Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения'

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНЦЕПЦИЯ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD / THE CONCEPT OF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слизкова Е. В., Белова А. В.

В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на актуализации внутренних возможней детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»

Слизкова Е.В.1, Белова А.В.2 ©

'Канд. пед. наук, доцент; 2студент педагогического факультета, Тюменский государственный университет, филиал в г. Ишиме

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на актуализации внутренних возможней детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие и воспитание, образовательный стандарт, концепция.

Keywords: spiritual and moral development and education, educational standard, the concept of.

Глобализация информационного пространства, преобразования в социальноэкономической сфере сегодня ставят человека в ситуацию выбора не только определения его материального, но и личностного благосостояния и развития, где сам бы человек ощущал себя уверенным и счастливым в завтрашнем дне. Мы считаем, что только неизменность духовно-нравственного начала в человеке, поможет ему быть стабильным и востребованным на рынке труда.

Не следует забывать, что в обществе вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения не однозначны, а причины следующие: отсутствие четких

положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; отсутствие систематической работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию в образовательных организациях; отсутствие профессионально-организованной среды для культурно-досуговой работы с подрастающим поколением. Следствием чего становятся: агрессивность и отсутствие нравственных ориентиров в семье и социуме, включая социальные институты разного уровня [4; 8].

Продуктивным и единственно верным считаем, реализацию в системе российского образования Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанную на основе Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Содержательный аспект Концепции заключается в том, что воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, отечественного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны осуществлять все социальные институты, в которые включен ребенок как субъект взаимодействия с окружающей их средой. Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для современного российского образования [2;

5].

Апробация ФГОС в системе начального образования является показателем интегрированности всех видов деятельности школьника: учебной, внеучебной, внешкольной, семейной, общественно-полезной, которые в свою очередь формируют уклад школьной жизни молодого поколения. Практика показывает, что в процесс духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника необходимо включать всех субъектов, с которыми тесно ребенок сосуществует: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения

© Слизкова Е.В., Белова А.В., 2014 г.

дополнительного образования, культуры и спорта, в том числе и средства массовой информации.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся начальных классов Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. в культурноисторическом аспектах, учитывающих системный и деятельностные подходы к формированию гражданской идентичности у молодого поколения.

Безусловно, перед педагогом стоит проблема обогащения нравственного опыта обучающихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системнодеятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации

собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе его нравственного образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

Актуальность изучаемой нами темы, можно определить в трех положениях:

Во-первых, стандарты второго поколения предполагают формирование гражданской идентичности личности с началом работы уже в начальной школе;

Во-вторых, процесс социализации младших школьников осуществляется не только в образовательном процессе начальной школы, но и за её приделами, что говорит о необходимости начала работы педагога по духовно-нравственным вопросам с детьми данного возраста уже с первых дней школьной жизни, в момент их адаптации;

В-третьих, само по себе нравственное воспитание не может изменить личность ребенка до тех пор, пока сам ребёнок не будет заинтересован в изменении себя.

Образовательная организация была, есть и остается основным звеном в системе воспитания и социализации подрастающего поколения. На каждом этапе воспитания и обучения ребенка доминирует свою личностную позицию. Содержательной частью нашего исследования является теоретическое описание и практическая апробация системы духовнонравственного воспитания младших школьников, целью которой является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения на основе имеющейся банка ситуаций и задач, которые предполагается рассмотрение и решение совместно педагога с детьми.

Основной принцип системы - совершенствовать личность ребёнка, его внутренний мир, внимательно изучать желания и потребности, воспитывать в ребёнке милосердие, доброту, вежливость, благородство. Главное не убить в ребёнке индивидуальности, стремления к познанию жизни, желания творить.

Система духовно-нравственного воспитания младших школьников состоит из трех блоков:

- первый блок - учебный процесс - гуманитарные уроки, представляет собой уроки, на которых раскрываются и обсуждаются следующие темы: воспитание (принятие ценностей, нравственных установок и моральных норм общества), базовые национальные ценности, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация личности;

- второй блок - внеклассная работа, включает игры, обсуждение ситуаций, этические беседы, экскурсии, трудовые акции, концертные программы;

- третий блок - родительские лектории [4; 8] .

Данные блоки не идут в хронологической последовательности, а реализуются параллельно.

Большая часть работы по исследованию продуктивности разработанной нами системы осуществлялась на предметах начальной школы: русский язык, чтение, внеклассное чтение и окружающий мир.

Например, на уроках русского языка дети писали дома вместе с родителями сочинения на темы: «Что такое «совесть»?», «Хочу ли я быть добрым». На одном из уроков работали над лексическим значением слов «родной», «Родина», «родство».

С произведениями нравственного выбора дети подробно знакомятся на уроках чтения. Большую роль в поддержании читательского интереса играют задания: «На эти вопросы ты ответишь, если прочитаешь сказку...?», «Что бы ты посоветовал прочитать своим друзьям», «Кто из героев тебе больше всего понравился? Почему?» или «Есть ли дружба между людьми?», на примерах художественной литературы демонстрируются, при анализ которых у детей проявляются такие качества как милосердие, уважение к старшим, любовь к ближнему, совесть [1; 6; 7].

Нами определены критерии и показатели оценки уровня сформированности нравственных качеств младших школьников, содержательная сторона которых отражает понимание и мироощущение детьми своего внутреннего мира: когнитивный; Эмоциональномотивационный и поведенческий.

На основе выделенных критериев и показателей выделили уровни воспитанности исследуемых нравственных качеств у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: обладает знаниями о понятиях «вежливость»,

«доброжелательность», о правилах поведения в школе, в общественных местах и представлениями о вежливости; применяет нормы вежливости и правила поведения в школе и общественных местах, переживает чувства ответственности, долга и совести за выполнение поручений.

Средний уровень: обладает знаниями о понятиях «вежливость»,

«доброжелательность», о некоторых правилах поведения в школе, в общественных местах, имеет некоторые представления о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; не всегда применяет нормы вежливости и правила поведения в школе и общественных местах.

Низкий уровень: запас знаний о понятиях «вежливость», «доброжелательность», о правилах поведения в школе, в общественных местах и представлениями о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения очень скуден; не применяет нормы вежливости и правила поведения в школе и общественных местах, почти никогда не переживает чувства ответственности, долга и совести за выполнение поручений.

При построении работы с детьми и их родителями мы основывались на следующих принципах организации духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения: детско-взрослая общность; совместная деятельность педагога и школьника; системность организации воспитания; опора на педагогический авторитет:

- первый принцип - детско-взрослая общность, без которой эффективного воспитания, взаимопонимания построить невозможно. Общность возникает через непосредственное взаимодействие и взаимозависимость людей и проявляется в групповом единстве, основанном на эмпатии;

- второй принцип - совместная деятельность педагога и школьника. Духовнонравственное развитие и воспитание должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых, при условии реализации педагогического воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъект деятельности;

- третий принцип - системность организации воспитания, духовно-нравственное развитие и воспитание не допускает фрагментарности, оторванности дел друг от друга, все направления связаны друг с другом, мероприятия вытекают одно из другого;

- четверты принцип - опора на педагогический авторитет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от него осторожности в словах и делах.

Целесообразно начинать работу в этом направлении с проведения родительского собрания по проблеме духовно-нравственного воспитания развития младшего школьника в кругу семьи.

В начале учебного года было проведено родительское собрание в форме круглого стола по теме: «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего

школьного возраста».

Цель собрания: устранение причин конфликтности между поколениями.

Затем состоялась благотворительная акция «Доброе сердце» (Сбор вещей, школьных принадлежностей).

Цели акции: вовлечение учащихся и родителей в социальную деятельность, создание условий для реализации творческих инициатив; оказание моральной и материальной помощи детям, оказавшимся в трудных социальных условиях.

На следующем этапе было проведено занятие по правовой грамотности «Российская Конституция - основной закон твоей жизни» (просмотр фильма)

Цели занятия: воспитание гражданской ответственности; повышение уровня знаний социально-правовых норм; развитие умений применять полученные знания.

В целом результат нашей работы над темой исследования по вопросам духовнонравственного воспитания младших школьников, с использованием системы продуктивен, о чем свидетельствовали результаты формирующего эксперимента, где всеми субъектами образовательного процесса приобретен опыт в решении насущных жизненных проблем с проявлением доброжелательного отношения друг к другу.

Литература

1. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №2. - С. 106 - 110.

2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания// Педагогическое общество России. - 2002. - 480 с.

3. Слизкова Е.В. Формирование гражданской компетентности школьника в условиях образовательного учреждения//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. -Т.7. - №25. - С.441 - 445.

4. Слизкова Е.В., Харитонова М.С. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №7. - С. 121-125.

5. Слизкова Е.В. Стандарт второго поколения начального общего образования: преемственность и инновационность//Современные подходы к повышению качества образования.- Ишим, 2013.-С.74 - 77.

6. Слизкова Е.В., Пашкина Н.А. Изотерапия как средство профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. - №2-2. - С.177-179.

7. Слизкова Е.В., Волкова Н.А. Программа развития младших школьников средствами сказкотерапии//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2014. - №2-2. -С.177-179.

8. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3 - 5 классы): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.