Научная статья на тему 'Воспитанность и духовно-нравственные качества личности современных школьников'

Воспитанность и духовно-нравственные качества личности современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухтина Ю.Н.

В статье рассматривается проблема воспитанности и духовно нравственных качеств личности современных школьников, представлены предполагаемые результаты задачника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитанность и духовно-нравственные качества личности современных школьников»

Кухтина Ю.Н. ©

Студент, кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме

ВОСПИТАННОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема воспитанности и духовно - нравственных качеств личности современных школьников, представлены предполагаемые результаты задачника.

Ключевые слова: воспитание, воспитанность, духовно-нравственные качества.

Keywords: education, education, spiritual and moral qualities.

Актуальность исследования: Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Оно должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни нужна элементарная воспитанность. Если ребенок не кричит из-за каждого пустяка, и не тащит еду из чужой тарелки, он уже получил элементарное воспитание. Высокая воспитанность - не только формальное и бездумное поведение, но и понимание смысла этого поведения, внутренняя приверженность воспитанности.

Определим содержание основных понятий рассматриваемой проблемы.

В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, — «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности» [1,53-57].

Несмотря на то, что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин это понятие постоянно уточняется.

Воспитание - целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации ее задатков и внутренних резервов; процесс субъект - субъектного взаимодействия направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества [3,383].

В социальной педагогике под воспитанием понимают процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы. (В широком пед. значении) процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. (В узком пед. значении) целенаправленная воспитательная деятельность. Имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека [4,3-23].

Воспитание - Относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций в которых оно осуществляется [2,383].

© Кухтина Ю.Н., 2015 г.

М. Вебер определял воспитание как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Общество характеризовало в различные исторические периоды термин воспитание, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности. В целом воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Когда доминировала марксистская идеология, воспитание рассматривалась как средство подготовки активных и сознательных строителей коммунизма.

Различные трактовки понятия «воспитание» зависят от того, какие аспекты данного явления являются наиболее значимыми.

Изначально детям приходится прививать элементарную воспитанность, потому что на первый взгляд воспитанность невыгодна: воспитанному человеку приходится себя во многом ограничивать, а в столкновении с невоспитанным человеком воспитанный практически всегда проигрывает: он не может себе позволить то, что легко позволит себе человек, от воспитанности свободный. Поэтому привитие элементарной воспитанности ребенку дается сложно [7, 301-305].

Воспитанность в человеке (или невоспитанность) для внимательного глаза видна издалека и является для людей важным критерием. Воспитанные люди образуют некий круг, куда допускают не всех, а только избранных, подобных себе - людей воспитанных. Воспитанный человек не выразит без необходимости неуважение к невоспитанному человеку, но никогда не будет вести с ним дружбу или всерьез иметь с ним дела. Воспитанный человек позитивен, выдержано и достойно ведет себя в конфликте потому, что он так воспитан [5,387-390].

Проблемой воспитанности занимались следующие ученые: Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, М.В. Гамезо и др. Изучение школьников позволяет собрать материал для их характеристик, в которых, отражаются результаты воспитания. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы и реализовать его.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий. Важным показателем эффективности воспитательной работы считается воспитанность учащихся, отметим, что параметры фиксирующие воспитанность и ее динамику, не могут в полной мере характеризовать степень влияния воспитательной работы в школе на учащихся, потому что на детей воздействуют и семья, СМИ, общество и т.д. Все это следует учитывать при анализе и оценке эффективности воспитательной работы учебного заведения и педагогов [6,179].

Таким образом, изучив уровень воспитанности младших школьников в условиях воспитательного процесса, мы пришли к выводу, что необходимо разработать задачник повышающий уровень воспитанности школьников.

Задачник основан на ФГОС второго поколения, основная цель которого - повышение уровня воспитанности младших школьников. Задачник состоит из 3 разделов. Содержание задачника зависит от возраста учеников. Учитывая специфику возрастного развития учеников начальных классов и опираясь на сенситивные периоды, соответствующие возрасту, педагог распознает ту или иную группу качеств, характерную для данного возраста.

Цель задачника: повышение уровня воспитанности младших школьников с использованием ситуаций из сюжетов русских народных сказок.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи:

• Формирование ответственности

• Формирование духовности и культуры

• Формирование инициативности и самостоятельности

• Формирование толерантности

• Формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации к труду.

На констатирующем этапе нами были подобраны и проведены методики: Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»; Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности; Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Диагностика уровня воспитанности младших школьников по данным методикам показала, что большинство детей имеют средний уровень (35%), результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно. Формирующий этап эксперимента позволяет нам провести занятия по развитию воспитанности учащихся с использованием ситуативных задач. На занятиях этого этапа мы можем применить различные формы внеурочной деятельности, разработать специальные задачи, которые можно задавать детям для повышения воспитанности. Наш задачник поможет улучшить результаты экспериментальной группы на 40% благодаря использованию ситуативных задач.

На формирующем этапе был разработан задачник повышающий уровень

воспитанности младших школьников, состоящий из трех разделов: инициативность, ответственность, самостоятельность.

На контрольном этапе осуществляется повторная диагностика уровня воспитанности детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах. После того как будут проведены занятия с учащимися по задачнику анализ полученных результатов у экспериментальной группы должен значительно возрасти.

Мы пришли к выводам, что использование задачника в начальной школе является одним из наиболее эффективных средств повышения уровня воспитанности школьников. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, будут решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Литература

1. Байбородова, Л. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса [Текст] / Л. Байбородова // Воспит. работа в шк. - 2012.- № 3. - С. 53-57.

2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 2004.- С.383.

3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл.ред. Б.М. Бим-Бал; Редкол.: М. М. Безруких. В. А. Болотов, Л. С. Глебова [и др.]. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2002. -С. 383.

4. Дмитриева, А. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / А. С. Дмитриева // Завуч в нач. шк. - 2009.- № 6. - С. 3 - 23.

5. Слизкова Е.В., Белова А.В., Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения / Е.В. Слизкова, А.В. Белова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014.- №10. - С. 387 - 390.

6. Слизкова Е.В., Волкова Н.А., Программа нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии / Е.В. Слизкова, Н.А. Волкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014.- №2. - С. 179.

7. Слизкова Е.В., Шарайкина А.Н., Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы / Е.В. Слизкова, А.Н. Шарайкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014.- №8-1. - С. 301 - 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.