Вакарина Е.К. ©
Студент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, Тюменский государственный университет в г. Ишиме
СИСТЕМА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, представлена программа мероприятий направленная на формирование духовно - нравственного воспитания младшего школьника.
Ключевые слова: система, духовность, нравственность, воспитание.
Keywords: system, spirituality, morality, education.
Актуальность исследования: Демократизация и гуманизация в нашей стране происходят на фоне негативного состояния общества, роста детской преступности, наркомании, алкоголизации, увеличения числа «социальных сирот», кризиса в духовной сфере, который связан с утратой традиционных нравственных ценностей, нарушением моральных норм и правил. Все эти условия усложняют процесс нравственного воспитания подрастающего поколения, резко расширяя сферу отрицательных воспитательных воздействий.
Разработкой проблемы нравственного воспитания подрастающих поколений занимались отечественные учёные, философы прошлого (Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Д. Гачев, A.II. Герцен. JI.H. Гумилев, И. А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, ЛИ Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Так же эта проблема отражена в работах
О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, Л.Ю. Гордина, Р.Г. Гуровой, Г.П. Давыдова, Т.С. Конниковой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, Н.И. Монахова, И.А. Невского, Л.И. Новиковой, И. Б. Первина, В. И. Петровой, Л. И.
Рувинского, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, И.Ф. Харламова и др[1].
С понятием духовности очень тесно связано понятие «нравственность».
По определению Т.И. Петраковой, «духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности», между ними существует не только смысловая, но и глубинная функциональная связь, поскольку нормы и принципы нравственности получают обоснование в идеалах добра и зла, которые сопрягаются с категорией духовности. «Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - отмечает Т. И. Петракова [4].
Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданственно-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с его религией. Нравственность человека выражается в свободном принятии им Абсолютных нравственных императивов и проявляется в поведении и поступках[2,398].
Младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается. При этом реализуется вторая стадия этого уровня — ориентация на поощрения. Суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь. Для этого возраста характерны конформное, согласное с нормами поведение,
© Вакарина Е.К., 2015 г.
направленное на то, чтобы в результате получить поощрение; ожидание ребенком того, что в ответ на его положительные поступки к нему будут относиться так же хорошо [3].
В целом нравственное воспитание и развитие ребенка - это две взаимообусловленные и постоянно изменяющиеся стороны единого процесса. Нравственное воспитание играет огромную роль в развитии психики ребенка: «оно органически связано с развитием у детей интеллектуальной активности и сообразительности, с расширением их кругозора, знаний о природе, труде, искусстве и литературе». Особенности нравственного развития младших школьников необходимо учитывать при организации нравственного воспитания в начальной школе.
Таким образом, к младшему школьному возрасту каждый ребенок достигает своего уровня нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Исходя из этого, мы решили разработать программу мероприятий, направленную на развитие духовно - нравственного воспитания младшего школьника.
Программа мероприятий, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся, разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель программы: формирование духовно - нравственного воспитания учащихся начальной школы.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:
Задачи программы:
• создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и условий для её успешной реализации;
• осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах духовнонравственного становления и воспитания детей;
• координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.
На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы. В работе доказывается, что воспитание нравственных качеств личности начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. В школу приходит ученик не обученный, но обязательно воспитанный - больше или меньше, правильно или не правильно, хорошо или плохо, но воспитанный. Перед школой встает задача: слить воедино учебный процесс (его содержание, методы, формы организации урока) и воспитательную работу с детьми и родителями так, чтобы это привело к успеху дальнейшего усвоения норм и правил.
Эффективность воспитания основ нравственной культуры у детей обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: определением воспитания основ
нравственной культуры приоритетным направлением и рассмотрением во взаимосвязи и взаимообусловленности аксиологического, эмоционального, познавательного,
поведенческого, рефлексивного компонентов; внедрением в образовательный процесс научно обоснованной модели воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста; осуществлением педагогического сопровождения этого процесса на основе учета динамических характеристик проявления нравственной культуры у детей, педагогической поддержки ребенка, гармонизации отношений педагогов, детей и родителей, учета субъектного опыта детей, дифференциации и индивидуализации содержания, форм и
методов воспитания основ нравственной культуры у детей, в контексте преемственного воспитания у детей основ нравственной культуры и является объектом рефлексивного анализа.
Для выявления уровня нравственной воспитанности мы использовали следующие методики: для определения нравственного сознания - «Исследование уровня эмпатийных тенденций»; (Приложение 2), для определения нравственного поведения - «Модификация методики Дембо-Рубинштейн»; для определения нравственного отношения - Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой).
В результате проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 40% всех испытуемых имеют высокий уровень воспитанности, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента. У этих детей адекватный уровень самооценки, формируются ценностные ориентации и взаимоотношения с окружающими на высоком уровне.
45% имеют средний уровень воспитанности, уровень самооценки низкий, формирование ценностей находится на начальной стадии, во взаимоотношениях с окружающими открыты.
15% имеют низкий уровень, самооценка занижена, механизм дифференциации ценностей не сформирован, во взаимоотношениях с окружающими иногда испытывают затруднения.
Диагностика уровня воспитанности младших школьников показала, что большинство детей имеют средний уровень, результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно. Формирующий этап эксперимента позволил нам провести 2 мероприятия направленных на взаимодействие в коллективе, уважение к мнению одноклассников и не только, выбору правильной гражданской позиции. На мероприятиях этого этапа мы применили различные формы внеурочной деятельности, разработали специальные конспекты для учителя.
Программа мероприятий направлена на повышение уровня духовно - нравственного воспитания младших школьников. Её применение должно позволить воспитать в школьниках любовь к Родине, уважение к окружающим и в первую очередь к себе.
Литература
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
2. Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения Слизкова Е.В., Белова А.В. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 387-390.
3. Иванов И. П. энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.: ил.
4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. [Текст] - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.
5. Педагогика [Текст]/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983 - 384с.
6. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации Слизкова Е.В., Харитонова М.С. Научно - методический электронный журнал "Концепт". 2014. № 7. С. 121-125.
7. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии [Текст]/.Р.С.Немов -М.: Владос, 2000; - 436с.
8. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" http://nravstvennost.info/legislation/laws_on_patriotism/laws_ affecting_ the_nurture_patriotism.php
9. Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школе Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8-1. С. 301-305.