Научная статья на тему 'Образ человека в русской философии XIX века: смена идеала'

Образ человека в русской философии XIX века: смена идеала Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1726
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / RUSSIAN PHILOSOPHY / XIX ВЕК / XIX CENTURY / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / THE IMAGE OF MEN / ИДЕАЛ / AN IDEAL / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PHILOSOPHICAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филатова Ольга Владимировна

Статья посвящена анализу эволюции образа человека в русской философской мысли XIX в. Показано, что к концу века образ человека перестал связываться лишь с социальным идеалом его существования, возникло представление, формулируемое в философских отвлеченных категориях. Идеал человека вышел из сферы социально-практического и стал рассматриваться в контексте категорий Абсолютное, Сущее, Всеединое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of man in XIX century Russian philosophy: the change of the ideal

This article analyzes the evolution of the human image in the Russian philosophical thought of the XIX century. It is shown that by the end of the century the image of man broke away from the social ideal of existence, there was an idea, formulated in abstract philosophical categories. The ideal man came out of the sphere of society and practicality and has been considered in the context of absolute categories, Being, Vseedinoe (Omniunity).

Текст научной работы на тему «Образ человека в русской философии XIX века: смена идеала»

УДК 101.1:316

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX ВЕКА:

СМЕНА ИДЕАЛА

О.В. Филатова

Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»

filatovaolgav@yandex.ru

Статья посвящена анализу эволюции образа человека в русской философской мысли XIX в. Показано, что к концу века образ человека перестал связываться лишь с социальным идеалом его существования, возникло представление, формулируемое в философских отвлеченных категориях. Идеал человека вышел из сферы социально-практического и стал рассматриваться в контексте категорий Абсолютное, Сущее, Всеединое.

Ключевые слова: русская философия, XIX век, образ человека, идеал, общество, философская рефлексия.

«Русская философия... больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории»

Зеньковский В.В.

Образ человека в русской философии XIX века: смена идеала

Тезис об антропоцентричности русской философской традиции в общем и русской философии XIX века в частности является классическим и устоявшимся. Тема человека, оснований его деятельности и движений души является центральной не только для философии XIX века, но и для литературы, искусства, общественно-политической мысли данного периода. Задача данной статьи — анализ трансформации образа человека на материале русской философии XIX века. В контексте данной проблематики наибольший интерес представляет не смена представления как такового, понимаемого как набор определенных качеств и черт человека, но изменение его глубины и способа конструирования. Если в начале века образ человека конструировался и

осмысливался в контексте его социальных функций, то к концу XIX века личность становится действительной философской проблемой, которая анализируется с позиции философской отвлеченности, идеал человека конструируется в горизонте философской рефлексии.

«Естественный человек» и «гражданин» — идеал русского Просвещения

В основе теории русского Просвещения лежало натуралистическое представление о человеке: он есть творение природы, сходный другим ее созданиям и отличающийся лишь по организации. Эта теория также утверждала примат общественного над личным, концепция человека-гражданина была призвана объяснить и обосновать, каким образом «естественный человек» может сосуще-

ствовать с другими индивидами в обще-стве1.

Входя в общество, он, сохраняя естественные порывы и природную основу инстинктов, приобретает права и обязанности, становится гражданином. Основные черты образа «человека-гражданина» определяются как просвещенность, патриотизм и «любовь к Отечеству», доходящая до самопожертвования, ибо он печется «не столько о своем сохранении, сколько о сохранении своего Отечества» и готов в любую минуту ради этого пожертвовать собой2. Противоречие между природной силой инстинктов и желаний и необходимостью их ограничивать снималось при помощи рационалистического представления о силе человеческого разума, благодаря которому человек способен соизмерять свои желания с условиями и в силу этой способности является свободным.

Все эти построения являлись, прежде всего, теоретическим фундаментом и обоснованием социально-политической программы русского Просвещения: требование твердого законодательства, отмены крепостного права, равных прав и свобод всех граждан.

Таким образом, просветительский образ человека конструировался в области социальной практики и являлся ответом на вопрос, как примирить естественную природу человека с необходимостью ее ограничения в обществе. В основе своей он является «функциональным», значение чело-

1 Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая

школа). - М., 1971. - С. 75, 79-80, 93-95, 314.

2 Пнин И.П. Сочинения. - М., 1934. - С. 109, 124-126; Куницын А.П. Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1951. - С. 205-208.

веческой личности определялось в соотношении с социумом. Отход от такого практического подхода происходит на следующем этапе развития русской философской мысли - в школе русского шеллингиан-ства.

«Больше чем гражданин» — человек в концепции русского шеллингианства

Если просветительское представление о человеке задавало четкую расстановку акцентов в системе координат «хорошо» -«плохо», то с появлением идей романтизма образ человека перестал быть однозначным. Внимание к внутреннему миру выдвинуло на первый план проблему человека «самого по себе». Сложная душа романтического героя не вписывалась в рамки бинарной оппозиции «слуга государства» -«недостойный сын Отечества», человеческая природа оказалась сложнее, чем рассуждения о необходимости ее примирения с общественным благом. С появлением на русской почве учения Шеллинга появился философский способ анализа и интерпретации этих противоречий.

На раннем этапе развития школы русского шеллингианства представление о человеке усложняется, однако его образ по-прежнему рассматривается в горизонте социальной рефлексии. Так, Д.М. Веллан-ский стремился к построению многосторонней концепции личности, исходные положения которой коренились в его онтологическом учении, где человек представлен как вершина органического мира, и в его физиолого-медицинском учении, где человек рассматривался в своей природной сущности и функциях. Эта концепция личности получила свое развитие в гносеолого-психологическом учении, где человек рассматривался как чувствующий

и познающий, и в социальной теории, где человек рассматривался как действующий член общества.

Однако в трактовке того, где же коренится «человечность человека», Вел-ланский не отказывается от «социально-гражданственной» интерпретации. Согласно его точке зрения, человек становится личностью не только потому, что он мыслящее существо и обладает абсолютной свободой духа3, а благодаря тому, что он является «членом или органом» человеческого общества, государства, «универсального организма» и действует в рамках человеческой культуры4. Личность не может быть понята только исходя из ее индивидуальности (духовной и натуральной), а лишь на основе включения индивидуальности в систему всех форм общности.

Отход от социально-функционального представления о человеке происходит в работах представителя следующего поколения шеллингианцев — графа В.Ф. Одоевского. Он следует традиции рассмотрения индивида и общества, но его трактовка соотношения личности и общества строится на принципиально иных основаниях. В основе его построений лежит представление о наличии стихий, инстинктов, которые определяют существование и развитие общественного и индивидуального орга-низмов5. В силу этой подчиненности одинаковым силам, сущности индивида и общества оказываются взаимообратно связаны: счастье общества составляет альтруизм

3 Милюков П.Н. Главные течения Русской исторической мысли. — М.: Издание журнала Русская мысль, 1898. - Т. 1. - С. 316-317.

4 Сугай Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. — Вып. II. Мир культуры. - М.: ГАСК, 2000. - С. 41.

5 Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т. - М.: Худо-

жественная литература, 1981. - Т. 1. - С. 244.

его членов, а развитие индивида определяется складом общественной жизни.

Таким образом, в учении русского шел-лингианства образ человека остается преимущественно «социальным»: человек должен стремиться к гармоничному существованию в обществе, для этого он должен быть добродетелен, религиозен, чуток к прекрасному6. Однако он строится на несколько иных основаниях, нежели просветительский идеал: благодаря физиолого-медицинскому учению натуралистов-шеллингианцев «естественная» природа человека обрастает подробностями, а «философия духа» дает новые основания к рассмотрению соотношения индивида и общества.

Разговор об обществе и человеке более не ведется в контексте обсуждения естественных прав и свобод в сословной структуре русского общества и проблемы отмены крепостного права. Происходит восхождение на уровень обобщения с позиции отвлечения и обобщения, размышления о человеке и обществе разворачиваются в масштабах всей истории человечества.

«Человек этический» — старшие славянофилы

Антропологическая концепция, предложенная старшими славянофилами, представляет собой новый этап развития - появляется образ цельного человека.

Критикуя свойственное западным рационалистическим и натуралистическим учениям представление о том, что достижение истины возможно лишь для «разделившихся сил ума»7, славянофилы предлагают

6 Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. - М.: Изд-е М. и С. Сабашниковых, 1913. -С. 544-547.

7 Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - С. 274.

новое представление целостного человека. В нем чувства, разум и воля едины и реализуются в своей полноте в акте веры, этот идеал - наивысшая степень совершенства развития человека, то состояние, к которому необходимо стремиться в своем развитии. Этот идеал конкретизируется в социально-философской концепции старших славянофилов. «Общежительные добродетели» человека определяются как благородное смирение, кротость, соединенная с крепостью духа, неистощимое терпение, способность к самопожертвованию, твердость семейных уз и верность общественному преданию.

Может показаться, что в славянофильской концепции общины человек растворяется, теряет свою индивидуальность в угоду общему благу (особенно в радикальной версии Аксакова8), что, казалось бы, созвучно идее просветителя И. Пнина о самопожертвовании гражданина ради Отечества. Однако личность в концепции славянофилов, «отказываясь» определенным образом от общественных прав, сохраняет и отстаивает права внутренней нравственной жизни. Поэтому, например, у И. Киреевского существенной в мире признается только «разумно-свободная личность», все остальное «имеет значение только относительное». Эта личность, не нуждающаяся в праве на личную собственность, субъектом которого выступает община в целом, не отказывается от права на свободу мысли и слова9.

8 Аксаков К.С. Полное собрание сочинений: В 3 т. - Т. 1. - 1861. - С. 279, 280; Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2 т. - Т. 1. -1911. - С. 192; Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: В 8 т. - Т. 1. - 1900. - С. 47.

9 Киреевский И.В. Полное собрание сочине-

ний: В 2 т. - Т. 1. - 1911. - С. 192, 209, 212, 274. См.

также: Аксаков К.С. Указ. соч. - С. 296.

Таким образом, в концепции славянофилов появляется представление о человеке, которое целиком конструируется в сфере отвлеченного - он не связан общественными обязательствами и юридическими нормами, он обретает целостность всех своих способностей и нравственное совершенство посредством приобщения к Богу, в акте хорового единения с общиной. Вся его жизнь протекает в поисках себя истинного, при этом его внутренние нравственные права и свобода неприкосновенны и неотчуждаемы.

В контексте задачи данной статьи принципиально важны следующие моменты в отношении славянофильского идеала человека. Прежде всего, старшими славянофилами был предложен идеал цельного человека, а именно: образ человека не столько описывающий наличное положение человека, сколько задающий идеал его развития, наилучшую и совершенную форму его существования. Кроме того, в концепции славянофилов посредством ухода в сферу религиозно-нравственного произошел окончательный разрыв с социально-эмпирическим.

Свободная личность — концепция западничества

Личность становится центральной фигурой в построениях западников, она утверждается в качестве условия развития общества. Только там общество становится цивилизованным, где есть развитая личность, сознающая свое безусловное досто-инство10. Понятие личности является аксиологической вершиной концепции западничества и системообразующим понятием, задающим контуры всей концепции исто-

10 Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4 т. -Т. 1. - 1904. - Стлб. 18.

рического развития русского и западного общества. Но, несмотря на то что западники утверждали автономию индивидуальной личности, ее достоинства и свободы, в общем комплексе идей западнического направления сложно найти развитую концепцию личности, определенную дефиницию этого понятия.

Личность для западников в большей степени аксиома, постулат, это понятие в их доктрине не было проанализировано само по себе. Однако эта своеобразная организация комплекса идей, в которой аксиологической вершиной является индивидуальное, а не социальное начало, придала нравственный пафос всей концепции западничества. Ярче всего эта особенность проявилась в публицистике В.Г. Белинского, для которого личность была выше истории, выше, важнее судеб всего мира11. Но благодаря утверждению примата личности в качестве этического принципа проблема человека и личности была вовлечена в сферу философской рефлексии.

Принципиально значимым является то, что в социально-философских построениях западничества и славянофильства прозвучал вопрос о личности, о человеке, о смысле его бытия, значении и идеальной форме существования. Проблема человека стала рассматриваться в контексте философского дискурса, хотя на данном этапе она решалась преимущественно в социально-философском аспекте. Но после этого стало возможным собственно философское осмысление человека.

11 Плещеева Н.Г., Третьяков Н.Ф. Антропо-социальные воззрения В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского // Очерки истории русской социальной философии XVIII-XIX веков. - Омск: Наследие. Диалог. Сибирь, 1999. -С. 27-30; Иванов-Разумник. История русской общественной мысли: в 2 т. - Т. 1. - 1911. - С. 303, 307.

Философская антропология В. Соловьева

Высшей точкой развития русской антропологической мысли XIX века стала концепция Владимира Соловьева. Не удовлетворяясь односторонней трактовкой человека, предложенной рационализмом, материализмом и натурализмом, он предложил собственное видение человека, объединяющее веру в Бога и человека12.

Образ человека в философии В. Соловьева конструируется исходя из оснований его метафизического учения о сущем, Абсолюте и бытии. Абсолют - это всеединое сущее, Бог, являющийся последней основой всякого бытия. Оно есть Единое, и в нем заключено все. Бытие есть проявление сущего или его отношения к другому, оно относительно. Сущее есть являющееся, а бытие есть явление. Таким образом, Абсолютное (Сущее, Бог) имеет свое другое бытие (сущность), через отношение к бытию сущее утверждает себя в единстве бытия13.

Наряду с Абсолютным сущим есть существо, которое также абсолютно, но не тождественно Всеединому, - это человек. Он является своеобразным проводником между миром ощутительной материальной множественности и абсолютного Всеединства. Своей плотью он связан с материальным миром, но при этом он содержит в себе форму, идею Всеединства, абсолютную полноту бытия, и в этом смысле он вечен и бессмертен в своей абсолютности. Эта божественная идея выражается в человеке в способности самосознания разума, и поэтому человек безусловен и вечен не только в Боге, но и в самом себе, в своем

12 Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. - Т. 1. -1988. - С. 27.

13 Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. -Т. 1. - 1911. - С. 135, 347; т. 2. - 1911. - С. 99.

индивидуальном состоянии не только как сущий, но и как сознающий сам себя в своем внутреннем идеальном бытии14.

В этой идее принадлежности человека к божественному миру Абсолюта, казалось бы, можно было бы усмотреть прямую связь с концепцией славянофильства, где нравственная жизнь и сама сущность человека неразрывно связаны с миром божественного. Более того, в своем развитии, социальном бытии это идеальное принимается как ориентир, к которому необходимо стремиться. В концепции Соловьева эта взаимосвязь между миром материальным и идеальным выстраивается сложнее и многограннее. Человек - это не упрощенное отражение идеального в грубой материи, абсолютно детерминированное идеальным, он - второе абсолютное, в котором следует учитывать три значимых момента.

Прежде всего, человек свободен и самостоятелен. Он сам субъект всех своих действий и состояний, и в этом смысле он субъект как божественного, так и небожественного состояний. И в Боге и против Бога он безусловно свободен, «ибо Бог есть не просто единый, исключающий все другое, а всеединый, во всеединстве же каждый из элементов есть все, т. е. ничем не ограничен и, следовательно, безусловно свободен»15. Он свободен в свободе и в необходимости и никогда всецело ею не определяется, потому что необходимость есть только одно из его состояний, а человек больше всех своих состояний.

Кроме того, что человек есть безусловный субъект всех своих действий и состояний, он обладает безусловным качеством, отличающим его не только как субъекта от

14 Соловьев В. Собрание сочинений: в 10 т -Т. 2. - 1911. - С. 317-320.

15 Там же. - С. 322.

своих состояний, но как субъекта от других субъектов - это его идея как форма абсолютного содержания. Она внутренне соединена со всеми другими идеями и положительно восполняется ими, но в то же время она же дает ему возможность утверждать себя вне всего, проводить границу между собой и всем остальным. В силу наличия этой идеи третье начало человека, его эмпирическая действительность, является непосредственно как случайное, многое, частное, которое может только постепенно становиться единым и всем, каковым оно и становится, но это изменение имеет основание только в самом человеке. Божество, будучи чуждым ко всякому процессу и изменению, не может являться его причиной, оно существует лишь как цель и содержание жизни человека, но действительная причина изменения человека есть всегда только сам изме-няющийся16.

Эта концепция В. Соловьева задала принципиально новое направление развитию русской философской антропологии. Как было показано, на протяжении всего XIX века вопрос о человеке решался в аспекте соотношения личного и общественного, общего и частного («гражданин» - «Отечество», «человек» - «община», «личность» - «общество»). При этом образ конструировался с позиции исключения, выбора одного из вариантов: человек - это нечто индивидуальное, частное, или он становится человеком только в служении общему. В. Соловьев предложил новое синтетическое видение - человек это одновременно и единое и множественное, он больше, чем «производитель материальных ценностей», как и общество есть нечто большее, чем «хозяйственный союз». Им была сформулирована новая задача фило-

16 Там же. - С. 322-323.

софии человека - не искать варианты ответов на вопрос о том, как человеку примирить свою частную природу с общественной необходимостью, а осуществлять человеческое в человеке. В. Соловьев предложил новое видение и новый идеал человека, не связанного с сиюминутным бытием, а существующего в контексте вечности, в идеале Богочеловечества и Всеединства.

Итак, в рамках поставленной задачи данной статьи следует заключить, что к концу XIX века образ человека в русской философии перестал быть тесно связан с социологией, политологией, физиологией - возникло видение и понимание человека «как он есть», на уровне метафизического обобщения. Появился новый идеал человека, который конструировался уже не в дискурсе Личность, Общество, Частное, Общее, а в плане отвлеченных философских категорий: Абсолютное, Сущее, Свободное.

Литература

Аксаков К.С. Полное собрание сочинений в 3 т. / К.С. Аксаков. - Т. 1. - М.: Типография П. Бахметова, 1861. - 634 с.

Иванов-Разумник. История русской общественной мысли в 2 т. Т. 1. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1911. - 414 с.

Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4 т. / К. Д. Кавелин. - Т. 1: Монографии по русской истории. - СПб.: Изд-во Н. Глаголева, 1904. -1050 с.

Каменский ЗА.. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалисти-ческая школа) / З.А. Каменский. - М.: Мысль, 1971. - 396 с.

КиреевскийИ.В. Критика и эстетика / И.В. Киреевский. - М.: Искусство, 1979. - 439 с.

Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. / И.В. Киреевский. - Т. 1. - М.: Типография Имп. Моск. ун-та, 1911. - 288 с.

КуницынА.П. Энциклопедия прав / А.П. Ку-ницын // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. В 2 т. - Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1951. - 902 с.

Милюков П.Н. Главные течения Русской исторической мысли: в 2 т. / П.Н. Милюков. -Т. 1. - М.: Издание журнала «Русская мысль», 1898. - 396 с.

Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т. / В.Ф. Одоевский. - Т. 1. Русские ночи. Статьи. - М.: Художественная литература, 1981. - 365 с.

Плещеева Н.Г. Антропосоциальные воззрения В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского / Н.Г. Плещеева // Очерки истории русской социальной философии XVIII - XIX веков. - Омск: Наследие. Диалог. Сибирь, 1999. -С. 27-30.

Пнин И.П. Сочинения. Сер.: Классики революционной мысли домарксистского периода / И.П. Пнин. - М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. - 312 с.

Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. В 2 т. / П.Н. Сакулин. - Т. 1. Ч. 1. - М.: Изд-е М. и С. Сабашниковых, 1913. - 621 с.

Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. / В. С. Соловьев. - Т. 1. - СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. - 409 с.

Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. (сер. Философское наследие / В.С. Соловьев. - Т. 104, 105 - Т. 1. - М.: Мысль, 1988. - 892 с.

Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 10 т. / В.С. Соловьев. - Т. 2. - СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1911. - 414 с.

СугайЛ.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX - начала XX века / Л.А. Сугай // Труды ГАСК. - Вып. II. Мир культуры. - М.: ГАСК, 2000. - С. 39-53.

Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. / А.С. Хомяков. - Т. 1. Сочинения А.С. Хомякова. - М., 1900. - 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.