Научная статья на тему 'ПОПРАВКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ" И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ'

ПОПРАВКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ" И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОЕ УЧАСТКА / ВИД РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОПУСТИМОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович, Неподоба Лидия Алексеевна, Шеуджен Адам Муратович, Хасаева Анна Ильмутдиновна, Грецой Никита Дмитриевич

В работе анализируется принятый Государственной Думой в третьем чтении и одобренный Советом Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения правового режима земельных участков в границах населенных пунктов в национальных парках)». Помимо непосредственно текста поправок используются пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, исследуется реакция на законопроект как законодателей, так и общественности, оцениваются последствия его вступления в силу для размещения объектов энергетики. В работе применены формально-юридический, структурно-функциональный и сравнительно-правовой метод, а также метод социально-правового моделирования. Делается вывод о том, что внесенные изменения не носят принципиального характера для рассматриваемого вопроса в настоящий момент, но существенно осложняют прогнозирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кириченко Евгений Владимирович, Неподоба Лидия Алексеевна, Шеуджен Адам Муратович, Хасаева Анна Ильмутдиновна, Грецой Никита Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMENDMENTS TO THE FEDERAL LAW "ON SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS" AND THEIR IMPACT ON THE PLACEMENT OF ENERGY FACILITIES

The paper analyzes the draft law «On Amendments to the Federal Law «On Specially Protected Natural Areas» and certain legislative acts of the Russian Federation (in terms of determining the legal regime of land plots within the boundaries of settlements in national parks), adopted by the State Duma in the third reading and approved by the Federation Council». In addition to the text of the amendments, an explanatory note, a financial and economic justification are used, the reaction to the draft law of both legislators and the public is investigated, the consequences of its entry into force for the location of energy facilities are assessed. The work uses a formal legal, structural functional and comparative legal method, as well as the method of social and legal modeling. It is concluded that the changes made are not fundamental for the issue under consideration at the moment, but they significantly complicate forecasting.

Текст научной работы на тему «ПОПРАВКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ" И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_106

ПОПРАВКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ

КИРИЧЕНКО Евгений Владимирович,

преподаватель кафедры государственного и международного права

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина».

E-mail: lbcs@yandex.ru;

НЕПОДОБА Лидия Алексеевна,

обучающаяся юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». E-mail: lbcs@yandex.ru; ШЕУДЖЕН Адам Муратович, обучающийся юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».

E-mail: lbcs@yandex.ru;

ХАСАЕВА Анна Ильмутдиновна,

обучающаяся 4 курса юридического факультета

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина».

E-mail: lbcs@yandex.ru;

ГРЕЦОЙ Никита Дмитриевич,

обучающийся философского факультета

Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.

E-mail: lbcs@yandex.ru;

ИСАЕВА Кристина Вадимовна,

магистрант Северо-Кавказского филиала

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар). E-mail: lbcs@yandex.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-48-233019 р_мол_а.

Краткая аннотация. В работе анализируется принятый Государственной Думой в третьем чтении и одобренный Советом Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения правового режима земельных участков в границах населенных пунктов в национальных парках)». Помимо непосредственно текста поправок используются пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, исследуется реакция на законопроект как законодателей, так и общественности, оцениваются последствия его вступления в силу для размещения объектов энергетики. В работе применены формально-юридический, структурно-функциональный и сравнительно-правовой метод, а также метод социально-правового моделирования. Делается вывод о том, что внесенные изменения не носят принципиального характера для рассматриваемого вопроса в настоящий момент, но существенно осложняют прогнозирование.

Abstract: The paper analyzes the draft law «On Amendments to the Federal Law «On Specially Protected Natural Areas» and certain legislative acts of the Russian Federation (in terms of determining the legal regime of land plots within the boundaries of settlements in national parks), adopted by the State Duma in the third reading and approved by the Federation Council». In addition to the text of the amendments, an explanatory note, a financial and economic justification are used, the reaction to the draft law of both legislators and the public is investigated, the consequences of its entry into force for the location of energy facilities are assessed. The work uses a formal legal, structural functional and comparative legal method, as well as the method of social and legal modeling. It is concluded that the changes made are not fundamental for the issue under consideration at the moment, but they significantly complicate forecasting.

Ключевые слова: экологическое право, земельное право, правовой статус земельное участка, вид разрешенного использования, возобновляемые источники энергии, юридическая допустимость, экологические нормы, конституционные права, муниципальное право, административное право.

Keywords: environmental law, land law, legal status of land, type of permitted use, renewable energy sources, legal admissibility, environmental standards, constitutional rights, municipal law, administrative law.

Как справедливо отмечает ряд авторов, особо охраняемые природные территории в России являются ее национальным достоянием, требующим со стороны общества и государства пристального внимания. [1, с. 58-64; 2, с. 19-25; 3, с. 25-30]

В середине июня 2020 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен на рассмотрение законопроект о внесении изменений в Федеральный закон

«Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения правового режима земельных участков в границах населенных пунктов в национальных парках) [4]. Ответственным комитетом выступал комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, а комитеты по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и по региональной политике и проблемам

Земельное право; природоресурсное право; экологическое

право; аграрное право

Севера и Дальнего Востока комитетами-соисполнителями.

В пояснительной записке к законопроекту было указано, что предлагаемые изменения направлены на совершенствование законодательства в целях обеспечения баланса сохранения объектов природного и культурного наследия национальных парков и интересов населения [5]. Отмечается, что более двух миллионов человек проживают в границах федеральных особо охраняемых природных территорий, триста семьдесят одна тысяча из которых проживает на территории национальных парков. В результате меры, предпринятые для сохранения уникальных природных особенностей этих территорий, вступают в конфликт с конституционными правами граждан, проживающих на этих территориях. В качестве примеров приводятся невозможность ведения садоводства, осуществления индивидуального жилищного строительства, сложности в реализации социальных функций органов власти и органов местного самоуправления, таких как обеспечение населения всей необходимой медицинской и образовательной инфраструктурой, расселения из ветхого жилья при возникновении такой необходимости. Предполагалось что реализация положений законопроекта позволит добиться соблюдения конституционных прав граждан, проживающих на земельных участках, находящихся в границах населенных парков за счёт обеспечения возможности строительства социально значимых объектов, что должно было также понизить социальную напряженность.

Принципиальное значение для вопроса об оптимальном размещении энергогенерирующих установок, в том числе и на основе возобновляемых источников энергии, имела первая же поправка, которая предлагала в числе прочего таким образом изменить текст статьи 2.2 «Изменение границ особо охраняемых природных территорий» чтобы появилась возможность изменять границы государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы в отношении земельных участков и водных объектов в целях реконструкции и строительства линейных объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения в населенных пунктах, находящихся в границах таких особо охраняемых природных территорий. Интересно, что в примечании к поправке также указано, что реализация принципа «всё, что не запрещено, разрешено» невозможна в системе особо охраняемых природных территорий. Начиная с 2016 года Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет линейные объекты как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодо-

рожные линии и другие подобные сооружение [6]. Даже не учитывая не оптимальный подход к формулированию определения через перечень примеров и аналогию, понятно, что многие ключевые объекты традиционной энергетической инфраструктуры, кроме, непосредственно, энергогенери-рующих установок, согласно предлагаемым изменениям можно было бы размещать для энергообеспечения населения в границах особо охраняемых природных территорий, что кардинально меняет подход к вопросу о выборе оптимального способа энергоснабжения. Ценность и востребованность установок на основе возобновляемых источников энергии в отдельных случаях существенно бы снизилась при появлении возможности подключения к магистральным энергосетям.

Следует отметить, что исходный текст предлагаемых поправок вызвал негативную реакцию у организаций занимающихся деятельностью по защите дикой природы, так Всемирный фонд дикой природы направил открытое письмо на имя начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Л.И. Брыче-вой с просьбой не допустить принятия поправок в таком виде [7], а руководитель рограммы Greenpeace по особо охраняемым территориям Михаил Крейндлин запустил петицию с просьбой внести корректировки в текст поправок, так чтобы они не приводили к уменьшению площади особо охраняемых природных территорий [8].

Неизвестно повлияли ли на решение законодателей петиции и открытые письма, или другие доводы, но в процессе рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации в изначальный текст законопроекта было внесено множество изменений и поправка, которая включала в себя разрешение на изменение границ особо охраняемых природных территорий для строительства линейных объектов была отклонена. В тексте, который на сегодняшний день прошел три чтения и ожидает подписания Президентом Российской Федерации нет никаких прямых замещающих предложений [9]. Исходя из этого можно было бы сделать вывод о том, что с точки зрения оценки потенциальных площадок для размещения энергоустановок на основе возобновляемой энергетики в границах особо охраняемых природных территорий на участках смежных с ними, для которых рационально ожидать включения в их границы, ничего принципиально не изменилось, но это не совсем однозначно.

Появление в федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» статьи 31 в первом же пункте которой предлагается в случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включать в состав функциональных зон, режим которых до-

пускает осуществление хозяйственной деятельности, а также рядом других изменений, которые направлены на облегчение строительства объектов социальной инфраструктуры законодатель вносит определенные коррективы в устоявшуюся систему. С одной стороны, с учётом всех принятых изменений, экологичные, безопасные, максимально приближенные к углеродной нейтральности установки на основе возобновляемых источников энергии становятся более востребованными, так как смогут обеспечивать нужды новопоявляющихся объектов социально-экономической сферы, а также граждан, которые решат воспользоваться появившейся упрощенной возможностью легально проживать на своих участках на территориях национальных парков. С другой стороны, после появления большого количества значимых объектов социальной инфраструктуры и увеличения количества проживающих на этих территориях с учётом того, что не во всех регионах страны климатические условия настолько оптимально подходят для использования самых распространенных источников энергии как, например, в Краснодарском крае, представляется весьма вероятным возвращение к вопросу о предоставлении возможности изменять границы особо охраняемых природных территорий, а конкретно национальных парков, в целях

Библиография:

1. Гончаров В.В. Обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации как перспективный приоритетный национальный проект // Юрист. - 2010. - № 5. - С. 58-64.

2. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте конституционализма: теоретико-методологические проблемы и пути их разрешения // Современное право. - 2015. - № 5. - С. 19-25.

3. Гончаров В.В. Экономическая безопасность российского государства как перспективный приоритетный национальный проект // Российский следователь. - 2010. - № 8. - С. 25-30.

4. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации - Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/download/6473C018-AE44-4D47-889B-44A9A4DEFED8 (дата обращения: 25.12.2020).

5. Пояснительная записка к Законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации - Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/download/37D794C0-E1AC-4D21-B4E0-02D29178DD12 (дата обращения: 25.12.2020).

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г №190-ФЗ // Собрании законодательства РФ. - 2005. - № 1 - Ст. 16.

7. Открытое письмо Всемирного фонда дикой природы (WWF) О проекте Федерального закона № 974393-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» - Режим доступа: https://wwf.ru/upload/iblock/b53/Pismo-Brychevoy-L.Lpdf (дата обращения: 25.12.2020).

8. Петиция о недопустимости изменения границ национальных парков - Режим доступа: https://aaf1a18515da0e792f78-c27fdabe952dfc357fe25ebf5c8897ee.ssl.cf5.rackcdn. com/1863/ooptexclusion.pdf?v=1594449432000&_ga=2.43118693.1517119845.1608967176-738016458.1608967176 (дата обращения: 25.12.2020).

9. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации - Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/download/58430B11-B070-4ABC-9028-AF691DF891C6 (дата обращения: 25.12.2020).

10. Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 7 июля 2004 г. № 723-K3 // Кубанские Новости. - 2004. - № 98.

строительства и реконструкции линейных объектов капитального строительства, как наиболее очевидный путь решения потенциальной проблемы с недостатком энергоснабжения построенных зданий и сооружений. Особенно это актуально для теплоснабжения в северных регионах и на Дальнем Востоке. Отдельные регионы, такие как, например, Краснодарский край, который законодательно на уровне субъекта обозначил такие принципы как «экономически эффективного использования возобновляемых источников энергии по сравнению с замещаемыми альтернативными невозобновляемыми энергоресурсами на территории Краснодарского края» и «организационно-правовая поддержка и экономическое стимулирование деятельности в сфере использования возобновляемых источников энергии со стороны органов государственной власти Краснодарского края» [10], отчасти подготовлены к такой ситуации, но, тем не менее, потенциальное наличие закрепленного на федеральном уровне разрешения строительства объектов, необходимых для подключения к федеральным сетям заставляет учитывать эту возможность при расчёте вложений в рассчитанные на многолетнюю окупаемость объекты возобновляемой энергетики на участках в границах особо охраняемых природных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.