Научная статья на тему 'Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР'

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2406
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР»

6. Amanda Willis. Game Goo Educational Games [Электронный ресурс] // Dig The Library .- URL: http://digthelibrary.com/?p=754

7. Barbara A. Caniglia. Specialized Education [Электронный ресурс] // Speech Therapy/ - URL: http://www.juniorsweb.com/slp/resources/caniglia/index.asp

8. Beata Klarowska Virtual Speech Center Releases Articulation Speech Therapy App [Электронный ресурс] // Virtual Speech Center Inc/ - URL: http://www.pr.com/press-release/442792

9. Jann Alconn. Speech Therapy Apps Improve Outcomes and Save Time [Электронный ресурс] // Educational Freeware. - URL: http://www.educational-

freeware.com/online/gamegoo.aspx http://www.home-speech-home.com

10. Ryan Dube. GameGoo - Fun and Entertaining Learning Games for Kids [Электронный ресурс] // Simplifying Speech Therapy. - URL: http://www.home-speech-home.com/speech-therapy-apps.html

И.Н. Спиридонова

студентка V курса

О.Г. Ивановская

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР

Преодоление нарушений речи у детей с ЗПР является одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии. Своевременная коррекция нарушений речи у детей с ЗПР является необходимым условием их психологической готовности к усвоению школьных знаний.

На основании результатов исследования фонетической стороны речи младших школьников с задержкой психического развития [2] нами были проанализированы цели, задачи, этапы и направления логопедической работы.

Основными целями логопедической работы являются развитие и коррекция всех компонентов фонетической стороны речи. Данные цели раскрываются в следующих задачах:

1) развитие ручной и артикуляционной моторики;

2) коррекция дефектов звукопроизношения и искажений звукослоговой структуры слова;

3) формирование простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и представлений.

В соответствии с поставленными задачами коррекционнологопедическую работу можно разделить на три этапа:

1) развитие ручной и артикуляционной моторики, коррекция дефектов произношения свистящих звуков, аффрикаты [ц], и смычнопроходного звука [л] на материале слов простой слоговой структуры; формирование простых форм фонематического анализа;

2) развитие ручной и артикуляционной моторики, коррекция дефектов произношения шипящих звуков, аффрикаты [ч], вибрантов, автоматизация поставленных звуков; отработка произношения слов сложной звуко-слоговой структуры, формирование сложных форм фонематического анализа, синтеза, представлений;

183

3) автоматизация и дифференциация поставленных групп звуков, работа со словами сложной звукослоговой структуры на уровне предложений, закрепление простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза, представлений.

Развитие ручной моторики у младших школьников с ЗПР имеет большое значение и для подготовки этих детей к овладению письмом [1].

В процессе логопедической работы по развитию моторики можно использовать следующие виды упражнений:

• на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев;

• на координацию и динамическую организацию движений;

• сопровождающиеся стихотворениями, известные народные пальчиковые игры;

• Конструирование.

Также для развития ручной моторики можно использовать следующие виды деятельности:

o составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2, потом на 3, 4 части. Первоначально картинки складываются по образцу, в дальнейшем - по памяти;

о обведение контуров предметных изображений;

о раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

о вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;

о расстегивание пуговиц, шнурование;

о работа с мозаикой;

о работа с пластилином;

о работы с пазлами.

Развитие речевой моторики проводится по следующим направлениям: развитие мимических движений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ. Совершенствование артикуляторной моторики следует начинать с развития умения кинестетически ощущать положение языка, губ, нижней челюсти.

На этапе постановки звука проводится комплекс артикуляционных упражнений, который определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Артикуляторную гимнастику с детьми с ЗПР часто приходится проводить, используя механическую помощь.

Логопедическая работа по коррекции дефектов звукопроизношения начинается с этапа постановки звука. «Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значительно большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности» [1, с. 192].

В связи с этим на этапе постановки звука Н.В. Серебрякова и

С.В. Зорина [1] рекомендуют использовать восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, использование кинесте-

184

тических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего используются смешанные способы, постановка от правильно произносимых звуков, от артикуляторного уклада.

Следующим этапом логопедической работы по коррекции дефектов звукопроизношения является автоматизация звука. У детей с ЗПР этот этап проходит более длительно, чем у детей массовой школы.

В процессе автоматизации звуков следует проводить работу над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Упражнения, используемые на этапе автоматизации звука, наряду с коррекцией нарушений звукослоговой структуры слова, развитием фонетико-фонематической стороны речи способствуют обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, профилактике и коррекции нарушений письменной речи.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры авторы [1] рекомендуют использовать игры и упражнения, направленные одновременно и на развитие слогового анализа и синтеза, что наряду с этим способствует профилактике и коррекции дисграфии у учащихся с ЗПР.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа, синтеза, представлений проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности.

1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец).

3. Определение последовательности, количества, позиции звуков в слове.

Развитие фонематического строя имеет ту особенность, что можно одновременно развивать сразу несколько его компонентов - анализ и синтез, восприятие и представления, анализ и восприятие.

По мнению авторов [1], этап дифференциации звуков для учащихся с ЗПР является обязательным этапом коррекции нарушений фонетической стороны речи. В массовой школе дифференциация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. Для учащихся с ЗПР этот этап логопедической работы проводится даже в том случае, если звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое обусловливает большое количество замен в письменной речи у учащихся с ЗПР.

Ввиду сложности артикуляции некоторых звуков нужно работать над слухопроизносительной дифференциацией глухих и звонких вариантов отрабатываемых звуков (с-з, ш-ж), аффрикат и их составляющих (т-ц, с-ц, ть-ч, щ-ч), сонантов (л-р, ль-й, рь-й).

185

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: предварительный - работа над каждым из смешиваемых звуков и этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Таким образом, особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР заключаются в следующем:

• формирование правильного звукопроизношения - осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;

• коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР - проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;

• учитывая тесную связь развития звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений);

• коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;

• в связи с тем, что у детей с ЗПР нарушены такие психические процессы, как внимание, память, мышление, задания логопеда должны быть направлены и на развитие этих процессов.

Список литературы

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2004. - 303 с.

2. Спиридонова И.Н., Ивановская О.Г. Состояние фонетической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами ди-зонтогенеза: материалы II междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 11 дек. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 88-95.

A. Г. Старкова

студентка

B. В. Морозова

кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста

с оптической дисграфией

В работах Б.Г. Ананьева [1], А.Н. Корнева [2], Р.И. Лалаевой [3], Е.А. Логиновой [4], Л.Г. Парамоновой [5], И.Н. Садовниковой [6] и других ученых освещены вопросы этиологии, механизмов и симптоматики оптической дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции.

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.