Научная статья на тему 'Герценовские традиции подготовки педагогов для национальных школ'

Герценовские традиции подготовки педагогов для национальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовские традиции подготовки педагогов для национальных школ»

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К 210-летию Герценовского университета

Е. М. Колосова,

директор музея истории университета

ГЕРЦЕНОВСКИЕ ТРАДИЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

История РГПУ им. А.И. Герцена неразрывно связана с развитием педагогического образо-вания в Санкт-Петербурге. Пройдя почти

210-летний путь от Воспитательного дома до крупнейшего педагогического вуза страны, Герценовский университет сегодня является одним из самых ярких лидеров отечественного образования, важнейшим культурно-просветительным центром, уникальным многопрофильным научно-образовательным комплексом, сохраняющим и развивающим лучшие традиции академической науки и образования, российской и мировой культуры, исповедующим принципы гуманизма и толерантности, продолжающим обучение представителей различных этносов и подготовку национальных педагогических кадров.

Известно, что в Воспитательный дом поступали дети различных национальностей, но их национальная принадлежность подменялась конфессиональной. При приеме детей спрашивалось лишь, крещен ли ребенок и в какой вере. В отчетах по контингенту воспитанниц Сиротского и Женского педагогического институтов названы студентки православного, лютеранского и римско-католического вероисповедания. Представителей иудейской конфессии до Октябрьской революции принимали в институты очень немного. Вместе с тем учиться, например, в Женский педагогический институт, приезжали представители всех городов и регионов страны. В анкетах поступающих указаны города: Нарва, Гельсингфорс, Рига, Ревель, Херсон, Полтава, Кишинев, Казань, Кутаиси, Тифлис и т. д. Выпускников учреждений Ведомства императрицы Марии Федоровны, независимо от национальной принадлежности, направляли на работу в отдаленные уголки Российской империи.

В Петербургском учительском институте с 1886 г. велась подготовка учителей для латвийских городских училищ, которые появились лишь в 1885 г. Выпускники этого института добро-вольно ехали в прибалтийские губернии. С 1887 г. в институт стали направляться на учебу пред-ставители и самого региона. После окончания Гражданской войны в Петрограде остались на постоянное жительство более 12

тыс. латышей. Советское правительство содействовало развитию их национальных традиций. Для сохранения и развития культуры народа в 1924 г. было образовано Всесоюзное общество «Прометей». В 1929 г. оно появилось и в Ленинграде. Бессменным руководителем общества до 1937 г. был Ян Витол. К этому времени в городе существовало четыре фабрики «Прометея», выпускающие различные культтовары, два книжных магазина. Вся прибыль общества направлялась на развитие культурно-просветительной работы. Коллективными членами «Прометея» были ЛГПИ им. А. И. Герцена, Педагогический техникум нацменьшинств Запада, Латышский дом просвещения.

ЛГПИ им. А. И. Герцена не случайно стал членом «Прометея». В Петрограде—Ленинграде в 20-30-е гг. XX в. работали одна латышская, одна эстонская, две финские, пять польских, одна немецкая, три еврейских, три татарских школы. Близость к прибалтийским регионам и проживание его представителей на территории Ленинградской области и в городе также вызывали необходимость подготовки учителей для национальных школ. Их готовили в финском, польском и латышском педтехникумах. В 1926 г. открывается отделение нацменьшинств Запада в ЛГПИ им. А. И. Герцена. Всего в отделение входило шесть национальных секций: латышская, эстонская, финская, польская, удмуртская, коми.

Официально отделение возглавляли профессор А. А. Гинтовт и заведующий учебной частью профессор Г. Г. Пегельман. Но из-за того, что отделение было многонациональным, Гинтовт ввел коллегиальное руководство, сочетающее представительность и оперативность. Руководство состояло из двух президиумов: первого — большого, куда входили все заведующие секциями, и второго — малого (для повседневной работы), членами которого были преподаватели и представители студенчества.

Многонациональность секций обусловливала постановку различных научных вопросов. Особое внимание уделялось обсуждению научно-методических вопросов по проблемам того или иного языка. Соб-

Герценовские традиции подготовки педагогов для национальных школ

ственных преподавателей на отделении не хватало, поэтому для обсуждения особо важных тем приглашались специалисты-языковеды «со стороны», например, профессора Е. С. Истрина, Б. А. Ларин, Б. А. Гривцов и др. Из числа наиболее способных студентов приглашались «выдвиженцы» — аспиранты для подготовки к дальнейшей преподавательской работе на отделении. Различные методико-лингвистиче-ские интересы на отделении возникали и из недр самого студенчества, которое состояло из представителей и носителей того или иного языка.

Отделение очень щедро финансировалось. Например, латышская секция сумела выписать из Латвии все собрания сочинений писателей и поэтов и наиболее солидные грамматики и словари, в том числе и редкие на латгальском языке.

Возглавил отделение А. С. Гинтовт, внук польских повстанцев, сосланных в Сибирь. А. С. Гинтовт закончил в 1914 г. Петербургский университет и, защитив кандидатскую диссертацию, был оставлен для подготовки к профессорской работе. Начиная с 1915 г. работает в различных учебных заведениях города. В 1924 г. он избран профессором Петроградского института соцвоспитания, членом правления Института научной педагогики. В мае 1925 г. его выбирают заведующим отделением языка и культуры ЛГПИ. Гинтовт являлся редактором и автором изданий по вопросам строительства школы и теоретической педагогики, он был активным участником многих учительских конференций, пользовался большим авторитетом и популярностью среди учительства. После закрытия отделения А. С. Гинтовт работал до своей смерти в 1937 г. на кафедре педагогики ЛГПИ.

Латышскую секцию, которая обслуживала и латгальцев, возглавили доцент Я. В. Лоя, затем профессор Я. П. Кошкин (Алькор), здесь же работали Я. Ю. Эйдук, позже А. Зиедин,

Э. Ю. Крукле. Эстонскую секцию возглавлял Х. И. Куре. В секции работали профессор Г. Г. Пе-гельман, Э. А. Лемберг. Финской секцией руководил Я. П. Кохонен, работал в ней профессор Д. В. Бубрих. Польская секция работала во главе с Л. Т. Полянской. В удмуртской секции преподавали К. М. Баушев, Я. Я. Ильин.

Коми секцией руководил Г. А. Старцев. Коми язык преподавал А. С. Сидоров (в дальнейшем один из ведущих профессоров Сыктывкарского университета). Г. А. Старцев — зырянин по национальности, из крестьянской семьи. В 1921 г. закончил Петроградский университет, затем учился на курсах Археологического и

географического института, где слушал лекции Л. Я. Штенберга, А. А. Спицына, очень интересовался вопросами этнографии. Был принят на работу ассистентом на кафедру частной этнографии, закончил

аспирантуру по языкам финно-угорских народов. Г. А. Старцев является крупнейшим специалистом в области языков, культуры, этнографии народов Коми.

Большинство студентов отделения были из провинции и не всегда хорошо знали родной язык, поэтому для них проводились дополнительные занятия, к которым подключались студенты этой национальности. В числе обязательных дисциплин для изучения во всех секциях были история рабочего движения данной национальности, национальная литература, этнография, родной язык, русская литература, методика преподавания русского языка в национальной школе и др. Имелись сложности в организации прохождения практики: приходилось организовывать выездную педагогическую практику в Ижевск и другие регионы. Весной 1930 г. отделением был сделан первый выпуск; выпускников распредели в Сибирь, Западную Сибирь и Ленобласть. Такое распределение объяснялось политической обстановкой в странах Прибалтики.

В 1934 г. отделение вошло в состав факультета русского языка и литературы. Впоследствии отдельные секции были переведены в разные вузы, например, финская секция — в Карельский пединститут, коми — в Сыктывкар.

Кроме отделения нацменшинств ЛГПИ им. А. И. Герцена, в эти же годы открывается Эстонский педагогический институт (1924), который располагался в здании на Васильевском острове (1-я линия, д. 52), где теперь находится филологический факультет РГПУ. В 1936 г. институт вошел в состав ЛГПИ.

Директором института был А. Г. Вальнер (Валл-нер). Он родился в Ревеле в семье слесаря Ревель-ских мастерских при Балтийской железной дороге. Начальное образование получил в городском училище, а среднее — в Ревельском реальном училище. Окончил Петербургский университет в 1912 г., в 1913-м учился на педагогических курсах при Учительском институте и затем преподавал математику в Коммерческом училище. Летом 1917 г. был избран председателем

Эстляндского Губернского Земского Совета и руководил Эстляндским Губернским отделом Совета рабочих и батрацких депутатов, занимал ряд ответственных должностей и в течение шести лет руководил сетью учебных заведений в Петрограде для эстонцев: Эстонским педагогическим институтом, трехгодичными педагогическими курсами, 13-й трудовой школой, 37-м детским домом с дошкольным отделением. А. Г. Вальнер работал в Первом педагогическом институте в должности профессора кафедры анатомии и физиологии растений, с 1924 г. преподавал в Институте дошкольного образования, являлся активным членом общества воспитания детей по системе Монтессори, по изучению угро-финских

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

языков. Его печатные работы издавались на эстонском языке, публиковались как учебники («Арифметика»), так и статьи в журналах. Он руководил процессом демократизации эстонской школы.

В Эстонском педагогическом институте преподавали профессора Р. Р. Бах, Н. А. Гредескул, Р. И. Изак, Л. А. Лейферт и другие деятели эстонской и русской школ.

Представители немецкой национальности, выходцы из Поволжья, могли обучаться на немецком отделении. Среди выпускников отделения и названных институтов (в дальнейшем все они вошли

в состав ЛГПИ—РГПУ им.

А. И. Герцена) немало известных общественных деятелей, ученых, писателей, художников и др. Подготовка кадров для регионов страны в 20-30 гг. XX в. сыграла заметную роль в решении проблемы становления национальной школы, межнационального общения и этнокультурного развития народов, проживающих на территории страны.

Сегодня эти традиции продолжаются. Пример этому — успешная деятельность института народов Севера, который был открыт более 75 лет тому назад.

А. А. Петров,

директор института народов Севера

ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА — ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Из истории создания института народов Севера

Факультет народов Крайнего Севера был открыт в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1930 г. для решения вопросов подготовки национальных кадров в области просвещения. За эти годы факультет внес значительный вклад в формирование интеллектуальной элиты коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, в формирование кадров национальной интеллигенции: более 40 выпускников факультета стали писателями и поэтами, более 50 — учеными-северо-ведами. Все годы своего существования факультет выполнял задачу большой исторической и политической важности — задачу сохранения и развития уникальных языков и культур коренных малочисленных народов Севера. В сентябре 2001 г. факультет был реорганизован: с 1 сентября 2001 г. в структуре РГПУ им. А. И. Герцена открыт институт народов Севера.

Структура института народов Севера

Институт народов Севера сегодня — это уникальный этнолингвистический и этнокультурный научно-образовательный центр, в котором готовятся педагогические кадры высшей квалификации по языкам, культуре, фольклору, литературе, истории народов Севера.

Профессиональную подготовку студентов осуществляют семь кафедр: кафедра уральских языков и методики их преподавания, кафедра палеоазиатских языков и методики их преподавания, кафедра алтайских языков и методики их преподавания, кафедра преподавания русского

языка в национальной школе, кафедра литературы и методики ее преподавания, кафедра этнопе-дагогики и этнопсихологии, кафедра этнокульту-рологии.

При кафедре этнопедагогики и этнопсихологии работает кабинет педагогики; при кафедре этнокультурологии — кабинет декоративно-приклад-ного творчества.

В структуре института народов Севера имеются библиотека, музей, два компьютерных класса, две лаборатории устной речи.

В институте уже 50 лет активно работает фольклорный театр-студия «Северное сияние» — единственный подобного рода коллектив в европейской части России.

В настоящее время институт обладает достаточно высоким научно-педагогическим потенциалом — здесь трудятся более 70 преподавателей, из них: 17 докторов наук, профессоров, 37 кандидатов наук, доцентов, заслуженный деятель культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ, члены Союза писателей РФ, Союза дизайнеров РФ и Союза художников РФ.

В институте народов Севера работают (в качестве преподавателей-совместителей) ведущие научные сотрудники крупнейших научно-исследова-тельских и музейных учреждений Санкт-Петер-бурга, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Государственного музея истории религии, Института лингвистических исследований РАН, Государственного института истории искусств РАН и др.

Учебно-методическая работа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.