Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания'

Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2118
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL QUALITIES / PERSONALITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слизкова Е.В., Белова А.В.

В статье представлен авторский подход к формированию нравственных качеств младших школьников средствами духовно нравственного воспитания: классные часы, игры, эстетические беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания»

1 2 ©

Слизкова Е.В. , Белова А.В.

К.п.н., доцент; студент педагогического факультета.

Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменского государственного университета» в г. Ишиме

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация

В статье представлен авторский подход к формированию нравственных качеств младших школьников средствами духовно - нравственного воспитания: классные часы, игры, эстетические беседы.

Ключевые слова: нравственные качества, личность, духовно-нравственное воспитание Keywords: moral qualities, personality, spiritual and moral education

На современном этапе развития общества, который характеризуется духовнонравственным кризисом, особую значимость приобретает процесс создания у подрастающего поколения базовой иерархии представлений, ценностей и мотивов, которые являются сущностной характеристикой мировоззренческой и нравственной сфер их сознания.

Воспитательный процесс начальной школы в условиях модернизации образования вобрал в себя интегративные механизмы, влияющие на процесс духовно-нравственного развития человека.

Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением менталитета общества и личности. Так же не малую роль сыграло и изменение федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Современному обществу необходима личность, с установленными нравственными качествами. Нравственные качества формируются в коллективе. Как утверждал А.С. Макаренко: «Воспитательный коллектив - это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни» [5,с. 131].

Тем не менее, не надо забывать тот факт, что России понадобился не один десяток лет, чтобы государственная образовательная политика вновь провозгласила своей главной задачей духовно- нравственное воспитание детей. Для ее реализации специально разработаны Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа развития воспитательной компоненты в

общеобразовательных учреждениях [2, с. 18].

В фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., выявлены сущностные характеристики основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения

© Слизкова Е.В., Белова А.В., 2015 г.

личности и их неуклонное соблюдение.

С.И. Ожегов понятие «нравственность» рассматривает как внутреннее, духовное качество, которым руководствуется человек, знание этических норм, правил поведения, определяемых этими структурами [9, с. 215].

В педагогическом словаре понятие «нравственность» рассматривается, «во-первых, как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; во-вторых, как система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь» [4, с. 92].

В древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми

добродетелями человека» [1, с. 54].

Нравственное воспитание действенно только тогда, когда оно интегрировано в процесс образования: является составной частью предметного обучения и внеклассной деятельности. На несогласованность нравственного воспитания и образования указывал В. А. Сухомлинский, отмечая, что существует немало школ, где измеряют и оценивают духовный мир ребенка «только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки» [10, с. 20]. Не менее важная задача заключается в том, чтобы одновременно с передачей знаний и умений развивать ум и нравственные силы школьника. О единстве этих двух компонентов писал Джон Дьюи: «что касается методов обучения, то важно иметь в виду, что первостепенной потребностью каждой личности сегодня является способность мыслить, навык видеть проблемы, соотносить с ними факты, применять идеи и радоваться их работе. Если молодой человек или девушка выходят из школы, наделенные такой способностью, то все остальное со временем к этому приложится. Интеллектуально и нравственно они обретут себя» [3, с. 198].

Духовно-нравственной базой нравственного воспитания в школе являются: правила, система поощрений и наказаний, форма одежды, взаимоотношения, стиль обучения, характер внеклассной деятельности, этические нормы во взаимодействии школьников и учителей. С первых шагов ребенка в школе педагоги доносят до него нормы поведения, которые от него ожидаются. Нравственное поведение усваивается школьниками через педагогически верно организованное поведение и общение.

Ребенок должен понимать нравственные ограничения своего самостоятельного мышления и учитывать последствия своих решений и поступков для себя и окружающих его людей. Всякое критическое отношение должно опираться не на личные желания или интуицию, а на свои личностные ресурсы, чтобы сделать обоснованным свое решение, мнение, поступок. Но, чтобы эти ресурсы не были убогими и скудными, личность необходимо развивать во всем многообразии социальных, нравственных экономических отношений. Морально-ценностный подход к проблеме выразил К.Д. Ушинский, который считал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях [11, с.23].

Основной идеей для создания системы формирования нравственных качеств личности младших школьников, выступила необходимость постепенного ознакомления детей младшего школьного возраста с нормами нравственности, развитием нравственных качеств личности в коллективе, необходимые для жизни в современном обществе.

Система воспитания нравственных качеств личности может быть организована в виде воспитательного проекта «Копилка добрых дел» в младших классах, данная система - это маленький шажок на пути к нравственной культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность [8, с. 115], целью которой является создание единой

воспитательной системы, в процессе которой происходит формирование у младших школьников нравственных качеств и потребности в нравственном саморазвитии и самоактуализации.

Основными принципами формирования нравственных качеств личности у младших школьников являются: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно - деятельностной организации воспитания.

Система формирования нравственных качеств личности младших школьников в коллективной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов 17.

В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Одной из них, и, пожалуй, важнейшей, является выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к единству слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Методы и способы воспитания, используемые учителем, разнообразны. Наиболее эффективными в аспекте духовнонравственного и личностного развития ребенка, являются современные инновационные педагогические технологии. Одной из таких является технология проектирования, которая имеет огромный воспитательный потенциал. Самое важное при реализации системы - это то, что развивается творческая активность и самостоятельность, навыки коммуникации самих детей, а также усиливается процесс их социализации. Дети учатся жить, и жить с пользой и радостью.

Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии и показатели оценки сформированности нравственных качеств младших школьников: критерий нравственного сознания, критерий нравственных

отношений, критерий нравственного поведения. Критерий нравственных отношений определяется направленностью личности.

В зависимости от того, какие мотивы, потребности, ценности школьник принимает для себя в качестве личностно значимых, сформированность нравственных ориентиров, создание отношений с окружающим миром на основе нравственных ценностей и норм и правил общества приобретает позитивный или негативный характер (просоциальный или антисоциальный).

Этот критерий оценивался по показателям сформированности отношения к жизненным ценностям.

Критерий нравственного сознания отражает субъективную оценку младшим школьником собственного поведения, личностных ощущений, переживаний и

складывающихся отношений. Данный критерий оценивался с помощью диагностики нравственной самооценки.

Критерий нравственного поведения отражает способность ребенка к нравственному поведению, соответствующему нормам и правилам общественной жизни, определяет степень сформированности нравственных ориентиров, уровень сформированности нравственного поведения, соответствующего нормам и правилам общества.

На основе выделенных критериев и показателей выделили уровни воспитанности исследуемых нравственных качеств у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; активная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству.

Средний уровень: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; нечеткость

рефлексивной самооценки учебной деятельности; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.

Низкий уровень: несформированность нравственных понятий, неустойчивое,

импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; низкий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; отсутствие навыков совместного сотрудничества.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования, были получены следующие результаты:

1. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности нравственных качеств.

2. Чтобы показать учащимся, что необходимо развивать свои нравственные качества

интерес мы разработали и провели мероприятия по повышению уровня сформированности нравственных качеств младших школьников: беседы, ситуации, серия классных часов,

включающих различные задания и упражнения, направленные на развитие нравственных качеств у младших школьников, сделан их анализ.

3. Процесс развития нравственно-духовных качеств был организован в соответствие с педагогическими условиями выявленными в первой главе.

4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов

эксперимента показал, что уровень сформированности нравственных качеств у младших школьников в контрольном классе, где формирующий этап эксперимента не проводился, изменился незначительно. У школьников экспериментального класса уровень

сформированности нравственных качеств интереса значительно выше, чем у учащихся контрольного класса, это говорит, о том, что подобранный нами комплекс мероприятий способствовал эффективному формированию нравственных качеств младших школьников.

Таким образом, чтобы добиться успеха в нравственном воспитании младших школьников, необходимо своевременно начать работу по формированию

самостоятельности, инициативности и творческого отношения к деятельности.

Литература

1. Аристотель, Сочинения в 4-х томах [Текст]. — М.: Академия, 1997. — 366 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» - 2009- 24 с

3. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. - М.: Республика, 2003. - 494 с.

4. Коджаспирова, Г. М., Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Акаде-мия, 2003.- 176 с

5. Макаренко, А. С. О воспитании. [Текст]/ А. С. Макаренко. - М., 1988 - С. 126 - 149

6. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. — М. : Педагогическое об-щество России, 2000. — 208 с.

7. Мальцева Н.. В., Нравственные поступки школьников: условия и среда их выбора и мотивации

8. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Текст]: - М: Просвещение, 1995.- 478 с.

9. Слизкова Е.В., Волкова Н.А., сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Омск, 2001.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Минск: Народная асвета, 1982. - 407 с.

11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1950. Т. 9: Человек как

предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. II. - 628 с.

12. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 3-е изд. - М.: Просвещение , 2014.- 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.