Научная статья на тему 'Педагоги института детства в годы войны. 1941-1945'

Педагоги института детства в годы войны. 1941-1945 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1357
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА / ДЕТСКИЕ САДЫ И ДОМА / РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА / ЭВАКУАЦИЯ / ИСКУССТВО И НАУКА ПЕДАГОГИКИ / SIEGE OF LENINGRAD / KINDERGARTENS AND ORPHANAGES / HERZEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY / EVACUATION / ART AND SCIENCE OF PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пелих Ирина Дмитриевна

В 1941 году в результате реформирования системы педагогического образования в состав ЛГПИ им. А. И. Герцена вошел Ленинградский педагогический институт им. Н. К. Крупской. Так на педагогическом факультете стало два отделения: школьное и дошкольное. В годы Великой Отечественной войны педагоги и студенты проявили исключительное бесстрашие и мужество в армии народного ополчения, при обороне города, спасали от смерти и сиротства десятки тысяч детей, готовили сотни дипломированных учителей, делали научные открытия в педагогике. В статье рассматривается жизнь педагогов и студентов одного факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена в годы войны и блокады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS OF THE INSTITUTE OF CHILDHOOD DURING THE WAR. 1941-1945

In 1941, as a result of reforms in the system of pedagogical education, the Herzen State Pedagogical Institute of Leningrad was merged with the Krupskaya Pedagogical Institute of Leningrad. This led to two departments being formed at the Pedagogical Faculty, specializing in school and preschool education. During the Great Patriotic War teachers and students showed exceptional fearlessness and courage serving in the people's militia army and defending the city, saved dozens of thousands of children from death and orphanhood, trained hundreds of certified teachers, and made scientific discoveries in pedagogy. The article deals with the life of teachers and students of one faculty at the Herzen State Pedagogical Institute of Leningrad during the war and the Siege.

Текст научной работы на тему «Педагоги института детства в годы войны. 1941-1945»

8. Pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena. Ot Imperatorskogo Vospitatelnogo doma do Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta / pod red. G. A. Bordovskogo, S. A. Goncharova. 2-e izd., ispr. i dop. SPb.: Liki Rossii, 2007. 223 s.

9. Raschetina S. A. Ot Sankt-Peterburgskogo Vospitatelnogo doma k Rossiyskomu gosudarstvennomu peda-gogicheskomu universitetu im. A. I. Gertsena: istoriya stanovleniya pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2007. № 5 (43). S. 8-17.

И. Д. Пелих

ПЕДАГОГИ ИНСТИТУТА ДЕТСТВА В ГОДЫ ВОЙНЫ. 1941-1945

В 1941 году в результате реформирования системы педагогического образования в состав ЛГПИ им. А. И. Герцена вошел Ленинградский педагогический институт им. Н. К. Крупской. Так на педагогическом факультете стало два отделения: школьное и дошкольное. В годы Великой Отечественной войны педагоги и студенты проявили исключительное бесстрашие и мужество в армии народного ополчения, при обороне города, спасали от смерти и сиротства десятки тысяч детей, готовили сотни дипломированных учителей, делали научные открытия в педагогике. В статье рассматривается жизнь педагогов и студентов одного факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена в годы войны и блокады.

Ключевые слова: ленинградская блокада, детские сады и дома, РГПУ им. А. И. Герцена, эвакуация, искусство и наука педагогики.

I. Pelich

TEACHERS OF THE INSTITUTE OF CHILDHOOD DURING THE WAR. 1941-1945

In 1941, as a result of reforms in the system ofpedagogical education, the Herzen State Pedagogical Institute of Leningrad was merged with the Krupskaya Pedagogical Institute of Leningrad. This led to two departments being formed at the Pedagogical Faculty, specializing in school and preschool education. During the Great Patriotic War teachers and students showed exceptional fearlessness and courage serving in the people's militia army and defending the city, saved dozens of thousands of children from death and orphanhood, trained hundreds of certified teachers, and made scientific discoveries in pedagogy. The article deals with the life of teachers and students of one faculty at the Herzen State Pedagogical Institute of Leningrad during the war and the Siege.

Keywords: Siege of Leningrad, kindergartens and orphanages, Herzen State Pedagogical University, evacuation, art and science of pedagogy.

22 июня 1941 германская армия «Норд» переступила северо-западные границы нашей Родины и авиабомбами заявила о реализации плана «Барбаросса». В этот же

Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту черную войну!

В. Шефнер

день в 12 ч 30 мин в районных военных комиссариатах, не ожидая повесток о призыве, появились военнообязанные и первые добровольцы. 27 июня 1941 года Испол-

нительныи комитет города принял постановление «О привлечении граждан к трудовой повинности в Ленинграде, Пушкине, Колпино, Петергофе и Кронштадте». Откликнулись все жители города и области — это около 1 миллиона 470 тысяч человек, награжденные впоследствии медалями «За оборону Ленинграда», среди них 15 тысяч детей и подростков, 800 студентов, преподавателей и сотрудников ЛГПИ им. А. И. Герцена. С середины июля до глубокой осени герценовцы строили противотанковые рвы и оборонительные точки (ДОТ) в Пулково, Красном Селе, на Средней Рогатке, в Кингисеппе, под Лугой...

Студентка блокадного, декабрьского, выпуска 41 года Нина Дятлова описала в «Поэме о блокаде» атмосферу выполнения этого безвозмездного трудового долга:

У нас в институте безлюдно, По всем корпусам тишина; Бумага висит: «трудповинность, Ждет помощи наша страна!» Мы едем в вечерних вагонах Окопы под Лугой копать... ...Десятками верст протянулся Противотанковый ров. Желтеет изрытая глина, Нарушен зеленый покров. Копаем вторую неделю, Отправки окопники ждут! На Западе смутно, тревожно, Бои непрерывно идут. Вверху самолеты кружили, На крыльях чернели кресты. А мы, затаясь, не дышали, Упав, где погуще кусты [6, с. 22-23].

27 июня Военный совет Северного фронта принял решение о формировании Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО). 30 июня в клубе ЛГПИ им. А. И. Герцена начал работу штаб формирования 1-й Гвардейской дивизии. К вечеру 4 июля в ЛАНО записались 72 507 человек; всего за годы войны свыше 135 000 ленинградцев служили в войсках народной армии, ставшей «последним, самым крепким

рубежом на пути немцев к Ленинграду» [7, с. 22].

Педагоги и студенты дошкольного и школьного отделений педагогического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена одними из первых записались в ряды народного ополчения.

Александр Матвеевич Буянов (19021971) — с июня 1941 года поступил в армию политруком роты, затем военным следователем 55-й армии и помощником военного прокурора Ленинграда; награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда».

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) всегда помнил день, когда ушел из дома на фронт, — 2 июля 1941 года, записался рядовым солдатом, а вернулся майором. Д. Б. Эльконин «не очень охотно вспоминал военные годы (тем более что война трагически оборвала жизнь двух его дочерей — Гали и Наташи и первой его жены... уничтоженных фашистами на Кавказе)» [12, с. 335]. За боевые заслуги Д. Б. Эльконин награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалями.

Сергей Петрович Шиллегодский (19061964) — преподаватель литературы, награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны.

Александр Михайло-

вич Арсеньев (1906-1988) — с 1939 года добровольно уходит на фронт, на борьбу с белофиннами, и остается на протяжении 10 лет в рядах Красной армии в качестве политработника.

Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв — и умирает друг. И значит — смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед, За мной одним идет охота. Будь проклят сорок первый год — ты, вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв — и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо. Но мы уже не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи.

С. Гудзенко, 1942

18 июля 1941 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск»: задача заключалась в том, чтобы создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь, транспорт и сами воинские части.

В Ленинграде к концу августа было сформировано 227 партизанских отрядов — 9 тысяч человек, они наводили страх на немцев, разрушали их технику, связь. Фашисты не ожидали такого сопротивления на оккупационных территориях, о чем говорилось в немецкой инструкции по борьбе с партизанами: «Мы, немцы, допускаем ошибку, когда считаем, что если нет наступления или обороны, то нет войны... Партизанская борьба коварна и соответствует по своей сути русскому духу» [7, с. 55, 66].

За все годы войны в партизанских отрядах служил 21 герценовец. Один из них — Николай Николаевич Петухов, был тяжело ранен, награжден орденами Трудового Красного Знамени, Славы III степени, ме-

далями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Сороковые, роковые, н н Петухов

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

Студенты 2-3-х курсов педагогического факультета рвались на фронт: Екатерина Мултуева, Жора Ананьев (секретарь комсомольской организации), Петр Адаменко, Тося Ворогушина, Саша Гущин, Муся Дее-ва (председатель профкома), Петр Дроздов, Контюгов, Володя Королев, Лутовцов, Саша Макридин, Катя Маркова, Костя Мино-гин, Нина Никитина, Яша Петров, Володя Пузанов, Саша Рыпеков, Женя Селезнев...

Добровольцем ушел Федор Дмитриев, имеет награды: орден Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Анна Король с декабря 1941 по январь 1944 года служила санинструктором в 1 и 4 батальонах выздоравливающих 36-й запасной стрелковой дивизии, предназначенной для окончательного восстановления боеспособности выписанных из госпиталей раненых и больных. Награждена медалью «За оборону Ленинграда».

Зинаида Болдырева, выпускница педфака 1943 года, в апреле того же года была призвана на военную службу в органы государственной безопасности; с октября 1943 года до победного мая 1945 года была участником Великой Отечественной войны. Награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

За все годы войны на Ленинградском фронте воевали 1004 герценовца, более 400 из ушедших погибли [5, с. 38]. Известны лишь некоторые имена не вернувшихся с фронта: педагоги М. В. Шапоров, М. Н. Шкурин, студенты Сережа Брызгалов, Дима Охремчук, Паша Суворов, Валя Сафонов, Миша Кутенев, Илья Раденко, Петя Волчков...

Они уходили, твои одногодки, Зубов не сжимая, судьбу не кляня. А путь предстояло пройти не короткий: От первого боя до Вечного огня.

И. Кашежева

Известный российский историк Т. Г. Фру-менкова хронологически воссоздала гер-ценовский мартиролог жертв этой войны, назвала имена всех (насколько это позволили архивные документы) студентов, аспирантов ЛГПИ им. А. И. Герцена, погибших, исчезнувших и пропавших без вести [16]. Только чтение этих материалов требует от человека мужества и величия духа, не говоря уже о том, чего это стоило автору.

Немецкая армия быстро продвигалась вглубь страны, ко второй половине августа Ленинград стоял в окружении ее 300-тысячной армии, имевшей на вооружении 6000 орудий, 19 000 пулеметов, 4500 минометов, 1000 танков и 1000 боевых самолетов. Петля, наброшенная на Ленинград, затягивалась, и 7 сентября, после захвата Шлиссельбурга, железное, смертельное кольцо вокруг города на Неве замкнулось.

БЛОКАДА

«В тишине солнечного дня в воздухе вдруг возник гул, неизвестно откуда исходящий. Он все нарастал и нарастал, задрожали стекла, и все кругом стало вибрировать. Вдали, в ясном небе, появилась армада самолетов. Они летели строем, на разной высоте, медленно, уверенно. Кругом взрывались зенитные снаряды — словно клочья ваты в голубом небе. Артиллерия

била суматошно, беспорядочно, не причиняя вреда самолетам. Они даже не маневрировали, не меняли строй и, словно не замечая пальбы, летели к цели. Четко видны были желтые концы крыльев и черные кресты на фюзеляжах. Мы сидели в «щелях» — глубоких, специально вырытых канавах. Было очень страшно, и я вдруг заметил, что прячусь под куском брезента. ...Когда все кончилось, мы увидели клубы дыма, занимавшие полнеба. Это горели Ба-даевские продовольственные склады. Тогда мы еще не могли знать, что этот пожар решит судьбу миллиона жителей города, которые погибнут от голода зимой 1941-1942 годов...» [8, с. 1-2].

Так 8 сентября «в тишине солнечного дня» на Ленинград опустились первые бомбы, вечером того же дня около 6000 зажигательных авиабомб озарили город пожарами, которые и позволили немцам в ночь прицельно сбросить на город еще около 50 фугасных авиабомб. В сентябре на Ленинград немцы сбросили 50 440 зажигательных авиабомб и 1248 фугасных. В документе немецкого генерального штаба «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года, записано: «...б) Сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией... г) ...сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» [7, с. 55].

За каждым зданием в городе был закреплен отряд местной противовоздушной обороны (МПВО); подростки, студенты и просто жители — все были обучены технике тушения. До 300 членов МПВО — студенты, аспиранты, преподаватели, служащие ЛГПИ днем и ночью дежурили на крышах своего института, спасая историческое здание эпохи классицизма от разрушений и пожаров.

С сентября 1941 по 1944 год аудитории и залы ЛГПИ не принадлежали студентам, в институте расположился один из крупнейших в Ленинграде военный госпиталь

№ 1014, готовый принять до 5 тысяч человек; многие из студентов работали санитарами, ухаживали за больными, обеспечивали госпиталь водой, убирали и мыли полы, читали книги, писали письма, проводили концерты...

ДЕТИ

К 22 июня 1941 года в Ленинграде проживало 848 067 детей в возрасте до 16 с половиной лет, из них ясельного и дошкольного возраста — 455 260 детей. В детских садах, которых в городе на тот момент было 658, числилось 46 878 малышей, что составляло чуть больше 10% [1]. 2 июля 1941 года Исполком Ленсовета наметил конкретные меры по эвакуации 400 тысяч детей дошкольного и школьного возраста [10]. В июне — сентябре город принял еще детей — беженцев с оккупированных территорий и близлежащих районов Ленинградской области.

Невероятно, но факт: в конце 1941-1943 годах в Ленинграде родилось 95 000 детей: осенью и зимой 1941 года — 68 000 новорожденных, 1942 — 12 500, 1943 — 7500 детей [7]. Общее число детей, которых необходимо было спасать от голода, холода, сиротства и смерти, в годы блокады составило 903 230 человек [3]. В первую очередь проходила эвакуация малышей и младших школьников, потому что те, кто мог стоять у станка, если даже и на табуретке, — оставались в городе и после уроков участвовали в работах по обороне города под девизом «Все для фронта! Все — для Победы!».

В городе находилось несколько педагогических институтов, но ведущим учреждением в организации работ по спасению детей стало дошкольное отделение ЛГПИ им. А. И. Герцена. По призыву обкома ВКП(б) преподаватели А. П. Усова, А. М. Леушина, А. И. Сорокина, Т. А. Гуляева, Р. И. Жуковская, С. А. Павловская, А. Ф. Успенская выехали из Ленинграда, возглавив эшелоны с детьми, эвакуирован-

ными в Ярославскую и Молотовскую область (название Пермской области с 1940 до 1957 года).

Александра Платоновна Усова (18981965) из блокированного Ленинграда зимой 1942 года выехала в г. Киров, где продолжила изучение роли народного творчества в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В годы войны вышло ее пособие «Забавы и развлечения детей в детском саду и дома: В помощь воспитателю детского сада» (М., 1944).

Анна Михайловна Леушина (1898-1982) в эвакуации стала директором детского дома-интерната (1941-1943). С 1944 года заведовала кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

А. П. Усова

А. М. Леушина

Евгения Иосифовна Зейлигер-Рубинштейн (1890-1960) в годы войны была назначена и. о. заведующей кафедрой дошкольной педагогики. Из воспоминаний секретаря комсомольской организации ЛГПИ им. А. И. Герцена, аспирантки тех лет Ксении Радиной: «... к нам была прикреплена в роли своеобразного опекуна удивительная и неповторимая женщина Евгения Иосифовна Зейлигер-Рубинштейн. Ее отличала преданность науке и какая-то особая, просто трогательная погруженность в свое исследование. Она вела с нами так называемый аспирантский семинар. Это были просто беседы о том, что такое вхождение в науку, при каких условиях оно может быть успеш-

ным» [9, с. 68]. Е. И. Зейлигер-Рубинштейн награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Анна Александровна Люблинская (19031983) — доцент кафедры психологии (1935, 1936, 1943). В блокадном городе работала воспитателем в Доме ребенка. Имеет медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

ж ж щ. ■

Е. И. Зейлигер-Рубинштейн

В музее РГПУ им. А. И. Герцена хранится документ объемом 46 страниц машинописного текста «Записки ленинградской дошкольницы», его автор А. А. Люблинская. Вот что мы там читаем: «...Уже в третий раз мы эвакуируем детские дома из Ленинграда в глубокий тыл страны. Собранные со всего города, выбранные из каждого дома, из отдельных опустевших квартир и комнат, дети разного возраста либо через детские сады и детские приемники, либо непосредственно попали в детские дома. Эти учреждения, как губка, жадно всасывают всех осиротевших, покинутых ребят. Их находят всюду: на лестницах домов, во дворах, на свалках, в комнатах и подвалах, на улицах. Старшие дети приходят сами и приводят с собой своих младших братишек и сестренок.

Широкой волной льется в двери детских учреждений поток бездомных детей, лишенных семьи, лишенных родительской любви, заботы и ласки. За один день из одного лишь Ленинграда эвакуировано 1500

детей-сирот. Только по Петроградскому району в течение марта — апреля эвакуировано 480 детей» [13].

Эвакуация детей проходила в три этапа, но наступил момент, когда выезд и въезд в город стали под запретом. Установлено, что в период блокады в городе насчитывалось от 223 099 до 306 850 детей ясельного и дошкольного возраста, из них только 10% находились непосредственно в детских садах.

Педагоги дошкольного отделения перешли на работу в детские учреждения: Е. А. Гребенщикова и А. И. Сорокина в Ленинграде, Н. Б. Мче-длидзе во Всеволожске (Лен. обл. ), А. П. Усова в Кирове, А. Ф. Успенская и Р. И. Жуковская в Ко- А. ф. Успенекад строме, О. Н. Варшавская в Башкирии. Они защищали диссертации, в 1941 году: Е. И. Зейлигер-Рубинштейн «Педагогические взгляды А. И. Герцена», Р. И. Жуковская «Развитие понимания юмора картины и развитие выразительности речи в связи с рассматриванием картины», Н. Б. Мчедлидзе «Очерки по истории дошкольных учреждений во Франции»; в 1943 году: Э. Р. Зусер «Педагогическая деятельность и педагогическая система Н. Ф. Бунакова», Л. Л. Додон «Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Янкович-де-Мериево Ф. И.»; в 1945 году: Н. С. Попова «Очерки по методике арифметики», Е. П. Привалова «Детское чтение для сердца и разума» и др. (Ф. Ф. Головачёв вспоминал, что трое герценовцев приезжали даже с Ленинградского фронта на свои защиты.)

Преподаватели дошкольного отделения ЛГПИ организовывали семинары — делились своим опытом и знаниями с коллегами дошкольных учреждений блокадного Ленинграда и городов, принявших к себе ленинградских детей. Писали, выступали и

проводили научные конференции, публиковали методические статьи в журнале «Дошкольное воспитание» (1943-1944 годы): «Русское народное творчество в детском саду» — автор А. П. Усова, «О преодолении молчаливости в детях» — автор Р. И. Жуковская, «Воспитание любви к Родине» — автор А. Ф. Успенская, «Воспитательное значение переписки с родителями» — А. И. Сорокина и т. д.

&

Н. Б. Мчедлидзе Е. А. Гребенщикова

В 1943 году Народный комиссариат просвещения отозвал некоторых членов кафедры из эвакуации: так, А. П. Усова была назначена заведующей сектором дошкольной педагогики НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, созданной в те годы. А. М. Леу-шина и А. И. Сорокина стали заведовать дошкольным отделом в Наркомпросе, где и работали до окончания войны.

В блокадном Ленинграде погибли старейшие преподаватели дошкольного и школьного отделений: К. М. Лепилов, А. П. Болтунов, Ю. И. Фаусек, Е. И. Тихеева, Н. А. Альмединген-Тумим...

Константин Михайлович Лепилов (18791941), русский и советский живописец, профессор ПИДО. В ночь с 4 на 5 октября 1941 года погиб под развалинами рухнувшего во время бомбардировки дома.

Александр Павлович Болтунов (18831942) — профессор кафедры психологии в ЛГПИ (1925-1936), его научные исследования посвящены экспериментальной психологии и педагогике детства и юношества.

К. М. Лепилов А. П. Болтунов

Юлия Ивановна Фаусек (1863-1942, по другим данным 1943) — первый популяризатор системы Марии Монтессори в России. «Наиболее внимательным наблюдателем диковинных занятий был художник Петров-Водкин, у которого в детский сад Фаусек ходили двое крестников. Именно он однажды заметил: "У этих детей будут широко раскрыты и глаза, и уши, и все их тело, и весь их ум для восприятия внешнего мира"» [11]. Ю. И. Фаусек было опубликовано несколько книг, составивших основу отечественной практики воспитания по системе Монтессори: «Месяц в Риме в "Домах детей" Марии Мотессори» (Пг., 1915); «Метод Монтессори в России» (Пг., 1924) и т. п.

Елизавета Ивановна Тихеева (18671943) — сторонница идей К. Д. Ушинского, особое внимание уделяла подготовке детей к школе, согласованию и преемственности программ детского сада и начальной школы.

Е. И. Тихеева Ю. И. Фаусек

Наталия Алексеевна Альмединген-Тумим (1883-1943) — ректор Петроградского института дошкольного образования (1923-

1924); заведующая кафедрой дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена (19251929); автор педагогических, исторических и литературно-художественных сочинений, редактор журнала «Родник», составитель первой отечественной хрестоматии по истории дошкольной педагогики, охватывающей период с конца Средних веков до середины XIX века (изд. 1940).

В октябре 1941 года на Ленинград было сброшено 3292 фугасные и 42 987 зажигательных авиабомб; в первой половине ноября — 603 фугасные и 5962 зажигательные [7, с. 74]. Непостижимо, но 3 ноября 103 городские школы приступили к занятиям. В экспозиции Музея обороны и блокады Ленинграда хранится список 39 школ, которые работали зимой 1941-1942 годов. В городе были разрушены дома, водопровод, электроснабжение, наступили холод, голод, смерть, но город не сдавался, жил и учился, и ему нужны были учителя.

Директор ЛГПИ им. А. И. Герцена Федор Федорович Головачёв (1900-1963) делал все возможное для сохранения вуза: решал вопросы об эвакуации педагогов и студентов в уральский город Кыштым, организации учебных занятий студентов, аспирантов и соискателей в жизненно опасных, трагических условиях блокады. Ф. Ф. Головачёв, историк, автор книги «Гитлеризм — партия хищнического империализма и средневековой реакции» (1942 г.), описал неизбежный крах «фашистской банды», потому что верил и знал — «могучий советский народ стоит гранитной скалой на пути мировой рабовладельческой империи осатаневшего Гитлера» [4, с. 47].

Занятия в первом семестре и зимняя экзаменационная сессия 1941/42 учебного

года были проведены, выпущены 320 учителей, и 15 октября 1943 года учебные занятия начались на всех факультетах вуза [4, с. 38]. Основной педагогический и студенческий состав был эвакуирован, в блокадном Ленинграде работали оставшиеся 14 сотрудников института. Среди них:

Изабелла Васильевна Гиттис (18891975) — методист по истории, доцент, кавалер ордена Ленина, автор первой советской «Методики начального обучения истории».

Николай Георгиевич Коршунов (18921965) — доцент кафедры педагогики с 1944 года, награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 19411945 гг.».

Лариса Львовна Додон (1908-1981) разрабатывала вопросы коммунистического и нравственного воспитания детей, культуры поведения молодежи.

И. В. Гиттис Л. Л. Додон

Леонид Евгеньевич Раскин (1897-1948) — специалист в области педагогики, профессор (1941), зав. кафедрой общей педагогики (1943-1948).

Шолом Израилевич Ганелин (18941974) — специалист в области истории и теории педагогики, в 1943 году защитил в Москве докторскую диссертацию «Очерки по истории средней школы во второй половине XIX века. Гимназия и учебный процесс в ней». Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Н. А. Альмедин-ген-Тумим

Нина Александровна Щербакова (18941972) — автор первого советского букваря, ее учениками были А. А. Люблинская, А. М. Леушина, А. П. Семенова, А. И. Сорокина и многие другие. Студенты, аспиранты и преподаватели института отмечали строгую логику лекций Нины Александровны, их высокий научный уровень, насыщенность фактическим материалом и глубиной выводов.

Н. А. Щербакова Ш. И. Ганелин

Наталья Сергеевна Попова (1885-1972) — методист в области математики, один из авторов первых учебников по арифметике для учащихся начальных классов. «По учебникам Н. С. Поповой учились дети всех республик нашей страны с 1933 по 1945 год. Эти учебники были переведены в ряде зарубежных стран» [1, с. 75].

Николай Григорьевич Казанский (18941975), как указано в его автобиографии, «был назначен зав. кафедрой педагогики и деканом педфака и выполнял эти обязанности в период эвакуации института в Кисловодске, а потом в Кыштыме... 16.Х11/1942» [15]. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Из воспоминаний студентки тех лет: «Преподаватели и студенты составляли единую дружную семью. С сентября 1941 года находились на казарменном положении. Домой не ходили. Ночевали в институте. Ночью по сигналу тревоги поднимались на крышу здания института. Дежурили, тушили зажигательные бомбы, ездили на оборо-

нительные работы. Группу преподавателей и студентов, находившихся на казарменном положении, возглавлял профессор Николай Григорьевич Казанский. В перерыве от воздушных тревог студенты слушали лекции преподавателей» [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г- (

Н. Г. Казанский

КЫШТЫМ

С сентября 1942 по 1944 год в далекий уральский городок между Екатеринбургом и Челябинском — Кыштым был эвакуирован основной состав педагогов и студентов Герценовского института для продолжения обучения и научно-методической деятельности. «До нас доходили сведения о той жизни в далеком уральском городе Кыш-тыме, которую вели профессора кафедры, — пишет К. Д. Радина. — Особенно отличался своей энергией и неутомимостью Е. Я. Го-лант, который в буквальном смысле превратил свою жизнь в подвиг, утверждая идеи педагогики среди уральского учительства» [11]. Евгений Яковлевич Голант (1888-1971) — профессор, зав. кафедрой педагогики (1932-1933; 1938-1941; 19441947); награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Жизнь ЛГПИ им. А. И. Герцена в Кыш-тыме хорошо изучена и описана в монографии Т. Г. Фруменковой, печатных и электронных публикациях Е. М. Колосовой, воспоминаниях участников и свидетелей тех лет.

В ноябре 1943 года ЛГПИ им. А. И. Герцена исполнилось 25 лет. Коллеги педагогических вузов из городов Вологда, Рязань,

Н. С. Попова

Ставрополье, Куйбышев, Молотов (Пермь), Красноярск, Челябинск, Калинин, Ульяновск, Магнитогорск, Ростов и других прислали институту им. А. И. Герцена свои поздравления. 18-19 декабря в Кыштыме прошли посвященные этому событию торжественное заседание и научная конференция. Из приветствия Исполкома Ленсовета Куйбышевского райкома ВКП(б) Ленинграда: «.Звание "герценовца" высоко несут питомцы института во всех уголках нашей великой страны. Мы знаем, что в дни Великой Отечественной войны педагогический институт направил лучших своих сыновей и дочерей на фронт, самоотверженным трудом участвовал в строительстве оборонных рубежей, не прекращал учебной работы даже в самые сложные дни блокады Ленинграда...» [5, с. 39-40].

В январе 1944 года на северо-западном направлении началась Ленинградско-Нов-городская стратегическая операция координированных действий Балтийского флота, авиации, Ленинградской армии войск ПВО и, конечно, партизан, приведшая к окончательному снятию с города фашистской блокадной «удавки». В августе 1944 года кыштымский коллектив ЛГПИ вернулся домой и вместе со всеми ленинградцами

включился в восстановительные работы: город лежал в развалинах — 5495 домов в руинах, полностью разрушены были 15-й, 16-й и частично 10-й корпуса ЛГПИ им. А. И. Герцена. Фашизм может разрушить город, сжечь землю, но покорить людей, их высокий дух ему не подвластно. Сотрудники, педагоги, студенты дошкольного и школьного отделений педагогического факультета института А. И. Герцена боролись, воевали, спасали, любили — студенты своих педагогов, дошкольники всех детей, ученые свою науку.

P.S. Несколько лет назад магистранты института детства создали видеофильм о педагогах в годы войны, их научной и просветительской деятельности, работе с малышами, оставшимися в блокадном городе; о студентах, ушедших на фронт и в санитары; о детях, переживших ужасы войны и ставших потом педагогами начального и дошкольного факультетов. На XV университетской выставке научных достижений, посвященной 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (2011), коллектив авторов видеофильма был отмечен почетными грамотами в номинации «Научно-инновационный результат исследований обучающейся молодежи».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бантова М. А. Важный вклад в развитие советской методики начального обучения математике (К 100-летию со дня рождения Н. С. Поповой) / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова // Начальная школа. 1986. № 2. С. 75-76.

2. Вечный огонь жизни...: Отечественная война 1941-1945 годов — одна из самых трагических страниц в истории нашей страны... / материал подготовлен Е. М. Колосовой, директором музея РГПУ им. А. И. Герцена // Педагогические вести. 2018. № 1-2. С. 6.

3. ГазиеваЛ. Л. Борьба за спасение детей в блокадном Ленинграде в 1941-43 годах: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 24 с.

4. Головачев Ф. Ф. Гитлеризм — партия хищнического империализма и средневековой реакции. Л.: Лен. газ.-журн. изд-во, 1942. 109 с.

5. Головачев Ф. Ф. Тридцать лет // XXX: сборник, посвященный тридцатилетию деятельности института, 17 ноября 1918 — 17 ноября 1948 года. Л., 1948. С. 7-73.

6. Дятлова Н. К. В тот год мне было двадцать лет (студенческий блокадный дневник). Иркутск, 2001. 184 с.

7. Комаров Н. Я. Феномен блокадного Ленинграда [Электронный ресурс]. М.: Кучково поле, 2008. 592 с. URL: http://istoriofil.org.ua/load/knigi_po_istorii/vtoroj_mirovoj_vojny/komarov_n_ja_fenomen_ blokadnogo_leningrada/1-1-0-2251 (дата обращения: 20.07.2018).

8. Никулин Н. Н. Воспоминания о войне: рассказы / предисл. и послесл. автора. СПб.: Петроцентр, 20i5. 239 с. (Серия «Писатели на войне, писатели о войне», посвященная 70-летию Победы).

9. Радина К. Д. Кафедра педагогики ЛГПИ—РГПУ им. А. И. Герцена в моей жизни: [воспоминания старейшего сотрудника] // Вестник Герценовского университета. СПб., 2007. № 2 (40). С. 67—71.

10. Уродков С. А. Эвакуация населения Ленинграда в i94i-i942 гг. // Вестник Ленинградского университета. i958. № 8. С. 88-102.

11. Фаусек Ю. Детский сад Монтессори: сборник статей. М. : Карапуз, 2011. 239.

12. Фельдштейн Д. И. Даниил Борисович Эльконин // Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Ярошевского. М., 2007. С. 333-341.

13. ФМИ РГПУ им. А. И. Герцена (личное дело А. А. Люблинской) / Люблинская А. А. В борьбе за детей (Записки ленинградской дошкольницы. Декабрь, i942).

14. ФМИ РГПУ им. А. И. Герцена (личное дело В. Романовской).

15. ФМИ РГПУ им. А. И. Герцена (личное дело H. Г. Казанского / К-5 / с. i).

16. Фруменкова Т. Г. «...Как они стояли у военкомата с бритыми навечно головами»: [о герценов-цах (студентах, выпускниках, аспирантах, преподавателях), погибших на фронтах Великой Отечественной войны, — по материалам музея истории РГПУ] // Вестник Герценовского университета. 20i0. № 5 (79). С. 3-18.

17. Фруменкова Т. Г. «Крещенные блокадой...» (Герценовский университет в i94i-i945 гг.) // Вестник Герценовского университета. 2007. № 5 (43). С. 37-43.

18. Фруменкова Т. Г. Мы вышли из блокадных дней: Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (i94i-i945). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 43i с.

19. Ходанович В. И. Блокадные будни одного района Ленинграда. М.: Центрполиграф, 20i5. 478 с.

REFERENCES

1. Bantova M. A. Vazhnyiy vklad v razvitie sovetskoy metodiki nachalnogo obucheniya matematike (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya N. S. Popovoy) / M. A. Bantova, G. V. Beltyukova // Nachalnaya shkola. 1986. № 2. S. 75-76.

2. Vechnyiy ogon zhizni...: Otechestvennaya voyna i94i-1945 godov — odna iz samyih tragicheskih stranits v istorii nashey stranyi... / material podgotovlen E. M. Kolosovoy, direktorom muzeya RGPU im. A. I. Gertsena // Pedagogicheskie vesti. 2018. № 1-2. S. 6.

3. Gazieva L. L. Borba za spasenie detey v blokadnom Leningrade v 1941-43 godah: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2011. 24 s.

4. Golovachev F. F. Gitlerizm — partiya hischnicheskogo imperializma i srednevekovoy reaktsii. L.: Len. gaz.-zhurn. izd-vo, 1942. 109 s.

5. Golovachev F. F. Tridtsat let // XXX: sbornik, posvyaschennyiy tridtsatiletiyu deyatelnosti instituta, 17 noyabrya 1918 — 17 noyabrya 1948 goda. L., 1948. S. 7-73.

6. Dyatlova N. K. V tot god mne byilo dvadtsat let (studencheskiy blokadnyiy dnevnik). Irkutsk, 2001. 184 s.

7. Komarov N. Ya. Fenomen blokadnogo Leningrada [Elektronnyiy resurs]. M.: Kuchkovo pole, 2008. 592 s. URL: http://istoriofil.org.ua/load/knigi_po_istorii/vtoroj_mirovoj_vojny/komarov_n_ja_fenomen_blokadnogo_ leningrada/1-1-0-2251 (data obrascheniya: 20.07.2018).

8. Nikulin N. N. Vospominaniya o voyne: rasskazyi / predisl. i poslesl. avtora. SPb.: Petrotsentr, 2015. 239 s. (Seriya «Pisateli na voyne, pisateli o voyne», posvyaschennaya 70-letiyu Pobedyi).

9. Radina K. D. Kafedra pedagogiki LGPI—RGPU im. A. I. Gertsena v moey zhizni: [vospominaniya sta-reyshego sotrudnika] // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. SPb., 2007. № 2 (40). S. 67-71.

10. Urodkov S. A. Evakuatsiya naseleniya Leningrada v 1941-1942 gg. // Vestnik Leningradskogo universiteta. 1958. № 8. S. 88-102.

11. Fausek Yu. Detskiy sad Montessori: sbornik statey. M.: Karapuz, 2011. 239.

12. Feldshteyn D. I. Daniil Borisovich Elkonin // Vyidayuschiesya psihologi Moskvyi / pod red. V. V. Rub-tsova, M. G. Yaroshevskogo. M., 2007. S. 333-341.

13. FMI RGPU im. A. I. Gertsena (lichnoe delo A. A. Lyublinskoy) / Lyublinskaya A. A. V borbe za detey (Zapiski leningradskoy doshkolnitsyi. Dekabr, 1942).

14. FMI RGPU im. A. I. Gertsena (lichnoe delo V. Romanovskoy).

15. FMI RGPU im. A. I. Gertsena (lichnoe delo N. G. Kazanskogo / K-5 / s. 1).

16. Frumenkova T. G. «...Kak oni stoyali u voenkomata s brityimi navechno golovami»: [o gertsenovtsah (studentah, vyipusknikah, aspirantah, prepodavatelyah), pogibshih na frontah Velikoy Otechestvennoy voynyi, — po materialam muzeya istorii RGPU] // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2010. № 5 (79). S. 3-18.

17. Frumenkova T. G. «Kreschennyie blokadoy...» (Gertsenovskiy universitet v 1941-1945 gg.) // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2007. № 5 (43). S. 37-43.

18. Frumenkova T. G. Myi vyishli iz blokadnyih dney: Gertsenovskiy universitet v godyi Velikoy Otechestvennoy voynyi (1941-1945). SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. 431 s.

19. Hodanovich V. I. Blokadnyie budni odnogo rayona Leningrada. M.: Tsentrpoligraf, 2015. 478 s.

А. А. Люблинская

IN MEMORIUM: В БОРЬБЕ ЗА ДЕТЕЙ (Из блокадных дневников)

Текст приводится без изменений (прим. ред.).

В работе А. А. Люблинской представлено описание жизни детского сада осенью 1941 — весной 1942 года в блокадном Ленинграде. Описаны необходимые действия воспитателей, даны характеристики истощенных детей. Приведены яркие примеры поведения матерей, одни из которых жертвовали собой ради детей, а другие съедали полагающийся им паек. Описано поведение ослабленных от голода детей, которые не могли играть и жили только ожиданием пищи. Это трагичное послание из прошлого, передающее психологическое состояние ленинградцев разного возраста в наиболее драматичный период жизни города.

Ключевые слова: блокада, дети, воспитатели, родители, война.

A. Lyublinskaya

IN MEMORIAM: FIGHTING FOR CHILDREN (From the Siege Diary)

A. A. Lyublinskaya's work describes the life of a kindergarten from the autumn of 1941 to the spring of 1942 during the Siege of Leningrad. It gives an account of the necessary actions by kindergarten teachers and characteristics of malnourished children. Vivid examples of mothers' behavior include cases where some of them sacrificed themselves for the sake of the children, while others ate the rations they were entitled to. The author gives the description of the behavior of weakened children who are not able to play and have to survive from one meal to another. This is a touching message from the past that conveys the psychological climate of Leningrad citizens of different ages in the most tragic period of the city's history.

Keywords: Siege of Leningrad, children, kindergarten teachers, parents, war.

Введение

Это не историческая повесть и не дневник. Это не летопись и не мемуары. То, что изложено в этих записках, — это, если хотите, очерки из жизни рядового детского учреждения в тяжелый год войны, в незабываемую зиму 1941-1942.

Когда озверелый подлый враг, вероломно нарушив мирный договор с Советским Союзом, вторгся в нашу страну и, быстро захватывая одну область за другой, подошел к самым стенам великой Москвы и охватил кольцом славный Ленинград, — весь советский народ в едином порыве,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.