Научная статья на тему 'Современные подходы к содержанию нравственного воспитания младших школьников'

Современные подходы к содержанию нравственного воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова С. К., Коробейникова Я. Ю.

Статья раскрывает современные подходы к содержанию и организации нравственного воспитания младших школьников. Приводится классификация и краткий анализ современных программ нравственного воспитания школьников по различным основаниям. Определены подходы к построению системы нравственного воспитания учащихся и определению критериев нравственной воспитанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к содержанию нравственного воспитания младших школьников»

соединять собственные мысли с объективированным знанием, удерживаемое в памяти - с забытым или неосознаваемым в данный момент.

Языковые ресурсы Интернет обеспечивают возможность:

- погружать обучающихся в языковую среду;

- активизировать усвоенные ранее знания;

- совершенствовать у обучающихся умения и навыки восприятия и критического осмысления текста;

- развивать у обучающихся логическое мышление;

- повысить познавательную самостоятельность и мотивацию учащихся к медиаобразованию.

Список литературы:

1. Бондаренко Е.А., Журин А.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. - 2002. - № 3.

2. Журин А.А., Зазнобина Л.С. Концепция информационно-обучающих систем нового поколения // Электронный ресурс. - 2005.

3. Зазнобина Л.С. Общее и особенное в медиаобразовании // Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент: сб. науч. трудов. - М.: ИОСО РАО, 1999.

- 308 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ © Овсянникова С.К.*, Коробейникова Я.Ю.4

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

Статья раскрывает современные подходы к содержанию и организации нравственного воспитания младших школьников. Приводится классификация и краткий анализ современных программ нравственного воспитания школьников по различным основаниям. Определены подходы к построению системы нравственного воспитания учащихся и определению критериев нравственной воспитанности.

Особое место в периоде детства занимает младший школьный возраст. Значимость его трудно переоценить, так как именно в это время закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения ме^ду ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения.

* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.

* Студент факультета педагогики и психологии.

Понятно, что в этом периоде детства нельзя говорить об окончательном определении ценностей и норм поведения, младшие школьники находятся в стадии выбора, осмысления и усвоения, но можно говорить о создании базиса, основания личности, формирования нравственных качеств. Важно знать, в каком направлении развиваются представления детей об окружающем их мире, о людях, жизненных ценностях. Следует отметить, что на выбор ценностей и норм младших школьников в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого (семьи, учителя), их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей.

В современной педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания учащихся: интеллектуалистический, придающий первостепенное значение формированию знаний школьников, и поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у них навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве основного в построении системы нравственного воспитания [2].

Существует несколько подходов к определению критериев нравственной воспитанности. Проанализировав эти подходы, мы выявили те общие критерии, которые выделяют большинство исследователей. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям [1]. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированное™ нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигатель-

ной, эмоционально-волевой сферах. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения.

Особенностью современной практики нравственного воспитания младших школьников является разнообразие соответствующих программ. Для упорядочения представлений педагогов начальных классов об этих программах возможна классификация их по следующим основаниям:

- в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей: гуманистические («Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили), этно-педагогические («Народоведение» А.И.Лазарева), историко-культурологические («Истоки» А.В. Камкина и И.А. Кузьмина), религиозные («Нравственное воспитание на основе Православия» Г.Г. Алексеевой);

- по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса: субъекг-субъектные («Основы этической культуры» А.И. Шем-шуриной) и субъект-объектные («Мироведение» Л.В. Суровой);

- в зависимости от наличия связей преемственности: программы, предназначенные для определенной возрастной группы («Истоки» А.В. Камкина и И.Л. Кузьмина), и программы, рассчитанные на весь период школьного образования («Программа воспитания школьников» Н.Е. Щурковой);

- по соотношению духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания: программы духовного воспитания («Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили), программы нравственного воспитания («Нравственное образование» Э.П. Козлова); программы духовно-нравственного воспитания («Наше Отечество - святая Русь» Т.И. Петраковой, Е.В. Евладовой и др.) [3].

Программа Ш.А. Амонашвили реализуется в системе уроков духовной жизни. Основные способы проведения уроков в рамках реализации программы:

- беседы, рассказы учителя, свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта, чтение легенд, анализ литературных произведений, мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств;

- размышления о самом себе, близких и родных, добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни; обращение к своему сердцу;

- занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, принимать сердцем, понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой;

- повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям земли;

- запись сновидений, ведение дневниковых записей о своих переживаниях, философствование.

Программа «Основы этической культуры», разработанная под руководством А.И. Шемшуриной, выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Она имеет четыре раздела, каждый из которых в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу последовательно расширяет и углубляет их этические знания. Первый раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимозависимость внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим. В его рамках изучаются такие темы, как «Доброе слово, что ясный день», «Чего в других не любишь, того и сам не делай», «Каждый интересен», «Оглянись внимательно вокруг», «Роскошь и нищета общения» и др. Главная идея этого раздела - в основе общения людей должны лежать доброжелательность и уважение друг к другу.

Содержание второго раздела связано с этикетом, с так называемыми правилами «хорошего тона», с помощью которых человек находит внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим: «Как решать семейные проблемы», «Дома и в гостях», «Когда какое слово молвить», «Азы народного этикета» и др.

Третий раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения с окружающими. Он способствует развитию эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии. Этот раздел предполагает усиление интереса ребенка к своей внутренней жиз -ни, к качествам собственной личности, к сопоставлению себя и других людей. Решаются эти задачи в ходе работы по таким темам, как «Подари другому радость», «Душа - это наше творение», «Чью старость утешил?», «Умей быть щедрым», «Праздник благодарности», «Если слышать голос совести» и др. Четвертый раздел рассматривает этику отношений в коллективе.

В практике воспитания этической культуры наряду со специально проводимыми занятиями важное место занимают другие формы работы. «Этический заряд» - эмоциональный импульс доброжелательно начатого учебного дня для младших школьников. Педагог с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, добрый эмоциональный климат взаимоотношений. «Этический заряд» - это и итоговая «моральная пятиминутка» в конце дня у младших школьников. Она посвящается анали-

зу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного способа выхода из них. Программа А.И. Шемшуриной имеет необходимое методическое сопровождение в виде рекомендаций, изданных отдельными сборниками и регулярно публикуемых в журнале «Этическое воспитание». Это позволяет учителю более эффективно решать поставленные задачи.

В ряде регионов России реализуется «Программа воспитания школьника», разработанная Н.Е. Щурковой. Определяя ценностное отношение как устойчивую избирательную предпочтительную связь субъекта с объектом окружающего мира, приобретающим для субъекта личностный смысл, автор и педагоги выстраивают определенную последовательность реализации программы в соответствии с принятой ими иерархией ценностей. Эта последовательность соответствует возрастному развитию детей, помогает постепенному осмыслению жизни и отражена в общей модели программы как формирование: ценностного отношения к природе как общему дому человека; ценностных отношений к нормам культурной жизни; представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; образа жизни, достойной человека; жизненной позиции, способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Последователи Н.Е. Щурковой в качестве основного инструмента воспитания используют групповое дело, главной функцией которого является проживание социально ценностного отношения в процессе межличностного взаимодействия.

Главной целью курса «Истоки» (авторы И.Л. Кузьмин, Л.В. Камкин,

Н.В. Котельникова) является развитие духовности учащихся, приобщение их к истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит, как считают авторы, формирование социокультурной основы личности, обеспечивающей ее самоопределение и самоутверждение.

Программа содержит темы, в раскрытие которых заложены такие нравственные понятия, как верность, правда, честь, согласие, терпение, послушание, милосердие, доброта, покаяние, ум и разум, истина, знания и мудрость.

Целью программы «Наше Отечество - святая Русь» Т.И. Петраковой, Е.Б. Евладовой и других является формирование нравственных ориентиров на основе традиционных христианских и общечеловеческих ценностей. Они раскрывают темы «Родная история», «Русь великая», «Русский человек без родни не живет», «Русская душа», «Русь богатырская», «Искусство моей Родины». Они раскрывают отечественные ценности, отражающие различное мировосприятие русского народа.

Заканчивая анализ некоторых существующих в настоящее время программ нравственного воспитания младших школьников, следует подчеркнуть, что их выбор учителем будет зависеть от системы ценностей, которой он придерживается; от типа образовательного учреждения, в котором он

трудится; от запросов и пожеланий родителей учащихся. Содержание вышеназванных программ можно реализовывать не только в специально отведенное для этого время (факультатив, внеклассное мероприятие и т.п.), но и интегрируя с содержанием таких предметов, как чтение, изобразительное искусство, художественный труд, музыка, окружающий мир.

Список литературы:

1. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности: методич. пособие. - М.: Перспектива, 2009. - 104 с.

2. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 21-29.

3. Шитякова Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 16-21.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Овсянникова С.К.*, Кривова Я.И.4

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В статье раскрываются методические подходы к организации педагогической поддержки младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности. Определен алгоритм оказания педагогической поддержки, охарактеризована типология школьников, испытывающих трудности в обучении, приводится классификация причин, вызывающих трудности в обучении.

В начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко «выпадают» из процесса обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возмож-

* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.

* Студент факультета педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.