6. Amanda Willis. Game Goo Educational Games [Электронный ресурс] // Dig The Library .- URL: http://digthelibrary.com/?p=754
7. Barbara A. Caniglia. Specialized Education [Электронный ресурс] // Speech Therapy/ - URL: http://www.juniorsweb.com/slp/resources/caniglia/index.asp
8. Beata Klarowska Virtual Speech Center Releases Articulation Speech Therapy App [Электронный ресурс] // Virtual Speech Center Inc/ - URL: http://www.pr.com/press-release/442792
9. Jann Alconn. Speech Therapy Apps Improve Outcomes and Save Time [Электронный ресурс] // Educational Freeware. - URL: http://www.educational-
freeware.com/online/gamegoo.aspx http://www.home-speech-home.com
10. Ryan Dube. GameGoo - Fun and Entertaining Learning Games for Kids [Электронный ресурс] // Simplifying Speech Therapy. - URL: http://www.home-speech-home.com/speech-therapy-apps.html
И.Н. Спиридонова
студентка V курса
О.Г. Ивановская
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР
Преодоление нарушений речи у детей с ЗПР является одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии. Своевременная коррекция нарушений речи у детей с ЗПР является необходимым условием их психологической готовности к усвоению школьных знаний.
На основании результатов исследования фонетической стороны речи младших школьников с задержкой психического развития [2] нами были проанализированы цели, задачи, этапы и направления логопедической работы.
Основными целями логопедической работы являются развитие и коррекция всех компонентов фонетической стороны речи. Данные цели раскрываются в следующих задачах:
1) развитие ручной и артикуляционной моторики;
2) коррекция дефектов звукопроизношения и искажений звукослоговой структуры слова;
3) формирование простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и представлений.
В соответствии с поставленными задачами коррекционнологопедическую работу можно разделить на три этапа:
1) развитие ручной и артикуляционной моторики, коррекция дефектов произношения свистящих звуков, аффрикаты [ц], и смычнопроходного звука [л] на материале слов простой слоговой структуры; формирование простых форм фонематического анализа;
2) развитие ручной и артикуляционной моторики, коррекция дефектов произношения шипящих звуков, аффрикаты [ч], вибрантов, автоматизация поставленных звуков; отработка произношения слов сложной звуко-слоговой структуры, формирование сложных форм фонематического анализа, синтеза, представлений;
183
3) автоматизация и дифференциация поставленных групп звуков, работа со словами сложной звукослоговой структуры на уровне предложений, закрепление простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза, представлений.
Развитие ручной моторики у младших школьников с ЗПР имеет большое значение и для подготовки этих детей к овладению письмом [1].
В процессе логопедической работы по развитию моторики можно использовать следующие виды упражнений:
• на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев;
• на координацию и динамическую организацию движений;
• сопровождающиеся стихотворениями, известные народные пальчиковые игры;
• Конструирование.
Также для развития ручной моторики можно использовать следующие виды деятельности:
o составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2, потом на 3, 4 части. Первоначально картинки складываются по образцу, в дальнейшем - по памяти;
о обведение контуров предметных изображений;
о раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;
о вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;
о расстегивание пуговиц, шнурование;
о работа с мозаикой;
о работа с пластилином;
о работы с пазлами.
Развитие речевой моторики проводится по следующим направлениям: развитие мимических движений, развитие движений нижней челюсти, языка, губ. Совершенствование артикуляторной моторики следует начинать с развития умения кинестетически ощущать положение языка, губ, нижней челюсти.
На этапе постановки звука проводится комплекс артикуляционных упражнений, который определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений. Артикуляторную гимнастику с детьми с ЗПР часто приходится проводить, используя механическую помощь.
Логопедическая работа по коррекции дефектов звукопроизношения начинается с этапа постановки звука. «Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значительно большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности» [1, с. 192].
В связи с этим на этапе постановки звука Н.В. Серебрякова и
С.В. Зорина [1] рекомендуют использовать восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, использование кинесте-
184
тических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.
У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего используются смешанные способы, постановка от правильно произносимых звуков, от артикуляторного уклада.
Следующим этапом логопедической работы по коррекции дефектов звукопроизношения является автоматизация звука. У детей с ЗПР этот этап проходит более длительно, чем у детей массовой школы.
В процессе автоматизации звуков следует проводить работу над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Упражнения, используемые на этапе автоматизации звука, наряду с коррекцией нарушений звукослоговой структуры слова, развитием фонетико-фонематической стороны речи способствуют обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, профилактике и коррекции нарушений письменной речи.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры авторы [1] рекомендуют использовать игры и упражнения, направленные одновременно и на развитие слогового анализа и синтеза, что наряду с этим способствует профилактике и коррекции дисграфии у учащихся с ЗПР.
Логопедическая работа по формированию фонематического анализа, синтеза, представлений проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности.
1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец).
3. Определение последовательности, количества, позиции звуков в слове.
Развитие фонематического строя имеет ту особенность, что можно одновременно развивать сразу несколько его компонентов - анализ и синтез, восприятие и представления, анализ и восприятие.
По мнению авторов [1], этап дифференциации звуков для учащихся с ЗПР является обязательным этапом коррекции нарушений фонетической стороны речи. В массовой школе дифференциация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. Для учащихся с ЗПР этот этап логопедической работы проводится даже в том случае, если звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое обусловливает большое количество замен в письменной речи у учащихся с ЗПР.
Ввиду сложности артикуляции некоторых звуков нужно работать над слухопроизносительной дифференциацией глухих и звонких вариантов отрабатываемых звуков (с-з, ш-ж), аффрикат и их составляющих (т-ц, с-ц, ть-ч, щ-ч), сонантов (л-р, ль-й, рь-й).
185
Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: предварительный - работа над каждым из смешиваемых звуков и этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Таким образом, особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР заключаются в следующем:
• формирование правильного звукопроизношения - осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;
• коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР - проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие артикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;
• учитывая тесную связь развития звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений);
• коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;
• в связи с тем, что у детей с ЗПР нарушены такие психические процессы, как внимание, память, мышление, задания логопеда должны быть направлены и на развитие этих процессов.
Список литературы
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2004. - 303 с.
2. Спиридонова И.Н., Ивановская О.Г. Состояние фонетической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами ди-зонтогенеза: материалы II междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 11 дек. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 88-95.
A. Г. Старкова
студентка
B. В. Морозова
кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Зрительное внимание у детей младшего школьного возраста
с оптической дисграфией
В работах Б.Г. Ананьева [1], А.Н. Корнева [2], Р.И. Лалаевой [3], Е.А. Логиновой [4], Л.Г. Парамоновой [5], И.Н. Садовниковой [6] и других ученых освещены вопросы этиологии, механизмов и симптоматики оптической дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции.
186