Научная статья на тему '«Золотой рубль» намечает перспективы'

«Золотой рубль» намечает перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубежанский П.Н.

Некоммерческое партнерство (НП) «Национальная корпорация экономического развития», президентом которой является кандидат экономических наук Юлия Воронова, создана в 2001 г. Ее цели и задачи пропаганда положительного опыта финансового и социально-экономического развития регионов, формирование объективного имиджа России как внутри страны, так и за ее пределами, помощь в привлечении инвесторов в субъект, город, на предприятие, имеющие желание и возможности к экономическому сотрудничеству. Сейчас корпорация готовится к проведению третьего Всероссийского конкурса финансового развития экономики России «Золотой рубль», запланированного на ноябрь 2004. О работе корпорации, о влиянии конкурса на развитие регионов в беседе с нашим корреспондентом Натальей Долгушиной рассказывает депутат Государственной Думы, председатель Попечительского совета конкурса Петр РУБЕЖАНСКИЙ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Золотой рубль» намечает перспективы»

6(9) - 2004

В

«ЗОЛОТОЙ РУБЛЬ» НАМЕЧАЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ

П. Н. РУБЕЖАНСКИЙ,

депутат Государственной Думы

Некоммерческое партнерство (НП) «Национальная корпорация экономического развития», президентом которой является кандидат экономических наук Юлия Воронова, создана в 2001 г. Ее цели и задачи — пропаганда положительного опыта финансового и социально-экономического развития регионов, формирование объективного имиджа России как внутри страны, так и за ее пределами, помощь в привлечении инвесторов в субъект, город, на предприятие, имеющие желание и возможности к экономическому сотрудничеству. Сейчас корпорация готовится к проведению третьего Всероссийского конкурса финансового развития экономики России «Золотойрубль», запланированного на ноябрь 2004. О работе корпорации, о влиянии конкурса на развитие регионов в беседе с нашим корреспондентом Натальей Долгушиной рассказывает депутат Государственной Думы, председатель Попечительского совета конкурса Петр РУБЕЖАНСКИЙ.

— Значение конкурса трудно переоценить. Главное в нем, конечно, не получение наград, а возможность ознакомить широкую общественность с достижениями и реальными возможностями регионов, показать их проблемы и перспективы. Немаловажны и обмен опытом, выработка концепции оптимального экономического развития субъектов, городов, предприятий. Для этого корпорация предоставляет массу возможностей: в ее арсенале конференции, круглые столы, совместные заседания, совещания, брифинги, пресс-конференции, конкурс — с широким освещением в центральных, региональных и международных СМИ. В мероприятиях участвует управленческая и бизнес-элита России и Европы, хорошо представляющая, как сделать процветающим тот или иной регион, город, предприятие.

Вложение средств в развитие субъектов Федерации — вариант беспроигрышный. Постепенно это стали понимать и те, чьи капиталы — а их 80 % — сосредоточены в Москве. Об этом свидетельствуют пока еще робкие финансовые ручейки, прокладывающие путь в бездонную российскую глубинку. Строительство дорог, инвестиции в сельское хо-

зяйство, развитие социальной инфраструктуры сел и городов, внедрение современных видов связи, развитие региональной банковской системы, утоление информационного голода — только краткий перечень направлений, ожидающих вложения финансовых и интеллектуальных возможностей управленцев и бизнесменов. Не лишними будут и иностранные инвестиции. Их привлечение — одна из основных задач корпорации.

— На международной конференции губернаторов, мэров городов России и Европы «Экономическое и финансовое развитие в регионах, городах: опыт России и Европы», прошедшей осенью 2003 г., было высказано много нелестных слов в адрес центрального телевидения и прессы. Как складывается ситуация сегодня?

— Действительно, роль средств массовой информации в формировании объективного имиджа регионов очень важна. Однако похвастаться здесь особо нечем. Несмотря на огромный интерес к тому, что происходит за пределами Садового кольца, — не только в России, но и за рубежом, — цент-

ральные и региональные СМИ в силу объективных и субъективных причин не могут удовлетворить его в полной мере. Центральное телевидение, например, неохотно пускает коллег из регионов в свою вотчину: невыгодно. Эфирное время дорого, а жареные факты, клубничка привлекательней и доходней новостей о достижениях того или иного региона, города, предприятия. Журналисты, похоже, забыли, что главное в их работе — оперативно и объективно информировать население, а не зарабатывать деньги на дурно пахнущих публикациях. У региональных СМИ возможности сообщать о местных достижениях не только всему миру, но и в масштабах страны нет. Поэтому устроители конкурса прилагают массу усилий, чтобы повысить интерес журналистов к освещению региональных событий, пропаганде положительного опыта, рассказу о проблемах и трудностях в работе местной власти.

— Кстати, о власти. А как сами местные руководители относятся к оценке их деятельности?

— Это зависит от степени оценки и способности руководителя объективно оценивать плоды своего труда. Бывает, обиженные низкой оценкой социально-экономического развития региона, города, предприятия, их руководители свою некомпетентность, нежелание работать на результат прикрывают якобы объективными причинами. Однако опытных экспертов не проведешь. А есть и те, кто хотел бы купить победу в конкурсе. Но это невозможно. Во-первых, потому что главная задача Некоммерческого партнерства «Национальная корпорация экономического развития» - показать реальную картину экономического положения в регионах, а главная цель — добиться их процветания, что само по себе исключает любую куплю-продажу или подтасовку фактов. Во-вторых, члены экспертного совета — высококлассные специалисты в своих областях, представляющие не только государственные, но и независимые общественные институты, работают на общественных началах. В-третьих, в состав попечительского совета входят очень известные, пользующиеся огромным авторитетом люди, контролирующие независимость судей на всех этапах проведения конкурса.

Особенность конкурса в том, что участников выбираем мы. Экспертная комиссия рассматривает информацию, предоставляемую Госкомстатом, министерствами и ведомствами, независимыми экспертами, аналитическими агентствами, мест-

ной администрацией. Подводя итоги кропотливого анализа массы показателей, порой в жарких спорах, и определяем победителей. Номинации три: «Лучший субъект РФ по экономическим показателям финансового развития», «Лучший город РФ по экономическим показателям финансового развития в категориях: «Региональный субъект РФ», «Средний город», «Малый город»; «Лучший разработанный реализуемый или реализованный проект финансового развития предприятия». Региональные власти, заинтересованные в привлечении инвестиций, поднятии жизненного уровня местного населения, нередко сами приглашают нас для проведения экспертизы социально-экономического положения региона. Кстати, наши оценки могут не совпадать с оценками правительства.

— Каковы практические результаты конкурсов ?

— Они дают управленцам, бизнесменам из различных регионов России возможность общаться, перенимать положительный опыт друг у друга, находить пути решения проблем, которые у кого-то уже решены. Объективное знание о положении дел в том или ином регионе подстегивает инвесторов, вселяет в них уверенность в том, что российская глубинка жива и созрела для серьезных финансовых вливаний. Не секрет, что сегодня найти инвестора непросто. Мы же показываем ему, что в субъект Федерации, город, предприятие, признанные лучшими, можно вкладывать деньги, не рискуя их потерять.

Сегодня стало чуть ли не модным или, точнее, обязательным, кричать, что Россия разваливается. Некоторые СМИ зачем-то опубликовали доклад ЦРУ, подготовленный еще в 1991 г., о том, что ждет Россию в 2015 г., о дроблении ее на несколько «княжеств». На самом деле, в стране много положительных примеров, но они замалчиваются. Нужно показать всему миру, что Россия, регионы живы и работают. Зачастую в одном и том же субъекте Федерации в одном городе людям живется хорошо, есть продукты в магазинах, строится жилье, вовремя выплачивается зарплата, пенсия, пособия, хорошо работают коммунальные службы. В другом городе — противоположная картина. Значит, там хозяйством или не занимаются, или не умеют его вести. У руководителей таких субъектов, городов, предприятий цель одна: набить свой карман, предприятие обанкротить, фонды растащить, людей пустить по миру. Избавляться надо от таких руководителей, а не кричать о том, что страна в руинах.

— Как возникла идея вплотную заняться обустройством регионов?

- В последние годы Россию захлестнула волна банкротств. Анализ показал, что не всегда они были оправданны: необязательно ликвидировать предприятие, чтобы вывести его из кризиса. За скороспелыми банкротствами скрывались банальные попытки жаждущих присвоить за копейки то, что стоило миллионы. Однако почти 90% предприятий после смены хозяина не работали. Один человек на заводе, фабрике — не воин. Нужны квалифицированные кадры, а они за последние годы были утеряны: слесари, токари, фрезеровщики, инженеры, технологи покинули рабочие места и ушли: кто в бизнес, кто - в грузчики. Немало спилось.

Вот типичный пример. В Карелии уничтожено 90 деревень. Восстановлено пока только 4. Из 5 птицефабрик 3 закрыты. У бывших работников, ныне безработных, другого выхода нет, как растаскивать то, что от предприятия осталось, или спиваться. Есть печальные примеры и другого рода. На бывшую фабрику игрушек в той же Карелии в руководители пригласили специалиста из Англии. Фабрику он обанкротил и разорил. Сегодня она выглядит, как после артобстрела. «Специалист», набив карманы, вернулся домой. Английская королева наградила его «Пурпурным львом».

От подобной экономической деятельности, несовершенного законодательства мы несем колоссальные убытки, теряем население. По миллиону в год. Кому это надо? Странам, пытающимся подорвать нас изнутри? А нам самим?

Когда члены НП добрались до сути происходящего, они попытались заняться финансовым оздоровлением предприятий еще на первой стадии развала, привлечь инвестиции под программу возрождения. Но вдруг оказалось, что это никому не нужно. Предприятие искусственно делали должником, чтобы через процедуру банкротства сменить собственника. Тогда мы стали искать регионы, города, предприятия, руководители которых работали активно, делали что-то хорошее. Положительных примеров также оказалось немало. Нам захотелось рассказать о них не только у нас, но и за рубежом, где Россия имела репутацию чуть ли не самой криминальной страны в мире, в которую нельзя вкладывать деньги: вложишь — потеряешь! Подобные случаи действительно были не редкость. Сейчас инвесторы обращаются в НП с просьбой подсказать, куда, в какие регионы можно вкладывать деньги. Напрямую обращаться в регионы или

инвестиционные фонды, организованные по всей России, инвесторы опасаются, помня о плачевном опыте, когда с них брали непомерные проценты за ввоз инвестиций, которые потом исчезали без следа. Стало ясно, что необходим прямой диалог между регионами, бизнесом, властью и представителями зарубежных компаний.

Корпорация нашла способ общения, который работает третий год и приносит результат. Это конкурс «Золотой рубль». В процессе работы пришло понимание того, что нельзя ограничиваться только выявлением благополучных субъектов, предприятий или городов. Это — полдела. Чтобы привлечь серьезных иностранных инвесторов, в мире необходимо создавать положительный имидж России, для чего разработать государственную программу, предусматривающую проведение различных общественных мероприятий — тех же конкурсов, например, вызывающих в последнее время повышенный интерес многих крупных зарубежных компаний.

За три года работы члены конкурсной комиссии доказали свою беспристрастность, независимость и компетентность, показывая реальное экономическое положение исследуемого региона, динамику его развития, численность населения, уровень минимальной заработной платы, как люди работают, сколько создано новых предприятий и т.д.

В комиссию за информацией стали обращаться зарубежные представители, намеревающиеся вложить деньги в успешно развивающиеся предприятия или регионы. Работу независимых экспертов заметило правительство, предложила поддержку партия «Единая Россия» — во все рабочие группы прислала своих специалистов-экспертов. В 2003 г. по настоящее время председателем конкурсной комиссии является Александр Жуков. Его заместитель — ректор Высшей школы приватизации Александр Сараев. Это о многом говорит: конкурс — независимый, и эксперты стараются не запятнать себя некомпетентными решениями. К слову, победители «Золотого рубля» частенько продолжают карьеру в столичных коридорах власти.

— Победителем конкурса, как я поняла, может стать руководитель сплоченного коллектива с высокими показателями в работе?

— Для нас главное, какая у мэра, губернатора, руководителя предприятия команда, поскольку одиночка ничего не сделает. Грамотный руководитель подберет команду, которая поможет ему дос-

тичь хороших результатов. Когда в прессе появляется материал, рассказывающий о том, что горожане гордятся тем, что их город стал победителем конкурса «Золотой рубль», мы понимаем, что не ошиблись в выборе. Такая победа — заслуга тех, кто пытается что-то сделать для процветания своего края, предприятия, города: учителей, врачей, представителей малого и среднего бизнеса.

— Каковы планы Национальной корпорации экономического развития на 2004 г. ?

— Опыт проведения первой церемонии награждения показал необходимость проведения совместных совещаний, на которых участники и гости конкурса смогут рассказать о своих достижениях, поделиться опытом, завязать деловые, партнерские отношения. В прошлом году на международную конференцию приехали около 400 человек. Как оказалось, к нам ехали охотней, чем на подобные мероприятия в Европе и на других континентах.

В этом году международная конференция, которая будет проходить в «Мариотт Гранд» отеле, запланирована на 25-26 ноября. Предполагается, что будут работать 15 тематических секций. Две секции проводит Минэкономразвития, по одной секции проводят "AHO Японский Центр" и немецкая юридическая фирма "Нёрр Штифенхофер Лутц". Соорганизатор — Европейская палата торговли, коммерции и промышленности. В работе

конференции уже изъявили желание работать представители многих компаний из зарубежных стран: прямой диалог с первыми или вторыми лицами регионов и городов интересен всем. Работа будет вестись по нескольким направлениям: сельское хозяйство, промышленность, инвестиции, банковский сектор, страхование. Затем — церемония награждения победителей в Храме Христа Спасителя с широким освещением в отечественных и зарубежных СМИ.

Кстати, о выборе победителей. Параллельно с конкурсным отбором каждый желающий может участвовать в интерактивном голосовании за субъект и город на сайте корпорации www.nker.ru. Победители конкурса тоже получат «Золотой рубль».

Затем планируется провести ряд совместных совещаний на территории победителей конкурса с привлечением представителей органов власти, инвесторов и журналистов, «Русские вечера» при посольствах России за рубежом — для ознакомления иностранных представителей с русской культурой, проведения переговоров различных уровней.

После подведения итогов на имя Президента Российской Федерации будет подготовлено развернутое письмо с выводами независимых экспертов и информационный блок для Правительства РФ и Администрации Президента РФ. Сегодня с уверенностью можно сказать: за три года работы конкурс приобрел федеральное значение, он активно работает на благо будущего России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.