Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОЕ УЧАСТКА / ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОПУСТИМОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / АЛГОРИТМЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович, Кириченко Анна Сергеевна

Авторы рассматривают особенности правового режима земельных участков в контексте размещения ветроэлектростанций, подобранных алгоритмом выбора оптимальной энергоустановки. Анализирует климатический и энергетический потенциал Краснодарского края и других регионов юга России для размещения ветроэнергоустановок. Классифицирует правовые факторы, которые могут препятствовать размещению ветроэлектростанции, разделяя их на общие для всех энергоустановок и специфические. Подробно разбирает как специфические факторы отражены в алгоритме, лежащем в основе программного продукта предназначенного для рекомендаций по выбору энергоустановки. В работе применены формально-логический и статистический методы, эмпирические методы сравнения, описания и интерпретации. В результате формулируется вывод о том, что учёт рассмотренных правовых ограничений в работе алгоритма позволяет минимизировать вероятность некорректной рекомендации по установке ветроэлектростанции, что является необходимым условием для возможности полезного применения программного продукта, оказывающего помощь в выборе источника энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович, Кириченко Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF LAND PLOTS THAT MUST BE TAKEN INTO ACCOUNT WHEN CHOOSING A SITE FOR THE PLACEMENT OF A WIND FARM

The authors consider the peculiarities of the legal regime of land plots in the context of the location of wind power plants, selected by the algorithm for choosing the optimal power plant. Analyzes the climatic and energy potential of the Krasnodar Territory and other regions of southern Russia for the placement of wind power plants. They classify the legal factors that may impede the location of a wind farm, dividing them into common for all power plants and specific. They analyze in detail how specific factors are reflected in the algorithm underlying the software product intended for recommendations on the choice of a power plant. The work uses formal-logical and statistical methods, empirical methods of comparison, description and interpretation. As a result, the conclusion is made that taking into account the considered legal restrictions in the operation of the algorithm minimizes the likelihood of incorrect recommendations for installing a wind farm, which is a prerequisite for the possibility of a useful application of a software product that assists in choosing an energy source.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_262

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ FEATURES OF THE LEGAL REGIME OF LAND PLOTS, WHICH SHOULD BE TAKEN INTO ACCOUNT WHEN CHOOSING A SITE TO ACCOMMODATE A WIND FARM КИРИЧЕНКО Евгений Владимирович

преподаватель кафедры государственного и международного права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина».

354003, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Абрикосовая, 15.

E-mail: lbcs@yandex.ru;

КИРИЧЕНКО Анна Сергеевна

доцент кафедры электротехники, теплотехники и возобновляемых источников энергии

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина».

350000, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, пос. Знаменский, снт «Восход», ул. Виноградная, 113.

E-mail: kir89ann@gmail.com;

KIRICHENKO Evgeny Vladimirovich,

Lecturer of the Department of State and International Law FGBOU VO "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin". 15 Abrikosovaya str., Sochi, Krasnodar Territory, 354003, Russia. E-mail: lbcs@yandex.ru;

KIRICHENKO Anna Sergeevna,

Associate Professor of the Department of Electrical Engineering, Heat Engineering and Renewable Energy Sources FGBOU VO "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin".

350000, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, village Znamensky, snt "Voskhod", 113 Vinogradnaya str. E-mail: kir89ann@gmail.com

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-48233019 р_мол_а.

Краткая аннотация: Авторы рассматривают особенности правового режима земельных участков в контексте размещения ветроэлектростанций, подобранных алгоритмом выбора оптимальной энергоустановки. Анализирует климатический и энергетический потенциал Краснодарского края и других регионов юга России для размещения ветроэнергоустановок. Классифицирует правовые факторы, которые могут препятствовать размещению ветроэлектростанции, разделяя их на общие для всех энергоустановок и специфические. Подробно разбирает как специфические факторы отражены в алгоритме, лежащем в основе программного продукта предназначенного для рекомендаций по выбору энергоустановки. В работе применены формально-логический и статистический методы, эмпирические методы сравнения, описания и интерпретации. В результате формулируется вывод о том, что учёт рассмотренных правовых ограничений в работе алгоритма позволяет минимизировать вероятность некорректной рекомендации по установке ветроэлектростанции, что является необходимым условием для возможности полезного применения программного продукта, оказывающего помощь в выборе источника энергии.

Abstract: The authors consider the peculiarities of the legal regime of land plots in the context of the location of wind power plants, selected by the algorithm for choosing the optimal power plant. Analyzes the climatic and energy potential of the Krasnodar Territory and other regions of southern Russia for the placement of wind power plants. They classify the legal factors that may impede the location of a wind farm, dividing them into common for all power plants and specific. They analyze in detail how specific factors are reflected in the algorithm underlying the software product intended for recommendations on the choice of a power plant. The work uses formal-logical and statistical methods, empirical methods of comparison, description and interpretation. As a result, the conclusion is made that taking into account the considered legal restrictions in the operation of the algorithm minimizes the likelihood of incorrect recommendations for installing a wind farm, which is a prerequisite for the possibility of a useful application of a software product that assists in choosing an energy source.

Ключевые слова: экологическое право, земельное право, правовой статус земельное участка, вид разрешенного использования, возобновляемые источники энергии, юридическая допустимость, экологические нормы, конституционные права, алгоритмы, геоинформационные системы.

Keywords: environmental law, land law, legal status of land, type of permitted use, renewable energy sources, legal admissibility, environmental standards, constitutional rights, the algorithms, geographic information systems.

Дата направления статьи в редакцию: 02.11.2021

Дата публикации: 30.12.2021

Распределенная генерация энергии установками малой и средней мощности на основе возобновляемых источников энергии - это самый перспективный метод решения проблемы энергоснабжения субъектов, находящихся на удалении от магистральных энергосетей, в регионах, обладающих достаточным климатическим потенциалом. Фактор наличия большого количества удаленных потребителей электроэнергии и тепла обычно совпадает с удачными климатическими условиями, потому что большая часть этих потребителей - это субъекты, осуществляющие сельскохозяйственное производство и переработку сельскохозяйственного сырья. Наиболее наглядным подтверждением этого принципа являются регионы на юго-западе Российской Федерации, такие как, например, Краснодарский край, [1] Ставропольский край, [2] Республика Адыгея. [3]

Оптимальный выбор площадки для размещения энергоустановки на основе возобновляемых источников энергии является одной из основных задач при планировании энергетической инфраструктуры. Для непосредственного подбора модели энергоустановки можно использовать данные каталогов производителей и данные геоинформационных систем на основе пространственных баз данных. Подобная практика применяется как в Российской Федерации, так и за её пределами. [4-6] Однако такой подход оставляет возложенной на потребителя как задачу самостоятельно определить выборку энергоустановок, из которых он будет определять оптимальную и, что более важно, самостоятельно определить легальность размещения выбранного объекта с учётом правового статуса земельного участка и возможных правовых ограничений, обусловленных расположенными рядом объектами инфраструктуры и их охранными зонами, земельными участками, входящими в земли особо ох-

раняемых природных территорий и другими иногда малоочевидными факторами.

В связи с этим предполагается использовать специализированный программный продукт, основанный на алгоритме многофакторного анализа, учитывающего не только климатический потенциал рассматриваемого земельного участка, но и особенности его правового статуса, а также самостоятельно рекомендующий оптимальную энергоустановку из-за заранее отобранного перечня. [7-9]

В рамках подбора оптимальных энергоустановок для регионов юга России особое внимание следует уделить ветроэлектростанциям в силу сочетания большого энергетического потенциала и наибольшего количества правовых ограничений. Энергетический потенциал ветроэлек-тростанций неоднократно был описан как для Краснодарского края, [10] так и для всей совокупности регионов юга России [11] и, теоретически, при грамотном распоряжении ресурсами, он даже самостоятельно превышает ожидаемое от этих регионов энергопотребление. [12] Особенности правового статуса земельных участков, которые могут стать юридическими ограничениями для размещения ветроэлектростанций, необходимо рассмотреть подробнее.

Все виды правовых препятствий для размещения ветроэлектростанций можно разделить на две группы. К первой относятся неспецифические факторы, которые препятствуют размещению любых энергоустановок вне зависимости от их источника энергии. Они, в свою очередь, подразделяются на полностью исключающие возможность размещения энергоустановки и на устанавливающие ограничения, которые сокращают выбор из допустимых к размещению энергоустановок, связанный не с их источником энергии, а с другими особенностями, например, размером, установленной мощностью, типом и масштабом антропогенного воздействия. Ко второй относятся специфические ограничения, касающиеся непосредственно ветроэлектростанций и не затрагивающие, либо затрагивающие в меньшей степени, другие виды энергоустановок.

Земельные участки для размещения объектов ветроэнергетики должны соответствовать требованиям для строительства промышленных предприятий. По общему правилу не допускается размещение энергоустановок в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения, в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны непосредственно с эксплуатацией природных лечебных свойств курорта, в зеленых зонах городов, на землях заповедников и их охранных зон, в зонах охраны памятников истории и культуры без разрешения соответствующих органов охраны памятников, в опасных зонах отвалов породы угольных с сланцевых шахт или обогатительных фабрик, в зонах активного карста, оползней, оседания или обрушения поверхности под влиянием горных разработок, селевых потоков и снежных лавин, которые могут угрожать застройке и безопасности предприятий, на участках, загрязненных органическими и радиоактивными отбросами и в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин и дамб.

Как видно, некоторые из этих ограничений являются безусловными, а остальные содержат варианты, при которых размещение возможно при соблюдении определенных требований. Здесь следует уточнить какие из этих требований рационально выполнимыми при установке ветроэлектростанции. Что касается первой зоны округа санитарной охраны курортов, то здесь ветроэлектростанции, являясь экологичными и чистыми источниками энергии, вполне могут выступать как энергостанция для обеспечения инфраструктуры курорта, попадая под условия о «непосредственной связи с эксплуатацией природных лечебных зон курорта». В зонах охраны памятников истории и культуры ветроэлектроуста-новки, как минимум, не уместны, так как при размещении любых объектов в этих зонах необходимо соблюдать условие наименьшего оказания их воздействия на визуальное восприятие объекта культурного наследия, а ветрогенератор представляет собой высокий и очень заметный объект, не соответствующий подобному требованию. Расположение на оползневых и схожих по характеру участках также в силу особенностей конструкции ветроэлектростанций обычно является нецелесообразным и из-за стоимости мероприятий по укреплению и повышению безопасности такого объекта рациональнее выбрать энергоустановку с другим источником энергии, эксплуатация которой на таком участке будет создавать меньше рисков.

Также необходимо разобраться и с более специфическими ограничениями, касающимися ветроэнергетических установок. В силу возможного негативного воздействия ветроэлектростанций на фауну земельные участки должны находится за пределами территории заказников, мест гнездования и кормления птиц и животных, а также путей их миграции.

Для южных регионов, таких как Краснодарский край, по которым проходит множество традиционных маршрутов перелетных птиц, последнее требование является особенно актуальным. ГОСТ Р 51991-2002 «Нетрадиционная энергетика. Ветроэнергетика. Установки ветроэнергетические. Общие технические требования» в пункте 6.1 содержит следующее положение: «Места для установки ВЭУ должны быть выбраны в стороне от традиционных путей перемещения перелетных птиц. Во избежание гибели птиц на эксплуатируемые ВЭУ должны быть установлены акустические маяки, отпугивающие птиц». [13]

Таким образом, если земельный участок находится на пути миграции птиц установка объекта ветроэнергетики представляется невозможной. В других же участках необходимо прибегнуть к акустическим маякам, которые в силу своей невысокой стоимости несущественно увеличат общую стоимость конструкции. Следует отметить, что причиной массовой смерти птиц чаще выступают линейные объекты традиционных энергосетей. Также, несмотря на то что ГОСТ в качестве меры предотвращения столкновения птиц с ветроэлектростанциями обязывает оборудовать их именно акустическими маяками существует ряд исследований, доказывающих даже большую эффективность других методов, иногда более сложных, таких как система наблюдения, которая по необходимости останавливает работу ветроколеса, [14] а иногда более простых, таких как окраска одной из лопастей ветроколеса в чёрный цвет. [15]

В силу наличия необходимости в довольно глубоком фундаменте без которого невозможно обеспечить устойчивость как минимум тридцатиметровой башни ветроэлектростанции (от такой высоты начинаются башни ветрогенераторов, которые целесообразно рассматривать как источник энергии для сельскохозяйственного потребителя) не допустимо строительство ветроэлектроустановок на земельных участках по которым проходят магистральные газопроводы, кабельные и водопроводные трассы, а также подземные кабельные линии связи. [16] Также не-

допустимо строительство ветроэлектростанций в пределах отведенной территории железных дорог и автомобильных трасс. [17]

Выбор конкретной установки также ограничен необходимостью соблюдать требования по уровню производимого шумового загрязнения. Требования строительных норм и правил по защите от шума устанавливают условия, что в жилых и общественных помещениях вблизи ВЭУ во всех случаях уровень звука работающих ВЭУ не должен превышать 60 дБА, инфразвука - 100 дБ и в основном режиме соответствовать норме для жилых помещений в 40 дБА днём и 30 дБА ночью, [18] а уровень звука, создаваемый одиночной ВЭУ на расстоянии 50 метров от ветроагрегата на высоте 1,5 метров от земли не должен превышать 60дБА. [13] Несмотря на то, что и ряд крупных чиновников в Российской Федерации и бывший Президент Соединенных Штатов Америки высказывали опасения о высокой опасности инфразвука от ветроэлектростанций никаких данных, подтверждающих это, на сегодняшний день не существует, более того, есть опровергающие подобные тезисы аналитические отчёты. [19] Тем не менее, в рамках алгоритма подбора энергоустановки применяются более строгие ограничения по звуковому воздействию, согласно которым уровень звука в ближайших к ветроустановке жилых и общественных помещениях не должен превышать уровня 30дБА в любое время суток. Такие ограничения не только ужесточают критерии отбора энергоустановок, но и, фактически, вводят ограничение в 300 метров до ближайших жилых помещений, лечебных учреждений, школ и других общественных помещений, что является распространенным европейским стандартом для охранной зоны ветрогенераторов. Пример того, что современные ветроэнергоустановки укладываются в указанные ограничения, можно найти в отчёте об оценке воздействия на окружающую среду ветропарка на территории Могилёвского и Дрибинского района в соседней республике Белоруссии. [20]

Ещё одним ограничением является необходимость создать зону отчуждения вокруг ветроэлектростанции, которая должна минимизировать ущерб от возможного падения башни. Поэтому пользователь алгоритма должен указать имеется ли на рассматриваемом земельном участке возможность такую зону отчуждения выделить. Исходя из сложившейся практики зона отчуждения рассчитывается по сумме высоты башни и радиуса ветроколеса с прибавлением двух дополнительных метров. Таким образом, для ветроэнергоустановок, которые являются оптимальными для использования на юге России в качестве источников энергии для сельскохозяйственных производителей и других субъектов, на удовлетворение нужд которых направлен алгоритм подбора энергоустановки, отобранных с учётом ранее указанных требований по уровню шума, зона отчуждения может составлять от 57 до 146 метров. Ещё одним ограничением является установленный законодателем запрет размещать ВЭУ для работы на высоте больше 2000 метров над уровнем моря. Несмотря на довольно высокое значение и то, что часть таких территорий относится к землям заповедников, этот параметр в Краснодарском крае тоже необходимо учитывать. Так, например, именно этот запрет ограничивает возможности по применению ветроэлектростанций для обеспечения электричеством туристических объектов, например, в районе горы Ачишхо, плато Бермамыт и на верхних участках курорта «Красная поляна».

Для того, чтобы избежать ограничений и трудностей связанных с возможным созданием помех и негативного влияния на прохождение радио и телевизионных сигналов, которые пусть и незначительны, но возможны в случае использования ветроустановок с деревянными или металлическими лопастями, которые могли поглощать или отражать сигнал соответственно, алгоритм предлагает только ветроустановки с вет-роколесом из современных материалов, которые при рациональном размещении самих установок и соблюдении требований по расстоянию между ними не создают сигналам никаких помех.

На поверхностные и подземные воды никакого негативного влияния ветроэлектростанции после завершения строительства не оказывают, поэтому связанные с этим возможные ограничения можно не учитывать, приняв необходимость соблюдения требований по охране окружающей среды в процессе строительства энергоустановки как очевидную. Воздействие вибрации, которую создают вращающиеся лопасти может быть негативным, но оно полностью нейтрализуется при соблюдении соотношения веса неподвижных частей к подвижным как 16 к 1 или более, поэтому для исключения необходимости учитывать связанные с вибрацией особенности участка, алгоритм рекомендует только ветроэлектро-станции, которые соответствуют указанным требованиям.

Программный продукт подразумевает возможность использования различными субъектами, включая ответственных за объекты культурного наследия. Если пользователь указывает, что ему необходим выбор энергоустановки для энергообеспечения объекта исторического или культурного наследия алгоритм не будет предлагать ему ветроэлектростанции, даже если они будут более приоритетными по энергетическим характеристикам.

Для основной массы пользователей - субъектов агропромышленной деятельности программный продукт после указания данных участка проверит по матрицам пространственных характеристик не относится ли земельный участок к территориям, на которых принципиально невозможно строительство энергоустановок для личных целей. В случае отсутствия совпадения пользователю будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся универсальных факторов препятствующих размещению энергоустановок, но не определяемых путем использования матриц пространственных характеристик. После чего, в случае если алгоритм в качестве оптимальной энергоустановки на основе климатического, географического, логистического и иных факторов подберет в качестве оптимальной энергоустановки именно ветроэлектростанцию, несколько ветроэлектростанций или комплекс энергоустановок, включающий в себя одну или несколько ветроэлектростанций, он проверит высоту над уровнем моря и если она будет менее 2000 метров пользователю будет предложено указать не проходят ли по рассматриваемому земельному участку пути миграции птиц, не расположены ли поблизости участки гнездования и кормления птиц и животных, не проходят магистральные газопроводы, кабельные и водопроводные трассы, а также подземные кабельные линии связи и отведенная территория железных дорог и автомобильных трасс. Если не одно из исключающих использование ветроэлектростанций условий не выполняется, то также необходимо будет указать расстояние для ближайших жилых и общественных помещений и территорию, на которой возможно организовать зону отчуждения, после чего, если заданные значения удовлетворяют минимальным предусмотренным алгоритмом требованиям соответствующая энергостанция будет

обозначена как оптимальная для установки на рассматриваемой земельном участке для решения обозначенной пользователем задачи по энергообеспечению. Если же ни одна из ветроэлектростанций не будет оптимальна для заданных параметров, то алгоритм предложит решение, основанное на другом источнике энергии, также проведя предварительные проверки допустимости его использования.

Таким образом, учёт алгоритмом подбора оптимальной энергоустановки особенностей правового режима земельного участка, для размещения на котором энергоустановка позволяет избежать некорректной работы программного продукта с предложением пользователю недопустимой по правовым причинам энергостанции. Анализ рассмотренных юридических факторов позволяет минимизировать вероятность н екор-ректной рекомендации по установке ветроэлектростанции, что является необходимым условием для возможности полезного применения программного продукта, оказывающего помощь в выборе источника энергии.

Библиогра фия:

1. Амерханов Р. А. Возможности использования возобновляемых источников энергии Краснодарского края / Р. А. Амерханов, Э. Г. Армаганян, Дворный В.В. и др. // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. - 2015. - № 13-14. - С. 12-25.

2. Регионы «зеленого» роста / Энергетика и промышленность России / Специальный выпуск от 06.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eprussia.ru/epr/regiony.pdf (дата обращения: 01.09.2021).

3. Постановление кабинета министров Республики Адыгея от 05.12.2013г. № 289 «О государственной программе Республики Адыгея «Энергетическая эффективность и развитие энергетики» на 2014-2018 годы (с изменениями на 29 декабря 2018 года) // Справочная информационная система «Гарант» (дата обращения: 01.09.2021).

4. Геоинформационная система «Возобновляемые источники энергии России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gisre.ru (дата обращения: 01.09.2021).

5. Sanchez-Lozano J.M. Geographical Information Systems (GIS) and Multicriteria Decision Making (MCDM) methods for the evaluation of solar farms locations: case study in southeastern Spain / J.M. Sanchez-Lozano, J. Teruel-Solano, P.L. Soto-Elvira, M.S. Garcia-Cascales // Renew. Sustain. Energy Rev. - 2013. - № 24. - P. 544-556.

6. Janke J.R. Multicriteria GIS modeling of wind and solar farms in Colorado / J.R. Janke // Renew. Energy. - 2010. -№ 35. - P. 2228-2234.

7. Гончаров, В. В. Особенности работы слоя юридической допустимости карты размещения объектов возобновляемой энергетики Краснодарского края / В. В. Гончаров, Е. В. Кириченко // Аграрное и земельное право. - 2019. - №12(180). - С. 145-148.

8. Кириченко, А. С. Программный продукт для многофакторного анализа площадки размещения энергетических объектов возобновляемой энергетики на территории Краснодарского края / А. С. Кириченко, Е. В. Кириченко // Возобновляемые источники энергии: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием и XII научной молодежной школы, Москва, 24-25 ноября 2020 года / Ответственные редакторы С.В. Киселева, Ю.Ю. Рафикова. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА», 2020. - С. 248-255.

9. Kirichenko, A. S. Algorithm for assessing effectiveness of renewable energy facilities placement / A. S. Kirichenko, E. V. Kirichenko // Journal of Physics: Conference Series : 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020, Novosibirsk, 06-08 апреля 2020 года. - BRISTOL, ENGLAND, 2020. - P. 012047. - DOI 10.1088/1742-6596/1661/1/012047.

10. Перспективы использования ветра как источника энергии для агропромышленного комплекса Краснодарского края / Р. А. Амерханов, А. С. Кириченко, Э. Г. Армаганян, А. В. Бандурко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2018. - № 71. - С. 103-109. - DOI 10.21515/1999-1703-71-103-109.

11. Ермоленко Б., Ермоленко Г., Проскурякова Л. / Насколько высок технически реализуемый потенциал ВИЭ в России? // ТЭК России. 2017. - № 9. - С. 22-27.

12. Системный оператор (2020б). Единая энергетическая система России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://so-ups.ru/functioning/ees/ees-2020 (дата обращения: 01.09.2021).

13. ГОСТ Р 51991 -2002 Нетрадиционная энергетика. Ветроэнергетика. Установки ветроэнергетические. Общие технические требования. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://renen.ru/uspeshno-protestirovana-novaya-tehnologiya-dlya-vetrovyh-elektrostantsij (дата обращения: 01.09.2021).

15. Roel May,Torgeir Nygard,Ulla Falkdalen,Jens Astrom,0yvind Hamre,Bard G. Stokke. / Paint it black: Efficacy of increased wind turbine rotor blade visibility to reduce avian fatalities // Ecology and evolution. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 26.06.2020 https://doi.org/10.1002/ece3.6592 (дата обращения: 01.09.2021).

16. Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 25. - Ст. 2396.

17. Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог: Приказ Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 38.

18. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 (с Изменением № 1) // Минрегион России. - М.: ОАО «ЦПП», 2010 год официальное издание, номер документа 51.13330.2011.

19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/health-risks-safety/radiation/everyday-things-emit-radiation/wind-turbine-noise/wind-turbine-noise-health-study-summary-results.html (дата обращения: 01.09.2021).

20. «Строительство ветропарка на территории Могилёвского района и Дрибинского района общей мощностью не менее 3 МВт» (5-я очередь строительства). Оценка воздействия на окружающую среду // Общество с ограниченной ответственностью «ЭлектроСетьПроект», Могилёв 2017 г. 50.2-17-ГП-ОВОС.

References (transliterated):

1. Amerhanov R. A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii Krasnodarskogo kraya / R. A. Amerhanov, E. G. Armaganyan, Dvornyj V.V. i dr. // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal Al'ternativnaya energetika i ekologiya. 2015. № 13 14. S. 12 25.

2. Regiony «zelenogo» rosta / Energetika i promyshlennost' Rossii / Special'nyj vypusk ot 06.2021. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.eprussia.ru/epr/regiony.pdf (data obrashcheniya: 01.09.2021).

3. Postanovlenie kabineta ministrov Respubliki Adygeya ot 05.12.2013g. № 289 «O gosudarstvennoj programme Respubliki Adygeya «Energeticheskaya ef-fektivnost' i razvitie energetiki» na 2014-2018 gody (s izmeneniyami na 29 dekabrya 2018 goda) // Spravochnaya informacionnaya sistema «Garant» (data obrashcheniya: 01.09.2021).

4. Geoinformacionnaya sistema «Vozobnovlyaemye istochniki energii Rossii». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gisre.ru (data obrashcheniya: 01.09.2021).

5. Sanchez-Lozano J.M. Geographical Information Systems (GIS) and Multicriteria Decision Making (MCDM) methods for the evaluation of solar farms locations: case study in southeastern Spain / J.M. Sanchez-Lozano, J. Teruel-Solano, P.L. Soto-Elvira, M.S. Garcia-Cascales // Renew. Sustain. Energy Rev. - 2013. № 24. - P. 544 556.

6. Janke J.R. Multicriteria GIS modeling of wind and solar farms in Colorado / J.R. Janke // Renew. Energy. - 2010. № 35. - P. 2228-2234.

7. Goncharov, V. V. Osobennosti raboty sloya yuridicheskoj dopustimosti karty razmeshcheniya ob"ektov vozobnovlyaemoj energetiki Krasnodarskogo kraya / V. V. Goncharov, E. V. Kirichenko // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2019. - №12(180). - S. 145-148.

8. Kirichenko, A. S. Programmnyj produkt dlya mnogofaktornogo analiza ploshchadki razmeshcheniya energeticheskih ob"ektov vozobnovlyaemoj energetiki na ter-ritorii Krasnodarskogo kraya / A. S. Kirichenko, E. V. Kirichenko // Vozobnovlyaemye istochniki energii: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem i XII nauchnoj molodezhnoj shkoly, Moskva, 24-25 noyabrya 2020 goda / Otvetstvennye redaktory S.V. Kiseleva, YU.YU. Rafikova. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj ot-vetstvennost'yu «IZDATEL'STVO «NAUKA», 2020. - S. 248-255.

9. Kirichenko, A. S. Algorithm for assessing effectiveness of renewable energy facilities placement / A. S. Kirichenko, E. V. Kirichenko // Journal of Physics: Conference Series : 2020 International Conference on Information Technology in Business and Industry, ITBI 2020, Novosibirsk, 06-08 aprelya 2020 goda. - BRISTOL, ENGLAND, 2020. - P. 012047. - DOI 10.1088/1742-6596/1661/1/012047.

10. Perspektivy ispol'zovaniya vetra kak istochnika energii dlya agropromyshlennogo kompleksa Krasnodarskogo kraya / R. A. Amerhanov, A. S. Kirichenko, E. G. Armaganyan, A. V. Bandurko // Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2018. - № 71. - S. 103-109. - DOI 10.21515/1999-1703-71-103-109.

11. Ermolenko B., Ermolenko G., Proskuryakova L. / Naskol'ko vysok tekhnicheski realizuemyj potencial VIE v Rossii? // TEK Rossii. 2017. - № 9. - S. 22-27.

12. Sistemnyj operator (2020b). Edinaya energeticheskaya sistema Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://so-ups.ru/functioning/ees/ees-2020 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

13. GOST R 51991-2002 Netradicionnaya energetika. Vetroenergetika. Ustanovki vetroenergeticheskie. Obshchie tekhnicheskie trebcvaniya. M.: IPK Izdatel'stvo standartcv, 2003.

14. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://renen.ru/uspeshno-protestirovana-novaya-tehnologiya-dlya-vetrovyh-elektrostantsij (data obrashcheniya: 01.09.2021).

15. Roel May,Torgeir Nygard,Ulla Falkdalen,Jens Astrom,0yvind Hamre,Bard G. Stokke. / Paint it black: Efficacy of increased wind turbine rotor blade visibility to reduce avian fatalities // Ecology and evolution. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: 26.06.2020 https://doi.org/10.1002/ece3.6592 (data obrashcheniya: 01.09.2021).

16. Postanovlenie Pravitel'stva rF ot 9 iyunya 1995 g. № 578 «Ob utverzhdenii Pravil ohrany linij i sooruzhenij svyazi Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1995. №25. St.2396.

17. Ob utverzhdenii Norm otvoda zemel'nyh uchastkov, neobhodimyh dlya formirovaniya polosy otvoda zheleznyh dorog, a takzhe norm rascheta ohrannyh zon zheleznyh dorog: Prikaz Mintransa RF ot 06.08.2008 № 126 // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. - 2008. - № 38.

18. SP 51.13330.2011 Zashchita ot shuma. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 23-03-2003 (s Izmeneniem № 1) // Minregion Rossii. - M.: OAO «CPP», 2010 god ofi-cial'noe izdanie, nomer dokumenta 51.13330.2011.

19. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/health-risks-safety/radiation/everyday-things-emit-radiation/wind-turbine-noise/wind-turbine-noise-health-study-summary-results.html (data obrashcheniya: 01.09.2021).

20. «Stroitel'stvo vetroparka na territorii Mogilyovskogo rajona i Dribinskogo rajona obshchej moshchnost'yu ne menee 3 MVt» (5-ya ochered' stroitel'stva). Ocenka vozdejstviya na okruzhayushchuyu sredu // Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennostyu «ElektroSet'Proekt», Mogilyov 2017 g. 50.2-17-GP-OVOS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.