Научная статья на тему '«Золотое сечение» в поэзии'

«Золотое сечение» в поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6071
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Золотое сечение» в поэзии»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

В.Ю. Доберштейн

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ПОЭЗИИ

Принцип золотого сечения - это высшее проявление структурного и функ. ционального совершенства целого и его составных частей в природе и искусстве. Цель данной работы состоит в характеристике принципов золотого сечения, заложенных в поэтическом тексте.

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, обладающая уникальными свойствами, так называемая «золотая пропорция». Несмотря на то, что эта пропорция имеет много разных названий - «золотая», «божественная», «золотое сечение», «золотое число», «золотая середина», тем не менее, сущность этого феномена остается неизменной: это не только математическое понятие, но и основной критерий гармонии и красоты.

На сегодняшний день в большей мере разработана тема золотого сечения в пространственных искусствах (архитектуре и живописи), в меньшей мере - во временных искусствах (музыке, литературе и поэзии). А между тем поэтическое пространство может быть рассмотрено с точки зрения универсальных математических принципов. Сегодня систематических исследований поэзии с точки зрения математических знаний, в основе которых лежит представление о единстве законов природы и искусства, существует мало.

Суть золотого сечения состоит в деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Коэффициент золотого сечения составляет 1,618033989 и обозначается греческой буквой фи (Ф). При рассмотрении обратного отношения получаем обращение коэффициента золотого сечения Ф = 1/Ф = 0,618033989.

Важным для данного исследования является также тот факт, что золотое сечение тесно связано с рядом чисел, которые были открыты итальянским математиком Леонардо Пизанским, более известным под именем Фибоначчи (11701228). Суть последовательности чисел Фибоначчи состоит в том, что каждое число в этой последовательности получается из суммы двух преды-

дущих чисел. Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, ... называются числами Фибоначчи, а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи.

Кроме того, при делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1,61803398875... и через раз то немного превосходящая, то не достигающая его. Например, 5:3=1,6666 или 55:34=1,6176 и т.д. Более того, после 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда. Так, 377:233=1,618025, а 1597:987=1,618034. Именно это число 1,618 является золотой или божественной пропорцией.

Ряд Фибоначчи и золотое сечение могли бы остаться только математическим открытием, если бы не тот факт, что все исследователи золотого деления в растительном и животном мире, а также в искусстве неизменно находили его подтверждение.

Золотое сечение в поэзии - это симметрия подобия частей и целого, что «проявляется в наличие определяющего момента стихотворения (кульминации, смыслового перелома, главной мысли или их сочетаний) в строке, приходящейся на точку деления общего числа строк стихотворения в золотой пропорции» [1].

Итак, проведенный анализ поэтических текстов великих русских поэтов позволяет говорить об использовании принципа золотого сечения и связанных с ним чисел Фибоначчи. Золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения (кульминацию, смысловой перелом, главную мысль или их сочетание), а последовательность чисел Фибоначчи порождает эту пропорцию.

Н. Васютинским были изучены стихотворения А.С. Пушкина с точки зрения количества строк. Анализ показал, что А.С. Пушкин предпочитает размеры стихотворений в 5, 8, 13, 21 и 34 строк, что, в свою очередь, соответствует числам Фибоначчи, поэтому закон золотого сечения выполняется в дан-

© В.Ю. Доберштейн, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

205

ных стихотворениях с наибольшей точностью [2].

М.А. Абрамов и А.В. Волошинов в статье «Пушкин и законы симметрии» анализируют стихотворение А.С. Пушкина «Из Пиндемонти», написанное в 1836 году. Авторы указывают, что структура данного стихотворения построена на числах Фибоначчи 2, 3, 5, 8, 13, 21 [1]. Данное стихотворение состоит из 21 строки, 13 строка прерывается, разделяя его на две части в пропорции золотого сечения «их права и ценности» (13 строк) и ««мои ценности» (8 строк). С целью выяснения роли золотого сечения в поэзии А.С. Пушкина авторами вышеупомянутой статьи был проведен математический анализ 792 стихотворений поэта. Они пришли к выводу, что в каждом втором стихотворении имеется золотое сечение.

Э.К. Розенов провел анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и установил, что оно делится на две части: вступление, состоящее из одной строфы («Скажи-ка, дядя, ведь недаром ...»), и главная часть, распадающаяся, в свою очередь, на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам бой с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.

Главная часть стихотворения состоит из 13 се-мистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618=56,238), можно убедиться, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: «Ну, ж был де-

нек!». Именно эта фраза представляет собой кульминационный пункт, завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя) [3].

Э.К. Розенов провел также анализ многих поэтических произведений М.Ю. Лермонтова, Шиллера, А.К. Толстого и обнаружил в них «золотое сечение».

Кроме того, золотое сечение используется в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что золотая пропорция - это универсальный закон художественной формы, в котором отражаются эстетические и формальные параметры поэтического текста. Наличие в стихотворном тексте феномена золотого сечения делает его исключительно мелодичным и гармоничным, такое стихотворение отличается органичной упорядоченностью и пропорциональностью. Неосознанное использование божественной пропорции свидетельствует, прежде всего, о талантливости и гениальности поэта. Такое исследование поэзии позволяет судить о художественном мастерстве того или иного поэта не субъективно, а объективно, с точки зрения математических знаний.

Библиографический список

1. АбрамовМ.А., Волошинов А.В. Пушкин и законы симметрии // Человек. - 1999. - .№3.

2. ВасютинскийН. Золотая пропорция. - М.: Молодая гвардия, 1990.

3. Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. -М.: Музыка, 1982.

Т.М. Касторская

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ СЕМЬИ КУПЦА С.Я.ЯКОВЛЕВА (в русском искусстве сер. и второй половине ХУШ века)

В дворянском быту с середины XVIII века наличие фамильных портретов, было явлением если не обычным, то уже достаточно распространенным. Пример тому портретные галереи в Костромской и Ярославской губерниях: в усадьбе Черевиных «Нероново», Катениных «Клусеево», Тишининых «Тихвино-Никольское». Но среди купечества, портретиро-вание только входило в моду, оно было еще достаточно редким, поэтому рассмотрение одной из самых ранних купеческих галерей в истории русского изобразительного искусства было бы не бе-

зынтересно. Богатое купечество в это время могло проявлять почти дворянские жизненные претензии, и, наоборот - дворянство, в особенности мелкопоместное, по простоте своего бытового уклада приближалось к купеческому сословию.

В доказательство сказанного можно привести яркие примеры строительства каменных жилых домов, которые возводились верхушкой купечества в уездных городах, как образцы дворцового типа, в которых имели место портретные галереи. Одним из таких персонажей являлся купец Савва Яковлевич Собакин, взявший впоследствии

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008

© Т.М. Касторская, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.