Научная статья на тему 'Золотые имена кафедры педагогики Герценовского университета'

Золотые имена кафедры педагогики Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1335
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУГЕЛЬ ЕГОР ОСИПОВИЧ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ / КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Золотые имена кафедры педагогики Герценовского университета»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н. М. Федорова,

доцент кафедры педагогики

ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В их сердцах пылает пламень. Верьте. Внятен им наш глас,

«Нет их с нами, но в сей час Он проникнет твердый камень».

А. А. Дельвиг

Юбилей кафедры, как событие знаковое, позволяет по-новому взглянуть на ее историю и людей, создававших кафедру педагогики Герценовского университета. Очень хорошо, что в стенах нашего университета появился цикл книг-историй «Золотые имена», в которых рассказывается о лучших и известных людях: преподавателях и ученых ЛГПИ— РГПУ им. А. И. Герцена. В этой серии написаны книги об А. П. Пинкевиче, Г. И Щукиной, Р. Г. Лемберг, Ш. И. Ганелине, И. П. Иванове, В. Н. Сорока-Росинском; имеются и проводятся исследования, описывающие жизнь, педагогическую деятельность, труды Е. Я. Голанта, П. Н. Груздева, В. Г. Куценко, Т. Е. Конниковой; созданы сайты, посвященные Т. К. Ахаян и К. Д. Радиной.

Однако, сколько еще имен осталось без должного внимания, сколько ненаписанных биографий в истории каждой отдельной кафедры и всего нашего университета. А все вместе они и создавали неповторимый и узнаваемый образ самого Педагогического из педагогических вузов страны. Уровень и глубина общепедагогических задач, решением которых занимались педагоги Воспитательного дома, образовательных учреждений Ведомства им. Марии Федоровны, Женского педагогического института, позволяют говорить о создании в дореволюционный период прочной основы для развития отечественной школы и педагогики [1].

Одним из первых педагогов, создававших российскую педагогику в стенах Воспитательного дома, был преподаватель и инспектор классов (1830—1841) Гатчинского воспитательного дома, а с 1837 г. — Гатчинского Сиротского института, Егор Осипович Гугель (1804—1842). Широкая организационная деятельность Е. О. Гугеля в Гатчинском Сиротском институте имела и общепедагогические результаты, которые он изложил в «Педагогическом журнале», издаваемом в соавторстве с П. С. Гурьевым и

А. Г. Ободовским (1833—1834). Из воспитанников старшего (латинского) класса для подготовки к званию «учитель» Е. О. Гугель создал специальное отделение (1840), где начал преподавать педагогику с введением в антропологию и психологию.

Значительную роль в деле подготовки педагогических кадров Сиротского института сыграл Михаил Борисович Чистяков. Он был издателем «Журнала для детей», читал курс педагогики и подготовил специальный учебник по этому предмету для женских учебных заведений. Под его руководством в институте была произведена реформа обучения в малолетнем отделении, а также разработаны правила для его воспитательниц, обязывающие их иметь педагогическое образование, владеть иностранным и родным языком, уметь преподавать музыку, пение, рисование, знать рукоделие, цветоводство, огородничество.

Петр Федорович Каптерев преподавал в Женском педагогическом институте историю всеобщей и русской педагогики, теорию воспитания. В этот период П. Ф. Каптерев написал значимый для развития педагогики труд — «Педагогический процесс», в котором он сформулировал основные положения, определившие место педагогики среди других наук и ее роль в решении задач образования и воспитания.

Судьбы педагогов — организаторов и руководителей новых педагогических вузов в Петрограде очень схожи в дореволюционной период. Все они получили прекрасное университетское образование в России или за рубежом, увлекались научными исследованиями уже на студенческой скамье, успели поработать в различных образовательных учреждениях. Педагогика для них стала вершиной профессионального и научного пути, результатом общественного признания их вклада в развитие образования. В 30-е гг жизнь некоторых из них круто изменилась, что также отражало историю нашей страны.

Создание в новом советском вузе прообраза кафедры педагогики Школьного комитета проходило при непосредственном участии Альберта Петровича Пинкевича, который как ректор возглавил его в 1921 г.

Заместителем председателя и фактическим рукводителем Школьного комитета являлся Николай Михайлович Соколов (1876—1926), который и разработал Положение о Школьном комитете института. Н. М. Соколов окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и начал работать учителем в Смоленских воскресно-вечерних классах для рабочих Невской заставы. Затем он был преподавателем русского языка и литературы в различных частных гимназиях и школах, а с 1910 г. стал преподавателем Педагогических курсов при Фребелевском обществе и работал в Музее военно-учебных заведений. Начиная с 1918 г. и до последних дней своей жизни,

Н. М. Соколов — профессор и заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы.

Активно работал в 20-е гг. в составе Школьного комитета Василий Адамович Зеленко. Образование он получил в зарубежном университете, в Петербурге работал на Педагогических курсах Фребелевского общества. В советский период он стал первым директором Петроградского института внешкольного образования (1918—1924), также преподавал в Институте педологии и дефектологии. Эти институты частично вошли затем в состав ЛГПИ. В дальнейшем В. А. Зеленко с 1929 по 1931 г. был управляющим делами АН СССР

Большую роль в развитии кафедры педагогики в 20—30-е гг. сыграл Александр Станиславович Гинтовт (1888—1937). А. С. Гинтовт окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, уже в студенческие годы А. С. Гинтовт много внимания уделял исследованиям в области педагогики, его статьи уже в этот период публиковались. А. С. Гинтовт преподавал в различных учебных заведениях, что позволило ему создать ряд работ, полезных для практики школы. В эти годы были широко известны такие его работы, как «Общественно полезная работа советской школы» и «Основы советской педагогики». В 1924 г. А. С. Гинтовт становится профессором Института социального воспитания, который затем был присоединен к ЛГПИ. С этого времени

А. С. Гинтовт возглавил Школьную комиссию, в 1927 г. — он проректор, оставаясь до конца своих дней профессором кафедры педагогики. В то же время он работал в 86 школе Путиловского завода, куда привлек большое число преподавателей кафедры. В 1936 г по инициативе А. С. Гинтовта в Ленинграде был открыт Музей народного образования, закрытый после принятия известного постановления по педологии.

Генрих Ионович Левин (1883—1941) был в 30-е гг. заведующим кафедрой педагогики. Он получил образование в Берлинском и Петербургском университетах, в студенческие

годы занимался литературой и педагогикой. Г. И. Левин активно участвовал в послереволюционной жизни города: организовывал новую школу, преподавал, был редактором педагогических журналов «Внешкольное образование», «Просвещение», проректором и профессором Института внешкольного образования, профессором Педагогической академии, профессором Института дошкольного образования и ЛГПИ им. А. И. Герцена. Г. И. Левин в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы дисциплины в дореволюционной школе».

Евгений Львович Брюнелли (1893—1938) — автор более 40 педагогических работ, с 1933 г. работал в ЛГПИ им. А. И. Герцена в должности профессора кафедры педагогики. С сентября 1934 по 1936 г. он заведующий кафедрой школьной педагогики с персональной ставкой, научный руководитель 1-й опытной школы, директор Института научной педагогики. В 1936 г. на основании приказа Народного комиссариата просвещения РСФСР профессора ЛГПИ Е. Л. Брюнелли назначают зав. кафедрой педагогики Ростовского пединститута. Цепь нелепых случайностей привела к трагическому итогу — Брюнелли Евгений Львович был необоснованно привлечен к уголовной ответственности и 20 июня 1938 г. осужден Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. 30 марта 1957 г Е. Л. Брюнелли был посмертно реабилитирован.

В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде и на фронтах сражались и работали многие преподаватели кафедры педагогики. Аспирант ЛГПИ, будущий заведующий кафедрой педагогики, Николай Николаевич Петухов воевал в партизанском отряде, был тяжело ранен. Наталия Стефановна Зенченко и Леонид Евгеньевич Раскин с 15 октября 1943 г. преподавали педагогику в осажденном городе, работая в филиале ЛГПИ им. А. И. Герцена. Большую роль в учебной и научной работе филиала института в дни блокады играл кабинет педагогики, в котором работала с начала 30-х гг. Лидия Васильевна Панова. Кабинет находился в 3-м корпусе, и в нем по вечерам занимались студенты и преподаватели, оставшиеся в городе. Деятельность кабинета в этот период принимала общеинститутские масштабы, потому что давала возможность студентам не только учиться, но и сохранить лучшие человеческие качества. Лидия Васильевна всю свою трудовую жизнь связала с кафедрой педагогики. Уже в послевоенное время, в 50-е гг. она отправляла посылки студентам, работавшим на комсомольских стройках. Эти посылки, карамельки и теплые домашние носки, а особенно добрые слова они потом помнили долгие годы.

Кафедра педагогики помогла становлению специалистов различных областей педагогики. Николай Георгиевич Кушков работал на кафедре педагогики с 1944 г., в 1952 г. он становится деканом педагогического факультета, доктором педагогических наук (1954), в дальнейшем он заведующий кафедрой дошкольной педагогики (1954—1963). Профессором кафедры педагогики в послевоенный период был также Александр Александрович Невский (1944—1950), специалист в области физического воспитания школьников, написавший более 40 научно-педагогических трудов.

Традиции помощи детским домам, колониям, подшефным школам создавались с момента организации нашего института и кафедры педагогики. В педагогической практике 20-х гг. хорошо были известны школы профессоров кафедры И. А. Челюст-кина (189-я на Крестовском острове), М. Н. Николаевского (200-я на Петровском острове). Очень активно педагоги кафедры работали в поселке Елизаветино, где разместилась детская колония, детский сад и интернат. Существовали и подшефные колонии, одна из которых — «Новый путь», располагалась на берегах реки Черьма (под городом Гдовом).

В 1945 г. сотрудники кафедры организовали и провели двухнедельную научно-практическую конференцию, посвященную работе детских домов, что отражало реалии послевоенного времени. В этом же году была создана 210-я школа, базовая школа кафедры педагогики, руководить которой стала Т. Е. Конникова. В 1948/49 учебном году в 210-й школе насчитывалось 650 учеников, обучавшихся в 22 классах. Для школ города школа № 210 стала методическим центром по пропаганде и внедрению передового педагогического опыта, где проводились показательные сборы дружины, читательские конференции, классные собрания, открытые уроки по всем школьным дисциплинам. Опыт работы за три учебных года был обобщен в статье Т. Е. Конниковой в 63 томе «Ученых записок» ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Многое практически делалось для оказания помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Кафедра педагогики в 50-е гг. взяла шефство над двумя школами-интернатами, в результате совместной работы подшефный интернат № 3 стал лучшим в городе, а Приозерский интернат был признан одним из лучших в РСФСР. Преподаватель кафедры Лариса Павловна Дунаева работала совместно с детской комнатой милиции, руководила отрядом студентов. Под руководством опытного преподавателя кафедры общей педагогики Д. И. Софронова в 1956—1965 гг. было организовано шефство ЛГПИ им. А. И. Герцена над одной из школ-колоний Ленинградской области.

Дмитрий Ильич Софронов родился в семье народного учителя земской школы, учился в единой трудовой школе, но не окончил ее. Он совмещал учебу с работой, готовясь стать воспитателем в детских закрытых учреждениях. В 1936 г. Д. И. Софронов начинает учебу на вечернем отделении литературного факультета Пединститута им. А. И. Герцена и заканчивает его с отличием. В период Великой Отечественной войны Д. И. Софронов работал директором детского дома недалеко от Костромы. Был награжден медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.». После войны, вернувшись в Ленинград, Д. И. Софронов стал завучем 210-й средней школы. Одновременно он был еще и внештатным научным сотрудником кафедры педагогики в ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1947 г. Дмитрий Ильич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система работы классного руководителя», с 1949 г. он становится доцентом кафедры педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, активно публикует статьи в газете института, руководит студенческой работой в подшефных организациях.

Эти традиции шефства и педагогической поддержки продолжил Владимир Наумович Липник. Летом 1968 г. преподаватель кафедры педагогики возглавил лагерь для «трудных» подростков от 13 до 16 лет, состоящих на учете в детской комнате милиции. Лагерь располагался далеко от города, в поселке Раздолье, организация всей работы по проживанию и воспитанию детей со сложной судьбой легла на плечи

В. Н. Липника и его немногочисленных помощников. Результаты совместной работы были успешны и помогли многим воспитанникам найти свой путь в жизни.

В. Н. Липник всегда много и плодотворно работал — его исследования по вопросам истории отечественной педагогики стали важной составляющей современной историкопедагогической науки, многие его работы еще не опубликованы и ждут своего изучения.

Большой вклад в развитие коллективной организаторской деятельности внесла организованная И. П. Ивановым, Л. Г. Борисовой и Ф. Я. Шапиро Коммуна юных фрунзен-цев (КЮФ) — сводная пионерская дружина при Фрунзенском районном Доме пионеров. Коммунарская методика основывалась на опыте деятельности школ-коммун 20-х гг., а также на разработанных ведущими педагогическими коллективами направлениях совместной деятельности учеников и преподавателей. В 1963—1973 гг. эта начинание было

продолжено в Коммуне им. А. С. Макаренко (КИМ), где успешно трудились студенты и преподаватели ЛГПИ им. А. И. Герцена.

Центром студенческого творчества в институте долгое время, начиная с 1945 г., был Педагогический клуб, в работе которого принимали самое активное участие все сотрудники кафедры педагогики. Руководителями педагогического клуба института в разное время были Е. О. Зейлигер-Рубинштейн, Э. Р. Зуссер, К. Д. Радина, Т. В. Ханутина, Т. К. Ахаян, Т. Н. Мальковская, М. И. Любицына, Ю. М. Лазуркина, Н. С. Зенченко.

Прогрессивной формой явилась работа дискуссионного клуба по вопросам педагогики, издание общеинститутской газеты, редактором которой долгое время была Т. К. Аха-ян. На страницах газеты «Известия» публиковались статьи преподавателей кафедры педагогики Л. А. Лялина, Д. И. Сафронова, Т. Н. Мальковской, Р. М. Напалковой: они включились в дискуссию о сложностях подготовки будущих учителей, насущных проблемах воспитания в педагогическом вузе.

Кафедру создавали люди своим трудом, человеческими отношениями, оптимизмом. Как сказала в день своего 75-летия Ангелина Константиновна Громцева: «Учитель должен быть веселым человеком». Мудрыми, веселыми, преданными своему делу и своей стране были преподаватели и сотрудники кафедры педагогики. Эти традиции мы чтим и всемерно продолжаем.

Литература

1. Очерки истории кафедры педагогики / Авт.-сост. Е. М. Колосова, Н. М. Федорова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

Т. Г. Фруменкова,

доцент кафедры русской истории

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕТРОГРАДСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА В МАРТЕ—ОКТЯБРЕ 1917 г.

После февральской революции 1917 г. в Петроградском доме возникли проблемы со снабжением продуктами. 16 марта приказом и. д. директора главного врача И. А. Климова устанавливалось усиленное дежурство по кухне. В состав дежурных входили фельдшерица, служительница, кормилица и работник. Очередь таких дежурств должны были вести «делегаты, выбранные от каждой группы». В конце марта приказами И. А. Климова был ужесточен контроль над «числом лиц, состоящих на продовольственном довольствии». Главные надзиратели всех отделений, которые представляли в экспедицию приема детей рапортички о количестве таких рабочих и служащих, должны были «на обороте рапортичек показывать поименно о всех убывающих и прибывающих». Представлять эти списки полагалось не позднее 9 часов утра следующего дня.

31 марта в виду установленной Центральным продовольственным комитетом нормы выдачи хлеба «по одному фунту на человека, а рабочим, занимающимся физическим трудом, по 1^ фунта» в Петроградском доме был установлен особый порядок его раздачи. Всем «служительницам, безместным питомцам и рабочим» полагалось «ежедневно выдавать из хлеборезни дома по 1 фунту утром на целый день». От каждой группы полагалось выбрать «приемщика, снабженного записками о числе лиц, имеющих право на получение хлеба за подписью надзирательниц отделений или вахтера». Служительницам,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.