Научная статья на тему 'ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
765
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ИДЕИ / ЛИТЕРАТУРА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронько Д.Г.

XIX век по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли. В это время философская мысль в значительной мере развивалась внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

мысли в поэзии. Тем самым философская поэзия является предвестником для философской мысли. Список использованной литературы:

1. Балтабаева А. М. От романтизма к «истинному романтизму» в письмах 1824-1826 // Филология и лингвистика. - М, 1987.

2. Мусатьев В. В. История русской литературы первой половины XX века - М, 2001.

© Воронько Д.Г., 2022

УДК 336

Воронько Д.Г.

учитель русского языка и литературы

школа №42 г. Белгород, Россия

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Аннотация

XIX век по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли. В это время философская мысль в значительной мере развивалась внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.

Ключевые слова Философия, идеи, литература, культура

Основные философские идеи в XIX в. принадлежали членам философских кружков (западники, славянофилы, любомудры), литературным критикам (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев), писателям (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев) и т.д. Именно представители данных направлений способствовали развитию различных философских идей.

Данные мыслители принадлежали «идейным течениям», которые не являлись философскими в полном смысле, а являлись ими лишь отчасти, так как включали в себя весомую часть нефилософской проблематики (исторической, политической, эстетической и т.д).

В первой половине XIX в. в русской философии сформировалось два основных направления. Первое - славянофильство. Славянофилы интересовались судьбой России, её влиянием на общеисторический процесс. Славянофилы считали, что западная культура уходит на второй план, а Россия должна осуществить своё мировое призвание. К славянофилам относятся такие мыслители, как: А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский.

Славянофильству противостоит такое направление, как западничество. К западникам относятся люди совершенно разных убеждений, от либералов до консерваторов. Западническое мировоззрение исповедовали известные литературные критики, философы-публицисты, общественные деятели: В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, М. А Бакунин, А. И. Герцен и др. Западники следовали следующим идеям: Россия должна развиваться, следуя европейскому варианту и исповедуя западноевропейские буржуазные порядки.

Если затрагивать непосредственно русскую литературу начала XIX в, то следует сказать, что литературное произведение является формой русского философского творчества. В этом произведении,

как правило, прослеживается какая-то определенная философская идея. В основном, речь идёт о конкретных вопросах социальной, исторической или литературной жизни, но в то же время, раскрываются и более глубокие философские мировоззренческие вопросы. Литература учит читателя быть чутким, добрым, гуманным. Читая, человек сопереживает, размышляет, делает выводы, тем самым читатель нравственно развивается.

XIX век является «золотым веком» русской поэзии и прозы. Как говорилось выше, писателей и поэтов того времени тревожили проблемы культуры и истории, национального самосознания русского человека. Они думали о людях, о России, о её дальнейшей судьбе.

Философские сочинения отвечали на главные национальные потребности, одна из них -высвобождение личности. Человек во все времена старался найти своё место в жизни, свой смысл жизни. Он философски осмысливал самого себя и мир вокруг.

Философская поэзия вобрала в себя феноменальное понимание жизни, которую невозможно логически понять. Опираясь на интуицию и предчувствия, она проникла в внутрь процессов, которые совершаются в мире.

Безусловно, философские системы не могут пониматься в поэзии дословно. Поэзия и философия относятся к совершенно разным сферам духовной жизни.

Несмотря на то что и философия и поэзия могут быть отвлеченными, абстрактными, но всё же различия между философией и поэзией останутся навсегда.

Философской поэзии характерна идея апологии разума, его мощи, которая уничтожает хаос. Этой идеи придерживались многие писатели и поэты: М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, В. Брюсов, Б. Пастернак и другие.

Русская философская поэзия представляет собой своеобразную систему, в начале которого стоит преемственность времени в его человеческом измерении. Она передала эмоции и восторг человека, который восхищен громадным значением мира.

Список использованной литературы:

1. Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М, 1997.

2. Коровин В.И. История русской литературы XIX века, 1975

3. Мусатьев В. В. История русской литературы первой половины XX века - М, 2001.

© Воронько Д.Г., 2022

УДК 336

Воронько Д.Г.

учитель русского языка и литературы

школа №42 г. Белгород, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА Аннотация

Лирика - это поэзия, объектом которой являются личные или общественные переживания человека в форме выражаемых чувств.

«Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.