Научная статья на тему 'Золотой характер вложений'

Золотой характер вложений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2298
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Золотой характер вложений»

74 1 ВАШ БАНК

УСЛУГА СБЕРБАНКА V ПРЯМЫЕ /НВЕСТИЦ// / №07 (63) 2007

В скором будущем каждая семья сможет создать для своего ребенка индивидуальный золотой «Фонд будущего поколения». Аналогичным образом можно спасать от инфляции и пенсионные накопления. О работе банка с драгметаллами, а также о его новых продуктах рассказывает директор Управления валютных и неторговых операций Сбербанка России Владимир Таранков.

__ Золотой характер вложений

— В чем особенности вложений в драгметаллы?

— С одной стороны, золото — финансовый инструмент, а с другой—технический металл, обычный товар. Таким образом, его цена зависит от различных факторов: соотношения спроса и предложения в мире, состояния валютного, товарно-сырьевых и фондового рынков, в особенности нефтяного сектора, уровня золотовалютных резервов, накапливаемых центральными банками, инфляции, политической обстановки и пр. Фондовый рынок более волатилен. Так, китайские площадки перегреты и, по оценкам аналитиков, цена акций в 50-60 раз превышает реальную стоимость эмитентов. Но невозможно представить, что на рынке драгметаллов котировки могут увеличиться или упасть в 50-60 раз.

Другая особенность вложений в драгметаллы — в росте цен на них при снижении котировок индексов фондовых рынков или повышении политической напряженности в мире. Человечество использует золото в качестве тихой гавани, для хеджирования рисков.

Еще одна особенность этого рынка — в прозрачности ценообразования. Основой для него является курс металлов в долларах на международном рынке.

Важный фактор привлекательности металлических инструментов — наличие каналов продаж, позволяющих быстро проводить операции купли-продажи. Каналы по ОМС удовлетворяют таким требованиям. В отличие от рынка драгметаллов, сектору недвижимости свойственны несколько иные модели ценообразования и каналы продаж (с участием риэлторских компаний), достаточно сложная процедура оформления, длительное время экспозиции. Развитость инфраструктуры рынка драгметаллов, пожалуй, сопоставима с уровнем развития инфраструктуры фондового рынка.

Однако говорить о полностью сформированной инфраструктуре еще рано.

По прогнозам аналитиков, в этом году может снизиться доходность вложений в

иностранную валюту и недвижимость. На фондовом рынке, а также в секторе недвижимости доходность в прошлом году составила около 100%. Перманентного роста не демонстрирует ни один рынок, бесконечно так продолжаться не может. В этих условиях население пересматривает структуру своих накоплений и активнее использует золото и другие драгметаллы в качестве финансового инструмента для сбережений. Многие клиенты рассматривают их как способ ди-

версификации рисков.

1/1 банк эти возможности предоставляет. По принципу инвестирования наш продуктовый ряд в драгметаллах можно разделить на две группы: драгметаллы в обезличенном виде и драгметаллы в слитках и монетах. Один из наиболее востребованных и высокоинтегрированных в международный рынок банковских продуктов — обезличенные металлические счета (ОМС).

— Насколько развит в России рынок

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №07 (63] 2007

безналичного металла?

— Развитый рынок безналичного металла в нашей стране, в отличие от безналичного денежного рынка, пока не сложился и носит фрагментарный характер. Операции с безналичным металлом осуществляются лишь рядом кредитных организаций, включая Сбербанк. Наша доля на этом рынке — 70%.

—Что способствовало развитию операций с обезличенным драгоценным металлом в Сбербанке России?

— Услуги по операциям с безналичным металлом может предлагать только банк, построивший систему коротношений с участниками международного рынка. Сбербанк открыл корсчета в металле в Англии и Швейцарии. Таким образом, внутренний рынок драгметаллов России интегрирован в международный. Свойственную внутреннему рынку диспропорцию — избыток наличного и дефицит безналичного металла — банк корректирует экспортом наличности и приобретением за рубежом безналичного металла для продажи своим клиентам в России.

Банк обязан в любой момент по требованию клиента выдать с ОМС наличный металл или его денежный эквивалент. Мы можем либо отдать металл из хранилища (при наличии),

Владимир Таранков:

«Мы рекомендуем клиентам вкладывать в драгметаллы 10-15% своих средств»

либо заключить сделку по покупке обезличенного металла, так как держать слитки в хранилище в полном объеме неэффективно. При этом банки, не имеющие ликвидности в металле, не могут в достаточной степени развивать бизнес.

Другая ситуация у Сбербанка, который активно кредитует недропользователей, осваивающих месторождения как рудного, так и рассыпного металла,—его банк и приобретает. Недропользователи должны продать банку металл, который поступает в хранилище каждый месяц, выручка идет на погашение задолженности. Сбербанк является активным участником внутреннего рынка — мы приобретаем 20-25 тонн из 180 тонн добываемого в России металла. Основными покупателями драгметаллов у банка являются ювелирные предприятия и банки, работающие со своими клиентами — ювелирными предприятиями. Потребительский спрос на металл достаточно стабилен — 25-30 тонн в год в России, при этом частные инвесторы, предпо-

читающие хранить свои сбережения в форме металла, в среднем покупают 1 тонну в год.

Такого замкнутого цикла в нашей стране не имеет ни один банк. Причем уникальная роль Сбербанка на рынке драгметалла заключается в проведении операций по драгметаллам всеми тербанками. Правда, каждый банк имеет свои особенности. До недавнего времени филиалы на востоке страны (Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Бай-

го приходится 15 г безналичного металла. Таким образом, россияне склонны к высокотехнологичным продуктам.

— Налогообложение и комиссионные влияют на востребованность безналичного металла?

— Операции с наличным металлом подлежат налогообложению. Сейчас за 1 г золота в мерных слитках нужно заплатить 819 руб., через ОМС—на треть дешевле, 568 руб., поскольку в эту цену не входит НДС — 18%, а

За минувшие десять лет банк продал и купил на розничном рынке более 850 тонн золота. Такого объема хватит, чтобы залить пять хоккейных площадок «золотым льдом» толщиной 1 см. Создана система ОМС и за пять лет открыто около 100 тыс. счетов. ОМС можно завести в любой из 5,8 тыс. точек банка, монеты приобрести в 8,4 тыс. подразделений. За десять лет на розничном рынке продано более 70 тонн монет из драгметаллов. Годовые объемы продаж достигли в прошлом году 734 тыс. штук, или 16,5 тонны. Развивая программу «Монеты мира через Сбербанк России», банк стремился повысить интерес клиентов к различным секторам рынка драгметаллов.

Большой объем остатков безналичного золота позволил банку внедрить такой продукт, как металлические займы. Банк выдал в кредит физическим и юридическим лицам (ювелирным предприятиям и недропользователям) более 10 тонн золота и 8 тонн серебра на срок в среднем 1,5 года. Таким образом, российским предприятиям и гражданам, лишенным в течение 70 лет возможности совершать операции с драгметаллами, был предоставлен шанс стать полноправными участниками национального рынка, интегрированного в международный.

кальский банки) работали с горнодобывающими компаниями, недропользователями. Банки, расположенные в других регионах, — Волго-Вятский, Поволжский, Среднерусский, Юго-Западный, Северо-Западный — осуществляют операции с ювелирными предприятиями, продавая им металл и предоставляя металлические займы. Но с внедрением ОМС для частных инвесторов потребность в этих счетах возникла во всех регионах страны.

Наше появление на рынке безналичного металла также обусловлено спросом со стороны населения на драгметаллы с целью хеджирования рисков инфляции и обесценения доллара и одновременно низкой технологичностью рынка наличного металла — это неудобство, связанное с хранением слитков (аренда сейфовой ячейки в банке) и процедурой их приема и выдачи. Кроме того, население России, в отличие от многих других стран, не привыкло обращаться со слитками металла. При советской власти были утрачены традиции обращения с наличным металлом как предметом инвестиций. Другими словами, наша страна проскочила стадию увлечения наличным металлом, и сегодня население проголосовало за развитие безналичного сектора. Так, если в 1997 году граждане совершали операции только в слитках, то в 2006 году соотношение безналичного и наличного металла в «металлическом» портфеле населения составило 15:1, то есть на 1 г налично-

также затраты по изготовлению слитков, их перевозке, хранению и т.д.

Кроме того, использование металла в качестве финансового инструмента не требует таких затрат, как перевозка, хранение, и других накладных расходов.

Обладать металлом в физической форме инвестор стремится в условиях недоверия к банковской системе. И после 1998 года и известных локальных кризисных явлений в банковской системе в 2004 году часть инвесторов до сих пор предпочитает слитки безналичному металлу.

—В условиях обостряющейся конкуренции банки пытаются занять все свободные ниши. Почему ниша безналичного металла до сих пор свободна?

— Рано или поздно этот рынок в нашей стране сформируется. Количество банков, открывших металлические корсчета в Сбербанке, растет. Ниша свободна по многим причинам. В России в эпоху либерализации экономики сначала развивался денежный рынок, в 1997 году появились металлические продукты, не так давно с проведением народных IPO население стало пользоваться инструментами фондового рынка. По этим причинам банки сегодня в основном работают с денежными продуктами. Лишь немногие из них проводят операции с металлическими инструментами, особенно розничными.

—Какую доходность могут получить

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №07 (63) 2007

Скоро каждая семья сможет накапливать для

своего ребенка средства в драгметаллах на обезличеннывх металлических счетах Сбербанка

банки, развивающие ОМС?

— В прошлом году на розничном рынке драгметаллов Сбербанк получил доходы, сопоставимые с теми, что приходят от валютнообменных операций. Соотношение составило приблизительно 1 : 4. При этом число участников валютного рынка значительно превышает количество участников металлического рынка.

— Насколько активны иностранные банки в этих нишах? Это прерогатива крупных банков?

—Да, но все же развитие рынка зависит от финансовых традиций той или иной страны. В государствах с очень развитой экономикой и множеством различных финансовых и производных инструментов, с низким уровнем инфляции население менее склонно к вложению в драгметаллы. И, наоборот, в развивающихся странах, для которых характерны высокий уровень инфляции, слабость финансового рынка, отсутствие диверсифицированных финансовых инструментов, позволяющих сберегать накопленное, население склонно к инвестициям в драгметаллы. Это относится к странам Азии, а также Индии, Китаю, Индонезии — здесь население традиционно делает резервные запасы в драгметаллах, причем в физической форме.

— Как на динамику спроса на безналичный продукт повлияет разрешение для ПИФов инвестировать в драгметаллы? Сегодня розничный инвестор может вкладываться в металлы только через ОМС.

— Я думаю, что разрешение ПИФам инвестировать в драгметаллы будет способствовать развитию рынка в России. Фонды

скорее всего станут покупать безналичный металл в банках.

— ОМС настолько же востребованы, как и инструменты фондового рынка?

— По нашим подсчетам, объем вложений в металлические инструменты в Сбербанке России в прошлом году был сопоставим с масштабом IPO «Роснефти». В том же году население при падении доллара снижало долю активов в этой валюте в составе своего «портфеля» в пользу золота. Банк предложил гражданам металлические продукты раньше этапа массовых IPO, и население откликнулось.

—Может ли сказаться на темпах роста ОМС массовый спрос со стороны населения на бумаги при проведении IPO?

— Развитие рынка безналичного металла в значительной степени будет зависеть от финансового образования в России. Сегодня на этот сегмент стал влиять такой фактор, как

снижение склонности населения к сбережениям, причем в любой форме, в том числе и в драгметаллах. Сберегательная доля в общем объеме доходов уменьшилась с 11% в 2002 году до 9,5% в 2006-м, доля населения, покупающего товары в кредит, выросла за три года с 15% в 2003 году до 35% в 2006 году. Таким образом, факторами снижения склонности населения к сбережениям стали бум потребительского кредитования и жизнь по принципу «купи сейчас — плати потом».

В условиях развития других секторов рынка и снижения накоплений такая политика банка, как предложение всем категориям граждан полного спектра металлических продуктов, требует изменений. Необходимы действия по сегментации клиентов и разработке продуктов для неохваченных ранее клиентов, например для детей.

В скором будущем каждая семья сможет создать для своего ребенка индивидуальный золотой «Фонд будущего поколения», причем при желании в его формировании примут участие бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. В России с колоссальной демографической проблемой и ежегодной рождаемостью в миллион человек забота о детях крайне необходима. Надо готовить их к взрослой жизни, в том числе и к финансовым отношениям.

Накапливая для своего ребенка на его счете драгметаллы, родители предоставляют ему возможность с 18 лет пользоваться пакетом розничных банковских продуктов.

Физлицо, например, может продать драгметалл и открыть счет по вкладу либо карточный. Вкладчик также может направить средства на оплату обучения и получить на недостающую сумму «Образовательный кредит». Кроме того, ребенок, имея накопленные родителями средства, сможет стать участником различных инвестиционных программ, а также получить кредит под залог драгметаллов или просто пополнять металлический счет.

— Риски рынка драгметаллов не испугают родителей маленьких владельцев счетов, а также их дедушек и бабушек?

— Вы правы, металл — рискованный инструмент. И задачей государства по развитию рынка драгметаллов на следующие десять лет должны стать обучение в этой сфере населения, ликвидация финансовой безграмотности. Кстати, на финансовое образование англичан их правительство ежегодно выделяет $20 млн. В России вопрос о предоставлении $100 млн. на несколько лет только обсуждается.

Мы считаем, что обучение надо начинать с молодежи, которая, как и все население, мало знакома с новыми банковскими продуктами в драгоценных металлах. Мы планируем научить молодых клиентов управлять «метал-

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №07 (63] 2007

лическим портфелем» через учебные счета для торговли металлами через интернет.

Для социально активной группы инвесторов в ближайшие десять лет надо также создать комфортные условия для совершения операций на рынке драгметаллов. Речь о дистанционном банковском обслуживании (ДБО) при совершении валютно-металлической конверсии по банковским счетам и получении дохода в виде курсовых разниц по валюте, драгметаллам и дохода на фондовом рынке. Многие из этих экономически активных клиентов уже открыли металлические счета, но о комфортности для них говорить пока не приходится.

Другая наша целевая аудитория — лица, накапливающие средства на пенсию в рамках обязательных пенсионных программ и отдавшие свои пенсионные сбережения в управление государственным структурам, так называемые «молчуны». Проблема «молчунов» сегодня особенно актуальна: доходность их вложений составила 5,7% при инфляции 9%. Это пример управления, которое не обеспечило сохранности средств. Людям следует сделать вывод о своих сбережениях к пенсии. В дальнейшем ситуация будет ухудшаться. Если в 2006 году на одного пенсионера приходилось два работающих, то через 30 лет — в 2036 году — число работающих на одного

пенсионера снизится до одного.

Мы видим свою задачу в том, чтобы «молчуны» начали откладывать средства на пенсию. И в условиях высокой инфляции предлагаем им драгметаллы, которые банк выкупит у них в любой момент. Таким образом, пенсионерам инфляция будет уже не страшна. Пожилой человек сможет продавать банку металл с ОМС для оплаты текущих расходов на лечение, отдых, квартплату.

— Каков размер дисконта при обратной покупке металла Сбербанком?

— Дисконт зависит от состояния международного и внутреннего рынков. Каждый тер-банк устанавливает свои котировки по различным сегментам.

— Это по наличному металлу, а по ОМС?

— Дисконт по ОМС очень незначителен, поскольку не включает НДС, затраты на изготовление и доставку физического металла.

—В какой драгметалл выгоднее вкладываться сегодня?

— Серебро повторяет движение золота. Палладий и платина—технические металлы, по этой причине они пользуются спросом не столько в качестве финансовых инструментов, сколько в качестве сырья для промышленности, прежде всего для производства катализаторов и ювелирных изделий. Се-

годня платина находится на исторических максимумах.

Однако следует помнить, что мы живем в эпоху дефицита сырья. Начало последнего десятилетия характеризовалось дешевым сырьем и дорогими деньгами (цена на нефть была $5-6 за баррель, на золото — $252254 за тройскую унцию). Сегодня иная ситуация — сырье в большом дефиците и цены на него выросли (цена на нефть приблизилась к $70, на золото — к $700), при этом деньги обесценились и сегодня достаточно дешевы. В таких условиях снижение цен на драгметаллы не прогнозируется.

— Какая сумма оптимальна для ведения ОМС?

— Мы рекомендуем вкладывать в драгметаллы 10-15% своих средств. Полноправным участником рынка драгметаллов может стать любой человек, даже с небольшим уровнем личного дохода. В Сбербанке, в отличие от других участников рынка, ограничений в покупке не существует. Можно иметь счет даже с нулевым остатком. Ну а если речь идет о покупке металла — достаточно иметь чуть более 10 руб. для покупки 1 г серебра.

При этом плата за открытие и введение счета банком не взимается, но при этом и не начисляются проценты на остатки по ОМС. Ф

ПРЯМЫЕ

ВЕСТИ

ции

ЖУРНАЛ О РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Составляющие успеха Вашей конференции — наши большие возможности:

• организация и проведение мероприятий любого формата "под ключ" (круглые столы, конференции, семинары, конгрессы, форумы) команда высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы в области организации деловых мероприятий • сотрудничество с авторитетными аналитиками в области экономики • личные контакты в сферах бизнеса, органов власти, СМИ • актуальные базы данных

“У Вас есть небольшой информационный повод -обращайтесь, и мы сделаем из него большую конференцию”.

г. Москва, ул. Бумажный проезд, дом 14, стр. 1. Контактный телефон (495) 775 21 96 Директор отдела конференций — Немонтова Марианна. E-mail: m_nemontova@interprice.ru Заместитель директора отдела конференций — Гаврилова Юлия E-mail: gavrilova@interprice.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.