школьников со сверстниками (Р.Я. Абдурахманова, С.Н. Афанасьев, Т.М. Болтырова, Т.Г. Васильева, С.В. Дронкина, Е.Г. Замолоцких, A.M. Изиева, М.П. Козырева, О.К. Полещук, К. П. Овчинникова, С. В. Спиридонова и др.).

Анализ концепций воспитания, разрабатываемых отечественными педагогами в последние десятилетия, а также диссертаций показывает, что доминирующим подходом к разработке стратегии воспитания в рамках школы является «отношенческий подход», связанный с ориентацией на формирование у школьников системы отношений определенного вида, которые обозначаются исследователями по-разному: нравственные отношения, ценности, ценностные отношения, ценностные ориентации и т. п [1, с. 37].

© Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н., 2015 г.

Понятие «ценность» следует понимать как положительную или отрицательную значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности». Изучая данный феномен, философы приходят к выводу, что «собственно философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности ... и не самой ценностной оценки (отнесения к ценности, по другой терминологии), а целостного ценностного отношения, полюсами которого являются ценность и оценка. При таком подходе ценность предстанет перед нами именно как отношение, поскольку связывает объект не с другим объектом, а с субъектом» [5, с. 1 - 5].

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности [6, с. 86 -88].

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-3 классах. Главное назначение данного курса формирование ценностного отношения к общению младших школьников со сверстниками, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение

совершенствование классного коллектива как значимой социально - психологической группы.

При разработке программы формирования ценностного отношения к общению младших школьников, за основу был взят материал А.К. Лопаткиной.

Программа рассчитана на 30 часов. В содержании программы выделяются следующие разделы: «Я и мое место на земле», « В мире вежливых слов», «Я, ты, мы», «Мое твое, наше».

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На данных занятиях предусмотрена коррекция эмоционально-личностной сферы детей, развитие у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

В работе с младшими школьниками отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях уделено обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению,

самопроверке и групповому тестированию.

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

- умение принимать достойное решение - самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

- умение быть самостоятельным - целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: формирование ценностного отношения к общению младших школьников со сверстниками, знании, умений и навыков общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

- воспитание ценностного отношения к общению младших школьников со сверстниками;

- обучение навыкам общения и сотрудничества;

- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

- развитие коммуникативных умений в процессе общения;

- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

Использованные в программе: беседы, игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры -драматизации), рассказы педагога и детей, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, тренинги общения, сочинение историй, рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации.

Данная программа «Школа общения» позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

- регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

- познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

- коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

- личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии и показатели.

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений;

проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих

ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных

произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля

ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Осмыслению детьми отношений со сверстниками с ценностных позиций содействуют, во-первых, рефлексивность диалога: в атмосфере общности эмоциональных переживаний каждый ученик получает возможность не только узнать мнение учителя и одноклассников, но и как-то к нему отнестись и свободно выразить своё отношение. Во-вторых, идея принадлежности человека миру людей и природы (схожести человека с другим человеком, с животным, растением,) «сопричастность всему сущему на свете» [3, с. 211], оживляющая внутренний механизм идентификации природы и субъектом взаимодействия.

Уровень взаимодействия субъектов определялся в соответствии со следующими уровнями: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень сформированности информационно-познавательного компонента ценностного отношения к общению младших школьников у учащихся в экспериментальном классе после проведения формирующего эксперимента значительно повысился с 35% (7 школьников) до 65% (13 школьников). Тогда как в контрольном классе наблюдается не такая позитивная динамика. Здесь увеличение произошло на 5% (1 школьник).

Уровень сформированности поведенческого компонента в экспериментальной группе заметно повышается. Если на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень сформированности имели 11 младших школьников, что составляло 55%, по после проведения формирующего эксперимента этот показатель достиг 95% - 19 младших школьников.

Школьников, имеющих низкий уровень сформированности данного компонента на контрольном этапе в экспериментальном классе не выявлено.

Положительная динамика в уровне сформированности поведенческого компонента наблюдается и в контрольном классе. Однако она не настолько значительная, как в экспериментальном. Учеников с высоким уровнем сформированности стало больше на 3 человека (увеличение на 15 процентных пункта), со средним уровнем наблюдается снижение количества учеников с 5 до 3 человек (с 25% до 15%), а с низким зафиксировано снижение на одного школьника.

Что касается эмоционально-чувственного компонента ценностного отношения к общению младших школьников, то после проведенной работы в экспериментальных классах демонстрируют существенный рост количества учащихся, уровень сочувствия поступком или словом которых определен нами как высокий - 15 школьников (75%) - произошло увеличение на 20% пункта, что свидетельствует об устойчивости сформированности

ценностного отношения проявляющейся при общении после проведенной работы по реализации модели формирования ценностного отношения к общению младших школьников в педагогическом взаимодействии. В то время динамика сформированности деятельностного компонента межличностной коммуникации младших школьников в контрольном классе не является такой же значительной. Так количество школьников, показавших высокий уровень, увеличилось всего на 1%.

Выполненное исследование дает основания утверждать, что разработанная и реализованная программа «Школа общения» в структурной и содержательной части, включающей внеучебные мероприятия на темы: Я и моё место на Земле; В мире вежливых слов; Я, ты, мы, Моё, твоё, наше; обусловило динамику изменения в понимании школьниками ценностных смысл взаимодействия.

Литература

1. Бабурова, И.В. Ценностные отношения личности как объект воспитательной работы педагога [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 4. С. 34-40.

2. Баранова, Г.А. Формирование эмоционально ценностного отношения учащихся начальных

классов к миру средствами предметного содержания [Текст] // Известия Тульского

государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 317-328.

3. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества [Текст] / Г. С. Батищев. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.

4. Бех И.Д. Личностно-ориентированное воспитание [Текст]: Пособие / И.Д. Бех. - К.: ИЗМН, 1998. - 204 с.

5. Бех, И.Д. Поступок в морально-духовном развитии личности [Текст] / И.Д. Бех // Начальная школа. - 2006. - №5. - С. 1-5

6. Слизкова, Е.В.Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в начальной школе [Текст] / Е.В. Слизкова // ХХ111 Ершовские чтения. - 2013.- С. 86 - 88.

7. Слизкова, Е. В., Шарайкина А.Н. Формирование ценностных отношений у младших

школьников в воспитательном процессе начальной школы [Текст] / Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. № 8 - 1. С.- 301 - 305.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М -во образования и науки Рос. Федерации. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.