УДК 902 https://doi.org/10.24852/pa202L4.38.108.n6
ЗООМОРФНЫЕ МОТИВЫ НА КЕРАМИКЕ СЕЛИТРЕННОГО ГОРОДИЩА © 2021 г. Д.В. Лебедева, Е.М. Пигарёв, И.Ю. Мирсияпов
В ходе археологического исследования Селитренного городища было обнаружено значительное количество керамического материала, среди которого особую категорию составляют фрагменты сосудов с зооморфными сюжетами. Обнаруженные фрагменты относятся к керамике местного и импортного производства. Для первой группы наибольшую категорию находок представляют фрагменты с орнитоморфными изображениями, среди которых были идентифицированы утка, гусь, цапля, а также одно изображение копытного животного. Для импортной керамики характерно изображение рыб. Опубликованные материалы дополняют сведения о материальной и художественной культуре населения города Сарай ал-Джедид, его культурных и торговых связях.
Ключевые слова: археология, Золотая Орда, Сарай ал-Джедид, Селитренное городище, Хорезм, зооморфный орнамент.
Археологическое исследование Селитренного городища продолжается уже несколько десятилетий. За это время подробному изучению и анализу подвергся практически весь вещевой комплекс находок, полученный в ходе раскопок. Самой обширной категорией находок на Селитренном городище, как и на любом другом поселении эпохи Золотой Орды, являются фрагменты и целые формы разнообразной керамической посуды, которые рассмотрены и систематизированы в многочисленных научных публикациях коллег. За последние несколько лет в ходе археологических раскопок была сформирована небольшая коллекция керамических изделий с изображениями различных животных.
Сосуды с зооморфными изображениями являются нередкой находкой при исследовании памятников Золотой Орды. На сегодняшний день отмечается спорность вопроса относительно семантики изображений животных на керамических изделиях. В популярности зооморфных образов в условиях укрепления ислама и религиозных запретов исследователи видят лишь элемент орнаментальной декоративности, отвергая точку зрения об изображениях как форме протеста против ислама, таким образом
подчеркивая, что символическое содержание изображения постепенно перерастает в традиционный орнамент (Булатов, 2002, с. 28). Однако полностью не отвергается мнение о преемственности традиции, сакральном и мифологическом контексте анималистических сюжетов. Кроме того, изображения могли быть простым отражением местного животного мира.
В научной литературе исследование зооморфных сюжетов нашло отражение как в общих трудах, посвященных тем или иным вопросам в истории Золотой Орды, так и в отдельных работах, посвященных анализу тех или иных изображений. Исследованию антропоморфных и зооморфных изображений на местной и импортной керамике посвящена работа Н.М. Булатова (Булатов, 2002), анализ стилистических особенностей и семантики изображений копытных животных и птиц отражен в работах Е.Р. Давлетшиной (Давлетшина,
2011), описание орнитоморфных изображений золотоордынского Крыма присутствует в работе Д.Э. Сейдали-евой (Сейдалиева, 2019). Отдельное место зооморфным сюжетам отведено в монографии Н.Ф. Лисовой (Лисова,
2012).
В ходе археологического исследования Селитренного городища за
2003-2020 гг. было обнаружено 12 фрагментов сосудов с изображениями животных. Рассматриваемая в статье посуда подразделяется на керамику местного производства и импортную керамику «хорезмской группы».
Керамика местного производства включает в себя две группы фрагментов: с подглазурной полихромной росписью с рельефной моделировкой орнамента и сине-белую керамику.
Первая группа представлена 6 фрагментами поливных чаш-пиал. Все чаши окрашены в бело-голубой цвет с обрамлением рисунка черным контуром. Основу композиции чаш составляют орнитоморфные изображения в сочетании с растительно-геометрическими сюжетами. Среди изображений птиц представлены утка, гусь и цапля.
Самым распространенным зооморфным сюжетом в полихромной керамике является изображение утки. В материалах Селитренного городища керамика с изображением утки представлена фрагментами кашинной чаши, обнаруженной в яме № 6 раскопа III (рис. 1: 1). Раскоп III расположен в центральной части городища, его исследование началось в 1967 г., когда в ходе раскопок были выявлены остатки стеклоделательной мастерской (Пигарёв, 2017). В заполнении ямы, кроме обломков керамических сосудов, костей животных и отходов стеклопроизводства, было обнаружено 2 медные монеты (одна полностью окислена, вторая - анонимный пул времени хана Джанибека, бита на монетном дворе Сарай ал-Джедид в 1350-х гг.). Композиция чаши представлена двумя утками, расположенными симметрично друг другу и направленными в разные стороны. Клюв птиц окрашен темно-синим цветом. Крылья сложены на спине, перья выделены в виде чешуи. Туловище украшено кобальтовыми точками. Пространство между птицами
заполнено растительными мотивами и маленькими точками. Вокруг центрального изображения расположен орнаментальный круг, заполненный текстом арабской письменности. Завершает композицию чаши пояс с крестообразной штриховкой с вписанными в него медальонами и белая кайма с темно-синими мазками.
На этом же раскопе в яме № 3 был обнаружен фрагмент бракованной ка-шинной чаши с изображением цапли с длинной изогнутой шеей и головой, повернутой к хвосту (рис. 1: 2). В заполнении ямы, представленном органическими бытовыми отходами, обломками костей животных и разнообразной посуды, была обнаружена 21 медная монета монетного двора Сарай ал-Джедид (6 монет оказались полностью окисленными; 2 монеты - 1340-х гг., 3 монеты -1350-х гг., 9 монет - 1360-х гг., 1 монета 1392 г.). Стилистические особенности рисунка повторяют черты изображения уточек. Крылья цапли так же сложены на спине, перья выделены в виде чешуи, однако в отличие от изображения уточек имеют более подквадратную форму. Клюв птицы и основание крыла выделены синим цветом. Туловище так же украшено кобальтовыми точками.
Сходные особенности оформления птицы имеет третья кашинная чаша, обнаруженная в яме № 12 раскопа ХЬ (рис. 1: 3). Раскоп ХЬ расположен в центральной части городища на береговом обрыве р. Ахтубы. Общая датировка раскопанных объектов по данным нумизматики - 1340-1360-е гг. Изображение на чаше напоминает собой гуся с длинной вытянутой шеей. Голова птицы, а также хвостовая часть не сохранились. Крылья сложены на спине, у основания крыла выделены бирюзово-синей краской. Перья в отличие от предыдущих изображений представлены в более реалистичной вытянутой форме. Туловище птицы
Рис. 1. Селитренное городище. Фрагменты кашинных чаш: 1 - р. III, 2017 г.; 2 - р. III, 2017 г.; 3 - р. XL, 2007 г.; 4 - р. XXX, 2003 г.; 5 - ш. 387, 2020 г.; 6 - р. LVI, 2020 г. Fig. 1. Selitrennoe settlement. Fragments of kashin bowls: 1 - ex. III, 2017; 2 - ex. III, 2017; 3 - ex. XL, 2007; 4 - ex. XXX, 2003; 5 - sh. 387, 2020; 6 - ex. LVI, 2020
украшено кобальтовыми точками. Изображение вплетено в стилизованный растительный орнамент (Валиев и др., 2019, с. 31-32, 263).
В следующих чашах меняются сюжет и стилистика изображения птиц. На фрагментах кашинных чаш, обнаруженных на раскопе XXX (рис. 1: 4) и
шурфе № 387 (расположен на ул. Молодёжной в северной части с. Селитренное) (рис. 1: 5), представлены сходные изображения гуся в полете с расставленными заостренными крыльями без выделения перьев и вытянутой шеей. Туловище птиц украшено кобальтовыми точками. Изобра-
Рис. 2. Селитренное городище. Фрагменты кашинных чаш: 1 - р. XXXVI, 2004 г.;
2 - р. XLVII, 2015 г.; 3 - ш. 331, 2020 г. Fig. 2. Selitrennoe settlement. Fragments of kashin bowls: 1 - ex. XXXVI, 2004; 2 - ex. XLVII,
2015; 3 - sh. 331, 2020
жения размещаются на донце чаши в сочетании с растительными мотивами. На раскопе XXX, расположенном в северо-западной части с. Селитрен-ное, донце чаши было обнаружено среди остатков жилых сооружений в хозяйственной яме № 12. Медные монеты датируют раскопанные объекты 1330-1350-ми гг. (Пигарев, 2003).
Сохранность второй чаши позволяет рассмотреть полный композиционный сюжет. Изображение птицы помещено в центральный орнаментированный круг. На следующем поясе чаши размещены медальоны с 6-ле-пестковыми цветами, пространство между ними свободно. Завершают композицию пояса концентрических кругов с мазками синей краски в сочетании с эпиграфическим орнаментом (Пигарёв, 2020).
Иное расположение птицы представлено на фрагменте чаши, обнаруженной на раскопе ЬУ1, расположенном в центральной части с. Селитренное, культурные напластования которого датируются 13301350-ми гг. (рис. 1: 6). Водоплавающая птица размещена на стенке чаши, хвостовая часть не сохранилась. Крылья птицы сложены на спине, без отображения перьев, части крыла выделены синей краской. Птица имеет заостренный клюв. Туловище
украшено крупными кобальтовыми точками. Пространство вокруг птицы заполнено мелкими точками и каплевидными фигурами. (Пигарев, 2020).
Помимо художественного смысла, изображение птиц несет в себе важную сакральную функцию. Неоднократно исследователями отмечался мифологический контекст изображения птиц, в частности утка и гусь в легендах разных народов связаны с сюжетом о сотворении мира. Изображение двух уток является символом долголетия и супружеского счастья (Давлетшина, 2009, с. 475), супружеской верности (Лисова, 2012, с. 77) и благополучия (Федоров-Давыдов, 1994, с. 87).
Вторая группа: сине-белая керамика Селитренного городища представлена 3 фрагментами донцев сосудов.
На первом фрагменте чаши, обнаруженном в раскопе XXXVI, изображено копытное животное - олень либо горный козел (рис. 2: 1). Раскоп XXXVI расположен на береговом обрыве р. Ахтубы, обнаруженные на нём объекты датируются 13301390-ми гг. Голова и ноги животного не сохранились. Силуэт передан темно-синим цветом, животное имеет овальное туловище, длинную изогнутую шею. Пространство вокруг жи-
Рис. 3. Селитренное городище. Фрагменты калыпных сосудов: 1 - р. LXIII, 2020 г.;
2, 3 - р. LX, 2020 г. Fig. 3. Selitrennoe settlement. Fragments of calcified vessels: 1 - ex. LXIII, 2020;
2, 3 - ex. LX, 2020.
вотного заполнено растительными мотивами (Пигарев, 2004).
На фрагменте, найденном в яме № 15 раскопа ХЬУП присутствует изображение птицы - цапли либо журавля (рис. 2: 2). Раскоп ХЬУП расположен в центральной части городища на вершине Больничного бугра. В яме № 15 обнаружено большое количество костей животных, фрагментов бытовой и парадной керамики, а также 2 медные монеты 1380-х гг. Туловище птицы овальной формы с длинной изогнутой шеей, часть головы не сохранилась. Крылья сложены на спине, перья выделены в виде чешуи. Пышный хвост представлен двумя рядами перьев, изображенных па-
раллельными синими мазками. Ноги представлены в виде тонких линий с утолщением в начале. Одна нога птицы согнута (Пигарев, 2015).
В шурфе № 331, расположенном на восточном склоне бугра Больничный, среди обломков местной поливной керамики и красноглиняной посуды юго-восточного Крыма, обнаружен фрагмент стенки чаши, на котором присутствует изображение птицы, сидящей на ветке (рис. 2: 3). Сохранилась лишь хвостовая часть птицы. Крылья сложены на спине с выделением перьев. Птица имеет длинный хвост овальной формы, перья отображены в виде тонких линий. Хвост и крылья украшены рядами синих то-
чек. Короткие ноги птицы утолщены в начале, сужаются к концу, заканчиваясь каплевидными мазками (Пигарев, 2020).
Журавль в традициях некоторых народов является символом плодородия, приносящим дождь. В буддизме он символизирует зиму; в китайском искусстве журавль считается одним из воплощений долголетия (Мифы древнего мира, 1988, с. 349). Образ цапли в китайской мифологии является символом предков, чистоты, защитой от коварства (Филимонова, 2004, с. 4-6).
Сакральное значение имеет также изображение копытных животных. Олень и горный козел являются тотемным животными в мировоззрении многих народов. В фольклоре олень имеет космическое, солярное, водное, небесное, хтоническое значение (Дав-летшина, 2011, с. 354). Композиции с изображениями копытных животных украшали именно те чаши, в которых гостям на торжественных пиршествах и застольях подавали одно из главных блюд - бульон (Давлетшина, 2011, с. 356).
Еще одна группа керамики, произведенная гончарами Хорезма, представлена сероглиняным калыпным (оттиснутым в форме) кувшином и двумя фрагментами стенок. Эти образцы найдены среди развалин жилых сооружений на раскопах LX и LXIII, расположенных в северной части с. Селитренное.
Тонкостенный кувшин с шаровидным туловом, тонким, расширяющимся кверху горлом и дуговидной ручкой покрыт сложным растительно-геометрическим, зооморфным и
эпиграфическим орнаментом, разделенным на пять зон-поясов (рис. 3: 1). Зооморфный сюжет, присутствующий в верхней части кувшина, представляет собой ряд с прыгающими вверх и влево длиннохвостыми рыбками. Свободное поле между ними заполнено цветами и точками. На двух других фрагментах стенок кувшинов также представлены рыбы, плывущие вправо, окруженные точками и розетками (рис. 3: 2, 3) (Пигарев, 2020).
Изображение рыб, принадлежащих семейству карповых, является характерной особенностью штампованной керамики Хорезма (Кдырния-зов, 2017, с. 829).
Рыба является символом вечного движения, потомства. Мифологические представления о рыбе-матери, говорящей человеческим языком, характерны для некоторых народов Кавказа. Для иранцев рыба является чистым существом, оказывающим благотворное влияние на человека (Ямилова, 2009), для Китая и Кореи рыба является символом благополучия (Кдырниязов, 2017, с. 829).
Таким образом, керамический материал с изображениями животных, полученный в ходе археологических исследований Селитренного городища в последние годы, продолжает и дополняет исследовательскую тему, обозначенную Н.М. Булатовым (Булатов, 2002, с. 48).
Анализ этого материала позволяет рассмотреть различные варианты изображения птиц и животных, стилистические особенности и композиционный сюжет, художественные и эстетические предпочтения населения золотоордынского города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булатов Н.М. Антропоморфные и зооморфные сюжеты в керамике Золотой Орды // Поволжье и сопредельные территории в средние века. Труды ГИМ. Вып. 135 / Отв. ред. В .Л. Егоров, Ю.А. Зеленеев. М.: НИО ГИМ, 2002. С. 37-49.
2. Валиев Р.Р., Зеленеев Ю.А., Пигарёв Е.М., Ситдиков А.Г. Селитренное городище: материалы исследований 2006, 2007, 2009 годов (берег р. Ахтубы): монография //
Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 12. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2019. 424 с.
3. Давлетшина Е.Р. Некоторые зооморфные мотивы в золотоордынской поливной керамике // Золотоордынское наследие: материалы второй международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А. Усманова. Вып. 2 / Отв. ред. Миргалеев И.М. Казань: Фолиант, 2011. С. 354-359.
4. Давлетшина Е.Р. Образ птицы в поливной керамике Золотой Орды XIII-XIV вв. // Золотоордынское наследие: материалы международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)» / Отв. ред. И.М. Миргалеев Казань: Фэн, 2009. С. 472-478.
5. Кдырниязов М.Ш. Кашин Хорезма // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. Т. 2. / Отв. ред. С.Г. Бочаров, В. Франсуа, А.Г. Ситдиков. Казань-Кишинев: Stratum Plus. 2017. С. 813-833.
6. Лисова Н. Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья // Серия «Археология евразийских степей». Вып. 15. Казань: Институт истории АН РТ, 2012. 184 с.
7. Мифы народов мира / Отв. ред. С.А. Токарев Москва: Сов. энциклопедия, 1980. Т. 1. 671 с.
8. Пигарёв Е.М. Отчёт об археологических раскопках на территории села Сели-тренное Харабалинского района Астраханской области в 2003 году (раскоп XXX). Т. 3 / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 27637.
9. Пигарёв Е.М. Отчёт об археологических раскопках на Селитренном городище Харабалинского района Астраханской области в 2004 году (Больничный бугор, раскоп XXXVI) / Архив ИА РАН.
10. Пигарёв Е.М. Отчёт об археологических исследованиях на Селитренном городище Харабалинского района Астраханской области в 2015 году (Больничный бугор, раскоп XLVII) / Архив ИА РАН.
11. Пигарёв Е.М. Отчёт об археологических исследованиях на Селитренном городище Харабалинского района Астраханской области в 2016 году (Больничный бугор, раскоп XLVII) / Архив ИА РАН.
12. Пигарёв Е.М. Отчёт об археологических исследованиях на Селитренном городище Харабалинского района Астраханской области в 2017 году (стеклоделательная мастерская, раскоп III) / Архив ИА РАН.
13. Пигарёв Е.М. Отчёт о выполнении спасательных археологических раскопок на объекте археологического наследия «Городище «Сарай-Бату» в Харабалинском районе Астраханской области в 2019-2020 гг. (Находится в производстве).
14. Сейдалиева Д. Э. Изображение птиц на золотоордынской керамике Солхатского городища и округи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2019. Вып. XXIV. С. 335-362.
15. Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд. МГУ, 1994. 232 с.
16. Филимонова Е.Н. Орнитологический и энтомологический коды переводных произведений (на материале переводов с корейского и китайского языков) // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 27 / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М: МАКС Пресс, 2004. С. 4-25.
17. Ямилова Р.Р. Семантика зооморфных изображений на тканях и атрибутах костюма эпохи Золотой Орды // Золотоордынское наследие: материалы международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)» / Отв. ред. И.М. Миргалеев Казань: Фэн, 2009. С. 463-472.
Информация об авторах:
Лебедева Диана Васильевна, лаборант-исследователь, Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); [email protected]
Пигарёв Евгений Михайлович, кандидат исторических наук, заместитель начальника Учебно-научного археолого-этнологического центра. Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); [email protected]
Мирсияпов Ильнур Юсупович, заведующий отделом, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); [email protected]
ZOOMORPHIC MOTIFS ON THE CERAMICS FROM THE SELITRENNOE SETTLEMENT D. V. Lebedeva, Е.М. Pigarev, I.Yu. Mirsiyapov
During the archaeological study of the Selitremmoe settlement, a significant number of ceramic materials were discovered, among which a special category is represented by fragments of vessels with zoomorphic motifs. The discovered fragments belong to local and imported ceramics. For the first group, the largest category of finds is represented by fragments with ornithomorphic images, among which a duck, a goose, a heron, as well as one image of a hoofed animal were identified. For imported ceramics, the image of fish is characteristic. The published materials supplement the information about the material and artistic culture of the population of Saray al-Jedid city, its cultural and trade relations.
Keywords: archaeology, Golden Horde, Saray al-Jedid, Selitrennoe settlement, Khwarezm, zoomorphic ornament.
REFERENCES
1. Bulatov, N. M. 2002. In Egorov, V. L., Zeleneev, Yu. A. (eds.). Povolzh'e i sopredel'nye ter-ritorii v srednie veka (Volga region and the neighbouring territories in the Middle Ages). Series: Proceedings of the State Historical Museum 135. Moscow: State Historical Museum, 37-49 (in Russian).
2. Valiev, R. R., Zeleneev, Yu. A., Pigarev, E. M., Sitdikov, A. G. 2019. Selitrennoe gorodishche: materialy issledovaniy 2006, 2007, 2009 godov (bereg r. Akhtuby) (Selitrennoe Settlement: Study Materials of 2006, 2007, 2009 (Akhtuba Riverbank). Series: Materialy i issledovaniya po arkheologii Povolzh'ya (Materials and Studies on the Archaeology of the Volga Region) 12. Yoshkar-Ola: Mari State University, (in Russian).
3. Davletshina, E. R. 2009. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskoe nasledie. MaterialyMezh-dunarodnoi nauchnoi konferentsii «Politicheskaia i sotsial'no-ekonomicheskaia istoriia Zolotoi Ordy (XIII-XV vv.)». 17 marta 2009 g (Heritage of the Golden Horde. Proceedings of the International Scientific Conference "Political and Socio-Economic History of the Golden Horde (13th - 15th cc.)." March 17, 2009.) 1. Kazan: "Fan" Publ., 472-478 (in Russian).
4. Davletshina, E. R. 2011. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskoe nasledie (Heritage of the Golden Horde). Kazan: "Foliant" Publ., 354-359 (in Russian).
5. Kdyrniyazov, M. Sh. 2017. In Bocharov, S. G., François, V., Sitdikov, A. G. (eds.). Polivnaia keramika Sredizemnomor'ia i Prichernomor'ia vX-XVIII vv. (GlazedPottery of the Mediterranean and the Black Sea Region, 10th - 18th Centuries). Kazan-Chisinau: Stratum Plus, 813-833 (in Russian).
6. Lisova, N. F. 2012. Ornament glazurovannoy posudy zolotoordynskikh gorodov Nizhnego Povolzh'ya (Ornamentation of the Glazed Ware of the Golden Horde Towns of the Lower Volga Region). Series: Arkheologiya Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 15. Kazan: Institute for History, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (in Russian).
7. In Tokarev, S. A. (ed.). 1980. Mify narodov mira (Myths ofthe peoples ofthe world) 1. Moscow: "Soviet Encyclopedia" Publ. (in Russian).
8. Pigarev, E. M. 2003. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na territorii sela Selitrennoe Kharabalinskogo rayona Astrakhanskoy oblasti v 2003 godu (raskop XXX). T. 3 (Report on the Archaeological Excavations in the Territory of Selitrennoye village in the Kharabalinsky District of the Astrakhan Region in 2004 (excavation 30). Vol. 3). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. F-1. R-4. Dossier 27637 (in Russian).
9. Pigarev, E. M. 2004. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na Selitrennom gorodishhe Kharabalinskogo rayona Astrakhanskoy oblasti v 2004 godu (Bol'nichniy bugor, raskop XXXVI) (Report on the Archaeological Excavations in Selitrennoye Settlement of the Kharabalinsky District ofthe Astrakhan Region in 2004 (Bolnichny Bugor, excavation XXXVI)). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
10. Pigarev, E. M. 2015. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na Selitrennom gorodishhe Kharabalinskogo rayona Astrakhanskoy oblasti v 2015 godu (Bol'nichniy bugor, raskop XLVII) (Report on the Archaeological Excavations in Selitrennoye Settlement of the Kharabalinsky District of the Astrakhan Region in 2015 (Bolnichny Bugor, excavation XLVII)). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
11. Pigarev, E. M. 2016. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na Selitrennom gorodishhe Kharabalinskogo rayona Astrakhanskoy oblasti v 2016 godu (Bol'nichniy bugor, raskop XLVII) (Report on the Archaeological Excavations in Selitrennoye Settlement of the Kharabalinsky District of the As-
trakhan Region in 2016 (Bolnichny Bugor, excavation XLVII)). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
12. Pigarev, E. M. 2017. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na Selitrennom gorodishhe Kharabalinskogo rayona Astrakhanskoy oblasti v 2017 godu (steklodelatelnaya masterskaya, raskop III) (Report on the Archaeological Excavations in Selitrennoye Settlement of the Kharabalinsky District of the Astrakhan Region in 2017 (Glass-Making Workshop, Excavation III)). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (in Russian).
13. Pigarev, E. M. Otchet o vypolnenii spasatel'nykh arkheologicheskikh raskopok na ob"ekte arkheologicheskogo naslediya «Gorodishche «Saray-Batu» v Kharabalinskom rayone Astrakhanskoy oblasti v 2019-2020 gg. (Report on the Implementation of Rescue Archaeological Excavations at the "Sarai-Batu Settlement" Archaeological Heritage Site in Kharabalinsky District of Astrakhan Oblast in 2019-2020) (In production).
14. Seydalieva, D. E. 2019. InMaterialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii (Materials in the Archaeology, History and Ethnography of Tauria) (24), 335-362 (in Russian).
15. Fedorov-Davydov, G. A. 1994. Zolotoordynskie gorodaPovolzh'ia (Golden Horde Cities in the Volga Area). Moscow: Moscow State University (in Russian).
16. Filimonova E. N. 2004. In Krasnykh V. V., Izotov A. I. (eds.). Yazyk, soznanie, kommunikatsiya (Language, Consciousness, Communication) 27. Moscow: "MAKS Press" Publ., 4-25 (in Russian).
17. Yamilova, R. R. 2009. In Mirgaleev, I. M. (ed.). Zolotoordynskoe nasledie. Materialy Mezh-dunarodnoi nauchnoi konferentsii «Politicheskaia i sotsial'no-ekonomicheskaia istoriia Zolotoi Ordy (XIII-XV vv.)». 17 marta 2009 g (Heritage of the Golden Horde. Proceedings of the International Scientific Conference "Political and Socio-Economic History of the Golden Horde (13th - 15th cc.)". March 17, 2009.) 1. Kazan: "Fan" Publ., 463-472 (in Russian).
About the Authors:
Lebedeva Diana V. Mari State University. Ryabimin St., 8, Yoshkar-Ola, 424000, Mari El Republic, Russian Federation; [email protected]
Pigarev Evgeniy M. Candidate of Historical Sciences. Mari State University. Ryabinin St., 8, Yoshkar-Ola, 424000, Mari El Republic, Russian Federation; [email protected]
Mirsiyapov Ilnur Yu. Institute of Archaeology named after A. Kh. Halikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; [email protected]
Статья принята в номер 01.12.2021 г.