Научная статья на тему 'Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией'

Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1189
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией»

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: предварительный - работа над каждым из смешиваемых звуков и этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Таким образом, особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР заключаются в следующем:

• формирование правильного звукопроизношения - осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;

• коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР - проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;

• учитывая тесную связь развития звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений);

• коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;

• в связи с тем, что у детей с ЗПР нарушены такие психические процессы, как внимание, память, мышление, задания логопеда должны быть направлены и на развитие этих процессов.

Список литературы

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2004. - 303 с.

2. Спиридонова И.Н., Ивановская О.Г. Состояние фонетической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами ди-зонтогенеза: материалы II междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 11 дек. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 88-95.

A. Г. Старкова

студентка

B. В. Морозова

кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста

с оптической дисграфией

В работах Б.Г. Ананьева [1], А.Н. Корнева [2], Р.И. Лалаевой [3], Е.А. Логиновой [4], Л.Г. Парамоновой [5], И.Н. Садовниковой [6] и других ученых освещены вопросы этиологии, механизмов и симптоматики оптической дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции.

186

Анализ литературных данных показал, что проблема изучения состояния зрительного внимания у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией является недостаточно изученной и требует дальнейшего осмысления и углубления.

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов ограничивается традиционным педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико-пространственными нарушениями. Между тем практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы.

Современные подходы к образованию детей требуют новых форм и методов обучения детей и коррекции различных нарушений. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке.

Целью исследования являлось определение характеристики зрительного внимания детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией.

Для достижения данной цели был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей 8-9 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с оптической дисграфией, контрольную - 15 детей с нормальным состоянием процесса письма.

Методика констатирующего эксперимента включала в себя шесть заданий, которые были направлены на определение концентрации, объема, распределения устойчивости и переключаемости зрительного внимания. За основу нами были взяты в модифицированном виде методики Н.И. Озерецкого, Г.А. Волковой. Анализ результатов исследования зрительного внимания у детей с оптической дисграфией позволил выявить недостаточность сформированности основных свойств внимания.

Так, у детей с дисграфией выявлен более низкий уровень сформированности зрительного внимания по сравнению с учащимися контрольной группы. У школьников с дисграфией отмечалась низкая продуктивность, неустойчивость внимания, слабая способность к концентрации и распределению внимания, быстрая истощаемость внимания, ограниченный объем внимания. Дети испытывали выраженные затруднения в произвольном сосредоточении внимания при продолжительном выполнении задания. У учащихся с дисграфией имели место недостатки произвольной регуляции деятельности, которые проявлялись в недостаточной мотивации, слабой зависимости деятельности от поставленной цели, подмене цели более простой и знакомой, слабости контроля за ре-

187

зультатами деятельности. Дети нуждались в постоянном побуждении к деятельности со стороны экспериментатора, не могли эффективно использовать время для решения тех или иных задач, у них отмечалась недостаточная выраженность ориентировочного этапа, малая значимость образца действия, трудности удержания многоступенчатых инструкций.

В соответствии с полученными данными констатирующего эксперимента, были разработаны методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы по развитию зрительного внимания.

Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания.

1. На развитие устойчивости внимания - задание на прослеживание взглядом линии от ее начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (игры «Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто к кому идет в гости?»).

2. Умение переключить внимание развивается с помощью «синхронного счета». При этом требуется подсчитать количество изображений двух видов, не обращая внимания на другие изображенные на этой же картинке предметы.

3. Для развития способности произвольно переключать внимание подходят, например, такие упражнения: чтение алфавита, которое перемежается счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т. д. Аналогичным по развивающему эффекту является задание на отыскивание чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте (где числа расположены в 25 клетках в случайном порядке) с черными или красными цифрами. Во втором варианте требуется отыскивать цифры только одного определенного цвета.

4. Аналогичное таблице Шульте упражнение можно сделать, заменив числа на буквы алфавита. Задачей ребенка является отыскивание букв в алфавитном порядке.

Детей младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав их в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они способствовали возникновению интереса к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. - М., 1955.

2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей - СПб., 1997.

3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.

4. Логинова Е.А. Особенности дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. - СПб., 1980.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.,

2001.

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.

188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.