УДК 101.1:316
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА:
СМЕНА ИДЕАЛА
О.В. Филатова
Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»
filatovaolgav@yandex.ru
Статья посвящена анализу эволюции образа человека в русской философской мысли XIX в. Показано, что к концу века образ человека перестал связываться лишь с социальным идеалом его существования, возникло представление, формулируемое в философских отвлеченных категориях. Идеал человека вышел из сферы социально-практического и стал рассматриваться в контексте категорий Абсолютное, Сущее, Всеединое.
Ключевые слова: русская философия, XIX век, образ человека, идеал, общество, философская рефлексия.
«Русская философия... больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории»
Зеньковский В.В.
Образ человека в русской философии XIX века: смена идеала
Тезис об антропоцентричности русской философской традиции в общем и русской философии XIX века в частности является классическим и устоявшимся. Тема человека, оснований его деятельности и движений души является центральной не только для философии XIX века, но и для литературы, искусства, общественно-политической мысли данного периода. Задача данной статьи — анализ трансформации образа человека на материале русской философии XIX века. В контексте данной проблематики наибольший интерес представляет не смена представления как такового, понимаемого как набор определенных качеств и черт человека, но изменение его глубины и способа конструирования. Если в начале века образ человека конструировался и
осмысливался в контексте его социальных функций, то к концу XIX века личность становится действительной философской проблемой, которая анализируется с позиции философской отвлеченности, идеал человека конструируется в горизонте философской рефлексии.
«Естественный человек» и «гражданин» — идеал русского Просвещения
В основе теории русского Просвещения лежало натуралистическое представление о человеке: он есть творение природы, сходный другим ее созданиям и отличающийся лишь по организации. Эта теория также утверждала примат общественного над личным, концепция человека-гражданина была призвана объяснить и обосновать, каким образом «естественный человек» может сосуще-
ствовать с другими индивидами в обще-стве1.
Входя в общество, он, сохраняя естественные порывы и природную основу инстинктов, приобретает права и обязанности, становится гражданином. Основные черты образа «человека-гражданина» определяются как просвещенность, патриотизм и «любовь к Отечеству», доходящая до самопожертвования, ибо он печется «не столько о своем сохранении, сколько о сохранении своего Отечества» и готов в любую минуту ради этого пожертвовать собой2. Противоречие между природной силой инстинктов и желаний и необходимостью их ограничивать снималось при помощи рационалистического представления о силе человеческого разума, благодаря которому человек способен соизмерять свои желания с условиями и в силу этой способности является свободным.
Все эти построения являлись, прежде всего, теоретическим фундаментом и обоснованием социально-политической программы русского Просвещения: требование твердого законодательства, отмены крепостного права, равных прав и свобод всех граждан.
Таким образом, просветительский образ человека конструировался в области социальной практики и являлся ответом на вопрос, как примирить естественную природу человека с необходимостью ее ограничения в обществе. В основе своей он является «функциональным», значение чело-
1 Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая
школа). - М., 1971. - С. 75, 79-80, 93-95, 314.
2 Пнин И.П. Сочинения. - М., 1934. - С. 109, 124-126; Куницын А.П. Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1951. - С. 205-208.
веческой личности определялось в соотношении с социумом. Отход от такого практического подхода происходит на следующем этапе развития русской философской мысли - в школе русского шеллингиан-ства.
«Больше чем гражданин» — человек в концепции русского шеллингианства
Если просветительское представление о человеке задавало четкую расстановку акцентов в системе координат «хорошо» -«плохо», то с появлением идей романтизма образ человека перестал быть однозначным. Внимание к внутреннему миру выдвинуло на первый план проблему человека «самого по себе». Сложная душа романтического героя не вписывалась в рамки бинарной оппозиции «слуга государства» -«недостойный сын Отечества», человеческая природа оказалась сложнее, чем рассуждения о необходимости ее примирения с общественным благом. С появлением на русской почве учения Шеллинга появился философский способ анализа и интерпретации этих противоречий.
На раннем этапе развития школы русского шеллингианства представление о человеке усложняется, однако его образ по-прежнему рассматривается в горизонте социальной рефлексии. Так, Д.М. Веллан-ский стремился к построению многосторонней концепции личности, исходные положения которой коренились в его онтологическом учении, где человек представлен как вершина органического мира, и в его физиолого-медицинском учении, где человек рассматривался в своей природной сущности и функциях. Эта концепция личности получила свое развитие в гносеолого-психологическом учении, где человек рассматривался как чувствующий
и познающий, и в социальной теории, где человек рассматривался как действующий член общества.
Однако в трактовке того, где же коренится «человечность человека», Вел-ланский не отказывается от «социально-гражданственной» интерпретации. Согласно его точке зрения, человек становится личностью не только потому, что он мыслящее существо и обладает абсолютной свободой духа3, а благодаря тому, что он является «членом или органом» человеческого общества, государства, «универсального организма» и действует в рамках человеческой культуры4. Личность не может быть понята только исходя из ее индивидуальности (духовной и натуральной), а лишь на основе включения индивидуальности в систему всех форм общности.
Отход от социально-функционального представления о человеке происходит в работах представителя следующего поколения шеллингианцев — графа В.Ф. Одоевского. Он следует традиции рассмотрения индивида и общества, но его трактовка соотношения личности и общества строится на принципиально иных основаниях. В основе его построений лежит представление о наличии стихий, инстинктов, которые определяют существование и развитие общественного и индивидуального орга-низмов5. В силу этой подчиненности одинаковым силам, сущности индивида и общества оказываются взаимообратно связаны: счастье общества составляет альтруизм
3 Милюков П.Н. Главные течения Русской исторической мысли. — М.: Издание журнала Русская мысль, 1898. - Т. 1. - С. 316-317.
4 Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. — Вып. II. Мир культуры. - М.: ГАСК, 2000. - С. 41.
5 Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Худо-
жественная литература, 1981. - Т. 1. - С. 244.
его членов, а развитие индивида определяется складом общественной жизни.
Таким образом, в учении русского шел-лингианства образ человека остается преимущественно «социальным»: человек должен стремиться к гармоничному существованию в обществе, для этого он должен быть добродетелен, религиозен, чуток к прекрасному6. Однако он строится на несколько иных основаниях, нежели просветительский идеал: благодаря физиолого-медицинскому учению натуралистов-шеллингианцев «естественная» природа человека обрастает подробностями, а «философия духа» дает новые основания к рассмотрению соотношения индивида и общества.
Разговор об обществе и человеке более не ведется в контексте обсуждения естественных прав и свобод в сословной структуре русского общества и проблемы отмены крепостного права. Происходит восхождение на уровень обобщения с позиции отвлечения и обобщения, размышления о человеке и обществе разворачиваются в масштабах всей истории человечества.
«Человек этический» — старшие славянофилы
Антропологическая концепция, предложенная старшими славянофилами, представляет собой новый этап развития - появляется образ цельного человека.
Критикуя свойственное западным рационалистическим и натуралистическим учениям представление о том, что достижение истины возможно лишь для «разделившихся сил ума»7, славянофилы предлагают
6 Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. - М.: Изд-е М. и С. Сабашниковых, 1913. -С. 544-547.
7 Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - С. 274.
новое представление целостного человека. В нем чувства, разум и воля едины и реализуются в своей полноте в акте веры, этот идеал - наивысшая степень совершенства развития человека, то состояние, к которому необходимо стремиться в своем развитии. Этот идеал конкретизируется в социально-философской концепции старших славянофилов. «Общежительные добродетели» человека определяются как благородное смирение, кротость, соединенная с крепостью духа, неистощимое терпение, способность к самопожертвованию, твердость семейных уз и верность общественному преданию.
Может показаться, что в славянофильской концепции общины человек растворяется, теряет свою индивидуальность в угоду общему благу (особенно в радикальной версии Аксакова8), что, казалось бы, созвучно идее просветителя И. Пнина о самопожертвовании гражданина ради Отечества. Однако личность в концепции славянофилов, «отказываясь» определенным образом от общественных прав, сохраняет и отстаивает права внутренней нравственной жизни. Поэтому, например, у И. Киреевского существенной в мире признается только «разумно-свободная личность», все остальное «имеет значение только относительное». Эта личность, не нуждающаяся в праве на личную собственность, субъектом которого выступает община в целом, не отказывается от права на свободу мысли и слова9.
8 Аксаков К.С. Полное собрание сочинений: В 3 т. - Т. 1. - 1861. - С. 279, 280; Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2 т. - Т. 1. -1911. - С. 192; Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: В 8 т. - Т. 1. - 1900. - С. 47.
9 Киреевский И.В. Полное собрание сочине-
ний: В 2 т. - Т. 1. - 1911. - С. 192, 209, 212, 274. См.
также: Аксаков К.С. Указ. соч. - С. 296.
Таким образом, в концепции славянофилов появляется представление о человеке, которое целиком конструируется в сфере отвлеченного - он не связан общественными обязательствами и юридическими нормами, он обретает целостность всех своих способностей и нравственное совершенство посредством приобщения к Богу, в акте хорового единения с общиной. Вся его жизнь протекает в поисках себя истинного, при этом его внутренние нравственные права и свобода неприкосновенны и неотчуждаемы.
В контексте задачи данной статьи принципиально важны следующие моменты в отношении славянофильского идеала человека. Прежде всего, старшими славянофилами был предложен идеал цельного человека, а именно: образ человека не столько описывающий наличное положение человека, сколько задающий идеал его развития, наилучшую и совершенную форму его существования. Кроме того, в концепции славянофилов посредством ухода в сферу религиозно-нравственного произошел окончательный разрыв с социально-эмпирическим.
Свободная личность — концепция западничества
Личность становится центральной фигурой в построениях западников, она утверждается в качестве условия развития общества. Только там общество становится цивилизованным, где есть развитая личность, сознающая свое безусловное досто-инство10. Понятие личности является аксиологической вершиной концепции западничества и системообразующим понятием, задающим контуры всей концепции исто-
10 Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4 т. -Т. 1. - 1904. - Стлб. 18.
рического развития русского и западного общества. Но, несмотря на то что западники утверждали автономию индивидуальной личности, ее достоинства и свободы, в общем комплексе идей западнического направления сложно найти развитую концепцию личности, определенную дефиницию этого понятия.
Личность для западников в большей степени аксиома, постулат, это понятие в их доктрине не было проанализировано само по себе. Однако эта своеобразная организация комплекса идей, в которой аксиологической вершиной является индивидуальное, а не социальное начало, придала нравственный пафос всей концепции западничества. Ярче всего эта особенность проявилась в публицистике В.Г. Белинского, для которого личность была выше истории, выше, важнее судеб всего мира11. Но благодаря утверждению примата личности в качестве этического принципа проблема человека и личности была вовлечена в сферу философской рефлексии.
Принципиально значимым является то, что в социально-философских построениях западничества и славянофильства прозвучал вопрос о личности, о человеке, о смысле его бытия, значении и идеальной форме существования. Проблема человека стала рассматриваться в контексте философского дискурса, хотя на данном этапе она решалась преимущественно в социально-философском аспекте. Но после этого стало возможным собственно философское осмысление человека.
11 Плещеева Н.Г., Третьяков Н.Ф. Антропо-социальные воззрения В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского // Очерки истории русской социальной философии XVIII-XIX веков. - Омск: Наследие. Диалог. Сибирь, 1999. -С. 27-30; Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: в 2 т. - Т. 1. - 1911. - С. 303, 307.
Философская антропология В. Соловьева
Высшей точкой развития русской антропологической мысли XIX века стала концепция Владимира Соловьева. Не удовлетворяясь односторонней трактовкой человека, предложенной рационализмом, материализмом и натурализмом, он предложил собственное видение человека, объединяющее веру в Бога и человека12.
Образ человека в философии В. Соловьева конструируется исходя из оснований его метафизического учения о сущем, Абсолюте и бытии. Абсолют - это всеединое сущее, Бог, являющийся последней основой всякого бытия. Оно есть Единое, и в нем заключено все. Бытие есть проявление сущего или его отношения к другому, оно относительно. Сущее есть являющееся, а бытие есть явление. Таким образом, Абсолютное (Сущее, Бог) имеет свое другое бытие (сущность), через отношение к бытию сущее утверждает себя в единстве бытия13.
Наряду с Абсолютным сущим есть существо, которое также абсолютно, но не тождественно Всеединому, - это человек. Он является своеобразным проводником между миром ощутительной материальной множественности и абсолютного Всеединства. Своей плотью он связан с материальным миром, но при этом он содержит в себе форму, идею Всеединства, абсолютную полноту бытия, и в этом смысле он вечен и бессмертен в своей абсолютности. Эта божественная идея выражается в человеке в способности самосознания разума, и поэтому человек безусловен и вечен не только в Боге, но и в самом себе, в своем
12 Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. - Т. 1. -1988. - С. 27.
13 Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. -Т. 1. - 1911. - С. 135, 347; т. 2. - 1911. - С. 99.
индивидуальном состоянии не только как сущий, но и как сознающий сам себя в своем внутреннем идеальном бытии14.
В этой идее принадлежности человека к божественному миру Абсолюта, казалось бы, можно было бы усмотреть прямую связь с концепцией славянофильства, где нравственная жизнь и сама сущность человека неразрывно связаны с миром божественного. Более того, в своем развитии, социальном бытии это идеальное принимается как ориентир, к которому необходимо стремиться. В концепции Соловьева эта взаимосвязь между миром материальным и идеальным выстраивается сложнее и многограннее. Человек - это не упрощенное отражение идеального в грубой материи, абсолютно детерминированное идеальным, он - второе абсолютное, в котором следует учитывать три значимых момента.
Прежде всего, человек свободен и самостоятелен. Он сам субъект всех своих действий и состояний, и в этом смысле он субъект как божественного, так и небожественного состояний. И в Боге и против Бога он безусловно свободен, «ибо Бог есть не просто единый, исключающий все другое, а всеединый, во всеединстве же каждый из элементов есть все, т. е. ничем не ограничен и, следовательно, безусловно свободен»15. Он свободен в свободе и в необходимости и никогда всецело ею не определяется, потому что необходимость есть только одно из его состояний, а человек больше всех своих состояний.
Кроме того, что человек есть безусловный субъект всех своих действий и состояний, он обладает безусловным качеством, отличающим его не только как субъекта от
14 Соловьев В. Собрание сочинений: в 10 т -Т. 2. - 1911. - С. 317-320.
15 Там же. - С. 322.
своих состояний, но как субъекта от других субъектов - это его идея как форма абсолютного содержания. Она внутренне соединена со всеми другими идеями и положительно восполняется ими, но в то же время она же дает ему возможность утверждать себя вне всего, проводить границу между собой и всем остальным. В силу наличия этой идеи третье начало человека, его эмпирическая действительность, является непосредственно как случайное, многое, частное, которое может только постепенно становиться единым и всем, каковым оно и становится, но это изменение имеет основание только в самом человеке. Божество, будучи чуждым ко всякому процессу и изменению, не может являться его причиной, оно существует лишь как цель и содержание жизни человека, но действительная причина изменения человека есть всегда только сам изме-няющийся16.
Эта концепция В. Соловьева задала принципиально новое направление развитию русской философской антропологии. Как было показано, на протяжении всего XIX века вопрос о человеке решался в аспекте соотношения личного и общественного, общего и частного («гражданин» - «Отечество», «человек» - «община», «личность» - «общество»). При этом образ конструировался с позиции исключения, выбора одного из вариантов: человек - это нечто индивидуальное, частное, или он становится человеком только в служении общему. В. Соловьев предложил новое синтетическое видение - человек это одновременно и единое и множественное, он больше, чем «производитель материальных ценностей», как и общество есть нечто большее, чем «хозяйственный союз». Им была сформулирована новая задача фило-
16 Там же. - С. 322-323.
софии человека - не искать варианты ответов на вопрос о том, как человеку примирить свою частную природу с общественной необходимостью, а осуществлять человеческое в человеке. В. Соловьев предложил новое видение и новый идеал человека, не связанного с сиюминутным бытием, а существующего в контексте вечности, в идеале Богочеловечества и Всеединства.
Итак, в рамках поставленной задачи данной статьи следует заключить, что к концу XIX века образ человека в русской философии перестал быть тесно связан с социологией, политологией, физиологией - возникло видение и понимание человека «как он есть», на уровне метафизического обобщения. Появился новый идеал человека, который конструировался уже не в дискурсе Личность, Общество, Частное, Общее, а в плане отвлеченных философских категорий: Абсолютное, Сущее, Свободное.
Литература
Аксаков К.С. Полное собрание сочинений в 3 т. / К.С. Аксаков. - Т. 1. - М.: Типография П. Бахметова, 1861. - 634 с.
Иванов-Разумник. История русской общественной мысли в 2 т. Т. 1. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1911. - 414 с.
Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4 т. / К. Д. Кавелин. - Т. 1: Монографии по русской истории. - СПб.: Изд-во Н. Глаголева, 1904. -1050 с.
Каменский ЗА.. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалисти-ческая школа) / З.А. Каменский. - М.: Мысль, 1971. - 396 с.
КиреевскийИ.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский. - М.: Искусство, 1979. - 439 с.
Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. / И.В. Киреевский. - Т. 1. - М.: Типография Имп. Моск. ун-та, 1911. - 288 с.
КуницынА.П. Энциклопедия прав / А.П. Ку-ницын // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. В 2 т. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1951. - 902 с.
Милюков П.Н. Главные течения Русской исторической мысли: в 2 т. / П.Н. Милюков. -Т. 1. - М.: Издание журнала «Русская мысль», 1898. - 396 с.
Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т. / В.Ф. Одоевский. - Т. 1. Русские ночи. Статьи. - М.: Художественная литература, 1981. - 365 с.
Плещеева Н.Г. Антропосоциальные воззрения В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского / Н.Г. Плещеева // Очерки истории русской социальной философии XVIII - XIX веков. - Омск: Наследие. Диалог. Сибирь, 1999. -С. 27-30.
Пнин И.П. Сочинения. Сер.: Классики революционной мысли домарксистского периода / И.П. Пнин. - М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. - 312 с.
Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. В 2 т. / П.Н. Сакулин. - Т. 1. Ч. 1. - М.: Изд-е М. и С. Сабашниковых, 1913. - 621 с.
Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. / В. С. Соловьев. - Т. 1. - СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. - 409 с.
Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. (сер. Философское наследие / В.С. Соловьев. - Т. 104, 105 - Т. 1. - М.: Мысль, 1988. - 892 с.
Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. / В.С. Соловьев. - Т. 2. - СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. - 414 с.
СугайЛ.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века / Л.А. Сугай // Труды ГАСК. - Вып. II. Мир культуры. - М.: ГАСК, 2000. - С. 39-53.
Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. / А.С. Хомяков. - Т. 1. Сочинения А.С. Хомякова. - М., 1900. - 408 с.