Научная статья на тему 'Русская община золотоордынского города Укека'

Русская община золотоордынского города Укека Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
807
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЕК – ГОРОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ / UKEK IS A CITY OF THE GOLDEN HORDE / РУССКИЙ КВАРТАЛ / RUSSIAN QUARTER / ОСТАТКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / RUINS OF THE ORTHODOX CHURCH / ПРЕДМЕТЫ БЫТА И ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТА / UNITS OF HOUSEHOLD AND CHRISTIAN CULT / СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ / SOCIAL COMPOSITION / ЗАНЯТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ / OCCUPATIONS OF THE ORTHODOX POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кубанкин Дмитрий Александрович

В результате археологических исследований на одном из памятников Золотой Орды – Укекском городище в Саратовской области – были найдены руины христианского храма. В данном районе были обнаружены предметы христианского культа и домашнего обихода. Кроме того, здесь найдена большая коллекция схожих предметов и артефактов, свидетельствующих о пребывании русских дворян в Укеке. В местах жительства дворян были обнаружены ценности. Данные факты говорят о присутствии в данном памятнике Золотой Орды основного русского христианского населения. Статус граждан был различным: от представителей аристократии и обеспеченных горожан до бедных и зависимых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кубанкин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian community of Ukek, the Golden Horde city

On the monument of the Golden Horde period (the middle of the XIII – XIVth cc.) – Ukek site of ancient town in Saratov region ruins of the Christian church were found as a result of archeological research. Units of the Christian cult and household things of the Old Russian people are localized in this district. Besides this area there is a big collection of alike objects and artifacts on the monument, which mark stay of the Russian noble men in Ukek. Rich treasures were found in the places of residence of the Old Russian people. These facts prove presence of major Russian Christian community at this monument of the Golden Horde. Status of its citizens was different: from aristocracy representatives and rich townsmen till poor and dependant people.

Текст научной работы на тему «Русская община золотоордынского города Укека»

РУССКАЯ ОБЩИНА ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ГОРОДА УКЕКА*

© 2012 г. Д.А. Кубанкин

Саратовский областной музей краеведения, г. Саратов

Ключевые слова: Укек - город Золотой Орды, русский квартал, остатки православной церкви, предметы быта и христианского культа, социальный состав, занятия православной части населения.

Любые археологические исследования на Увекском городище, будь то раскопки или сбор подъемного материала, неизменно сопровождаются находками предметов средневековой русской старины. Это можно объяснить только наличием крупной славянской православной общины в зо-лотоордынском городе Укеке. Первой научной работой, в которой детально рассматривался древнерусский материал с Увекского городища, стала монография М.Д. Полубояриновой «Русские люди в Золотой Орде» (1978). Позднее появлялись и другие публикации, затрагивающие эту тему (Недаш-ковский, 2000; Кубанкин, 2011; 2011а), но монография М.Д. Полубояриновой остается основополагающим исследованием в области изучение русских древностей Укека.

Первым по времени письменным источником, в котором, возможно, упоминается Укек, является книга францисканского монаха Гильома де Рубрука. В 1253 г. он проезжал через новый поселок на берегу Волги, «который татары устроили вперемежку из русских и сарацин, перевозящих послов, как направляющихся ко двору Бату, так и возвращающихся оттуда» (Путешествие в Восточные страны,

* Работа выполнена при поддержке РГНФ: проект №12-31-01246.

1997, с. 116). На роль такого поселка вполне подходит будущий город Укек. Во-первых, на Увекском городище присутствует слой середины - второй половины XIII в., насыщенный древнерусской керамикой. Во-вторых, здесь действительно существовала переправа через Волгу. Сирийский историк и географ Абу-л-Фида упоминает о соседстве ставки хана с городом Укеком (Коновалова, 2009, с. 125). В конце 1262 - начале 1263 г. город посетили купцы Николо и Матео Поло. По Волжскому пути они прибыли из Болгара, в Укеке переправились через Волгу и через 17 дней пути прибыли в Бухару (Путешествие в Восточные страны, 1997, с. 193). Итак, письменные источники подтверждают, что Укек был одним из важных городов, основанных еще в XIII в. и располагавшихся на Волжском пути, у переправы к одной из ставок хана.

Письменные источники отмечают активную деятельность русских на Волге во времена Золотой Орды (Ти-зенгаузен, 1884, с. 63, 241). Некоторые из них вполне могли заниматься строительством речных судов, другие были гребцами и выполняли прочие обязанности на судне2. Течение и

2 В ярлыке Бердибека к митрополиту Алексию упоминается «лодейщики» (монг. «онгачачи», тюрк. «кемэчи»), кото-

уровень воды в Волге не постоянны, ежегодно менялся абрис островов, появлялись новые острова, мели и перекаты. Поэтому плавание по реке - довольно сложное занятие, особенно для крупных судов. Для благополучного прохода кораблей необходимы лоцманы, знающие все особенности русла на определенном отрезке в определенное время. Среди представителей этой профессии в Укеке вполне могли быть русские люди.

Рыбные богатства Волги были весьма велики и активно использовались. Об этом свидетельствуют многочисленные рыболовные приспособления, найденные на Увекском городище (Недашковский, 2002). Среди них - железные крючки для переметов и многочисленные грузила для рыболовных сетей различных размеров. Показательно, что при раскопках на Увекском городище скопление чешуи рыб наиболее часто фиксировалось нами в слоях, насыщенных древнерусской керамикой. То есть русские жители Увекского городища часто питались рыбой. А. Олеарий писал о русских во время своего путешествия по Волге в 1636 г.: «Ввиду многих своих постных дней, упомянутых выше, они привыкли питаться скорее рыбой, чем мясом» (Олеарий, 2003, с. 328). Рыбные промыслы Волги высоко ценились русскими рыбаками и после распада Золотой Орды. Несмотря на опасную ситуацию, эти люди продолжали заниматься рыболовством в

рые «обеспечивали транспортировку через водные преграды» (Григорьев, 2004, с. 97). В ярлыке Тимур-Кутлуга и более поздних упоминается термин, переводимый как «перевозчик», «ладейщик», «лодочник», «корабельщик», «мостовщик» (Федоров- Давыдов, 1973, с. 99).

XVI в., промышляя в буферной зоне между Казанским и Астраханским ханствами: «на Волге под горами Девичьими и до (от) Змиева каменя и до Увека, тысяче верст от Казани заехавшее, тамо живяху лето все ..., а в осень возвращахуся на Русь» (Казанский летописец, 2000, с. 244). Таким образом, часть русского населения Укека, проживая в городе на Великом Волжском пути, по роду своей деятельности была связана с Волгой: судостроители, матросы, лоцманы, рыбаки и т.д.

Археологические материалы являются единственным, но весьма информативным источником при изучении вопроса о существовании православной древнерусской общины в Укеке. В 2010-2011 гг. археологической экспедицией Саратовского областного музея краеведения под руководством Д. А. Кубанкина проводились раскопки в центральной части средневекового города (рис. 1, участок 1). На начальном этапе развития Укека, во второй половине XIII в., это еще была юго-западная окраина. Здесь обнаружены следы массового проживания древнерусского населения, датируемые второй половиной XIII - началом XIV в, а также следы двух монументальных сооружений. Нижнее (здание 2) было построено в 1280-х годах и относилось к слою, насыщенному древнерусской керамикой. Верхнее (здание 1) было построено в 1330-х или 1340-х годах и практически не содержало в строительном горизонте древнерусской керамики.

Стратиграфические наблюдения однозначно свидетельствуют, что на этом участке изначально поселились русские. На это указывает многочисленность древнерусской керамики, частые скопления чешуи рыб и присутствие свиных костей среди архео-

зоологического материала1. Самая ранняя монета - пул с тамгой, чекан Крыма, времени правления Менгу-Тимура (1266-1282 гг.). Монеты подобного или схожего типа датируются 674 г.х. (1275/1276 г. н.э.)2.

В 1280-е годы начинается строительство монументального сооружения на каменном фундаменте, в засыпке которого обнаружена серебряная монета времен правления Туда-Менгу, чекан Сарая, 681 г.х. (1281/1282 г. н.э.). Еще одна такая же монета, но меньшего веса, обнаружена в верхних слоях разрушенного здания. К моменту строительства на данной территории образовался мощный культурный слой. Здание пострадало в пожаре и было разобрано. После гибели этого сооружения образуется новый культурный слой, который перекрывает остатки здания 2. Он тоже насыщен древнерусской керамикой, что свидетельствует о дальнейшем проживании здесь славянского населения.

Верхняя граница слоя с древнерусской керамикой маркируется строительством здания 1, условно датированного по монетам 1330-ми -1340-ми годами. Фундамент этой постройки возводили из каменных блоков вторичного использования. Среди них - камень с изображением креста (рис. 2) и многочисленные фрагменты известковой штукатурки с фресковой росписью (рис. 3) в засыпке фундамента (Кубанкин, 2012, с. 145, рис. 4). Эти архитектурные детали попали сюда из разобранной церкви. Кирпичные стены здания 1 были украшены восточными изразцами и, очевидно, не имели отношения к русскому храму.

1 Изучение археозоологической коллекции проведено Л.В. Яворской.

2 Определение А.В. Пачкалова.

Здание 2, построенное в 1280-х годах, исследовано лишь частично, поэтому многие выводы носят предварительный характер. Общая площадь постройки пока не установлена, однако ее монументальность бесспорна. Ленточный фундамент был заглублен на 1,4-1,6 м и ориентирован углами по сторонам света. Толщина фундамента капитальной стены в верхней части - 80-120 см, в нижней части у подошвы - 140 см. Толщина фундамента внутренних стены - 40-60 см, внизу у подошвы - 70 см. До начала строительства на поверхности были прорыты траншеи под фундамент, в которые слоями укладывались камни, соединенные только «грязевым» раствором - мокрым утрамбованным грунтом. При строительстве использовался песчаник, выходы которого до сих пор встречаются в большом количестве, как на территории городища, так и в его окрестностях. Для кровли служила глиняная черепица - керами-ды и калиптеры, фрагменты которых найдены здесь в большом количестве. После пожара здание было разобрано до фундамента, поэтому материал, из которого возводились стены, нам неизвестен. Вполне вероятно, что это был все тот же песчаник. Видимо, массивные каменные блоки из этих стен попали в фундамент более позднего здания 1.

Полагаю, что здание 2 было православным храмом города Укека. Для окончательной уверенности необходимо найти апсиду. Пока же есть отдельные факты. Собираясь воедино, эти факты становятся весьма весомыми аргументами. 1) Здание 2 располагалось на участке длительного проживания древнерусского населения. 2) Постройка носит монументальный

характер. 3) Возведенное на месте здания 2 сооружение содержит в своем фундаменте каменный блок с крестом и фрагменты штукатурки с фресковой росписью - элементы, характерные для оформления церкви. По определению Вл.В. Седова, фрески относятся к русской или византийской школе рубежа XIII-XIV вв. 1

Храм имел подвальные помещения, располагавшиеся в северовосточной части. Здесь хранилось имущество, которое сильно пострадало в результате пожара. Позднее многие вещи были изъяты с пожарища, а само здание разобрано. Был разобран даже фундамент в южной части, от которого осталась лишь траншея и отдельные камни.

Вещи, обнаруженные в подвалах, свидетельствуют о незаурядности данного сооружения. Отдельно следует отметить парадную посуду: не менее одиннадцати кашинных сосудов иранского производства (рис. 4-7), четыре византийские поливные чаши (рис. 8), один светлоглиняный кувшин с ультрамариновой поливой из неустановленного центра производства (рис. 9)2 (Кубанкин, 2012, с. 148-150, рис. 7-9). Тарная посуда: не менее восьми трапезундских амфор, три амфоры «группы клейма (рис. 10), две хумчи и, возможно, один критский пифос3. В двух трапе-зундских амфорах хранилось просо, на некоторых фрагментах остались маслянистые потеки гари. Возможно, в них хранилось вино или масло. Воз-

1 Выражаю благодарность В.В. Седову за своевременные консультации.

2 Определение керамики проводилось А.Н. Масловским, С.Г. Бочаровым и В.Ю. Ковалем.

3 Определение А.Н. Масловского.

ле хумчи обнаружено скопление гороха, на одной из амфор «группы клейма 888» - маслянистые потеки гари. Часть зерна (просо и пшеница) хранилась в деревянных емкостях - ведрах и ларях. В небольшом количестве найдены лесные орехи. Зафиксировано крупное скопление погоревшей деревянной посуды, выточенной на токарном станке: кубки, ковши, тарелки и пр. Фрагменты деревянных пластин с резным орнаментом, возможно, украшали шкатулку или ларец (Кубанкин, 2012, с. 146, рис. 5: 5). Они сделаны в технике плоскорельефной резьбы с выбранным фоном. Особо следует выделить фрагмент деревянного изделия с резным изображением протомы барса (рис. 11), возможно, служившего ручкой для ковша. Обнаружены фрагменты обгоревших хлебных изделий, в том числе двух лепешек с орнаментом (рис. 12). В подвалах хранились штуки тканей полотняного плетения из нитей растительного происхождения, мех. Из украшений обнаружены стеклянные и кашинные бусы, сердоликовая вставка (Кубанкин, 2012, с. 151, рис. 10: 1-3). В отдельном месте располагались кузнечные изделия: две крицы, одна из которых половинчатая, железный нож, а также два мешочка с порошком чистой меди или медного купороса. Такие разнообразные припасы могли принадлежать храму либо быть отданы туда на хранение от общины или отдельных купцов.

Время строительства церкви условно установлено нами по монете в фундаменте: не ранее 1281-1282 гг. Верхний хронологический рубеж здания 2 четко не установлен. А.Н. Масловский полагает, что представленный в подвале набор керамики укладывается в

1290-е годы, следовательно, пожар мог произойти в 1290-х годах.

Из находок в слое вне построек особо следует выделить стеклянную шпильку для волос ультрамаринового цвета. Вытянутый стержень венчает шляпка со стилизованным изображением разрезанного плода граната. Подобные изделия известны в Китае, в том числе периода династии Юань (Хан, 1999, с. 92)1. Схожие предметы экспонировались в музее Метрополитен на выставке «The World of Khubi-lai Khan: Chinese Art in the Yuan Dynasty». Находка с Увекского городища происходит из самых ранних слоев и условно датируется по монетным находкам 1270-ми годами. Очевидно, что владелицей этого украшения была представительница неславянских народов, т.к. для последних не характерны сложные прически с использованием шпилек. Среди находок в слое, помимо древнерусской керамики, следует выделить фрагмент каменного нательного креста (Кубанкин, 2012, с. 151, рис. 10: 6), обломки серогли-няной штампованной посуды, многочисленные фрагменты византийских поливных чаш. Среди древнерусской керамики условно можно выделить следующие центры производства: Москва и ее окрестности, Верхневолжье и Рязанское Поочье2. Некоторые сосуды были сделаны русскими уже в Укеке, при этом отдельные фрагменты отличаются от остальной древнерусской керамики отсутствием крупных примесей и более качественным обжигом. Подобная ситуация зафиксирована на Водянском городище

1 Выражаю признательность С.И. Ва-лиуллиной за представленную ссылку на китайское издание.

2 Определение В.Ю. Коваля.

(Мыськов, 2007, с. 136), расположенном в 300 км от Увекского вниз по течению р. Волга.

Как установлено исследованиями на раскопе III 2010-2011 гг., данный участок города относился к христианскому кварталу, датируемому 12701320-ми или 1330-ми годами. Среди жителей этого квартала, судя по керамике, превалировало древнерусское население. Об этом же говорит и ряд находок предметов, относящихся к христианскому культу, сделанных на Увекском городище с конца XIX до конца ХХ в., места обнаружения которых также тяготеют к месту данного раскопа.

В 1990-х годах в 80 метрах к западу-северо-западу от нынешнего раскопа III была найдена шиферная иконка подпрямоугольной формы с выделенным бортиком, размером 4 х 4,7 см, с рельефным изображением Спаса на престоле (рис. 13). Христос изображен с крестчатым нимбом, благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой руке (Кубанкин, 2006, с. 25, рис. 1: 2). В соседнем дворе при земляных работах был найден целый древнерусский горшок.

В 140 м к юго-западу от раскопа III известно еще одно скопление древнерусского материала, обнаруженное в результате археологических раскопок. В верхних слоях, датируемых условно по монетам серединой XIV в., найдены одно ушко креста или иконки3 и два фрагмента крестов-энколпионов (Кубанкин, 2011, с. 214, рис. 4: 5)4. С этого раскопа происходят фрагменты двух красноглиняных поливных чаш. У одной, произведенной в Судаке или

3 ЭКМ. Инв.№ НВСП 9088.

4 ЭКМ. Инв.№№ ЭКМ 12314; ЭКМ 12319.

Солхате1, на стопе кольцевого поддона прочерчены линии, образующие крест2. У другой, произведенной в Солхате на рубеже XIII-XIV вв.3, по дну с внешней стороны прочерчен крест4. Возможно, они служили для причастия. При раскопках греческого храма Св. Теодора Тирона и Страти-лата в Каффе было обнаружено семь донцев от красноглиняных глазурованных чаш с процарапанным крестом на внешней стороне (Айбабина, Бочаров, 1996, с. 20, 21; 2002, с. 166-168).

На этом же участке Увекского городища в 1994 г. местными жителями в результате земляных работ был обнаружен комплекс вещей, которые вероятно, происходят из клада в сгоревшем жилище. Среди них три кашинные чаши, два бронзовых светильника, два бронзовых зеркала и медная лампада (рис. 14). Кашинные чаши датируют комплекс временем не ранее 1330-х годв. Учитывая скопление древнерусских и христианских находок из этого места, можно с некоторой долей осторожности предположить, что клад принадлежал зажиточному жителю христианского квартала.

К этому же району, но без точной привязки, относятся следующие находки: бракованная бронзовая иконка с изображением Георгия Победоносца, датируемая М.Д. Полубояриновой XIV в. (1978, с. 96, 97), и иконка из темного камня в виде квадрифолия с рельефным изображением полуфигуры ангела в профиль. По мнению Н.Г. Порфиридова, иконка сделана в Византии в XI-XII вв. (Порфиридов, 1975, с. 122).

1 Определение А.Н. Масловского.

2 ЭКМ. Инв.№ ЭКМ 12311.

3 Определение А.Н. Масловского и С.Г. Бочарова.

4 ЭКМ. Инв.№ НВСП 9183.

Все эти находки позволяют утверждать, что во второй половине XIII в. на юго-западной окраине города Уке -ка был создан христианский квартал, заселенный русскими. В 1280-е годы здесь, вероятно, был построен храм, погибший от пожара в 1290-х годов. Проживание русского населения на всей территории квартала фиксируется в разной степени вплоть до 1360-х годов.

Однако это не единственный участок компактного проживания христианского населения. В районе ранее прослеживавшегося северного вала, к северу от станции Увек, в результате сборов обнаружены следующие вещи. 1) Шиферная иконка с изображением Гроба Господня, датируемая XIII в. (Николаева, 1983, с. 146). 2) Бронзовый крест с ушком, датируемый М.Д. Полубояриновой XIII в. (1978, с. 98, 99); 3) Крест-мощевик (?) в составе клада из 46 серебряных монет в глиняном сосуде вместе с медным топором и двумя медными чашечками (Кубанкин, 2006, с. 20). А.А. Кротков, обобщивший в начале ХХ в. некоторые данные о находках христианских древностей, пришел к выводу о существовании на северной окраине Укека русского квартала (Кубанкин, 2005, с. 208). Возможно, на территории города Укека существовали две православные общины, расположенные на разных концах города, однако об их синхронности пока нет никаких данных. Между этими двумя окраинами на площади всего городища часто встречаются отдельные фрагменты древнерусской керамики, которые не образуют крупных скоплений. Вероятно, некоторые русские проживали вне христианского квартала и относились к числу рабов или зависимого населения.

Рис. 1. План Увекского городища. №1 - приблизительные границы русского юго-западного квартала; №2 - условные границы северного квартала.

Рис. 9. Кувшин светлоглиняный. Раскоп III. Здание 2.

Рис. 8. Тарелка красноглиняная. Раскоп III. Здание 2.

I

см

Рис. 12. Фрагменты хлебных лепешек. Раскоп III. Здание 2.

Рис .14. Медная лампада из «клада» в юго-западном русском квартале.

Находка на Увекском городище каменного архитектурного блока с крестом и фрагментов штукатурки с фресковой живописью однозначно свидетельствуют о существовании не менее одного христианского храма. Это подтверждается обнаруженными предметами богослужения. Такие предметы могли использоваться в домах богатых христиан, однако их обилие свидетельствует, скорее, о наличии церкви. Находки следующие: 1) нижняя часть бронзового кадила - кацеи, датируемой XIII-XIV в. (Не-дашковский, 2000, с. 111, 107, рис. 30: 23); 2) верхняя часть кадила или лампады с тремя отверстиями для подвеса (Архив ИИМК. Оп. 1/1893, д. 107, л. 80; Nedashkovsky, 2004, р. 191, fig. 10); 3) описанная выше медная лампада из клада в русском квартале на юго-западной окраине; 4. подсвечник хороса с шипом, аналогичный находкам из Древней Руси и Волжской Болгарии XI-XV вв. (Недашковский, 2000, с. 111, рис. 30: 21); 5) подсвечник хороса втульчатый, близкий Мстиславльской находке XIV-XV вв. (Недашковский, 2000, с. 111, рис. 30: 22); 6) фрагменты литых цепочек для хороса или лампады (Недашковский, 2000, с. 111, рис. 30: 20), имеющие аналогии в материалах с Царевско-го городища (Полубояринова, 1978, с. 60, рис. 9) и из богатого жилища в Новогрудке (Гуревич, 1981, с. 66, рис. 51: 1); 7) навершие хороса (Полубояринова, 1978, с. 101, рис. 31); 8) клад предметов христианского культа, найденный в 1846 г. крестьянами при ловле рыбы возле Увека: «Нашли в песке короб со следующими вещами: медный посеребренный крест, две медные дароносицы с чашами, лжи-цами и стеклянными сосудами, штуки

от паникадила, посеребренные. Все эти вещи кажутся бывшими в огне» (Кубанкин, 2006, с. 23).

Сохранились некоторые предметы благочестия, которые носили на себе христиане Укека - иконки и кресты из камня и медных сплавов общим числом более 20 предметов (Кубанкин, 2011). По-видимому, потребности местных жителей в предметах христианского культа частично удовлетворялись за счет местных мастерских. Об этом свидетельствует литейный брак энколпиона (Полубояринова, с. 96, рис. 25: 2), иконки с изображением Георгия Победоносца (Полубоя-ринова, 1978, с. 96, рис. 25: 1) и иконки с поясным изображением святого (Недашковский, 2000, с. 107, рис. 30: 18), цепочки для хороса или кадила (Недашковский, 2000, с. 107, рис. 30: 20). Найдена заготовка створки формы для литья ушка энколпиона или иконки (Недашковский, 2000, с. 107, рис. 30: 25). Очевидно, что часть продукции покупалась жителями округи Укека, где практически на каждом поселении встречается древнерусская керамика, а в некоторых случаях она доминирует.

Помимо предметов христианского культа, в Укеке отливали звездчатые колты - несомненный маркер древнерусского населения. Об этом свидетельствует фрагмент литейной формы, найденный на городище (Спи-цын, 1914, с. 101-102) и аналогичный многочисленным формочкам из древнерусских городов. Изготовление литых изделий свидетельствует о производстве их в большом количестве, в том числе для последующей продажи. То есть, помимо рабов, в городе и его округе однозначно существовало свободное, платежеспособное русское

население. Это подтверждается находкой клада из трех кашинных чаш, двух китайских бронзовых зеркал, двух бронзовых ламп и медной лампады. Владеть такими вещами мог себе позволить далеко не бедный человек. Очевидно, что только богатые люди сообща могли наполнить подвалы храма, частично раскопанные нами в 2010-2011 гг. Покупать продукцию местных мастеров могли также русские купцы и представители русской знати. Присутствие в Укеке высокопоставленных лиц из древнерусских княжеств подтверждают находки печатей: 1) каменная печать - вставка в перстень, принадлежавшая некому князю Михаилу (рис. 15), датируется первой четвертью XIV в. (Кубанкин, 2008); 2) костяная печать Семена, относящаяся к рубежу ХШ-Х^ вв. (Крамаровский, 1999, с. 40-48). Если печать князя вместе с перстнем могла попасть в Укек в качестве трофея, то костяная печать вряд ли представляла такой интерес. Наиболее вероятно, что она появилась в Укеке вместе со своим хозяином.

Возникает уместный вопрос: что делали здесь русские князья и знатные люди? Полагаем, что ответ кроется в местоположении города. Укек был расположен на переправе к одной из кочевых ставок хана. Об этом свидетельствует ряд источников. Гильом де Рубрук, вероятно, побывал именно в поселке на месте будущего Укека, где перевозили послов «как направляющихся ко двору Бату, так и возвращающихся оттуда, потому что Бату находится на другом берегу в восточном направлении, и он не проходит через это место, где мы остановились, когда поднимается летом, а он уже начал спускаться. Именно с января до

августа он сам и все другие поднимаются к холодным странам, а в августе начинают возвращаться. Итак, мы спустились на корабле от этого поселка до двора Бату ...» (Путешествие в Восточные страны, с. 116). Арабский историк и географ Абу-л-Фида пишет: «На Укак двигалась орда царя татар из страны Берке, но не вступала в город» (Коновалова, 2009, с. 125). Наиболее вероятно, что летнее кочевье ханов Золотой Орды XIII в. располагалось в местности Лисья Балка возле с. Советского Энгельсского р-на Саратовской области (Баринов, 1997, с. 183; Ракушин, 2007, с. 222), примерно в 50 км к востоку от города Укека.

Город Укек в этом случае служил промежуточным пунктом в путешествии ко двору хана. На территории русской общины в городе мог остановиться русский князь или его доверенное лицо перед поездкой в ставку хана, собрать нужную ему информацию и подготовится к ответственному визиту.

Несмотря на многочисленность древнерусской керамики и предметов христианского культа, следует отметить, что русское христианское население не составляло доминирующего большинства среди жителей Укека. Как и в большинстве других нижневолжских городов Золотой Орды, урбанистической основой здесь были тюрки, особенно это характерно для XIV в. (Кубанкин, 2006). Русское население Укека, с одной стороны, сохранило свою самобытность, пользуясь собственными формами посуды, исповедуя православие и активно общаясь с соплеменниками из различных княжеств. С другой стороны, оно оказалось подверженным влиянию местных условий жизни и соседству-

ющих культур. Это сказалось на некоторых новациях в гончарных традициях и более активном использовании в быту импортных изделий, прежде всего восточного облика. Вовлечение города в посредническую торговлю изделиями различных культур от Китая до Египта нашло яркое отражение в быту местного русского населения. Несмотря на сохранение славянских христианских традиций, быт русских здесь все более отчетливо приобретал восточные черты. Об этом свидетельствует клад, найденный в русском квартале. Помимо медной лампады, он содержал два бронзовых зеркала, выполненных в китайской традиции, две бронзовых лампы, характерных для исламского искусства Востока и распространенных в городах Золотой Орды, и 3 кашинных чаши, выполненных золотоордынскими мастерами. Еще одним подтверждением этого вывода является подвал местного храма. Здесь, помимо древнерусской керамики, обнаружена посуда из Ирана, с Кавказа, Юго-Восточного и Южного

Причерноморья, Византии, стеклянные изделия из Сирии или Египта.

Итак, в Укеке постоянно существовала древнерусская община, члены которой занимались разнообразной деятельностью. Это были рыбаки, матросы, ремесленники, возможно, купцы, священники и пр. Здесь производились культовые вещи, находившие спрос также в сельской местности за пределами города, где тоже проживали русские православные люди. В Укеке на территории русского квартала был каменный православный храм. Город, расположенный на Волге, у переправы к летней ставке хана, посещали многочисленные посольства из различных стран. Русский квартал Укека был «своим» местом в Золотой Орде для многих купцов, послов и прочих вельмож из Руси. Здесь происходило общение с соплеменниками, постоянно проживавшими в джучидском городе. Полагаем, что последующие раскопки предоставят новые сведения о жизни древнерусской общины в зо-лотоордынском городе Укеке.

ЛИТЕРАТУРА

Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Отчет об археологических исследованиях средневековой Каффы в 1996 году // Научный архив КФ ИА НАН Украины. 1996.

Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Греческие церкви средневековой Кафы // Православные древности Таврики. (Сборник материалов по церковной археологии). -Киев, 2002.

Баринов Д.Г. Золотоордынское кочевья Лисья Балка // Эпоха бронзы и ранний железный век в истории древних племен южнорусских степей. Материалы Международ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения П. Д. Рау. - Саратов, 1997.

Гераклитов А.А. Увек // Тр. Ставропольской УАК. - 1910. - Вып. II.

Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. - СПб., 2004.

Гуревич Ф.Д. Древний Новогрудок. - Л., 1981.

Казанский летописец // ПСРЛ. Т. 19. - М., 2000.

Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв. - М., 2009.

Крамаровский М.Г. Печать конца XIII-XIV в. с исламским вариантом христианской легенды об отроках из Эфеса // ТА. - 1999. - № 1-2.

Кубанкин Д.А. Неопубликованная рукопись А.А. Кроткова «Увек-Саратовский по данным истории и археологии» // Поволжский край. Вып. 12. Саратов, 2005.

Кубакнин Д.А. К вопросу о существовании в Укеке русской общины // Народы Саратовского Поволжья: история, этнография и современность (Тр. СОМК. Вып. 7). - Саратов, 2006.

Кубанкин Д.А. Погребальные памятники Увекского городища // Археология Восточно-Европейской степи. Вып. 4. - Саратов, 2006.

Кубанкин Д.А. Находка на Увеке печати «князя Михаила» // Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 8. - Саратов, 2008.

Кубанкин Д.А. Христианское население золотоордынского города Укек // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве: материалы V Международ. конф., посвящ. памяти Г.А. Федорова-Давыдова. - Казань, 2011.

Кубанкин Д.А, 2011а. Древнерусское население золотоордынского города Уке-ка // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. Т. II. - СПб.; М.; Великий Новгород, 2011.

Кубанкин Д.А. Некоторые находки из раскопок на Увексом городище в 20102011 гг. (предварительное сообщение) // Археологическое наследие Саратовского края. Вып. 10. - Саратов, 2012.

Мысков Е.П. Керамические комплексы русского поселка и русского квартала Водянского городища // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 5. - Волгоград, 2002.

Недашковский Л. Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. - М., 2000

Недашковский Л. Ф. Рыболовный инвентарь из Укека и его округи // Поволжье и сопредельные территории в средние века (Тр. ГИМ. Вып. 135). - М., 2002.

Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV вв. // САИ. -1983. - Вып. E 1-60.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию. - Смоленск, 2003.

ПолубояриноваМ.Д. Русские люди в Золотой Орде. - М., 1978.

Порфиридов Н.Г. История одного изображения в древнерусском искусстве // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. - М., 1975.

Путешествие в Восточные страны. - М. , 1997.

Ракушин А.И. Кочевые улусы Золотой Орды (по материалам курганных могильников Нижнего Поволжья XIII-XV вв.) // Археология Восточно-Европейской степи. Вып. 4. - Саратов, 2007.

Спицын А.А. Некоторые новые приобретения Саратовского музея // ИАК. -1914. - Вып. 53.

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. - СПб., 1884.

Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973.

Хан Х. Древнее китайское стекло. - Тайбей, 1999. (На кит. яз).

Nedashkovsky L.F. Ukek: The Golden Horde city and his periphery. - Oxford, 2004.

RUSSIAN COMMUNITY OF UKEK, THE GOLDEN HORDE CITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D.A. Kubankin

Key words: Ukek is a city of the Golden Horde, Russian quarter, ruins of the Orthodox church, units of household and Christian cult, social composition, occupations of the Orthodox population.

On the monument of the Golden Horde period (the middle of the XIII - XIVth cc.) -Ukek site of ancient town in Saratov region ruins of the Christian church were found as a result of archeological research. Units of the Christian cult and household things of the Old Russian people are localized in this district. Besides this area there is a big collection of alike objects and artifacts on the monument, which mark stay of the Russian noble men in Ukek. Rich treasures were found in the places of residence of the Old Russian people. These facts prove presence of major Russian Christian community at this monument of the Golden Horde. Status of its citizens was different: from aristocracy representatives and rich townsmen till poor and dependant people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.