СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Н. М. Федорова,
доцент кафедры педагогики
ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В их сердцах пылает пламень. Верьте. Внятен им наш глас,
«Нет их с нами, но в сей час Он проникнет твердый камень».
А. А. Дельвиг
Юбилей кафедры, как событие знаковое, позволяет по-новому взглянуть на ее историю и людей, создававших кафедру педагогики Герценовского университета. Очень хорошо, что в стенах нашего университета появился цикл книг-историй «Золотые имена», в которых рассказывается о лучших и известных людях: преподавателях и ученых ЛГПИ— РГПУ им. А. И. Герцена. В этой серии написаны книги об А. П. Пинкевиче, Г. И Щукиной, Р. Г. Лемберг, Ш. И. Ганелине, И. П. Иванове, В. Н. Сорока-Росинском; имеются и проводятся исследования, описывающие жизнь, педагогическую деятельность, труды Е. Я. Голанта, П. Н. Груздева, В. Г. Куценко, Т. Е. Конниковой; созданы сайты, посвященные Т. К. Ахаян и К. Д. Радиной.
Однако, сколько еще имен осталось без должного внимания, сколько ненаписанных биографий в истории каждой отдельной кафедры и всего нашего университета. А все вместе они и создавали неповторимый и узнаваемый образ самого Педагогического из педагогических вузов страны. Уровень и глубина общепедагогических задач, решением которых занимались педагоги Воспитательного дома, образовательных учреждений Ведомства им. Марии Федоровны, Женского педагогического института, позволяют говорить о создании в дореволюционный период прочной основы для развития отечественной школы и педагогики [1].
Одним из первых педагогов, создававших российскую педагогику в стенах Воспитательного дома, был преподаватель и инспектор классов (1830—1841) Гатчинского воспитательного дома, а с 1837 г. — Гатчинского Сиротского института, Егор Осипович Гугель (1804—1842). Широкая организационная деятельность Е. О. Гугеля в Гатчинском Сиротском институте имела и общепедагогические результаты, которые он изложил в «Педагогическом журнале», издаваемом в соавторстве с П. С. Гурьевым и
А. Г. Ободовским (1833—1834). Из воспитанников старшего (латинского) класса для подготовки к званию «учитель» Е. О. Гугель создал специальное отделение (1840), где начал преподавать педагогику с введением в антропологию и психологию.
Значительную роль в деле подготовки педагогических кадров Сиротского института сыграл Михаил Борисович Чистяков. Он был издателем «Журнала для детей», читал курс педагогики и подготовил специальный учебник по этому предмету для женских учебных заведений. Под его руководством в институте была произведена реформа обучения в малолетнем отделении, а также разработаны правила для его воспитательниц, обязывающие их иметь педагогическое образование, владеть иностранным и родным языком, уметь преподавать музыку, пение, рисование, знать рукоделие, цветоводство, огородничество.
Петр Федорович Каптерев преподавал в Женском педагогическом институте историю всеобщей и русской педагогики, теорию воспитания. В этот период П. Ф. Каптерев написал значимый для развития педагогики труд — «Педагогический процесс», в котором он сформулировал основные положения, определившие место педагогики среди других наук и ее роль в решении задач образования и воспитания.
Судьбы педагогов — организаторов и руководителей новых педагогических вузов в Петрограде очень схожи в дореволюционной период. Все они получили прекрасное университетское образование в России или за рубежом, увлекались научными исследованиями уже на студенческой скамье, успели поработать в различных образовательных учреждениях. Педагогика для них стала вершиной профессионального и научного пути, результатом общественного признания их вклада в развитие образования. В 30-е гг жизнь некоторых из них круто изменилась, что также отражало историю нашей страны.
Создание в новом советском вузе прообраза кафедры педагогики Школьного комитета проходило при непосредственном участии Альберта Петровича Пинкевича, который как ректор возглавил его в 1921 г.
Заместителем председателя и фактическим рукводителем Школьного комитета являлся Николай Михайлович Соколов (1876—1926), который и разработал Положение о Школьном комитете института. Н. М. Соколов окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и начал работать учителем в Смоленских воскресно-вечерних классах для рабочих Невской заставы. Затем он был преподавателем русского языка и литературы в различных частных гимназиях и школах, а с 1910 г. стал преподавателем Педагогических курсов при Фребелевском обществе и работал в Музее военно-учебных заведений. Начиная с 1918 г. и до последних дней своей жизни,
Н. М. Соколов — профессор и заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы.
Активно работал в 20-е гг. в составе Школьного комитета Василий Адамович Зеленко. Образование он получил в зарубежном университете, в Петербурге работал на Педагогических курсах Фребелевского общества. В советский период он стал первым директором Петроградского института внешкольного образования (1918—1924), также преподавал в Институте педологии и дефектологии. Эти институты частично вошли затем в состав ЛГПИ. В дальнейшем В. А. Зеленко с 1929 по 1931 г. был управляющим делами АН СССР
Большую роль в развитии кафедры педагогики в 20—30-е гг. сыграл Александр Станиславович Гинтовт (1888—1937). А. С. Гинтовт окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, уже в студенческие годы А. С. Гинтовт много внимания уделял исследованиям в области педагогики, его статьи уже в этот период публиковались. А. С. Гинтовт преподавал в различных учебных заведениях, что позволило ему создать ряд работ, полезных для практики школы. В эти годы были широко известны такие его работы, как «Общественно полезная работа советской школы» и «Основы советской педагогики». В 1924 г. А. С. Гинтовт становится профессором Института социального воспитания, который затем был присоединен к ЛГПИ. С этого времени
А. С. Гинтовт возглавил Школьную комиссию, в 1927 г. — он проректор, оставаясь до конца своих дней профессором кафедры педагогики. В то же время он работал в 86 школе Путиловского завода, куда привлек большое число преподавателей кафедры. В 1936 г по инициативе А. С. Гинтовта в Ленинграде был открыт Музей народного образования, закрытый после принятия известного постановления по педологии.
Генрих Ионович Левин (1883—1941) был в 30-е гг. заведующим кафедрой педагогики. Он получил образование в Берлинском и Петербургском университетах, в студенческие
годы занимался литературой и педагогикой. Г. И. Левин активно участвовал в послереволюционной жизни города: организовывал новую школу, преподавал, был редактором педагогических журналов «Внешкольное образование», «Просвещение», проректором и профессором Института внешкольного образования, профессором Педагогической академии, профессором Института дошкольного образования и ЛГПИ им. А. И. Герцена. Г. И. Левин в 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы дисциплины в дореволюционной школе».
Евгений Львович Брюнелли (1893—1938) — автор более 40 педагогических работ, с 1933 г. работал в ЛГПИ им. А. И. Герцена в должности профессора кафедры педагогики. С сентября 1934 по 1936 г. он заведующий кафедрой школьной педагогики с персональной ставкой, научный руководитель 1-й опытной школы, директор Института научной педагогики. В 1936 г. на основании приказа Народного комиссариата просвещения РСФСР профессора ЛГПИ Е. Л. Брюнелли назначают зав. кафедрой педагогики Ростовского пединститута. Цепь нелепых случайностей привела к трагическому итогу — Брюнелли Евгений Львович был необоснованно привлечен к уголовной ответственности и 20 июня 1938 г. осужден Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу. 30 марта 1957 г Е. Л. Брюнелли был посмертно реабилитирован.
В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде и на фронтах сражались и работали многие преподаватели кафедры педагогики. Аспирант ЛГПИ, будущий заведующий кафедрой педагогики, Николай Николаевич Петухов воевал в партизанском отряде, был тяжело ранен. Наталия Стефановна Зенченко и Леонид Евгеньевич Раскин с 15 октября 1943 г. преподавали педагогику в осажденном городе, работая в филиале ЛГПИ им. А. И. Герцена. Большую роль в учебной и научной работе филиала института в дни блокады играл кабинет педагогики, в котором работала с начала 30-х гг. Лидия Васильевна Панова. Кабинет находился в 3-м корпусе, и в нем по вечерам занимались студенты и преподаватели, оставшиеся в городе. Деятельность кабинета в этот период принимала общеинститутские масштабы, потому что давала возможность студентам не только учиться, но и сохранить лучшие человеческие качества. Лидия Васильевна всю свою трудовую жизнь связала с кафедрой педагогики. Уже в послевоенное время, в 50-е гг. она отправляла посылки студентам, работавшим на комсомольских стройках. Эти посылки, карамельки и теплые домашние носки, а особенно добрые слова они потом помнили долгие годы.
Кафедра педагогики помогла становлению специалистов различных областей педагогики. Николай Георгиевич Кушков работал на кафедре педагогики с 1944 г., в 1952 г. он становится деканом педагогического факультета, доктором педагогических наук (1954), в дальнейшем он заведующий кафедрой дошкольной педагогики (1954—1963). Профессором кафедры педагогики в послевоенный период был также Александр Александрович Невский (1944—1950), специалист в области физического воспитания школьников, написавший более 40 научно-педагогических трудов.
Традиции помощи детским домам, колониям, подшефным школам создавались с момента организации нашего института и кафедры педагогики. В педагогической практике 20-х гг. хорошо были известны школы профессоров кафедры И. А. Челюст-кина (189-я на Крестовском острове), М. Н. Николаевского (200-я на Петровском острове). Очень активно педагоги кафедры работали в поселке Елизаветино, где разместилась детская колония, детский сад и интернат. Существовали и подшефные колонии, одна из которых — «Новый путь», располагалась на берегах реки Черьма (под городом Гдовом).
В 1945 г. сотрудники кафедры организовали и провели двухнедельную научно-практическую конференцию, посвященную работе детских домов, что отражало реалии послевоенного времени. В этом же году была создана 210-я школа, базовая школа кафедры педагогики, руководить которой стала Т. Е. Конникова. В 1948/49 учебном году в 210-й школе насчитывалось 650 учеников, обучавшихся в 22 классах. Для школ города школа № 210 стала методическим центром по пропаганде и внедрению передового педагогического опыта, где проводились показательные сборы дружины, читательские конференции, классные собрания, открытые уроки по всем школьным дисциплинам. Опыт работы за три учебных года был обобщен в статье Т. Е. Конниковой в 63 томе «Ученых записок» ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Многое практически делалось для оказания помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Кафедра педагогики в 50-е гг. взяла шефство над двумя школами-интернатами, в результате совместной работы подшефный интернат № 3 стал лучшим в городе, а Приозерский интернат был признан одним из лучших в РСФСР. Преподаватель кафедры Лариса Павловна Дунаева работала совместно с детской комнатой милиции, руководила отрядом студентов. Под руководством опытного преподавателя кафедры общей педагогики Д. И. Софронова в 1956—1965 гг. было организовано шефство ЛГПИ им. А. И. Герцена над одной из школ-колоний Ленинградской области.
Дмитрий Ильич Софронов родился в семье народного учителя земской школы, учился в единой трудовой школе, но не окончил ее. Он совмещал учебу с работой, готовясь стать воспитателем в детских закрытых учреждениях. В 1936 г. Д. И. Софронов начинает учебу на вечернем отделении литературного факультета Пединститута им. А. И. Герцена и заканчивает его с отличием. В период Великой Отечественной войны Д. И. Софронов работал директором детского дома недалеко от Костромы. Был награжден медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.». После войны, вернувшись в Ленинград, Д. И. Софронов стал завучем 210-й средней школы. Одновременно он был еще и внештатным научным сотрудником кафедры педагогики в ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1947 г. Дмитрий Ильич защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система работы классного руководителя», с 1949 г. он становится доцентом кафедры педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, активно публикует статьи в газете института, руководит студенческой работой в подшефных организациях.
Эти традиции шефства и педагогической поддержки продолжил Владимир Наумович Липник. Летом 1968 г. преподаватель кафедры педагогики возглавил лагерь для «трудных» подростков от 13 до 16 лет, состоящих на учете в детской комнате милиции. Лагерь располагался далеко от города, в поселке Раздолье, организация всей работы по проживанию и воспитанию детей со сложной судьбой легла на плечи
В. Н. Липника и его немногочисленных помощников. Результаты совместной работы были успешны и помогли многим воспитанникам найти свой путь в жизни.
В. Н. Липник всегда много и плодотворно работал — его исследования по вопросам истории отечественной педагогики стали важной составляющей современной историкопедагогической науки, многие его работы еще не опубликованы и ждут своего изучения.
Большой вклад в развитие коллективной организаторской деятельности внесла организованная И. П. Ивановым, Л. Г. Борисовой и Ф. Я. Шапиро Коммуна юных фрунзен-цев (КЮФ) — сводная пионерская дружина при Фрунзенском районном Доме пионеров. Коммунарская методика основывалась на опыте деятельности школ-коммун 20-х гг., а также на разработанных ведущими педагогическими коллективами направлениях совместной деятельности учеников и преподавателей. В 1963—1973 гг. эта начинание было
продолжено в Коммуне им. А. С. Макаренко (КИМ), где успешно трудились студенты и преподаватели ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Центром студенческого творчества в институте долгое время, начиная с 1945 г., был Педагогический клуб, в работе которого принимали самое активное участие все сотрудники кафедры педагогики. Руководителями педагогического клуба института в разное время были Е. О. Зейлигер-Рубинштейн, Э. Р. Зуссер, К. Д. Радина, Т. В. Ханутина, Т. К. Ахаян, Т. Н. Мальковская, М. И. Любицына, Ю. М. Лазуркина, Н. С. Зенченко.
Прогрессивной формой явилась работа дискуссионного клуба по вопросам педагогики, издание общеинститутской газеты, редактором которой долгое время была Т. К. Аха-ян. На страницах газеты «Известия» публиковались статьи преподавателей кафедры педагогики Л. А. Лялина, Д. И. Сафронова, Т. Н. Мальковской, Р. М. Напалковой: они включились в дискуссию о сложностях подготовки будущих учителей, насущных проблемах воспитания в педагогическом вузе.
Кафедру создавали люди своим трудом, человеческими отношениями, оптимизмом. Как сказала в день своего 75-летия Ангелина Константиновна Громцева: «Учитель должен быть веселым человеком». Мудрыми, веселыми, преданными своему делу и своей стране были преподаватели и сотрудники кафедры педагогики. Эти традиции мы чтим и всемерно продолжаем.
Литература
1. Очерки истории кафедры педагогики / Авт.-сост. Е. М. Колосова, Н. М. Федорова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
Т. Г. Фруменкова,
доцент кафедры русской истории
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕТРОГРАДСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДОМА В МАРТЕ—ОКТЯБРЕ 1917 г.
После февральской революции 1917 г. в Петроградском доме возникли проблемы со снабжением продуктами. 16 марта приказом и. д. директора главного врача И. А. Климова устанавливалось усиленное дежурство по кухне. В состав дежурных входили фельдшерица, служительница, кормилица и работник. Очередь таких дежурств должны были вести «делегаты, выбранные от каждой группы». В конце марта приказами И. А. Климова был ужесточен контроль над «числом лиц, состоящих на продовольственном довольствии». Главные надзиратели всех отделений, которые представляли в экспедицию приема детей рапортички о количестве таких рабочих и служащих, должны были «на обороте рапортичек показывать поименно о всех убывающих и прибывающих». Представлять эти списки полагалось не позднее 9 часов утра следующего дня.
31 марта в виду установленной Центральным продовольственным комитетом нормы выдачи хлеба «по одному фунту на человека, а рабочим, занимающимся физическим трудом, по 1^ фунта» в Петроградском доме был установлен особый порядок его раздачи. Всем «служительницам, безместным питомцам и рабочим» полагалось «ежедневно выдавать из хлеборезни дома по 1 фунту утром на целый день». От каждой группы полагалось выбрать «приемщика, снабженного записками о числе лиц, имеющих право на получение хлеба за подписью надзирательниц отделений или вахтера». Служительницам,