Научная статья на тему 'РУССКИЕ ВЕЩИ ИЗ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ СТОЛИЦЫ - ГОРОДА САРАЙ АЛ-ДЖЕДИД (К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ РУССКИХ В ЗОЛОТООРДЫНСКИХ НИЖНЕВОЛЖСКИХ ГОРОДАХ)'

РУССКИЕ ВЕЩИ ИЗ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ СТОЛИЦЫ - ГОРОДА САРАЙ АЛ-ДЖЕДИД (К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ РУССКИХ В ЗОЛОТООРДЫНСКИХ НИЖНЕВОЛЖСКИХ ГОРОДАХ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЛУС ДЖУЧИ / САРАЙ АЛ-ДЖЕДИД / ХАДЖИ ТАРХАН / УКЕК / БЕЛЬДЖАМЕН / ГЮЛИСТАН / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигарев Е. М.

Целью статьи является изучение археологических свидетельств пребывания русского православного населения в золотоордынских столицах Сарае и Сарае ал-Джедид и в других нижневолжских городах. Хронологические рамки исследования охватывают середину XIII - начало ХУ в. Основой исследования стали письменные источники и археологические материалы. Работа основывается на комплексном сравнительно-критическом анализе известных источников. Приводится описание обнаруженных в ходе археологических исследований на Селитренном городище (город Сарай ал-Джедид) предметов христианского православного культа. Даются сведения о частоте встречаемости предметов православия и иных образцов материальной культуры русского населения в нижневолжских золотоордынских городах. Проводится сравнительный анализ сведений и археологических источников о пребывании русских в золотоордынских столицах (Сарай и Сарай ал-Джедид) и городах Хаджи Тархан, Укек, Бельджамен, Гюлистан. В процессе рассмотрения времени появления на Нижней Волге выходцев из русских земель предлагается авторская версия о названии золотоордынского города Хаджи Тархан. Предполагается, что на протяжении существования нижневолжского столичного региона Улуса Джучи проживание на его территории компактных групп русского населения было упорядоченно. В ХШ в. для этого были определены города Хаджи Тархан и Укек, в Х1У в. - города Укек, Бельджамен, Гюлистан. Золотоордынские столицы, вероятно, посещались русскими людьми кратковременно и нерегулярно. На рубеже Х1У-ХУ вв. «русский вопрос» решался в городе Сарай ал-Джедид.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN THINGS FROM THE GOLDEN HORDE CAPITAL-THE CITY OF SARAY AL-JEDID (ON THE QUESTION OF THE SETTLEMENT OF RUSSIANS IN THE GOLDEN HORDE LOWER VOLGA CITIES)

The purpose of the article is to study the archaeological evidence of the presence of the Russian Orthodox population in the Golden Horde capitals of Saray and Saray al-Jedid and in other Lower Volga cities. The chronological framework of the study covers the middle of the XIII - beginning of the XV centuries. The main sources are written sources and archaeological materials. The work is based on a comprehensive comparative-critical analysis of known sources. The article describes the objects of Christian Orthodox worship discovered during archaeological research at the Saltpetre settlement (Saray al-Jedid). The article provides information on the frequency of Orthodox items and other samples of material culture of the Russian population in the Lower Volga Golden Horde cities. A comparative analysis of information and archaeological sources about the stay of Russians in the Golden Horde capitals (Saray and Saray al-Jedid) and the cities of Hadji Tarkhan, Ukek, Beldjamen, Gulistan is carried out. In the process of considering the time of appearance on the Lower Volga of immigrants from Russian lands, the author's version of the name of the Golden Horde city of Hadji Tarkhan is proposed. It is assumed that during the existence of the Lower Volga metropolitan region of the Ulus of Jochi, the residence of compact groups of the Russian population on its territory was orderly. In the XIII century. For this purpose, the cities of Hadji Tarkhan and Ukek were identified, and in the XIV century - the cities of Ukek, Beldjamen, and Gulistan. The Golden Horde capitals were probably visited by Russian people only briefly and irregularly. At the turn of the XIV-XV centuries. The "Russian question" was decided in the city of Sarai al-Jedid.

Текст научной работы на тему «РУССКИЕ ВЕЩИ ИЗ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ СТОЛИЦЫ - ГОРОДА САРАЙ АЛ-ДЖЕДИД (К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ РУССКИХ В ЗОЛОТООРДЫНСКИХ НИЖНЕВОЛЖСКИХ ГОРОДАХ)»

УДК 903

Б01: 10.14258/пгеиг(2021)3-04 Е. М. Пигарев

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола (Россия)

РУССКИЕ ВЕЩИ ИЗ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ СТОЛИЦЫ — ГОРОДА САРАЙ АЛ-ДЖЕДИД (К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ РУССКИХ В ЗОЛОТООРДЫНСКИХ НИЖНЕВОЛЖСКИХ ГОРОДАХ)

Целью статьи является изучение археологических свидетельств пребывания русского православного населения в золотоордынских столицах Сарае и Сарае ал-Дже-дид и в других нижневолжских городах. Хронологические рамки исследования охватывают середину XIII — начало XV в. Основой исследования стали письменные источники и археологические материалы. Работа основывается на комплексном сравнительно-критическом анализе известных источников. Приводится описание обнаруженных в ходе археологических исследований на Селитренном городище (город Сарай ал-Дже-дид) предметов христианского православного культа. Даются сведения о частоте встречаемости предметов православия и иных образцов материальной культуры русского населения в нижневолжских золотоордынских городах.

Проводится сравнительный анализ сведений и археологических источников о пребывании русских в золотоордынских столицах (Сарай и Сарай ал-Джедид) и городах Хаджи Тархан, Укек, Бельджамен, Гюлистан.

В процессе рассмотрения времени появления на Нижней Волге выходцев из русских земель предлагается авторская версия о названии золотоордынского города Хаджи Тархан. Предполагается, что на протяжении существования нижневолжского столичного региона Улуса Джучи проживание на его территории компактных групп русского населения было упорядоченно. В XIII в. для этого были определены города Хаджи Тархан и Укек, в XIV в. — города Укек, Бельджамен, Гюлистан. Золотоордынские столицы, вероятно, посещались русскими людьми кратковременно и нерегулярно. На рубеже XIV-XV вв. «русский вопрос» решался в городе Сарай ал-Джедид.

Ключевые слова: Улус Джучи, Сарай ал-Джедид, Хаджи Тархан, Укек, Бельджамен, Гюлистан, православие, русское население.

Цитирование статьи:

Пигарев Е. М. Русские вещи из золотоордынской столицы — города Сарай ал-Дже-дид (к вопросу о расселении русских в золотоордынских нижневолжских городах) // Народы и религии Евразии. 2021. № 3 (26). С. 49-66. БО!: 10.14258/пгеиг(2021)3-04

E. M. Pigarev

Mari State University, Yoshkar-Ola (Russia)

RUSSIAN THINGS FROM THE GOLDEN HORDE CAPITAL-THE CITY OF SARAY AL-JEDID (ON THE QUESTION OF THE SETTLEMENT OF RUSSIANS IN THE GOLDEN HORDE LOWER VOLGA CITIES)

The purpose of the article is to study the archaeological evidence of the presence of the Russian Orthodox population in the Golden Horde capitals of Saray and Saray al-Jedid and in other Lower Volga cities. The chronological framework of the study covers the middle of the XIII — beginning of the XV centuries. The main sources are written sources and archaeological materials. The work is based on a comprehensive comparative-critical analysis of known sources.

The article describes the objects of Christian Orthodox worship discovered during archaeological research at the Saltpetre settlement (Saray al-Jedid). The article provides information on the frequency of Orthodox items and other samples of material culture of the Russian population in the Lower Volga Golden Horde cities.

A comparative analysis of information and archaeological sources about the stay of Russians in the Golden Horde capitals (Saray and Saray al-Jedid) and the cities of Hadji Tarkhan, Ukek, Beldjamen, Gulistan is carried out.

In the process of considering the time of appearance on the Lower Volga of immigrants from Russian lands, the author's version of the name of the Golden Horde city of Hadji Tarkhan is proposed.

It is assumed that during the existence of the Lower Volga metropolitan region of the Ulus of Jochi, the residence of compact groups of the Russian population on its territory was orderly. In the XIII century. For this purpose, the cities of Hadji Tarkhan and Ukek were identified, and in the XIV century — the cities of Ukek, Beldjamen, and Gulistan. The Golden Horde capitals were probably visited by Russian people only briefly and irregularly. At the turn of the XIV-XV centuries. The "Russian question" was decided in the city of Sarai al-Jedid.

Keywords: the Ulus of Jochi, Saray al-Jadid, Hajji Tarkhan, Ukek, Beldjamin, Gulistan, orthodoxy, the Russian population.

For citation:

Pigarev E. M. Russian things from the golden horde capital-the city of Saray al-Jedid (On the question of the settlement of russians in the golden horde lower volga cities) Nations and religions of Eurasia. 2021. № 3 (26). P. 49-66.

Пигарев Евгений Михайлович, кандидат исторических наук, начальник Учебно-научного археолого-этнологического центра Марийского государственного университета, Йошкар-Ола (Россия). Адрес для контактов: pigarev1967@mail.ru Evgeny Mikhailovich Pigarev, Candidate of Historical Sciences, Head of the Educational and Scientific Archaeological and Ethnological Center of the Mari State University, Yoshkar-Ola (Russia). Contact address: pigarev1967@mail.ru

Введение: история вопроса

Из многочисленных письменных источников известно о веротерпимости монголов на завоеванных территориях и покровительстве их над русской церковью. Уже в 1261 г. в Улусе Джучи митрополитом Киевским Кириллом по ходатайству великого князя Александра Невского и с разрешения хана Золотой Орды Берке была учреждена Сарайская епархия. Епископу Сарайскому и Переяславскому подчинялась вся территория вверх от Сарая по Волге и Дону [Полубояринова, 1978: 22-24].

Сведения о русских людях, живущих в Золотой Орде, приводятся в многочисленных письменных источниках: русских летописях, записках католических миссионеров, сочинениях арабских и персидских авторов, ханских ярлыках и договорных грамотах русских князей. Постоянные контакты джучидов с русскими землями и, как следствие, приток русских на территорию Улуса приводил, вероятно, к тому, что православные церкви и часовни со временем могли появиться во всех городских центрах Золотой Орды, где было русское население. В ходе археологического изучения золотоордынских городов были получены многочисленные материалы, свидетельствующие о пребывании русских на территории Улуса Джучи. Все они были подробно рассмотрены в указанной монографии М. Д. Полубояриновой.

За период, прошедший с момента выхода этой книги, русские вещи неоднократно находились при исследовании золотоордынских городов, и общее их количество к настоящему времени значительно превышает представленные в монографии. В нашей работе мы рассмотрим археологические свидетельства пребывания русских людей в одной из золотоордынских столиц — городе Сарай ал-Джедид1.

Уже свыше полувека ведутся археологические исследования Селитренного городища, являющегося остатками города Сарай ал-Джедид, второй столицы Улуса Джучи. Среди многочисленных предметов, найденных на его территории, выделяется небольшая группа изделий христианского культа, которая исследователями Средневековья уверенно связывается с носителями русской православной культуры.

Характеристика археологических материалов

В 1971 г. на Селитренном городище была найдена круглая медная иконка, отлитая в форме, имеющая диаметр 4 см и толщину 0,5 см. Изображение выполнено в высоком рельефе и представляет собой поясную фигуру святого. Святой повернут влево, ладони

Описываемые археологические предметы хранятся в фондах Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника.

рук, выступающие из складок одежды, воздеты в молитвенном жесте. Лицо узкое, аскетическое, с усами и клиновидной бородой; волосы гладкие, спадающие на плечи, разделены на пряди. Святой задрапирован в плащ, лежащий красивыми складками. Слева от фигуры — монограмма: буква «А», помещенная в круг. Справа — греческая надпись, обозначающая имя Иоанна Предтечи: надпись состоит из двух строк: верхняя содержит две буквы «OI» под титлом; нижняя из трех букв «ПРО» — первый слог греческого слова «Продромос» («Предтеча»), причем две первые буквы соединены в лигатуре надстрочной чертой [Полубояринова, 1973: 255-256; 1978: 50-51, рис. 2].

В 1975 г. на городище был найден обломок медного энколпиона. Находка представляет собой фрагмент лицевой створки с изображением в медальоне фигуры святого Петра. По размеру энколпиона, манере и пропорциям изображения можно безошибочно отнести его к типу энколпионов, на оборотной стороне которых имеется зеркальная надпись: «Святая Богородица помогай» [Полубояринова, 1978: 52-53, рис. 3.-^].

В 1976 г. среди подъемного материала оказалась стеклянная иконка. Литая стеклянная иконка представляет собой значительно редкую находку. Иконка небольшая — 2 х 1,7 см. Стекло темно-зеленое, полупрозрачное. Оборотная сторона иконки плоская, по-видимому, иконку вставляли в металлическую оправу и носили на груди. Изображение дано в высоком рельефе и представляет Богоматерь с младенцем, которого она держит на правой руке. Фигуры выполнены очень тонко и искусно, но они настолько миниатюрны, а поверхность стекла так сильно разрушена, что детали различаются с трудом. Нимбы Богоматери и младенца имеют точечный ободок. На голове Богоматери заметны сборки материи, вырез туники круглый. Богоматерь слегка повернулась лицом к отклонившемуся от нее младенцу. Младенец повернут лицом к зрителю, его правая рука благословляет, а левая как будто держит свиток [Полубояринова, 1978: 53, рис. 3.-2].

Марина Дмитриевна приводит широкие аналогии найденным предметам и датирует их временем от середины XIII до XIV в., отмечая, что они могли попасть в Сарай вместе с русскими, так как подобные вещи имели на Руси широкое хождение.

Н. Н. Бусятская, изучавшая стеклянные изделия Золотой Орды, выделила среди них русские вещи. К ним она отнесла стеклянные браслеты. На Селитренном городище русские (по химическому составу стекла) браслеты составляют 2,1% всех известных браслетов [Полубояринова, 1978: 54].

В 2001 г. на западном склоне бугра Кучугуры был найден фрагмент литой нательной иконки с прямыми нижними углами и верхом в виде трехлопастной арки [Павленко, Пигарев, 2003: 231-234]. По периметру изделия идет орнаментированный пояс в виде расходящихся в противоположные стороны завитков (см. рис. 1.-2). К сожалению, центральная часть иконки с сюжетом сломана в древности. В верхней части сохранилась шарнирная петля. Описываемая иконка по внешним признакам имеет аналоги в работах новгородских ювелиров [Ханенко, 1899: табл. IX № 107, 108; Николаева, 1971: 43-47, 113, табл. 13].

В полевом сезоне 2011 г. на территории Селитренного городища был найден обломок бронзового литого предмета, который после очистки оказался фрагментом энкол-пиона [Пигарев, 2012: 120-122]. Предмет был обнаружен случайно на грунтовой дороге между буграми Больничный и Кучугуры. Находка представляет собой правый ме-

дальон лицевой створки четырехконечного креста-энколпиона с прямоугольным сре-докрестием и крестовидными медальонами на окончаниях ветвей, образующими две-надцатиконечный крест, у которого 12 концов символизируют 12 апостолов. Размер фрагмента: 28х22х5 мм. В медальоне представлена поясная фигура Богоматери в трехчетвертном повороте к центру и неразборчивая монограмма, изображение схематично (см. рис. 1.-3). Отливка низкого качества.

Рис.1. Фрагменты бронзовых энколпионов (1, 3, 4); бронзовая иконка (2). Селитренное городище Fig. 1. Fragments of bronze encolpions (1, 3, 4); bronze icon (2). Saltpeter settlement

В 2014 г., вновь на грунтовой дороге между буграми Кучугуры и Больничный, был найден обломок бронзового литого энколпиона, представляющего собой верхний медальон лицевой створки четырехконечного креста-энколпиона с прямоугольным сре-докрестием и крестовидными медальонами на окончаниях ветвей, образующими две-надцатиконечный крест, у которого 12 концов символизируют 12 апостолов. Размер фрагмента: 35 х 20 х 7 мм. В медальоне — ростовая фигура архангела с мерилом и зерцалом. Сохранилась верхняя двойная шарнирная петля, оглавие утрачено, изображение схематично (см. рис. 1.-1). Отливка низкого качества.

Оба представленных выше обломка принадлежат к одному типу крестов-энколпио-нов — четырехконечные кресты-энколпионы с прямоугольным средокрестием и крестовидными медальонами на окончаниях ветвей, образующими двенадцатиконечный крест, у которого 12 концов символизируют 12 апостолов (рис. 2). В центре лицевой

створки подобных крестов — рельефное изображение распятия. Энколпионы этого типа появляются на Руси в XIV в. [Ханенко, 1899: таблица VIII № 103; Николаева, 1960: рис. 2 а, б; Станюкевич, 2003: 10, рис. 1-22] и бытуют, очевидно, на протяжении всего XV столетия [Алексеев, 1974: рис. 2-4].

Рис.2. Селитренное городище: реконструкция креста-энколпиона Fig. 2. Saltpeter settlement: reconstruction of the encolpion cross

В 2015 г. во время работ на раскопе № XLVII, расположенном на северном склоне бугра Больничный Селитренного городища, были обнаружены фрагменты белоглиняно-го сосуда с поливой зеленого цвета, который удалось частично реконструировать [Пи-гарев, 2017: 336-343]. Изделие является кувшином из беложгущейся глины с поливой зеленого цвета (см. рис. 3). Тулово сосуда украшено двумя декоративными рядами оттисков круглых сюжетных штампов, каждый ряд представлен своим сюжетом. Изображения на штампах двух типов: так называемые лютый зверь и архангел или Александр Македонский. Отмечается хорошее качество штампов, позволяющее увидеть мелкие де-

тали в изображении тела «лютого зверя» и костюма «архангела». Штампы одного типа несколько отличаются друг от друга мелкими деталями.

Рис. 3. Кувшин: белая глина, полива. Селитренное городище Fig. 3. Pitcher: white clay, watering. Saltpetre settlement

Штамп «лютый зверь» в виде изображенного в круге животного, напоминающего лошадь, морда которого заканчивается клювом, а передние лапы с птичьими когтями. Хвост животного поднят вверх, заканчивается развивающейся кистью. Длинная шея

животного со спины украшена насечками, обозначающими, видимо, гриву. В клюве животное держит ветку растения с крупным плодом. Передние лапы подняты, задние расположены на «земле». Словосочетанию «лютый зверь» посвящена работа О. П. Лихачёвой, где автор приходит к выводу, что «лютый зверь» — это обозначение льва, символизирующего, в свою очередь, царственность [Лихачёва, 1993: 131].

Штамп «архангел» или Александр Македонский в виде изображенного в круге стоящего в полный рост человека (мужчины) с воздетыми вверх руками. На человеке короткая до колен глухого покроя одежда, подпоясанная широким поясом с подвесками, на голове головной убор, на ногах сапоги с элементами украшения. По бокам человека изображены волнистые всполохи. В. А. Лапшин отмечает сходство этого типа штампа с оттисками на печатях князя Михаила Александровича Тверского [Лапшин, 2002: 59-62].

Подобная парадная посуда, по мнению специалистов, характерна для производственного центра, находящегося в Твери, где было налажено ее изготовление во второй половине XIV в. Найденный нами кувшин относится к Группе II типу 1 (по классификации Е. А. Романовой), имеет прямые аналоги в коллекции тверской керамики, относящейся специалистами к концу XIV в. [Романова, 2009: 315, рис. 5].

В 2019 г. на грунтовой дороге, расположенной на западном склоне бугра Больничный, был найден обломок бронзового литого энколпиона, представляющего собой левый медальон лицевой створки круглоконечного энколпиона с дугами в средокрестии (см. рис. 1.-4). В медальоне изображение поясной фигуры скорбящей Богоматери в трехчетвертном повороте к центру. Размер фрагмента: 20 х 10 х 5 мм. Предмет относится к распространенному типу круглоконечных энколпионов, которые широко бытовали на протяжении второй половины XIV — первой половины XVII в., преимущественно в округе Москвы [Станюкевич и др., 2003: 10, рис. 1-21].

Анализ и интерпретация материалов

О других находках предметов, связанных с пребыванием русских в золотоордын-ской столице — городе Сарай ал-Джедид, нам не известно. Намного большее количество русских вещей обнаружено при исследовании других крупных золотоордынских городов, таких как Гюлистан (Царевское городище Волгоградской области), Бельджа-мен (Водянское городище Волгоградской области) и Укек (окраина современного Саратова) [Баллод, 1923: 20; Полубояринова, 1978: 54-72, 95-102; Недашковский, 2000: 106112; Кубанкин, 2011: 211-216; Мыськов, Ильина, 2018: 218-228].

Возникают вопросы: с чем связано такое небольшое количество находок на Сели-тренном городище в сравнении с другими нижневолжскими городами Золотой Орды? Могли ли резиденции сарайских епископов и православные храмы находиться в золо-тоордынских столицах?

Считается, что в Золотой Орде было две столицы — Сарай (Сарай ал-Махруса) и Сарай ал-Джедид. Первоначально исследователями с первой ранней столицей, городом Сарай (Сарай ал-Махруса), отождествлялось Селитренное городище в Астраханской области, со второй столицей, городом Сарай ал-Джедид, Царевское городище Волгоградской области. К настоящему времени утвердилось мнение, что на месте Царевско-

го городища находятся остатки города Гюлистан, а на месте Селитренного городища — остатки второй столицы Золотой Орды города Сарай ал-Джедид [Евстратов, 1997: 88118; Пигарев, 2019: 5].

Месторасположение первой столицы города Сарай (Сарай ал-Махруса) доподлинно не известно. В последние годы появилось две версии об её местонахождении. По мнению некоторых исследователей, с остатками раннего Сарая можно связать Красноярское городище [Пачкалов, 2002: 175-178]. На наш взгляд, с остатки первой золотоор-дынской столицы находятся на Ахтубинском городище, расположенном у пос. Комсомольский на левом берегу реки Ахтуба [Пигарев, 2017а: 289-290].

В конце 1240-х гг. в низовьях Волги появляется новый город, первое письменное упоминание о нём относится к 1254 г. Первая столица Улуса Джучи город Сарай располагалась на восточном берегу Волго-Ахтубинской поймы. Арабский писатель ал-Омари приводит описание этого города: «Столица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой город между песками и рекой. Место пребывания царя там большой дворец, на верхушке которого находится золотое новолуние. В этом дворце их зимние помещения» [Тизенгаузен, 1884: 229, 241].

В это же время был сформирован регламент общения золотоордынской элиты и представителей светской и религиозной элиты русских земель.

В первой половине XIII в., после включения Руси в систему ордынской государственности, еще до учреждения Сарайской епархии, «русскими делами» занимался Сартак, сын Бату. В своей ставке на волжском берегу, которая впоследствии, видимо, переросла в город Хаджи Тархан, он построил большую церковь [Пигарев, 2018: 135]. Существует версия, что первый ярлык на льготы Русской православной церкви мог быть выдан еще Бату, хотя официально первым золотоордынским ярлыком, выданным церкви, считается ярлык Менгу-Тимура — внука Бату [Почекаев, 2010: 157].

Возможно, с выдачей Бату ярлыка русскому духовенству и строительством Сарта-ком церкви можно связать появление и название города Хаджи Тархан («хаджи» — слово считается иранским по происхождению, означает — уважаемый старец, богомолец, совершивший паломничество в Иерусалим к Гробу Господню или в Мекку, применимо как к православным, так и к мусульманам; «тархан» — слово использовалось в иранском, тюркском и монгольском языках, означает документ, освобождающий от налогов. Поселение «Хаджи Тархан» — поселение старца-богомольца (в данном случае настоятеля православного храма, освобожденного от податей). Археологическими методами эту версию нам доказать не удастся, так как практически вся территория города была уничтожена изменяющимся руслом Волги [Пигарев, 2017б: 46-47].

На протяжении длительного времени общение представителей русского духовенства с золотоордынскими ханами происходило в кочевых ставках. Большинство ханских ярлыков русским митрополитам было выписано именно там [Григорьев, 2004].

Как уже было сказано, Сарайская епархия была учреждена в 1261 г. митрополитом Кириллом с разрешения хана Берке. Название свое она получила, вероятнее всего, не от имени столичного города Сарай, возле которого зимовали ханские ставки, а от Улуса Сарай — центральной и крупнейшей административной единицы Улуса Джучи (Золотой Орды).

С приходом к власти хана Узбека и провозглашением ислама государственной религией Золотой Орды отношения с Русской православной церковью не прекратились. Русским митрополитам также выписывались, возможно с меньшим количеством льгот, ханские ярлыки. Но теперь «русским» вопросом занималась старшая жена хана Узбека «христианская заступница» ханша Тайдула [Почекаев, 2010: 161].

В этот же период на Нижней Волге идет активная урбанизация, появляются новые города и поселения, в которых зафиксировано длительное пребывание русского населения.

Город Укек образован в середине XIII в. на месте переправы через Волгу для направляющихся к летней ханской ставке; здесь обнаружены два русских квартала и монументальное здание православной церкви. Среди находок отмечается большое количество русской керамики и предметов христианского культа. Исследователи считают, что русские были представлены в Укеке как свободная группа горожан, среди которых выделяются даже зажиточные люди [Кубанкин, 2012: рис. 172-191].

Город Бельджамен (Водянское городище), по мнению исследователей, появляется с момента образования в 1320-х гг. русского поселка для организации Волго-Донской переволоки; здесь обнаружены жилые дома и некрополь русского населения, большое количество предметов материальной культуры русского этноса [Мыськов, Ильина, 2018: 222-226]. Причем отмечается, что русское население было социально свободным, обладающим личным жильем и имуществом [Мыськов, 2006: 52].

Город Гюлистан (Царевское городище) появляется, видимо, в конце 1330-х гг., на закате правления хана Узбека, активизация жизни происходит при хане Джанибеке [Ев-стратов,1997: 88-118]. В ходе исследований городища неоднократно встречались предметы, связанные с русской православной культурой, а Ф. В. Баллод даже выделял русский район [Баллод, 1923: 20; Полубояринова, 1978: 54-71]. Город Гюлистан, вероятно, являлся местом постоянной ставки орды ханши Тайдулы, а позднее, в период замят-ни, местопребыванием многих ханов, претендующих на сарайский престол [Григорьев, 2004: 224-226]. В непосредственной близости от окраин города располагаются курганные могильники, оставленные в XIV в. (при жизни города) кочевниками [Федоров-Давыдов, 1994: 31].

Таким образом, нами кратко рассмотрены материалы, касающиеся пребывания русских людей в золотоордынских городах Нижнего Поволжья, являвшегося центральной административной частью Улуса Джучи: Укек, Бельджамен, Гюлистан, Хаджи Тархан и Сарай ал-Джедид.

Критический анализ этих материалов показал, что сопоставимые по времени и площади исследований, вышеуказанные золотоордынские города дают совершенно отличающийся количественный показатель встречаемости предметов, связанных с русской материальной культурой и христианским культом.

В XIII в., в период оформления золотоордынского государства, до активизации процесса урбанизации, начавшейся во время правления хана Узбека, нам известно о двух городах, в которых присутствовало русское население — Хаджи Тархан и Укек. О строительстве церкви (а значит, и о проживании русских) в Хаджи Тархане нам сообщает только один письменный источник от Гильома де Рубрука [Васильев, 2011: 64-72]. Ар-

хеологически подтвердить это в настоящий момент не представляется возможным, так как практически весь средневековый город, за исключением окраинных усадеб, уничтожен движением правого берега реки Волга.

О наличии православного храма и русских городских кварталов Укека свидетельствуют не только письменные источники, но и многочисленные материалы археологических раскопок [Кубанкин, 2011; 2012]. Обилие русского археологического материала объяснимо: в XIII в. движение ханской Орды происходило по берегам Ахтубы и Волги. Ранней весной Орда снималась с низовьев Волги и двигалась на север. На левом берегу Волги ханская Орда останавливалась на летние пастбища, а с наступлением осени вновь спускалась на юг к дельте Волги к своим зимникам. Именно на волжской переправе напротив Укека (которую, видимо, обслуживали русские) происходила встреча ханской администрации с представителями русских земель, туда же стекались торговые караваны. Кроме того, немалое значение имело и то, что Укек находился вблизи земель, на которых было распространено православие.

В XIV в. после прихода к власти в Улусе Джучи хана Узбека во внутреннем устройстве Золотой Орды происходят радикальные преобразования. В течение короткого времени по его приказу было уничтожено 120 Чингизидов и немало менее знатных ордынских сановников, отказавшихся перейти в ислам. После уничтожения основных политических противников Узбек провел ряд реформ и изменил маршрут перекочевки ханской Орды; теперь ханская Орда двигалась с низовий Волги в Пятигорье на Северном Кавказе [Почекаев, 2010а: 156-158; Юрченко, 2012: 201]. Завершением внутригосударственных преобразований явилось строительство новой столицы — города Сарай ал-Джадид (Селитренное городище). Улус Сарай до распада Золотой Орды продолжал оставаться центральным улусом государства. В период правления хана Узбека на волжских берегах появляются два новых города, кроме города Сарай ал-Джедид, — Бельджамен и Гюлистан. Бельджамен, видимо, становится основной волжской переправой, которую обслуживали русские люди, а Гюлистан — ставкой орды «христианской заступницы» ханши Тайдулы.

В золотоордынских столицах, городах Сарай (Сарай ал-Махруса (Дворец Богохра-нимый), Ак-Сарай (белый=седой=старый Дворец) и Сарай ал-Джедид (Новый Дворец) ситуация с наличием русского населения, вероятно, выглядела следующим образом.

Сарай (Старый Сарай, Ахтубинское городище) располагался на левом берегу Ахту-бы, возник вблизи зимовника ханской ставки. В ярлыке хана Джанибека венецианцам он назван «Отцовским Сараем» [Волков, 2011: 149-150]. Вероятно, с момента появления и до времени полного разрушения этот город являлся патриархальным центром Улуса — хранителем старых традиций монголов-чингизидов. Именно здесь чаще всего базировались кочевые ханские ставки и до самого распада Золотой Орды выпускалась медная общегосударственная монета. Можно предположить, что в старом Сарае русское население или отсутствовало полностью, или существовало в очень незначительном количестве. Каких-либо археологических свидетельств пребывания здесь русских за все годы исследований и наблюдений зафиксировано не было.

Сарай ал-Джедид (Новый Дворец, Селитренное городище) — новая столица Улуса Джучи, основанная ханом Узбеком после завершения административных и политиче-

ских реформ. Город был устроен по всем законам исламской урбанистики — этим хан Узбек показывал всему исламскому миру смену религиозных основ своего государства. Во времена правления ханов Узбека и Джанибека, т. е. в период наивысшего развития Улуса, новая золотоордынская столица была чисто мусульманским городом, что хорошо подтверждается археологическим материалом, и присутствие здесь сколь-ни-будь значимых групп русского населения археологически не зафиксировано. Тем более, что в этот период активно развиваются города Бельджамен и Гюлистан, в которых русские составляли заметную часть городского общества.

После пандемий чумы и длительной междоусобицы экономические основы государства были нарушены, структура столичного региона претерпела значительные изменения. К концу XIV в. активная жизнь в Укеке, Бельджамене и Гюлистане прекратилась. Все экономические и политические силы были сгруппированы в столице — городе Сарай ал-Джедид. Вероятно, в этот период Сарай ал-Джедид и начинают посещать представители русских земель, о чем и свидетельствуют редкие находки предметов христианского культа, описанные выше. Все обнаруженные на Селитренном городище предметы православия датируются достаточно широко — XIV-XV вв. Их достаточно позднее попадание в золотоордынскую столицу косвенно подтверждается и редкими находками русских монет. Так, на городище в разное время были найдены: 1922 г. — медный пул тверского князя Михаила Борисовича; 2001 г. — клад монет, преимущественно относившихся к чеканке Суздальско-Нижегородского княжества; 2007 г. — медный пул князя Даниила Борисовича Суздальско-Нижегородского [Полубояринова, 1978: 49; Недашковский, 2008: 239; Валиев, 2007: оп. 62].

Заключение

Таким образом, мы можем предположить, что на протяжении существования нижневолжского столичного региона Улуса Джучи проживание на его территории компактных групп русского населения было упорядоченно. В XIII в. для этого были определены города Хаджи Тархан и Укек, в XIV в. — города Укек, Бельджамен, Гюлистан. Золото-ордынские столицы, вероятно, посещались русскими людьми кратковременно и нерегулярно. На рубеже XIV-XV вв. «русский вопрос» решался в городе Сарай ал-Джедид.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Алексеев Л. В. Мелкое художественное литье из некоторых западнорусских земель (кресты и иконки Белоруссии) // Советская археология. 1974. № 3. С. 204-219.

Баллод Ф. В. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды. Результаты археологических работ летом 1922 года. Казань : Комбинат Издательства и печати в Казани, 1923. 63 с.

Валиев Р. Р. Отчет об археологических раскопках на Селитренном городище в Хара-балинском районе Астраханской области в 2007 году (раскоп № XLII) // Архив Института археологии РАН. Ф-1. Р-1. № 46971.

Васильев Д. В. О пути Гильома Рубрука через дельту Волги и о населенных пунктах, которые он посетил // Золотоордынское наследие. Вып. 2 : Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история

Золотой Орды», посвященной памяти М. А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г. Казань, 2011. С. 64-72.

Волков И. В. Два Сарая на карте Андреа Вальшпергера 1448 г. // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве : материалы V Международной конференции, посвященной памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова. Казань, 2011. С. 147-152.

Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 276 с.

Евстратов И. В. О золотоордынских городах, находившихся на местах Селитрен-ного и Царевского городищ (опыт использования монетного материала для локализации средневековых городов Поволжья) // Эпоха бронзы и ранний железный век в истории древних племен южнорусских степей. Ч. 2. Саратов : Изд-во СГУ, 1997. С. 88-118.

Кубанкин Д. А. Христианское население золотоордынского города Укек // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве : материалы V Международной конференции, посвященной памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова. 2-6 октября 2011 г. Казань ; Астрахань, 2011. С. 211-216.

Кубанкин Д. А. Русская община золотоордынского города Укека // Поволжская археология. 2012. № 1. С. 172-191.

Лапшин В. А. Археологические свидетельства связей Твери с Новгородской землей в ХШ-Х^ вв. // Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб. : Ин-т истории материальной культуры РАН, 2002. С. 59-62.

Лихачева О. П. Лев — лютый зверь // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 48. СПб. : Дмитрий Буланин, 1993. С. 129-137.

Мыськов Е. П. Уникальный памятник русской культуры XIV в. в Нижнем Поволжье // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: История. 2006. № 2. С. 47-53.

Мыськов Е. П., Ильина О. А. Локализация русских комплексов XIV в. на Водянском городище // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 3. С. 218-228.

Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М. : Восточная литература, 2000. 224 с.

Недашковский Л. Ф. Клады золотоордынских монет с Селитренного городища и его окрестностей // Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 2. Т. 1. Сборник материалов. Пенза : Тип. Копи Ризо, 2008. С. 236-241.

Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики ХIII-ХVII веков в собрании Загорского музея: каталог. Загорск : Типография ЦБТИ Мособлсовнархоза, 1960. 338 с.

Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями 15 — п.п. 16 вв. // Археология СССР. САИ. Вып. Е 1-49. 1971. С. 43-47.

Павленко Ю. А., Пигарёв Е. М. Группа бронзовых предметов с Селитренного городища // Археологические исследования и музейно-краеведческая работа в Волго-Ураль-ском регионе. Древности. Вып. 36. М. ; Казань : Татарский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2003. С. 231-234.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пигарёв Е. М. Редкий тип энколпиона с Селитренного городища // Поволжская археология. 2012. № 1. С. 120-122.

Пигарёв Е. М. Кувшин из Твери на Селитренном городище // Краткие сведения Института археологии РАН. Вып. 246. 2017. С. 336-343.

Пигарёв Е. М. Дельта Волги в XIII-XV вв. // Труды V (XXI) Всероссийского археологического съезда в Барнауле — Белокурихе: сборник научных статей : в 3 т. Барнаул, 2017а. Т. II. С. 287-291.

Пигарев Е. М. К вопросу о существовании посёлка Сартака (причины отсутствия памятников Золотой Орды на правобережье Волги в Астраханской области) // Вопросы интеграции и археологических и исторических исследований : материалы Всероссийской (с международным участием) археологической конференции (Астрахань, 29 сентября — 1 октября 2017 г.). Астрахань, 2017б. С. 44-49.

Пигарев Е. М. Городище «Шареный бугор» (город Хаджи-Тархан) и его округа // Поволжская археология. 2018. № 3. С. 134-149.

Пигарев Е. М. Селитренное городище: история исследований : монография. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2019. 244 с. (Материалы и исследования по археологии Поволжья. Вып. 11).

Полубояринова М. Д. Иконка с Селитренного городища // Советская археология. 1973. № 2. С. 255-256.

Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М. : Наука, 1978. 135 с.

Почекаев Р. Ю. Ярлыки ханов Золотой Орды русской церкви: к вопросу о хронологии и количестве // Научный Татарстан. 2010. № 2. С. 156-167.

Почекаев Р. Ю. Ханы Золотой Орды. СПб. : Евразия, 2010а. 384 с.

Романова Е. А. Поливная посуда XIV-XVI вв. из раскопок в Твери // Новгород и Новгородская земля. История и археология : материалы научной конференции, посвященной 80-летию академика РАН В. Л. Янина. Новгород, 27-29 января 2009. Вып. 23. Великий Новгород, 2009. С. 310-339.

Станюкевич А. К., Осипов И. Н., Соловьев Н. М. Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики. М. : Раритет, 2003. 64 с.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. СПб. : изд. на иждивение гр. С. Г. Строганова, 1884. 564 с.

Ханенко Б. И. и В. Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев: фототипия и тип. С. В. Кульженко, 1899. 52 с.

Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1994. 232 с.

Юрченко А. Г. Хан Узбек: Между империей и исламом (структуры повседневности): книга-конспект. СПб. : Евразия, 2012. 400 с.

Пачкалов А. В. О местоположении Сарая (первой столицы Золотой Орды) // Архео-лопя та этнолопя схщно1 Увропи : матер1али i дослщження / М1жнародний конгрес. Крок молодi у XXI столггтя. 24-27 квп"ня 2002 р. Т. 3. Одеса, 2002. С. 175-178.

REFERENCES

Alekseyev L. V. Melkoye khudozhestvennoye litye iz nekotorykh zapadnorusskikh zemel (kresty i ikonki Belorussii) [Small artistic castings from some Western Russian lands (crosses

and icons of Belarus)]. Sovetskaya arheologiya [Soviet Archaeology]. 1974. № 3. S. 204-219. (in Russian).

Ballod F. V. Staryy i Novyy Saray. stolitsy Zolotoy Ordy. Rezultaty arkheologicheskikh rabot letom 1922 goda [Old and New Sarai, the capital of the Golden Horde. Results of archaeological work in the summer of 1922]. Kazan: Kombinat Izdatel'stva i pechati v Kazani, 1923. 63 s. (in Russian).

Valiyev R. R. Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh na Selitrennom gorodishche v Kharabalinskom rayone Astrakhanskoy oblasti v 2007 godu (raskop № XLII) [Report on the archaeological excavations at the Saltpeter hillfort in the Kharabalinsky district of the Astrakhan region in 2007 (excavation no. XLII)]. Arkhiv Institut arheologii RAN. F-1. R-1. № 46971 (in Russian).

Vasilyev D. V. O puti Giloma Rubruka cherez deltu Volgi i o naselennykh punktakh, kotoryye on posetil. Zolotoordynskoye naslediye. Vypusk 2. Materialy vtoroy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Politicheskaya i sotsialno-ekonomicheskaya istoriya Zolotoy Ordy". posvyashchennoy pamyati M. A. Usmanova. Kazan. 29-30 marta 2011 g. [About the path of Guillaume Rubruk through the Volga delta and about the settlements that he visited. Golden Horde Heritage. Materials of the Second International scientific Conference "Political and Socio-economic History of the Golden Horde", dedicated to the memory of M. A. Usmanov. Kazan, March 29-30, 2011]. Kazan, 2011. S. 64-72 (in Russian).

Volkov I. V. Dva Saraya na karte Andrea Valshpergera 1448 g. Dialog gorodskoy i stepnoy kultur na evraziyskom prostranstve: materialy V Mezhdunarodnoy konferentsii. posvyashchennoy pamyati G. A. Fedorova-Davydova. [Two Sheds on the map of Andrea Walshperger 1448. Dialogue of Urban and Steppe Cultures in the Eurasian Space: materials of the V International Conference dedicated to the Memory of G. A. Fedorov-Davydov]. Kazan, 2011. S. 147-152 (in Russian).

Grigoryev A. P. Sbornik khanskikh yarlykov russkim mitropolitam: Istochnikovedcheskiy analiz zolotoordynskikh dokumentov [A collection of Khan's labels Russian metropolitans: Source study analysis of the documents of the Golden Horde]. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2004. 276 s. (in Russian).

Evstratov I. V. O zolotoordynskikh gorodakh. nakhodivshikhsya na mestakh Selitrennogo i Tsarevskogo gorodishch (opyt ispolzovaniya monetnogo materiala dlya lokalizatsii srednevekovykh gorodov Povolzhia). Epokha bronzy i ranniy zheleznyy vek v istorii drevnikh plemen yuzhnorusskikh stepey. [About the Golden Horde cities that were located on the sites of the Selitrenoe and Tsarevsky settlements (experience of using coin material for localization of medieval cities of the Volga region). The Bronze Age and the Early Iron Age in the history of the ancient tribes of the Southern Russian steppes]. Ch.2. Saratov: izd-vo SGU, 1997. S. 88118 (in Russian).

Kubankin D. A. Khristianskoye naseleniye zolotoordynskogo goroda Ukek. Dialog gorodskoy i stepnoy kultur na evraziyskom prostranstve. Materialy V Mezhdunarodnoy konferentsii. posvyashchennoy pamyati G. A. Fedorova-Davydova 2-6 oktyabrya 2011 goda [Christian population of the Golden Horde city of Ukek. Dialogue of urban and steppe cultures in the Eurasian space. Proceedings of the V International Conference dedicated to the

memory of G. A. Fedorov-Davydov on October 2-6, 2011]. Kazan; Astrakhan, 2011. S. 211216 (in Russian).

Kubankin D. A. Russkaya obshchina zolotoordynskogo goroda Ukeka [Russian community of the Golden Horde city of Ukek]. Povolzhskaya arkheologiya [Volga Region Archeology]. № 1. 2012. S. 172-191 (in Russian).

Lapshin V. A. Arkheologicheskiye svidetelstva svyazey Tveri s Novgorodskoy zemley v XIII-XIV vv. Ladoga i eye sosedi v epokhu srednevekovia. [Archaeological evidence of links between Tver and the Novgorod land in the XIII-XIV centuries. Ladoga and its neighbors in the Middle Ages]. SPb.: Institut istorii material'noj kul'tury RAN, 2002. S. 59-62 (in Russian).

Likhacheva O. P. Lev — lyutyy zver [The lion is a fierce beast] Trudy otdela drevnerusskoj literatury. T.48. SPb.: Dmitrij Bulanin, 1993. S. 129-137 (in Russian).

Myskov E. P. Unikalnyy pamyatnik russkoy kultury XIV v. v Nizhnem Povolzhye. Izvestiya Volgogradskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Istoriya. [A unique monument of Russian culture of the XIV century in the Lower Volga region. Izvestia VGPU. History.]. 2006. № 2. S. 47-53 (in Russian).

Myskov E. P., Ilina O. A. Lokalizatsiya russkikh kompleksov XIV v. na Vodyanskom gorodishche. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedeniye. Mezhdunarodnyye otnosheniya. [Localization of Russian complexes of the XIV century on the Vodyansk settlement. Bulletin of the Volgograd State University. Series 4. History. Regional studies. International relations]. 2018. T. 23. № 3. S. 218-228 (in Russian).

Nedashkovskiy L. F. Zolotoordynskiy gorod Ukek i ego okruga [The Golden Horde city of Ukek and its districts]. M.: Vostochnaya literatura, 2000. 224 s. (in Russian).

Nedashkovskiy L. F. Klady zolotoordynskikh monet s Selitrennogo gorodishcha i ego okrestnostey. Arkheologiya vostochnoyevropeyskoy lesostepi. Vyp.2. Tom 1. Sbornik materialov. [Hoards of Golden Horde coins from the Selitrenoe settlement and its surroundings. Archeology of the Eastern European forest-steppe. Vol.2. Volume 1. Collection of materials]. Penza: Tip. Kopi-Rizo, 2008. S. 236-241 (in Russian).

Nikolayeva T. V. Proizvedeniya melkoy plastiki XIII-XVII vekov v sobranii Zagorskogo muzeya. Katalog. [Works of small plastic art of the XIII-XVII centuries in the collection of the Zagorsk Museum. Catalog.]. Zagorsk: Tipografiya CBTI Mosoblsovnarhoza, 1960. 338 s. (in Russian).

Nikolayeva T. V. Proizvedeniya russkogo prikladnogo iskusstva s nadpisyami 15-p.p.16 vv. [Works of Russian applied art with inscriptions of the 15th-16th centuries]. Arkheologiya SSSR. SAI. Vyp. E1-49. 1971. S. 43-47 (in Russian).

Pavlenko Yu. A.. Pigarev E. M. Gruppa bronzovykh predmetov s Selitrennogo gorodishcha. Arkheologicheskiye issledovaniya i muzeyno-krayevedcheskaya rabota v Volgo-Uralskom regione. Drevnosti. Vyp.36. [A group of bronze objects from the Saltpetre Settlement. Archaeological research and museum and local history work in the Volga-Ural region. Antiquities. Issue 36]. M. Kazan: Tatarskij gos. gumanitarno-ped. un-t, 2003. S. 231-234 (in Russian).

Pigarev E. M. Redkiy tip enkolpiona s Selitrennogo gorodishcha [A rare type of encolpion from the Saltpetre Hillfort]. Povolzhskaya arkheologiya [Volga Region Archeology]. № 1. Kazan, 2012. S. 120-122 (in Russian).

Pigarev E. M. Kuvshin iz Tveri na Selitrennom gorodishche [Pitcher of the city of Selitrennoe Gorodische]. Kratkie svedeniya instituta arheologii RAN. Vyp. 246. 2017. S. 336343 (in Russian).

Pigarev E. M. Delta Volgi v XIII-XV vv. Trudy V (XXI) Vserossiyskogo arkheologicheskogo syezda v Barnaule — Belokurikhe: sbornik nauchnykh statey: v 31. [The Volga Delta in the XIII-XV centuries. Proceedings of V (XXI) All-Russian Archaeological Congress in Barnaul-Belokurikha: collection of scientific articles: in 3 vols.]. Barnaul, 2017a. T. II. S. 287-291 (in Russian).

Pigarev E. M. K voprosu o sushchestvovanii poselka Sartaka (prichiny otsutstviya pamyatnikov Zolotoy Ordy na pravoberezhye Volgi v Astrakhanskoy oblasti). Voprosy integratsii i arkheologicheskikh i istoricheskikh issledovaniy: materialy Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiyem) arkheologicheskoy konferentsii (Astrakhan. 29 sentyabrya — 01 oktyabrya 2017g.) [On the question of the existence of the village of Sartaka (the reasons for the absence of monuments of the Golden Horde on the right bank of the Volga in the Astrakhan region). Issues of Integration and Archaeological and Historical Research: materials of the All-Russian (with international participation) Archaeological Conference (Astrakhan, September 29 — October 01, 2017)]. Astrakhan, 2017b. S. 44-49 (in Russian).

Pigarev E. M. Gorodishche "Sharenyy bugor" (gorod Khadzhi-Tarkhan) i ego okruga [The settlement "Shareny the hill" (the city of Haji-Tarkhan) and its district]. Povolzhskaya arkheologiya [Volga Region Archeology]. 2018. № 3. S. 134-149 (in Russian).

Pigarev E. M. Selitrennoe gorodishche: istoriya issledovanij: monografiya [Saltpeter Hillfort: the history of research: monograph]. Materialy i issledovaniya po arheologii Povolzh'ya. [Materials and research on the archeology of the Volga region]. № 11. Joshkar-Ola: Marijskij gos. un-t, 2019. 244 s. (in Russian).

Poluboyarinova M. D. Ikonka s Selitrennogo gorodishcha [Icon from the Saltpeter Hillfort]. Sovetskaya arheologiya [Soviet archaeology]. 1973. № 2. S. 255-256 (in Russian).

Poluboyarinova M. D. Russkiye lyudi vZolotoy Orde [Russian people in the Golden Horde]. M.: Nauka, 1978. 135 s. (in Russian).

Pochekayev R. Yu. Yarlyki khanov Zolotoy Ordy russkoy tserkvi: k voprosu o khronologii i kolichestve [Labels of the Khans of the Golden Horde of the Russian Church: on the question of chronology and Number]. Nauchnyy Tatarstan [Scientific Tatarstan]. № 2. 2010. S. 156167 (in Russian).

Pochekayev R. Yu. Khany Zolotoy Ordy [Khans of the Golden Horde]. SPb.: Evraziya, 2010a. 384 s.

Romanova E. A. Polivnaya posuda XIV-XVI vv. iz raskopok v Tveri. Novgorod i Novgorodskaya zemlya. Istoriya i arkheologiya. Materialy nauchnoy konferentsii. posvyashchennoy 80-letiyu akademika RAN V. L. Yanina. Novgorod. 27-29 yanvarya 2009. Vypusk 23. [Irrigation dishes of the XIV-XVI centuries from excavations in Tver. Novgorod and the Novgorod land. History and Archeology. Materials of the scientific conference dedicated to the 80th anniversary of Academician V. L. Yanin. Novgorod, January 27-29, 2009. Issue 23]. Velikiy Novgorod, 2009. S. 310-339 (in Russian).

Stanyukevich A. K., Osipov I. N., Solovyev N. M. Tysyacheletiye kresta. Proizvedeniya russkoy khristianskoy metalloplastiki [The Millennium of the cross. Works of Russian Christian metal plastics]. M.: Raritet, 2003. 64 s. (in Russian).

Tizengauzen V. G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy [Collection of materials related to the history of the Golden Horde]. T. I. SPb.: izd. na izhdivenie gr. S. G. Stroganova, 1884. 564 s. (in Russian).

Khanenko B. I. i V. N. Drevnosti russkiye. Kresty i obrazki [Russian antiquities. Crosses and icons]. Kiyev: fototipiya i tip. S. V. Kul'zhenko, 1899. 52 s. (in Russian).

Fedorov-Davydov G. A. Zolotoordynskiye goroda Povolzhia [Golden Horde cities of the Volga region]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1994. 232 s. (in Russian).

Yurchenko A. G. Khan Uzbek: Mezhdu imperiyey i islamom (struktury povsednevnosti). Kniga-konspekt [Khan Uzbek: Between the Empire and Islam (Structures of everyday life). Book-synopsis]. SPb.: Evraziya, 2012. 400 s. (in Russian).

Pachkalov A. V. O mestopolozhenii Saraya (pervoy stolitsy Zolotoy Ordy). Arkheologiya ta etnologiya skhidnoi Uvropi: Materiali i doslidzhennya. Mizhnarodniy kongres. Krok molodi u XXIstolittya. 24-27 kvitnya 2002 r. [About the location of Sarai (the first capital of the Golden Horde)]. Т. 3. Odesa, 2002. S. 175-178 (in Ukraine).

Статья поступила в редакцию 09.04.2021 Принята к публикации 22.07.2021 Дата публикации 20.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.