Научная статья на тему 'Золотой фонд образования Кузбасса'

Золотой фонд образования Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Золотой фонд образования Кузбасса»

дорогой карьеры

блика трудовой молодежи» в количестве 82-х человек - студентов и учащихся базовых образовательных учреждений ОАО «ЗСМК». Губернатор Кемеровской области А. Г Тулеев высоко оценил работу строительного отряда, за что я был награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса 3 степени». Практически сразу же получил приглашение стать заместителем председателя Союза молодых металлургов ОАО «ЗСМК» и перевод в дирекцию по социальным вопросам. Через 2 года меня выбрали председателем Союза молодых металлургов, а через некоторое время назначили на должность начальника бюро адаптации персонала и дирекции по персоналу, еще через 2

года мне доверили подбор персонала на комбинате, чем я сейчас успешно занимаюсь. Нашей династии 85 лет. Люблю заниматься с ребятами из техникума, проходящими производственную практику. Горжусь своей профессией и стараюсь передать эту любовь студенту, воспитать в нем человека-творца, человека-гражданина. Моя профессиональная деятельность способствует творческому развитию и предполагает не только готовность к возможным переменам, но и содействие тому, чтобы эти перемены имели позитивный характер. Мое кредо: «Если хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Люди, посвятившие свою жизнь образованию, всегда особые. Их озаряет внутренний свет, интеллигентность и теплота, которые согревают поколения молодых людей, укрепляют их веру в свои силы и светлое будущее. А представителей педагогических династий отличает не только душевная щедрость и педагогическая культура, они живут особой жизнью. Вся их жизнь - жизнь единомышленников, связанных общей идеей, целью - воспитания молодежи, обучения профессии, специальности. У них есть особая вера - вера в своих воспитанников, их силы, их возможности. И поэтому их желания и мечты могут воплотиться в жизнь не один, а несколько раз.

ЗОЛОТОЙ ФОНД ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

В. С. Егорова, методист ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»

Каким внутренним богатством, душевной щедростью, безмерной преданностью своему делу, любовью к людям должен обладать человек, посвятивший свою жизнь образованию?! А если такой человек не один, если таких людей много, целая династия Араповых - Кармановых - Ананьиных?

Трудно определить, каким силам обязан этот род тому, что над его потомками образовалась мощная карма - карма педагогической династии: учителя, педагоги в этом роду не только не переводятся, но и множатся.

Об учительской жизни судят по-разному. Можно сказать, что это непрерывная цепь поступков, переживаний и дел. Переживаний глубоких, а дел больших. Только при таком подходе жизнь настоящего педагога содержательнее, интереснее...

Родоначальник династии Александр Федорович Арапов воевал на фронтах Первой мировой, в 1921

Не знать историю своей малой родины, своей семьи - значит не видеть себя, свой род в большой истории родного края.

году был комиссаром особого коммунистического отряда Уральского гвардейского полка. После Гражданской войны Александр Федорович с женой переехал в Алтайский край, где учительствовал в сельской школе. В 1932 году семья перебралась в город Сталинск (г. Новокузнецк). Здесь две дочери Араповых, Тамара и Антонина, по велению души и настоянию родителей стали педагогами.

Тамара Александровна Арапова (по мужу Шанина) посвятила воспитанию детей 50 лет. Сначала работала учительницей начальных классов, а по окончании педагогического института более 40 лет препо-

дорогой карьеры

давала русский язык и литературу в Новокузнецке, затем в Ставрополье в интернате для трудновоспитуемых детей. Работа с такими детьми требует от педагога особой душевной щедрости, потому что для них встреча с настоящим учителем может стать важным жизненным этапом. А от учителя работа требует высокого уровня педагогической культуры, такта, терпения, веры в воспитанника. Таким учителем была Тамара Александровна.

Младшая дочь Араповых Антонина Александровна (по мужу Карманова) шестнадцатилетней девочкой в 1945 году пошла работать воспитателем детского сада в Сталинске (Новокузнецк), в 1947 году перешла в школу № 23 учителем начальных классов, а в 1949 году, переехав в Прокопьевск, работала сначала в школе № 28, а затем - в школе № 18. Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит в этом же звании. Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в осознании величия своего дела. Антонина Александровна нашла в себе такие силы, душой и сердцем приросла к профессии. За сорок с лишним лет работы более шестисот мальчишек и девчонок стали ее учениками, и каждый был согрет теплом ее души.

Антонине Александровне гордиться можно еще и тем, что она вырастила замечательных детей: Ольгу, Александра и Галину. Радишевская (Карма-нова) Ольга Евгеньевна продолжила учительскую династию и до сих пор работает в школе № 18 г. Прокопьевска, ее педагогический стаж - 42 года. За добросовестный труд, чуткое, внимательное отношение к детям, за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся она отмечена знаком «Отличник народного просвещения». Младшая дочь, Ананьина (Карманова) Галина Евгеньевна, работала воспитателем детского сада в г. Новокузнецке, вкладывая всю душу в воспитание подрастающего поколения.

Вот уже четвертое поколение педагогов встает на ноги. В Кузнецком индустриальном техникуме работает Ананьина Наталья Викторовна, внучка Антонины Александровны.

В коллективе всегда удивляются: такая маленькая, хрупкая, а сколько в ней энергии, задора, неиссякаемого творчества и бесконечной профессиональной фантазии! И как только всё успевает?!

Наталья Викторовна - преподаватель спецдисциплин: материаловедения, технологии обработки металлов, основ технологии отрасли, метрологии, стандартизации и сертификации. Дисциплины сложные. Чтобы донести их содержание до каждого сту-

Радишевская (Карманова) О. Е, 2003 г.

дента, выработать у них определённые профессиональные компетенции, необходимо настоящее мастерство. Наталья Викторовна одна из первых в техникуме освоила интерактивный комплекс, выстроила воспитательно-образовательный процесс на современном уровне: использует активные методы обучения (кейс-метод, интерактивное и проблемное обучение, деловая игра и др.). Отсюда и высокие результаты обучения по преподаваемым ею дисциплинам.

За довольно короткий срок Натальей Викторовной создано множество электронных учебных продуктов.

Наталья Викторовна активно включилась в инновационные процессы по интеграции НПО и СПО, проходящие в Кузнецком индустриальном техникуме. Разработала учебно-методическое обеспечение по специальности СПО 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.

Своими наработками и профессиональными «изюминками» преподаватель щедро делится с коллегами. Так, например, только в 2009/2010 учебном году она приняла участие в нескольких областных мероприятиях:

- мастер-класс «Урок XXI века» для преподавателей НПО и СПО (август 2009 г.) - опыт использования интерактивного комплекса в воспитательно-образовательном процессе;

- коуч-практик «Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в преподавании спеццисциплин и

организации производственного обучения» для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения НПО и СПО (декабрь 2009 г.) -выступление по теме «Интегрированная образовательная среда как

средство инновационных процессов образования»;

- стажировка зам. директора по УР, УВР, УПР, УМР, ООД ОУ НПО «Управление качеством образования на основе информационных технологий и об-

Н. В. Ананьина (мастер-класс, август 2009 г.)

дорогой карьеры

разовательного мониторинга» (24-27 февраля 2010 г.) и др.

В рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование социально-профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО» (декабрь 2009 г.) Ананьина Н. В. провела мастер-класс «Методы реализации компетентностного подхода в обучении», который был оценён присутствующими громом аплодисментов.

Отличительными чертами Натальи Викторовны являются добрая искренняя улыбка, педагогический такт, постоянное стремление к обновлению методов, средств, технологий обучения, усовершенствованию педагогического стиля.

Благодаря таким преподавателям, как Наталья Викторовна, инновационные процессы в техникуме проходят целенаправленно и результативно.

Н. В. Ананьина не только опытный, современный преподаватель, но и замечательный куратор учебной группы, грамотный руководитель методической группы теплотехнического цикла.

Наталья Викторовна окончила два образовательных учреждения - Кузнецкий индустриальный техникум и Сибирский государственный индустриальный университет, и оба - с красными дипломами! Когда говоришь о Наталье Викторовне, сразу вспоминаются две поговорки: «мал золотник да до-

рог» и «где учился, там и пригодился»! Уверены, что Ананьина Наталья Викторовна оставит золотой след в своей преподавательской династии.

Двоюродная сестра Натальи Викторовны - По-варич Наталья Александровна 12 лет работает в гимназии № 1 г. Кемерово учителем экономики. В 2009 году она приняла участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России». Победитель городского, а затем и областного этапов конкурса, она продолжила участие в борьбе и вошла в десятку лучших учителей России.

Интересно, что у любого поколения таких династий не только предки, но и почти все знакомые, весь круг общения - педагоги или люди, связанные с образованием. И это уже не просто жизнь, а бесконечный педсовет, нескончаемая научно-практическая конференция, диспут профессионалов. Но они счастливы! А что такое педагогическое счастье? Это когда на работу - с удовольствием и домой - с радостью. Этим, пожалуй, наших героев их педагогическая карма не обделила.

Общий педагогический стаж династии составляет более 450 лет!

Выдающейся династии посвящены страницы книги «Жемчужина России», изданной к 60-летию Великой Победы и 75-летию г. Прокопьевска авторским коллективом под руководством М. А. Смокотина.

ДОРОГА ОТ УЧЕНИКА ДО ПЕДАГОГА

Л. Н. Павлова, методист ГОУ НПО ПЛ № 79

Белинский Олег Алексеевич - выпускник ГОУ НПО ПЛ № 79 1991 года. Путь его профессионального становления начинался в стенах нашего лицея. И вряд ли тогдашнему первокурснику могло прийти в голову, что он когда-нибудь станет членом педагогического коллектива, в котором ему предстояло сформироваться в первую очередь как педагогу, а за тем и как администратору. Из воспоминаний Белинского О. А.: - Вырос я в рабочей семье. Отец мой всю жизнь посвятил себя технике. Мы с младшим братом постоянно помогали отцу ремонтировать эту технику, видели, как отец старательно, с любовью относился к

машинам. Зачастую отец брал нас в поездки, где мы впервые приобретали опыт вождения автомобиля, сидя в кабине отца. Поэтому желание связать свою жизнь с техникой возникло очень рано. В 1988 году я поступил в профессиональный лицей № 79, чтобы получить профессию тракториста-машиниста широкого профиля. Здесь судьба меня связала на долгие три года с интересными, увлеченными своей профессией людьми. Мои педагоги помогали мне не только осваивать профессию, но и формировать рабочий характер.

После окончания профлицея, я полгода проработал в совхозе «Восточный» Тяжинского района, откуда и ушел служить в Военно-морской флот. В течение трех лет я служил на атомном подводном крейсере. За время службы не раз был участником дальних походов, вел активную общественную работу, за что был награжден почетными грамотами и благодарственными письмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.