ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
языков. Его печатные работы издавались на эстонском языке, публиковались как учебники («Арифметика»), так и статьи в журналах. Он руководил процессом демократизации эстонской школы.
В Эстонском педагогическом институте преподавали профессора Р. Р. Бах, Н. А. Гредескул, Р. И. Изак, Л. А. Лейферт и другие деятели эстонской и русской школ.
Представители немецкой национальности, выходцы из Поволжья, могли обучаться на немецком отделении. Среди выпускников отделения и названных институтов (в дальнейшем все они вошли
в состав ЛГПИ—РГПУ им.
А. И. Герцена) немало известных общественных деятелей, ученых, писателей, художников и др. Подготовка кадров для регионов страны в 20-30 гг. XX в. сыграла заметную роль в решении проблемы становления национальной школы, межнационального общения и этнокультурного развития народов, проживающих на территории страны.
Сегодня эти традиции продолжаются. Пример этому — успешная деятельность института народов Севера, который был открыт более 75 лет тому назад.
А. А. Петров,
директор института народов Севера
ИНСТИТУТ НАРОДОВ СЕВЕРА — ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Из истории создания института народов Севера
Факультет народов Крайнего Севера был открыт в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1930 г. для решения вопросов подготовки национальных кадров в области просвещения. За эти годы факультет внес значительный вклад в формирование интеллектуальной элиты коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, в формирование кадров национальной интеллигенции: более 40 выпускников факультета стали писателями и поэтами, более 50 — учеными-северо-ведами. Все годы своего существования факультет выполнял задачу большой исторической и политической важности — задачу сохранения и развития уникальных языков и культур коренных малочисленных народов Севера. В сентябре 2001 г. факультет был реорганизован: с 1 сентября 2001 г. в структуре РГПУ им. А. И. Герцена открыт институт народов Севера.
Структура института народов Севера
Институт народов Севера сегодня — это уникальный этнолингвистический и этнокультурный научно-образовательный центр, в котором готовятся педагогические кадры высшей квалификации по языкам, культуре, фольклору, литературе, истории народов Севера.
Профессиональную подготовку студентов осуществляют семь кафедр: кафедра уральских языков и методики их преподавания, кафедра палеоазиатских языков и методики их преподавания, кафедра алтайских языков и методики их преподавания, кафедра преподавания русского
языка в национальной школе, кафедра литературы и методики ее преподавания, кафедра этнопе-дагогики и этнопсихологии, кафедра этнокульту-рологии.
При кафедре этнопедагогики и этнопсихологии работает кабинет педагогики; при кафедре этнокультурологии — кабинет декоративно-приклад-ного творчества.
В структуре института народов Севера имеются библиотека, музей, два компьютерных класса, две лаборатории устной речи.
В институте уже 50 лет активно работает фольклорный театр-студия «Северное сияние» — единственный подобного рода коллектив в европейской части России.
В настоящее время институт обладает достаточно высоким научно-педагогическим потенциалом — здесь трудятся более 70 преподавателей, из них: 17 докторов наук, профессоров, 37 кандидатов наук, доцентов, заслуженный деятель культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ, члены Союза писателей РФ, Союза дизайнеров РФ и Союза художников РФ.
В институте народов Севера работают (в качестве преподавателей-совместителей) ведущие научные сотрудники крупнейших научно-исследова-тельских и музейных учреждений Санкт-Петер-бурга, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Государственного музея истории религии, Института лингвистических исследований РАН, Государственного института истории искусств РАН и др.
Учебно-методическая работа
Институт народов Севера —
общероссийский центр подготовки кадров
Обучение студентов по специальностям осуществляется в 20 учебных группах и 87 подгруппах по языкам.
В настоящий момент указанные кафедры осуществляют подготовку учителей родного языка для школ, детских дошкольных учреждений, средних специальных учебных заведений Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока по 23 языкам коренных малочисленных народов. На кафедре уральских языков — 11 языков: ненецкий, нещанский, энецкий, нганасанский, мансийский, хантыйский, селькупский, саамский, ительменский, кетский, вепсский. На кафедре алтайских языков — 7 языков: долганский, эвенский, эвенкийский, нанайский, ульчский, удэгейский, орокский. На кафедре палеоазиатских языков — 5 языков: нивхский, чукотский, корякский, юкагирский, эскимосский. Преподавание таких языков, как нганасанский, долганский, ительменский и некоторых других, осуществляется только в институте народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена.
В институте (по специальности «Культурология») выпускники получают дополнительную подготовку для преподавания в школах Крайнего Севера дисциплин этнорегионального блока: «История и этнография народов Крайнего Севера», «Культура и быт коренных народов Крайнего Севера».
Институт народов Севера ведет подготовку по специальностям: «Родной язык» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» (английский, китайский, корейский, японский — по выбору), «Родной язык» с дополнительной специальностью «Русский язык», «Культурология» (с дополнительной специальностью «История» и специализациями по искусству и фольклору народов Крайнего Севера). В последние годы введены новые специальности: «Родной язык с дополнительной специальностью "Русский язык"», «Родной язык с дополнительной специальностью "Иностранный язык"». Имеется заочная форма обучения по специальностям: «Русский язык и литература» (с дополнительной специальностью «Родной язык и литература»); «Культурология» (с дополнительной специальностью «Родной язык и литература»).
С 1 сентября 2002 г. прием в РГПУ им. А. И. Герцена осуществляется по всем специальностям (более 100) через институт народов Севера при заключении договоров на целевую подготовку кадров с регионами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Профессорско-преподавательским коллективом института подготовлено значительное число научных монографий, программ, учебников, учебных и методических пособий, двуязычных словарей для средних и высших учебных заведений Крайнего Севера и Дальнего Востока. Институт народов Севера внес большой вклад в создание письменности и литературы многих народов Севера. Эта работа продолжается и сегодня.
В институте народов Севера сегодня обучаются представители 20 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Эвенкийский АО, Чукотский АО, Корякский АО, Таймырский АО, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Сахалинская обл., Мурманская обл., Республика Бурятия, Иркутская обл., Амурская обл., Читинская обл., Приморский край, Архангельская область, Ленинградская обл., Республика Тува.
Обучающиеся в институте народов Севера студенты — представители 30 национальностей: ненцы — 47 человек, эвенки — 20, ханты — 24, чукчи — 26, эвены — 30, манси — 11, долганы
— 20, нанайцы — 9, нивхи — 8, селькупы — 15, коряки — 2, саамы — 8, юкагиры — 1, ульчи — 2, ительмены — 3, кеты - 2, удэгейцы — 2, ороки
— 1, чуванцы — 1, вепсы — 19, эскимосы — 1, нганасаны — 1, сойоты — 1; кроме того: русские
— 8, якуты — 31, буряты — 10, остяки — 1, тувинцы — 1, алеуты — 1, алтайцы — 1.
Сегодня в институте народов Севера обучаются по дневной форме обучения — 325 студентов, по заочной форме обучения — 47 студентов
(по специальности «Культурология»). Всего контингент студентов института составляет 372 человека.
На базе института работает Федеральный экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по рецензированию учебно-методических комплексов для дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных учебных заведений и вузов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Научно-исследовательская работа
Основное направление научно-исследовательской деятельности института — «Североведение: наука и образование». Предметом внимания ученых института являются проблемы научно-педагогического образования на Севере. Институт сотрудничает в этом направлении с другими
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Санкт-Петербурга и северных регионов России (Новосибирск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Магадан, Ханты-Мансийск, Салехард, Улан-Удэ, Петрозаводск, Дудинка и др.).
Только в 2005 г. преподавателями кафедр института народов Севера опубликовано более 200 работ (из них 17 — в зарубежных издательствах), в том числе 5 монографий, 3 учебника (для школы и вуза), 6 учебных пособий, 4 учебные программы, более 170 научных и научно-методических статей.
Преподаватели института народов Севера проводят большую переводческую работу. Они перевели «Библию» на языки народов Севера (чукотский, эвенский, ненецкий, корякский, ительменский).
В институте работает аспирантура по специальностям: «Языки народов РФ», «Культурология», «Литература народов РФ» (при кафедрах уральских языков, этнокультурологии и литературы и методики ее преподавания, где в настоящий момент обучается 17 аспирантов).
На базе института народов Севера работает диссертационный совет Д 212.199.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям: «10.02.02 — Языки народов Российской Федерации (языки малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока)», «10.01.02 — Литература народов Российской Федерации (литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока)», «07.00.07 — Этнография, этнология и антропология» (председатель совета — доктор филологических наук, профессор А. А. Петров).
Международные связи
Укрепляются международные связи института народов Севера с учебными и научными центрами
Финляндии, Венгрии, Японии, Италии, Канады, Китая, Кореи. Заключены договора о сотрудничестве с университетами Тампере, Ювяскюле,
Рованиеми (Финляндия), Тромсе (Норвегия), Сегеда (Венгрия).
* * *
Безусловно, обучение студентов-северян в таком прекрасном городе, как Санкт-Петербург, культурной столице России, способствует их духовному обогащению, приобщению к шедеврам мировой и русской культуры. За годы учебы в университете молодежь Севера имеет возможность поработать в лучших библиотеках, архивах, музеях страны, посетить филармонию, академические театры, знаменитые дворцово-парковые ансамбли пригородов Санкт-Петербурга.
Деятельность института народов Севера вносит весомый вклад в дело укрепления единства России, дружбы народов и всестороннего развития вузовского научно-образовательного пространства в целом.
Знаком высокой оценки образовательной политики северных регионов России, в частности Республики Саха (Якутия), явилось избрание почетными докторами в области образования первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева (ныне заместителя Председателя Совета Федерации РФ) и директора Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия) М. В. Мучина (ныне Постоянного представителя Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге). Мы ценим и вклад регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока в укрепление материально-технической базы Герценовского университета (Ямало-Ненецкого, Таймырского, Чукотского автономных округов и др.), а также их заботу о своих студентах и аспирантах (оплата проезда, стипендия, оплата за проживание в общежитии, социальная поддержка и др.).
В 2007 г. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена встречает свое 210-летие, имея статус особо ценного объекта культурного наследия народов России. Институт народов Севера в дружной семье гер-ценовцев более 75 лет трудится на благо образования, просвещения и процветания народов России.