Научная статья на тему 'ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИЗ ПЛОЩАДКИ РАЗМЕЩЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИЗ ПЛОЩАДКИ РАЗМЕЩЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОЕ УЧАСТКА / ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОПУСТИМОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / АЛГОРИТМЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович

Автор исследует изменения правового режима зон с особыми условиями использования территорий, которые вступят в силу с первого января 2022 года. Анализирует легальное понятие зон с особыми условиями использования территорий и сравнивает его с доктринальными, выделяя их преимущества и недостатки. Рассматривает отличительных признаки указанных зон. Обозначается необходимость учёта правовых особенностей земельных участков, которые расположены в пределах зон с особыми условиями использования территорий, если на них предполагается получение рекомендаций по выбору оптимальной энергоустановки за счёт алгоритма, анализирующего площадку размещения. Определяются виды зон с особыми условиями использования территорий, которые можно не анализировать при подборе энергоустановки, так как их особенности правового режима не создают ограничений для такой деятельности. Для тех видов зон с особыми условиями использования территорий, которые необходимо учитывать, даётся обоснование этого и описывается механизм работы с ними. В работе применены формально-логический и статистический методы, герменевтика, эмпирические методы сравнения, описания и интерпретации, сравнительно-правовой и функциональный методы. В результате формулируется вывод о том, что учёт вида зоны с особыми условиями использования территории и соответствующих особенностей правового режима необходим для оптимальных рекомендаций по подбору энергоустановки под заранее определенный земельный участок с заданными координатами, но отсутствует необходимость проверять взаимодействие с каждым из видов таких зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS FOR THE USE OF TERRITORIES AND THEIR IMPACT ON THE ANALYSIS OF THE SITE OF THE PLACEMENT OF RENEWABLE ENERGY FACILITIES

The author investigates changes in the legal regime of zones with special conditions for the use of territories, which will enter into force on January 1, 2022. Analyzes the legal concept of zones with special conditions for the use of territories and compares it with doctrinal ones, highlighting their advantages and disadvantages. Examines the distinctive features of these areas. The need to take into account the legal characteristics of land plots that are located within zones with special conditions for the use of territories is indicated, if they are supposed to receive recommendations on the choice of an optimal power plant due to an algorithm that analyzes the location site. The types of zones with special conditions for the use of territories are determined, which may not be analyzed when selecting a power plant, since their features of the legal regime do not create restrictions for such activities. For those types of zones with special conditions for the use of territories that must be taken into account, a justification is given for this and a mechanism for working with them is described. The work uses formal logical and statistical methods, hermeneutics, empirical methods of comparison, description and interpretation, comparative legal and functional methods. As a result, the conclusion is made that taking into account the type of zone with special conditions for the use of the territory and the corresponding features of the legal regime is necessary for optimal recommendations on the selection of a power plant for a predetermined land plot with given coordinates, but there is no need to check the interaction with each of the types of such zones.

Текст научной работы на тему «ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИЗ ПЛОЩАДКИ РАЗМЕЩЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_247

ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АНАЛИЗ ПЛОЩАДКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS FOR THE USE OF TERRITORIES AND THEIR IMPACT

ON THE ANALYSIS OF THE PLACEMENT SITE RENEWABLE ENERGY FACILITIES КИРИЧЕНКО Евгений Владимирович,

преподаватель кафедры государственного и международного права

ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина".

354003, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Абрикосовая, 15.

E-mail: lbcs@yandex.ru;

KIRICHENKO Evgeny Vladimirovich,

Lecturer of the Department of State and International Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin. 15 Abrikosovaya str., Sochi, Krasnodar Territory, 354003, Russia. E-mail: lbcs@yandex.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-48233019 р_мол_а.

Краткая аннотация: Автор исследует изменения правового режима зон с особыми условиями использования территорий, которые вступят в силу с первого января 2022 года. Анализирует легальное понятие зон с особыми условиями использования территорий и сравнивает его с доктринальными, выделяя их преимущества и недостатки. Рассматривает отличительных признаки указанных зон. Обозначается необходимость учёта правовых особенностей земельных участков, которые расположены в пределах зон с особыми условиями использования территорий, если на них предполагается получение рекомендаций по выбору оптимальной энергоустановки за счёт алгоритма, анализирующего площадку размещения. Определяются виды зон с особыми условиями использования территорий, которые можно не анализировать при подборе энергоустановки, так как их особенности правового режима не создают ограничений для такой деятельности. Для тех видов зон с особыми условиями использования территорий, которые необходимо учитывать, даётся обоснование этого и описывается механизм работы с ними. В работе применены формально-логический и статистический методы, герменевтика, эмпирические методы сравнения, описания и интерпретации, сравнительно-правовой и функциональный методы. В результате формулируется вывод о том, что учёт вида зоны с особыми условиями использования территории и соответствующих особенностей правового режима необходим для оптимальных рекомендаций по подбору энергоустановки под заранее определенный земельный участок с заданными координатами, но отсутствует необходимость проверять взаимодействие с каждым из видов таких зон.

Abstract: The author investigates changes in the legal regime of zones with special conditions for the use of territories, which will enter into force on January 1, 2022. Analyzes the legal concept of zones with special conditions for the use of territories and compares it with doctrinal ones, highlighting their advantages and disadvantages. Examines the distinctive features of these areas. The need to take into account the legal characteristics of land plots that are located within zones with special conditions for the use of territories is indicated, if they are supposed to receive recommendations on the choice of an optimal power plant due to an algorithm that analyzes the location site. The types of zones with special conditions for the use of territories are determined, which may not be analyzed when selecting a power plant, since their features of the legal regime do not create restrictions for such activities. For those types of zones with special conditions for the use of territories that must be taken into account, a justification is given for this and a mechanism for working with them is described. The work uses formal logical and statistical methods, hermeneutics, empirical methods of comparison, description and interpretation, comparative legal and functional methods. As a result, the conclusion is made that taking into account the type of zone with special conditions for the use of the territory and the corresponding features of the legal regime is necessary for optimal recommendations on the selection of a power plant for a predetermined land plot with given coordinates, but there is no need to check the interaction with each of the types of such zones.

Ключевые слова: экологическое право, земельное право, правовой статус земельное участка, вид разрешенного использования, возобновляемые источники энергии, юридическая допустимость, экологические нормы, конституционные права, алгоритмы, геоинформационные системы.

Keywords: environmental law, land law, legal status of land, type of permitted use, renewable energy sources, legal admissibility, environmental standards, constitutional rights, the algorithms, geographic information systems. Analyzes the legal concept of zones with special conditions for the use of territories and compares it with doctrinal ones, highlighting their advantages and disadvantages.

Дата направления статьи в редакцию: 29.11.2021

Дата публикации: 30.12.2021

В ноябре 2017 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Ответственным комитетом был Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству, но в широкий список комитетов-соисполнителей входили также, среди прочих, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды и Комитет Государственной Думы по энергетике, что обозначало высокую важность вносимых изменений для правового регулирования объектов энергетики, особенно в регионах с большим количеством земель особо охраняемых природных территорий и участков с охранными зонами.

Авторы инициативы в самом начале пояснительной записки к законопроекту отметили, что он направлен на решение нескольких задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ [2]. Далее они отмечают, что эти изменения необходимы в целях обеспечения соблюдения режима особо охраняемых природных территорий и лесов и для воспрепятствованию принятию «усмотренческих» решений, а также в целях защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, использование которых в соответствии с их разрешенным использованием в связи с установлением (изменением) зоны с особыми условиями использования территории стало невозможно.

Интересно, что в законопроекте отдельно подчеркивается, что помимо возмещения убытков в соответствии со статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации [3] урегулированы вопросы возмещения убытков, в том числе упущенной выгоды, в случае сноса (приведения в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков) здания, строения, сооружения, не являющихся самовольны-

ми постройками, в связи с их нахождением в границах зоны с особыми условиями использования территории и другие дополнительные гарантии связанные с выкупом земельных участков или объектов недвижимого имущества государственными органами, но при этом в финансово-экономическом обосновании указано, что принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Следует отметить, что несмотря на появление четырёх новой статей Земельного кодекса, посвященных зонам с особыми условиями использования территорий, законодатель, к сожалению, пренебрег нормой-дефиницией и нового определения таких зон не дал. Существующее определение, приведенное в п.4 ст.1 Градостроительного кодекса: «Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, сани-тарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российском Федерации» [4] представляется крайне неудобным и неинформативным. Даже экстенсиональные определения не являются оптимальными, потому что не дают указания ни на признаки, ни на функции определяемого понятия, заставляя читателя самому искать общие черты у всего перечня, но они, хотя бы функциональны, потому что исчерпывающим перечнем можно пользоваться и без понимания того, почему отдельные его элементы в нём находятся. Здесь же законодатель использовал демонстративное определение, оставив открытой перечень, что, согласно работам по общей теории понятий, недостаточно для того, чтобы дать полное представление о понятии, раскрыть его смысловое значение. Также рекомендуется, чтобы понятие соответствовало критериям лаконичности, общности, полноты и определенности, а приведенное выше определение из Градостроительного кодекса не соответствует ни одному из них [5].

В силу недостатков легального определения зон с особыми условиями использования территорий возникло несколько доктринальных определений, сформулированных по-разному и ориентированных как на теоретиков, так и на практиков. Представляется целесообразным привести два примера таких определений и признаков, на основе которых они были выведены. В «Юридическом справочнике застройщика» в качестве признаков зон с особыми условиями использования территорий выделены наличие пространственных границ; существование ограничений прав на земельные участки (в части использования/размещения объектов капитального строительства, использования участков для определённых видов деятельности), попадающие в зоны с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются не в пользу конкретного лица; установление их в связи с существованием определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов; установление их в публично-значимых целях: либо необходимость охраны указанных объектов капитального строительства, территорий, природных объектов, либо, наоборот, необходимость обеспечения безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан. На основе этих признаков предлагается следующее определение: «территории, в границах которых в публично-значимых целях устанавливаются ограничения использования земельных участков, направленные на охрану определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов либо обеспечение безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан» [6]. Черненков Александр Алексеевич, начальник отдела градостроительного права Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики, отмечает больше признаков, включая в их число то, что они устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации; имеют свои границы, принципы прохождения которых определяются в соответствии с действующим законодательством и которые подлежат описанию и внесению в государственный кадастр недвижимости; предназначены для охраны объекта, нуждающегося в охране, или защиты от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека, то есть имеют определённый охранный или защитный режимы; накладывают правовые требования к использованию и ограничения использования объектов движимого и недвижимого имущества, а также могут определять условия нахождения, правила посещения, режим пребывания и т.п. в данных зонах; как правило, не совпадают с границами объекта, требующего охраны, или объекта, от воздействия которого необходима защита; границы зон с особыми условиями использования территории шире границ рассматриваемых объектов; объект охраны (источник негативного воздействия) имеет свою юридически установленную границу. Исходя из этого набора признаков он предлагает другое определение, рассматривая зону с особыми условиями использования территории как «зону, устанавливаемую в соответствии с законодательством РФ, имеющую свои границы, определяемые в установленном законодательством РФ порядке, предназначенную для охраны объекта, нуждающегося в охране, или защиты от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека, накладывающую правовые требования к использованию и ограничения использования объектов движимого и недвижимого имущества, а также определяющую условия нахождения, правила посещения, режим пребывания и т.п. в данной зоне, как правило, не совпадающую с границами объекта, нуждающегося в охране, или объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека» [7].

Ряд признаков, предложенных А.А. Черненковым, связанных с объектом охраны и его границами, представляются избыточными, но сформулированное им определение более подробное и детальное. Определение из «Юридического справочника застройщика», напротив, излишне абстрактное, но всё же даёт представление о правовой природе зон с особыми условиями использования территорий. Любое из них выполняет свои функции лучше, чем нормативное определение, предложенное в Градостроительном кодексе Российской Федерации и, раз уж в этой сфере были приняты настолько масштабные изменения, представляется целесообразным обновить и нормы-дефиниции таким образом, чтобы они соответствовали рекомендациям по формулированию функциональных и понятных определений.

Вопрос выбора оптимальной площадки для размещения энергоустановки и, соответственно, подбора оптимальной установки под заранее определенную площадку с заданными условиями, является одним из основных в оптимизации энергосети, особенно, когда речь идёт о распределенной генерации, малых энергостанциях и потребителях, которые хотят сами обеспечить себя теплом и электричеством, не соединяясь с магистральной сетью. Эта задача становится более сложной при желании использовать энергоустановку на основе возобновляемых источ-

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ников энергии, так как необходимо учитывать множество критериев, как климатических и физических, таких как параметр освещенности, средние температуры воздуха и грунта, средняя и максимальная скорость ветра, количество солнечных дней в году в среднем и множество других, так и социально-экономические, включающие в себя, в первую очередь, комплекс расчётов, призванный сравнить оправданность использования установки на основе возобновляемых источников энергии по сравнению с традиционными автономными установками или подключением к магистральной сети [8]. Для этого можно использовать данные тематических геоинформационных систем [9-10] или специализированные алгоритмы [11]. Однако все эти расчёты следует предварять проверкой юридической допустимости размещения энергоустановки, потому что даже максимально оптимизированная с точки зрения затрат ресурсов на единицу полученной энергии стратегия энергообеспечения объектов на земельном участке будет бессмысленной, если её реализация запрещена действующим законодательством [12]. Для этого предполагается использовать программный продукт, в основе которого лежит алгоритм, учитывающий особенности правового положения земельного участка, которые могут повлиять на оптимальный выбор энергоустановки [13-14]. Основной целевой аудиторией такого продукта выступают участники сельскохозяйственной деятельности, удаленные от магистральных сетей и желающие обеспечить энергией своё производство, но использовать его могут также муниципальные и региональные власти, а также, например, субъекты ответственные за охранные зоны памятников истории и культуры и ряд других субъектов, обязанности которых связаны с обеспечением объектов энергией экологичными и безопасными способами.

Учитывая, что законопроект № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был поддержан и внесенные изменения, касающиеся режима зон с особыми условиями использования территории вступят в силу уже с первого января 2022 года, целесообразно основывать юридический компонент алгоритмов по подбору энергоустановок с учётом указанных изменений. Статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации с начала 2022 года будет устанавливать 28 видов зон с особыми условиями использования территорий. На примере программного продукта для многофакторного анализа площадки размещении энергетических объектов возобновляемой энергетики на территории Краснодарского края можно проанализировать часть из них, чтобы определить какие из них можно не учитывать при составлении алгоритма, а какие необходимо учесть.

В зонах охраны объектов культурного наследия и защитных зонах объектов культурного наследия при размещении любых объектов необходимо соблюдать условие наименьшего оказания их воздействия на визуальное восприятие объекта культурного наследия, что сокращает возможности по выбору энергоустановки, исключая все работающие на традиционном топливе, а также представляющие собой крупные и заметные объекты ветрогенераторы и солнечные панели.

Охранные зоны объектов электроэнергетики, то есть объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, нецелесообразно включать в алгоритм на уровне проверок по данным геоинформационных систем, потому что предполагается использование алгоритма субъектами, удаленными от объектов, производящий электрическую энергию, но необходимо оставить предупреждение, разъясняющее последствия размещения предложенной энергоустановки в такой зоне. По этим основаниям можно не учитывать и охранную зону гидроэнергетического объекта, тем более что она препятствует, в основном, водопользованию, что не принципиально для ряда энергоустановок, и зону наблюдения.

Охранные зоны железных дорог и придорожные полосы автомобильных дорог должны быть учтены алгоритмом. Механизм реализации зависит от особенностей конкретного региона, но, в силу размеров оптимального варианта минимальной единицы картографирования при создании карты размещения объектов возобновляемой энергетики в случае с Краснодарским краем, рассчитанном на основе данных по климатическим и социально-экономическим условиям [15], более оптимальным является использования интерфейса пользовательского анкетирования по особенностям рассматриваемого земельного участка, однако, сопоставление координат участка с охранными зонами железных дорог при необходимости технически реализуемо. Пользователей, которые хотят подобрать энергоустановку для земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги, а в основном это будут субъекты, которые захотят обеспечить энергией объекты дорожного сервиса, необходимо информировать дополнительно о содержании ч.8 ст.26 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая устанавливает обязательное получение согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги [16].

Рыбоохранная зона озера Байкал должна учитываться только в Бурятии и Иркутской области и этот элемент аналогичного алгоритма необходимо разрабатывать местным юристам, знакомым со сложившейся спецификой. В случае использования алгоритма, не привязанного к конкретному региону, необходимо добавить выбор пользователем региона и подключать модуль, проверяющий не попадает ли площадка для установки энергостанции в рыбоохранную зону озера Байкал только при выборе соответствующих субъектов. Это же касается и охранной зоны инфраструктуры метрополитена. На примере Краснодарского края, в котором подобной инфраструктуры нет проверка на попадание земельного участка в соответствующую охранную зону, очевидно, является избыточной.

Общие положения, касающиеся ограничений в выборе вида энергоустановок, касаются сразу нескольких типов зон, затрагивающих подземные коммуникации. В таких зонах невозможно использование тепловых насосов, использующих низкопотенциальное тепло грунта, нуждающихся в глубоком фундаменте высоких ветрогенераторов и ряда других установок, включая большую часть основанных на традиционных источниках энергии. В эту группу зон относятся охранная зона трубопроводом (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиа-копроводов), охранная зона линий и сооружений связи (для подземных линий), зона минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов и охранная зона тепловых сетей.

Также общей группой выступают и зоны, связанные с особо охраняемыми природными территориями и защитой природных ресурсов, в том числе биоразнообразия. К таковым относятся охранные зоны государственных природных заповедников, национальных парков, природных

парков, памятников природы, охранные зоны стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды и её загрязнением (алгоритм может учитывать как пункты мониторинга в рамках мониторинга федеральных органов власти, краевого мониторинга и муниципального, так и стационарные пункты добровольного экологического мониторинга, обустроенные и функционирующие за счёт природопользователей), округ санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, рыбохозяйственная заповедная зона. Здесь необходимо провести разделение на территории, на которых в принципе невозможно легальное размещение энергоустановок субъектами, которые должны выступать пользователем продукта, к таким относятся, например, территории заповедников, и те на которых размещение возможно, но с ограничениями. Во втором случае алгоритм подберет установку с учётом этих ограничений, а программный продукт предупредит об особом правовом режиме и необходимости дополнительного согласования размещения энергоустановки.

В границах водоохранных зон невозможно строительство энергостанций на основе некоторых традиционных источников энергии в силу запретов на хранение горюче-смазочных материалов, а также ограничений по движению и стоянке транспортных средств, но строительство энергоустановок на основе возобновляемых источников энергии возможно, с учётом необходимости оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод [17]. Прибрежные защитные полосы с точки зрения размещения энергоустановок отличий в правовом режиме не имеют, поэтому выделять их отдельно нецелесообразно.

Таким образом, можно установить, что учёт вида зоны с особыми условиями использования территории и соответствующих особенностей правового режима необходим для оптимальных рекомендаций по подбору энергоустановки под заранее определенный земельный участок с заданными координатами. Но при этом отсутствует необходимость проверять взаимодействие с каждым из видов таких зон, так как зачастую это нецелесообразно, либо потому что противоречит предназначению программного продукта, либо потому что такое взаимодействие не влечет за собой значимых правовых последствий, следовательно, в целях оптимизации алгоритма можно отказаться от проведения лишних проверок.

Библиогра фия:

1. Законопроект № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/302180-7 (дата обращения: 01.09.2021).

2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территорий». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/download/96548AF4-0F7E-4304-BBCE-EC60209BB209 (дата обращения: 01.09.2021).

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (часть I). - Ст. 16

5. Кононюк А. Е. Общая теория понятий. - Киев: «Осв^а Украни», 2014.

6. Юридический справочник застройщика, 6-я редакция / Под ред. Д.С. Некрестьянова. - СПб, 2021.

7. Черенков А А. Понятие зон с особыми условиями использования территорий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/Mww.gisa.ru/88229.htmi (дата обращения: 01.09.2021).

8. Потенциал Краснодарского края в области ВИЭ / Н. С. Авджян, Э. Г. Армаганян, В. В. Дворный [и др.] // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. - 2017. - № 13-15(225-227). - С. 24-36. - DOi 10.15518/isjaee.2017.13-15.024-036.

9. Uyan M. GiS-based solar farms site selection using analytic hierarchy process (AHP) in Karapinar region, Konya / M. Uyan // Renew. Sustain. Energy Rev. 2013. № 28. P. 11-17.

10. Janke J.R. Muiticriteria GiS modeling of wind and solar farms in Colorado / J.R. Janke // Renew. Energy. - 2010. № 35. - P. 2228- 2234.

11. Зайцев С.И. Разработка научных основ проектирования систем автономного энергоснабжения на базе возобновляемых источников энергии с учетом климатических условий регионов России и развитие геоинформационной системы «Возобновляемые источники энергии России» / Зайцев С.И. // Аннотации к заявке и отчету по гранту РФФИ № 13-08-01186 URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search/o_1906636

12. Правовое регулирование энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии в России и Краснодарском крае / В. П. Камышанский, Р. А. Амерханов, О. В. Григораш [и др.] // Энергосбережение и водоподготовка. - 2019. - № 3(119). - С. 7-14.

13. Гончаров В. В. Особенности работы слоя юридической допустимости карты размещения объектов возобновляемой энергетики Краснодарского края / В. В. Гончаров, Е. В. Кириченко // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 12(180). - С. 145-148.

14. Kirichenko A. S. Algorithm for assessing effectiveness of renewable energy facilities placement / A. S. Kirichenko, E. V. Kirichenko // Journal of Physics: Conference Series : 2020 internationai Conference on information Technoiogy in Business and industry, iTBi 2020, Novosibirsk, 06-08 апреля 2020 года. - BRiSTOL, ENGLAND, 2020. - P. 012047. - DOi 10.1088/1742-6596/1661/1/012047.

15. Кириченко А. С. Минимальная единица картографирования при создании карты размещения объектов возобновляемой энергетики Краснодарского края / А. С. Кириченко // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник тезисов по материалам Всероссийской (национальной) конференции, Краснодар, 19 декабря 2019 года / Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2019. - С. 643-644.

16. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. - № 46. Ст. 5553.

17. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ. - 2006. - № 23. - Ст. 2381.

References (transliterated):

1. Zakonoproekt № 302180-7 «O vnesenii izmenenij v Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://sozd.duma.gov.ru/biii/302180-7 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

2. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakono-datei'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya osushchestvieniya gradostroitei'noj deyatei'nosti i ustanovieniya zon s osobymi usioviyami ispoi'-zovaniya territorij». [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://sozd.duma.gov.ru/downioad/96548AF4-0F7E-4304-BBCE-EC60209BB209 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

3. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 02.07.2021) // SZ RF. - 2001. - № 44. - St. 4147.

4. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 02.07.2021) // SZ RF. - 2005. - № 1 (chast' I). - St. 16

5. Kononyuk A. E. Obshchaya teoriya ponyatij. - Kiev: «Osvita Ukraïni», 2014.

6. YUridicheskij spravochnik zastrojshchika, 6-ya redakciya / Pod red. D.S. Nekresfyanova. - SPb, 2021.

7. CHerenkov A.A. Ponyatie zon s osobymi usioviyami ispol'zovaniya territorij. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.gisa.ru/88229.htmi (data ob-rashcheniya: 01.09.2021).

8. Potencial Krasnodarskogo kraya v obiasti ViE / N. S. Avdzhyan, E. G. Armaganyan, V. V. Dvornyj [i dr.] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnai Ai'ternativnaya energeti-ka i ekoiogiya. - 2017. - № 13-15(225-227). - S. 24-36. - DOi 10.15518/isjaee.2017.13-15.024-036.

9. Uyan M. GiS-based solar farms site selection using analytic hierarchy process (AHP) in Karapinar region, Konya / M. Uyan // Renew. Sustain. Energy Rev. 2013. № 28. P. 11-17.

10. Janke J.R. Muiticriteria GiS modeling of wind and solar farms in Colorado / J.R. Janke // Renew. Energy. - 2010. № 35. - P. 2228- 2234.

11. Zajcev S.i. Razrabotka nauchnyh osnov proektirovaniya sistem avtonomnogo energosnabzheniya na baze vozobnoviyaemyh istochnikov energii s uchetom kii-maticheskih uslovij regionov Rossii i razvitie geoinformacionnoj sistemy «Vozobnovlyaemye istochniki energii Rossii» / Zajcev S.i. // Annotacii k zayavke i otchetu po grantu RFFI № 13-08-01186 URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search/o_1906636

12. Pravovoe reguiirovanie energosnabzheniya s ispoi'zovaniem vozobnoviyaemyh istochnikov energii v Rossii i Krasnodarskom krae / V. P. Kamyshanskij, R. A. Amerhanov, O. V. Grigorash [i dr.] // Energosberezhenie i vodopodgotovka. - 2019. - № 3(119). - S. 7-14.

13. Goncharov V. V. Osobennosti raboty sioya yuridicheskoj dopustimosti karty razmeshcheniya ob"ektov vozobnoviyaemoj energetiki Krasnodarskogo kraya / V. V. Goncharov, E. V. Kirichenko // Agrarnoe i zemei'noe pravo. - 2019. - № 12(180). - S. 145-148.

14. Kirichenko A.S. Aigorithm for assessing effectiveness of renewabie energy faciiities piacement / A.S. Kirichenko, E.V. Kirichenko // Journai of Physics: Conference Series: 2020 international Conference on information Technology in Business and industry, iTBi 2020, Novosibirsk, 06-08 aprelya 2020 g. BRiSTOL, ENGLAND, 2020. P.012047. DOi 10.1088/1742-6596/1661/1/012047.

15. Kirichenko A. S. Minimai'naya edinica kartografirovaniya pri sozdanii karty razmeshcheniya ob"ektov vozobnoviyaemoj energetiki Krasnodarskogo kraya / A. S. Kirichenko // Nauchnoe obespechenie agropromyshiennogo kompieksa: Sbornik tezisov po materiaiam Vserossijskoj (nacionai'noj) konferencii, Krasnodar, 19 dekabrya 2019 goda / Otvetstvennyj za vypusk A. G. Koshchaev. - Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet imeni i.T. Trubiiina, 2019. - S. 643-644.

16. Federal'nyj zakon ot 08.11.2007 № 257-FZ (red. ot 02.07.2021) «Ob avtomobil'nyh dorogah i o dorozhnoj deyatei'nosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2007. - № 46. St. 5553.

17. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 03.06.2006 № 74-FZ (red. ot 02.07.2021) // SZ RF. - 2006. - № 23. - St. 2381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.